Научная статья на тему 'ЭТНОФУТУРИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЕРСИЯ КОНЦЕПТА «ВОЗРОЖДЕНИЕ ЯЗЫЧЕСТВА» (Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 22–28-01712)'

ЭТНОФУТУРИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЕРСИЯ КОНЦЕПТА «ВОЗРОЖДЕНИЕ ЯЗЫЧЕСТВА» (Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 22–28-01712) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
143
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнофутуризм / художественная культура России / язычество / ethnofuturism / artistic culture of Russia / paganism

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иващенко Яна Сергеевна

В статье рассматривается этнофутуризм как одно из современных художественных направлений, обращающихся к языческой тематике. Описываются особенности становления и социокультурный контекст развития этнофутуризма, излагается суть его современного конфликта с представителями Русской православной церкви. Показаны истоки этнофутуризма в модернизме и авангардном искусстве, раскрывающие специфику направления; дается описание системы образов и других особенностей творчества, разъясняющих причины сравнения художниковэтнофутуристов с шаманами. Сделаны выводы относительно типа отношений художественного направления с язычеством и других вытекающих из этих отношений обстоятельств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOFUTURISM AS AN ARTISTIC VERSION OF THE CONCEPT "REVIVAL OF PAGANITY" (The study was supported by a grant from the Russian Science Foundation (project No. 22–28-01712)

The article considers ethno-futurism as one of the modern artistic trends, referring to pagan themes. The features of the formation and the socio-cultural context of the development of ethnofuturism are described, the essence of its modern conflict with representatives of the Russian Orthodox Church is stated. The origins of ethnofuturism in modernism and avant-garde art are shown, revealing the specifics of the artistic movement; a description of the system of images and other features of creativity is given, explaining the reasons for comparing ethnofuturist artists with 249 shamans. Conclusions are drawn regarding the type of relationship between the artistic movement and paganism and other circumstances arising from these relationships.

Текст научной работы на тему «ЭТНОФУТУРИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЕРСИЯ КОНЦЕПТА «ВОЗРОЖДЕНИЕ ЯЗЫЧЕСТВА» (Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 22–28-01712)»

КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 7.067

DOI 10.38163/978-5-6046740-7-9_2022_248

ЭТНОФУТУРИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЕРСИЯ КОНЦЕПТА «ВОЗРОЖДЕНИЕ ЯЗЫЧЕСТВА»

(Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда

(проект № 22-28-01712)

Иващенко Яна Сергеевна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет», зав. кафедрой; ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», профессор, iva_ya@mail.ru.

Аннотация. В статье рассматривается этнофутуризм как одно из современных художественных направлений, обращающихся к языческой тематике. Описываются особенности становления и социокультурный контекст развития этнофутуризма, излагается суть его современного конфликта с представителями Русской православной церкви. Показаны истоки этнофутуризма в модернизме и авангардном искусстве, раскрывающие специфику направления; дается описание системы образов и других особенностей творчества, разъясняющих причины сравнения художников-этнофутуристов с шаманами. Сделаны выводы относительно типа отношений художественного направления с язычеством и других вытекающих из этих отношений обстоятельств.

Ключевые слова: этнофутуризм, художественная культура России, язычество.

ETHNOFUTURISM AS AN ARTISTIC VERSION OF THE CONCEPT "REVIVAL OF PAGANITY"

(The study was supported by a grant from the Russian Science Foundation

(project No. 22-28-01712)

Ivaschenko Yana Sergeevna.

Russia, Novosibirsk State Technical University, Head of the Department; Novosibirsk State Pedagogical University, professor, iva_ya@mail.ru.

Abstract. The article considers ethno-futurism as one of the modern artistic trends, referring to pagan themes. The features of the formation and the socio-cultural context of the development of ethnofuturism are described, the essence of its modern conflict with representatives of the Russian Orthodox Church is stated. The origins of ethnofuturism in modernism and avant-garde art are shown, revealing the specifics of the artistic movement; a description of the system of images and other features of creativity is given, explaining the reasons for comparing ethnofuturist artists with

shamans. Conclusions are drawn regarding the type of relationship between the artistic movement and paganism and other circumstances arising from these relationships.

Key words: ethnofuturism, artistic culture of Russia, paganism.

Конец 1980-х гг. в России был отмечен ростом интереса к традициям этносов, населяющих Россию. В 1990-е гг. этнокультурным ренессансом были охвачены многие регионы, каждый из которых представил миру свою концепцию с опорой на этнокультурную специфику. В эти процессы включились художественные группы и отдельные личности, сумевшие синтезировать локальную традицию и современность, сформулировать тем самым свою заявку на уникальность. Сочетание архаичных образов и мифологем с современными художественными способами выражения, дизайном, информационными технологиями способствовало оформлению нового образа мира и человека, «нового космического и экологического менталитета» [4, с. 71-78]. Атмосфера перестройки и далее смена идеологии стали благодатной почвой для свободного эксперимента, поиска новых изобразительных решений, методов и своего художественного «Я».

В этом контексте происходило становление этнофутуризма, который считают особым типом мировоззрения, однако В.Л. Шибанов называет его мироощущением, построенным не на философской рефлексии, а на чувственной реакции современного человека на окружающий его мир [7]. Опорой этнофутуризма как особого мироощущения является язычество. По мнению Э.М. Колчевой, мышление, подобное этнофутуризму, рождается в культуре в состоянии кризиса, перелома [2]. Такого рода изыскания связаны со стремлениями общества выйти из «постмодернистского тупика» [8], в котором оказалась культура России в конце XX в.

Если другие направления типа магического реализма, неоархаики или археоарта, делающие актуальными для современности архетипические образы, развивались на протяжении всего XX в. или его большей половины, то годом официальной регистрации этнофутуризма считается 1994 г. Предтечами его называют модернизм и авангард начала XX в. [2; 3, с. 34; 5, с. 298-300], но нынешнее свое обозначение в духе авангарда он приобрел только в конце века. Художники-концептуалисты с опорой на идеи эстонских коллег сформулировали свою версию этноориентированного искусства. В период с 1990-х по 2010-е гг. на территории России этнофутуристическим мироощущением были охвачены несколько регионов: главным образом Республика Удмуртия, Республика Коми, Пермский край. Сегодня это направление давно преодолело границы названных мест, мигрирует совместно с его представителями, популярно не только в столице, российская версия этнофутуризма известна и за рубежом.

Изучением становления и развития этнофутуризма занимается целый ряд исследователей и, прежде всего, Э.М. Колчева, А.Ю. Котылев, И.Н. Котылева, Н.А. Розенберг, Д.Ю. Семёнов, С.В. Кардинская, В.Л. Шибанов, О.Н. Караваева. Ключевой проблемой этнофутуризма в его взаимоотношениях с современным социумом можно считать противостояние с РПЦ, которая сформулировала в адрес направления обвинения в сепаратизме и язычестве. Для разъяснения этой ситуации рассмотрим особенности художественного метода и развития этнофутуризма в контексте современных художественных практик, опираясь на

249

материалы форумов, выставок, интервью с художниками-этнофутуристами и научные исследования, посвященные этому направлению.

Язычество, действительно, является «основой, на которой развивается этнофутуризм» [5, с. 285]. Идейный фундамент этого художественного направления составляет поиск исконной идентичности посредством погружения в первобытную культуру и миф, включение архаических образов и сюжетов локальной традиции в современный контекст. Это превращение локального в уникальное в каждом из регионов, поддерживающих этнофутуризм, развивается, как писал А.Ю. Котылев, по «универсальному рецепту» «изобретения традиции» [3]. Если традиция забыта, то ее можно возродить по историческим, фольклорным и другим источникам. Поэтому для художников, работающих с этническим материалом, было свойственно увлечение историей (этнографией, археологией), мифологией, фольклором. Подобные стратегии отмечены также в неоязычестве как виде нового религиозного движения. Однако такая модель поведения была свойственна и ряду деятелей искусства конца XIX - первой половины XX вв. В частности, известно об увлечении В. Кандинского этнографией, в его родословной даже был обнаружен шаманский «корень». Последнее обстоятельство сформировало специфический подход к интерпретации его произведений.

Художников-этнофутуристов, которые позаимствовали методы художественного творчества у модернистов и авангардистов, называют шаманами XXI в. Для них самих эта роль является, скорее, стилизованным принятием на себя роли шамана или игрой в постмодернистком понимании. Искусство - та сфера культуры, которая оказалась на современном этапе наиболее близкой к мифологическому мышлению, оперирующему, как и искусство, образами. Через миф, ритуал или искусство возможно ощутить одновременную сопричастность прошлому, настоящему и будущему, восстановить утраченную современным миром целостность. И художник, и первобытный мифотворец создают параллельную реальность (художественную или мифологическую), в которую всецело погружаются и начинают воспринимать ее как актуальную. Только у современного художника есть способы и основания выйти из вымышленного мира (у тех, кто не зашел «далеко» в кастанедовском понимании этого выражения), а у первобытного мифотворца - нет.

Этнофутуристы создали свою оригинальную «поэтическую метафору» [3, с. 10] первобытного мифа, сквозь которую проглядывает первоисточник. Типичная структура их произведений содержит аллюзию на первобытную космогонию и космологию с бинарными позициями в организации космоса: черное-белое, женское-мужское, верхнее-нижнее, сакральное-профанное, жизнь-смерть, добро-зло и др. Другими противопоставлениями, которые не встретим в традиционном мифе, являются антитезы мифического и научно -технического, традиционного и современного. Однако в структуре космоса нет противопоставления человека и животного, скорее можно встретить их миксантропическое соединение. Посредством художественного синтеза противоположностей, создания всеобщей связности этнофутуризм возвращает миру холистическое мироощущение, чувство единства человека и космоса, времени и вечности. Наверное, не случайно их излюбленным символом и композиционным средством является круг как означающее Единого. Особое

значение также придается ритму, организующему движение, преображение и связь компонентов.

Несмотря на преобладание языческой составляющей, в образной структуре произведений этнофутуристов встречаются христианские темы и образы, выражающие такие ценности, как добро, справедливость, смирение. Но здесь это не писание горнего мира, когда живописец покорно воспроизводит канон; в произведении этнофутуристов автор поставлен в позицию создателя мира. В этой постановке художника ощущается существенное влияние западноевропейской культуры и искусства. Поэтому обвинения этнофутуристов в превозношении архаических культур в ущерб современности частично снимаются.

Но не эти темы, и даже не конкретные языческие образы являются главной целью этнофутуристов. Они грезят идеей достижения «докультурного» уровня, где хранятся «первоформы» как основы основ, в чем становятся близки искусству археоарта и отделяются от постмодернизма. Как отмечает Э. Колчева, «если постмодернист удовлетворяется механическим, коллажным соединением элементов различных культур, то художник-этнофутурист находит глубинное, сущностное родство. казалось бы, далеких друг от друга форм» [1]. В своем движении к Началу и синкретизму этнофутуристы формируют новый тип художественного мышления и искренности.

Архетипичность этнофутуристических образов, игры с бессознательным (когда образы - это проекция бессознательного или, как говорится, «рука сама ведет» [3, с. 12]) создают иллюзию магического действия. Все это дает повод для сравнения их творческого процесса с шаманским путешествием. О роли бессознательного в происхождении образов искусства и формировании их семантики было написано представителями психоанализа за несколько десятилетий до становления этого направления, и этнофутуристам было бы не непростительно не знать об этом. В попытках полнее реализовать языческий сценарий они воссоздают свои «места силы». В частности, известно о реконструкции мифа о Синем камне в Переяславле-Залесском [6], который сделал это место популярнее многих близлежащих православных святынь. В пользу приоритета их художественного метода перед мистическим опытом также свидетельствует риторика ответного обращения Марка Шишкина под названием «Вычеркнуть этнофутуризм из перечня "грехов"» на обвинительную статью игумена В. Уткина в адрес этнофутуристов [9].

Этнофутуризм проявил себя в живописи, графике, скульптуре, фотографии, музыке, а также в лэнд-арте, компьютерном и полиграфическим дизайне и дизайне одежды. Обычными формами репрезентации их творчества и коммуникации со зрителем являются перфоманс, хеппенинг, инсталляция, фестиваль, передвижная выставка. Этот перечень средств современной выразительности репрезентирует не архаизацию сознания, свойственную ряду неоязыческих движений, создающих аутентичную реконструкцию языческого мира и целиком или эпизодически погружающихся в него. Они выводят архаический образ и миф на новый уровень его существования и интерпретации. Что же касается термина «язычества», которого этнофутуристы стараются избегать, то причина не в том, что они к нему не обращаются, а в современной негативной официальной трактовке этого явления. Этот дискурс поддерживается

не только их оппонентами в лице РПЦ, но экспериментами и провокациями самих художественных течений, обращающихся к языческой тематике.

Из вышесказанного следует, что этнофутуризм - не порождение языческого сознания и не способ его внедрения в умы современников, а развитие в контексте постмодернизма и метамодернизма традиций модерна и авангарда. Языческие тексты оказались самым подходящим материалом для постмодернистского перфоманса. Выражение логики мифа средствами художественной практики, несмотря на некоторое сходство этих двух сфер культуры, не является мифом, а лишь современной творческой его интерпретацией. Этнофутуризм, в отличие от целого ряда неоязыческих движений, открыт для всех, полиэтничен и демократичен. Не все художники-этнофутуристы являются этнофорами цитируемой культуры, и не все художники-этнофоры цитируют исключительно свою исконную культуру. Огромное разнообразие народов Евразии связаны в этнофутурологическом проекте «пранационально». В таком «Собрании» сложно помыслить существование сепаратистских умонастроений. В противном случае мы можем обвинить в этом «грехе» многих других акторов возрождения традиционной культуры.

Библиографический список.

1. Вардугина А. Этнофутуристы - мифотворцы и шаманы новой эпохи // Официальный сайт Филиала Государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова. «Финно-угорский культурный центр российской федерации». [Электронный ресурс]. - URL: https://www.finnougoria.ru/news/publications/20759/ (дата обращения 28.04.2022).

2. Колчева Э.М. Этнофутуризм как явление культуры: монография. -Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2008. - 164 с.

3. Котылев А.Ю., Котылева И.Н. Шаман и шут: сборник статей по истории этнофутуризма в Республике Коми. - Сыктывкар: Кола, 2012. - 88 с.

4. Ожиганова А.А., Филиппов Ю.В. Новая религиозность в современной России: учения, формы и практики. - Москва: ИЭА РАН, 2006. - 300 с.

5. Розенберг Н.А., Плеханова Е.О. Этнофутуризм и этническая идентификация в искусстве России конца XIX - начала xXl века // Современные трансформации российской культуры. - Москва: Наука, 2005. - С. 281-302.

6. Скрыльников П. Городские шаманы «кодируют» Россию // Сайт «Независимой газеты». [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ng.ru/ng_religii/2016-03-02/4_rpc.html (дата обращения 28.04.2022).

7. Шибанов В.Л. Зигзаги современности или ростки этнофутуризма в удмуртской литературе // Литературная Россия on line. - 2002. - .№13 // Интернет портал «Литературная Россия». [Электронный ресурс]. - URL: http//litro ssia-shop.strade/ru (дата обращения 10.05.2022).

8. Шибанов В.Л. Этнофутуризм как возможный выход из постмодернистского «тупика». Электронный ресурс. [Электронный ресурс]. -URL: http//www.suri.ee/etnofutu/texts/shibanovru.html (дата обращения 28.09.2018).

9. Шишкин М. Вычеркнуть этнофутуризм из перечня «грехов» // Сайт проекта «МЕРЯ МИР». [Электронный ресурс]. - URL: http://merja.ru/?p=1051 (дата обращения 16.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.