Научная статья на тему 'Этноконфессиональная составляющая гражданского общества'

Этноконфессиональная составляющая гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
287
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АВТОНОМИИ / ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Парахина В.Ю.

В статье рассматривается деятельность религиозных организаций и национально-культурных автономий в качестве институтов гражданского общества и их роль в развитии социального партнерства государства и общественных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этноконфессиональная составляющая гражданского общества»

XXXIII ХАРАКСКИЙ ФОРУМ «ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО И СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ: ДИАЛОГ ЭПОХ И ЦЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ»

Парахина В.Ю.

студентка 3 курса отделения политологии философского факультета Таврической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация: в статье рассматривается деятельность религиозных организаций и национально-культурных автономий в качестве институтов гражданского общества и их роль в развитии социального партнерства государства и общественных организаций.

Ключевые слова: этноконфессиональные отношения, религиозные организации, национально-культурные автономии, государственно-конфессиональные отношения, гражданское общество, национально-культурные автономии.

Новейшие тенденции в развитии российского государства актуализируют исследования, связанные с выявлением роли религиозных объединений и национально-культурных автономий в функционировании гражданского общества и развитии социального партнерства государства и общественных организаций.

Специфика государственно-конфессиональных отношений в первую очередь заключается в том, что данные отношения являются сложной и важной совокупностью взаимоотношений государства с религиозными организациями.

Историческое прошлое показывает, насколько сильна взаимосвязь Церкви и государства в России. В данном контексте мы рассматриваем существование и функционирование множества конфессий в нашей многонациональной стране, однако делаем акцент на скоррелированности усилий Русской Православной Церкви и государства. В российском обществе РПЦ выполняет важную нравственную и духовную функцию. Сила Московского Патриархата и вера народа сумели отстоять великую православную религию и пронести ее через века, преодолеть исторические трудности, сохраняя нравственные и моральные ценности. Православная Церковь, сохраняя традиции и нравственный уклад испокон веков, оказывала и продолжает оказывать стабилизирующие влияние на российское общество.

Религия как система взглядов оказывает сильное моральное воздействие на человека. Если гражданское общество определять, как систему ценностей, присущую определенному обществу на данный момент, то таким образом можно охарактеризовать качественное состояние социума. Гражданское общество в данном контексте рассматривается как естественно сложившиеся взаимоотношения между индивидами, оно нацелено на удовлетворение разнообразных потребностей индивида. Поэтому гражданское общество в качестве системы этнических и религиозных отношений индивидов, проявляющихся в виде организаций (в первую очередь религиозных и национально-культурных) существенно влияет на мирное и устойчивое развитие межэтнических и межконфессиональных отношений и предупреждение этнических и религиозных конфликтов. Соответственно, данные организации могут воздействовать на различные социальные, экономические и политические процессы, а также «пресекать» возможные возникающие конфликты между этническими или религиозными группами.

В данном контексте религиозные организации являются одним из механизмов, позиционирующих себя как часть гражданского общества. Религиозные организации занимаются деятельностью по удовлетворению религиозных потребностей граждан страны,

просветительской деятельностью, культурной, меценатской, образовательной и пр. Также они осуществляют созидательную работу с общественностью - священнослужители имеют открытый доступ в исправительные учреждения и воинские части; также выделяются участки под строительство культовых учреждений, реставрируются культовые здания из средств федерального бюджета и пр.

Стоит заметить, что религиозные организации, выступая частью гражданского общества, существенно влияют на его развитие, благодаря тому, что воспитывают активную, высоконравственную молодежь, оказывают влияние на развитие личности.

Рассматривая этноконфессиональные организации как институт гражданского общества на примере Республики Крым, стоит более подробно рассмотреть функционирование религиозных организаций и национально-культурных автономий на полуострове.

Известно, что в 1998 г. в Крыму было зарегистрировано 37 религиозных организаций, однако к 2014 г. данный количественный показатель увеличился до 1362 единиц. На сегодняшний день религиозные организации в Крыму представляют более пятидесяти конфессиональных направлений. К основным религиозным конфессиям относятся: православие, ислам суннитского толка (данные две конфессии имеют наибольшее распространение среди жителей республики), также играют важную роль караимизм, католичество, лютеранство, иудаизм, армянская апостольская церковь.

Наиболее успешно функционируют в крымском общественном пространстве такие религиозные организации как Межконфессиональный Совет Крыма «Мир - дар Божий», ЦРО «Духовное Управление Мусульман Крыма», Централизованная религиозная организация «Духовное Управление караимов Республики Крым» и пр. Данные религиозные организации проводят успешную просветительскую, культурную, образовательную деятельность и пр.

Характеризуя этническую «активность» институтов гражданского общества в Крыму, можно заметить, что на начало 2017 г. в Республике было зарегистрировано 13 национально-культурных автономий республиканского уровня: азербайджанская, армянская, белорусская, болгарская, немецкая, а также национально-культурные автономии греков, евреев, крымских караимов, крымчаков, крымских татар, татар, молдаван, осетин, эстонцев Республики Крым1.

Для анализа особенностей функционирования национально-культурных автономий целесообразно изучить способы освещения событий, предпринимаемые для информирования населения Крыма о деятельности НКА и тем самым привлечения внимания непосредственных и потенциальных участников. Таким образом, если рассматривать этноконфессиональные отношения как взаимодействие этнического и религиозного факторов, мы можем рассмотреть функционирование национально-культурных автономий как элемент гражданского общества.

Для изучения прикладного аспекта нашей темы мы провели исследование функционирования национально-культурных автономий на примере Республики Крым как субъекта Российской Федерации с помощью сравнительного анализа обновления данных, размещенных на web-сайтах зарегистрированных национально-культурных автономий.

Данные об интернет-активности национально-культурных автономий Республики Крым на начало 2017 г. указаны в таблице № 1.

Была изучена регулярность обновления web-сайтов 13 зарегистрированных региональных национально-культурных автономий Республики Крым.

1 Парахина В.Ю. Международные связи национально-культурных объединений Крыма// «25 лет внешней политики России»: сб. материалов Х Конвента РАМИ (Москва, 8-9 декабря 2016 г.). В 5 т. Т. 2: Россия и современный мир: политика и безопасность. В 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. А.В. Мальгина; [науч. ред.: А.А. Великая и др.]; Моск. гос. ин-т международных отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, Рос. ассоциация международ. исследований (РАМИ). - М.: МГИМО-Университет, 2017. С. 333-342.

№ Национально-культурная Web- Количеств Дата Наличие

автономия сайт о записей последнего электронного

(новостей) обновления адреса

1 НКА азербайджанцев РК - - - +

2 НКА армян РК - - - +

3 НКА болгар РК «Паисия + 21 24.01.2017 +

Хилендарского»

4 НКА греков РК «Таврида» + 23 27.10.2016 +

5 НКА евреев РК - - - +

6 НКА крымских караимов РК + 80 05.08.2016 +

7 НКА молдаван РК - - - -

8 НКА эстонцев РК - - - +

9 НКА немцев РК + 16 29.09.2016 +

10 НКА немцев РК + 16 29.09.2016 +

11 НКА крымских татар РК - - - -

12 НКА татар РК - - - +

13 НКА немцев РК - - - -

Таблица 1. Сведения об НКА в Республике Крым.

В итоге проведенного анализа нами был сделан вывод, что из 13 национально-культурных автономий только 4 из них имеют функционирующие web-сайты. Что касается наличия контактной информации, то на сайте Правительства Крыма указаны мобильные телефоны 12 НКА РК, однако электронные адреса отсутствуют у 3 НКА: молдаван, крымских татар и осетин1.

В целом положительно оценивая деятельность национально-культурных автономий и религиозных организаций в качестве институтов гражданского общества, можно утверждать, что эффективная государственная политика может быть реализована только при синхронизации усилий государства и различных объединений граждан. При этом следует учитывать, что «взаимодействие органов государственной власти и общественных организаций национально-культурного характера характеризуется не только положительной динамикой. Существуют и проблемы в этих взаимоотношениях, как и в любом типе социального взаимодействия»2. Учитывая все вышеизложенное, сформулируем выводы:

1. Роль этнического и конфессионального факторов в развитии гражданского общества представляется нам достаточно важной - они взаимодополняют друг друга.

2. Деятельность религиозных организаций и национально-культурных автономий служит способом проявления активности гражданского общества в жизненно важных социальных вопросах, таких как религиозная и этническая самоорганизация.

3. Взаимодействие органов государственной власти и общественных организаций национально-культурного характера характеризуется не только положительной динамикой. Существуют и проблемы в этих взаимоотношениях, как и в любом типе социального

1 Парахина В.Ю. Национально-культурная автономия как механизм обеспечения прав этнических меньшинств// Политическое пространство и социальное время. 1917-2017: смыслы и ценности прошедшего столетия. Сборник научных трудов XXXIII Харакского форума 17-21 мая 2017 г., г. Ялта/ под ред. Т.А. Сенюшкиной, А.В. Баранова. -Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2017. С. 168-172.

2 Сенюшкина Т.А. Взаимодействие органов государственной власти и общественных организаций как элемент системы раннего предупреждения этнических конфликтов// Этничность, религия и политика/ Под ред. Т.А.Сенюшкиной и А.В.Баранова. - Симферополь: ИТ «Ариал», 2015. С. 314-321.

взаимодействия. Данные проблемы нуждаются в дополнительном изучении с целью их оптимального решения.

4. Наряду с этим, следует отметить, что формы этнической и религиозной самоорганизации шире и многообразнее, чем представленные в данной статье, что может представлять интерес для дальнейших исследований заявленной темы.

Литература:

1. Опарин А.Ю. Деятельность религиозных организаций как фактор становления гражданского общества в России// Человек и наука. URL: http://cheloveknauka.com/deyatelnost -religioznyh-organizatsiy-kak-faktor-stanovleniya-grazhdanskogo-obschestva-v-rossii#ixzz4mc7SGBmu (дата обращения: 15.09.2017).

2. Парахина В.Ю. Национально-культурная автономия как механизм обеспечения прав этнических меньшинств// Политическое пространство и социальное время. 1917-2017: смыслы и ценности прошедшего столетия. Сборник научных трудов XXXIII Харакского форума 17-21 мая 2017 г., г. Ялта/ под ред. Т.А. Сенюшкиной, А.В. Баранова. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2017. С. 168-172.

3. Парахина В.Ю. Международные связи национально-культурных объединений Крыма// «25 лет внешней политики России»: сб. материалов Х Конвента РАМИ (Москва, 8-9 декабря

2016 г.). В 5 т. Т. 2: Россия и современный мир: политика и безопасность. В 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. А.В. Мальгина; [науч. ред.: А.А. Великая и др.]; Моск. гос. ин-т международных отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, Рос. ассоциация международ. исследований (РАМИ). -М.: МГИМО-Университет, 2017. С. 333-342.

4. Сенюшкина Т.А. Взаимодействие органов государственной власти и общественных организаций как элемент системы раннего предупреждения этнических конфликтов// Этничность, религия и политика/ Под ред. Т.А.Сенюшкиной и А.В.Баранова. - Симферополь: ИТ «Ариал», 2015. С. 314-321.

5. Региональные национально-культурные автономии Республики Крым. Правительство Республики Крым. URL: http://gkmn.rk.gov.ru/rus/info.php?id=616539 (дата обращения: 11.10.17).

6. Роль религиозных объединений в становлении российского гражданского общества. URL:

http://studbooks.net/1162864/pravo/rol_religioznyh_obedineniy_stanovlenii_rossiyskogo_grazhdansko go_obschestva (дата обращения: 17.10. 2017).

References:

1. Oparin A.lu. Deiatel'nost' religioznykh organizatsii kak faktor stanovleniia grazhdanskogo obshchestva v Rossii// Chelovek i nauka. URL: http://cheloveknauka.com/deyatelnost-religioznyh-organizatsiy-kak-faktor-stanovleniya-grazhdanskogo-obschestva-v-rossii#ixzz4mc7SGBmu (data obrashcheniia: 15.09.2017).

2. Parakhina V.Iu. Natsional'no-kul'turnaia avtonomiia kak mekhanizm obespecheniia prav etnicheskikh men'shinstv// Politicheskoe prostranstvo i sotsial'noe vremia. 1917-2017: smysly i tsennosti proshedshego stoletiia. Sbornik nauchnykh trudov XXXIII Kharakskogo foruma 17-21 maia

2017 g., g. Ialta/ pod red. T.A. Seniushkinoi, A.V. Baranova. - Simferopol': IT «ARIAL», 2017. S. 168-172.

3. Parakhina V.Iu. Mezhdunarodnye sviazi natsional'no-kul'turnykh ob"edinenii Kryma// «25 let vneshnei politiki Rossii»: sb. materialov Kh Konventa RAMI (Moskva, 8-9 dekabria 2016 g.). V 5 t. T.

2: Rossiia i sovremennyi mir: politika i bezopasnost'. V 2 ch. Ch. 2 / pod obshch. red. A.V. Mal'gina; [nauch. red.: A.A. Velikaia i dr.]; Mosk. gos. in-t mezhdunarodnykh otnoshenii (un-t) M-va inostr. del Ros. Federatsii, Ros. assotsiatsiia mezhdunarod. issledovanii (RAMI). - M.: MGIMO-Universitet, 2017. S. 333-342.

4. Seniushkina T.A. Vzaimodeistvie organov gosudarstvennoi vlasti i obshchestvennykh organizatsii kak element sistemy rannego preduprezhdeniia etnicheskikh konfliktov// Etnichnost', religiia i politika/ Pod red. T.A.Seniushkinoi i A.V.Baranova. - Simferopol': IT «Arial», 2015. S. 314321.

5. Regional'nye natsional'no-kul'turnye avtonomii Respubliki Krym. Pravitel'stvo Respubliki Krym. URL: http://gkmn.rk.gov.ru/rus/info.php?id=616539 (data obrashcheniia: 11.10.17).

6. Rol' religioznykh ob"edinenii v stanovlenii rossiiskogo grazhdanskogo obshchestva. URL: http://studbooks.net/1162864/pravo/rol_religioznyh_obedineniy_stanovlenii_rossiyskogo_grazhdansko go_obschestva (data obrashcheniia: 17.10. 2017).

ETHNOCONFESSIONAL COMPONENT OF CIVIL SOCIETY

Parakhina V.Y. Crimean Federal University

Abstract: The article examines the activities of religious organizations and national-cultural autonomies as institutes of civil society and its role in the development of social partnership of state and NGO.

Keywords: ethno-confessional relations, religious organizations, national-cultural autonomies, state-confessional relations, civil society, national-cultural autonomies.

Для цитирования: Парахина В.Ю. Этноконфессиональная составляющая гражданского общества// Архонт, 2018. № 1(4). С. 66-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.