Научная статья на тему 'Этногеографический компонент в учебном процессе школы'

Этногеографический компонент в учебном процессе школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГЕОГРАФИЯ / ГЕОГРАФИЯ / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОРЛОВСКИЙ СПИС / ETHNO-GEOGRAPHY / GEOGRAPHY / MATERIAL CULTURE / ETHNO-GEOGRAPHICAL APPROACH / ORLOVSKY CALL LIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сараева А.М., Суханов Л.В.

В статье указывается на возрастающий интерес к русскому культурному наследию, традициям русского народа. Рассматриваются особенности этногеографических знаний в школе. Предлагается методика изучения этногеографических элементов в курсе географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ETHNOGRAPHIC COMPONENT IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE SCHOOL

The article points to the growing interest in the Russian cultural heritage and traditions of the Russian people. The features of ethno-geographical knowledge at school. The technique of studying ethno-geographical elements in the course of geography is suggested.

Текст научной работы на тему «Этногеографический компонент в учебном процессе школы»

УДК 911:39 075.3

UDC 911:39 075.3

А.М. САРАЕВА

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой географии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: amsaraeva-osu@yandex.ru Л.В. СУХАНОВ

кандидат географических наук, доцент, кафедра географии, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева E-mail: leonid_orel@mail.ru

A.M. SARAEVA

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of Department of geography, Orel State University named

afrer I.S. Turgenev E-mail: amsaraeva-osu @yandex. ru L.V. SUHANOV

Candidate of Geography, Associate Professor, Department of geography, Orel State University named afrer

I.S. Turgenev E-mail: leonid_orel@mail.ru

ЭТНОГЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ

THE ETHNOGRAPHIC COMPONENT IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE SCHOOL

В статье указывается на возрастающий интерес к русскому культурному наследию, традициям русского народа. Рассматриваются особенности этногеографических знаний в школе. Предлагается методика изучения этногеографических элементов в курсе географии.

Ключевые слова: этногеография, география, материальная культура, этногеографический подход, Орловский спис.

The article points to the growing interest in the Russian cultural heritage and traditions of the Russian people. The features of ethno-geographical knowledge at school. The technique of studying ethno-geographical elements in the course of geography is suggested.

Keywords: Ethno-geography, geography, material culture, ethno-geographical approach, Orlovsky call list.

Процессы обновления, происходящие в настоящее время в России, охватывают и область духовной жиз-ни общества. Современная культура каждого народа своими корнями уходит в древность. Она взаимодей-ствует с народными промыслами, укладом в быту, язы-ком, фольклором, литературой, музыкой, с традициями, сложившимися на протяжении столетий. Защита национальных духовных ценностей должна быть одним из приоритетных направлений в политике любого государства, которое стремится сохранить свои самобытные черты и активно на равных взаимодействовать с други-ми ленами мирового сообщества.

В последнее время заметно возрос интерес к огромному русскому культурному наследию не только в ученой среде, но и среди людей, не связанных с изучением истории, этнографии, фольклористики и других наук. Объясняется это тем, что человек, узнавая о событиях, явлениях прошлого, не всегда может их понять, объяснить. В ходе эволюции обычаи, традиции, мировоззрение трансформировались, и то, что было ясным и понятным, привычным и обыденным несколько сотен лет тому назад для наших предков, с точки зрения современного человека, с трудом поддается объяснению. Мы не всегда знаем, как возник тот или иной обычай, о чем повествует то или иное произведение устного народного поэтического творчества, что символизиру-ет то или иное произведение народного декоративно-

прикладного искусства. Поэтому проблемы изучения народом своей национальной истории, культурных традиций, особенно актуальны в настоящее время.

Этногеография как наука является частью национальной культуры любого народа. Она имеет большую познавательную, нравственную, эстетическую цен-ность. Именно в народном творчестве заложен огром-ный воспитательный потенциал, поэтому оно должно занять достойное место в современном обществе и вы-ступать средством воспитания подрастающего поколе-ния. Для полноценного использования этого потенциала необходимо тщательное изучение быта, народных промыслов, фольклора, его жанров, поэтических особенностей, а также поиск путей эффективного его включения в бразовательный процесс.

Возрождение утраченных обрядов и праздников может стать эффективным способом приобщения современной молодежи к своим культурным корням, основой патриотических убеждений и чувств, осознания неразрывной связи со своим народом, его традиционно-го уклада жизни. Как писал известный демограф В.В. Покшишевский, изучающих ту или иную страну не может не интересовать, в каких домах живет население данной страны, чем люди питаются и во что одеваются, во что верят и как проводят свободное время. Поэтому трудно представить себе географа-страноведа, не ориентирующегося в современной этнической картине мира.

А.М. Сараева, Л.В. Суханов A.M. Saraeva, L.V. Suhanov

Среди особенностей национальной культурной жизни России особая роль всегда принадлежала традиционному прикладному искусству. В наше время, когда проблемы сохранения национальной идентичности вышли на передний план, развитие традиционного искусства приобретает значение защиты русской идентич-ности, сохранения одного из богатейших и уникальных пластов историко-культурного наследия страны. При этом нельзя говорить о русском традиционном приклад-ном искусстве «вообще». В нашей обширной стране великое множество местных центров народных худо-жественных промыслов. Не лучайно говорится, что ни город, то норов.

К числу самых замечательных центров отечественного традиционного искусства относится Орловщина. Орловский край по праву считается литературным. Здесь жили и творили И.С. Тургенев, Н.С. Лесков, И.А. Бунин, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, А.Н. Апухтин, Л.Н. Андреев и многие другие известные писатели и поэты. Но это край и глубоких народных традиций. Он славен своими песнями, ливенской гармошкой, мцен-ским кружевом, глиняной чернышевской и плешковской игрушками, вышивкой «орловский спис» и другими промыслами. Орловчане не превратили свое народ-ное искусство в совокупность музейных экспонатов: в городе и области происходит активное возрождение старинных искусств и ремёсел. Сохраняя традиции, со-временные народные мастера привносят в них свое ви-дение, учитывая день сегодняшний, передают познания молодому поколению. В Орле действует детская шко-ла изобразительных искусств и ремёсел, где преподают Народные мастера России. Возродилась школа мцен-ского мерного кружева, изготавливаются традиционные русские народные инструменты - свирели, трещотки, бубны, рубели, бубенцы и другие, а также знаменитая ливенская гармошка. Совершенствуется традиционный промысел плетения из лозы, рогозы, соломки. С целью популяризации народных традиций в Национальном парке «Орловское полесье» возрожден праздник «Троицкие хороводы». Праздник приобрел статус международного фольклорного фестиваля, где демонстрируют свое творчество коллективы и народные мастера Орловщины, соседних областей и стран ближнего зарубежья. На примере богатого традициями Орловского края мы можем видеть не только сохранение, но и возрождение и дальнейшее развитие русского традиционного прикладного искусства в XXI веке. В век высоких технологий не перевелись в России мастера, любящие дарить людям рукодельную красоту и передавать свое мастерство новым поколениям, а это значит, что русская нация здорова в своей внутренней сущности и может с надеждой смотреть в будущее.

Этногеографические вопросы отвечают цели современной школы и оказывают влияние на развитие интеллектуальных, нравственных экологических, эсте-ических качеств личности.

Этногеографический подход при изучении географии вызывает интерес у учащихся и учителей, но из-

за слабого отражения этногеографических знаний в школьной литературе педагоги испытывают трудности в практике их преподавания. Это связано с тем, что эт-ногеографические вопросы невозможно рассмотреть в амках школьной программы по географии.

Данное исследование позволит выявить эффективные приемы изучения культурно-бытовых аспектов од-ного края.

Современная методика обучения географии располагает большим разнообразием форм и методов обучения, которые могут быть использованы при организации познавательной деятельности учащихся в системе этно-географического образования. В соответствии со сложившимися представлениями выделим традиционные и инновационные формы и методы организации учебной деятельности, используемые в данном курсе.

рамках традиционных форм обучения важней-шая целевая задача - это передача знаний, реализация знаниево-центрической модели образования. К числу традиционных форм в рамках изучения географии относится лекционно-семинарская форма обучения, которая отвечает возрастным особенностям старшеклассни-ков и представляется наиболее удачной при формиро-вании новых, прежде всего, теоретических знаний. На лекции излагается большой объем материала, широко освещается разнообразная этнографическая инфор-мация,

представленная в средствах массовой инфор-мации, научных и справочных изданиях. Наряду с объяснительно-иллюстративным методом в ходе лек-ции для старшеклассников также применим и метод проблемного изложения, при котором учащиеся погружаются в определенную этнографическую проблему, разрешаемую в процессе изложения материала. Лекции целесообразно организовывать на этапе вхождения в тему или как этап обобщения знаний по данной теме. При повторении, обобщении и закреплении материала,

также для развития навыков самостоятельной учебной деятельности наиболее удачной формой являются семинары. Семинарские занятия представляют собой организационную форму коллективной работы учащихся в ходе, которой возможно организовать обсуждение поставленных проблем, подробно разработать теоретические положения, подкрепив их фактическими материалами.

Традиционными формами организации учебной деятельности являются уроки-практикумы, включающие варианты работы с различными источниками этнографической информации (карты, статистические таблицы, графики, диаграммы, СМИ), и уроки обобщения знаний (обсуждение промежуточных и итоговых результатов изучения больших содержательных блоков), способ-ствующие развитию таких навыков, как коммуника-бельность, умение работать в группах и обосновывать свою точку зрения.

органичной связи с получением идет процесс формирования умений и навыков, выступающих связующим звеном между полученными знаниями и их примене-нием в жизни. Овладение определенными навыками и

формирование на их основе базовых компетенций является важнейшим результатом этногеографического образования. Усиление практической направленности уроков этногеографии обуславливает повышенное внимание к организации самостоятельных практических работ, роль которых в учебном процессе определяется, прежде всего, в развитии способностей ученика применять теоретические знания в решении практических задач. Методика преподавания этногеографии предусматривает решение разнообразных практических задач, связанных с анализом географической карты и статистических материалов, составлением картосхем, структурных схем, обобщающих таблиц, работой с нтернет-ресурсами и историческими документами.

Принцип практической направленности в реализации содержания данного курса выражается в осо-бом внимании к формированию специфических для этногеографии умений и навыков, практических ме-тодов исследования. Отбор содержания практических заданий в рамках данного курса направлен на форми-рование опыта творческой деятельности (сравнения, обобщения, классификация, умозаключения) и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру (выра-ботка у школьников взглядов, убеждений, идеалов, цен-ностных ориентаций), способствующих становлению

этнокультурной компетентности учащихся, их потенциальной возможности быть адекватными в полиэтничной поликонфессиональной среде.

ходе уроков-практикумов и уроков обобщения знаний наиболее пристальное внимание должно быть уделено взаимосвязям развития этносов с природной социальной средой. Целенаправленное выявление причинно-следственных связей приводит учащихся к осознанию объективных закономерностей в развитии этнических процессов и явлений, на которое ориентирована значительная часть заданий в учебнике и рабочей тетради.

Одной из важнейших задач является выявление причинно-следственных связей, составляющих сущность современного этнического развития. По справедливому утверждению Н.Н. Баранского, связь явлений решает все не только в методологии географии как научной дисциплины, но и методике географии как школьного предмета, способствуя в значительной мере развитию географического мышления.

соответствии с современными научными представлениями, а также с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся при построении практической деятельности особое место должно быть уделено групповым формам организации познавательной деятельности учащихся и методам их реализации. Деловые игры, дискуссии и междисциплинарные проекты представляют собой своеобразную интерпретацию реальных процессов, демонстрируют возможные методы принятия ответственных решений в области этно-конфессиональных отношений.

системе этнокультурного географического образования эти формы организации познавательной дея-

тельности должны быть использованы по следующим ричинам:

- в основе проектов, как правило, лежат реаль-ные проблемные ситуации, которые необходимо исследовать и принять решения по их оптимизации, что способствует активации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся, побуждает их к по-иску новой информации, познанию методов ее

аучной обработки и анализа;

- учащимся представляется возможность общать-ся, проявляя качества делового партнера, развивать на-выки принятия коллективного согласованного решения, демонстрировать навыки этнотолерантного поведения,

оторые необходимы им в повседневной жизни;

- общение в интерактивной форме делает информацию эмоционально окрашенной, что позволяет учащимся посредством подражания и заимствования переживать и развивать различные эмоции, усваивать нравственные нормы поведения, способствует измене-

ию отношения человека к себе и окружающим.

В ходе проведения учебных игр и дискуссий наряду с познавательным аспектом содержания этнографического образования всегда присутствует

енностный, деятельностный и творческий аспекты. тем эмоционально-ценностное восприятие действительности в системе этнографического образования представляется даже более существенным, чем накопление знаний.

Согласно «Стратегии модернизации содержания общего образования» основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно, творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Вот некоторые рекомендации к использованию эт-ногеографического материала на уроках географии. Так, при изучении темы «Человек и природа» в курсе географии России 9 класса во время проведения урока «Опосредованное влияние природных условий» целесообразно раскрыть некоторые особенности жилищ, их архитектуру и строительные материалы в зависимости от природных условий.

Главным результатом труда (с учетом особенно-стей природных условий) является создание жилища, одежды, пищи. Человека недаром называют «сын куль-туры». Культура отдельных народов проявляется в том, как люди работают, какими орудиями пользуются, какие жилища, пищу, одежду предпочитают. Русские крестья-не в прошлом по традиции строили срубные дома из де-рева. К этому они стремились даже в том случае, если переселялись в те районы, где не было леса.

При раскрытии вопроса об опосредованном влия-нии природных условий обращается внимание на зна-чение дома и требования к характеру жилища человека.

О требованиях к характеру жилища учащиеся могут узнать самостоятельно из текста параграфа или же из сообщений своих одноклассников, получивших опережающее задание на предыдущем уроке. Следует сказать о том, что дом теснейшим образом связан с природой и именно через него она большей частью влияет на быт. При создании жилища учитываются особенности климата, сейсмичность, наличие или отсутствие многолетней мерзлоты, особенности рельефа. Образцами поразительного умения приспосабливаться к природ-ным условиям являются чумы ненцев, эскимосские иглу, двухэтажные дома русских северян. О приспосо-блении к природным условиям говорит как конструкция жилища, так и его оформление. Свой рассказ учителю желательно сопровождать показом слайдов, фотогра-фий различных видов жилищ, можно создать мультиме-дийную презентацию.

Необходимо отметить, что каждое поколение остав-ляет своим потомкам здания, передающие дух своей эпохи. Не случайно Н.В. Гоголь назвал архитектуру «ле-тописью мира».

На уроке следует рассказать учащимся и о современных требованиях к жилищу в зависимости от климатических особенностей, а также ввести понятие «рекреация» - в переводе с латинского на русский язык это слово означает «восстановление», «воссоздание».

Природные условия накладывают отпечаток на пищевой рацион человека. С учащимися следует обсудить вопрос о калорийности питания для людей, проживаю-щих в различных регионах России, о радиционности питания.

Школьникам дается задание доказать, как климатические условия определяют потребность людей в пище.

В современных условиях необходимо использовать интегрированные уроки, в частности географии, литературы, русского языка. Такие уроки пополняют, расширяют, углубляют знания учащихся. Преподавая уроки географии, мы должны дать своим ученикам не только основные научные сведения, но и показать красоту, разнообразие природы, героику освоения необжитых районов, разнообразие этнических культур. Для того чтобы оживить деловой язык школьного учебника, надо обратиться к художественной литературе. Неслучайно при изучении данной темы можно использовать литератур-ый материал и элементы русского языка.

При изучении темы «Взаимосвязь природных условий, быта и традиционных занятий коренного населения» можно рассмотреть Орловский край, с его бытовыми особенностями в XIX веке. Например, рловский спис.

Урок-лекция на тему: «Орловский спис: происхо-дение, техника, художественные особенности»

Богатый материал для исследования представляет вышивка, как наиболее широко распространенный вид изобразительного народного искусства. Она насыщена образным воспроизведением традиционных мотивов. В консервативной крестьянской среде её создавали в усвоенных по канону рисунках-знаках, пусть даже и по-

лузабытых в их первоначальной языческой смысловой нагрузке. В этом плане чрезвычайный интерес представляет и шитье в технике «списа», бытовавшее на рловщине.

Крестьянская вышивка Орловского края, известная под названием «спис», дошла до нас и представлена в музеях в основном по памятникам XIX-начала XX в. Это полотенца и скатерти. Само понятие «спис» вклю-чает сочетание двух технических приемов: «набора» и «росписи», которая в иных случаях заменяется двойным стебельчатым швом. Списовые рисунки выполнены по цельному холсту красной льняной или хлопчатобумажной нитью с частичным добавлением темно-голубой (синей). Основной для орловского «списа» красный цвет богат оттенками - от насыщенного сочного, ярко-го, до светлого, переливающегося, почти прозрачного. Этот эффект достигается за счет плотности настила раз-личных «бранок» (узорных заполнений внутри конту-ра). Небольшие темно-голубые плоскости вкрапления создают рельефность восприятия и необыкновенный живописный эффект. В более поздних памятниках спи-сового шитья вводится многоцветие: отдельные бран-ки заполняются черными, желтыми, зелеными нитями. Подобный цветовой подбор возник под влиянием город-ского шитья.

Декор вышивки представляет собой изображение мягкого и обширного контура (в технике росписи или двойного стебельчатого шва), внутри которого заключены узорные плоскости геометрического рисунка (в технике набора, росписи, двухстороннего креста). Из-под искусных рук мастериц возникали то плотные и яркие, то воздушные, как бы разряженные узоры, придающие еще более фантастический эффект причудливым расплывчатым формам, обозначенным контуром.

Возникновение в русском шитье швов с криволинейными очертаниями и узорами заполнениями внутри них исследователи связывают с одним из древнейших приемов вышивки - золотым шитьем, которое име-ло огромное эмоциональное воздействие на человека. Потребность в его узорочье, впечатляющем своим блеском и сиянием, богатством декоративных эффектов, была велика и в крестьянской среде. Однако в массе своей русские крестьянки не могли создать предметы золотого шитья для себя из-за дороговизны материалов: золотых и серебряных нитей, драгоценных камней. На Орловщине элементы старинного золотого шитья (XVШ-XIX вв.) тщательно хранились и использова-лись крестьянками для изготовления более оздних го-ловных уборов.

С начала XVII века Орловский край попал под владычество Московского государства и вошел в его состав, являясь южной окраиной, которая часто подвергалась набегам ногайских и крымских татар. В 1637 году ука-зом правительства Михаила Федоровича Романова было запрещено столичным дворянам приобретать вотчины и поместья в уездах на южных границах государства. Такая мера охраняла служилых по прибору от подне-вольной кабалы и не могла не вызывать притока населе-

ния в южные районы. Каждый новый наплыв населения оставлял свой отпечаток в материальной истории края. Поэтому в орловском крестьянском костюме и вышивке встречается влияние и Московского удельного княже-ства (т.е. северной Руси).

Следует отметить, что «орловский спис» име-ет отличительные, только ему присущие признаки. Характерной особенностью, в частности, являются необычные очертания рисунка и большое разнообра-зие мотивов заполнений: «сташок» (стожок), «воро-ний глазок», «ведьма», «сумка с кочергой», «волна», «дробнушки». В «списе» преобладают общераспространенные мотивы русской вышивки: «древо жизни», «птица-счастье». Наиболее часто на местах можно наблюдать старое списовое шитье на полотенцах. Самое раннее, уникальное, хранящееся в фондах Орловского краеведческого музея, датируется концом XVШ-началом XIX веков. По сохранившейся легенде вы-шивка выполнена крепостной помещиков Гринёвых (Мценский уезд). Композиция вышивки двухчастная, выполнена красными нитями с небольшим вкраплени-ем темно-голубого - фантазийные древа в вазонах с ви-ноградными гроздьями. Наибольшее распространение нашли композиции одночастные. Изображения древа или птицы-павы и сопровождающих их форм либо за-полняют центральное поле вышивки до самых краев, либо окружены рамкой строгого геометрического ри-сунка, подчеркивающего эти массивные, насыщенные цветовыми переливами сказочные конфигурации. На материалах музейных данных от Орловского музея изобразительных искусств (начиная с конца 1960-х годов) составлена карта распространения списового шитья, которое на Орловщине не было повсеместным. Этим своеобразным искусством владели крестьяне из среды «барских» (бывших помещичьих), начиная с деревень из-под самого Орла (Вязовик, Мезенка, Становое), и далее по всему Орловскому уезду, а также в смежных с ним и между собой Кромском, Малоархангельском,

Карачевском, Мценском, Болховском, Дмитровском уездах. Списовое шитье развивалось именно в этих регионах, где наблюдалось сосредоточение крепост-ных крестьян. Здесь при Екатерине II получали обшир-ные земельные владения и большую массу крестьян в дар представители видных дворянских родов России. Интересно, что ареал бытования списового шитья очень близко совпадает с картой вятических поселений на территории Орловского края, исключая пограничные со степью пространства (Новосильский и другие райо-ны в восточной части области). То есть стилистика орловского списового шитья развилась в ареале потомков вятичей, коренных жителей, оказавшихся в крепостной зависимости. Отдельные археологические находки (орнаментика и пластика керамики), найденные на вяти-чевских поселениях на территории области, имеют как бы размытые, округлые, расплывчатые формы, напоминающие исследователям декор списового шитья.

Потомственные вышивальщицы из мест бытования списового шитья свидетельствуют, что списовые полотенца и скатерти считались «самыми лучшими, самы-ми нарядными». Ими предпочитали украшать красный угол во время свадебных торжеств, по случаю рождения ребенка и других важных событий. В пору сбора уро-жая, в праздник «первого снопа», ритуальный сноп перевязывали шелковыми лентами, а под него на лавке или табурете обязательно стелили списовые полотенца так, чтобы их вышитые концы были хорошо расправлены.

В данной работе предпринята попытка рассмотреть памятники списового шитья Орловского края в плане художественного содержания. Оно во многом забыто даже для потомственных крестьянских вышивальщиц, но всегда оставалось в шитье благодаря устойчивым, традиционным приемам художественно -го воспроизведения, бесспорной эстетической и нравственной ценности, а также непреходящей зрительской притягательности.

Библиографический список

Баринова И.И. Внеурочная работа по географии. М.: Просвещение, 1988. 157 с. Богуславская И.Я. «Русская народная вышивка». М., 1972.

Борисова И.И. Народное искусство Орловского края XIX-XX вв. Орёл: Издатель А. Воробьёв, 2011. 128 с. СараеваА.М. Вопросы этногеографии и методика их изучения в курсе «География России». Автореферат МШУ, 1996. Семакин Н.К. Внеклассная работа по географии. М.: Просвещение, 1979. 89 с.

References

Barinova I.I. After-hour work in geography. M.: Prosveshchenie, 1988. 157 p. Boguslavskaya I.Ya. « Russian folk embroidery ». M., 1972.

Borisova I.I. Folk art Orel region of XIX-XX centuries. Orel: Publisher A. Vorobyov, 2011. 128 p.

SaraevaA.M. Question's ethnogeography and methods of their study course in the «Geography of Russia». Abstract MPGU, 1996. Semakin N.K. Extra-curricular work in geography. M.: Prosveshchenie, 1979. 89 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.