УДК 911:39 075.3
UDC 911:39 075.3
А.М. САРАЕВА
кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой географии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] Л.В. СУХАНОВ
кандидат географических наук, доцент, кафедра географии, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева E-mail: [email protected]
A.M. SARAEVA
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of Department of geography, Orel State University named
afrer I.S. Turgenev E-mail: amsaraeva-osu @yandex. ru L.V. SUHANOV
Candidate of Geography, Associate Professor, Department of geography, Orel State University named afrer
I.S. Turgenev E-mail: [email protected]
ЭТНОГЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
THE ETHNOGRAPHIC COMPONENT IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE SCHOOL
В статье указывается на возрастающий интерес к русскому культурному наследию, традициям русского народа. Рассматриваются особенности этногеографических знаний в школе. Предлагается методика изучения этногеографических элементов в курсе географии.
Ключевые слова: этногеография, география, материальная культура, этногеографический подход, Орловский спис.
The article points to the growing interest in the Russian cultural heritage and traditions of the Russian people. The features of ethno-geographical knowledge at school. The technique of studying ethno-geographical elements in the course of geography is suggested.
Keywords: Ethno-geography, geography, material culture, ethno-geographical approach, Orlovsky call list.
Процессы обновления, происходящие в настоящее время в России, охватывают и область духовной жиз-ни общества. Современная культура каждого народа своими корнями уходит в древность. Она взаимодей-ствует с народными промыслами, укладом в быту, язы-ком, фольклором, литературой, музыкой, с традициями, сложившимися на протяжении столетий. Защита национальных духовных ценностей должна быть одним из приоритетных направлений в политике любого государства, которое стремится сохранить свои самобытные черты и активно на равных взаимодействовать с други-ми ленами мирового сообщества.
В последнее время заметно возрос интерес к огромному русскому культурному наследию не только в ученой среде, но и среди людей, не связанных с изучением истории, этнографии, фольклористики и других наук. Объясняется это тем, что человек, узнавая о событиях, явлениях прошлого, не всегда может их понять, объяснить. В ходе эволюции обычаи, традиции, мировоззрение трансформировались, и то, что было ясным и понятным, привычным и обыденным несколько сотен лет тому назад для наших предков, с точки зрения современного человека, с трудом поддается объяснению. Мы не всегда знаем, как возник тот или иной обычай, о чем повествует то или иное произведение устного народного поэтического творчества, что символизиру-ет то или иное произведение народного декоративно-
прикладного искусства. Поэтому проблемы изучения народом своей национальной истории, культурных традиций, особенно актуальны в настоящее время.
Этногеография как наука является частью национальной культуры любого народа. Она имеет большую познавательную, нравственную, эстетическую цен-ность. Именно в народном творчестве заложен огром-ный воспитательный потенциал, поэтому оно должно занять достойное место в современном обществе и вы-ступать средством воспитания подрастающего поколе-ния. Для полноценного использования этого потенциала необходимо тщательное изучение быта, народных промыслов, фольклора, его жанров, поэтических особенностей, а также поиск путей эффективного его включения в бразовательный процесс.
Возрождение утраченных обрядов и праздников может стать эффективным способом приобщения современной молодежи к своим культурным корням, основой патриотических убеждений и чувств, осознания неразрывной связи со своим народом, его традиционно-го уклада жизни. Как писал известный демограф В.В. Покшишевский, изучающих ту или иную страну не может не интересовать, в каких домах живет население данной страны, чем люди питаются и во что одеваются, во что верят и как проводят свободное время. Поэтому трудно представить себе географа-страноведа, не ориентирующегося в современной этнической картине мира.
А.М. Сараева, Л.В. Суханов A.M. Saraeva, L.V. Suhanov
Среди особенностей национальной культурной жизни России особая роль всегда принадлежала традиционному прикладному искусству. В наше время, когда проблемы сохранения национальной идентичности вышли на передний план, развитие традиционного искусства приобретает значение защиты русской идентич-ности, сохранения одного из богатейших и уникальных пластов историко-культурного наследия страны. При этом нельзя говорить о русском традиционном приклад-ном искусстве «вообще». В нашей обширной стране великое множество местных центров народных худо-жественных промыслов. Не лучайно говорится, что ни город, то норов.
К числу самых замечательных центров отечественного традиционного искусства относится Орловщина. Орловский край по праву считается литературным. Здесь жили и творили И.С. Тургенев, Н.С. Лесков, И.А. Бунин, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, А.Н. Апухтин, Л.Н. Андреев и многие другие известные писатели и поэты. Но это край и глубоких народных традиций. Он славен своими песнями, ливенской гармошкой, мцен-ским кружевом, глиняной чернышевской и плешковской игрушками, вышивкой «орловский спис» и другими промыслами. Орловчане не превратили свое народ-ное искусство в совокупность музейных экспонатов: в городе и области происходит активное возрождение старинных искусств и ремёсел. Сохраняя традиции, со-временные народные мастера привносят в них свое ви-дение, учитывая день сегодняшний, передают познания молодому поколению. В Орле действует детская шко-ла изобразительных искусств и ремёсел, где преподают Народные мастера России. Возродилась школа мцен-ского мерного кружева, изготавливаются традиционные русские народные инструменты - свирели, трещотки, бубны, рубели, бубенцы и другие, а также знаменитая ливенская гармошка. Совершенствуется традиционный промысел плетения из лозы, рогозы, соломки. С целью популяризации народных традиций в Национальном парке «Орловское полесье» возрожден праздник «Троицкие хороводы». Праздник приобрел статус международного фольклорного фестиваля, где демонстрируют свое творчество коллективы и народные мастера Орловщины, соседних областей и стран ближнего зарубежья. На примере богатого традициями Орловского края мы можем видеть не только сохранение, но и возрождение и дальнейшее развитие русского традиционного прикладного искусства в XXI веке. В век высоких технологий не перевелись в России мастера, любящие дарить людям рукодельную красоту и передавать свое мастерство новым поколениям, а это значит, что русская нация здорова в своей внутренней сущности и может с надеждой смотреть в будущее.
Этногеографические вопросы отвечают цели современной школы и оказывают влияние на развитие интеллектуальных, нравственных экологических, эсте-ических качеств личности.
Этногеографический подход при изучении географии вызывает интерес у учащихся и учителей, но из-
за слабого отражения этногеографических знаний в школьной литературе педагоги испытывают трудности в практике их преподавания. Это связано с тем, что эт-ногеографические вопросы невозможно рассмотреть в амках школьной программы по географии.
Данное исследование позволит выявить эффективные приемы изучения культурно-бытовых аспектов од-ного края.
Современная методика обучения географии располагает большим разнообразием форм и методов обучения, которые могут быть использованы при организации познавательной деятельности учащихся в системе этно-географического образования. В соответствии со сложившимися представлениями выделим традиционные и инновационные формы и методы организации учебной деятельности, используемые в данном курсе.
рамках традиционных форм обучения важней-шая целевая задача - это передача знаний, реализация знаниево-центрической модели образования. К числу традиционных форм в рамках изучения географии относится лекционно-семинарская форма обучения, которая отвечает возрастным особенностям старшеклассни-ков и представляется наиболее удачной при формиро-вании новых, прежде всего, теоретических знаний. На лекции излагается большой объем материала, широко освещается разнообразная этнографическая инфор-мация,
представленная в средствах массовой инфор-мации, научных и справочных изданиях. Наряду с объяснительно-иллюстративным методом в ходе лек-ции для старшеклассников также применим и метод проблемного изложения, при котором учащиеся погружаются в определенную этнографическую проблему, разрешаемую в процессе изложения материала. Лекции целесообразно организовывать на этапе вхождения в тему или как этап обобщения знаний по данной теме. При повторении, обобщении и закреплении материала,
также для развития навыков самостоятельной учебной деятельности наиболее удачной формой являются семинары. Семинарские занятия представляют собой организационную форму коллективной работы учащихся в ходе, которой возможно организовать обсуждение поставленных проблем, подробно разработать теоретические положения, подкрепив их фактическими материалами.
Традиционными формами организации учебной деятельности являются уроки-практикумы, включающие варианты работы с различными источниками этнографической информации (карты, статистические таблицы, графики, диаграммы, СМИ), и уроки обобщения знаний (обсуждение промежуточных и итоговых результатов изучения больших содержательных блоков), способ-ствующие развитию таких навыков, как коммуника-бельность, умение работать в группах и обосновывать свою точку зрения.
органичной связи с получением идет процесс формирования умений и навыков, выступающих связующим звеном между полученными знаниями и их примене-нием в жизни. Овладение определенными навыками и
формирование на их основе базовых компетенций является важнейшим результатом этногеографического образования. Усиление практической направленности уроков этногеографии обуславливает повышенное внимание к организации самостоятельных практических работ, роль которых в учебном процессе определяется, прежде всего, в развитии способностей ученика применять теоретические знания в решении практических задач. Методика преподавания этногеографии предусматривает решение разнообразных практических задач, связанных с анализом географической карты и статистических материалов, составлением картосхем, структурных схем, обобщающих таблиц, работой с нтернет-ресурсами и историческими документами.
Принцип практической направленности в реализации содержания данного курса выражается в осо-бом внимании к формированию специфических для этногеографии умений и навыков, практических ме-тодов исследования. Отбор содержания практических заданий в рамках данного курса направлен на форми-рование опыта творческой деятельности (сравнения, обобщения, классификация, умозаключения) и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру (выра-ботка у школьников взглядов, убеждений, идеалов, цен-ностных ориентаций), способствующих становлению
этнокультурной компетентности учащихся, их потенциальной возможности быть адекватными в полиэтничной поликонфессиональной среде.
ходе уроков-практикумов и уроков обобщения знаний наиболее пристальное внимание должно быть уделено взаимосвязям развития этносов с природной социальной средой. Целенаправленное выявление причинно-следственных связей приводит учащихся к осознанию объективных закономерностей в развитии этнических процессов и явлений, на которое ориентирована значительная часть заданий в учебнике и рабочей тетради.
Одной из важнейших задач является выявление причинно-следственных связей, составляющих сущность современного этнического развития. По справедливому утверждению Н.Н. Баранского, связь явлений решает все не только в методологии географии как научной дисциплины, но и методике географии как школьного предмета, способствуя в значительной мере развитию географического мышления.
соответствии с современными научными представлениями, а также с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся при построении практической деятельности особое место должно быть уделено групповым формам организации познавательной деятельности учащихся и методам их реализации. Деловые игры, дискуссии и междисциплинарные проекты представляют собой своеобразную интерпретацию реальных процессов, демонстрируют возможные методы принятия ответственных решений в области этно-конфессиональных отношений.
системе этнокультурного географического образования эти формы организации познавательной дея-
тельности должны быть использованы по следующим ричинам:
- в основе проектов, как правило, лежат реаль-ные проблемные ситуации, которые необходимо исследовать и принять решения по их оптимизации, что способствует активации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся, побуждает их к по-иску новой информации, познанию методов ее
аучной обработки и анализа;
- учащимся представляется возможность общать-ся, проявляя качества делового партнера, развивать на-выки принятия коллективного согласованного решения, демонстрировать навыки этнотолерантного поведения,
оторые необходимы им в повседневной жизни;
- общение в интерактивной форме делает информацию эмоционально окрашенной, что позволяет учащимся посредством подражания и заимствования переживать и развивать различные эмоции, усваивать нравственные нормы поведения, способствует измене-
ию отношения человека к себе и окружающим.
В ходе проведения учебных игр и дискуссий наряду с познавательным аспектом содержания этнографического образования всегда присутствует
енностный, деятельностный и творческий аспекты. тем эмоционально-ценностное восприятие действительности в системе этнографического образования представляется даже более существенным, чем накопление знаний.
Согласно «Стратегии модернизации содержания общего образования» основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно, творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Вот некоторые рекомендации к использованию эт-ногеографического материала на уроках географии. Так, при изучении темы «Человек и природа» в курсе географии России 9 класса во время проведения урока «Опосредованное влияние природных условий» целесообразно раскрыть некоторые особенности жилищ, их архитектуру и строительные материалы в зависимости от природных условий.
Главным результатом труда (с учетом особенно-стей природных условий) является создание жилища, одежды, пищи. Человека недаром называют «сын куль-туры». Культура отдельных народов проявляется в том, как люди работают, какими орудиями пользуются, какие жилища, пищу, одежду предпочитают. Русские крестья-не в прошлом по традиции строили срубные дома из де-рева. К этому они стремились даже в том случае, если переселялись в те районы, где не было леса.
При раскрытии вопроса об опосредованном влия-нии природных условий обращается внимание на зна-чение дома и требования к характеру жилища человека.
О требованиях к характеру жилища учащиеся могут узнать самостоятельно из текста параграфа или же из сообщений своих одноклассников, получивших опережающее задание на предыдущем уроке. Следует сказать о том, что дом теснейшим образом связан с природой и именно через него она большей частью влияет на быт. При создании жилища учитываются особенности климата, сейсмичность, наличие или отсутствие многолетней мерзлоты, особенности рельефа. Образцами поразительного умения приспосабливаться к природ-ным условиям являются чумы ненцев, эскимосские иглу, двухэтажные дома русских северян. О приспосо-блении к природным условиям говорит как конструкция жилища, так и его оформление. Свой рассказ учителю желательно сопровождать показом слайдов, фотогра-фий различных видов жилищ, можно создать мультиме-дийную презентацию.
Необходимо отметить, что каждое поколение остав-ляет своим потомкам здания, передающие дух своей эпохи. Не случайно Н.В. Гоголь назвал архитектуру «ле-тописью мира».
На уроке следует рассказать учащимся и о современных требованиях к жилищу в зависимости от климатических особенностей, а также ввести понятие «рекреация» - в переводе с латинского на русский язык это слово означает «восстановление», «воссоздание».
Природные условия накладывают отпечаток на пищевой рацион человека. С учащимися следует обсудить вопрос о калорийности питания для людей, проживаю-щих в различных регионах России, о радиционности питания.
Школьникам дается задание доказать, как климатические условия определяют потребность людей в пище.
В современных условиях необходимо использовать интегрированные уроки, в частности географии, литературы, русского языка. Такие уроки пополняют, расширяют, углубляют знания учащихся. Преподавая уроки географии, мы должны дать своим ученикам не только основные научные сведения, но и показать красоту, разнообразие природы, героику освоения необжитых районов, разнообразие этнических культур. Для того чтобы оживить деловой язык школьного учебника, надо обратиться к художественной литературе. Неслучайно при изучении данной темы можно использовать литератур-ый материал и элементы русского языка.
При изучении темы «Взаимосвязь природных условий, быта и традиционных занятий коренного населения» можно рассмотреть Орловский край, с его бытовыми особенностями в XIX веке. Например, рловский спис.
Урок-лекция на тему: «Орловский спис: происхо-дение, техника, художественные особенности»
Богатый материал для исследования представляет вышивка, как наиболее широко распространенный вид изобразительного народного искусства. Она насыщена образным воспроизведением традиционных мотивов. В консервативной крестьянской среде её создавали в усвоенных по канону рисунках-знаках, пусть даже и по-
лузабытых в их первоначальной языческой смысловой нагрузке. В этом плане чрезвычайный интерес представляет и шитье в технике «списа», бытовавшее на рловщине.
Крестьянская вышивка Орловского края, известная под названием «спис», дошла до нас и представлена в музеях в основном по памятникам XIX-начала XX в. Это полотенца и скатерти. Само понятие «спис» вклю-чает сочетание двух технических приемов: «набора» и «росписи», которая в иных случаях заменяется двойным стебельчатым швом. Списовые рисунки выполнены по цельному холсту красной льняной или хлопчатобумажной нитью с частичным добавлением темно-голубой (синей). Основной для орловского «списа» красный цвет богат оттенками - от насыщенного сочного, ярко-го, до светлого, переливающегося, почти прозрачного. Этот эффект достигается за счет плотности настила раз-личных «бранок» (узорных заполнений внутри конту-ра). Небольшие темно-голубые плоскости вкрапления создают рельефность восприятия и необыкновенный живописный эффект. В более поздних памятниках спи-сового шитья вводится многоцветие: отдельные бран-ки заполняются черными, желтыми, зелеными нитями. Подобный цветовой подбор возник под влиянием город-ского шитья.
Декор вышивки представляет собой изображение мягкого и обширного контура (в технике росписи или двойного стебельчатого шва), внутри которого заключены узорные плоскости геометрического рисунка (в технике набора, росписи, двухстороннего креста). Из-под искусных рук мастериц возникали то плотные и яркие, то воздушные, как бы разряженные узоры, придающие еще более фантастический эффект причудливым расплывчатым формам, обозначенным контуром.
Возникновение в русском шитье швов с криволинейными очертаниями и узорами заполнениями внутри них исследователи связывают с одним из древнейших приемов вышивки - золотым шитьем, которое име-ло огромное эмоциональное воздействие на человека. Потребность в его узорочье, впечатляющем своим блеском и сиянием, богатством декоративных эффектов, была велика и в крестьянской среде. Однако в массе своей русские крестьянки не могли создать предметы золотого шитья для себя из-за дороговизны материалов: золотых и серебряных нитей, драгоценных камней. На Орловщине элементы старинного золотого шитья (XVШ-XIX вв.) тщательно хранились и использова-лись крестьянками для изготовления более оздних го-ловных уборов.
С начала XVII века Орловский край попал под владычество Московского государства и вошел в его состав, являясь южной окраиной, которая часто подвергалась набегам ногайских и крымских татар. В 1637 году ука-зом правительства Михаила Федоровича Романова было запрещено столичным дворянам приобретать вотчины и поместья в уездах на южных границах государства. Такая мера охраняла служилых по прибору от подне-вольной кабалы и не могла не вызывать притока населе-
ния в южные районы. Каждый новый наплыв населения оставлял свой отпечаток в материальной истории края. Поэтому в орловском крестьянском костюме и вышивке встречается влияние и Московского удельного княже-ства (т.е. северной Руси).
Следует отметить, что «орловский спис» име-ет отличительные, только ему присущие признаки. Характерной особенностью, в частности, являются необычные очертания рисунка и большое разнообра-зие мотивов заполнений: «сташок» (стожок), «воро-ний глазок», «ведьма», «сумка с кочергой», «волна», «дробнушки». В «списе» преобладают общераспространенные мотивы русской вышивки: «древо жизни», «птица-счастье». Наиболее часто на местах можно наблюдать старое списовое шитье на полотенцах. Самое раннее, уникальное, хранящееся в фондах Орловского краеведческого музея, датируется концом XVШ-началом XIX веков. По сохранившейся легенде вы-шивка выполнена крепостной помещиков Гринёвых (Мценский уезд). Композиция вышивки двухчастная, выполнена красными нитями с небольшим вкраплени-ем темно-голубого - фантазийные древа в вазонах с ви-ноградными гроздьями. Наибольшее распространение нашли композиции одночастные. Изображения древа или птицы-павы и сопровождающих их форм либо за-полняют центральное поле вышивки до самых краев, либо окружены рамкой строгого геометрического ри-сунка, подчеркивающего эти массивные, насыщенные цветовыми переливами сказочные конфигурации. На материалах музейных данных от Орловского музея изобразительных искусств (начиная с конца 1960-х годов) составлена карта распространения списового шитья, которое на Орловщине не было повсеместным. Этим своеобразным искусством владели крестьяне из среды «барских» (бывших помещичьих), начиная с деревень из-под самого Орла (Вязовик, Мезенка, Становое), и далее по всему Орловскому уезду, а также в смежных с ним и между собой Кромском, Малоархангельском,
Карачевском, Мценском, Болховском, Дмитровском уездах. Списовое шитье развивалось именно в этих регионах, где наблюдалось сосредоточение крепост-ных крестьян. Здесь при Екатерине II получали обшир-ные земельные владения и большую массу крестьян в дар представители видных дворянских родов России. Интересно, что ареал бытования списового шитья очень близко совпадает с картой вятических поселений на территории Орловского края, исключая пограничные со степью пространства (Новосильский и другие райо-ны в восточной части области). То есть стилистика орловского списового шитья развилась в ареале потомков вятичей, коренных жителей, оказавшихся в крепостной зависимости. Отдельные археологические находки (орнаментика и пластика керамики), найденные на вяти-чевских поселениях на территории области, имеют как бы размытые, округлые, расплывчатые формы, напоминающие исследователям декор списового шитья.
Потомственные вышивальщицы из мест бытования списового шитья свидетельствуют, что списовые полотенца и скатерти считались «самыми лучшими, самы-ми нарядными». Ими предпочитали украшать красный угол во время свадебных торжеств, по случаю рождения ребенка и других важных событий. В пору сбора уро-жая, в праздник «первого снопа», ритуальный сноп перевязывали шелковыми лентами, а под него на лавке или табурете обязательно стелили списовые полотенца так, чтобы их вышитые концы были хорошо расправлены.
В данной работе предпринята попытка рассмотреть памятники списового шитья Орловского края в плане художественного содержания. Оно во многом забыто даже для потомственных крестьянских вышивальщиц, но всегда оставалось в шитье благодаря устойчивым, традиционным приемам художественно -го воспроизведения, бесспорной эстетической и нравственной ценности, а также непреходящей зрительской притягательности.
Библиографический список
Баринова И.И. Внеурочная работа по географии. М.: Просвещение, 1988. 157 с. Богуславская И.Я. «Русская народная вышивка». М., 1972.
Борисова И.И. Народное искусство Орловского края XIX-XX вв. Орёл: Издатель А. Воробьёв, 2011. 128 с. СараеваА.М. Вопросы этногеографии и методика их изучения в курсе «География России». Автореферат МШУ, 1996. Семакин Н.К. Внеклассная работа по географии. М.: Просвещение, 1979. 89 с.
References
Barinova I.I. After-hour work in geography. M.: Prosveshchenie, 1988. 157 p. Boguslavskaya I.Ya. « Russian folk embroidery ». M., 1972.
Borisova I.I. Folk art Orel region of XIX-XX centuries. Orel: Publisher A. Vorobyov, 2011. 128 p.
SaraevaA.M. Question's ethnogeography and methods of their study course in the «Geography of Russia». Abstract MPGU, 1996. Semakin N.K. Extra-curricular work in geography. M.: Prosveshchenie, 1979. 89 p.