Научная статья на тему 'Этногенез в свете пассионарной теории Л. Гумилёва'

Этногенез в свете пассионарной теории Л. Гумилёва Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
387
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ЭТНОГЕНЕЗ / ЭТНОГРАФИЯ / ЭТНОЛОГИЯ / ПАССИОНАРНОСТЬ / ЭНЕРГИЯ / ETHNOGENESIS / ETHNOGRAPHY / ETHNOLOGY / PASSIONARITY / ENERGY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лепинская Виолетта Олеговна

В статье рассматривается попытка Л. Гумилёва связать этнографический, географиический, психологический и философский аспект эволюции этноса. Этнос, в понимании учёного, занимает промежуточное положение между природными и социальными факторами. Именно это делает концепцию Л. Гумилёва оригинальной при изучении ряда проблем развития и взаимодействия космоса и человека, природы и сознания, биосферы и общества. Концепция учёного представляет интерес с точки зрения философии, поскольку демонстрирует диалектику взаимодействия природного и социального в ходе этногенезов народов и в плане этносоциального развития человечества за многие тысячелетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnogenesis in the light of the L. Gumilev''s passionarity theory

The article deals with the L. Gumilev’s attempt to link the ethnographic, geographical, psychological and philosophical aspect of the evolution of the ethnic group. Ethnicity in the understanding of the scientist occupies an intermediate position between the natural and social factors. It makes the concept of Gumilev original in the study of a number of problems the development and interaction of the cosmos and human nature and consciousness of the biosphere and society. The concept of the scientist is of great interest also from the point of view of philosophy, because it shows the dialectic interaction between natural and social progress in the ethnogenesis of the peoples and in terms of ethno-social development of mankind for many millennia.

Текст научной работы на тему «Этногенез в свете пассионарной теории Л. Гумилёва»

20А//2 -

В. О. Лепинская

УДК 930.1

ЭТНОГЕНЕЗ В СВЕТЕ ПАССИОНАРНОЙ ТЕОРИИ Л. ГУМИЛЁВА

роблема этногенеза и шире - этнической истории в целом, проблема наличия различных компонентов и их роли в сложении того или иного этноса, ныне существующего или некогда существовавшего, занимает одно из важнейших мест в этнографической науке. Специфика отечественной школы этнографии в значительной мере определяется именно вниманием к постановке и разработке проблем этногенеза и хода этнических процессов.

Материалом для статьи послужила одна из работ Л. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли» [1], посвящённая разработке глобальных философско-теоретических конструкций мировой истории и концепции этногенеза и ставшая темой его второй докторской диссертации; статья Л. Гумилёва в соавторстве с учеником и последователем В. Ермолаевым «Горе от иллюзии» [2], разъясняющая возможные перспективы национальной политики России и углубляющая отдельные положения концепции этногенеза; двухтомный труд В. Зеньковского «История русской философии» [3], в котором показано своеобразие русской философской школы в различных культурных формах, философских течениях и направлениях; «Националь-ная политика России: история и совре-менность» [4], раскрывающая особенности национальной политики и её эволюцию, новые направления и подходы в этом вопросе.

Теория этногенеза Л. Гумилёва имеет достаточное количество как последователей, так и противников, она нетрадиционна и оригинальна, поэтому анализ её особенностей и

возможности приминения для исследования исторического развития этноса по-прежнему актуален.

В данной статье для раскрытия проблемы этногенеза в работах Л. Гумилёва мы проанализируем основные компоненты концепции этногенеза и раскроем её особенности.

Целостная и, казалось бы, вполне понятная концепция Гумилёва на самом деле является очень непростой с точки зрения её анализа. Автор не исследует в ней категории из смежных наук, которые он использует в своих рассуждениях: мутация, биохимическая энергия живого вещества, поле, химера и др. Но и свои нововведённые понятия (пассионарность, пассионарная индукция, пассионарное и этническое поле, социокультурная и этническая химера и др.) учёный раскрывает недостаточно последовательно и полно, иногда придавая им неоднозначный смысл. Кроме того, отдельные положения концепции зачастую неточны, иногда суждения отрывочны, а между некоторыми теоретическими частями в концепции сложно провести явную взаимосвязь. Например, не вполне раскрыты идеи о связи этнического поля и геокосмических факторов, этнического поля и пассионарности, намного доказательнее -идеи о взаимозависимости динамики уровней пассионарного напряжения и ритмов развития этноса, этнических стереотипов и этно-возрастных доминант, а также идеи о взаимозависимости этнического поля и экологической ситуации регионов. Некоторые рассуждения автора выглядят противоречивыми, а отдельные моменты кажутся отброшенными, поскольку они только подразумеваются. Вследствие этого, оппонентам Л. Гумилёва его концепция представляется не вполне обоснованной. Однако его философская конструкция вполне логично, хотя и не традиционно, объясняет закономерности этнических процессов, которые происходят на Земле.

В отличие от большинства отечественных учёных, Гумилёв в своих исследованиях

стремится показать, что «вспышки этногенеза связаны не с культурой и бытом народов, находящихся в развитии или застое, не с их расовым составом, не с уровнем экономики и техники, не с колебаниями климата, меняющими экологию этноса, а со специальными условиями пространства и времени» [4, с. 533]. Хотя это несколько абстрактно звучит, но становится более понятным с учётом разъяснений учёного во многих его работах о том, что этногенез - это природный процесс.

В теории этногенеза Л. Гумилёва выдвигается предположение о том, что продолжительность жизни каждого этноса у всех народов одинакова - и составляет примерно 1500 лет.

Эта теория о глубочайшей связи характера, обычаев и культуры народа с ландшафтами, которые они населяют, психологии народа с биосферой, которая роднит его с идеями евразийцев. В своих трудах он разоблачает укоренившийся в науке европоцентризм, в рамках которого все формы государственного устройства (и даже нормы поведения), не соответствующие европейским, считаются отсталыми, несовершенными. Он выступал за равное отношение и внимание к образу жизни всех народов. Отвечая на извечный вопрос, с кем идти России - с Востоком или с Западом - Л. Гумилёв всегда предпочитал евразийское единство союзу с Западной Европой [1, с. 228; 3, с. 261].

Особый интерес учёного привлекает эволюционная концепция биосферы, разработанная В. Вернадским. В своей концепции академик рассматривает живую природу планеты Земля, во-первых, в её взаимодействии с вещественно-энергетическими процессами, протекающими в земных, околоземных и отдаленных пространствах Космоса, во-вторых, как целостную систему в структуре космоса (т. е. на мегакосмическом уровне её бытия). Человечество представлено учёным как часть живого вещества планеты, наиболее чуткая ко всяким изменениям в силу психических особенностей и наиболее активная вследствие целенаправленной практиче-

((лат((¿ные /ишс«

ской деятельности. Л. Гумилёв в своих работах продолжает развивать мысль В. Вернадского о биохимической энергии живого вещества. «Мы - порождение земной биосферы в той же степени, какой и носители социального прогресса» [1, с. 265], утверждает учёный и рассматривает историю как фиксацию биохимических процессов на популяционном уровне.

Историческое время, по мнению Л. Гумилёва, отличается от календарного неоднородностью и зависит от количества и содержания событий, которые вызваны неравномерным распределением энергии живого вещества на Земле. Учёный также воспринимает идеи А. Чижевского, который установил зависимость между циклами активности Солнца и многими явлениями в биосфере.

Здесь уместно отметить, что в истории науки известно не так много учёных, оказавшихся способными в своей научной деятельности интегрировать опыт нескольких областей знания. Особенно непросто удаётся совмещение естественно-научного и социально-гуманитарного стилей мышления. Однако Л. Гумилёв относится к этой категории выдающихся исследователей. Своей научно-философской мыслью он сумел охватить современные знания о Земле, а также многое из наук о биологической и социальной жизни и попытался дать их синтез. Многие положения Л. Гумилёва ещё полностью не освоены научной мыслью и обращены в будущее.

Синтезируя достижения гуманитарных и естественных наук, Л. Гумилёв пытался доказать факт зависимости человеческого организма от воздействия космической среды. Его концепция впервые связала «существование этносов, как коллективов людей, со способностью, как организмов, поглощать биохимическую энергию живого вещества, уже открытую Вернадским» [2, с. 9]. Л. Гумилёв показал, что этнос - это составляющая часть так называемого «вмещающего ландшафта», он работает в унисон с природными процессами и создаёт устойчивый биоценоз. Как видим, в концепции учёного используется

20А//2-

идея теснейшей взаимосвязи биохимии-ческой энергии живых организмов людей (обеспечивающей обменные процессы внутри организма и организма со средой) и биохимической энергии живого вещества «вмещающего ландшафта», являющегося функциональной частью биосферы. Это утверждение Л. Гумилёва полностью соответствует выводам, сделанным В. Вернадским.

В результате своих исследований, базирующихся на основе многочисленных источников, Л. Гумилёв приходит к выводу, что человечество находится под воздействием трёх видов энергии: Солнца, распада внутри Земли (вызывающего тектонические и прочие явления) и космической энергии. Воздействие этих видов энергии на человека и является причиной этногенеза - происхождения, развития и исчезновения этносов.

Максимальное количество энергии, которую потребляет Земля, это энергия Солнца. Она аккумулируется путём фотосинтеза в растениях, которые поедаются животными. В итоге солнечная энергия переходит в плоть и кровь всех живых существ, которые есть на Земле. Избыток этой энергии создаёт тепличные эффекты, т. е. условия очень неблагоприятные. Для жизни энергии не нужно больше, чем требуется, её необходимо ровно столько, сколько люди и все живые организмы способны усвоить.

Второй вид энергии - энергия распада внутри Земли радиоактивных элементов. В начале существования планеты как твёрдого тела этих элементов было много. Но постепенно происходил радиораспад внутри планеты, в результате чего она стала разогреваться. Когда все элементы распадутся, Земля может взорваться, либо превратится в кусок камня. Радиоактивные элементы действуют на жизненные процессы организмов весьма отрицательно. Скопления урановых и прочих руд неравномерно распределены на Земле.

Есть пространства, где радиоактивность ничтожна, но там, где руды близко подходят к поверхности, она очень велика, поэтому

воздействие этого вида энергии на животных и людей в масштабах планеты различно.

Существует третий вид энергии, который Земля получает большими порциями из космоса, - это пучки энергии, приходящие из глубин Галактики и ударяющие Землю, обхватывая какую-то её часть. Они молниеносно производят своё энергетическое воздействие на биосферу, иногда большое, иногда малое. Пучки энергии приходят не ритмично, а время от времени, учитывать их оказывается делом невозможным. Космический вид энергии стал исследоваться совсем недавно. Поэтому учёные, которые представляли Землю как замкнутую систему, не могут привыкнуть к тому, что человечество живёт не оторванным от остального мира, а внутри огромной Галактики, которая тоже воздействует на живые организмы, подобно всем другим факторам, определяющим развитие биосферы. Описанное явление и есть механизм сопричастности каждого человека и каждого человеческого коллектива к Космосу.

На данную проблему Л. Гумилёв смотрел ещё и с географической точки зрения, считая, что этнос, как явление природы, неразрывно связан с ландшафтом. А для пассионарного толчка необходимо сочетание двух и более ландшафтов. Основные процессы этногенеза возникали при сочетании: горного и степного ландшафтов, лесного и лугового, степного и оазистого, лесотундры и тундры и других. Всё человечество следует рассматривать как антропосферу - одну из оболочек Земли, связанную с бытием вида «Homo sapiens». Оставаясь в пределах этого вида, человечество обладает особым отличительным свойством -мозаичностью, т. е. состоит из представителей разных народов - этносов. Именно через этносы, контактирующие друг с другом, осуществляется ход истории. «Этносы, существующие в пространстве и времени, и есть действующие лица в театре истории» [1, с. 36] - резюмировал ученый.

Итак, в процессе истории одни этносы исчезают, а другие появляются. С течением исторического времени карта народов мира

существенно меняется. Возникает вопрос: чем объяснить возникновение новых этносов? Очевидно, существует некий фактор, ответственный за процессы этногенеза. Л. Гумилёв делает предположение о существовании некоего «фактора икс», который должен проявляться, по его мнению, в изменениях поведения и восприниматься самими людьми как особенность психической структуры. Именно изменения в сознании, по словам Л. Гумилёва, оказываются, в конечном счете, «фактором икс», т. е. причиной возникновения новых этносов.

«Люди - организмы, живущие в коллективах, возникающих и исчезающих в истории и времени. Эти коллективы - этносы, а процесс от их возникновения до распада - этногенез. У всякого этноса есть начало и конец, как есть начало и конец у человека. Этнос рождается, мужает, стареет и умирает. Каждый этнос или скопление этносов - суперэтнос - возникает вследствие микромутации, изменяющей бытующий стереотип поведения, т. е. мотивацию поступков на новую, непривычную, но жизнеспособную <...> Возникший этнос проходит фазы подъёма активности, перегрева и медленного спада за 1200-1500 лет, после чего либо исчезает, либо сохраняется как реликт» [1, с. 143-145].

Обозначенная концепция нетрадиционно объясняет развитие этнического облика планеты и стоит несколько особняком среди существующих социально-исторических и естественных концепций. Однако, многие выводы, сделанные её автором на основе анализа обширного материала из области различных научных дисциплин, до сих пор значительной частью учёных оспариваются.

Прежде всего, не разделяют взгляды Л. Гумилёва большинство представителей старой «традиционной школы» отечественной этнографии и этнологии (В. Алексеев, М. Артамонов, Ю. Бромлей, Ю. Ефремов, Р. Итс, В. Козлов, М. Крюков, Д. Лихачев, Я. Машбиц, А. Першиц, В. Покшишевский, Г. Померанец, Л. Хомич, М. Чемирисская, К. Чистов, П. Шулындин и др.). Оппоненты

((лат(Миыс /мм'ки.

считают, что многочисленные труды Гумилёва «занимают как бы пограничное пространство между научным исследованием и мифом, и в зависимости от описываемого предмета склоняются то в одну, то в другую сторону» [4, с. 532]. Вместе с тем они подчёркивают, что речь идёт только о тех местах в работах учёного, где он описывает историю Древней Руси, и не касается проблем, связанных с его представлениями о географических и биологических факторах исторического процесса или об истории кочевников Центральной Азии [4, с. 532].

Кроме того, оппоненты Гумилёва упрекают учёного в пренебрежении и вольном интерпретировании источников, главным критерием подлинности и информативности которых считается их соответствие взглядам автора.

Однако более позднее поколение учёных, наоборот, поддерживают позицию Гумилёва (Т. Айзатуллин, М. Ахундов, Ю. Бородай, Л. Голованов, В. Доблаев, Б. Кузнецов, В. Куренной, И. Лаптев, Е. Милонова, А. Рябчиков, А. Федоркина, С. Лавров, А. Панченко, В. Попов, Б. Семеновский и др.).

Таким образом, Л. Гумилёв создал теорию этногенеза, описывающую исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Она предполагает возникновение этноса вследствие пассионарного толчка.

С помощью введенного фундаментального понятия пассионарности учёный попытался объяснить причины большинства мирових противоречий, конфликтов, кризисов.

Его теория неоднократно становилась объектом критического анализа, тем не менее, даже самые суровые критики отдают должное грандиозности замыслов Л. Гумилёва, теоретической мощи его концепции, осозновая, что учесть все нюансы исторического процесса и угодить специалистам по локальным проблемам было невозможным.

20А//2-

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается попытка Л. Гумилёва связать этнографический, географии-ческий, психологический и философский аспект эволюции этноса. Этнос, в понимании учёного, занимает промежуточное положение между природными и социальными факторами.

Именно это делает концепцию Л. Гумилёва оригинальной при изучении ряда проблем - развития и взаимодействия космоса и человека, природы и сознания, биосферы и общества.

Концепция учёного представляет интерес с точки зрения философии, поскольку демонстрирует диалектику взаимодействия природного и социального в ходе этно -генезов народов и в плане этносоциального развития человечества за многие тысячелетия.

Ключевые слова: этнос, этногенез, этнография, этнология, пассионарность, энергия.

SUMMARY

The article deals with the L. Gumilev's attempt to link the ethnographic, geographical, psychological and philosophical aspect of the evolution of the ethnic group. Ethnicity in the understanding of the scientist occupies an intermediate position between the natural and social factors. It makes the concept of Gumilev original in the study of a number of problems -the development and interaction of the cosmos and human nature and consciousness of the biosphere and society. The concept of the scientist is of great interest also from the point of view of philosophy, because it shows the dialectic interaction between natural and social progress in the ethnogenesis of the peoples and in terms of ethno-social development of mankind for many millennia.

Key words: ethnicity, ethnogenesis, ethnography, ethnology, passionarity, energy.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - СПб.: Кристалл, 2001. - 640 с.

2. Гумилев Л. Н., Ермолаев В. Ю. Горе от иллюзии // Alma mater. - 1992. - № 7-9. -С. 9-14.

3. Зеньковский В. В. История русской философии. - Л.: Луч, 1991. - Т. 2. - 261 с.

4. Национальная политика России: история и современность / Сост.: канд. ист. наук Н. И. Наумова. - М.: Русский мир, 1997. -532 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.