ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, ПЛАНИРОВКА СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
URBAN PLANNING, RURAL SETTLEMENTS PLANNING
CC
Ф
Й о тр
ад
t
УДК 7.71
httTs://doi.org/10.23947/2949-1835-2024-3-1-84-93
Этнографические центры в структуре городских образований
В.Г. Потапова , А.М. Воробьева ED
Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация И [email protected]
Ц) Check for updates
Научная статья
EDN: AUQMJL
Аннотация
Введение. Развитие познавательного туризма в нашей стране является одним из перспективных направлений. Постановление Правительства РФ об утверждении «Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025годы)» предусматривает комплексное развитие туристических кластеров по приоритетным видам туризма. Одним из приоритетных направлений в туристической деятельности является этнографический туризм, который имеет огромный потенциал, но пока находится в стадии становления. В настоящее время в нашей стране 49 этнографических центров в 36 регионах по всей стране. В последние годы стала очевидной тенденция к формированию туристических досуговых центров с этнографической тематикой на юге России. К таким центрам на юге России относятся этнографический центр «Моя Россия» в Большом Сочи на территории Роза Хутор, выставочный комплекс «Атаманъ» в станице Тамань Краснодарского края, этно-деревня казаков-некрасовцев и духовных молокан в Ставропольском крае, п. Новокумский, что для территории юга России в количественном отношении, незначительно. Знакомство с опытом строительства и проектирования этнографических объектов показало, что формирование нового типа этнографических центров с просветительско-развлекательной функцией и отдыхом в природных условиях в настоящее время очень актуально. Однако нормативные и методические материалы к их созданию отсутствуют. Материалы и методы. При проведении исследования выполнялись: анализ развития этнографических объектов разного типа с использованием аналитических и графоаналитических методов, натурных обследований и фотофиксации, а также сравнительный анализ функционального зонирования и планировочной организации, объемно-пространственной и композиционной организации этнографических музеев и этнографических парков «под открытым небом». В статье рассмотрены примеры объектов зарубежного и отечественного опыта. Результаты исследований. На основе исследований этнографических объектов выявлены основные научно-обоснованные принципы их градостроительного формирования, выявлены их особенности и отличительные характеристики в организации территорий таких объектов в структуре поселений. Результаты исследований апробируются на концептуальном проекте планировки и застройки туристического этнографического центра в г. Семикаракорск Ростовской области. Цель предложенного проекта — создание туристической этнической среды в структуре градостроительных поселений юга России с целью сохранения традиций Донского казачества и толчка для развития этнографического туризма на территории юга России.
Обсуждение и заключение. Планировочное решение и функциональное зонирование этнических центров зависит не только от градостроительной ситуации, территориального расположения в структуре городских образований, но также и от особенностей представляемой культуры на их территории. Результаты исследования позволят расширить географию этнографических центров на юге России, увеличить диапазон развлекательно-познавательных услуг в городской среде путем их расширения и трансформации, сблизить человека с окружающей природой и национальной средой различных народов. Именно поэтому в каждом этнографическом центре можно будет увидеть его отличительные черты, которые придают ему индивидуальность.
Ключевые слова: этнографический центр, туризм, историко-культурная среда городов, архитектура, традиция
© Потапова В.Г., Воробьева А.М., 2024
Для цитирования. Потапова В.Г., Воробьева А.М. Этнографические центры в структуре городских образований.
Современные тенденции в строительстве, градостроительстве и планировке территорий. 2024;3(1):84-93. https://doi.org/10.23947/2949-1835-2024-3-1-84-93
Research article
Urban Planning Principles in Design of the Ethnographic Centres
Valeriya G. Potapova , Aleksandra M. Vorobyeva ED
Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation И [email protected]
Abstract
Introduction. Development of the education tourism in our country is one of the future-oriented trends. The Russian Federation Government Resolution on Adoption of the Concept of the Federal Target Programme "Development of the Domestic and Inbound Tourism in the Russian Federation (2019-2025)" foresees the comprehensive development of the tourist clusters in the priority types of tourism1. Within the tourist industry, the ethnic tourism is one of the priority directions, which has the great potential, but is still in the stage of infancy. Currently, there are 49 ethnographic centres in 36 regions of our country. In recent years, the trend for creating the ethnography-oriented recreation centres in the south of Russia becomes evident. In the south of Russia the following destinations are referred to such centres: the ethnographic centre "My Russia" in Greater Sochi on the territory of Rosa Khutor, the "Ataman" exhibition complex in the village of Taman in the Krasnodar Region, the ethno village of the Nekrasov Cossacks and Molokan Spiritual Christians in the Stavropol Region, Novokumsky settlement, however, their number is not enough for the territory of the south of Russia. The acquaintance with the experience of building and designing the ethnographic facilities has led to the conclusion, that nowadays the creation of a new type of the ethnographic centres combining the education and recreation functions with resting in the natural environment is highly relevant. However, the normative and methodological documents regulating their creation are missing.
Materials and methods. The research included: the analysis of development of the various types of the ethnographic facilities using the analytical and graphical analytic methods, field research and photo-fixation, as well as the comparative analysis of the functional zoning and layout, spatial arrangement and composition of the ethnographic museums and the ethnographic parks "in the open air". The article investigates the foreign and domestic examples of the facilities. Results. Based on the study of the ethnographic facilities, the main scientifically based urban planning principles for creation thereof have been distinguished, their features and territorial planning distinctions within the structure of the settlements have been found. The research results are being piloted within the conceptual project of layout and
в
development of the tourist ethnographic centre in the city of Semikarakorsk, Rostov region. The proposed project aims at g creating the tourist ethnic environment within the structure of the planned urban settlements of the south of Russia for кн preserving the Don Cossacks' traditions and boosting the development of the ethnic tourism in the south of Russia. ^
Discussion and Conclusion. The layout and functional zoning of the ethnographic centres depend not only on the urban 3 planning situation, location of their territory within the structure of the urban entities, but also on the identity of the culture represented on their territory. The results of the study enable the geographical expansion of the ethnographic centres
<D
across the south of Russia, increase the range of the recreation and education services provided within the urban «
с
environment through their enlargement and transformation, bring a person closer to the natural environment and different peoples' national environment. This will enable each ethnographic centre to demonstrate its distinctive features ensuring л its individual character. се
s
Keywords: ethnographic centre, tourism, historic and cultural urban environment, architecture, tradition во
ори
For citation. Potapova VG, Vorobyeva AM. Urban Planning Principles in Design of the Ethnographic Centres. Modern Trends in Construction, Urban and Territorial Planning. 2024;3(1):84-93. https://doi.org/10.23947/2949-1835-2024-3-1-84-93 g
,о
Введение. Сохранение национальных корней, историко-культурной среды градостроительных образований, £ традиционной национальной культуры является необходимостью для любых народов в мире, поскольку именно ^
е
они являются духовной основой и духовным стержнем нации. Вместе с тем становится очевидным, что g интенсивные процессы урбанизации, исчезновение кустарного производства в градостроительных поселениях, ор активная миграция населения, взаимопроникновение субкультур, снос исторического фонда в городах, со освобождение участков территорий под новое строительство и т. п. стирают историко-культурную среду адр градостроительных образований городского и сельского типов. Но именно историко-культурная среда является 1-4 важным компонентом традиционной культуры народов и их этнических групп, используемым при решении градостроительных задач.
Мировой опыт показывает, что вопросами сохранения памятников культуры в городах, архитектурных исторических объектов, этнографических особенностей жизни и быта народов занимаются повсеместно. Всемирно известны первые музеи под открытым небом: «Северный музей» (Стокгольм, 1872 г.), при котором А. Гелиус создал Скансен-парк, где были размещены привезенные сюда крестьянские постройки с сохранением жизни и быта крестьян, древняя деревянная церковь, скульптуры крестьян в национальных костюмах и др. Востребованность посетителями данного объекта была велика. И постепенно подобные этнографические парки, музеи под открытым небом стали появляться в разных странах и городских образованиях, а направление науки
0 таких музеях получило название «скансенология». В нашей стране к первым экспозициям под открытым небом можно отнести Всероссийскую сельскохозяйственную выставку в Москве (1923 г.) и музей деревянного зодчества в Коломенском (1927 г.).
Среди ученых, занимающихся теоретическими вопросами формирования «музеев под открытым небом», можно назвать И.В. Барсову, В.А. Нефедова, С.С. Ожегова, В.И. Горохова, Б.В. Гнедовского, В.М. Посохина и других. Однако эти ученые в своих работах главным образом рассматривали опыт проектирования и создания музеев и парков под «открытым небом». Специальные исследования, посвященные складывающемуся в последнее время новому типу этнографических центров в городских образованиях, не проводились.
В современных условиях развития туристической базы одним из перспективных направлений культурно-познавательного туризма в нашей многонациональной стране является этнографический туризм. Его развитие требует расширения туристической базы путем формирования этнографических центров городских образований, которые способны стать местом притяжения людей в регионе, просветительским центром, базой для формирования инновационного туристического продукта. По определению Совета ЮНЕСКО, культурно-этнографический центр представляет собой коллекцию зданий, открытых для всеобщего обозрения, состоящих из образцов доиндустриальной эпохи, всегда оборудованных мебелью и утварью соответствующего периода, открытой площадкой для выступления художественных народных коллективов, ресторанов, где можно попробовать национальную кухню и т. д.1
При этом этнографический центр представляет собой особый тип градостроительного туристического центра, который может располагаться на территориях, не только обладающих природным рекреационным потенциалом, удобным географическим положением и транспортным сообщением, но и являющихся объектом городской структуры, который предложит отдыхающим ощутить национально-исторический и культурный дух народа, проживая в постройках с национальном уклоном, предметами быта, утвари и др.
Этнографический центр не является музеем. Он может иметь самую разную тематику и направление — от истории и развлечений до реконструкции исторических событий. Например, реконструкция взятия Азовской крепости турками, которая ежегодно проходит в городе Азов. Но в подобном центре могут находиться отдельные экспозиционные зоны.
Сохранение и увековечивание культур разных народов, передача истории следующему поколению всегда было, есть и будет актуальной темой. Цель представленной работы — анализ существующих градостроительных этнографических объектов, выявление особенностей их планировки, размещения в городской среде, функциональной организации и формирование пространства их территорий.
Материалы и методы. Основой в исследовании является применение методов комплексного анализа, включая системный, логический, сравнительно-исторический, фотофиксации, графического моделирования, экспериментального проектирования, способствующих изучению теоретических и натурных процессов градостроительного проектирования и создания историко-культурной среды на территории городских этнографических центров юга России.
Использование статистических данных, исторических и географических сведений, краеведческой и u.r этнографической базы региона, музееведческого, скансенологического и экономического материала позволили nst раскрыть градостроительные, архитектурно-планировочные и ландшафтные особенности территорий do этнографических центров юга России, их функциональной организации, которые будут опробированы на примере sg проекта этнографического парка в г. Семикаракорске Ростовской области. Применение комплексного изучения .s отечественной и зарубежной практики, опыта целенаправленного преобразования ландшафта территорий £ этнографических центров позволяет сформулировать основные принципы архитектурно-планировочной и
ландшафтно-пространственной организации территорий в целом и отдельных функциональных зон в частности. а Результаты исследований. Проведенное комплексное исследование градостроительных этнографических
tht центров в нашей стране и за рубежом показало, что в концепцию их формирования были заложены принципы
1 Этнопарки России. URL: https://traveledge.ru/2021/10/07/etnoparki-rossii (дата обращения 23.01.2024)
создания как музейных объектов, так и парков под «открытым небом» [1]2. Так, например, музей «Семенково» был образован в 1979 году для сохранения традиционного архитектурного наследия севера Руси. Более десяти лет коллектив историков, этнографов и архитекторов отбирал реально существующие постройки для перенесения на территорию музея. В 1985 году сюда были перенесены первые строения — и пополнение коллекции музея продолжалось до 1995 года. За это время он пополнился 17 зданиями. Сегодня «Семенково» располагается на площади 12 гектаров и насчитывает 2 культовые постройки, одну усадьбу, 12 домов и 17 хозяйственных построек (амбары, ледники, бани), а самое последнее строение здесь — оригинальная мельница-столбовка, добавленная к экспозиции в августе 2015 года.
Архитектурно-этнографический музей «Семенково» в Вологодской области — живой памятник истории, культуры и быта русской деревни рубежа XIX-XX веков. В числе архитектурных достопримечательностей «Семенково» перенесённые сюда по брёвнышку настоящие деревянные церкви и часовни, жилые дома разных районов Вологодской области и целая коллекция хозяйственных построек: от всем знакомых амбаров и бань до уникальных ледников — предков современных холодильников. Здесь собрано множество экспозиций и интерактивных программ: можно научиться тонкостям сруба настоящей избы и обработки льна, полюбоваться на разные модели валенок, узнать об истории развития маслодельного промысла в Вологде и секретах северорусского рыболовного промысла3 [2, 3].
Зарубежным примером может служить этно-комплекс «Станишичи», построенный в марте 2003 года. Первоначально он состоял из искусственного пруда, ресторана и ручья, но со временем он расширился и включил в себя две функциональные водяные мельницы, одну (1917 года выпуска) и вторую (1937 года), молочник (1948 года), каменный колодец, сарай и второй пруд. Есть также рестораны с местными фирменными блюдами, приготовленными на традиционном очаге, в которых подают выпечку из муки, изготовленной в двух мельницах, а также блюда современной кухни [4-5].
Этно-комплекс имеет самостоятельную территорию, организованную в виде села, состоящего из нескольких блоков: этнографическая коллекция, духовный центр, жилая и прогулочная зоны, гастрономическая зона, детская игровая площадка, мини -зоопарк, спорткомплекс. На его территории находятся деревянные сербские дома, построенные в старом стиле, православная церковь, часовня, рестораны сербской традиционной кухни, сувенирные и ремесленные лавки, гостиницы и отели. Имеется также каменный амфитеатр на 380 мест и даже собственная железная дорога, прокатившись по которой можно осмотреть весь этот уникальный комплекс целиком.
«
о
Ё и
Л
к к
ё (D
ä И
о Л
ч
(D О
3 «
о
Рис. 1. Этно-комплекс села Станишичи, Сербия4
Исследования показали, что в определенные исторические периоды времени меняется функциональное зонирование и пространственная организация территорий этнографических объектов. И не совсем соответствует им название «парк под открытым небом», поскольку, как правило, в парках преобладают ландшафтно-парковые пейзажи. Не во всех парках преобладает зрелищно-познавательная функция, как, например, в детских парках. Или большая концентрация развлекательных аттракционов на территории парка имеет свои названия — «городок аттракционов», «страна сказок» и пр.
2 Вергунов А.П., Денисов М.Ф., Ожегов С.С. Ландшафтное проектирование: учебное пособие для вузов по спец. «Архитектура». М.: Высш.школа; 1991. 240 с.
3 Горохов В.А. Зеленая природа города: учебное пособие для вузов. М.: Архитектура-С; 2005. 592 с.
4 URL: https://ш.wikipedia.org/wiki/Сraнишичи_(этно-деревня) (дата обращения 23.01.2024)
Ч
а
<э «
н о
(D
и
о
о о
а
1-4
Мировая практика говорит о том, что в настоящее время появились новые типы градостроительных этнографических объектов — открытые этнографические центры в структуре поселений. В них ландшафт территорий и зеленые насаждения играют дополнительную роль. Здесь в определенной градостроительной структуре доминируют объекты архитектуры и дизайна, которые плотно размещаются по территории. К таким объектам, например, можно отнести открытый к Олимпиаде в 2014 году на территории города Сочи в 3,3 га культурно-этнографический центр «Моя Россия». Здесь представлена вся Россия в миниатюре: Сибирь с деревянными избами-срубами, яркая Бурятия с буддийским храмом, элегантная архитектура Санкт-Петербурга, Московский Кремль, Казанский кремль, аутентичные башни Кавказа, Краснодарские подворья и Демидовские заводы Урала. Перед взором путешественников предстают различные культурные пласты истории России5,6 [6].
Рис. 2. Входная зона на территорию культурно-этнографического центра «Моя Россия»
Рис. 3. На территории культурно-этнографического центра «Моя Россия»
й о тр
вд
Центр не только популяризирует национальные традиции и ценности Руси, но и предлагает посетителям своего рода путешествие по России в интерактивной форме. Здесь самые разнообразные шоу-экскурсии, творческие мастер-классы для детей и взрослых различной тематики, игровые программы и многое другое. На территории размещаются 4 гостиницы. Вся территория этно-центра, находящегося в градостроительной структуре г. Сочи и размещенного на его окраине, вписана в окружающий ландшафт и создает с ним единое целое. Протяженность этно-центра вдоль реки Мзымта составляет 950 метров. Чистый воздух гор и шум горной реки оставляют неизгладимое впечатление. У посетителей создается ощущение единения с природой. Отдых в природной среде дополняется новыми интересными интерактивными играми и занятиями.
f
5 Калуцков В.Н. Основы этнокультурного ландшафтоведения: учебное пособие. М.: Изд-во МГУ; 2000. 96 с.
6 Музеи России. URL: http://www.museum.ru (дата обращения 23.01.2024)
Рис. 4. Этно-центр «Моя Россия» со стороны реки Мзымта
На территории представлены стенды с информативным насыщением. Огромный стенд посвящен деревянной резьбе ставней на окнах домов разных народностей России. Он производит на зарубежных посетителей сильное впечатление стилем и многообразием этого художественного промысла. Здесь же располагаются 4 гостиницы, рестораны и кафе с национальной кухней.
Рис. 5. Этно-центр «Моя Россия» со стороны реки Мзымта
Исходя из вышеперечисленных примеров, можно сделать вывод о том, что этнографические центры могут являться структурными единицами городских образований. Функциональная организация их территорий направлена на ознакомление и «вступление в диалог» туриста с культурой другого народа. Из опыта следует, что центр может как располагаться непосредственно на месте сохранившихся этнокультурных объектов, так и на специально отведенном удаленном от центра участке территории градостроительного образования, на который могут быть перенесены сохранившиеся объекты, или представлены новые постройки «под старину», отражающие особенности той или иной этнической группы.
Анализ показал, что в настоящее время сложился новый тип градостроительных этнографических центров, представляющих собой развитое целостное пространственное образование («мини-деревня», «мини-город»), композиционно объединяющее между собой различные функциональные зоны на общей благоустроенной территории. Экологический центр является коммерческим многофункциональным (досуг, выставка, зрелища, источник новой познавательной информации, отдых) и многоцелевым градостроительным комплексом с соответствующим оборудованием. Он может размещаться как «на пороге города», так и в его рекреационной зоне на свободных от застройки территориях.
Исследование позволило выявить и сформулировать основные научно-обоснованные градостроительные принципы формирования территории и архитектурных объектов этнографических центров. В условиях юга России этнографические центры могут иметь круглогодичное использование и быть рассчитаны на отдыхающих всех возрастных категорий как постоянного населения, так и временных туристов. Задачей современного
в о
отк
н
нуп
х ы н н енл
е
еас
н
х
с ь
л е с
в о
л п
,о в т с
е
ети
о
отр
с о
адо р
1-4
этнографического центра является предоставление посетителям полноценного отдыха и развлечений в природной среде (или приближенной к ней), обеспечение им полноценного культурно-бытового обслуживания и информационного поля, а также контакта с природой.
Этнографические градостроительные центры могут создаваться различных типов: открытого, закрытого и смешанного типа. В каждом конкретном случае должен разрабатываться свой состав и функционально -планировочная структура. В зависимости от ландшафта территории выявляются композиционные оси и узлы территории градостроительного этнографического центра, их связи с городом и его окружением, места пространственного расположения архитектурных объектов, что в целом создает единство композиционного решения и его планировочную структуру (регулярную, линейную, линейно-узловую, радиальную, пейзажную). Поскольку этнографические градостроительные центры являются туристической достопримечательностью, объект должен максимально насыщаться развлечениями, зрелищами, информацией и отдыхом. Архитектурные решения построек на территории градостроительных этнографических центров должны иметь образную выразительность.
В качестве объекта исследования был выбран город Семикаракорск Ростовской области. Семикаракорск получил официальный статус города в 1972 году в результате бурного роста промышленности. Он включен в туристический маршрут Ростовской области «Серебряная подкова Дона» благодаря выгодному географическому положению, благоприятному южному климату, развитому народному промыслу — семикаракорской керамике. Организация рекреационно-туристского комплекса должна сыграть важную роль в интенсификации развития других секторов экономики поселения и Семикаракорского района в целом, которые в настоящее время находятся в кризисном состоянии. Опыт организации туристских комплексов в зарубежных странах свидетельствует о том, что одно дополнительное рабочее место в сфере туризма создает 2-3 рабочих места в отраслях обслуживания.
Основные положения данного исследования заложены в концептуальное проектное предложение по развитию казачьего этнографического центра в г. Семикаракорск.
Учитывая растущую популярность такого вида туризма, можно прогнозировать, что этнографический центр может стать шансом перспективного развития туризма и экономики в целом для некрупных поселений. Ведь основная проблема развития и благосостояния таких поселений в низких экономических показателях и дефиците культурно-деловых зон. Открытие туризма для такого градостроительного поселения станет толчком к выходу на новый уровень, однако при этом будет сохранена его этнокультурная роль.
й о тр
ад
f
Зона жилой застройки (1-2 этажа) Зона социально-общественных объектов Зона рекреационного назначения Водные объекты
Многофункц-я общественно-деловая зона Общественно-деловая зона Торгово-промышленная зона Санитарно-защитная зона
Рис. 6. Функциональное зонирование этноцентра в г. Семикаракорске (предложения авторов)
Анализ генерального плана поселения показал, что под этнографический центр возможно использование участка территории у микрорайона Молчанов, который находится в северо-восточной части города. Основной концепцией этнографического центра является пропагандирована и сохранение культурного наследия донских казаков, их традиций, быта и ремесел. Предлагается создание следующих функциональных зон: казачья деревня, музейная, храмовая, конноспортивная, административная и выставочная зоны, зона отдыха.
Посетители смогут окунуться в быт донских казаков, посетить различные ремесленные мастерские, сходить на выставку лошадей или прокатиться верхом, отстоять службу в часовне, увидеть изобилие донской природы в
тематических садах выставочной зоны и многое другое. В выставочном пространстве представлена всевозможная утварь и предметы быта донских казаков, а в зеленой зоне отдыха будет расположена сцена-амфитеатр и смотровая башня, которая станет композиционно притягательной точкой парка.
1. Амфитеатр
2. Кафе
3. Остановочно-пересадочный пункт
4. Казачий курень
5. Казачий курень для аренды
6. Хвойно-сосновый лес
7. Парк для прогулки на лошадях
8. Амфитеатр казачьих боевых искусств
9. Культурно-досуговый цент казачьего ремесла
10. Музеи-курени казачества Донского
11. «Кулинарный двор»
12. Кафе на пруду
13. Ипподром
14. Конно-спортивный комплекс
15. Кафе в хвойном лесу
16. Часовня на майдане
17. Археологический парк (СКИФ)
Рис. 7. Концептуальные предложения по развитию архитектурно-планировочной и ландшафтно-рекреационной организации территории этноцентра в г. Семикаракорске (предложения авторов)
Приезжающие туристы также смогут посетить комплекс Семикаракорской керамики, где можно обучиться ремеслу лепки и обжига глиняных изделий и даже попробовать изготовить посуду или фигурку лично в мастерской или посетить музей лучших работ.
Формирование туристического этнографического центра поселения позволит развивать различные отрасли экономики города Семикаракорска, создаст новые рабочие места, привлечет инвесторов, предотвратит утрату традиций и культурной идентификации донских казаков, будет способствовать передаче их из поколения в поколение.
Обсуждение и заключение. Результаты исследований различных типов этнографических объектов показали, что независимо от названия (этнографические музеи, музеи, этнографические парки «под открытым небом») идет тенденция их преобразования в связи с изменением потребностей людей, увеличения развлекательных и образовательных услуг, их расширения и трансформации. В практике проектирования и строительства этнографических объектов выявился новый современный тип градостроительных рекреационно-досуговых центров — этнографический центр, в котором на коммерческой основе в окружении природы
в о
отк
н
ы н н
енл
е
еас
н
х
с ь
л е с
в о
л п
,о в т с
е
ети
о
с о
р
1-4
размещается ряд различных по функции и назначению архитектурных объектов в соответствующей этнографической тематике, обеспечивающих постоянному и временному населению городских образований всех возрастных категорий полноценное культурно-бытовое обслуживание, подачу разнообразной информации, развлечения в интерактивной форме, контакт с природой.
Особую роль приобретают эти выводы для юга России с благоприятными климатическими условиями, которые позволяют широко использовать этнографические центры для просвещения населения, развлечения и отдыха. Для проектирования и строительства таких центров на юге России были сформулированы основные градостроительные принципы их формирования, что позволит значительно расширить их количество, учитывая потребность туристического бизнеса.
Концептуальные градостроительные предложения по формированию территории этнографических центров в Южном федеральном округе позволят решить вопросы рекреационной и образовательной политики, расширить географию их размещения, привлекут инвесторов, предотвратят утрату традиций и культурной идентификации южных народов, что будет способствовать передаче знаний из поколения в поколение, сохранит архитектурное и историческое наследие юга России.
Список литературы
1. Vorobyeva A.M. Evolution of Landscape Architecture. Materials Science Forum. 2018;931:856-861. https://doi.org/10.4028/www.scientific.net/MSF.931.856
2. Vorobeva A.M. The Settlements Public Spaces Formation Basic Concepts in the Southern Russian Region// IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019;698:033023. https://doi.org/10.1088/1757-899X/698/3/033023
3. Киреева Ю.А., Ешин С.В. Этнографические центры на территории Российской Федерации и их роль в развитии туризма. Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2021;1:15-22. URL: https://globalf5.com/Zhurnaly/Servis-i-turizm/Vestnik-Associacii-VUZOV-turizma-i-servisa/vypusk-2021-1 (дата обращения 23.01.2024).
4. Vorobeva A.M.The Place History Reading in The Image of the Urban Areas' Formed Public Space. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020;913:032004. https://doi.org/10.1088/1757-899X/913/3/032004
5. Соболенко В.Е. Этнотуризм в России: современное состояние и ориентиры развития. Актуальные исследования. 2020;24(27):66-70. URL: https://apni.ru/article/1689-etnoturizm-v-rossii-sovremennoe-sostoyanie (дата обращения 23.01.2024).
6. Калуцков В.Н., Латышева А.Ю. «Этническая деревня» — новый тип культурного ландшафта. В:
Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика планирования культурного ландшафта». Саранск; 2010.
References
1. Vorobyeva AM. Evolution of Landscape Architecture. Materials Science Forum. 2018;931:856-861. https://doi.org/10.4028/www.scientific.net/MSF.931.856
2. Vorobeva AM. The Settlements Public Spaces Formation Basic Concepts in the Southern Russian Region. IOP
Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019;698:033023. https://doi.org/10.1088/1757-899X/698/3/033023
3. Kireeva YuA, Eshin SV. Ethnographic Centers on the Territory of the Russian Federation and Their Role in Development of Tourism. Vestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa. 2021;15(1):15-22. URL: https://globalf5.com/Zhurnaly/Servis-i-turizm/Vestnik-Associacii-VUZOV-turizma-i-servisa/vypusk-2021-1 (accessed
| 23.01.2024). (In Russ.).
д 4. Vorobeva AM. The Place History Reading in the Image of the Urban Areas' Formed Public Space. IOP Conference
тр Series: Materials Science and Engineering. 2020;913:032004. https://doi.org/10.1088/1757-899X/913/3/032004
5. Sobolenko VE. Ethnic Tourism in Russia: History of Development and Modern Significance. Aktual'nye
un
tj issledovaniya. 2020;24(27):66-70. URL: https://apni.ru/article/1689-etnoturizm-v-rossii-sovremennoe-sostoyanie
| (accessed 23.01.2024). (In Russ.).
^ 6. Kalutskov VN, Latysheva AYu. "Ethnic Village" is a New Type of Cultural Landscape. In: Proceedings of
the All-Russian Scientific and Practical Conference "Theory and Practice of Cultural Landscape Planning".
Л Saransk; 2010. (In Russ.).
Об авторах:
Валерия Геннадьевна Потапова, студент группы АШГР51 Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ORCID, [email protected]
Александра Максимовна Воробьева, профессор кафедры «Градостроительство и проектирование зданий» Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), кандидат архитектуры, профессор, ORCID, [email protected]
Заявленный вклад авторов:
В.Г. Потапова — анализ результатов исследований, подготовка текста и графических материалов. А.М. Воробьева — формирование основной концепции, цели и задачи исследования, научное руководство, подготовка выводов.
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Поступила в редакцию 20.01.2024 Поступила после рецензирования 16.02.2024 Принята к публикации 20.02.2024
About the Authors:
Valeriya G. Potapova, Student of the Group АШГР51, Don State Technical University (1, Gagarin sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), ORCID, [email protected]
Aleksandra M. Vorobyeva, Cand.Sci. (Architecture), Professor of the Department of Urban Planning and Building Design, Don State Technical University (1, Gagarin sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), ORCID, [email protected]
Claimed contributorship:
VG Potapova: analysis of the research results, preparing the text and graphic materials.
AM Vorobyeva: formulating the main concept, aim and objectives of the research, scientific supervision, preparing the conclusions.
Conflict of interest statement: the authors do not have any conflict of interest.
All authors have read and approved the final manuscript.
Received 20.01.2024 w
Revised 16.02.2024 g
Accepted 20.02.2024 кну
х ы н н енл
е
еас
н
х
кс ь л е с
%
в о
ори
ал п
,о в т с ьсл
е
ети
о
отр
с о
адо р
Г