УДК: 393
DOI: 10.24411/2686-9217-2020-10009
Этнографическое изучение объектовисторико-культурного наследия на примере памятников археологии Кабардино-Балкарской Республики
Б.Н. Юринов 1
В статье рассматриваются объекты археологии Кабардино-Балкарской республики в контексте этнокультурной традиции местного населения. В качестве модельных памятников выбраны объекты с различным влиянием на локальную культурную традицию: курган «Андемиркан», городище Нижний Джулат и Урванские курганы. В работе разбирается история изучения, а также археологическая и этнографическая характеристика для каждого памятника. Делается вывод о необходимости учета этнологических данных в процессе археологических работ. Источниковая база статьи основана на собственных полевых исследованиях в ходе экспедиции Института Истории СПбГУ в Кабардино-Балкарии в 2018 года.
Ключевые слова: Кабардино-Балкария, памятники археологии, памятники этнографии, курган Андемиркан, городище Нижний Джулат, Урванские курганы.
Памятники археологии являются важной частью культурного наследия и по своей сути представляют собой комплексные объекты. Большинство объектов археологии так или иначе фиксируются в этнографическом материале, то есть имеют признаки как объекта археологии, так и объекта этнологии. До сих пор в этническом самосознании локальных сообществ эти объекты играют принципиальную роль: вплоть до того, что они могут быть одной из составляющей исторической памяти народа, влияя на сохранение им этнокультурного своеобразия. Данный аспект зачастую игнорируется при проведении археологических работ, когда памятник физически
:Юринов Борис Николаевич - аспирант, Кабардино-Балкарский научный центр РАН, Российская Федераци, 360002, Кабардино-Балкарская республика, г. Нальчик, Долинск, ул. Балкарова, д. 2; [email protected]
Yurinov Boris Nikolaevich - graduate student, Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Russian Federation, 360002, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, Dolinsk, ul. Balkarova, d. 2; [email protected]
уничтожается. Это воздействует на жизнедеятельность местного населения, а зачастую приводит к конфликтным ситуациям.
Многие регионы в России богаты уникальными историческими территориями, такими как: древние города, усадебные и дворцово-парковые ансамбли, комплексы культовой архитектуры, исторические постройки, историко-культурные памятники и т.д. К таким регионам относится и территория Северного Кавказа.
Если говорить об историко-культурном наследии Кабардино-Балкарской республики, то ее древняя культура представляет несомненный интерес. На территории региона расположено 389 памятников культуры.
Почвенно-климатические условия и природные богатства издревле являлись одной из основных причин густой заселенности Кавказа. Расположенная на путях миграции различных племен и народов, территория его явилась ареной многих исторических событий. В недрах края, по словам Е.И. Крупнова, «сохранилось множество культурных напластований различных эпох и народов».2
Сказанное в полной мере относится и к территории Кабардино-Балкарии, расположенной в средней части Северного Кавказа. Здесь, в республике с относительно небольшой площадью, выявлено значительное количество разнообразных археологических памятников, хронологически охватывающих почти все эпохи человеческой истории от каменного века (за исключением палеолита) до позднего средневековья. Научная значимость некоторых из них (Агубековское и Долинское поселения, Нальчикский могильник, городище Нижний Джулат и др.) выходит далеко за пределы Кабардино-Балкарской республики.3
Для данного исследования было выбрано три модельных памятника, которые с точки зрения значимости для этнокультурной традиции народов Республики можно разделить на три типа:
2Крупное Е.И. Основные проблемы древней истории и археологии Кабарды // Ученые записки Кабардинского НИИ.Т. IV. Нальчик, 1948. С. 92.
3 Чеченов И.М. Древности Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1969. С. 5.
A) Памятники, имеющие общекультурный фольклорный контекст, но не имеющие критического значения в локальной традиции;
Б) Памятники, не являющиеся частью культурной традиции населения Кабардино-Балкарской Республики;
B) Памятники, являющиеся неотъемлемым элементом локальной культурной традиции.
Каждый тип памятников рассматривается по определенному плану: географическое положение, археологическая характеристика памятника (тип памятника, планиграфия, статиграфия, хронология и культурная принадлежность, история изучения), место памятника в локальной культурной традиции.
Курган «Андемиркан»
Интересующий нас объект культурного наследия — курган Андемиркан входит в состав памятника федерального значения «Курганная группа Аушигерская-1 (Андемиркан)». Аушигер — село Черекского района Кабардино-Балкарской республики, расположенное левом берегу р. Черек. В 1,5 - 2 км юго-западнее селения, по обе стороны дороги Нальчик — Кашхатау, находятся несколько крупных курганов с четким профилем, высотой 5-8 метров. В насыпях некоторых курганов прослеживается каменная обкладка. По морфологическим признакам данные курганы относятся к эпохе бронзы. Также в районе Аушигера были найдены характерные для данного периода предметы II тысячелетия до н. э. (шлифованный топор-молот из серпентина, фрагментированный сосуд и др.), возможно изъятые из данных курганов.4
На данный момент значительная часть территории, где расположены объекты археологического наследия, относящиеся к «Курганной группе Аушигерская-1», не исследована и используется под пашни и фруктовые сады.
После постепенного отхода от советской идеологической традиции у современного населения Кабардино-Балкарии начинает происходить
4 Чеченов И.М. Древности Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1969. С. 27-28.
- 183 -
мобилизация этнического самосознания, включая возрождение интереса к традиционной культуре и прошлому своих народов. Актуализируются забытые и даже запрещенные в прошлом мифы, предания, легенды и другие субъекты народной культуры. Данный памятник, устная народная традиция связывает с именем героя Андемиркана, якобы жившего в конце XVII - начале XVIII веков и погибшего в неравной борьбе с феодальными князьями.
Существует ряд версий о происхождении Андемиркана и его жизни, однако заслуживают внимания три наиболее известных, основанных на дореволюционных публикациях, сообщенных известными кабардинскими публицистами и фольклористами - Т.П. Кашежевым (1866-1931), К.М. Атажукиным (1841-1899) и П.И. Тамбиевым (1873-1928).
Т.П. Кашежев известен нам как просветитель, собиратель и издатель национального фольклора. По его варианту отцом Андемиркана был некий кабардинец Кур (от тюркского «слепой»), а матерью — Нальмэс — Гошей (от тюркского «алмаз», «принцесса» - «алмазная принцесса»). Кур отправился в «столицу султанскую», город Бруссу (Бурса - крупный город на северо-западе Анатолии, четвёртый по величине в Турции), взглянуть на мир, где услышал о стремлении султана иметь у себя нескольких богатырских жеребцов кабардинской породы «атльп». Кур согласился привезти коней, отправился в Кабарду, и привез двух породистых жеребцов, но на вид невзрачных. Вместе с ним приехали его жена и сын -Гулей. Разъяренный султан, поверивший в клевету о том, что вместо богатырских коней ему привезли обычных жеребцов, отдал приказ ослепить его. Кур возвращался домой на корабле, но в это время его жена была беременна. «Рожать во время плавания считалось дурной приметой, и корабельщики имели обыкновение выбрасывать рожениц в море». Нальмас - Гошей решила это скрыть и положила новорожденного (будущего Андемиркана) в ящик, замазала его воском и спустила в море. В кабардинском фольклоре данный сюжет потребовался для объяснения происхождения Андемиркана.
Брошенный ящик с Андемирканом заметила кабардинская княжна Адемирова. Рыбаки вытащили малыша, и княжеская семья
- 184 -
взяла его себе. Повзрослевший Андемиркан однажды вышел на охоту и увидел плывущих к берегу лошадь с двумя жеребцами. Подкараулив, он бросился на одного из жеребцов, но тот утащил его в море. После долгого плавания жеребенок выбрался на берег в Крыму, где правил в то время Доулет-Гирей. Жеребцы вместе с Андемирканом понеслись прямо во дворец, где выяснилось о принадлежности коней хану. Однако Доулет Гирею понравился ловкий джигит, и он поручил ему следить за конями. Спустя некоторое время хан вместе с женой полюбили юношу. Серый жеребенок, которого Андемиркан выбрал своей целью за пять лет вырос в богатырского коня. Его назвали Жаманшарик. Андемиркан захотел вернуться на родину, чтобы «испытать свою молодецкую силу в борьбе с врагами». Благодаря заступничеству жены хана, Доулет-Гирей согласился отпустить юношу домой, взяв с него обещание, что он вернется в Крым через два года. Андемиркан оседлал своего коня, переплыл море и взошел на родной берег.
Родители Андемиркана, обрадовавшись возвращению пропавшего сына, устроили большой званый пир. По прошествии двух лет, проведенных в развлечениях, Андемиркан данное крымскому хану обещание не сдержал и не вернулся назад. Раздосадованный отказом богатыря Доулет-Гирей собрал войско и отправился на «бесчисленных кораблях» к кабардинцам и разгромил их. Тогда народ бежал на восток (в современную Кабарду) и поселился по соседству с другими кабардинцами, которыми правил князь Беслан. Андемиркан никому «не давал прохода, никому не воздавал должного почета», даже князьям. Беслан, впавший в зависть молодости и силе юного богатыря, а также его бесподобного жеребца, решил избавиться от Андемиркана. В отсутствии юного витязя, кабардинцы собрались на совет, чтобы решить, как расправиться с Андемирканом. Общим согласием решили отправить юношу к крымскому хану с письмом, в котором князь просит убить посланника, передавшего письмо.
Однако Доулет-Гирей не только не казнил бывшего любимца, укравшего у него коня, но и простил. А кабардинцам отправил в ответ письмо, в котором высказал свое недовольство тем, что они не оценили
Андемиркана, «который мог бы своей грудью стать против целого войска и своим советом выручить всех из беды». Князь Беслан придумал новую хитрость, чтобы погубить неугодного юношу. Он пришел к семье Андемиркана с жалобой на своих врагов и попросил дать клятву помочь с ними разделаться. А когда они дали клятву - Беслан признался, что его злейший враг - их сын, Андемиркан. Нарушить клятву было нельзя, тогда родители заставили брата Андемиркана испортить ему оружие и отправиться с ним на охоту. Более того, брат уговорил Андемиркана не брать на охоту своего любимого коня - Жаманшарика, а оседлать простого жеребца. Охотясь, Андемиркан попал в засаду. Защищаясь одним ножом, он убил много противников, но всех одолеть не смог. Андемиркан погиб в бою, но его труп вытащил верный конь - Жаманшарик, прискакавший на поле боя. Он отнес его на гору Каракашхатау и засыпал его землей, где и появился курган. Дальнейшие действия по публикации Т.П. Кашежева развивались так: «Вихрем понесся конь в Крым, к Доулет-Гирею. Когда хан увидел коня без всадника, то он сейчас догадался, что его верный слуга пал жертвой народной мести. Он воспылал гневом на кабардинцев, что они ослушались его совета, и пошел на них войною. Много народу перебили татары, а остальных они покорили под свою власть. С тех пор Кабарда была под крымским ханом».5
Противопоставление Андемиркана кабардинцам отмечается также в песне, сообщенной П.И. Тамбиевым:
«Кабардинский князь Канболет был моим ровесником. Да Бог накажет его друга Канболета! Поклявшись Богом, он меня заводит в бесплодную пустыню и там меня отдает в жертву собравшимся отовсюду кабардинцам. Кто меня отдал в их руки, пусть ему при жизни не будет отрады! Знаменитого князя, несравненного в бою, они убили».6
Согласно версии К.М. Атажукина, Андемиркан принадлежит княжескому роду Мударовых. Он с юных лет принимает участие в набегах, в первом из которых он обменивает чулки и чувяки на лошадь с
5 Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX - начала XX века / Под ред. А.М. Гутова. Нальчик, 1979. С. 161.
6 Там же. С. 162
новорожденным жеребенком, будущим Жаманшириком. Существует две версии лингвистической этимологии имени коня. По первой — «Жаман-шарык» от татарского «поношенный чевяк», то есть в память об обмене. С другой стороны, это может быть искажение от тюркского «жом ашарыкъ» - «питающийся зерном», что выделяет богатырского коня среди прочих, которые употребляли в пищу сено. Покровителем в данной версии легенды выступает не Крымский хан, а Шамхал Тарковский. В данной версии также присутствует описание подвигов Андемиркана на охоте и войне. Вместо крымского хана в роли покровителя Айдемиркана здесь выступает Шамхал Тарковский, а погубить героя пытается не только Беслан Тучный (Беслан Джанхотов - реальная историческая фигура верховный князь XV-XVI вв., с правлением которого фольклорная традиция связывает важные социально-политические изменения)7, но и родной отец, возжелавший богатырского коня сына. По К.М. Атажукину, Андемиркан принимает смерть от руки своего друга - Канболета, который его предал.8
Несмотря на различия в версиях сказаний об Андемиркане, есть ключевые сюжеты, которые заслуживают внимания. Например, изобилие тюркских элементов в сказании. Это касается не только сходных линвистических конструкций, но и связь с популярным у тюркоязычных народов эпосом «Кёр-оглы». По всей видимости данные элементы проникали в Адыгскую культуру от турецких купцов, моряков и путешественников. Также прослеживается оппозиция «свой-чужой», в отношении Андемиркана и кабардинцев. Несмотря на его достоинства -молодость, мужество, воинская славу, у кабардинцев вызывает отторжение дерзость Андемиркана и грубое, до неприличия поведение. Даже спасение жизни князя на охоте не изменяет отношения к герою эпоса и приводит к его смерти от близкого окружения. 9
7 Азикова Ю.М. Беслан Тучный в героических песнях и исторических преданиях кабардинцев: образ власти и властителя // Кавказология. 2017. № 3. С. 57.
8 Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX - начала XX века / Под ред. А.М. Гутова. Нальчик, 1979. С. 163.
9 Там же. С. 164.
Таким образом, курган Андермикан находит свое отражение в фольклоре населения Кабардино-Балкарии в виде преданий о рождении и жизни самого Андермикана. С другой стороны, этот объект историко-культурного наследия имеет ограниченную значимость для сохранения исторической памяти и этнокультурного своеобразия местного населения: сам Андермикан генетически и культурно не связывается в представлении местного населения с коренными народами Республики. Наоборот, на лицо противопоставление кабардинцев и Андермикана, как «человека» носителя иного культурного кода. На это указывает подчеркивание в фольклоре особой поведенческой модели, которая не связывается в сознании жителей ни с кабардинцами, ни с адыгами в целом. Важным обстоятельством, которое указывает на ограниченную значимость кургана для современной этнокультурной традиции является то, что он не обладает в сознании местных кабардинцев сакральными свойствами. По этой причине в обрядово-ритуальной практике местного населения территория кургана не задействована.
Городище «Нижний Джулат»
Нижний Джулат занимает особое место среди объектов данного исследования. Стоит отметить, что данный памятник не связывается ни с одним этносом, проживающим в Кабардино-Балкарской республике. Аланское городище, каких на территории региона большое количество, примечательно тем, что его расцвет пришелся на эпоху господства Золотой Орды на Северном Кавказе. И именно золоордынский культурный пласт стал основопологающим, базовым сюжетом в исторической памяти титульных народов республик Северного Кавказа. Об этом говорят исходные топонимы и названия объектов, сохранившиеся в географической номенкулатуре, как например Татартуп (городище Верхний Джулат). В последнее время возобновились археологические раскопки Нижнего Джулата с целью музеефикации.10 Памятник заново начинает появляться в самосознании как символ эпохи, когда народы
10Эксперт: городище «Нижний Джулат» в КБР нужно незамедлительно спасать // URL: https://tass.ru/severnyy-kavkaz/6095710 (дата обращения: 20.12.2019).
- 188 -
Северного Кавказа находились в составе Золотой Орды.11 Он загружается в этническое сознание кабардинцев и балкарцев как внешний, этнически не приватизированный объект. Поскольку Золотая орда была полиэтничным объединением, в которую входили и черкесы, и балкарцы, объект на данный момент является неконфликтогенным.
Географически Нижний Джулат располагается в пограничье плоскостной и предгорной зоны Майского района Кабардино-Балкарской республики на правом берегу р. Терек. Последние упоминания об остатках сооружений были запечатлены в начале 19 века академиком Ю. Клапротом, который успел застать городище не полностью разрушенным. 12 Как известно из его краткого описания, к 1809 году еще сохранялись развалины мечети и минарета на юго-восточной стороне возвышенности, имеющей квадратную форму. Помимо мечети, на возвышенности находят многочисленные захоронения более молодого возраста, чем сама мечеть. И, хотя, установить точный возраст данного некрополя автору не удалось, он связывает его с ногайской ордой, находившейся в вассальной зависимости от Малой Кабарды. При исследовании городища Ю. Клапрот обнаружил два надгробия с арабскими надписями, датирующиеся 1717 и 1721 годами, что сильно позже основания мечети. Также автор отмечает, что надгробия сделаны из обожжённых кирпичей, взятых по-видимому из разрушенной мечети.13
Ключевым сюжетом, который связывают с местностью, где располагается Нижний Джулат является сражение армий Тохтамыша и Тимура 1397 года.
«Джулад» упоминается в «Книге побед» Низам-ад-Дина Шами и
и и
Шереф-ад-Дина Иезди.14 Шереф-ад-Дин Иезди дает следующее описание: «Когда Тимур со всем своим войском прибыл в местность Тарки и расположился там лагерем, до сведения его довели, что авангард
11 Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа X-XIII вв. СПб., 1994. С. 11.
12 Маджар и Нижний Джулат. Из истории золотоордынских городов Северного Кавказа / авт. науч. проекта Э.Д. Зиливинская. Нальчик: КБИГИ, 2015. С. 109.
13 Там же.
14 Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. Извлечения из персидских сочинений, собранные В.Г. Тизенгаузеном и обработанные А.А. Ромаскевичем и С.Л. Волиным. М.-Л., 1941. С. 119.
Тохтамыш-хана (под начальством) Казан-чия остановился на реке Хой. Тимур лично с с отборным войском ночью отправился в поход и утром, как ветер переправившись через реку, напал на них, ударами сверкающего меча истреблял презренных врагов, обагрил поверхность степи и равнины кровью неприятелей и зеленью меча заставил на побеге счастья распуститься бутон победы. Оттуда мирозавоеватель с победоносным своим двинулся дальше и, придяна берег реки Сундж, остановился, а Тохтамыш-хан, собрав свое войско на берегу реки Терека и выставив вперед туры, арбы... укрепил свою позицию и приготовился к бою. Тимур, выстроив войско в боевой порядок, подошел и, благодаря (своему) непоколебимому счастью и мощи (своего) войска, напустил поток страха и ужаса в жилище стойкости и самообладания Тохтамыш-хана; он (последний) не мог устоять, так что войско его, бросив (заградительные) окопные щиты (чапар) обратясь в бегство, отступило. Тимур с войском, найдя брод, перешел через реку Терек, а Тохтамыш-хан, дойдя до реки Курай остановился и занялся собиранием остатка своего войска. Так как у Тимурова войска оставалось мало продовольствия, то Тимур пошел вдоль берега реки в область Джулат, чтобы воины запаслись провизией из тамошних зерновых продуктов и в спокойном состоянии мужественно занялись уничтожением неприятелей».15 А упомянутый выше Ю. Клапрот первым связал данную территорию известную из письменных источников с Нижним Джулатом. Данный сюжет является основополагающим фактором развития этнокультурного туризма на территории городища Нижний Джулат.
В дальнейшем исследование Нижнего Джулата продолжилось в 20 веке. Известный советский археолог и специалист по древней истории Кавказа А.А. Иессен также относил Нижний Джулат к наикрупнейшим памятникам средневековой истории: «Это городище расположено на правом берегу Терека против станции Котляревской и представляет собой остатки древнего города Джулата, известного по победе Тимура над
15 Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. Извлечения из персидских сочинений, собранные В.Г. Тизенгаузеном и обработанные А.А. Ромаскевичем и С.Л. Волиным. М.-Л., 1941. С. 175-176.
Тохтамышем в 1397 г. Городище это, только бегло описанное Клапротом, дало ряд находок эпохи монгольского господства на Северном Кавказе, хранящихся теперь в Нальчикском музее. Расположенный на торговом пути в Грузию, Джулат, вероятно, играл значительную роль в жизни центральной части Северного Кавказа наряду с другими городами того времени, как Татартуп (в Осетии, на границе Кабардино-Балкарии, у сел. Эльхотово) и как крупнейший центр Маджары на Куме».16
В послевоенное время небольшие археологические раскопки на Нижнем Джулате провел Е. И. Крупнов. В 1947 году исследователь доказал непрерывность использования городища, проведя стратиграфические раскопки на цитадели.17
В 60-е годы начались полномасштабные раскопки памятника. Экспедиция Кабардино-Балкарского научно-исследовательского
и
института в 1962-1963 гг. под руководством Г.И. Ионе раскопала лишь верхние слои цитадели. А уже в 1966-1967 году экспедиция И.М. Чеченова получила богатый и многообразный материал, заложив раскопы в середине городища.18 Найденные вещи засвидетельствовали активую и многообразную деятельность на территории памятника. Также удалось установить хронологический период существования городища - с I в. до н.э. по XIV в. Помимо цитадели был исследован могильник.19
В 2018 году на Нижнем Джулате были проведены разведочные работы по определению границ территории объекта с целью оценки современного состояния городища.
Одной из важнейших причин развития и подъема Нижнего Джулата является удобное географическое положение на пересечении торговых и военных путей север-юг (Восточная Европа - Южный Кавказ) и запад-восток (Черное и Азовское море - Дербентский проход). Помимо мощных "федеральных" путей, рядом располагалось большое количество
16 Иессен А.А. Археологические памятники Кабардино-Балкарии // МИА СССР. 1941. № 3.
С. 30.
17 Крупнов Е.И. Отчет о работе археологической экспедиции 1947 г. в Кабардинской АССР // Архив ИА РАН. Р-1. № 163.
18 Чеченов И.М. Некоторые итоги раскопок посада Нижнего Джулата в 1967 г. // Вестник КБНИИ. Нальчик, 1968. Вып. I. С. 150.
19 Маджар и Нижний Джулат. Из истории золотоордынских городов Северного Кавказа / авт. науч. проекта Э.Д. Зиливинская. Нальчик: КБИГИ, 2015. С. 109.
- 191 -
дорог локального значения, связывающие Нижний Джулат и другие средневековые города. Недалеко от данной местности находится связка притоков Терека, в долинах которых можно было легко добраться до многих поселений, находящихся на территории современных Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. Помимо удобной транспортной развязки, местность богата на пастбища и плодородные земли, способствующие благоприятному развитию скотоводства и земледелия.20
Внешний облик средневекового Нижнего Джулата был схож с другими городищами данного региона и состоял из трех частей: цитадели, укрепления и пригорода, где располагались торговцы и ремесленники. Однако, сложная планировка города складывалась с течением времени. Первоначально территории городища соответствовала территория цитадели, которую населяли перешедшие на оседлый образ жизни позднесарматские племена в конце I в до н.э. - начале I н.э. Трехчастную структуру город приобрел в домонгольский период (Х-ХП вв.) ввиду естественного увеличения численности населения и миграционных процессов на Северном Кавказе. Учитывая мощную обороноспособность цитадели и отсутствие фортификаций на прилегающих территориях так же можно судить об усиленной стратификации общества. Наибольшее развитие Нижний Джулат получил в золотоордынское время. Поселение являлось нетипичным для Золотой Орды поселением, так как возникло на основе уже довольно крупного городища с развитой структурой к тому времени. В сравнении с Татартупом (Верхний Джулат), который тоже получил мощный толчок в это время, Нижний Джулат являлся более цивилизованным до прихода золотоордынцев, а еще один мощный город - Маджар был основан на неукрепленной пустой местности, как и многие татаро-монгольские города в Поволжье. Исходя из материалов раскопок Нижнего Джулата можно сказать, что в ХШ-ХГУ вв. были проведены работы по укреплению цитадели (появилась сырцово-кирпичаная стена),
20 Маджар и Нижний Джулат. Из истории золотоордынских городов Северного Кавказа / авт. науч. проекта Э.Д. Зиливинская. Нальчик: КБИГИ, 2015. С. 109.
- 192 -
в которой появилась мечеть. Так же укрепления получила прилегающая территория, где располагались ремесленники.21
Среди занятий населения можно отметить глиняное производство. Нижний Джулат, судя по обилию керамического материала и найденным на территории городища двум горнам для обжига керамики, был мощным центром изготовления керамических изделий. Кроме типичных для аланского периода образцов керамики, также были обнаружены фрагменты сосудов с поливой, характерные для золотоордынского времени, что говорит о непрерывном участии керамического производства в жизни городища.
В городище имелись металлообрабатывающие мастерские, расположенные в шахристане (укрепленная часть города вне цитадели). В подтверждение этого говорит необычно большое количество найденных железных предметов и железных шлаков, расплавленной глины и пережженная земля. Необходимо отметить, что данное явление не является характерным, как для схожих средневековых городищ Северного Кавказа, так и цитадели самого Нижнего Джулата. Из этого следует, что металлообрабатывающее производство в городище появилось и усовершенствовалось именно в золотоордынскую эпоху.
Также среди занятий населения можно отметить изготовление костяных предметов и ткачество. Как отмечалось ранее Нижний Джулат располагался на пересечении торговых путей. Торговые связи также подтверждают найденные импортная керамика и нумизматический материал - монеты, отчеканенные в Сарае и Крыму. Земледелие и скотоводство были базовыми занятиями населения Нижнего Джулата как в аланский, так и в золоордынский период. Среди культур, выращиваемых поселенцами основу составляли просо и пшеница, которая с течением времени занимала все большую процентную долю. Основу скотоводства составляло разведение крупного рогатого скота, меньше коневодство и мелкий рогатый скот. В связи с распространением Ислама, замечается резкое сокращение костей свиньи, которых в более
21 Чеченов И.М. Некоторые итоги раскопок посада Нижнего Джулата в 1967 г. // Вестник КБНИИ. Нальчик, 1968. Вып. I. С. 149.
поздних слоях обнаружено значительное количество. Охотились жители в золотоордынское время в основном на благородного оленя.
Итак, Нижний Джулат до золотоордынской эпохи являлся крупным земледельческим центром Северного Кавказа. В ходе установления господства Золотой Орды на Кавказе многие территории, ранее густонаселенные, были опустошены. Но в тоже время городища, находившиеся в удобном географическом расположении, особенно вблизи торговых путей, получили новый виток в развитии и стали крупными торгово-ремесленными центрами. Золотоордынцы, использовавшие Нижний Джулат, Татартуп (Верхний Джулат) и другие похожие города в целях религиозного воздействия на языческое и христианское население Кавказа, способствовали расширению и модернизации данных городищ. Нашествие Тамерлана и постепенный развал Золотой Орды скоро привели в упадок Нижний Джулат и его окрестности.
В рамках полевой экспедиции Кабардино-Балкарского отряда СПбГУ в 2018 году был разработан блок вопросов для местного населения, касающихся городища Нижний Джулат. Однако при проведении полевых исследований информанты затруднились идентифицировать Джулат как объект локальной традиции Ни один из опрашиваемых информантов не имел четкого представления об исторической значимости данного памятника.22
Таким образом, Нижний Джулат не является частью локальной и общекабардинской культурной традиции. Памятник, с культурной и исторической точки зрения вопринимается кабардинцами как «чужой». Среди современного населения, живущего в окрестностях расположения Нижнего Джулата отстутствует культурно-историческая память о данном объекте. Однако на фоне всеобщего интереса к прошлому, объект имеет потенциал для популяризации и брендинга территории.
22 Архив кафедры этнографии и антропологии 2018, Кабардино-балкарский отряд, Юринов, ТПЗ, ДПЗ, номер листа - 27.
Урванские курганы
Урванские курганы являются уникальными объектами историко-культурного наследия евразийского масштаба. Для данного исследования они интересны тем, что имеют широкий этнографический материал, связанный с народным творчеством. Также в рамках этнографической экспедиции кафедры этнографии и антропологии СПбГУ 2018 года, автор данной работы лично побывал на памятнике Ошхаца, в его окрестностях и собрал материал.
Урвань — кабардинское, практически моноэтничное село, расположенное на левобережье реки Урвань. В его окрестностях было сосредоточено огромное количество курганов, многие из которых были разрушены местными жителями при распашке. На курганах были найдены предметы, характерные для бронзового века культуры народов Северного Кавказа - бронзовые бляшки, ожерелье, ложечковидная подвеска и др.23
В Урванском районе Кабардино-Балкарской республики сосредоточено 44 выявленных кургана различной величины и формы, образующих Урванскую курганную группу. Данная группа является памятником федерального значения и охраняется Российской Федерацией начиная с 1971 года (постановление Совета министров КБАССР № 276 от 16.06.1971 гг.) - тогда В.М. Батчаевым была проведена паспортизация данных памятников.24 Среди прочих заметно выделяются три массивных кургана: Ошхаца, Ошхакилиса и Ошхаджафа. В своем исследовании местный краевед Х.М. Бекулов дал лингвистическое объяснение названий курганов: «В Центральном государственном архиве КБР хранится схема землепользования 1929 г., на которой к западу от окраины сел. Урвань, на краю лесного массива, эти курганы отмечены под названиями «Вашхо-Лиса, Вашхо-Ца, Ошха-Гяфа». Насколько мы понимаем, это кабардинские топонимические названия. Вашхо-Лиса, на котором, согласно легендам, находилась церковь, соответствует
23 Чеченов И.М. Древности Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1969. С. 29.
24 Бгажноков Б.Х., Фоменко В.А. Курганы в окрестностях селения Урвань (Предварительные итоги экспедиции КБИГИ 2016 г.) // Вестник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований. 2016. № 4. С. 15.
кабардинскому !уащхьэ-кылысэ - «Курган с церковью». Курган Вашхо-Ца, покрытый (до недавнего времени) со всех сторон, кроме южной, вековым лесом, соответствует кабардинскому названию !уащхьацэ — «Лесистый (Лохматый) курган». О нем писал Ш.Б. Ногмов в своей знаменитой книге «История адыхейского народа». Ошха-Гяфа — это курган в полукилометре к северо-западу от Лесистого кургана, известный под названием !уащхьэ джафэ — «Лысый курган». На его верхушке и сейчас можно увидеть живописную поляну, в то время как склоны покрыты густым лесом и кустарником. В дальнейшем, согласно огласовки на русском языке мы будем называть их Ошхакилиса, Ошхаца, Ошхаджафа».25
Курганы Ошхаца и Ошхакилиса находятся неподалеку от старой дороги Псыгансу - Урвань - Нальчик, известной еще с дореволюционных времен, по которой люди с окрестных поселений добирались в Нальчик. Ошхаджафа располагается чуть поодаль, примерно в 300 метрах от дороги. Данный курган со всех сторон окружен лесом, однако на самом памятнике растительности нет. По всей видимости он и получил свое название по этой причине, в сравнении с курганом Ошхаца, практически полностью покрытого лесом. Обозначение «Лесистый курган» фигурирует в архивных документах еще 1832 года, опубликованного Х.М. Бекуловым в статье посвященной кургану Ошхаца.26 В нем упоминается нападение абреков на конвой, следовавший из Нальчика на Урванский пост и отмечается, что случившееся произошло рядом с Лесистым курганом, в пяти-шести верстах от Нальчика. Указанное в документе расстояние примерно в два раза меньше реального, однако, учитывая дату написания данного документа и возможное расхождение единиц измерения, не вызывает сомнений, что речь идет именно о кургане Ошхаца. Один из самых известных кабардинских просветителей — Шора Ногмов (1794-1844) также упоминает место, где поселился первый епископ пришедший из Греции времен Юстиниана: «лесистый курган,
25 Бекулов Х.М. Аул князей Мисостовых и узденя Тогланова. Нальчик, 2008. С. 466.
26 Бекулов Х.М. Ошхаца - идол раннего христианства на Кавказе // Архивы и общество. Нальчик, 2007. № 2. С. 164-166.
расположенный в четырех верстах от Нальчика». 27Определить точный возраст курганов по внешнему облику не представляется возможным.
Огромные размеры кургана Ошхаца были впервые измерены в ходе археологической разведки под руководством П.Г. Акритаса в 1946 году.28 Курган, по флорме напоминающий усеченный конус, имеет длину окружности основания примерно 400 метров, а верхней площадки около 155 метров. Хотя П.Г. Акритас не приводит данных о высоте холма, путем несложных геометрических вычислений можно предположить, что в послевоенное время высота кургана была близка к 30 метрам. Автор также указывает на использование, а возможно и расширение верхней площадки кургана в годы Кавказской войны. Без сомнений, Ошхаца является самым большим курганом не только на территории Кавказа, но и среди известных памятников Евразии. Урванские курганы представляют собой погребально-культовыми насыпями.
В 2016 г. в Урванском районе проходила этнографическая экспедиция, осуществлявшаяся Кабардино-Балкарским институтом гуманитарных исследований. Составом экспедиции были исследованы Урванские курганы: отмечено нынешнее состояние памятников, зафиксирован ущерб от незаконных раскопок, а также обнаружены старые колесные дороги, соединяющие подножье и вершину курганов. Грабительские раскопки были обнаружены у подножия кургана Ошхаджафа, на вершине и западном склоне самого большого кургана -Ошхаца. Кроме того, черными копателями были проведены предварительные работы по расчистке поверхности «лесистого кургана» от деревьев и кустарников в конце лета 2016 г., отмечают исследователи.29 Опрошенные информанты в ходе экспедиции Кабардино-Балкарского отряда Санкт-Петербургского государственного университета в июле 2018 года также сообщили о грабительских раскопках. Х. З. Шогенов рассказал, что 3 года назад некие жители Нартана (село в Чегемском
27 Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа, составленная по преданиям кабардинцев Нальчик: Эльбрус, 1994. С. 77.
28 Бгажноков Б.Х., Фоменко В.А. Курганы в окрестностях селения Урвань (Предварительные итоги экспедиции КБИГИ 2016 г.) // Вестник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований. 2016. № 4. С. 15.
29 Там же. С. 19.
районе Кабардино-Балкарской республики) раскопали яму в кургане и смогли прокопать почти до самого низа, но их успели остановить и привлечь к ответственности. А в прошлом году (2017) пригнали экскаватор и хотели прокопать до центра кургана, но их тоже смогли остановить.30 Х.М. Бекулов также подтвердил информацию о грабительских раскопках, но в 2013-2014 годах. «Черные копатели» прорыли шахту на вершине кургана глубиной 21,5 м, но до конца дойти не смогли, их остановили. О найденном материале «черными копателями» информанту ничего не известно.31
Как упоминалось выше, Урванские курганы богаты на этнографическо-фольклорные сведения. В связи с этим можно утверждать, что Ошхаца, Ошхакилиса и Ошхаджафа представляют собой не только памятники археологии, но и памятники этнографии и истории.
Название кургана Ошхакилиса (каб. !уащхьэ кылиса) дословно означает «Курган с церковью». Чтобы понять почему объект приобрел данный топоним, необходимо обратиться к преданиям и легендам, связанных с курганом. По рассказам в былое время на кургане находилась древняя франгская церковь (монастырь), защищенная по периметру и с крестом на вершине. Франги, жившие в окрестностях Урвани, совершали паломничество в монастырь, который «занимал в жизни франгов такое же место, какое Кааба занимает в жизни мусульман. Каждый год франги поднимались на четвереньках к монастырю и получали там святую воду. Приобретенной таким образом водой (считавшейся, как видно, святой) они замешивали тесто, пекли хлеб, сушили из него сухари. Затем хранили и ели эти сухари в течение всего года».32 Дело в том, что в этнографическом материале кабардинцев существуют прямые упоминания о франгах-ференгах именно в этом районе. Эти данные мы находим в двухтомном сборнике кабардинского
30 Архив кафедры этнографии и антропологии 2018, Кабардино-балкарский отряд, Юринов, ТПЗ, ДПЗ, номер листа - 35.
31 Архив кафедры этнографии и антропологии 2018, Кабардино-балкарский отряд, Юринов, ТПЗ, ДПЗ, номер листа - 37.
32 Бгажноков Б.Х., Фоменко В.А. Курганы... С. 23.
фольклора, где раскрывается драматическое предание о встрече кабардинцев с франгами.
Предание гласит, что когда кабардинцы пришли на нынешние земли, то натолкнулись на франгов, у которых за нынешним селом Урвань был укрепленный город и рядом монастырь. Первоначально кабардинцы и франги жили мирно и помогали друг другу, но затем отношения испортились, и адыги, судя по легенде, осадили город и монастырь франгов. Прямых указаний о том, как и когда город был взят - нет, говорится лишь о том, что доблесть кабардинцев победила численность франгов.33
Схожие сюжеты связаны с самым большим курганом Урванской группы — Ошхаца (каб. — !уащхьацэжь «древний лесистый курган»). Ошхаца считался священным и неприкосновенным местом, хранящим в себе множество тайн и загадок. Согласно преданиям, описанным Шорой Ногмовым в «Истории адыхейского народа» греческие священники, прибывшие в Кабарду с просветительской миссией во времена Юстиниана, основали первый монастырь именно на кургане Ошхаца. Он также приводит слова песни, написанной местным населением, в которой также упоминается лесистый курган и богатство церкви:
«Шехник наш защитник и воспитатель, Шехник наш свет. Воспитатель рассуждал о законе божием с вершины лесистого кургана.
И на лесистом кургане сковал ему дом из жести с дверьми из литого серебра и там-то обитал светлый божий дух.
И ангелы беседовали с мудрым старцем. Свет от его бороды его уподоблялся свету факела.
Он парит в воздухе, как земная птица, подымается под облака и видит творящих беззакония.
Ребро его не простая кость, но кость слоновая, и благородный золотой крест сияет на его груди». 34
33 Кармов Т.М. О франгах на Урвани и римско-католическом присутствии // Исторический вестник. Нальчик, 2010. № 9. С. 4-5.
34 Ногмов Ш.Б. Указ. соч. С. 77.
Исходя из текста песни можно сказать, что на вершине кургана когда-то находился богатый монастырь с серебряной дверью, о которой так часто упоминают в различных преданиях и легендах. Несмотря на тот факт, что верхняя поверхность кургана довольно плоская и там действительно могли находиться строения, никаких вещественных доказательств существования монастыря не найдено. Еще один сюжет песни о парящем, как птица шехнике перекликается с легендой о волшебной карете. В окрестных селах было распространено предание о том, что ночью из лесистого кургана выезжала запряженная тройкой лошадей золотая колесница, которая всю ночь летала по небу, а перед рассветом опускалась и исчезала в кургане.
Интересную легенду о возникновении кургана во время принудительного насаждения ислама на территории Кавказа в своем труде опубликовал П.Г. Акритас в 1946 г: «С «Лесистым курганом» связана бытующая среди населения легенда. Курган этот, якобы, возник тогда, когда проповедники ислама заставляли кабардинцев силою оружия оставить свою старую религию (христианство) и перейти в мусульманство. Народ долго боролся против этого и мужественно защищал своих шогенов (христианских священников) и старшего шогена (епископа). Но когда стало ясно, что далее держаться нельзя, то нальчикский епископ, летняя резиденция которого с епископской церковью была там, где теперь Лесистый курган, разрешил народу принять формально ислам, но попросил засыпать землей его церковь так, чтобы враги не могли ее отыскать и осквернить. Народ охотно выполнил просьбу и, работая день и ночь, засыпал церковь землей, образовав большой курган, который после покрылся лесом. В церкви, по преданию, осталась вся церковная утварь (серебряная и золотая посуда, иконы, кресты, священные книги и пр.)».35
Другую версию легенды о возникновении курганов рассказал в интервью Х.З. Шогенов. По словам информанта, про Урванские курганы ему в тайне рассказывал дядя, потому что в советские годы это не
35 Акритас П.Г. Археологическая разведка в Кабарде в 1946 г. С. 311. Цит. по Бгажноков Б.Х., Фоменко В.А. Курганы... С. 22.
приветствовалось. В 2017 году праздновалось 300-летия села Мисостово (прежнее название села до 1920 года), самоназвание которого было получено от князей, которые переселились в эту местность в XVI веке. Название села Урвань трансформировалось сначала от имени кабардинского князя — Аруана, жившего задолго до Мисостовых, но неизвестно, когда. Он выбрал это место как самое спокойное. В то время поблизости не было воды, поэтому Аруан прокопал канаву от Черека, которая в последствии разрослась и стала рекой Аруан (Урвань). У князя было 7 сыновей, которые вместе отправились в поход по кабардинской привычке. В поле они обнаружили табун лошадей, за которыми следили пастухи. Сыновья Аруана связали пастухов, а лошадей угнали. Когда об этом узнали хозяева, они следом погнались за обидчиками и догнали их на территории Кабарды. Завязалась схватка и одного из сыновей убили. Остальные пытались бежать к отцу, в современную Урвань, но их настигали и убивали по одному сыну в разных местах. Последнего сына убили там, где сейчас находится курган Ошхаца. После этого преследователи зашли в село к Аруану, который приходился главному преследователю братом. Когда сели за стол князю рассказали, что убили его сыновей и почему. Аруан не стал гневаться на своего брата, за что тот пообещал сделать племянникам достойные могилы. Так и появились Урванские курганы. Аруан остался тут (в Урвани) жить, больше о нем неизвестно ничего. 36
В праздничной и религиозной культуре кабардинцев Урванские курганы также играли немаловажную роль. Например, вблизи курганов проводили большой праздник первой травы в апреле, на котором устраивались танцы, скачки и застолье, а детям раздавали сладости. По словам жителей сел Урвань и Нартан курганы обладают таинственной силой и святостью, внушают людям страх, любовь и уважение. Раньше на курганах было запрещено рубить деревья или косить траву. Особенным вероломством считались любые действия, нарушающие целостность курганов: ни в коем случае нельзя было раскапывать насыпь кургана,
36 Архив кафедры этнографии и антропологии 2018, Кабардино-балкарский отряд, Юринов, ТПЗ, ДПЗ, номер листа - 35-36
проникать внутрь и приносить домой какие-либо вещи, найденные на курганах. Самый большой курган — Ошхаца, особенно выделялся у местных жителей. Считалось, что в нем покоятся высшие силы, способные наказать любого, кто будет вырубать деревья, косить траву на кургане.
О других важных сюжетах и месте кургана Ошхаца в повседневной жизни местных жителей рассказал уже упоминавшийся выше краевед, уроженец Урвани Х.М. Бекулов. Информант называет Ошхаца «дремучим курганом» и относит его к раннему бронзовому веку. Их насыпали в честь захоронения неизвестного царя, но история умалчивает какого, по всей видимости захоронен не один человек, возможно два в доаланский период. В 500-ом году нашей эры, во времена Юстиниана, которого кабардинцы называли Юстук и клялись его именем, в кургане жил греческий священник, а после него староверы. Кроме того, информант упомянул об истории, рассказанной ему отцом, о том: что раньше там видели женщин, не кабардинок, которые тайком выходили из кургана в лес, в поисках пищи, а потом возвращались обратно.
Краевед также упоминает о том, что вход в курган был с восточной стороны и имел серебряную дверь высотой около полутора метров, которую во время русско-японской войны сняли и отлили, а вырученные средства потратили на покупку оружия. После этого вход начал осыпаться, до 1950 года еще было видно небольшое отверстие, оставшееся от входа, похожее на лисью нору. Он утверждает, что в Кургане находилось жилище: «от входа вели три ступеньки вниз, потом был длинный коридор и три комнаты, в которых говорят были каменные кушетки и рисунки». В курган пытались проникнуть в начале XX века два человека, но первый пытаясь пройти через вход получил смертельную рану, а второго избили, и он лишился рассудка. Смельчак Кафоев Хаджи на спор переночевал в кургане и после этого считался бесстрашным человеком.
Курганы традиционно не использовали, кроме выпаса. До войны на курганы загоняли овец, когда было жарко.
Ошхаца считался священным местом и местом большой силы. В былые времена, проходившие мимо кургана должны были обязательно
- 202 -
остановиться и помолиться, сделать намаз, но парадокс кабардинцев заключается в том, что они делали намаз у православного места. Информант также отметил, что не считает курганы кабардинскими, скорее христианскими, но «кабардинцы всегда делили котёл с христианами».37
Памятники археологии Кабардино-Балкарской республики как сложные историко-культурные объекты содержат богатый этнографический материал, по прежнему актуальный в локальной культурной традиции. При проведении археологических исследований данный материал либо не учитывается, либо используется в усеченном виде. В целях полноценного научного изучения объектов, а также для получения наиболее объективной оценки рисков необходимо проводить комплексные исследования (археологов и этнографов) и принимать во внимание актуальное культурное влияние памятников на жизнедеятельность локальных сообществ.
ЛИТЕРАТУРА:
Азикова Ю.М. Беслан Тучный в героических песнях и исторических преданиях кабардинцев: образ власти и властителя // Кавказология. 2017. № 3. С. 57-75.
Бгажноков Б.Х., Фоменко В.А. Курганы в окрестностях селения Урвань (Предварительные итоги экспедиции КБИГИ 2016 г.) // Вестник кабардино- балкарского института гуманитарных исследований. 2016. № 4. С. 15-33.
Бекулов Х.М. Аул князей Мисостовых и узденя Тогланова. Нальчик: Эльфа, 2008. 686 с.
Бекулов Х.М. Ошхаца - идол раннего христианства на Кавказе // Архивы и общество. 2007. № 2. С. 164-166.
Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа X-XIII вв. СПб.: СПбГУ, 1994. 236 с.
Иессен А.А. Археологические памятники Кабардино-Балкарии // МИА СССР. 1941. № 3. С.7-50.
Кармов Т.М. О франгах на Урвани и римско-католическом присутствии // Исторический вестник. Нальчик. 2010. № 9. С. 3-6.
Крупнов Е.И. Основные проблемы древней истории и археологии Кабарды // Ученые записки Кабардинского НИИ. Т. IV. Нальчик., 1948. С. 91-109.
37 Архив кафедры этнографии и антропологии 2018, Кабардино-балкарский отряд, Юринов, ТПЗ, ДПЗ, номер листа - 35-36
Маджар и Нижний Джулат. Из истории золотоордынских городов Северного Кавказа / авт. науч. проекта Э.Д. Зиливинская. Нальчик: КБИГИ, 2015. 184 с.
Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа, составленная по преданиям кабардинцев. Нальчик: Эльбрус, 1994. 231 с.
Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. T. II. Извлечения из персидских сочинений, собранные В.Г. Тизенгаузеном и обработанные А.А. Ромаскевичем и С.Л. Волиным / Отв. ред. П.П. Иванов. М.- Л.: АН СССР, 1941. Т. II. 308 с.
Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX - начала XX века. Кн. 1 / Под ред. А.М. Гутова. Нальчик: Кабардино-Балкарский институт истории, филологии и экономики, 1979. 404 с.
Чеченов И.М. Древности Кабардино-Балкарии. Нальчик: Эльбрус, 1969. 152 с.
Чеченов И.М. Некоторые итоги раскопок посада Нижнего Джулата в 1967 г. // Вестник КБНИИ. Нальчик, 1968. Вып. I. С. 128-151.
REFERENCES:
Azikova Y.M. Beslan Tuchnyj v geroicheskih pesnyah i istoricheskih predaniyah kabardincev: obraz vlasti i vlastitelya. Kavkazologiya. 2017, no 3, pp. 57-75. (In Russian)
Bgazhnokov B.H., Fomenko V.A. Kurgany v okrestnostyah seleniya Urvan' (Predvaritel'nye itogi ekspedicii KBIGI 2016 g.). Vestnik Kabardino-Balkarskogo instituta gumanitarnyh issledovanij. 2016, no 4, pp. 15-33. (In Russian)
Bekulov H.M. Aul knyazej Misostovyh i uzdenya Toglanova. Nal'chik, El'fa, 2008, 686 p. (In Russian)
Bekulov H.M. Oshkhaca - idol rannego hristianstva na Kavkaze. Arhivy i obshchestvo. 2007, no 2, pp. 164-166. (In Russian)
Gadlo A.V. Etnicheskaya istoriya Severnogo Kavkaza X-XIII vv. Saint Petersburg, SPbGU, 1994, 236 p. (In Russian)
Iessen A.A. Arheologicheskie pamyatniki Kabardino-Balkarii. MIA SSSR. 1941, no 3, pp.7-50. (In Russian)
Karmov T.M. O frangah na Urvani i rimsko-katolicheskom prisutstvii. Istoricheskij vestnik. Nal'chik, 2010, no 9, pp. 3-6. (In Russian)
Krupnov E.I. Osnovnye problemy drevnej istorii i arheologii Kabardy. Uchenye zapiski Kabardinskogo NII. Nal'chik., 1948, vol. IV, pp. 91-109. (In Russian)
Madzhar i Nizhnij Dzhulat. Iz istorii zolotoordynskih gorodov Severnogo Kavkaza / avt. nauch. proekta E.D. Zilivinskaya. Nal'chik, KBIGI, 2015, 184 p. (In Russian)
Nogmov S.B. Istoriya adyhejskogo naroda, sostavlennaya po predaniyam kabardincev. Nal'chik, El'brus, 1994, 231 p. (In Russian)
Sbornik materialov, otnosyashchihsya k istorii Zolotoj Ordy. T. II. Izvlecheniya iz persidskih sochinenij, sobrannye V.G. Tizengauzenom i obrabotannye A.A. Romaskevichem i S. L. Volinym / Otv. red. P.P. Ivanov. Moscow - Leningrad, AN SSSR, 1941, vol. II, 308 p. (In Russian)
Fol'klor adygov v zapisyah i publikaciyah XIX — nachala XX veka. Kn. 1 / Pod red. A.M. Gutova. Nal'chik, Kabardino-Balkarskij institut istorii, filologii i ekonomiki, 1979, 404 p. (In Russian)
Chechenov I.M. Drevnosti Kabardino-Balkarii. Nal'chik, El'brus, 1969, 152 p. (In Russian)
Chechenov I.M. Nekotorye itogi raskopok posada Nizhnego Dzhulata v 1967 g. Vestnik KBNII. Nal'chik, 1968, iss. I, pp. 128-151. (In Russian)
Ethnographic study of objects of historical and cultural heritage on the example of archeological monuments of the Kabardino-Balkarian Republic
B.N. Yurinov
The article discusses the archeology of the Kabardino-Balkarian Republic in the context of the ethnocultural tradition of the local population. The objects with different influence on the local cultural tradition were chosen as model monuments: the "Anemirkan" mound, the Nizhny Dzhulat settlement and the Urvan mounds. The history of the study is analyzed, as well as the archaeological and ethnographic characteristics for each monument. The conclusion is drawn that it is necessary to take into account ethnological data in the process of archaeological work. The source base of the article is based on our own field research during the expedition of the Institute of History of St. Petersburg State University in Kabardino-Balkaria in 2018.
Keywords: Kabardino-Balkaria, archeological monuments, ethnographic monuments, Andemirkan barrow, Nizhny Dzhulat ancient settlement, Urvan mounds.