ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
Т.С. Киссер
студент, исторический факультет, ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина»,
г. Екатеринбург
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ В СИСТЕМАТИКЕ НАРОДОВ И.Г. ГЕОРГИ
Работа выполнена по гранту РГНФ 14-01-00413а «<Антропология путешествия в этноисторическом контексте» (рук. А. В. Головнёв)
Аннотация. В статье рассмотрена этнологическая систематика народов Российской империи. И.Г. Георги первый использовал этнографические критерии для выделения народов в крупные и мелкие сообщества.
Ключевые слова: систематика, И.Г. Георги, народ, группировка, описание, сравнение.
T.S. Kisser, Uralskiy Federal University, Yekaterinburg
Abstract. The article discusses ethnological taxonomy of the Russian Empire's nations. Georgi J.G. was the first one who used ethnographic criterions for the allocation of people into large and small communities.
Keywords: taxonomy, J.G. Georgi, nation, group, description, comparison.
Система понятий, принципов и методов, составляющих этнографическую науку, была разработана в середине XIX столетия, однако еще в XVIII веке был опубликован четырехтомный труд Иоганна Готлиба Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов» (1776-1780; 1799). В отечественной и зарубежной науке недостаточно обращалось внимания на основания и методы систематизации И.Г. Георги, которая во многих случаях принималась как данность, без изучения ее истоков. В данной публикации делается попытка рассмотреть некоторые из примененных Георги подходов, позволивших ему создать первый сводный этнографический обзор народов Российской империи.
Для классификации народностей, населяющих империю, Георги применил методы естественных наук, обоснованные К. Линнеем [1, с. 137]. Систематичность, точность и научность -основные принципы Георги (вполне в стиле и характере современных ему немецких исследований). При этом он использовал как собственные наблюдения, так и материалы, заимствованные у Г. Миллера, П. Палласа, И. Гмелина, С. Гмелина, И. Фалька.
«Описание» представляет собой систематический этнографический свод и дает общую картину национального состава Российской империи. В своей систематике Георги основывается на концептуально разных схемах, которые представляет во введении к своему труду. Он использует ряд признаков для объединения народов в группы и для разделения народов на этнографические или территориальные подразделения - по государственно-административной принадлежности, по происхождению, по языку, по социальному статусу, по особенностям культуры и хозяйства (этнографические).
Первичная систематизация связана с группировкой народов в пять сообществ: первое -руссы (по происхождению), второе - славяне, или сарматы (по происхождению и языку), третье - татары со своими племенами (по языку), четвертое - народы, также издревле населяющие Россию (по принадлежности к государству), пятое - пришельцы и поселенцы (по государственно-административному признаку) [2, V]. Однако описание народов в его труде не всегда соответствует этой группировке.
Первая схема, по которой Георги систематизирует народы, - историческая (по происхо-
ждению). В своей классификации он преимущественно опирается на данные летописей и своды летописных сведений, составленные в первой половине XVIII века Г.З. Байером, Г.Ф. Миллером и В.Н. Татищевым. Вторая схема - языковая, связанная с идеей родства языков. Вторую группу Георги выделяет по признаку принадлежности к славянской языковой общности, оставив в стороне тот факт, что в ранней истории славянские племена распределялись между варяжским севером и хазарским югом; вслед за Татищевым он связывает славян с «сарматским коленом». Третья группа составлена с учетом принадлежности народов к тюрко-монгольскому кругу, пятая
- к индоевропейской языковой семье.
Наряду с общей систематикой Георги применяет внутреннюю, выделяя подразделения народов. Из 80 описанных им народов 14 имеют «сложную структуру». Понятие «сложный народ» Георги не использует, пользуясь определениями «группа», «общность», «колено», «порода», «общество». Еще Г.Ф. Миллер в «Описании Сибирских народов» обратил внимание на «сложность» народов. Так, татар Казанской и Астраханской губерний Миллер делит на три группы: юртовые (живущие в городах и деревнях), степные татары Астраханской губернии, башкиры. Черемисы делились на нагорных и луговых, мордва сами себя называли Mokscha, а некоторые из них назывались Erse [6, с. 38-39]. Вслед за Миллером Георги указывает на наличие двух колен у мордвы: мокшане и эрзяне, применяя языковой критерий для деления народа
- эрзяне говорят на собственном языке, который относится к финской группе языков, а мокшане
- на татарском диалекте с примесью собственного языка; наряды мокшанок и эрзянок отличаются головным убором [3, с. 37, 44].
Разделение народа по социальному статусу выявляется при описании ногайских татар. Георги разделяет их на платящих дань (ясачных) и союзных. Последние живут по собственным законам [3, с. 40].
Лопарей он делит на шведских, российских, норвежских, определяя этим их государственно-административное положение. «Шведские лопари живут на юге, Российские - на востоке, Норвежские - на севере, у высоких гор» [2, с. 3]. Башкиры разделяются на ногайских и сибирских, при этом в описании их территории Сибирь не указана: их территория - это Башкирия, южная часть Уральских гор, около реки Белой, между Камою, Волгою и рекою Урал [3, с. 93].
Особого внимания заслуживают калмыки. Георги выделяет ставропольских и мугамме-данских калмыков, пользуясь при этом двумя критериями (административное положение и особенности культуры). «Ставропольские калмыки живут при реках Самаре и Соке, а также городе Ставрополе. Главное упражнение состоит в выделывании киргизских и бухарских овчинок. Му-гаммеданские калмыки населяют Уфимское наместничество, Челябинский округ, и кочуют в войлочных юртах» [5, с. 20-21].
Георги в своей классификации часто ссылается на традиции деления того или иного народа, на происхождение их подразделений: «трухменцы издавна живут общностями по восточному и западному берегу Каспийского моря» [3, с. 49]. По происхождению разделены качинские татары, в которых Георги выделяет колена: шулошское, татарское, кубанское, тубинское, мунзельское, яс-тынское [3, с. 150]. Чукчи разделяются на два колена: чуцкое и шелагенское [4, с. 74]
При описании остяков, астраханских татар, тунгусов, коряков и телеутов Георги вводит новый критерий деления - этнографический, характеризующий образ жизни, пищу, жилище, одежду. Например, Астраханские татары фигурируют как юртовые, аульные и кочевые. «Юртовые татары живут в Астрахани особливою слободою, имеют в ней каменный гостиный двор. Аульные татары живут по островам на устье Волги, каждая их деревня состоит от двадцати до двухсот домов или семей. Пропитание аульных состоит в скотоводстве и в небольшом земледелии. Кочующие татары живут в юртах или кибитках по берегу Каспийского моря до самого Терека небольшими кочевьями и в числе своем немноголюдны. Пропитание имеют от небольшого своего скотоводства наподобие калмыков» [3, с. 33, 34].
Георги различает «лесных» и «степных» тунгусов, при этом предлагает первых дополнительно разделить на «оленеводов» и «рыболовов». Степные тунгусы держат лошадей, рогатый скот и овец. Разделяются они на конных, оленьих и собачьих, к коим принадлежат зверо-ловствующие и в рыбной ловле упражняющиеся [4, с. 39].
В «Описании» фигурируют обские и обдорские остяки. Основное различие, на которое Георги обращает внимание, связано с жилищем и пищей. «Обские остяки имеют сельбища смежные с реками, озерами и морем местах, в коих от 5-10 хижин, в каждой есть очаг и печь», а «Обдорские остяки строят хижины просторные, в каждой от 4-10 покоев, в каждом покое живет целая семья; их домашняя утварь и пожитки состоят в нескольких котлах, в деревянных сосудах, в колыбелях, в ящиках»; в отношении пищи «Обдорские остяки едят свежую рыбу, а остальные вареную» [2, с. 69, 70-71].
Коряков он делит на усадебных и кочевых. Усадебные коряки занимаются звериным промыслом и рыбной ловлей. Главное занятие кочевых коряков - содержание оленей и звериный промысел. Кочевые гораздо суровее, жестче, воинственнее и опаснее, чем усадебные. У усадебных хижины подобны камчадальским, а юрты кочевых коряков составлены из гнутых жердей и колышков, подобно барабинским [татарам], только поменьше, и покрываются оленьими кожами [4, с. 70-72].
В этнографической характеристике Георги использует сравнения, которые в совокупности представляют собой опыт разработки сравнительно-этнографического метода. Основой данного метода является выделение «референтных народов», через сравнение с которыми Георги характеризует другие народы. Метод сравнения физических, ментальных и материальных характеристик не раз использовался учеными-путешественниками и позволял помещать анализируемый материал как бы между двумя полюсами [1, с. 146].
В финской группе народов «референтным народом» выступают черемисы. Например, одежда, хозяйство и жилище мордвы схоже с черемисскими: «упражняются в землепашестве; дворы, землепашество, небольшое скотоводство от Черемисского не разнится»; «финны сообразны по своему происхождению, нраву и языку с черемисами, чувашами» [2, с. 14, 43].
Казанские татары и башкиры выступают «референтными» среди народов татарского племени, причем, иногда в описании одного народа башкиры и казанские татары оба выступают объектами сравнения. Например, в описании киргизов: «вид их такой же милый и свободный, как у казанских татар, а их скотоводство «подобно башкирскому». Киргизские женщины занимаются, как и башкирские, доением скота. Их домашний быт «сходен с башкирским». Туралинцы «суровее» казанских татар. Жилища тобольских татар - «по казанскому обыкновению и при том дурнее». Одеяние томских татар - как у казанских деревенских и женское мало чем отличается. Язык башкир походит на татарский, и с казанским «весьма сходное наречие». В одеянии они подобны казанским татарам. Они «ленивее и неопрятнее казанских татар, но не менее приветливы, и веселее их». С башкирами схожи мещеряки «в нравственном состоянии», однако «суровы и поумнее». Барабинцы в обрядах своих уподобляются башкирам, только «в увеселениях своих наблюдают больше скромности» [3, с. 26, 28, 94, 103, 104, 109, 117, 123, 124, 126, 131].
Внешний вид калмыков часто используется Георги для описания ногайцев, тунгусов, бурет-тов. Ногайцы «лицом калмыковаты, небольшие глаза, малый рот, большие уши, черные волосы, малой и плоский нос» [3, с. 30]. Лицо у тунгусов «не столь плоское, как у калмыков, глаза маленькие, нос небольшой, уши обыкновенные, волос черный и прямой». Дети «походят на калмычонков». Бу-ретты подобны калмыкам, но между тем «женский пол более пригож» [4, с. 26, 33].
Якуты также стали маркером в описании сибирских народов. Одеяние у тунгусов «сходно наибольше с якутским». В языке юкагиров много якутских слов, идолослужение подобно якутскому [4, с. 44, 54].
Попытка систематизировать народы по этнопризнакам и представить их взаимные исто-
рические связи заслуживает особого внимания. Из 14 народов, имеющих сложную структуру, по языку и социальному статусу систематизирован один народ, по государственно-административному положения - два, по происхождению - четыре, по этнографическим критериям систематизировано шесть.
Георги с помощью объединения народов в крупные группы и выявления их внутренних подразделений пытался показать многонациональный состав империи и его сложность. «Сравнение» стало познавательным инструментом в работе Георги. С его помощью он показывал сходства образа жизни, обычаев и характеров разных сообществ.
Георги был новатором в этнографической систематизации и, что особенно примечательно, в выделении этнографического критерия для сравнения, тогда как его предшественники ограничивались описанием отдельных народов.
Список литературы:
1. Загребин А.Е. Финно-угорские этнографические исследования в России XVIII - первая половина XIX веков. Ижевск. 2006. 324 с.
2. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. СПб., 1799. Ч. I. 76 с.
3. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. СПб., 1799. Ч. II. 178 с.
4. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. СПб., 1799. Ч. III. 116 с.
5. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. СПб., 1799. Ч. IV. 385 с.
6. Миллер Г.Ф. Описание сибирских народов / изд. А.Х. Элерт, В. Хинтцше / пер. с нем. А.Х. Элерт. М.: Памятники ист. мысли, 2009. 456 с.