Научная статья на тему 'Этнографическое изучение колхозного крестьянства в 1930-1950-х годах'

Этнографическое изучение колхозного крестьянства в 1930-1950-х годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
619
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ / ЭТНОГРАФИЯ КОЛХОЗНОГО КРЕСТЬЯНСТВА / Н. М. МАТОРИН / П. И. КУШНЕР / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / N. M. MATORIN / P. I. KUSHNER / HISTORY OF ETHNOGRAPHY / ETHNOGRAPHY OF COLLECTIVE PEASANTRY / THEORETICAL AND METHODOLOGICAL CONTINUITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новожилов Алексей Геннадьевич

В статье описывается история этнографического изучения колхозов и колхозного крестьянства от момента коллективизации на рубеже 1920-1930-х годов и до монографических обследований национальных колхозов в 1950-е годы. Показываются перипетии взаимовлияния полевой этнографии и концепции этнографических исследований современности. Отдельно рассматривается вопрос о методической и общетеоретической преемственности между монографическими описаниями села 1920-х годов, этнографическими исследованиями эпохи коллективизации и колхозной этнографией послевоенного периода. Делается вывод о масштабности, плановости и в то же время методической обеспеченности работ конца 1940-1950-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history and ethnographic study of collective farm peasantry in the late 1920's and 30's

The article describes the history and ethnographic studies of collective farm peasantry from the date of collectivization in the late 1920-30s till the monographic surveys of national collective farms in the 1950s. It reveals the vicissitudes of field ethnography and modern concept of ethnographic researches. It also addresses an issue of general theoretical and methodological continuity between the monographic descriptions of a village of the 1920s, ethnographic studies of the epoch of collectivization and "collective farm ethnography" of the postwar period. It concludes that ethnographic researches of late 1940-1950s were large-scale, pre-planned and at the same time methodically supported.

Текст научной работы на тему «Этнографическое изучение колхозного крестьянства в 1930-1950-х годах»

УДК 39

Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2012. Вып. 2

А. Г. Новожилов

ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОЛХОЗНОГО КРЕСТЬЯНСТВА в 1930-1950-х годах

Обращение к этнографическому изучению колхозного крестьянства в 1930-1950-е годы не было случайным ни с точки зрения определения места этнографии в системе советской науки, ни с позиции объективного развития этой дисциплины. С одной стороны, перед этнографами в ходе многочисленных кампаний и совещаний идеологами советской науки ставилась задача участвовать в решении актуальных проблем, стоящих перед обществом. Особенно актуализировалась эта задача после создания Института этнографии АН СССР (ИЭ АН СССР) и введения планирования научной работы. С другой стороны, поиск этнографами новых объектов исследования осуществлялся в условиях «уходящего поля», т. е. постепенного исчезновения (пусть неравномерного и неодновременного) традиционной культуры народов СССР. Именно этим установкам отвечало этнографическое изучение колхозного крестьянства (или, в других формулировках, этнография колхозов, изучение культуры и быта колхозников).

Однако спустя более чем полстолетия мы можем констатировать, что новое направление не прошло проверку временем. Несмотря на многочисленные попытки, колхозная этнография так и не сложилась ни институционально, ни тематически. Для того чтобы понять, почему это произошло, необходимо рассмотреть начальный этап развития этнографического изучения колхозов в 1930-1950-е годы.

Развитие колхозной этнографии в 1930-1950-е годы. Концепция этнографии колхозов зародилась еще в период коллективизации. Однако П. И. Кушнер, возглавивший изучение колхозов после войны, отрицал прямую преемственность, прежде всего методическую, между работами рубежа 1920-1930-х и 1940-1950-х годов [1, с. 170-171]. Тем не менее исследовательские приемы, удачи и недостатки тех и других исследований удивительно схожи.

Важным лозунгом 20-х годов прошлого века, который позволял создать общие основания новой науки на стыке исторического материализма и классических методов полевых исследований, было «осовременивание» этнографии. Именно под этими знаменами выступали различные инициативные группы того времени, обращавшиеся к полевому изучению деревни. Здесь можно отметить и создателей беллетризирован-ных очерков советской деревни [2], и исследователей, работавших в русле социологии крестьянства [3], и участников комплексных научных экспедиций второй половины 20-х годов [4, с. 181-182].

Тематическим направлением осовременивания этнографии 20-х — начала 30-х годов было смещение тематики этнографических работ в сторону социально-экономических исследований, понимаемых как преимущественное изучение хозяйства и материальной культуры крестьян [4, с. 182-183].

Истоки исследования колхозов следует искать и в монографических описаниях сельскохозяйственных артелей и коммун, возникших накануне сплошной коллекти-

© А. Г. Новожилов, 2012

визации [5; 6]. В этих описаниях появляется новая тема — организация коллективного труда и потребления.

Организационно скоординированное изучение этнографии колхозов начинается с формирования Институтом по изучению народов СССР (ИПИН) в 1930 г., в разгар коллективизации, экспедиций в нарождающиеся колхозы и публикации первого сборника статей по итогам полевых исследований [7; 8; 9]. После официального признания этнографии исторической наукой, изучающей, в частности, «формы перехода докапиталистического общества непосредственно к социализму, минуя капитализм... [и] „.строительство культуры национальной по форме и социалистической по содержанию» [10, с. 12-14], обращение к исследованиям современности должно было, по мысли Н. М. Маторина и С. Н. Быковского, стать важнейшим направлением исследований.

Однако парадоксальным образом в 30-е годы тематика современности не получила никакого развития. Если в шести номерах журнала «Советская этнография» за 1931 г. было опубликовано три статьи, которые с натяжкой можно отнести к этнографии современности [11; 12; 13], то в следующем, 1932 г., не появилось ни одной. Затем на протяжении пяти лет (1933-1937) вышло еще две работы, да и то скорее социально-экономического, чем этнографического содержания [14; 15]. Это тем более странно, что в планировании экспедиционной работы ИПИН'а, например на 1932 г., заявлялось изучение «роста социалистической формации» и, более узко, «колхозного строительства» [16].

В 1938 г. в первом сборнике статей «Советская этнография» (пришедшем на смену одноименному журналу) был выделен специальный раздел «Народы СССР после Октября» [17], включивший пять статей и сообщений. Однако во всех последующих сборниках такой раздел не возобновлялся, и статьи на эту тему не публиковались. Во многом это определялось обтекаемой формулировкой задач советской этнографии в отношении современности — «изучение социализма в быту», выдвинутой директором Института этнографии Академии наук СССР (ИЭ АН СССР) В. В. Струве со ссылкой на И. В. Сталина [18].

Таким образом, провозглашавшаяся не единожды борьба с увлечением «живой стариной» за преобладающее изучение современности в 30-е годы фактически и оставалась только декларацией. Подавляющее большинство этнографов продолжало заниматься пережитками родо-племенного строя, этнографией бесписьменных народов и угнетенных классов, народным искусством и другими привычными темами, попутно дискутировало с буржуазными теориями, используя, правда, при этом новую марксистскую терминологию.

Данная ситуация сохранялась и в первые послевоенные годы, когда новое руководство Института этнографии ориентировалось на создание историко-этнографиче-ских монографий по разным народам и решение вопросов внедрения марксистских философских идей в этнографию. В полевой этнографии упор делался на изучение традиционной материальной культуры или фольклора Великой Отечественной войны1 [19, с. 21; 20, с. 132-135; 21. с. 135-139].

1 Нельзя не признать, что в 1947-1948 гг., как и в 1930-е годы, публиковались статьи, которые можно отнести к этнографии современности. В частности, в «Советской этнографии» появилось три подобных работы. Это очерки Л. П. Потапова и М. А. Сергеева [27, 28], посвященные социалистическому строительству у малых народов Сибири и небольшая статья о современном (на конец 1940-х годов) традиционном искусстве [29]. Вместе с тем этнография колхозов в этих работах от-

Поворотным, по данным С. С. Алымова, явился 1948 год, когда на сессии по итогам полевых исследований 1947 г. был затронут вопрос об изучении современности. Тогда же было запланировано в качестве одной из важнейших тем изучение социалистической культуры и быта колхозного крестьянства народов СССР. В частности, предполагалось двухлетнее экспедиционное изучение быта национальных колхозов и издание сборника статей по итогам полевых работ [1, с. 171; 22, с. 505; 23].

В 1948 г. уже велись полевые исследования колхозов во всех экспедициях [см., напр., 24, с. 60-63; 25, с. 25-27], а на расширенном заседании Ученого Совета Института этнографии 28-30 октября 1948 г., посвященном анализу научно-исследовательской работы, С. П. Толстов, бывший тогда директором этого учреждения, одной из основных малоизученных тем объявил этнографию современности. Более того, он выступил с критикой понимания этнографии как науки, ориентированной исключительно на «первобытность», и призвал к массированному обращению к колхозной этнографии [26, с.166].

В 1949-1951 гг. развернулась кампания по изучению колхозной этнографии. Она включала дискуссии и выступления на заседаниях Ученых, методических и редакционных советов, публикацию статей в «Советской этнографии» и других изданиях. Однако ее окончание оказалось столь же скоротечным, как и начало. Количество заседаний, на которых поднималась колхозная тема, сократилось, а планировавшийся сборник не вышел.2

Однако лидер нового направления П. И. Кушнер не сдавался. Выход статей послужил основанием для дискуссии об объекте и методах колхозной этнографии, прошедшей в 1951 г. Дискуссия задумывалась как начальный этап массовых исследований, открывающая новое магистральное научное направление, а оказалась лишь собранием небольшой научной группы, сосредоточившейся на изучении колхозов. Между тем выработанные в ходе этой дискуссии общие исследовательские позиции вскоре были неожиданно подвергнуты ревизии. Дело в том, что решения XIX съезда КПСС по вопросам национальной культуры и публикация труда И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» вступили в противоречие с установкой на фактическое отождествление колхозной этнографии и этнографии современности. Политическая директива заключалась в том, чтобы рассматривать культуру каждого этноса (нации или народности) в целом, а не только культуру крестьянства, пусть и колхозного. Эти идеи были декларированы П. И. Кушнером на Координационном совещании по этнографическому изучению социалистической культуры и быта народов СССР в 1952 г. [30, с. 17-20; 31].

Новый подход вызывал к жизни совершенно иные исследовательские направления, например изучение этнографии рабочего класса, общенациональной духовной культуры, сближения города и деревни в культурном и социальном планах и т. д. Оборотной стороной этого процесса стало раздробление колхозной этнографии на отдельные темы. В частности, на совещании было решено первое время разрабатывать две темы, отражающие современные процессы: «Семья и семейный быт» и «Народное жилище», а сам П. И. Кушнер был назначен куратором первой из них [32, с. 11]. Данное решение следует трактовать как отказ от понимания этнографии колхозов в том виде,

нюдь не была объектом исследования. Ниже будет приведено краткое описание подобных исследований.

2 Статьи, подготовленные для него, были опубликованы в журнале «Советская этнография» вразнобой в течение 1949-1951 гг.

в каком ее контуры начали вырисовываться в публикациях рубежа 1940-1950-х годов. Не в последнюю очередь оно было принято под влиянием публикации И. И. Потехина «Новые задачи этнографии в свете труда И. В. Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР"» [33].

После Координационного совещания 1952 г. количество сотрудников, задействованных в изучении колхозной этнографии, естественным образом резко сократилось. Массовая кампания рубежа 40-50-х годов улеглась, и, как следствие, статьи по этой тематике появлялись в печати все реже и реже, пока совсем не исчезли. Большая часть сотрудников академического института, участвовавших в сборе материалов в этот период, быстро охладела к колхозам. Для них отказ от этнографии колхозов обозначал фактический возврат к классической исторической этнографии, изучению «живой старины».3 Отдав дань малоразработанному в методическом и тематическом плане направлению, сотрудники ИЭ АН СССР переключилась на привычные исследования, хотя «ритуальные заявления» о необходимости изучения современной деревни регулярно появлялись в научных отчетах [35].

«В теме» остались только те, кто заинтересовался колхозной этнографией всерьез, они-то и возглавили постоянные экспедиции Института этнографии, проходившие в содружестве с местными этнографическими учреждениями. Были сформированы постоянные авторские коллективы, нацелившиеся на изучение отдельных колхозов, которые географически локализовались в Центрально-Черноземном районе РСФСР, Таджикистане, Узбекистане, Киргизии, Казахстане и Латвии. По итогам деятельности инициативных групп помимо статей появились книги, которые можно отнести к жанру монографического описания локальной группы — колхоза. Публикация этих монографий отнюдь не стимулировала развития данного направления, а, наоборот, стала символом его исчерпанности. Вышедшая в 1960 г. работа Л. Н. Терентьевой [36], посвященная латышским колхозам, выглядела уже «белой вороной» на фоне издававшейся в это время этнографической литературы.

Попытки продолжить этнографическое изучение колхозов предпринимались и в 60-е и 70-е годы, но они носили несистематический, спорадический характер.4 А развивавшиеся в это время социология села и этносоциология заняли нишу колхозной этнографии в структуре научных исследований АН СССР.

И все же массовое обращение к колхозной этнографии необходимо признать уникальным научным явлением в этнографическом изучении современности. Во-первых, на рубеже 40-50-х годов в исследованиях были задействованы мощные организационные, научные и финансовые ресурсы, что делало их более полномасштабными по сравнению с работами 30-х годов. Во-вторых, общеинститутское научное планирование, высокая степень обязательности выполнения планов и высокий, фактически директивный авторитет Института этнографии в местных научных центрах создавали эффект массовости исследования, чего безусловно не было в последующие годы.

3 Показательно для настроения большинства исследователей, дистанцировавшихся от подобных кампаний, высказывание из письма Е. Э. Бломквист к Е. П. Бусыгину: «Сейчас ставка делается на монографическое описание колхозов. Вот недавно прошла у нас так называемая "колхозная" сессия, приезжали москвичи, выступали с докладами. Может быть, это и хорошо. Но, к сожалению, этнография по сравнению с "трудоднями" и экономикой отступает на задний план. Этого допустить нельзя» [34. с. 129].

4 Исследования продолжались в Прибалтике [37], на Украине [38] и в Калининской области [39].

Общее количество работ, выпущенных в рамках этой кампании, значительно. Только в журнале «Советская этнография» за 1948-1951 гг. была напечатана 21 статья о современном колхозном быте, 15 из которых представляют собой краткие монографические описания колхозов. Целый ряд публикаций появился в других академических изданиях [см., напр.: 40; 41; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48; 49]. Параллельно публиковались программы полевого изучения колхозной деревни [50; 51; 52], а также материалы дискуссии 1951 г. и совещания 1952 г.

Помимо публикационной деятельности в рамках этого обширного проекта защищались кандидатские диссертации [53; 54; 55] и собирались полевые материалы. Но наиболее фундаментальным итогом исследования колхозной этнографии необходимо признать вышедшие на протяжении 50-х годов в Институте этнографии АН СССР и республиканских академических организациях монографические исследования колхозного села (7 монографий и 1 сборник объемных статей).

Необходимо обратить внимание на то, что далеко не все этнографические работы, в которых упоминалось колхозное крестьянство, можно отнести к категории «этнография колхозного крестьянства». Например, статья В. Фалеевой и М. Каменской представляет собой классическое этнографическое исследование традиционного народного искусства на примере узорной вязки и ковроткачества [29]. Тот факт, что материалы собирались уже после коллективизации, позволил авторам акцентировать внимание именно на колхозной принадлежности мастеров. Но мастера так трудились и до появления колхозов, потому подобные публикации невозможно отнести к «этнографии колхозного крестьянства» [56; 57; 58].

Работы, в которых исследуются именно культура и быт колхозников, можно разделить на две категории. Во-первых, это статьи, посвященные развитию малых народов в условиях социализма и, в частности, в условиях коллективизации крестьянства, а во-вторых, монографические описания колхозов (одного или нескольких), представляющих один из народов СССР. В первом случае описание колхозного крестьянства подчинено описанию истории перехода от феодальных и патриархальных отношений к социализму. Оценка экономических и культурных преобразований имеет социально-политический характер и относится ко всем слоям населения, а не только к колхозникам [27; 28; 59; 60]. Отличие объекта исследования выводит эти работы за пределы собственно этнографии в сферы политэкономии и исторического материализма.

Мы сосредоточимся на анализе работ, написанных в жанре монографического описания национальных колхозов. Данный жанр был выбран в качестве магистрального направления колхозной этнографии еще на стадии научного планирования экспедиционной и публикационной деятельности [26, с. 166; 61 с. 82-83]. Это также подтверждается данными о неопубликованной статье П. И. Кушнера, сведения о которой приводит С. С. Алымов, датируя ее 1948-1949 гг. [1 с. 173; 22, с. 505]. Не противоречит данному положению и тематика большинства публикаций рубежа 40-50-х годов.

Методические основания этнографических исследований колхозного крестьянства. В становлении методического аппарата колхозной этнографии большую роль сыграли традиции монографического описания села. Это научное направление, аккумулировавшее методы и материалы различных наук — от этнографии, экономики и агротехники до гигиены и медицины — имело дореволюционные корни и бурно развивалось в 1920-е годы [3, с. 29-31, 35].

В монографических описаниях села четко определялся малый размер объекта исследования — отдельное поселение или группа населенных пунктов, а это вполне совпадало с принципами описания колхозов, которые до 1960-х годов имели небольшие размеры.5 Максимально возможный охват в локальных исследованиях деревни — отдельная волость или сельский район (после районирования 1927-1929 гг.) [6, с. 28-31], после коллективизации — колхозы одного района [36; 62].

Исследователи села 1920-х годов стремились к комплексному исследованию количественных показателей и качественных характеристик различных сторон экономической и социальной жизни деревни. Главным преимуществом локальных описаний по сравнению со сплошным статистическим описанием крупных регионов было базирование на источниковой базе, включавшей богатые и разнообразные материалы, собранные на месте. В наиболее фундаментальных монографиях проявилось стремление к «сквозному» исследованию локальной истории на основе комбинирования этнографических данных и исторических источников [3, с. 37, 39-48].

Еще одной характерной чертой описаний 20-х годов прошлого века является стремление авторов рассматривать исследуемый объект как замкнутую систему, с минимальным обзором внешних связей.6 То же самое демонстрировали исследователи колхозов, обращая внимание на постановления ЦК ВКП (б) и Совнаркома (Совмина) по стране в целом или по отдельным регионам, но в большинстве случаев игнорируя местные вертикальные (с районом или областью) и горизонтальные (с соседними колхозами, городским населением) связи. Исследователи 1940-1950-х годов делали упор на исследовании трансформаций традиционной культуры данной локальной группы в ходе коллективизации и культурной революции. При таком рассмотрении (ракурсе) традиционная культура была явлением эндогенным, а ее изменения порождены влияниями экзогенного характера. Такой подход носил сугубо идеологический характер, ибо ярче очерчивал реальные сдвиги в построении социализма.

Важный аспект методической преемственности исследований 20-х и 40-50-х годов — исследовательское целеположение. И. И. Верняев охарактеризовал цель монографических описаний деревни как получение наиболее дифференцированного представления о российской деревне в целом и особенностях процессов, протекающих на селе в различных регионах страны в 20-е годы [3, с. 36].

Особняком среди работ этого времени стоят монографические описания артелей и коммун [5; 64; 65]. По мнению И. И. Верняева, монографический метод исследования коллективных хозяйств позволил, во-первых, изучить те формы организации хозяйства и распределения, которые стихийно вырабатывались крестьянами, а во-вторых, наметить пути исследования отношений коллективного и индивидуальных хозяйств в артелях и коммунах [3, с. 49-50].

Продолжая изучать коллективные хозяйства, авторы двухтомника «Труд и быт в колхозах», бесспорно, подготовили локальное исследование [7; 8]. Из десяти статей, опубликованных в этом сборнике, только одна была посвящена влиянию родовых

5 Даже после укрупнения колхозов 1949-1951 гг. новые хозяйства в Нечерноземной полосе редко включали более трех деревень, а на черноземах, как правило, объединялись несколько колхозов одного села.

6 Некоторое исключение составляет работа В. И. Алексеева, который обратил внимание на влияние общей инфраструктуры региона на хозяйственное развитие исследуемой деревни. Но эти связи не стали предметом специального исследования [63, с. 19].

отношений на колхозное строительство у туркмен в целом. Остальные представляли собой монографическое описание одного или нескольких колхозов.

Редактор сборника Н. М. Маторин подчеркивал определенную преемственность с наиболее авторитетными исследователями доколхозной деревни — Я. Яковлевым, М. Я. Феноменовым, А. М. Большаковым, хотя его оценки не однозначны: он хвалит сотрудника агитпропа Я. Яковлева (будущего первого наркома земледелия СССР), а А. М. Большакова и М. Я. Феноменова критикует за эклектичность и описательство [7; с. 5]. В этом не только сказывалось идеологическое единство, но и находила отражение общность в методических подходах партийных публицистов, применявшихся ими при описании деревни. Эти приемы заключались, во-первых, в лозунговом, по сути газетном стиле изложения, во-вторых, в броском описании отдельных явлений, процессов и личностей, как якобы типичных и, в-третьих, в подчеркивании «личного присутствия» и партийного отношения автора к описываемым феноменам (например: «Достаточно отъехать несколько верст от Курска, чтобы почувствовать дыхание гражданской войны» [2, с. 7], «Колхозом руководит правление по мере сил и умения» [7, с. 186] и т. д.).

Уязвимой стороной этого метода была поверхностность самой исследовательской процедуры. Недаром А. М. Большаков критиковал «партийных товарищей» за кратковременность полевых исследований и, как следствие, ограниченность круга рассматриваемых вопросов [3, с. 35-36]. Эту критику вполне можно распространить и на статьи, опубликованные в сборнике «Труд и быт в колхозах».

Необходимо отметить, что работы 30-х годов, сохранив комплексность подхода, игнорировали и даже отрицали историческую его составляющую. В исследованиях же, появившихся в конце 40-х — в 50-х годах, в пору расцвета историко-этнографических исследований, идея М. Я. Феноменова о «вертикальных разрезах... деревенского прошлого» получила зримое воплощение в обязательных исторических очерках, предварявших все крупные монографические описания колхозов [66; 67; 68; 69; 70].

Показательно, что Н. М. Маторин настаивал на принципиальных идеологических расхождениях с монографическими описаниями села 20-х годов, «последними работами по истории деревни как таковой». Цель изучения села он определял как изучение «перехода-перелома» от «старого» (дореволюционного, традиционного, «деревенского») к «новому» (коллективному, опирающемуся на индустриализацию и механизацию). Из этого вытекал интерес авторов отдельных статей к рассмотрению различных аспектов ломки быта и мировоззрения крестьян, поиск примеров напряженной классовой борьбы [7, с. 5, 118; 8, с. 43, 85 и др.]. Другими словами, задача была противоположна задачам исследователей 1920-х годов, ориентированных на регионально обусловленное многообразие. Для «маторинцев» главным было показать, что во всех концах СССР происходят одни и те же процессы, несмотря на исходные различия.

Эти работы нельзя назвать этнографическими в собственном смысле слова. Ибо в них — проводившихся прямо по горячим следам коллективизации, преобладал пафос сопереживания свершающемуся процессу, а не анализ. Поскольку степень изменений в традиционной культуре в тот момент была минимальной, авторы статей естественным образом перешли к описанию примеров классовой борьбы, экономических успехов коллективных хозяйств и зачатков культурной революции в деревне.

Работы конца 40-50-х годов объективно отличались от работ 20-30-х годов, что определялось прежде всего общетеоретическими и идеологическими причинами. Сначала рассмотрим идеологические причины.

Когда лидер колхозной этнографии 50-х годов П. И. Кушнер отрицал связь задуманных им колхозных исследований со сборником «Труд и быт в колхозах» и игнорировал опыт краеведов, он, конечно же, в первую очередь ориентировался на ситуацию в деревне. Нет необходимости обосновывать факт укоренения колхозного строя на протяжении 30-40-х годов. Следовательно, перед сотрудниками П. И. Кушнера стояла задача показать успехи колхозного строя в сфере традиционно-бытовой культуры, в отличие от предшественников ориентировавшихся на «слом старого». Кроме того, исследователям рубежа 40-50-х годов претил публицистический стиль 20-30-х годов, ориентированный на агитационно-пропагандистские задачи. Научное изложение стало теперь более академичным. Наконец, П. И. Кушнер отрицал опыт исследовательской кампании, возглавлявшейся Н. М. Маториным, еще и потому, что последний был репрессирован как зиновьевец [69, с. 148-149, 179-182]. П. И. Кушнер это безусловно знал и, следовательно, опасался нападок на свой проект с этой стороны.

В теоретическом плане отличия были обусловлены выбором стратегии исследования на более фундаментальной основе. Во-первых, цели и задачи этнографии в рамках советской системы исторических наук были определены куда четче, чем в 30-е годы. Это значило, что этнографы старались касаться только тех тем, которые отвечали «этнографическому описанию». Важно было и то, что навыки работы по этим темам тщательно апробировались, что давало возможность стандартизировать программы исследования. Во-вторых, исследователи конца 40-50-х годов организовывали более длительные (иногда в несколько выездов) командировки в одни и те же хозяйства, старались избегать беллетристики даже в частных биографиях и проводить исследования по максимальному количеству направлений «этнографического описания», по крайней мере, пока это не вступало в противоречие с идеологическими задачами.

Отличались работы конца 40-50-х годов и географическим охватом объектов исследования. Если в монографических описаниях деревни 20-х годов фигурируют исключительно регионы, населенные русскими, то описания колхозов в сборнике «Труд и быт» охватывают и колхозы союзных республик (Белоруссии, Украины, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и Армении). При этом только в рамках кампании, возглавленной П. И. Кушнером, охват различных национальных колхозов стал плановым. Работа организовывалась по региональным отделам, что позволило охватить колхозы как крупных этносов Европейской части СССР и Средней Азии, так и малых коренных народов Севера или Памира.

Сложнее была ситуация методической преемственности. П. И. Кушнер отрицал и ее [1, с. 170-171]. Но, по сути дела, с этнографической точки зрения, деревня рубежа 40-50-х годов (но не колхоз) в ее материальной и духовной культуре мало чем отличалась от деревни эпохи коллективизации. Потому, в конкретных полевых сугубо этнографических методиках, ориентированных на изучение одежды и жилища, семейных отношений и жизненного обрядового цикла и т. д., послевоенные исследователи не могли уйти далеко от своих предшественников.7 И объект (компактная группа),

7 Это положение, бесспорно, требует доказательств, но выходит за рамки темы данной статьи, к тому же значительно увеличило бы ее объем. Тем не менее заметим, что хотя в социально-экономическом плане колхозный строй за 30-40-е годы «устоялся» и стал органической частью общественного и хозяйственного уклада советской деревни, но изменения за столь короткий срок еще не коснулись базовых основ материального быта, семейных отношений, ритма трудовой и праздничной жизни колхозников. В хозяйственном и материальном отношении советская деревня 50-х годов была

и контекст (переход к социалистическим формам жизни), и методы социально-экономического анализа (выведение на первый план работы с колхозными документами и экспертного опроса колхозной элиты по сравнению с опросом остальных групп населения — избирательность непосредственного наблюдения) остались теми же, что и в начале 30-х годов.

Итак, хотя исследования рубежа 40-50-х годов, конечно же, отличались от работ 20-30-х годов, в них синтезировались идеи предшествовавшего периода. Авторы, трудившиеся на ниве колхозной этнографии, брали некоторые приемы и от исследователей 20-х годов: исторический («сквозной») подход, широкое использование географических данных (от ландшафтов до пространственных связей), этнографическую скрупулезность; от исследователей начала 30-х годов они взяли интерес к колхозным преобразованиям, внимание к отдельным судьбам, иллюстрирующим и оживляющим этнографические схемы (по сути — кейсы). В целом от работ 20-30-х годов была взята комплексность исследования (цифры, подробные опросы, непосредственное наблюдение).

Таким образом, с одной стороны, мы можем четко выделить явные этапы в локальных исследованиях аграрных сообществ: 1) монографические описания села 20-х годов; 2) колхозная этнография начала 30-х годов; 3) колхозная этнография 40-50-х годов. С другой стороны, выстраивается методическая преемственность в изучении деревни Российской империи и СССР: от дореволюционных статистических описаний через этнографо-экономические работы 20-х годов и научно-публицистические труды эпохи коллективизации к монографическим описаниям колхозов 1940-1950-х годов.

Тем не менее, несмотря на методическую преемственность с научной традицией, масштабность и плановость полевых и камеральных работ, а также широкую теоретическую и организационную их поддержку со стороны руководства ИЭ АН СССР, исследования этнографии колхозного крестьянства («колхозной этнографии») конца 1940-1950-х годов так и не получили должного резонанса среди ученых. Почему так произошло, мы попытаемся проанализировать в следующей статье.

Источники и литература

1. Алымов С. С. П. И. Кушнер и развитие советской этнографии в 1920-1950-е годы. М.: Ин-т этнологии и антропологии (ИЭА) РАН, 2006. 257 с.

2. Яковлев Я. Деревня как она есть. Очерки Никольской волости. М: Красная Новь, 1924. 149 с.

3. Верняев И. И. Локальные монографические исследования деревни 1920-1930-х годов: цели, методики, результаты // Историческое регионоведение. Сб. статей / под ред. Ю. В. Кривошеева. СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2005. С. 29-64.

4. Соловей Т. Д. Власть и наука в России. Очерки университетской этнографии в дисциплинарном контексте (XIX — начало XXI в.). М.: Прометей, 2004.

5. Голубых М. Д., Широковский П. Хозяйство, труд и быт сельскохозяйственной артели «Новый путь» (Опыт монографического исследования сельскохозяйственной артели «Новый путь» Ирбитского округа уральской волости). Свердловск: Статсектор Уралплана, 1930. 317 с.

очень далека от агрофабрик, семейный быт менялся крайне медленно, а приверженность крестьян религиозным традициям от Русского Севера до Средназиатского Юга была дежурной темой антре-лигиозной литературы. Кроме объективно медленных темпов изменения традиционной культуры большое влияние на консервацию натуральной системы жизнеобеспечения оказала Великая Отечественная война.

6. Большаков А. М. Краеведческое описание деревни. Л.; М.: Работник просвещения, 1930. 176 с.

7. Труд и быт в колхозах. Из опыта изучения колхозов. Сб. 1. Из опыта изучения колхозов в Ленинградской области, Белоруссии и Украине. Л.: Изд-во АН СССР, 1931. 210 с.

8. Труд и быт в колхозах. Из опыта изучения колхозов. Сб. 2. Колхозы Советского Востока (Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Армения). Л.: Изд-во АН СССР, 1931. 133 с.

9. Данилин А. Г. Институт по изучению народов СССР (ИПИН) //Советская этнография.

1932. № 1-2. С. 157-162.

10. Резолюция Всероссийского археолого-этнографического совещания 7-11 мая 1932 года. (По докладам С. Н. Быковского и Н. М. Маторина об археологии и этнографии) // Советская этнография. № 3. 1932. С. 4-14.

11. Тан-Богораз В. Г. Классовое расслоение у чукоч-оленеводов // Советская этнография. 1931. № 1-2. С. 93-116.

12. Маркелов М. Т. О пережитках родового строя в современном быту удмуртов // Советская этнография. 1931. № 3-4. С. 59-69.

13. Абрамзон С. М. Современное манапство в Киргизии // Советская этнография. 1931. № 3-4. С. 43-59.

14. Сластухин Ф. Социалистическая перестройка кочевого аула // Советская этнография. Л.,

1933. № 1. С. 68-97.

15. Лекомцев И. М. Социалистическое строительство среди народов Поволжья // Советская этнография. 1937. № 2-3. С. 3-14.

16. Вяткина К. Экспедиции ИПИН // Советская этнография. 1932. № 3. С. 91-93.

17. Советская этнография. Сб. статей. Вып. I. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938. С. 12-79.

18. Струве В. В. Советская этнография и ее перспективы // Советская этнография. Сб. статей. Вып. II. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1939. С. 1-10.

19. Толстов С. П. Советская школа в этнографии // Советская этнография. 1947. № 4. С. 8-28.

20. Чичеров В. И. Работа института этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР в 1947 г. // Советская этнография. 1948. № 3. С. 132-135.

21. Левин М. Г. Полевые исследования института этнографии в 1947 г. // Советская этнография. 1948. № 3. С. 135-139

22. Алымов С. С. Павел Иванович Кушнер: между наукой и идеологией // Выдающиеся отечественные этнологи и антропологи XX века / сост. Д. Д. Тумаркин; отв. ред. В. А. Тишков. Д. Д. Ту-маркин. М.: Наука, 2004. С. 475-516.

23. Алымов С. С. Неслучайное село: советские этнографы и колхозники на пути «от старого к новому» и обратно // http://magazines.russ.rU/nlo/2010/101/alk.7/html (дата обращения: 1.01.2012).

24. Василевич Г. М. Эвенкийская экспедиция (предварительные итоги) // Краткие сообщения Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая (КСИЭ). Вып. V. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 54-63.

25. Стратанович Г. Г. Экспедиция к дунганам ошской группы // КСИЭ. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 20-27.

26. Жданко Т. А. Обсуждение научно-исследовательской работы Института этнографии АН СССР // Советская этнография. 1949. № 1. С. 163-175.

27. Потапов Л. П. Опыт изучения социалистической культуры и быта алтайцев // Советская этнография. 1948. № 1. С. 107-138.

28. Сергеев М. А. Малые народы Севера в эпоху социализма // Советская этнография. 1947. № 4. С. 126-158.

29. Фалеева В. А., Каменская М. Искусство эстонских колхозников Ленинградской области // Советская этнография. 1948, № 3. С. 114-119.

30. Кушнер (Кнышев) П. И. Об этнографическом изучении социалистической культуры и быта народов СССР (К итогам дискуссии) // Советская этнография. 1953. № 1. С. 10-26.

31. Старцева Л. Координационное совещание по этнографическому изучению социалистической культуры и быта народов СССР // Советская этнография. 1953. № 1. С. 173-180..

32. Резолюция Координационного совещания по этнографическому изучению социалистической культуры и быта народов СССР // Советская этнография. 1953. № 1. С. 180-182.

33. Потехин И. И. Новые задачи этнографии в свете труда И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» // Советская этнография. № 2. 1953. С. 10-20.

34. Полвека полевой этнографии (С Е. П. Бусыгиным беседует В. А. Тишков) // Этнографическое обозрение. 1996. № 1. С. 117-131.

35. Левин М. Г. Полевые исследования института этнографии в 1952 году // Советская этнография. 1953. № 2. С. 194-197.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. Терентьева Л. Н. Колхозное крестьянство Латвии // Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Новая сер. Т. LIX. М.: Изд-во АН СССР, 1960. 371 с.

37. Семья и семейный быт колхозников Прибалтики / отв. ред. Л. Н. Терентьева, Н. В. Шлыги-на // Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Новая сер. Т. LXXVII. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 159 с.

38. Кравец Е. М., Кувенева А. Ф. Основные проблемы изучения общественного и семейного быта колхозного крестьянства Украины // VII Международный конгресс антропологических и этнографических наук (Москва, август, 1964). М.: Наука, 1964. 8 с. [Отдельный оттиск].

39. Анохина Л. А., Шмелева М. Н. Культура и быт колхозников Калининской области / отв. ред. Крывелев И. А. М.: Наука, 1964. 354 с.

40. Белицер В. Н. Этнографические работы в Эстонской ССР в 1949 г. // КСИЭ. Вып. XII. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. С. 118-129.

41. Василевич Г. М. По колхозам джугдырских эвенков // Известия Всесоюзного географического общества (ИВГО). Л., 1952. Т. 82. Вып. 2. С. 163-173.

42. Вайнштейн С. И. Культура и быт кетского колхоза имени Сталина // КСИЭ. XI. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. С. 60-69.

43. Жданко Т. А. Быт колхозников-переселенцев на вновь освоенных землях древнего орошения Кара-Калпакии (этнографические работы в Кырккызском аулсовете) // Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. Т. 2. Археологические и этнографические Хорезмской экспедиции 1949-1953 / под ред. С. П. Толстого и Т. А. Жданко. М.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 705-760.

44. Корбе О. А., Махова Е. И. Экспедиция в Казахстан // КСИЭ. XIV. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. С. 39-52.

45. Стельмах Г. Ю. Формування нових звичаiв в украшському колгоспному селi // Народна творчкть та етнографiя. Кшв, 1957. Книга 1. Очень-березень. С. 90-97.

46. Кувеньова О. Радяньска свято Врожаю // Народна творчкть та етнографiя. Кшв, 1957. Книга 1. Очень-березень. С. 98-106.

47. Овезбердыев К. Материалы по этнографии туркмен-сарыков Пендинского оазиса // Труды института истории, археологии и этнографии. Т. VI. Сер. этнографическая. Ашхабад: Изд-во АН ТуркССР, 1962. С. 111-182.

48. Сабитов Н. Культура и быт казахского колхозного аула // Вестн. Академии наук Казахской ССР. 1950. № 10 (67). С. 51-60.

49. Сабитов Н. Об этнографической экспедиции 1949-1950 гг. по изучению культуры и быта казахского колхозного аула // Изв. Академии наук Казахской ССР. Сер. историческая. 1950. № 77. С. 71-76.

50. Ворорбьев Н. И. Программа для сбора материалов по изучению современного быта колхозной деревни и истории ее формирования у народностей Среднего Поволжья // Советская этнография. 1951. № 4. С. 180-198.

51. Корбе О. А. Программа этнографического изучения казахского колхозного аула // КСИЭ. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. № 6. С. 37-46.

52. Кушнер (Кнышев) П. И. Программа для сбора сведений по этнографическому изучению культуры и быта колхозного крестьянства в республиках Советской Прибалтики // КСИЭ. Вып. XII. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. С. 130-135.

53. Винников Я. Р. Социалистическое переустройство хозяйства и быта туркмен Марыйской области: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1950. 27 с.

54. Витухновская Л. А. Опыт монографического исследования социалистической культуры абхазской колхозной деревни (по материалам Гудаутского района): автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1950. 15 с.

55. Ежова В. Современная культура и быт мордовского населения Теньгушевского района Мордовской ССР: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1954. 15 с.

56. Корбе О. А., Махова Е. И. Декоративное искусство колхозниц Казахстана // КСИЭ. Вып. XI. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. С. 44-59.

57. Крюкова Т. А. Современная женская одежда народов Поволжья (удмуртов, мордвы) // Советская этнография. 1950. № 2. С. 77-92.

58. Студенецкая Е. Н. Из опыта изучения современного жилища колхозников (По материалам Кабардинской АССР) // КСИЭ. Вып. XIV. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. С. 53-62.

59. Потапов Л. П. Шорцы на пути социалистического развития // Советская этнография. 1950. № 3. С. 123-136.

60. Потапов Л. П. Социальное переустройство культуры и быта тувинцев // Советская этнография. 1953. № 2. С. 76-102.

61. Культура и быт колхозов народов СССР // Вестник Академии наук СССР. 1949. № 8. С. 82-83.

62. Муратхан В. П. Деревня Советской Армении на социалистических путях // Труд и быт в колхозах. Из опыта изучения колхозов. Сб. 2. Колхозы Советского Востока (Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Армения). Л.: Изд-во АН СССР, 1931. С. 85-133.

63. Алексеев В. Н. Деревня Курово. (Из итогов аграрной работы) / под ред. и с предисл. И. П. Степанова. М.: Моск. губ. выст. ком. [Московский губернский выставочный комитет], 1923. 68 с.

64. Большаков А. М. Коммуна «Кудрово» (Ленинградская область). Л.: [Б.и.], 1930. 150 с.

65. Соколов А. Коммуна «Колос». М.; Л: [Б.и.], 1929. 94 с.

66. Абрамзон С. А., Антипина К. И., Васильева Г. П., Махова Е. И., Сулайманов Д. Быт колхозников киргизских селений Дархан и Чичкан // КСИЭ. Новая серия. Т. XXXVII. М.: Изд-во АН СССР, 1958. 334 с.

67. Ершов Н. Н., Кисляков Н. А., Пещерева Е. М., Русяйкина С. П. Культура и быт таджикского колхозного села. (По материалам колхоза им. Г. М. Маленкова Ленинабадского района Ленина-бадской области Таджикской ССР) / под общей ред. Н. А. Кислякова // Труды института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Новая серия. Т. XXIV. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954. 301 с.

68. Село Вирятино в прошлом и настоящем. (Опыт этнографического изучения русской колхозной деревни) / отв. ред. П. И. Кушнер // Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Новая серия. Т. М.: Изд-во АН СССР, 1958. 279 с.

69. Симоненко I. Сощалктичш перетворення в побут трудящих села Нереснищ, Закарпатсько! область Кшв: Видавництво АН УРСР, 1957. 135 с.

70. Сухарева О. А., Бижанова М. А. Прошлое и настоящее селения Айкыран. Опыт этнографического изучения колхоза имени Сталина Чартакского района Наманганской области. Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1955. 237 с.

71. Решетов А. М. Трагедия личности: Николай Михайлович Маторин // Репрессированные этнографы: Вып. 2 / сост. и отв. ред. Д. Д. Тумаркин. М.: Восточная литература, 2003. С. 147-192.

Статья поступила в редакцию 29 декабря 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.