Научная статья на тему 'ЭТНОФЕСТИВАЛЬ «ГЕОМЕТРИЯ В КОСТЮМАХ НАРОДОВ РОССИИ»'

ЭТНОФЕСТИВАЛЬ «ГЕОМЕТРИЯ В КОСТЮМАХ НАРОДОВ РОССИИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное математическое образование / этноматематический фестиваль / этноматематика / additional mathematical education / ethnomathematics festival / ethnomathematics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондаурова Инесса Константиновна, Синдюкова Виктория Александровна

В статье представлены результаты теоретического обоснования и практической иллюстрации возможности реализации дополнительного математического образования школьников в формате этноматематического фестиваля, который мы определили, как несколько объединенных некоторой общей идеей и проводимых с определенной целью и периодичностью соревнований школьников по этноматематике. Представлено методическое обеспечение этнофестиваля «Геометрия в костюмах народов России» для учащихся 5-11 классов. Фестиваль проводится в течение пяти дней (пять этапов) и предусматривает организацию мероприятий. Первый этап: 1) открытие этнофестиваля; 2) анкетирование «Как геометрия с одеждой связана»; 3) интерактивная лекция о костюмах народов России «Везде ли математика?»; 4) шоу-представление «Геометрический театр». Второй этап: 1) мини-конференция «ГеоОрнаментариум»; 2) кейс «Этноматематический аттракцион»; 3) практическое рисование «Я учусь в Geogebra»; 4) конкурс дизайнеров «Мой этнический костюм». Третий этап: 1) математическое соревнование «Я – художник геометрии»; 2) подвижная игра «Нити Этноматематики: лабиринт»; 3) математическое путешествие «Чаепитие у различных народов моей страны». Четвертый этап: 1) игра по станциям «Это – Этно в геометрии»; 2) интерактивная фабрика задач «Напиши свою историю: этноматематика»; 3) геометрическая песочная церемония «Орнамент из песка»; 4) конкурс бизнес-проектов «Дом ЭтноФешн». Пятый этап: 1) игра математических препятствий «Этноматематический сундучок»; 2) проектная работа «Этноматематический портрет различных народов»; 3) модный показ «Дружба Этноматематики»; 4) закрытие этнофестиваля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондаурова Инесса Константиновна, Синдюкова Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOFESTIVAL «GEOMETRY IN COSTUMES OF THE PEOPLES OF RUSSIA»

The article presents the results of theoretical substantiation and practical illustration of the possibility of implementing additional mathematical education of schoolchildren in the format of an ethnomathematical festival, which we have defined as several united by some common idea and conducted with a specific purpose and frequency of competitions of schoolchildren in ethnomathematics. The methodological support of the ethnofestival “Geometry in costumes of the peoples of Russia” for students of grades 5-11 is presented. The festival is held for five days (five stages) and provides for the organization of events. The first stage: 1) the opening of the ethnofestival; 2) the questionnaire “How geometry is connected with clothes”; 3) an interactive lecture on the costumes of the peoples of Russia “Is mathematics everywhere?”; 4) the show performance “Geometric Theater”. The second stage: 1) mini-conference “GeoOrnamentarium”; 2) case study “Ethnomathematic attraction”; 3) practical drawing “I study at Geogebra”; 4) design contest “My ethnic costume”. The third stage: 1) mathematical competition “I am an artist of geometry”; 2) mobile game “Threads of Ethnomathematics: labyrinth”; 3) mathematical journey “Tea drinking among various peoples of my country”. The fourth stage: 1) a game on the stations “This is Ethno in geometry”; 2) interactive task factory “Write your story: ethnomathematics”; 3) geometric sand ceremony “Sand Ornament”; 4) business project competition “House of Ethnofeshn”. The fifth stage: 1) the game of mathematical obstacles “Ethnomathematic chest”; 2) project work “Ethnomathematic portrait of various peoples”; 3) fashion show “Friendship of Ethnomathematics”; 4) closing of the ethnofestival.

Текст научной работы на тему «ЭТНОФЕСТИВАЛЬ «ГЕОМЕТРИЯ В КОСТЮМАХ НАРОДОВ РОССИИ»»

V7TK" 01 (V SI l/^i (TliON l©2023 Контент доступен по лпцешш! CC В Y-NC 4.0

J/O.UIO. J1 |(cc) CaJ This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOJ. | (j 57145/27129780 2023 12 02 13 lfcae3MI^Mhttps://cTeativecommons.otg/licenses/by-nc/4.0/)

ЭТНОФЕСТЙВАЛЬ«ГЕОМЕТРИЯ В КОСТЮМАХ НАРОДОВ РОССИИ»

© Автор(ы) 2023

КОНДАУРОВА Инесса Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой математики и методики ее преподавания

Саратовский национальный исследовательский государственный университет 410012, Россия, Саратов, i.k.kondaurova@yandex.ru

SPIN-код: 8009-0935

AuthorlD: 349098

ORCID: 0000-0003-2377-2372

СИНДЮКОВА Виктория Александровна, студент 5 курса

Саратовский национальный исследовательский государственный университет 410012, Россия, Саратов, viktoria.gnevsheva@yandex.ru

ORCID: 0009-0002-2048-6645

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического обоснования и практической иллюстрации возможности реализации дополнительного математического образования школьников в формате этноматематического фестиваля, который мы определили, как несколько объединенных некоторой общей идеей и проводимых с определенной целью и периодичностью соревнований школьников по этноматематике. Представлено методическое обеспечение этнофестиваля «Геометрия в костюмах народов России» для учащихся 5-11 классов. Фестиваль проводится в течение пяти дней (пять этапов) и предусматривает организацию мероприятий. Первый этап: 1) открытие этнофестиваля; 2) анкетирование «Как геометрия с одеждой связана»; 3) интерактивная лекция о костюмах народов России «Везде ли математика?»; 4) шоу-представление «Геометрический театр». Второй этап: 1) мини-конференция «ГеоОрнаментариум»; 2) кейс «Этноматематический аттракцион»; 3) практическое рисование «Я учусь в Geogebra»; 4) конкурс дизайнеров «Мой этнический костюм». Третий этап: 1) математическое соревнование «Я - художник геометрии»; 2) подвижная игра «Нити Этноматематики: лабиринт»; 3) математическое путешествие «Чаепитие у различных народов моей страны». Четвертый этап: 1) игра по станциям «Это - Этно в геометрии»; 2) интерактивная фабрика задач «Напиши свою историю: этноматематика»; 3) геометрическая песочная церемония «Орнамент из песка»; 4) конкурс бизнес-проектов «Дом ЭтноФешн». Пятый этап: 1) игра математических препятствий «Этноматематический сундучок»; 2) проектная работа «Этноматематический портрет различных народов»;

3) модный показ «Дружба Этноматематики»; 4) закрытие этнофестиваля.

Ключевые слова: дополнительное математическое образование; этноматематический фестиваль, этноматематика.

ETHNOFESTIVAL «GEOMETRY IN COSTUMES OF THE PEOPLES OF RUSSIA»

© The Author(s) 2023

KONDAUROVA Inessa Konstantinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of mathematics and methods of teaching Saratov National Research State University 410012, Russia, Saratov, i.k.kondaurova@yandex.ru SINDYUKOVA Victoria Aleksandrovna, 5th year student Saratov National Research State University 410012, Russia, Saratov, kovsharovasony@yandex.ru

Abstract. The article presents the results of theoretical substantiation and practical illustration of the possibility of implementing additional mathematical education of schoolchildren in the format of an ethnomathematical festival, which we have defined as several united by some common idea and conducted with a specific purpose and frequency of competitions of schoolchildren in ethnomathematics. The methodological support of the ethnofestival "Geometry in costumes of the peoples of Russia" for students of grades 5-11 is presented. The festival is held for five days (five stages) and provides for the organization of events. The first stage: 1) the opening of the ethnofestival; 2) the questionnaire "How geometry is connected with clothes"; 3) an interactive lecture on the costumes of the peoples of Russia "Is mathematics everywhere?";

4) the show performance "Geometric Theater". The second stage: 1) mini-conference "GeoOrnamentarium"; 2) case study "Ethnomathematic attraction"; 3) practical drawing "I study at Geogebra"; 4) design contest "My ethnic costume". The third stage: 1) mathematical competition "I am an artist of geometry"; 2) mobile game "Threads of Ethnomathematics: labyrinth"; 3) mathematical journey "Tea drinking among various peoples of my country". The fourth stage: 1) a game on the stations "This is Ethno in geometry"; 2) interactive task factory "Write your story: ethnomathematics"; 3) geometric sand ceremony "Sand Ornament"; 4) business project competition "House of Ethnofeshn". The fifth stage: 1) the game of mathematical obstacles "Ethnomathematic chest"; 2) project work "Ethnomathematic portrait of various peoples"; 3) fashion show "Friendship of Ethnomathematics"; 4) closing of the ethnofestival.

Keywords: additional mathematical education; ethnomathematics festival, ethnomathematics.

ВВЕДЕНИЕ

«Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, разработанный с учетом региональных, национальных и этнокультурных ценностей, ориентирован на изучение обучающимися многообразного цивилизационного наследия России, представленного в форме исторического, социального опыта поколений россиян, основ духовно-нравственных культур народов Российской Федерации» [1]. Вследствие этого, целесообразно продумать организацию внеурочной деятельности учащихся, которая направлена на формирование гражданско-патриотических качеств личности, с учетом специфики учебного предмета «Математика», а также историографии и культур-

ных традиций региона. В качестве одной из форм организации такой деятельности можно рассматривать математический этнофестиваль.

Трактовке фестиваля, его структурным компонентам и организационным вопросам уделяется внимание во многих исследованиях: Т. Ф. Ефремова [2], Э. И. Медведь [3], П. В. Николаева [4], О. И. Киселева [5], Д. Кланч [б] и др. При написании статьи изучался и систематизировался опыт организации этноматематических мероприятий: фестиваль «Единство России и богатство России» [7], фестиваль «Этноскоп-2022» [8] и др. Были проанализированы материалы проекта И. К. Кондауровой, А.О. Тутаровой «История малой родины в математических задачах» [9] и др., историко-математические,

этноматематические и этнометодические исследования, посвященные истории развития математики у народов, населяющих Россию: русских (Р. А. Симонов [10], Л. П. Рупосова [11]), татар (В. М. Беркутов [12]), чувашей (Н. И. Мерлина [13]), монголоязычных народов (Л. Д. Дугаржапова [14]), удмуртов (М. В. Волкова, Л. Т. Крежевских [14]), якутов (А. И. Петрова [15]), эвенков (М. Д. Дьячковская, Н. И. Мерлина, Т. В. Голуб [16]), юкагиров (М. Д. Дьячковская [16]) и др. Исследования зарубежных и российских методистов-математиков показывают, что учет этнокультурных аспектов в обучении математике оказывает эффективное воздействие на математические достижения учащихся, особенно в младшем подростковом возрасте (5-6 классы), одновременно развивая их ценностные ориентации: любовь к родине, родному краю, уважение к его истории, духовным и культурным ценностям. Этим обуславливается актуальность выбора темы статьи.

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель статьи - теоретически обосновать и практически проиллюстрировать возможность организации дополнительного математического образования в формате этноматематического фестиваля, для чего потребовалось: уточнить определение, охарактеризовать структуру и требования к организации математического этнофе-стиваля; охарактеризовать целесообразность и изучить опыт проведения математических этнофестивалей в России и за рубежом; разработать и апробировать методическое обеспечение математического этнофестиваля «Геометрия в костюмах народов России» для учащихся 5-11 классов.

Используемые методы, методики и технологии: изучение нормативных документов, анализ методико-ма-тематической, психолого-педагогической литературы; обобщение опыта работы действующих учителей и организаторов дополнительного образования; разработка методических материалов.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В педагогической практике и российском законодательстве отсутствует четкое определение понятия «этно-математический фестиваль». Для уточнения сущности термина «математический этнофестиваль» рассмотрим определения понятий «математический фестиваль» и «этноматематика». В толковом словаре русского языка Д. Н. Ушакова, фестиваль - это «(от латин. festivum -празднество) периодическое культурное празднество, показ, смотр искусства (театрального, музыкального и т. п.). Театральный фестиваль. || Шумное, веселое празднество, пир (шутл.)» [17]. «Математический фестиваль - это несколько объединенных некоторой общей идеей и проводимых с определенной целью и периодичностью соревнований школьников по математике» [18]. По мнению Д'Амброзио (1993), «Этноматематика - это программа, направленная на объяснение процессов генерации, организации и передачи знаний в различных культурных системах и интерактивных силах, которые действуют в и между тремя процессами» [19].

Обобщая представленные выше определения, далее в работе под этноматематическим фестивалем будем понимать несколько объединенных некоторой общей идеей и проводимых с определенной целью и периодичностью соревнований школьников по этноматематике. В рамках данной статьи будем считать понятия «математический этнофестиваль» и «этноматематический фестиваль» синонимичными. Структурные элементы этнофестиваля не представляют конкретных временных и содержательных ограничений. Фестиваль может быть реализован как за один день, так и за более продолжительный период, обычно - 5-6 дней, содержательный аспект математического этнофестиваля отличается серией различных видов соревнований, праздничных мероприятий этноматематической направленности.

Этнофестиваль «Геометрия в костюмах народов России» ориентирован на возрастную категорию: 5-11

классы. Количество участников в команде - не менее 3 человек (для объединения в команду дети должны быть следующих возрастов: 5-6, 7-9, 10-11 классы). Формы проведения различных соревнований и конкурсов - групповая или индивидуальная. Предполагается, что, начиная с 2 этапа проведения этнофестиваля, школьники после проведенных мероприятий занимаются изготовлением национального костюма «Дружба Этноматематики» из различных материалов в виде геометрических фигур и орнаментов, некоторые такие детали могут разыгрываться в ходе проведений различных игр и конкурсов.

Охарактеризуем основные этапы (дни проведения) этнофестиваля «Геометрия в костюмах народов России».

Этнофестиваль «Геометрия в костюмах народов России» начинается с торжественного его открытия на первом этапе, в ходе которого определяются цели, задачи и краткая характеристика проводимых мероприятий. Также в первый день фестиваля проводится входное тестирование с целью определения уровня общей осведомленности об этноматематике. Теоретическим фундаментом дня представляется интерактивная лекция, где школьники смогут узнать о различных сторонах этнома-тематики, начать изучать орнаменты различных национальных народов России. В завершение дня учащимся предлагается посмотреть шоу-представление с математическими фокусами и головоломками.

Второй этап фестиваля начинается с небольшой конференции, на которой прослушиваются выступления заранее подготовленных школьников - по итогам которого выбираются победители и лауреаты. Далее школьникам предлагается прохождение практического кейса, задания которого представлены в занимательном формате математических аттракционов (каждый аттракцион содержит задания этноматематического характера). Затем учащиеся разделяются по командам, у каждой из которой есть куратор (учитель), который показывает детям, что рисовать можно не только на бумаге и планшете, но и в специальных программах, дети осваивают «1Т профессию» (предполагается выдача сертификатов по результатам прохождения теста на знание алгоритма построения в системе Geogebra). В конечном итоге, каждая команда создает свой этно-орнамент. Завершается второй этап фестиваля конкурсом на проект этнокостю-ма, полностью состоящем из геометрических фигур и орнаментов народов Росссии. Начиная с этого дня, после мероприятий, школьники готовят свой национальный костюм «Дружба Этноматематики» из различных подручных материалов в виде геометрических фигур и орнаментов, отдельные детали костюма будут разыгрываться в ходе проведений различных игр и конкурсов.

Третий этап этнофестиваля стартует необычным творческим соревнованием «Я - художник геометрии». В ходе данного мероприятия учащимся предлагается из различных журналов, наклеек, распечаток создать свою картину, отражающую быт, особенности той или иной культуры России. Экспертное жюри должно угадать национальность, представленную конкурсантами. При этом, картина должна напоминать мозаику из геометрических фигур. Далее школьникам предлагается подвижная игра, которая состоится в актовом зале, где из нитей составлен «математический лабиринт»: каждая команда разыгрывает карточку с числом, затем находит необходимую нить и начинает двигаться «по ней» среди лабиринта (лабиринт представляет собой множество нитей в зале, натянутых разным способом (к стульям, стенам) с текстовыми карточками-заданиями). На пути к главному призу школьников ждут легенды о костюмах народов России, ребусы, интересные этноматематические задачи и головоломки. Завершается третий этап этнофестиваля необычным чаепитием: капитанам команд раздаются карты с изображением чайника, который нужно заполнить следующим образом: в разных классах располагаются различные «Движения Народов», педагоги на стан-

циях готовы угостить каждого капитана чаем и задать устные вопросы, на которые школьник должен ответить и получить соответствующий фломастер, которым он может «разукрасить свой чайник». Побеждает тот капитан, который наиболее ярко и интересно раскрасит чайник, использую при этом различные геометрические орнаменты.

Четвертый этап этнофестиваля начинается с активной игры по станциям, где каждый участник команды может найти/получить фрагмент орнамента посредством верного решения задач этноматематического содержания - на пяти станциях разных народов России. Продолжается день созданием этноматематических задач самими учениками и дальнейшей демонстрацией в интерактивной среде.

Главной задачей учеников становится создать математическую задачу, загадку с использованием этномате-матической фабулы и предложить ее для решения другим школьникам.

Необычным мероприятием дня становится песочная геометрическая церемония - школьники решают различные задачи и получают пакетики с разноцветным песком, а затем приносят его педагогу-наставнику и совместными усилиями насыпают песок в прозрачную стеклянную вазу, где с помощью инструментов создается орнамент.

Завершается этот продуктивный день конкурсом бизнес-проектов, на котором участники фестиваля должны продемонстрировать бизнес-идею по созданию Модного дома - ученики рассчитывают стоимость аренды помещения, все необходимые затраты и представляют несколько дизайн-идей по созданию одежды, головных уборов и аксессуаров. Главное требование конкурса - все разработки должны соответствовать этно-моде и быть составлены из геометрических фигур и орнаментов.

Последний день этноматематического фестиваля начинается игрой математических препятствий (в программу входят подвижные игры и решение занимательных геометрических головоломок этноматематической направленности).

Далее школьникам предлагается определить, какой компонент (разрезанную картинку) следует взять для создания портрета.

В итоге мероприятия получается изображение того или иного орнамента, головного убора, костюма разных национальностей.

Затем учащимся предлагается под соответствующую музыку продемонстрировать созданные в течение всего этнофестиваля этнокостюмы из подручных материалов с геометрическими орнаментами. Завершается этнома-тематический фестиваль подведением итогов, награждением отличившихся учеников и команд, чаепитием и сладкими призами.

Приведем фрагменты мероприятий на разных этапах фестиваля.

Фрагмент 1 этапа. Торжественное открытие этнофе-стиваля.

Описание этапа: в начале мероприятия приводится небольшая историческая сводка о истоках зарождения этноматематики.

Далее участникам фестиваля предлагается решить несколько ребусов и задач для перехода к входному анкетированию. Участники фестиваля объединяются в группы возрастных категорий «5-8 классы» и «9-11 классы».

Исторический материал об этноматематике.

Термин «этноматематика» был предложен бразильским математиком и педагогом Убиратаном Д'Амброзио в 1977 году.

По его замыслу, в школах должны были уделять больше времени изучению математики не только европейской, но и других культур.

Задания для 5-8 классов:

№ 1. Решить ребусы:

Рисунок 1 - Народная математика

Рисунок 2 - Этно

Рисунок 3 - Народная традиция

Рисунок 4 - Национальная культура

Рисунок 5 - Бобынин № 2. Решить задачи этноматематического содержа-

ния.

Задача 1: Для модного показа одежды этностиля в 2021 году в Казани были приготовлены 22 костюма. В первом этапе показа удалось выступить 5/11 всех команд. Сколько команд приняло участие во втором туре показа мод?

Задача 2: Находясь на перекрёстках сухопутных и водных путей, Поволжье издревле был многонациональным. Все народы стремятся жить в дружбе и согласии. Известна следующая статистика: в Поволжье проживает 3 % народов Мордовии, что составляет 1/5 части процентного соотношения населения татар, а русских проживает в 4 раза больше, чем народов Мордовии и татар вместе, остальные - казахи, немцы, калмыки. Сколько процентов казах, немцев, калмыков вместе проживает на территории Поволжья?

Задача 3: Дорога из Саратова до Пугачева составляет 233 км по трассе, что на 35 км больше, чем по прямой. Автомобиль едет по дороге, проезжая 15 метров за каждую секунду. Выразите скорость автомобиля в километрах в час и определите хватит ли водителю трех часов, чтобы доехать от Саратова до Пугачева?

Задача 4: В известную народную русскую подвижную игру «Бубенцы» в июне играло 42 ребенка села Малый Узень, однако, в июле число детей стало 63, поскольку многие приехали в гости. На сколько процентов увеличилось число ребят, желающих играть в «Бубенцы»?

Задания для 9-11 классов

№ 1. Решить ребусы:

Рисунок 6 - Тюбетейка

Рисунок 7 - Эгнокомпонент

С = п

Рисунок 8 - Понева

+ОШ

Рисунок 9 - Макошь

Рисунок 10 - Рожаница

№ 2. Решить задачи этноматематического содержания

Задача 1: Для приготовления национального татарского блюда эчпочмак, что в переводе означает «треугольник», используют лук и жирное мясо в соотношении 9:11. Какой процент в рецепте отводится жирному мясу?

Задача 2: Серафима собирает подол платья, для чего ей нужно вышить линейный орнамент Крест Лады-Богородицы от сглаза длиной 140 см и шириной 30 см. Ей нужно узнать, сколько потребуется нитей. Для этого она вышила пробный образец размером 10 см х 10 см. На образец у неё ушло 28 м нитей. В каждом мотке 400 м нитей. Хватит ли Серафиме на орнамент подола трёх мотков нитей?

Задача 3: Для росписи фарфоровых игрушек были заказаны 100 упаковок краски майолика (разноцветная), из которых восемь - синий кобальт (используют для росписи Гжели). Найдите вероятность, что выбранный наугад художником тюбик окажется не синим.

Задача 4: В магазине головных уборов имеется возможность украсить элемент национального костюма Киргиз - головной убор элечек. Для украшения десяти таких головных уборов понадобится взять 1/10 упаковки золотой тесьмы. Сколько граммов тесьмы следует взять для заказа, рассчитанного на 3 человек? Считайте, что 1 упаковка весит 0,4 кг.

Задача 5: Найдите площадь заполненного орнаментом элемента костюма, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см * 1 см (рисунок11). Как называется такой тип орнамента?

Рисунок 11 - Фрагмент орнамента

Задача 6: В школах № 1 и № 2 учащиеся, готовясь к этноматематическому фестивалю, изготавливали костюмы. Из каждой школы проектировали эскиз национальной одежды на конкурс по крайней мере два учащихся, а суммарно организаторами являлись 9 учащихся. Каждый учащийся, готовившийся к фестивалю, использовал натуральное количество ткани. Оказалось, что в каждой школе среднее число расходного материала было целым числом. После этого, один из учащихся, проектировавших эскиз костюма, перешел из школы № 1 в школу № 2, а среднее количество расходного ма-

териала было пересчитано в обеих школах.

а) Могло ли среднее число расходных материалов в школе № 1 уменьшиться в 10 раз?

б) Среднее число расходного материала по ткани в школе № 1 уменьшилось на 10 %, среднее число используемого материала в школе № 2 также уменьшилось на 10 %. Мог ли первоначальный средний расход на материалы в школе № 2 равняться 7 метрам?

в) Среднее число расходного материала для приготовления к фестивалю в школе № 1 уменьшилось на 10 %, а в школе № 2 также уменьшилось на 10 %. Найдите наименьшее значение первоначального количества среднего числа расходного материала ткани в школе № 2.

Текст входного анкетирования «Как геометрия с одеждой связана».

Перед вами 10 вопросов о геометрических закономерностях в костюмах различных народов России. Пройдите анкетирование и узнайте насколько вы внимательны к одежде и ее закономерностям, знаете культуру и историю происхождения костюмов, и как связана математика с миром моды.

1) Одежда - один из элементов эстетической культуры, характеризующий обычаи, образ и стиль жизни, вкусы людей, переводится с французского как «отличительная одежда».

A) костюм Б) пиджак

B) платье

2) Уникальное художественное явление, соединяющее прошлое и настоящее, происходит от латинского глагола «украшать».

A) тиснение Б)орнамент

B) роспись

3) Элементами этого орнамента могут быть точки, геометрические фигуры, линии.

A) Растительный Б) зооморфный

B) геометрический

4) Характеристики ленточного орнамента.

A) в качестве мотива использовали мужские и женские стилизованные фигуры и мотивы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Б) орнамент в полосе с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива

B) составляется из стилизованных листьев, плодов, растений

5) Для какого типа орнамента характерна поворотная симметрия?

A) ленточный Б) раппортный

B) замкнутый

6) Какой тип орнамента повторяется по горизонтали или вертикали и является бесконечным?

A) сетчатый (раппортный) Б) ленточный

B) комбинированный

7) В орнаментах встречаются геометрические фигуры. Какой элемент орнамента олицетворял для жителей Древней Руси точку пересечения верха и низа, именно благодаря этому человек воспринимал себя как живую модель оси мира, соединяющую небо и землю?

A) круг

Б) крест

B) ромб

8) На костюмах эта геометрическая фигура символизировала круговорот бытия:

A) линия Б) овал

B) круг

9) Квадрат был элементом орнамента одежды, так как символизировалась с:

А) животворящим символом Б) счастьем и богатством

В) землей, природными явлениями

10) Какой образ русского орнамента символизирует растительные силы земли, вечно животворящее, плодородие и урожайность?

A) женская фигура

Б) конь

B) древо

Фрагмент 2 этапа. Кейс «Этноматематический аттракцион».

Описание мероприятия: участники кейса должны спланировать поездку по указанному в материалах кейса маршруту. При планировании тура необходимо учесть расходы, выбрать наиболее подходящий и выгодный вариант маршрута. Задания кейса представляют собой математические задачи, головоломки, творческие задания с этнокультурным содержанием.

Название кейса: «Этноматематический аттракцион»

Возрастная категория: 5-7 классы

Тип кейса: обучающий.

Цель кейса: выбрать оптимальный маршрут с минимальными затратами для совершения поездки по маршруту «Саратов - Татарстан - Башкортостан - Чувашия».

Проблема кейса. Требуется составить план и просчитать расходы на поездку для двух взрослых и двух школьников.

1. Выберите и прочертите самый короткий маршрут при условии, что точка отправления и конечная точка прибытия - Саратов и выберите самый дешевый вариант организации пассажирской перевозки, при условии, что можно воспользоваться услугами трех различных перевозчиков. Запишите расходы на транспорт. Вы можете использовать материалы рисунка 12 и таблицы 1.

2. На модели часов отметьте время выезда. Вы можете использовать рисунок 13.

3. Запишите расходы на посещение объектов культуры в рублях (цены представлены в таблице 2) и предположите, что сможете купить из экскурсий, если выиграете 20 жетонов.

Материал кейса.

о » а а в"#

" ша

Рисунок 12 - Маршрут обучающего кейса

Таблица 1 - Километраж и цены на организацию пассажирской перевозки

Расстояние Перевозчик 1 ПереБозчик 2 Перевозчик 3

Саратов Чебоксары 519км Взрослый билет -2500 руб. Детский билет — 2350 руб. 2335руб. Детский билет — 2200 руб. Взрослый билет -2890 руб. Детский билет — 1990 руб.

Саратов - Казань 674 км Взрослый билет -2850 руб. Детский билет — 2500 руб. Взрослый билет -3200 руб. Детский билет -2880 руб. Взрослый билет -3100 руб. Детский билет — 2900 руб.

Саратов - Уфа 910км Взрослый билет -4250 руб. Детский билет — 3900 руб. Взрослый билет -4560 руо. Детский билет -3950 руб. Взрослый билет -4000 руб. Детский билет -3800 руб.

Чебоксары - Казань 122 км Взрослый билет -550 руб. Детский билет — 450 руб. Взрослый билет -500 руб. Детский билет - 450 руб. Взрослый билет -560 руб. Детский билет — 420 руб.

Казань — Уфа 450 км Взрослый билет -1890 руб. Детский билет — 1750 руб. Взрослый билет -1910 руб. Детский билет — 1800 руб. Взрослый билет -1880 руб. Детский билет -1790 руб.

Чебоксары - Уфа 691 км Взрослый билет - 3550 руб. Детский билет — 3300 руб. Взрослый билет -3620 руб. Детский билет — 3250 руб. Взрослый билет -3600 руб. Детский билет —

4. Решите задания «ЭтноМатематического аттракциона», с целью обмена правильных ответов для получения жетонов на покупку сувениров и/или посещение объектов культуры.

Таблица 2 - Прайс-лист на посещение культурных объектов

Объект Стоимость входного билета Возможность на обмен жетонами

Краеведческий музей г. Саратова 150 руб. 3 жетона

Музей-усадьба Н. Г. Чернышевского 200 руб. 4 жетона

Саратовский Цирк им. Братьев Никитиных 1200 руб. 24 жетона

Саратовский театр оперы и балета 550 руб. 11 жетонов

Башкирский театр оперы и балета 650 руб. 13 жетонов

Музей археологии и этнографии в Уфе 300 руб. 6 жетонов

Дом-музей С. Т. Аксакова 300 руб. 6 жетонов

Казанский кремль 450 руб. 9 жетонов

Казанский зооботаниче-ский сад 350 руб. 7 жетонов

Музей исламской культуры в Казани 500 руб. 10 жетонов

Чувашский национальный музей 350 руб. 7 жетонов

Чувашский государственный театр кукол 600 руб. 12 жетонов

Парк культуры и отдыха в честь 500-лет г. Чебоксары 1300 руб. 26 жетонов

тракционе города Саратова вам предстоит нарисовать несколько узоров, последовательно означающих следующее (рисунок 14):

Символ Небесного Движения, приносил в дом достаток и счастье;

Геометрическая фигура, обозначающая женское начало;

Символ, обозначающий Мировое Древо

Вопросы кейса.

Задание 1. От Саратова по маршруту, с посещением Уфы, Казани и Чебоксаров, можно организовать поездку разными способами. Сколькими маршрутами можно проехать указанный маршрут? Выберите самый короткий маршрут (в соответствии с рисунком 12).

Задание 2. В каждом городе вам встретятся «ЭтноМатематические аттракционы» (представлены в материалах кейса). Для того чтобы посетить город, нужно успешно выполнить задание аттракциона. За прохождение каждого аттракциона выдаются жетоны, которые можно потратить на посещение культурных объектов. Возле каждого аттракциона указано необходимое время для его прохождения и максимальное количество жетонов. За каждый правильный ответ задания аттракциона вы можете получить 1 жетон.

Задание 3. В котором часу нужно выехать из Саратова, чтобы доехать до Уфы и успеть принять участие в «ЭтноМатематических аттракционах» (в материалах кейса)? Известно, что автобус весь путь едет со скоростью 60 км/ч. Обозначьте на циферблате часов (в соответствии с рисунком 13) время выезда автобуса.

Рисунок 14 - Пример выполнения задания 1 кейса

«ЭтноМатематические аттракционы» - Чебоксары

Задание кейса: Головные уборы чувашей - уникальное явление в национальной культуре. Необычные женские шапочки, украшенные вышивкой, бисером, монетами, а также мужские войлочные шляпы - одни из самых узнаваемых элементов чувашской одежды. Тухья - округлый головной убор, который носили девочки и незамужние девушки по праздникам и выходным дням. Он изготавливался из 1-2 слоев холста, украшался бисерной вышивкой и серебряными монетами.

Для изготовления Тухьи вам предложили для начала 16 монет и разложили перед вами как орнамент, размером 4 х 4 (рисунок 15). Необходимо убрать 6 монет так, чтобы в каждом горизонтальном ряду и вертикальном столбце осталось по четному количеству монет. (Можно получить несколько вариантов решений). Чем больше возможных вариантов вы сможете найти, тем больше монет будет доступно для изготовления макета Тухьи.

Рисунок 15 - Материал для задания 2 кейса Возможные решения (рисунок 16):

Рисунок 13 - Циферблат для задания 3 обучающего кейса

«ЭтноМатематические аттракционы» - Саратов Задание кейса: из материалов лекций по орнаментам народного костюма России вы должны были узнать: значения некоторых из них, какие виды орнаментов существуют и их приближенное значение. В первом ат-

Рисунок 16 - Возможное решение задание 2 кейса

«ЭтноМатематические аттракционы» - Казань Задание кейса: Национальный костюм у татар является элементом, по которому можно восстановить

богатую историю этого народа, узнать секреты иерархии в семье и обществе. Любой национальный наряд выражает уникальность, указывает на то, что является для людей первостепенной ценностью. 18 век - время появления татарского костюма. Татарский орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным. Мастера создают как простые формы, так и сложные букеты. Цвета, которые используются для орнамента, яркие, богатые и хорошо сочетаются. Мотивы стилизованы и имеют множество трактовок. Важную роль играет то, в каком порядке элементы узора расположены и как сочетаются между собой. Вам предлагается творческое задание - изобразить элемент орнамента татарского национального костюма, используя различные виды симметрии (рисунки 17-18).

Рисунок 17 - Элемент для выполнения задания 3 кейса

Рисунок 18 - Возможные варианты расположения рисунка

Практическое рисование «Я учусь рисовать в Geogebra»

Описание мероприятия: ученикам представляется возможность нарисовать свой орнамент в программе Geogebra. Для начала ученики внимательно просматривают видеоурок по созданию узора с использованием средств динамической геометрии по ссылке - https:// www.youtube.com/watch?v=QiDxQ-8PJyA, а затем приступают к созданию своего собственного узора и расшифровать его значение.

Рисунок 19 - Пример элемента растительного орнамента, выполненного в системе Geogebra.

Конкурс дизайнеров «Мой этнический костюм»

Описание мероприятия: ученики объединяются в группы в соответствии с возрастными категориями «5-8 классы» и «9-11 классы». Им предлагается создать эскиз этнического костюма в соответствии с этническими корнями происхождения каждого из участников команды - для этого между ребятами сначала происходит беседа о национальностях родителей и предшественников, традициях в семьях, отличительных особенностях, праздниках и обрядах. Затем все данные фиксируются капитаном команды и определяются элементы орнаментов костюма, возможно это будет комбинированный костюм из орнаментов различных культур. Чертеж выполняется от руки и раскрашивается в соответствующей цветовой гамме, которая также трактуется определенным образом.

ОБСУЖДЕНИЕ

Разработанное методическое обеспечение этнома-тематического фестиваля было апробировано на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Питерка» Питерского района города Саратова во второй четверти 2022/2023 учебного года. После прохождения этапов фестиваля, учащимся и учителям было предложено поделиться впечатлениями о проведенных мероприятиях. Анализ ответов ребят и педагогов показал, что многим понравилось решать необычные занимательные математические задачи с этноматематическим содержанием и абсолютно все учащиеся были удовлетворены мероприятиями, проводимыми за пределами класса.

Особый интерес вызвала у ребят игра по станциям «Это - Этно в геометрии». На протяжении всей игры можно отметить командный дух и соревновательность, имело место оказание взаимопомощи, наблюдалась ответственность. Наибольшие трудности вызвало задание на тему осевой симметрии, многие ребята затруднялись быстро и верно симметрично отразить орнамент на одной из станций. Только две команды из пяти смогли завершить выполнение задания.

Всех школьников заинтересовало мероприятие интерактивная фабрика задач «Напиши свою историю: этно-математика». Мероприятие проводилось в компьютерном классе, ребята активно придумывали задачи, спорили, дискуссировали и доказывали то или иное решение. Мероприятие прошло очень активно и позитивно.

Самым необычным мероприятием для детей оказалась геометрическая песочная церемония «Орнамент из песка». В ходе данного мероприятия каждая команда решала по пять задач, и за каждое верное решение участники могли получить красный, желтый, синий, зеленый и оранжевый песок, который затем высыпали в вазы, создавая тем самым интересный орнамент.

ВЫВОДЫ

Проведенная апробация этнофестиваля «Геометрия в костюмах народов России» показала положительную динамику развития познавательного интереса к математике у его участников, подтвердив тем самым эффективность его влияния на обучающихся с одновременным расширением их знаний по математике. Кроме того, предложенный вариант мероприятия является малобюджетным по затратам, благодаря чему создается возможность повторения его реализации, а также развития предложенного проекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. ФГОС ООО 2021 [Электронный ресурс] : garant.ru [сайт]. — [Электронный ресурс] : URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/401333920/ (дата обращения 28.08.2022). — Загл. с экрана. — Яз.рус.

2. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка/Т.Ф. Ефремова. — М. : Русский язык, 2000. — 1084 с.

3. Медведь Э.И. Социально-культурная самореализация молодежи в воспитательное пространство столичного мегаполиса / Э.И. Медведь. — М. : Вестник экономической интеграции, 2014. — 88 с.

4. Николаева П. В Семиотика фестиваля как формы праздничной культуры: автореф. канд. культурол. наук / П.В. Николаева. // Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс] : dissercat.com [сайт] — [Электронный ресурс] : URL: https://www.dissercat.com/content/semiotika-festivalya-kak-formy-

prazdnichnoi-kultury (дата обращения 11.11.2021). - Загл. с экрана. - Яз. рус.

5. Киселева О.И. Фестивальное движение как сфера реализации культурной политики / О.И. Киселева, Э.И. Медведь. //Наука и технологии в современном обществе, 2015. - №1 (2). - 62 с.

6. Кланч Д. Будущее репертуарного театра в Центральной и Восточной Европе: реформа или трансформация/ДКланч. //Экология культуры, 2002. - №1. - 24 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Этнофестивали России [Электронный ресурс] : marshruty.ru [сайт]. - [Электронный ресурс] URL: https://www.marshruty.ru/ Meetings/MeetingsCalendar.aspx?activityid=31&year=2022&region=1 (дата обращения 05.09.2022). - Загл. с экрана. - Яз.рус.

8. Этнофестиваль 2022 [Электронный ресурс] : vk.com [сайт]. -[Электронныйресурс] URL: https://vk.com/ethnofestival2022 (дата обращения 05.09.2022). - Загл. с экрана. - Яз.рус.

9. Кондаурова И. К. Общая характеристика интерактивного проекта «История малой родины в математических задачах» / И. К. Кондаурова, А. О. Тутарова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - № 3 (36). - С.289-295.

10. Симонов Р. А. Древнерусская математическая культура: новые материалы: «Невегласие» культуры древней руси за и против /Р. А. Симонов // КнигочейМ. - 2001. - № 7. - С.4-16.

11. Рупосова Л. П. Математическая терминология русских рукописных источников XVI-XVII веков / Л. П. Рупосова // Проблемы источниковедения истории книги. - 1998. - № 2. - С. 43-49.

12. Беркутов В. М. Из истории математического образования в Татарстане /В.М. Беркутов. - Казань: Магриф, 2003. - 191 с.

13. Мерлина Н. И. Использование исторических, фольклорных и краеведческих математических задач при преподавании математики и информатики на гуманитарных факультетах / Н. И. Мерлина, С. А. Карташова //Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2013. - №5(2) - С.140-143

14. Мерлина Н. И. Фольклорные и краеведческие математические задачи народов России / Н.И. Мерлина, А.В. Мерлин, С.А. Карташова [и др.]/ под общ. ред. Н.И. Мерлиной. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. унта, 2012. - 290 с.

15. Петрова А. И. Сборник задач по методике преподавания математики на фольклорном и краеведческом материале Якутии: учебное пособие/А. И. Петрова. - Якутск: Изд-во СВФУ, 2011. - 66 с.

16. Дьячковская М. Д. Этноматематика коренных малочисленных народов Севера (эвенков). Исторические, фольклорные и краеведческие математические задачи эвенков Республики Саха (Якутия) учеб. пособие : Рекомендовано УМО по математике педвузов и университетов Волго-Вятского региона в качестве учеб. пособия /М.Д. Дьячковская, Н.И. Мерлина, Т. В. Голуб. - Чебоксары: Издат-во Чебоксарского унив-та, 2015. - 125 с.

17. Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс] : ushakovdictionary.ru [сайт]. - [Электронный ресурс]: URL: https:// ushakovdictionary.ru/view_search.php (дата обращения 27.09.2022). -Загл. с экрана. - Яз.рус.

18. Кондаурова И. К. Школьный математический фестиваль /И. К. Кондаурова, Ю. В. Иванчук //Гуманитарные балканские исследования. - 2019. - № 3 (5). - С. 23-26.

19. Дьячковская М. Д. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся национальных школ севера средствами этнома-тематики / М. Д. Дьячковская // актуальные проблемы обучения математике. - 2019. - С. 35-39.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests

Received date: 20.06.2023 Revised date: 24.06.2023 Accepted date: 27.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.