Научная статья на тему 'Этнографические экспозиции в музеях Северной Монголии и южной Тувы'

Этнографические экспозиции в музеях Северной Монголии и южной Тувы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
107
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
краеведческий музей / школьный музей / сохранение культурного наследия / этнографическая коллекция / вещественные предметы / экспозиция / раритет / комплектование фондов. / a museum of local history / a school museum / cultural heritage preservation / an ethnographic collection / substantial subjects / an exposition / a rarity / acquisition of funds

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дыртык-Оол Анна Оюновна

В данной статье рассматирваются музеи северной исеверо-западной Монголии и южной Тувы. И главная их задача сохранение культурного наследия и их популяризация. Значительное место в собрании музеев занимает этнографические коллекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Дыртык-Оол Анна Оюновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In given work by author is shown role local muse to north Mongolia and south region Tuvy in conservation and propaganda history and cultural heritage. The Significant place in treasure house muse occupy the ethnographic collections, which characterize the facilities, dwelling, culture in past and persisting. Experience is Shown on collection exhibit and general line on categorizations material subject.

Текст научной работы на тему «Этнографические экспозиции в музеях Северной Монголии и южной Тувы»

ИСТОРИЯ, ЭТНОГРАФИЯ

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПОЗИЦИИ В МУЗЕЯХ СЕВЕРНОЙ МОНГОЛИИ И

ЮЖНОЙ ТУВЫ

Дыртык-оол А. О.

Тывинский государственный университет, Кызыл

В данной статье рассматнрваются музеи северной исеверо-западной Монголии и южной Тувы. И главная их задача - сохранение культурного наследия и их популяризация. Значительное место в собрании музеев занимает этнографические коллекции.

In given work by author is shown role local muse to north Mongolia and south region Tuvy in conservation and propaganda history and cultural heritage. The Significant place in treasure house muse occupy the ethnographic collections, which characterize the facilities, dwelling, culture in past and persisting. Experience is Shown on collection exhibit and general line on categorizations material subject.

Ключевые слова: краеведческий музей, школьный музей, сохранение культурного наследия, этнографическая коллекция, вещественные предметы, экспозиция, раритет, комплектование фондов.

Keywords: a museum of local history, a school museum, cultural heritage preservation, an ethnographic collection, substantial subjects, an exposition, a rarity, acquisition of funds.

Вторая половина XX в. - самый яркий этап истории музейного дела в приграничных районах Монголии и Тувы с точки зрения развития музееведческой мысли. До этого времени не появлялось так много музееведческих идей, проектов и концепций. Само время и лавинообразные изменения в жизни общества стимулировали рождение новых проектов и вселяли надежду на возможность их реализации. Рассматриваемые нами музеи Хубсугульского и Баян-Ульгийского аймаков Монголии и Эрзинского, Тес-Хемского районов Тувы оказались невероятно многоликими и многогранными, их культурный потенциал неисчерпаем, возможности участвовать в духовной жизни общества -безграничными. Яркая картина музейной жизни была подготовлена огромной предварительной работой, проделанной до середины XX в. Наметившиеся тенденции получили продолжение и развитие в последующие годы. Вначале XXI в. эти музеи делают важный качественный скачок в своем развитии, не ограничиваясь показом коллекций, раритетов.

Сохранение культурного наследия осталось одним из приоритетов культурной политики Монголии и России. О востребованности обществом музеев

свидетельствует динамика их

посещаемости. Со слов руководителей музеев Баян-Ульгийского и

Хубсугульского аймаков Монголии, в 1990-х гг. посещаемость резко упала, но в начале XXI в. она медленно стала возрастать. Пропаганда коммунистических идеалов и социалистического образа жизни как единственной верной модели общественного развития сменилась вначале 1990-х гг. утверждением демократических ценностей открытого общества.

Исторический путь, пройденный этими музеями, свидетельствует, что музейными средствами можно решать многие культурные и общественные проблемы. Осознавая это, музейные работники готовы брать на себя ответственность не только за то, что происходит в стенах музея, но и активно включаться в решение многих социальных проблем страны. Музеи городов Морэн Хубсугульского и Ульгий Баян-Ульгийского аймаков давно стали важным элементом городской жизни. Опыт работы школьных музеев в южных районах Тувы показывает, что на селе их общественная роль может быть более значительна.

Нет сомнения в том, что в сохранении историко-культурного наследия музеи играют большую роль. Интерес общества

к истории, к исторической памяти народа постоянно растет. Одновременно меняется отношение к наследию, а соответственно происходят коренные изменения в методологической базе, определяющей подходы к охране и использованию культурного наследия. Институт культурного и природного наследия России выдвинул принципы и методы охраны наследия, которые заключаются в следующем:

1. «Наследие» - это не только недвижимые и движимые памятники истории и культуры, но и живая традиционная культура - фольклор, обряды, хозяйственная технология и культура природопользования;

2. Сохранение культурно-природного комплекса в единстве с окружающей культурной и природной средой;

3. Создание системы историко-культурных и природных территорий, в рамках которых сохранить культурную и природную среду, живую традиционную культуру;[1, 236]

Эти положения реализируются во многих музеях мира: также в монгольской и российской практике.

Особое место в системе охраны культурного наследия занимают музеи, архивы, библиотеки, организованные с целью сохранения и использования движимых культурных ценностей. Не только музеи, но и среда обитания этносов, живущих в тесном контакте с природой, становятся визитной карточкой какого-либо региона, района, села, города. Так, север Хубсугульского аймака Монголии - земля цаатанов (оленеводов) или этнических тувинцев, которые имеют самоназвание «туха», т.е. тыва. Этот малочисленный народ - единственный в Монголии, ведущий кочевой образ жизни, разводящий оленей, живущий в традиционном жилище - чуме. Они не остались вне музейного пространства.

Значительное место в сокровищнице музеев Северной Монголии занимают этнографические коллекции, которые характеризуют хозяйство, быт, культуру народов на территории этой страны в прошлом и настоящем. По данным

отчетов музейные коллекции ежегодно пополняются новыми материалами. Комплектование фондов и создание коллекций являются одними из основных видов деятельности музеев. С большей или меньшей интенсивностью этот процесс продолжается на всех этапах существования любого музея.

В краеведческом музее г. Морэн экспонируются вещественные предметы о цаатанах, или, как указано в экспликации экспозиции, об уйгурах, относящихся к тюркоязычным народам. В сомоне Цагаан-Нуур возле красивого озера с таким названием с помощью зарубежных меценатов построена двухэтажная гостиница для иностранных туристов, в фойе которой размещается стендовая выставка, свидетельствующая о быте и культуре этнических тувинцев. Здесь происходит первое знакомство гостей с этим малочисленным народом. На стендах фотографии о местном шаманизме, о традиционном хозяйстве оленеводов, т.е. отражены интересные черты кочевого быта цаатанов.

Они живут в суровых условиях в таежных местах, но в их быт все-таки как вихрь ворвалась глобальная цивилизация: как и многие народы Монголии, они не оторваны от внешних контактов: телевизоры, солнечные батареи имеются почти в каждом чуме. А если понадобится медицинская помощь, то можно связаться с центром с помощью радиосвязи. Так, когда менеджер по туризму этнический туха Борху по «невидимой почте» сообщил оленеводам о приезде земляков из Тувы, то в последний день нашей полевой работы несколько цаатанов приехали на лошадях из тайги (отсутствует автомобильная дорога) и успели с нами пообщаться, даже попросили, чтобы мы передали вести их родственникам, живущим на Тодже. Оленеводство, шаманы, традиционный чум этнических тувинцев - вся эта экзотика стала одной из главных достопримечательностей Хубсугульского аймака.

Музей Баян-Ульгийского аймака Монголии установил тесную связь с

Национальным музеем Республики Тыва. Об этом свидетельствует участие монгольских коллег в Международной научно-практической конференции по теме «Наследие народов Центральной Азии и сопредельных территорий: изучение, сохранение и использование», посвященной 80-летию основания Национального музея Республики Тыва и заключение соглашения между ними. Директор музея Хыжабагийн Хызылбай в своем докладе «Музей - зеркало истории, гордость народы» изложил основные тенденции развития музейного дела в аймаке, подчеркнул важную миссию этого учреждения в воспитании и образовании молодого поколения. [2] Контакт установлен с краеведческом музеем города Морэн Хубсугульского аймака: в перспективе обмен опытом по фондовой и экспозиционной работе.

Как свидетельствуют экспозиции, выставки, музейные мероприятия в монгольских музеях и школьных музеях южной Тувы, сотрудники активно включены в интенсивную туристскую, просветительскую и образовательную деятельность. Об эффективности музейной работы в туристской сфере свидетельствует разработка в музеях Монголии программной организации театрализованных представлений. Так, музейные работники участвовали в праздничном мероприятии на

центральном стадионе города Морэн, посвященном 300-летию со дня восстания хотогойцев против китайско-

маньчжурского ига под предводительством монгольского князя Чингунжава.

Императорский Китай в середине XVIII в. разгромил и уничтожил Джунгарское ханство, на территории которого жили и тувинцы. Они попали под власть Маньчжурской династии и неоднократно восставали. Тувинцы активно

поддерживали выступление хотогойского князя Чингунжава, известного под именем Шыдар-вана. Надеясь сбросить чужеземное иго, Шыдар - ван вступил в заговор с рядом халхасских князей и вошел в сношение с претендентом на

джунгарский престол, ярым врагом правящей династии Китая князем Амурсаной, но был схвачен и казнен в Пекине. По преданию, Шыдар-ван перед казнью завещал мингатам делать двери у юрт синего цвета, чтобы он мог их узнать, когда вернется к ним. Именно так еще недавно объясняли монголы их обыкновение обтягивать двери юрт синей бязью. [3] Не случайно на перевалах кочевники Центральной Азии вешают синие хадаки. Синий цвет - один из символических знаков у монголов.

Из интервью, взятого автором этих строк у монгольских ученых и музейных сотрудников, видно, что статичные музейные экспозиции успешно сочетаются с разнообразными

мероприятиями - организацией праздников, концертов, чтением лекций, проведением семинаров и др. Отсюда неплохой результат масштаба

проводимых мероприятий, стремление все больше охватить население, проживающее в аймаке, заинтересовать самые разнообразные возрастные категории людей.

О включении данных музеев Монголии в туристскую деятельность

свидетельствует наличие уникальных экспозиций, не имеющих аналогов в других городах Монголии, даже в столице Улан-Баторе, о материальной и духовной культуре этнических тувинцев: цаатанов в Морэне и цэнгельских тувинцев в Ульгие. Эти культурные учреждения имеют активную внешнюю информацию, создан собственный сайт в Интернете, выпускается своя рекламная продукция и, наконец, активизируется просветительская и образовательная деятельность в своих аймаках, прежде всего в школах и учебных заведениях.

К неповторимым раритетам в музеях Хубсугульского и Баян-Ульгийского аймаков Монголии и южных районах Тувы относятся вещественные предметы материальной и духовной культуры, т.е. этнографические коллекции. Эти систематизированные собрания материальных предметов характеризуют культуру этнической группы в соседней

стране и собственно тувинцев в Эрзине и Тес-Хеме и изъяты из среды бытования в разные периоды деятельности вышеназванных музеев.

Музеи имеют разнообразные методы комплектования фондов по традиционной культуре. Среди наиболее устоявшихся и результативных можно назвать прием от населения, розыски вещественных предметов по этнографии через лиц, живущих в данных населенных пунктах. Инициатива представления музею тех или иных предметов исходит от самих музейных работников, а в школьных музеях южной Тувы от членов Совета музея, в составе которого в основном школьники.

Традиционными являются в музеях организация и проведение полевых исследований по традиционной культуре с целью комплектования фондов. Так, члены музейного кружка Эрзинского района Тувы применяли метод маршрутного экспедиционного обследования выбранных объектов, расположенных в селах, где они проживают. В зависимости от задач музейные экспедиции были одноразовыми, если объектом комплектования являлись чабанские стоянки, или многократными по отношению к выбранным объектам (например, целебные источники -аржааны, священные места тувинцев -оваа на перевалах).

Со слов директора краеведческого музея города Ульгий Баян-Ульгийского аймака, в практике применяется метод стационарного изучения выбранных объектов: это места кочевий этнических тувинцев и казахов. Обычно такой метод применяется многими музеями мира, когда в задачу музея входит изучение быта, отбор предметов для пополнения коллекций по истории материальной культуры.

Анализ музейной документации и интервью у заведующих школьными музеями южной Тувы показали, что отработана методика организации полевых экспедиционных работ, которые делятся на три этапа: подготовительный,

проведение полевого исследования и заключительный этап.

На подготовительном этапе педагог определяет заранее, в начале учебного года состав участников полевых работ, чаще всего это члены туристических или краеведческих кружков, которых знакомит с задачами экспедиции. На этом маршруте школьники изучают научную литературу, вместе с руководителем разрабатывают программу работы и маршрут. Полевая работа юных музейщиков включает следующие виды деятельности: полевые наблюдения, беседы с местными жителями, особенно со знатоками традиций, выявление и получение предметов музейного значения, запись легенд о будущих экспонатах. В ходе полевых работ делают зарисовки, замеры, фиксируют с помощью фотоаппарата. В ходе полевых работ ведется экспедиционная документация: производится заполнение актов приема от сдатчиков. Во всех музеях имеется фондовая документация: акты, книги поступлений на основной фонд и научно-вспомогательные материалы, карточки научного описания. Заключительный этап проводится непосредственно в музее, который включает анализ собранных материалов.

Полевые исследования сельских школьников, экспозиции по традиционной культуре, наличие музейной

документации - все это свидетельствует об успехах школьных музеев южной Тувы, об умении педагогов заинтересовать школьников, которые могут найти контакт с местным населением. Ярким доказательством тому являются организация выставки собранных материалов и участие в конференциях среди школьников. Так, на ежегодной конференции «Музей и дети», проводимой в Национальном музее Республики Тыва, по номинациям «Лучшая экспозиция», «Лучшая научно-исследовательская работы» школьные музеи сел Морен Эрзинского и Чыргаланды Тес-Хемского районов всегда в числе лучших.

При сборе этнографических коллекций музеи придерживались общих

требований: во-первых, материалы должны быть подлинными; во-вторых, выделялись наиболее типичные, т. е. традиционные, характерные для казахского народа в музее Ульгия, монгольского в музее Морэна, этнической группы тувинцев в этих городах и южных районах Тувы; в-третьих, выделялись такие предметы, которые являются следствием динамики этнических процессов (развитие культурных влияний и связей и т.д.). Сущность комплектования в данных музеях состоит в образовании и пополнении музейного собрания в целях сохранения, изучения и пропаганды памятников материальной и духовной культуры.

Активная собирательская работа ведется музеями как в плане фиксации еще сохранившихся архаических явлений, так и в плане этнографического изучения современности.

Автором этих строк изучен опыт краеведческого музея Баян-Ульгийского аймака по комплектованию фондов музея (с помощью переводчика). Имеется развернутая программа экспедиции. Директор господин Хыжабагийн считает, что при ее разработке необходимо учитывать возможности материально-технической базы музея, нагрузки на сотрудников в зависимости от их подготовки и опыта.

Основными видами работ являлись:

1. Сбор этнографической коллекции;

2. Работа с информаторами;

3. Фотографирование;

4. Фиксация вещественных материалов, которые представляют интерес для музея, но по разным причинам не приобретались (из-за нежелания владельца уступить вещь, нехватки средств на приобретение и

т.д.);

5. Личные наблюдения участников экспедиции;

Общими чертами для музеев Северной Монголии и южных районов Тувы является классификация этнографических коллекций в зависимости от использования и назначения предметов в

хозяйственной деятельности и быте, материальной и духовной культуре, которые подразделяются на следующее:

I. Основные и подсобные занятия.

Кочевое скотоводство, земледелие,

охота, собирательство, рыболовство.

Домашнее производство, ремесла и промыслы: ткачество, плетение, обработка кожи, дерева, металла, ковроткачество, вышивка, ювелирное дело и т.д.

II. Материальная культура.

Жилище и его убранство.

Пища и утварь.

Одежда и украшения.

Средства передвижения.

Оружие и снаряжение воина.

Духовная культура.

Религиозные верования (шаманизм, буддизм, ислам).

Музыка и музыкальные инструменты.

Народное декоративно-прикладное искусство.

Первыми экспонатами краеведческого музея города Морэн Хубсугульского аймака, основанного в 1949 г., являются этнографические предметы по

материальной и духовной культуре монгольского народа. Из небольшого кабинета он расширил свою экспозиционную площадь в 1953 г. В 1967 г. он утвердился как музей краеведческого профиля. В 1987 г. меняется структура данного культурного учреждения: появляются новые отделы, в том числе научно-просветительной. В настоящее время музей является «воротами в аймак», где посетители, особенно туристы, смогут познакомиться с неповторимой природой, историческими памятниками от древнекаменного века до современного периода. В числе уникальных предметов считают женские и мужские ювелирные украшения местных мастеров, буддийские статуэтки и изображения на тканях (тханки). Особо выделяется экспозиция о хозяйственной деятельности этнических тувинцев - цаатанов. В диораме представлен картина из быта таежных оленеводов: мужчина в традиционной одежде, сшитой из обработанной шкуры домашнего животного, седлает оленя.

Типичная жизнь цаатанов до сих пор привлекает внимание туристов из разных стран.

Этнографические материалы имеют большое научно-познавательное и воспитательное значение. Кроме того, эти предметы насыщены разнообразной информацией о жизни, быте, творческом таланте своих создателей. Они оказывают большое эмоциональное воздействие на посетителей музея, передавая

значительную часть информации образно, через внешние признаки. Экспозиции музеев Северной Монголии и южной Тувы предоставляют широкие

возможности для вариативного использования этнографических материалов, которые с успехом демонстрируются в контексте исторической экспозиции.

На юге Тувы имеются все возможности создания отдельного этнографического музея, возможно, под открытым небом.

Разнообразие тематики этнографических материалов способствует привлекать эти памятники для решения широкого круга экономических проблем. Ценность их постоянно возрастает, так как в результате ускорившихся в условиях научно-технической революции темпов социально-экономического и культурного развития происходят изменения в бытовой среде народов, населяющих наши государства.

Таким образом, автором представлено современное состояние музеев Северной Монголии и южной Тувы: формы и средства по сохранению и пропаганде историко-культурного наследия, в том числе комплектование фондов по традиционной культуре монгольского и тувинского народов, а также этнических тувинцев. За пределами исследования остались научно-исследовательская

деятельность музеев, характеристика фондов, современные информационные технологии в музеях Монголии, а также проблема музеефикации историко-культурных объектов.

Сложность работы с этнографической коллекцией связана с тем, что за всю историю комплектования и хранения фондов в музеях Северной Монголии и

школьных музеях южных районов Тувы новые поступления не были зафиксированы по инструкциям: отсутствовали данные об источниках поступлений, полное описание того или иного музейного предмета. Поэтому для атрибуции необходимо проведение особых исследований. В перспективе полная систематизация с последующим составлением каталога. На мой взгляд, необходима такая работа по этническим тувинцам Монголии. Таким образом, формирование этнографических коллекций позволяет проследить процесс развития той или иной культуры, того или народа, а также сохранить и показать особенности жизнедеятельности. Вечным вопросом останется: сохранится ли музей в новом тысячелетии? Особенно небольшие, которые размещены в одном помещении, например, школьные музеи. Мы уверены, что музей не только не исчезнет из человеческой жизни, он займет в ней еще более значительное место, чем сейчас. Доказательством этому являются то, что в аймаках Монголии строят новые помещения музея, значит у них большое будущее. Музеи выполняют важную миссию в культуре и в решении глобальных проблем человечества. Эта тенденция характерна для мировой музейной практики. Автор надеется, что работа в перспективе будет продолжена.

Литература

1. Веденин Ю.А Роль музеев в сохранении культурного и природного наследия в России //Источниковедение и краеведение в культуре России. - М., 2000. -С. 235 - 240.

2. Хыжабагийн X. Музей - зеркало истории, гордость народа // Наследие народов Центральной Азии и сопредельных территорий: изучение, сохранение и использование. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию основания Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, 9-10 сентября 2009 г. - С. 56 - 58.

3. История Тувы. Т. 1. /Под общ. ред. С.И. Вайнштейна и М.Х. Маннай-оола. -Новосибирск, 2001. - С. 190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.