УДК: 712;7.04;58.006.
Этнокультура в ботанических садах Голосова Е.В., Котова А.В.
Никитский ботанический сад - национальный научный центр РАН, Россия
Аннотация. Этнокультурная визуализация садоводческих традиций разных стран и народов набирает популярность в ботанических садах. Эта традиция берет свое начало во всемирных выставках класса ЭКСПО, которые регулярно проводятся в мире почти 200 лет. В отечественных ботанических садах подобных экспозиций не так много, хотя тенденция к пересмотру традиционных способов экспонирования растений явно наметилась. Посетителей ботанических садов стала интересовать комплексная информация, связанная с растениями - не только их ботанические и систематические характеристики, но и традиции использования в медицине, фармакологии и в быту, традиционное и современное новаторское скульптурное оформление пространства, связь растений с другими видами искусства и науками - литературой, архитектурой, живописью, историей, этнологией, религиоведением.
Ключевые слова: ботанический сад, этнокультура, всемирные выставки, национальное садовое искусство.
Ethnoculture in botanical gardens
Golosova E.V. Kotova A.V.
Nikitsky Botanical Garden - National Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Russia
Summary. Ethnocultural visualization of horticultural traditions of different countries and peoples is gaining popularity in botanical gardens. This tradition originates in the world exhibitions of the EXPO class, which have been held regularly in the world for almost 200 years. There are not so many similar expositions in Russian botanical gardens, although there is clearly a tendency to revise traditional ways of exhibiting plants. Visitors to the botanical gardens began to be interested in complex information related to plants - not only their botanical and systematic characteristics, but also the traditions of use in medicine, pharmacology and in everyday life, traditional and modern innovative sculptural design of space, the connection of plants with other types of art and sciences - literature, architecture, painting, history, ethnology, religious studies.
Key words, botanical garden, ethnoculture, world exhibitions, national garden art
Философы разных эпох - Конфуций и Лао Цзы, Ж.-Л. Леклерк и Л. Фейербах, В. Ключевский и Л. Н. Гумилёв не раз обращались к вопросу о соответствии национального характера народа и национального искусства. Лев Николаевич Гумилев в статье «Искусство и Этнос» [1 c. 36] писал «...расцветы и упадки искусства зависят от этногенеза, или природного процесса становления человечества, естественным образом разделенного на этносы (народности). Каждый этнос оригинален и неповторим, значит и создаваемое им искусство либо несет черты самобытности, либо отражает ... духовную зависимость его от иных народов, даже если эта зависимость не облекается в политические формы».
Наряду с такими видами национального искусства как литература, живопись или архитектура, этнокультурная визуализация садоводческих традиций разных стран и народов известна достаточно давно - об этом свидетельствую сохранившиеся в описаниях и фресках сады Древнего Египта и Ассирии, и сохранившиеся тысячелетние сады Китая и Японии. Процесс осознанной демонстрации национального садового искусства наряду с национальной архитектурой можно отнести к XVIII веку, когда в Европе на регулярной основе стали проводиться Всемирные выставки класса EXPO.
Одной из первых парижских выставок была универсальная «Выставка трудов промышленности, сельского хозяйства и изящных искусств» 1855 г., но особенно важным этапом развития и демонстрации национальных культур в области ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства стала Всемирная выставка 1867 г. в том же Париже. Там профессиональные архитекторы, по сути, впервые показали интеграцию новых архитектурных и ландшафтных объектов с градостроительным планом города (рис. 1).
ККДО М ...........•/кЧ4*
Рис. 1. План Всемирной выставки в Париже1867 г. [2]
Вокруг центра выставки располагались сады, выполненные инженером Ж.Ш. Альфаном и мастером ландшафтного искусства Ж.-П.Б. Дешампом, в которых находились павильоны разных стран - России, Марокко, Британии, Мексики, Ирландии, Туниса, Японии, Китая и других стран, носивших национальный характер их архитектуры. Были представлены дворец Тунисского бея, японский дом, древние азиатские храмы, мечеть и др. На участке Российской империи были представлены постройки разных народов - русская изба, якутская урасса, киргизская юрта, характерные для многонациональной архитектуры (рис. 2). Русская изба с резьбой, построенная без единого гвоздя плотницкой артелью из Владимирской губернии, удостоилась серебряной медали.
Рис. 2. Русская и японская экспозиции на Всемирной выставке 1867 г. в Париже [2] С каждым годом выставки становились масштабнее с привлечением ландшафтных архитекторов со всего мира, некоторые, в последствии, вписываясь в пространство города, становились общественными парками с элементами садов разных культур. Особенно популярными этнокультурными объектами, начиная с XVIII в. являются хорошо узнаваемые китайские и японские сады. Такой интерес был вызван сильным увлечением искусством Востока, который был характерен как для европейской, так и для русской культуры, и находил свое отражение не только в интерьерном убранстве дворцов, но и выходил за их пределы, в элементах архитектуры и садово-парковом искусстве.
Со второй половины ХХ века ряд выставок класса EXPO уже проводились как специализированные садоводческие выставки (например, EXP0-70 и EXPO-90 в Осаке (Япония), EXP0-99 в Куньмине (Китай)). В 1990 г. в Осаке свои сады представляли около 83 стран и 55 международных организаций, а в 1999 г. в выставке в Китае участвовали 95 стран и 33 китайских провинции со своими национальными садами (рис.
Рис. 3. EXP0-90 в Осаке: фрагмент экспозиции садов СССР и Ирландии
Рисунок 4. ЕХРО-99 в Куньмине: фрагмент экспозиции садов России и Франции
В 2023 г. местом проведения Международной выставки садов стал город Сунчхой в Южной Корее, где на площади 193 га были построены 80 национальных садов США, Китая, Голландии, Англии, Франции, Германии, Италии, Мексики, Испании, Японии и Тайланда и др.
На всех выставках у большинства национальных садов определяющим этническим элементом была архитектура, модели известных монументов или копии памятников известных личностей, имеющих значимое место в истории и культуре страны, но главное - узнаваемое. Так сад США на выставке в Южной Корее узнается только по наличию уменьшенной копии статуи Свободы, а определяющим композиционным элементом в саду Австрии на ЕХРО-99 в Куньмине - была скульптура Иоганна Штрауса со скрипкой. Голландские сады на всех выставках не обходятся без традиционных ветряных мельниц.
Ботанические сады по своей сути являются не менее значимыми, но более специализированными выставками, от которых в современном периоде истории посетитель ждет не только показа экзотических растений, но и связанных с ними экзотических ландшафтов.
Дать определение этнокультурным экспозициям в ботанических садах можно как завершенное концептуальное объемно-пространственное и планировочное решение пространства, где представлена флора определенных регионов с элементами архитектуры и специфической планировки, малыми архитектурными формами, копиями исторических памятников и изделий народного творчества соответствующих этносов. Целью создания этнокультурных экспозиций является демонстрация исторической связи этноса и флоры.
Одним из первых подобных сооружений в ботаническом саду заимствованных из китайского зодчества, считается Великая пагода в Королевских ботанических садах Кью, построенная придворным архитектором принцессы Августы сэром Уильямом Чеймберсом в 1761-1762 гг. Чеймберс, не раз бывавший в Китае и вдохновленный архитектурой Востока, создал проект Великой пагоды по образу Фарфоровой пагоды в Нанкине, увиденной им на одной из гравюр, но разрушенной во время тайпинского восстания (рис. 5).
Рис. 5. А. Великая пагода в Королевском ботаническом саду Кью (Англия) Б. Фарфоровая пагода в Нанкине (Китай) [3]
Пагода и установленные позже в этой части Кью японские ворота XVI в., положили начало строительства восточных экспозиций не только в королевских садах Кью, но и по всему миру.
Чаще всего в ботанических садах мира можно видеть японские сады - в ботанических садах Рио де Жанейро, Лондона, Вашингтона, Батуми, Рима, Москвы, Санкт Петербурга и многих других.
Интерес к садовой культуре других стран приобрел устойчивую тенденцию, а поскольку ботанические сады являются в любой стране авангардными испытательными полигонами, именно в них начали строить этнокультурные экспозиции, которые являются откликом на заинтересованность людей всего мира к изучению и пониманию культуры разных стран и континентов.
Этнокультурные ландшафтные экспозиции оформляются с помощью приемов садово-парковой искусства и представляют собой завершенное концептуальное объемно-пространственное и планировочное решение пространства, где представлена флора определенных регионов с элементами архитектуры и специфической планировки, малыми архитектурными формами, копиями исторических памятников и изделий народного творчества соответствующих этносов. Целью этнокультурных экспозиций ботанических садов является демонстрация исторической взаимосвязи этноса и флоры.
К сожалению, в отечественных ботанических садах подобных экспозиций не так много, хотя тенденция к пересмотру традиционных способов экспонирования растений явно наметилась. Посетителей ботанических садов стала интересовать комплексная информация, связанная с растениями - не только их ботанические и систематические характеристики, но и традиции использования в медицине, фармакологии и в быту, традиционное и современное новаторское скульптурное оформление пространства, связь растений с другими видами искусства и науками -литературой, архитектурой, живописью, историей, этнологией, религиоведением. Примером такого подхода может служить схема на рисунке 6, которая подразумевает бесконечное продолжение, зависящее исключительно от кругозора ландшафтных архитекторов и ботаников.
- V
1 и1-д- 1 [
Рис. 6. Подход к классификации ландшафтных экспозиций ботанических садов
Анализ открытой информации 119 ботанических садов, входящий в Совет ботанических Садов России показал, что только в 24 из них есть 39 этнокультурных экспозиций девяти условных этнотипов (рис.7-10). Их разнообразие представлено в табл. 1.
Таблица
Этнокультурные экспозиции в ботанических садах России
№ Этнотип Количество
1 Японский сад 18
2 Итальянский сад 1
3 Средиземноморский сад 4
4 Корейский сад 1
5 Китайский сад 3
6 Францезский сад 3
7 Английский сад 1
8 Мексиканская горка 3
9 Этнические сады народов России 5
Рис. 7. Языческая поляна древних саамов с валунами-сейдами и лабиринтом Ботанический сад ПГУ, Петрозаводск
да
Рис. 8. Романтический сад Тверской усадьбы, БС ТвГУ
Рис. 9. Сэвэны эвенков на искусственной скале. Ботанический сад, филиал БСИ РАН, Благовещенск
Рисунок 10. Этнографический
«Удмуртский сад». Скульптура Шунды-Мумы и входные ворота в виде тангыр. Отдел интродукции и акклиматизации растений Удмуртского ФИЦ УрО рАн
Проведенный анализ ситуации по различным способам показа растений в комплексе с этнокультурой, позволил сделать следующие выводы:
1. Искусство, в том числе садовое, имеет национальные корни, но не имеет национальных границ.
2. Современные этнокультурные и этноботанические экспозиции в ботанических садах решают те же задачи, что и Всемирные выставки садов и зелени, но должны демонстрировать растения соответствующих флор.
3. Наиболее популярными среди этнокультурных экспозиций во всем мире являются японские сады. Среди российских ботанических садов, имеющих этнокультурные экспозиции, они составляют 47%.
4. Этнокультурные традиции народов России представлены в ботанических садах крайне мало, из 119 ботанических садов, информация о наличии подобных экспозиций найдено только в пяти.
5. Создание этнокультурных экспозиций требует знаний не только по ландшафтной архитектуре, но и понимания культуры и истории этноса во избежание искажения предоставляемой информации и скатывания в китч.
Список литературы:
1. Гумилев Л.Н. Искусство и этнос // Декоративное искусство. 1972. № 1. С. 36-41.
2. 1867. Всемирная выставка в Париже на снимках в альбоме К.Т. Солдатёнкова. Ч. 1. Электронный ресурс. URL: https://il-ducess.livejournal.com/491538.html (дата обращения 06.03.2024)
3. Фишер фон Эрлах. (Австрия). Фарфоровая пагода в Нанкине. Иллюстрация из атласа 1721 г Электронный ресурс URL: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fupload.wikimedia.org%2Fwikip edia%2Fcommons%2Fthumb%2F6%2F60%2FNanking_Erlach.jpg%2F440px_Nanking_Erlach.jpg&lr=213 &p=3&pos=7&rpt=simage&text=фишер%20фон%20эрлах%20альбом%20китайской%20архитектуры (дата обращения 12.03.2024)