Вестник Томского государственного университета. История. 2024. № 90 Tomsk State University Journal of History. 2024. № 90
Научная статья
УДК 94; 902; 394
doi: 10.17223/19988613/90/19
Этноархеологическое познание социокультурной истории (из опыта сибирских ученых)
Николай Аркадьевич Томилов
Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук;
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск, Россия, [email protected]
Аннотация. Рассматриваются основные результаты этноархеологических исследований сибирских ученых, главным образом томских и омских, социокультурной и этнической истории населения Западной Сибири. Приводятся периодизация истории археолого-этнографических исследований в России и характеристика нового этноархеологического направления - его методологических, источниковедческих и методических основ. Характеризуются разработанная омскими учеными теория этнографо-археологических комплексов и применение ее в изучении социокультурной истории русского и татарского населения Западной Сибири.
Ключевые слова: археолого-этнографические исследования, этноархеология, этнографо-археологический комплекс, социокультурная история
Благодарности: Работа выполнена по госзаданию № 122031600309-1.
Для цитирования: Томилов Н.А. Этноархеологическое познание социокультурной истории (из опыта сибирских ученых) // Вестник Томского государственного университета. История. 2024. № 90. С. 172-180. doi: 10.17223/19988613/90/19
Original article
Ethno-archaeological study of socio-cultural history (based on the work of Siberian scholars)
Nikolay A. Tomilov
Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences;
Omsk State University named after F.M. Dostoevsky, Omsk, Russian Federation, [email protected]
Abstract. The aim of this study is to characterize and evaluate the results of complex archaeological and ethnographic studies, including studies using methods of ethnoarchaeology, as well as a study of the sociocultural history of the population of Western Siberia in the middle ages and modern period in the works of scientists of Tomsk and Omsk. The sources for the present research are scientific studies published by archaeologists and ethnographers on socio-cultural history and anthropology of Western Siberia and ethnoarchaeology theory in the last 40 years, starting with the materials of the Fifth Western Siberian Archaeology and Ethnography Conference "Methodological aspects of archaeological and ethnographic research in Western Siberia" held in Tomsk in 1981.
The present article investigates two topics: formation and functioning of ethnoarchaeology in Siberian science, and the work of Tomsk and Omsk scholars during the 1980s-2010s on the archaeological-ethnographic study of socio-cultural and ethnic history of Western Siberian peoples. The results of this research have been published in dozens of books and hundreds of articles, primarily in the proceedings of Western Siberian Archaeological-Ethnographic summits and conferences, held in Tomsk from 1970 to 2018, the proceedings of the International Symposium Integrating Archaeological and Ethnographic Research, organized by Omsk scholars in 1993-2018, and in volumes of scientific publication series Ethnographic-Archaeological Complexes: Issues of Culture and Society, published in Omsk. In the 1990s Tomsk scholars published a fundamental volume Essays on Culture Genesis of Western Siberian Peoples. In Omsk, a group of ethno-archaeologists, formed in 1993, worked on developing ethnoarchaeology as scientific discipline and published volumes of Ethnographic-Archaeological Complexes of the Tara area of the Irtysh region. The main results of the research conducted by Tomsk and Omsk scholars in the last forty years include creating and developing ethnoarchaeology as a scientific discipline in Siberia; developing ethno-archaeological methodology in the framework of Russian science; developing a pe-riodization system of the history of archaeological-ethnographic research in Russian science from the 17th century until the present day (three periods); developing methodology of ethno-archaeological research and issues of ethno-archaeological primary source studies. They also conducted empirical research on socio-cultural history of Western Siberian peoples, including their culture genesis processes; and applied experimental modeling in studying ethnographic-archaeological socio-cultural complexes of Russian and Tatar populations of the Tara area of the Irtysh region in the 17th-20th centuries.
© Н.А. Томилов, 2024
Keywords: archaeological and ethnographic research, ethnoarchaeology, ethnographic-archaeological complex, socio-cultural history
Acknowledgements: The work was completed according to state task No. 122031600309-1.
For citation: Tomilov, N.A. (2024) Ethno-archaeological study of socio-cultural history (based on the work of Siberian scholars). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya - Tomsk State University Journal of History. 90. pp. 172-180. doi: 10.17223/19988613/90/19
Основанием для написания данной статьи послужила потребность в научном осмыслении и оценке результативности археолого-этнографического изучения, в том числе методами этноархеологии, социокультурной истории населения Западной Сибири Средних веков и Нового времени учеными томского и омского архео-лого-этнографических научных центров. А поводом для этого стала приближающаяся дата - 40-летие очень значимого для научного сообщества России проведенного в Томске на базе классического университета в 1981 г. V Западносибирского археолого-этнографического совещания по методологическим аспектам археологических и этнографических исследований. Сегодня этот научный форум продолжает проводиться в виде всероссийских научных конференций, и ему уже 50 лет, так как первое совещание прошло в 1970 г. Да и в 1981 г. фактически это была большая конференция, в которой приняли участие исследователи из полутора десятка городов, в том числе целые группы ученых из Ленинграда, Москвы, Новосибирска, Омска и, разумеется, Томска. Был опубликован сборник с материалами этого форума, включивший 68 научных статей [1].
Тогда центральное место в работе совещания заняла тематика по комплексному привлечению археологических и этнографических источников и методов в изучении исторических процессов. Этому были посвящены статьи Л.С. Клейна об археолого-этнографических сопоставлениях, М.Ф. Косарева о методике таких сопоставлений, Г.Н. Грачевой и Л.П. Хлобыстина об использовании данных этнографии в археологических исследованиях, Э.Б. Вадецкой об археологических и этнографических аспектах в изучении погребальной обрядности, Д.Г. Савинова об этническом определении археологических памятников в эпоху Средневековья и др. Наша омская группа выступила тогда с единым блоком докладов, поставив вопрос о необходимости интеграции археологического и этнографического познания исторических процессов. Это были доклады В.И. Матющенко о месте археологических и этнографических источников в исторических исследованиях [2], В.Б. Богомолова и Н.А. Томилова с изложением разрабатываемой ими теории и методики моделирования этнографо-археологических комплексов (ЭАК) [3], В.Б. Богомолова и сотрудничавшего с нами новосибирского археолога и историка В.И. Соболева об опыте изучения орнамента как компонента ЭАК барабинских татар [4]. Так и был в целом поставлен вопрос о необходимости с целью получения полновестных знаний о социокультурной и этнической истории населения тех или иных регионов организации и осуществления интеграции археологических и этнографических исследований, т.е. их сопряжения в единое научное направление.
Данное исследование охватывает для освещения две темы: сложение и функционирование этноархеологи-ческого направления в деятельности сибирских ученых; проведение томскими и омскими учеными в 19802010-е гг. археолого-этнографического изучения социокультурной и этнической истории народов Западной Сибири, в том числе методами этноархеологии, прежде всего конструированием и изучением этнографо-археологических социокультурных комплексов. История изучения этих тем уже охвачена рядом научных статей, в том числе и обобщающего характера [5-12]. Они и еще ряд научных работ являются фактически источниками для написания данной статьи. А в целом результаты археолого-этнографических исследований томских и омских ученых опубликованы в период 1980-2010-х гг. более чем в трех десятках монографий и учебных пособий и сотнях и сотнях статей, в том числе помещенных в сборниках материалов Западносибирского археолого-этнографического совещания, а позже конференции (Томск, 1970-2018), Всероссийского, позднее Международного научного семинара, а с 2007 г. симпозиума «Интеграция археологических и этнографических исследований» (проводился омскими этноархеологами в разных городах России - от Владивостока до Санкт-Петербурга, а также в Казахстане и на Украине в 1993-2018 гг.), и в издаваемой омскими учеными научной серии «Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума» (19962016).
Что касается археологического и этнографического сибиреведения, то здесь с 1940-х гг. складывались группы ученых, проводивших междисциплинарные исследования для изучения этнической и социокультурной истории народов Сибири. В 1947 г. выдающимся томским ученым А.П. Дульзоном был разработан подробный перспективный план всестороннего комплексного изучения происхождения народов Сибири и их языков, опубликованный в 1952 г. Согласно этому плану томские ученые проводили во второй половине 1940-х - 1960-х гг. работы по антропологии, археологии, лингвистике и этнографии народов Западной и отчасти Средней Сибири. А затем развернулись грандиозные научные работы Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции ленинградских, московских и сибирских ученых, в ходе которых были осуществлены этноархеологические исследования С.И. Вайнштейна [13-15] и В.П. Дьяконовой [16-18], которые в 1970-е гг. стали по-настоящему первыми этноархеологами в нашей стране и передавали свой научный опыт сибирским ученым.
Можно сказать, что концепция комплексного и позднее интеграционного изучения истории и культу-
ры народов нашла у сибирских ученых благодатную почву. Постепенно в ТГУ с 1950-х гг. складывались небольшие группы археологов во главе с В.И. Матю-щенко и этнографов, работавших под руководством Г.И. Пелих. В 1963 г. здесь даже образовалась кафедра археологии и этнографии (в тот момент первая в Сибири), руководимая З.Я. Бояршиновой и разместившаяся на площадях Музея истории материальной культуры ТГУ, который в 1968 г. был переименован в Музей археологии и этнографии Сибири ТГУ. Это приводило к тому, что молодые ученые - представители двух наук постоянно (фактически ежедневно) общались здесь друг с другом, обменивались научной информацией и стали применять в своих научных трудах метод сравнительного анализа с использованием археологических и этнографических источников. Так и мной уже в первую свою студенческую публикацию о традиционных жилищах населения на территории юга Томской области по настоятельному указанию Г.И. Пелих были включены и аналогии с археологическими объектами [19].
В 1968 г. в ТГУ была создана Проблемная научно-исследовательская лаборатория истории, археологии и этнографии Сибири, заведующий которой А.П. Боро-давкин сумел создать коллективы археологов и этнографов [20], члены которых постоянно сотрудничали друг с другом, обсуждали возможности совместных археолого-этнографических работ, теоретические и методологические аспекты таких междисциплинарных исследований. Развитию этих идей и замыслов способствовали научные форумы. В 1969 г. в Томске прошла II Межвузовская научная конференция «Происхождение аборигенов Сибири и их языков» под председательством А.П. Дульзона, в 1973 г. состоялась третья такая конференция уже в статусе всесоюзного форума, в 1976 г. она собрала ученых уже в четвертый раз. С 1970 г. раз в три года в ТГУ стало проводиться Западносибирское археологическое, затем археолого-этнографическое совещание, а позднее Всероссийская научная конференция, о которой речь уже шла выше. Присоединился к обсуждению тематики междисциплинарных исследований и созданный в 1966 г. в Новосибирске Институт истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР, который провел под председательством А.П. Окладникова в декабре 1973 г. Всесоюзную научную конференцию «Проблемы этногенеза народов Сибири и Дальнего Востока».
Дальнейшие подвижки в проведении сибирскими учеными междисциплинарных археолого-этнографи-ческих исследований связаны с открытием в 1974 г. Омского государственного университета (ОмГУ) и переездом на работу в нем из Томска в этом же году этнографа Н.А. Томилова и в 1976 г. археолога В.И. Ма-тющенко, с созданием здесь как базы для исследований в 1974 г. Музея археологии и этнографии, с подготовкой специалистов по археологии и этнографии сначала через работу студенческих кружков, затем через систему спецкурсов, а с конца 1980-х гг. через аспирантуру и позднее докторантуру, с открытием в 1985 г. третьей в российских университетах кафедры этнографии и в 1991 г. кафедры первобытной истории (се-
годня это единая кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ), с организацией с 1975 г. студенческих научных конференций, с 1977 г. общероссийских (сначала как омских) конференций по итогам полевых археологических и этнографических работ, с 1978 г. многочисленных всероссийских и международных научных семинаров, конференций, симпозиумов и конгрессов с наличием археолого-этнографи-ческой тематики, с созданием коллективов археологов и этнографов в ОмГУ и двух научных учреждениях -Омском филиале Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН (создан в 1991 г.; позднее это Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН, а сегодня Омская лаборатория археологии, этнографии и музееведения этого же института), и Сибирском филиале Российского института культурологии (создан в 1993 г.; сегодня это Сибирский филиал Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева) (подробнее см.: [20]).
Впервые более полновесно вопросы междисциплинарных археолого-этнографических исследований были обсуждены в Омске на прошедшей здесь в 1979 г. Всесоюзной научной конференций «Этногенез и этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий» [20]. У сибирских ученых укрепились стимулы к обсуждению этих вопросов и дальше, а также к планированию проведения комплексных археолого-этнографических работ. Подтолкнула к этому и опубликованная в журнале «Советская этнография» статья С.А. Арутюнова и А.М. Хазанова о возможностях использования археологических и этнографических материалов и знаний в изучении этнической специфики [21]. Она появилась в разделе под названием «Дискуссии и обсуждения». Мы решили принять участие в этой дискуссии, и в редакцию журнала мною была отослана статья «Проблемы этнографических критериев этнической специфики археологических памятников». Готовились статьи и другими коллегами. Но дискуссия не состоялась тогда, возможно, как было объяснено, в связи с отъездом А.И. Хазанова на постоянное жительство в США. А мою статью удалось опубликовать лишь в 1986 г. [22], разместив затем ее текст в учебном пособии [23. С. 16-27] и теоретико-методической монографии об этнической истории [24. С. 30-53].
Конец 1970-х гг. - 2010-е гг. в истории археолого-этнографических исследований - время формирования и постепенного развертывания этноархеологического направления в российской науке. В целом периодизация истории таких исследований была разработана мной с участием А.В. Жука и С.С. Тихонова и опубликована в 2001-2003 гг. [5. С. 21-38; 25-27]. В кратком виде эта периодизация представлена нами следующим образом: «Первый (начальный) период датируется с конца XVII в. до конца 1820-х гг. и характеризуется прямыми сравнениями археологических и этнографических материалов (вещевых), а на последнем этапе внедрением в соотношение этих материалов положений теории о типологии вещей, о развитии формы вещей соединением источниковых баз археологии и этногра-
фии. Второй период - это 30-е гг. XIX в. - 20-е гг. XX в., и именно в это время укреплялся новый комплексный подход к изучению источников, и на втором этапе (с 1880-х гг.) складывалась и функционировала ану-чинская школа с ее концепцией комплексного метода исследования социокультурных явлений и систем тремя науками - антропологией, археологией и этнографией. Третий период датируется нами начиная с 1930-х гг. и заканчивая сегодняшним временем. Он характеризуется значительными совместными археолого-этнографи-ческими исследованиями, осуществлением методоло-го-теоретических и методических разработок на стыке археологии, этнографии и других смежных научных дисциплин, усилением с конца 1970-х гг. интеграции археологии и этнографии, приведшей к выделению в 1990-х гг. самостоятельного этноархеологического направления в российской науке» [28. С. 153].
В третьем периоде, как нам представляется, выделяется три этапа. Первый приходится на 1930-е - середину 1940-гг. и характеризуется поисками новых комплексных научно-интерпретационных подходов к теме сопряжения археологических и этнографических знаний. Они были в значительной мере реализованы на втором этапе (вторая половина 1940-х - середина 1970-х гг.) масштабной работой крупных археолого-этнографических комплексных экспедиций в Сибири, Средней Азии, на Кавказе и в некоторых других регионах СССР, а также поисками подходов к интеграционным археолого-этнографическим исследованиям и первыми опытами таких научных работ. Они существенно расширили источниковую базу и подготовили условия для новых, уже этноархеологических, разработок в теории и методике интеграции археологических и этнографических знаний.
В эти два этапа существенно расширился круг специалистов, занимавшихся археолого-этнографическими исследованиями, среди которых немало видных и даже выдающихся ученых - это прежде всего С.И. Вайн-штейн, Г.Ф. Дебец, В.П. Дьяконова, А.П. Дульзон, С.В. Иванов, О.В. Ионова, С.В. Киселев, И.В. Константинов, В.А. Куфтин, В.И. Мошинская, А.П. Окладников, Б.Э. Петри, С.И. Руденко, С.П. Толстов, В.Н. Чернецов, И.Н. Шухов, Д.Т. Янович и др. Большинство этих ученых проводили свои исследования, опираясь на сибирские объекты и материалы.
Третий этап современного периода, связанный с формированием и осуществлением интеграционных и комплексных исследований в сопряжении археологических и этнографических знаний, выделением в российской науке этноархеологии, охватил во второй половине 1970-х - 2010-х гг. еще больший круг исследователей. Это прежде всего связано с проведением фактически почти ежегодных (особенно в 1990-2000-е гг.) дискуссий по даной тематике, охвативших существенно больший круг ученых, занятых междисциплинарными исследованиями. И среди них - А.А. Азизян, С.А. Арутюнов, Ш.К. Ахметова, М.Л. Бережнова, В.В. Бобров,
A.И. Боброва, В.Б. Богомолов, А.П. Бородовский,
B.И. Васильев, С.А. Васильев, Р.С. Васильевский, И.Г. Глушков, Т.Н. Глушкова, А.В. Головнев, Г.Н. Грачева, С.В. Гусев, Е.М. Данченко, М.А. Дикова, В.В. Дря-
гин, М.А. Дэвлет, В.А. Ерохин, А.В. Жук, А.М. Илюшин, А.А. Казаков, А.Н. Калабанов, А.В. Кенинг, А.А. Киль-дюшева, Л.С. Клейн, М.А. Корусенко, С.Н. Корусенко, П.А. Корчагин, М.Ф. Косарев, П.А. Косинцев, Н.Н. Кра-дин, Р.Г. Кузеев, О.В. Кузнецов, Н.В. Лукина, Г.Е. Марков, А.В. Матвеев, В.И. Матющенко, Б.В. Мельников, О.М. Мельникова, А.Ф. Мельничук, В.И. Молодин, А.В. Новиков, А.В. Овчинников, Л.М. Плетнева, А.В. Полеводов, А.М. Решетов, О.М. Рындина, Д.Г. Савинов, А.Г. Селезнев, В.И. Семенова, Д.А. Сергеев, Ю.Б. Сим-ченко, В.И. Соболев, С.В. Сотникова, С.Ф. Татауров, Л.В. Татаурова, А.В. Тетенькин, К.Н. Тихомиров, М.Н. Тихомирова, С.С. Тихонов, И.В. Толпеко, Н.А. Томилов, Т.Н. Троицкая, А.М. Хазанов, Н.А. Хамисов, А.В. Харинский, А.П. Хлобыстин, Ю.С. Худяков, М.П. Черная, Л.А. Чиндина, Ю.Ю. Шевченко, Е.В. Шелепова, В.А. Шнирельман, В.Б. Яшин и др.
Именно на этом этапе совместные археолого-этнографические исследования развернулись в Томске, затем в Омске. Сегодня археологи и этнографы Томска работают на двух профильных кафедрах ТГУ и Томского государственного педагогического университета, в названной выше проблемной лаборатории ТГУ, музеях и других учреждениях. Томский археолого-этно-графический научный центр поставлял кадры и в другие города и способствовал развитию археологических и этнографических исследований, например, в Барнауле, Новосибирске, Омске и т.д. Поэтому томский центр продолжает играть определенную координирующую роль в сибирской археологии и этнографии. Судьбы многих проживающих в разных городах страны ученых-гуманитариев, в том числе и моя [29], на первых этапах научной деятельности были связаны с Томском.
Высокорезультативной была работа томских ученых по подготовке и изданию в 1990-е гг. 4-томного (в 5 книгах) фундаментального научного труда «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири» [30], инициированняа и осуществленная коллективом Проблемной научно-исследовательской лаборатории истории, археологии и этнографии Сибири ТГУ. К его созданию были привлечены, помимо томичей, ученые из Барнаула, Екатеринбурга, Кемерова, Новосибирска, Омска, Санкт-Петербурга, Тюмени. Авторами этого уникального серийного издания стали 29 ученых -М.Т. Абдулганеев, А.А. Адамов, А.Н. Багашев, П.Е. Бардина, А.И. Боброва, В.А. Борзунов, Е.А. Васильев,
A.Д. Гаман, В.А. Дремов, А.А. Казаков, Т.К. Карачи-ров, А.Р. Ким, Ю.Ф. Кирюшин, Б.А. Коников, Л.Н. Ко-рякова, В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина, А.И. Мартынов,
B.И. Матющенко, В.И. Морозов, А.И. Петров, Л.М. Плетнева, М.П. Рыкун, О.М. Рындина, Л.М. Терехова, Т.Н. Троицкая, Е.Г. Федорова, Ю.П. Чемякин,
A.Я. Яковлев. Издание осуществлялось его главным редактором Н.В. Лукиной. В состав редакционной коллегии кроме нее вошли В.П. Алексеев (Москва),
B.А. Дремов, В.М. Кулемзин (Томск), В.И. Матющен-ко (Омск), В.И. Молодин (Новосибирск), Л.М. Плетнева (Томск), Н.А. Томилов (Омск).
Объектами для решения задач по изучению куль-турогенеза народов Западной Сибири были определены те, по которым имелись достаточно объемные ма-
териалы в археологии и этнографии, - поселения, жилища, ритуальные обряды при переходе человека из реального мира в потусторонний (в основном погребальная обрядность), орнамент. Отдельный том посвящен антропологии населения Западной Сибири и раскрывает тему расогенеза коренного населения данного региона. Для выполнения работы авторами этого коллективного научного труда были привлечены опубликованные материалы, полевые и архивные источники как авторов разделов, так и других исследователей. В ходе подготовки текстов нередко приходилось досо-бирать материалы в экспедиционных поездках.
Все это позволило добиться высшего уровня результативности в решении поставленных руководителями и исполнителями данного проекта задач, которые были сформулированы ими следующим образом: «1. Классификация и типологизация отдельных элементов культуры на разных хронологических этапах. 2. Выявление традиционных черт и заимствований на каждом из этапов. 3. Определение этноразличительных и этнически нейтральных признаков в разных компонентах культуры» [31. С. 8-9]. Безусловно, эта работа комплексного типа не только дала археолого-этногра-фическому сообществу результаты изучения генезиса и динамики названных выше компонентов материальной и духовной сфер традиционно-бытовой культуры, но и способствовала разработке теоретических основ и методических приемов в этой области междисциплинарных исследований. Этим самым данное издание стало выдающимся событием в российском научном сообществе и заслуженно получило высокую оценку в том числе от омских ученых [27. С. 39-40; 32; 33].
Вопросы выделения в российской науке в 1990-х гг. этноархеологии как самостоятельного научного направления и дальнейшего его формирования, тема сложения и функционирования омского этноархеологического центра на протяжении последних 25 лет (1993-2018) были уже достаточно полно освещены в разные годы в ряде работ [5. С. 10-20, 34-38; 7; 8; 11; 12; 27. С. 3548; 34. С. 188-202; 35; 36].
В марте 1993 г. была создана поисковая группа по этноархеологии в Омском филиале Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН. Первоначально в этот коллектив вошли археологи Б.В. Мельников, С.Ф. Татауров, С.С. Тихонов, этнографы В.Б. Богомолов, М.А. Корусенко, С.Н. Корусенко, А.Г. Селезнев и Н.А. Томилов. Они и начали проводить изучение археологических памятников и этнографии тарских татар ХУП-ХХ вв. С 1994 г. такие работы стали проводиться по истории и культуре русских Тар-ского Прииртышья, а в поисковую группу вошли этнографы М.Л. Бережнова, Л.М. Кадырова, археологи А.В. Жук, Л.В. Татаурова и позднее В.А. Ерохин. Сегодняшний состав группы - М.Л. Бережнова, М.А. Корусенко, С.Н. Корусенко, А.В. Матвеев, С.Ф. Татауров, Л.В. Татаурова, К.Н. Тихомиров, М.Н. Тихомирова, С.С. Тихонов, Н.А. Томилов. С 1998 г. работы по эт-ноархеологическому изучению погребального обряда казахов северных областей Казахстана и юга Западной Сибири проводят омские ученые Ш.К. Ахметова и И.В. Толпеко. Кроме них в научных работах группы
участвуют омичи В.Б. Богомолов, А.В. Жук, А.А. Киль-дюшева, А.В. Полеводов и др.
В числе научно-организационных мероприятий коллектива омских этноархеологов за прошедшее с 1993 г. время: работа Омского межведомственного научного семинара «Этнографо-археологические комплексы Западной Сибири» на протяжении полутора десятка лет с участием ученых, студентов и аспирантов с целью подготовки кадров этноархеологов и повышения квалификационного уровня; проведение регулярного с 1993 г. Всероссийского научного семинара «Интеграция археологических и этнографических исследований», ставшего с 1998 г. международным семинаром и с 2007 г. международным симпозиумом (проведено 22 форума и не только в Омске, а и в Ал-маты, Барнауле, Владивостоке, Иркутске, Казани, Красноярске, Москве, Нальчике, Новосибирске, Одессе, Павлодаре, Санкт-Петербурге, Уфе и Ханты-Мансийске); издание двух научных серий - «Интеграция археологических и этнографических исследований» (с 1995 г. свет увидели 23 сборника научных трудов) и «Этно-графо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума» (с 1996 г. выпущено 14 томов), а также около двух десятков монографий с этноархеологиче-ской тематикой; издание для преподавания в вузах двух учебных пособий - «Введение в этноархеоло-гию» [5] и «Вопросники и программы по этноархеологии и этнографии» [37]; организация чтения курсов лекций по этноархеологии в ОмГУ со второй половины 1990-х гг. по настоящее время; защиты омскими учеными кандидатских диссертаций, выполненных с использованием археологических и этнографических материалов и этноархеологических знаний (А.В. Матвеев, А.А. Кильдюшева, М.А. Корусенко, С.Ф. Татауров, Л.В. Татаурова, К.Н. Тихомиров и др.).
Становлению и развертыванию работ омской этно-археологической группы существенно способствовали руководители и ряд ученых Института археологии и этнографии СО РАН - прежде всего А.П. Деревянко, В.И. Молодин, И.Н. Гемуев, Ю.С. Худяков, и ОмГУ -В.В. Тихомиров, Г.И. Геринг, В.И. Струнин, В.И. Ма-тющенко, руководители Омской области Л.К. Полежаев, Н.М. Генова, М.А. Руденок, археолог Б.А. Коников. Значительную поддержку и помощь (нередко и финансовую от своих учреждений) в проведении научных форумов, экспедиционных работ, издании научных сборников оказали Г.Е. Марков, В.А. Тишков, В.А. Шнирель-ман (Москва), А.М. Решетов, Д.Г. Савинов, Ч.М. Таксами (Санкт-Петербург), Л.М. Плетнева, М.П. Черная, Л.А. Чиндина (Томск), А.В. Головнев (Екатеринбург), В.И. Соболев (Новосибирск), Р.Г. Кузеев (Уфа), В.Л. Ларин, В.А. Тураев (Владивосток), А.А. Тишкин (Барнаул), А.В. Харинский (Иркутск), Н.И. Дроздов (Красноярск) и др.
Работа омских этноархеологов проходит в следующих направлениях: «1) по методологическим аспектам этноархеологии, рассматриваемой как самостоятельное научное направление или даже формирующаяся наука; 2) по теме истории и периодизации археолого-этногра-фического течения в российской науке; 3) по формированию в России этноархеологии; 4) по методам и
источникам этноархеологических исследований; 5) по разработке проблемы "Этнографо-археологические комплексы" (ЭАК) и по выявлению возможностей использования этих разработок в исследовании социокультурной и этнической истории на примере археологических культур и материалов по этнографии народов Западной Сибири; 6) по внедрению в учебный процесс вузов такой дисциплины, как этноархеология» [12. С. 13]. Характеристика результатов этой работы приведена нами в одной из последних статей, посвященной 25-летию Омского этноархеологического научного центра [12], к которой мы и отсылаем наших читателей, так же как и к положительным отзывам о проводимых нами исследованиях [38-41; 42. С. 315, 494495; 43-45].
Основные результаты эмпирической работы группы омских этноархеологов - это конструирование и изучение этнографо-этноархеологических комплексов татарского и русского населения Тарского Прииртышья XVП-XX вв. ЭАК - это «...выделенный по данным археологии и этнографии многокомпонентный социокультурный комплекс. это фактически реконструированный с помощью данных этнографии археологический социокультурный комплекс» [46. С. 8]. Его основой являются археологические материалы этнически определяемых памятников, обогащенные этнографической информацией и методикой. В процессе работы с археологическими и этнографическими материалами были углублены характеристики ЭАК. Так, были выделены его отдельные черты, и определение его приняло следующий вид (приводим с выделением курсивом ключевых слов): «...этнографо-археологический комплекс - это 1) компактно расположенный в определенных природно-географических условиях; 2) комплекс археологических памятников и этнографических объектов; 3) служащих для изучения и реконструкции элементов (этой группы и ее предков) культуры (материальной, духовной, соционормативной, природно-средовой, жизнеобеспечения); 4) оставленный одной группой населения и ее прямыми предками, которые хозяйственно осваивали территорию обитания; 5) на основании по преимуществу материалов археологических памятников означенного комплекса; 6) и дополненных этнографическими, а при необходимости историческими, географическими, биологическими и другими сведениями» [47. С. 17-18].
Сегодня группа работающих в области этноархео-логии омских ученых приступила к подготовке и изданию трудов по выполняемой поисковой теме «Этно-графо-археологические комплексы народов Тарского Прииртышья». Опубликовано два тома: один включает характеристики среды обитания населения этого реги-
она с описанием сухопутных коммуникаций, воссоздание истории формировании населения и сложения его этнического и этносоциального состава в конце XVI - XX в., обзор и анализ источников изучения культуры и социума населения Тарского Прииртышья [48]. Второй том охватывает результаты изучения погребально-поминальной обрядности русского и татарского населения Тарского Прииртышья с упором на теоретико-методологические, источниковедческие и методические разработки темы исследования [49]. Основное в этом томе - разработка и применение новых подходов в интеграции археологических и этнографических материалов для исторических реконструкций культуры и социума.
При улучшении финансовой ситуации в российской гуманитарной науке есть надежда продолжить подготовку и издание третьего тома по экспериментальному конструированию и изучению ЭАК русского и татарского населения Тарского Прииртышья в сфере культуры поселений, усадеб, жилищ и хозяйственных построек. Но и сегодня есть возможности для научного анализа и обобщения работ омских ученых по теме ЭАК как нового способа получения информации в изучении истории. Ведь результаты их исследований, опубликованные во многих отдельных монографиях и сотнях научных статей, охватывают и такие сферы культуры и социума населения Тарского Прииртышья XVI-XX вв. и более ранних периодов, как системы земле- и природопользования, этногенеалогический состав населения, социовозрастная реконструкция населения древних обществ, миграции, культура путешествий, хозяйство и орудия труда, керамика, одежда, украшения, орнамент, народные знания, религиозные верования и др. И, безусловно, изучение группой омских этноархеологов проблематики этноархеологии как самостоятельного научного направления в России и их поисковые фундаментальные работы по конструированию и изучению ЭАК народов Сибири требуют специального осмысления и исследования. В 2009 г. В.И. Матющенко, характеризуя омское этноархеоло-гическое направление и отмечая его положительные стороны и слабости, писал, что если «...группа Н.А. То-милова будет и впредь последовательно изучать эту проблему, то их обязательно ждет положительный результат» [42. С. 495].
Завершая обзор археолого-этнографических комплексных и интеграционных исследований томских и омских ученых, отметим, что они существенно способствовали созданию и успешному функционированию археологической и этнографической научных школ в Томске, этноархеологической и этнографической научных школ в Омске.
Список источников
1. Методологические аспекты археологических и этнографических исследований в Западной Сибири / отв. ред. Л.М. Плетнева. Томск : Изд-во
Том. ун-та, 1981. 192 с.
2. Матющенко В.И. О соотношении археологических и этнографических материалов в исторических исследованиях // Методологические
аспекты археологических и этнографических исследований в Западной Сибири. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1981. С. 123-125.
3. Богомолов В.Б., Томилов Н.А. Теоретические и методические аспекты археолого-этнографических исследований // Методологические ас-
пекты археологических и этнографических исследований в Западной Сибири. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1981. С. 125-128.
4. Богомолов В.Б., Соболев В.И. Орнамент в этнографо-археологическом комплексе барабинских татар // Методологические аспекты археоло-
гических и этнографических исследований в Западной Сибири. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1981. С. 129-132.
5. Жук А.В., Тихонов С.С., Томилов Н.А. Введение в этноархеологию : учеб. пособие для студентов исторических факультетов высших учеб-
ных заведений / отв. ред. В.И. Молодин. Омск : Наука, 2003. 72 с.
6. Кениг А.В. За создание отечественной этноархеологии // Методика комплексных исследований культур и народов Западной Сибири : тез.
докл. X Западносибирского археолого-этнографического совещания памяти В.Н. Чернецова. Томск : Том. гос. ун-т, 1995. С. 81-84.
7. Корусенко М.А., Тихонов С.С. Современная российская этноархеология // Интеграция археологических и этнографических исследований :
сб. науч. тр. Иркутск ; Омск : Изд-во Иркут. гос. техн. ун-та, 2013. Т. 1. С. 106-111.
8. Корусенко С.Н., Томилов Н.А. Этноархеология и культурология традиционных сообществ: междисциплинарный подход (на материалах
культур населения юга Западной Сибири) // Интеграция археологических и этнографических исследований : сб. науч. тр. Омск : Наука, 2005. С. 18-22.
9. Лукина Н.В., Плетнева Л.М., Кулемзин В.М. Очерки культурогенеза народов Западной Сибири - опыт междисциплинарного исследования //
Методика комплексных исследований культур и народов Западной Сибири : тез. докл. X Западносибирского археолого-этнографического совещания памяти В.Н. Чернецова. Томск : Том. гос. ун-т, 1995. С. 99-102.
10. Решетов А.М. Проблема интеграции археологических и этнографических исследований в свете истории науки // Интеграция археологических и этнографических исследований : материалы IV Всерос. науч. семинара, посвящ. 60-летию со дня рождения В.И. Васильева. Новосибирск ; Омск, 1996. С. 85-89.
11. Томилов Н.А. Этноархеология как научное направление // Этноархеологическое обозрение. 1999. № 6. С. 75-84.
12. Томилов Н.А. Исследования российских этноархеологов в конце XX - 10-х годов XXI века (к 25-летию Омского этноархеологического центра) // Интеграция археологических и этнографических исследований : сб. науч. тр. Павлодар ; Омск : Наука, 2018. С. 11-20.
13. Батьянова Е.П. Севьян Израильевич Вайнштейн // Этнографическое обозрение. 2009. № 4. С. 202-207.
14. Тишков В.А. Размышления об итогах жизни: беседа с Севьяном Израильевичем Вайнштейном // Этнографическое обозрение. 2008. № 2. С. 70-86.
15. Томилов Н.А. Севьян Израильевич Вайнштейн - к образу ученого // Интеграция археологических и этнографических исследований : сб. науч. тр. Павлодар ; Омск : Наука, 2018. С. 27-31.
16. Решетов А.М. У В.П. Дьяконовой - юбилей // Курьер Петровской кунсткамеры. 2004. Вып. 10-11. С. 181-185.
17. Степанова О.Б. Вера Павловна Дьяконова (06.09.1927-18.05.2011) // Этнографическое обозрение. 2011. № 5. С. 188-190.
18. Томилов Н.А. Вера Павловна Дьяконова: ее вклад в исследования народов Сибири и консолидацию этнографов-сибиреведов // Интеграция археологических и этнографических исследований : сб. науч. тр. Павлодар ; Омск : Наука, 2018. С. 24-27.
19. Томилов Н.А. Жилища древней «чуди» юга Томской области // III Всесоюзная студенческая этнографическая конференция, 16-22 марта 1964. Тбилиси, 1964. С. 19-21.
20. Томилов Н.А. Из истории археолого-этнографических сообществ (к 30-летию конференции по этнической истории тюркских народов в Омске) // Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума. Омск : Наука, 2012. Т. 12. С. 9-30.
21. Арутюнов С.А., Хазанов А.М. Проблемы археологических критериев этнической специфики // Советская этнография. 1979. № 6. С. 79-89.
22. Томилов Н.А. Проблема этнографических критериев этнической специфики археологических памятников // Проблемы этногенеза и этнической истории аборигенов Сибири. Кемерово : КГУ, 1986. С. 5-13.
23. Томилов Н.А. Проблемы реконструкции этнической истории населения юга Западной Сибири : учеб. пособие / отв. ред. Р.Ф. Итс. Омск : Изд. Омск. гос. ун-та, 1987. 80 с.
24. Томилов Н.А. Проблемы этнической истории (по материалам Западной Сибири / отв. ред. В.И. Васильев. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1993. 222 с.
25. Томилов Н.А. Археолого-этнографическое течение в российской науке // Интеграция археологических и этнографических исследований : сб. науч. тр. Нальчик ; Омск : Изд-во Омск. гос. пед. ун-та, 2001. С. 20-23.
26. Томилов Н.А. Археолого-этнографическое направление в российской науке XVII-XX вв. // Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума. Новосибирск : Наука. 2003. Т. 6. С. 10-16.
27. Жук А.В., Тихонов С.С., Томилов Н.А. Материалы к истории археолого-этнографических исследований в Сибири в ХХ в. // Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума. Новосибирск : Наука. 2003. Т. 6. С. 32-48.
28. Томилов Н.А. История археолого-этнографических исследований в омских этноархеологических научных сериях // Вестник Омского университета. Сер. Исторические науки. 2017. № 3. С. 150-155.
29. Томилов Н.А. Томск в моей судьбе историка // Вестник Томского государственного университета. История. 2017. № 48. С. 100-103.
30. Очерки культурогенеза народов Западной Сибири / под общ. ред. Н.В. Лукиной. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1994. Т. 1: Поселения и жилища. Кн. I. 485 с.; Кн. II / отв. ред. Л.М. Плетнева. 286 с.; 1994. Т. 2: Мир реальный и потусторонний / отв. ред. В.М. Кулемзин. 475 с.; Т. 3: Рындина О.М. Орнамент. 640 с.; Т. 4: Расогенез коренного населения / отв. ред. А.Н. Багашёв. 354 с.
31. Предисловие // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1994. Т. 1: Поселения и жилища. Кн. I. С. 5-11.
32. Селезнев А.Г. (Рец.). Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. - Т. 4. Расогенез коренного населения. - Томск: Изд-во Томск. унта, 1998. - 354 с. // Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума. Новосибирск : Наука, 2003. Т. 6. С. 288-291.
33. Фаткулина Ф.М., Селезнев А.Г. (Рец.) О.М. Рындина. Орнамент. Томск, 1995. 640 с., ил. // Этнографическое обозрение. 1999. № 2. С. 160-162.
34. Захарова И.В., Томилов Н.А. Этнографические научные центры Западной Сибири середины XIX - начала XXI века. Омский этнографический центр / отв. ред. В.П. Корзун, В.И. Матющенко. Омск : Наука, 2007. 400 с.
35. Татауров С.Ф. Новые защиты диссертаций в омской научно-исследовательской археолого-этнографической группе // Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума. Омск : Наука, 2009. Т. 11. С. 297-300.
36. Томилов Н.А. Проблема этнографо-археологических комплексов в исследованиях омских этноархеологов // Этнографическое обозрение. 1998. № 1. С. 3-14.
37. Богомолов В.Б., Виклунд К.Б., Головнев А.В. и др. Вопросники и программы по этноархеологии для участников археологических и этнографических экспедиций и студенческих практик : учеб.-метод. пособие / отв. ред. С.Ф. Татауров, Н.А. Томилов. Омск : Изд. Омск. гос. унта, 2002. 200 с.
38. Мельникова О.М. Заметки о содержании этноархеологии // Интеграция археологических и этнографических исследований. Омск ; СПб. : Изд. Омск. гос. ун-та, 1998. Ч. II. С. 15-17.
39. Илюшин А.М. (Рец.) Томилов Н.А. Проблемы этнической истории (по материалам Западной Сибири). Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1993. 222 с. // Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума. Новосибирск : Наука. 1999. Т. 4. С. 226-232.
40. Бурыкин А.А. (Рец.). Интеграция археологических и этнографических исследований: сборник научных трудов / под ред. С.С. Тихонова, Н.А. Томилова. - Омск: Изд-во Омск. пед. ун-та, 1999. - 276 с. // Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума. Омск : Наука, 2003. Т. 6. С. 286-287.
41. Матвеев А.В. Обзор публикаций серии «Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума» (1996-2002 годы) // Эт-нографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума. Омск : Наука, 2006. Т. 9. С. 316-329.
42. Матющенко В.И. 300 лет истории сибирской археологии. Омск : Изд-во Омск. гос. ун-та, 2009. 549 с.
43. Жук А.В. Н.А. Томилов как систематик истории этноархеологического направления отечественной науки // Этнограф, культуролог, историк... : к 70-летию профессора Николая Аркадьевича Томилова. Омск : Наука, 2011. С. 254-262.
44. Коников Б.А. Омская школа этноархеологии // Коников Б.А. Археология Омска : иллюстрированная энциклопедия. Омск : Радиозавод им. А. С. Попова (РЕЛЕРО), 2016. С. 93.
45. Корзун В.П., Мамонтова М.А. «Стихийные историографы» в региональном интеллектуальном ландшафте: В.И. Матющенко, Н.А. Томилов // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 436. С. 151-158.
46. Томилов Н.А. Проблема этнографо-археологических комплексов в исследованиях омских этноархеологов // Этнографическое обозрение.
1998. № 1. С. 3-14.
47. Тихонов С.С. Введение // Этнографо-археологические комплексы народов Тарского Прииртышья: природная среда, этносы, источники. Омск : Наука, 2014. С. 9-26.
48. Бережнова М.Л., Корусенко С.Н., Матвеев А.В., Татауров С.Ф. и др. Этнографо-археологические комплексы народов Тарского Прииртышья: природная среда, этносы, источники / отв. ред. М.А. Корусенко, С.С. Тихонов, Н.А. Томилов. Омск : Наука, 2014. 192 с. (Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума; т. 13).
49. Бережнова М.Л., Корусенко М.А., Полеводов А.В., Татаурова Л.В. и др. Этнографо-археологические комплексы народов Тарского Прииртышья: могилы, могильники, погребальный обряд и мир мертвых в свете этноархеологических работ / отв. ред. М.А. Корусенко, С.С. Тихонов, Н.А. Томилов. Омск : Наука, 2016. 294 с. (Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума; т. 14).
References
1. Pletneva, L.M. (ed.) (1981) Metodologicheskie aspekty arkheologicheskikh i etnograficheskikh issledovaniy v Zapadnoy Sibiri [Methodological
aspects of archaeological and ethnographic research in Western Siberia]. Tomsk: Tomsk State University.
2. Matyushchenko, V.I. (1981) O sootnoshenii arkheologicheskikh i etnograficheskikh materialov v istoricheskikh issledovaniyakh [On the relationship
between archaeological and ethnographic materials in historical research]. In: Pletneva, L.M. (ed.) (1981) Metodologicheskie aspekty arkheologi-cheskikh i etnograficheskikh issledovaniy v Zapadnoy Sibiri [Methodological aspects of archaeological and ethnographic research in Western Siberia]. Tomsk: Tomsk State University. pp. 123-125.
3. Bogomolov, V.B. & Tomilov, N.A. (1981) Teoreticheskie i metodicheskie aspekty arkheologo-etnograficheskikh issledovaniy [Theoretical and
methodological aspects of archaeological and ethnographic research]. In: Pletneva, L.M. (ed.) (1981) Metodologicheskie aspekty arkheologicheskikh i etnograficheskikh issledovaniy v Zapadnoy Sibiri [Methodological aspects of archaeological and ethnographic research in Western Siberia]. Tomsk: Tomsk State University. pp. 125-128.
4. Bogomolov, V.B. & Sobolev, V.I. (1981) Ornament v etnografo-arkheologicheskom komplekse barabinskikh tatar [The ornamental pattern in the
Ethnographic and Archaeological Complex of the Baraba Tatars]. In: Pletneva, L.M. (ed.) (1981) Metodologicheskie aspekty arkheologicheskikh i etnograficheskikh issledovaniy v Zapadnoy Sibiri [Methodological aspects of archaeological and ethnographic research in Western Siberia]. Tomsk: Tomsk State University. pp. 129-132.
5. Zhuk, A.V., Tikhonov, S.S. & Tomilov, N.A. (2003) Vvedenie v etnoarkheologiyu [Introduction to Ethnoarchaeology]. Omsk: Nauka.
6. Kenig, A.V. (1995) Za sozdanie otechestvennoy etnoarkheologii [For the Creation of Russian Ethnoarchaeology]. In: Chindina, L.A. (ed.) Metodika
kompleksnykh issledovaniy kul'tur i narodov Zapadnoy Sibiri [Methodology of Comprehensive Studies of the Cultures and Peoples of Western Siberia]. Tomsk: Tomsk State University. pp. 81-84.
7. Korusenko, M.A. & Tikhonov, S.S. (2013) Sovremennaya rossiyskaya etnoarkheologiya [Modern Russian ethnoarchaeology]. In: Tomilov, N.A. (ed.)
Integratsiya arkheologicheskikh i etnograficheskikh issledovaniy [Integration of Archaeological and Ethnographic Research]. Vol. 1. Irkutsk; Omsk: Irkutsk State Technical University. pp. 106-111.
8. Korusenko, S.N. & Tomilov, N.A. (2005) Etnoarkheologiya i kul'turologiya traditsionnykh soobshchestv: mezhdistsiplinarnyy podkhod (na materi-
alakh kul'tur naseleniya yuga Zapadnoy Sibiri) [Ethnoarchaeology and cultural studies of traditional communities: An interdisciplinary approach (based on the cultural materials of the population of the south of Western Siberia)]. In: Tomilov, N.A. (ed.) Integratsiya arkheologicheskikh i etnograficheskikh issledovaniy [Integration of Archaeological and Ethnographic Research]. Omsk: Nauka. pp. 18-22.
9. Lukina, N.V., Pletneva, L.M. & Kulemzin, V.M. (1995) Ocherki kul'turogeneza narodov Zapadnoy Sibiri - opyt mezhdistsiplinarnogo issledovaniya
[Essays on the cultural genesis of the peoples of Western Siberia - interdisciplinary research]. Chindina, L.A. (ed.) Metodika kompleksnykh issledovaniy kul'tur i narodov Zapadnoy Sibiri [Methodology of Comprehensive Studies of the Cultures and Peoples of Western Siberia]. Tomsk: Tomsk State University. pp. 99-102.
10. Reshetov, A.M. (1996) Problema integratsii arkheologicheskikh i etnograficheskikh issledovaniy v svete istorii nauki [The problem of integration of archaeological and ethnographic research in light of the history of science]. Integratsiya arkheologicheskikh i etnograficheskikh issledovaniy [Integration of Archaeological and Ethnographic Research]. Proc. of the Sixth Conference. Novosibirsk; Omsk: [s.n.]. pp. 85-89.
11. Tomilov, N.A. (1999) Etnoarkheologiya kak nauchnoe napravlenie [Ethnoarchaeology as a scientific direction]. Etnoarkheologicheskoe obozrenie.
1999. № 6. pp. 75-84.
12. Tomilov, N.A. (2018a) Issledovaniya rossiyskikh etnoarkheologov v kontse XX - 10-kh godov XXI veka (k 25-letiyu Omskogo etnoarkheologi-cheskogo tsentra) [Research of Russian ethnoarchaeologists in the late 20th - 2010s (on the 25th anniversary of the Omsk Ethnoarchaeological Center)]. In: Integratsiya arkheologicheskikh i etnograficheskikh issledovaniy [Integration of Archaeological and Ethnographic Research]. Pavlodar; Omsk: Nauka. pp. 11-20.
13. Batyanova, E.P. (2009) Sev'yan Izrail'evich Vaynshteyn [Sevyan Izrailevich Weinstein]. Etnograficheskoe obozrenie. 4. pp. 202-207.
14. Tishkov, V.A. (2008) Razmyshleniya ob itogakh zhizni: beseda s Sev'yanom Izrail'evichem Vaynshteynom [Reflections on the results of life: Conversation with Sevyan Izrailevich Weinstein]. Etnograficheskoe obozrenie. 2. pp. 70-86.
15. Tomilov, N.A. (2018b) Sev'yan Izrail'evich Vaynshteyn - k obrazu uchenogo [Sevyan Izrailevich Weinstein - to the image of a scientist]. In: Inte-gratsiya arkheologicheskikh i etnograficheskikh issledovaniy [Integration of Archaeological and Ethnographic Research]. Pavlodar; Omsk: Nauka. pp. 27-31.
16. Reshetov, A.M. (2004) U V.P. D'yakonovoy - yubiley [V.P. Dyakonova's anniversary]. Kur'er Petrovskoy kunstkamery. 10-11. pp. 181-185.
17. Stepanova, O.B. (2011) Vera Pavlovna D'yakonova (06.09.1927-18.05.2011) [Vera Pavlovna Dyakonova (September 6, 1927 - May 18, 2011)]. Etnograficheskoe obozrenie. 5. pp. 188-190.
18. Tomilov, N.A. (2018c) Vera Pavlovna D'yakonova: ee vklad v issledovaniya narodov Sibiri i konsolidatsiyu etnografov-sibirevedov [Vera Pavlovna Dyakonova: her contribution to the study of the peoples of Siberia and the consolidation of ethnographers specializing in Siberia]. In: Integratsiya arkheologicheskikh i etnograficheskikh issledovaniy [Integration of Archaeological and Ethnographic Research]. Pavlodar; Omsk: Nauka. pp. 24-27.
19. Tomilov, N.A. (1964) Zhilishcha drevney "chudi" yuga Tomskoy oblasti [Dwellings of the ancient "Chud" in the south of the Tomsk region]. III Vsesoyuznaya studencheskaya etnograficheskaya konferentsiya [III All-Union Student Ethnographic Conference]. March 16-22, 1964. Tbilisi: [s.n.]. pp. 19-21.
20. Tomilov, N.A. (2012) Iz istorii arkheologo-etnograficheskikh soobshchestv (k 30-letiyu konferentsii po etnicheskoy istorii tyurkskikh narodov v Omske) [From the history of archaeological and ethnographic communities (on the 30th anniversary of the conference on the ethnic history of the Turkic peoples in Omsk)]. In: Sobolev, V.I. (ed.) Etnografo-arkheologicheskie kompleksy: problemy kul'tury i sotsiuma [Ethnographic and Archaeological Complexes: Problems of Culture and Society]. Vol. 12. Omsk: Nauka. pp. 9-30.
21. Arutyunov, S.A. & Khazanov, A.M. (1979) Problemy arkheologicheskikh kriteriev etnicheskoy spetsifiki [Problems of archaeological criteria of ethnic specificity]. Sovetskaya etnografiya. 6. pp. 79-89.
22. Tomilov, N.A. (1986) Problema etnograficheskikh kriteriev etnicheskoy spetsifiki arkheologicheskikh pamyatnikov [Problems of ethnographic criteria of ethnic specificity of archaeological sites]. In: Martynov, A.I. (ed.) Problemy etnogeneza i etnicheskoy istorii aborigenov Sibiri [Problems of Ethnogenesis and Ethnic History of Siberian Aborigines]. Kemerovo: KSU. pp. 5-13.
23. Tomilov, N.A. (1987) Problemy rekonstruktsii etnicheskoy istorii naseleniya yuga Zapadnoy Sibiri [Problems of reconstruction of ethnic history of the population of the south of Western Siberia]. Omsk: Omsk State University.
24. Tomilov, N.A. (1993) Problemy etnicheskoy istorii (po materialam Zapadnoy Sibiri) [Problems of Ethnic History (based on materials from Western Siberia)]. Tomsk: Tomsk State University.
25. Tomilov, N.A. (2001) Arkheologo-etnograficheskoe techenie v rossiyskoy nauke [The archaeological and ethnographic school in Russian Science]. In: Integratsiya arkheologicheskikh i etnograficheskikh issledovaniy [Integration of Archaeological and Ethnographic Research]. Nalchik; Omsk: Omsk State Pedagogical University. pp. 20-23.
26. Tomilov, N.A. (2003) Arkheologo-etnograficheskoe napravlenie v rossiyskoy nauke XVII-XX vv. [Archaeological and ethnographic school in Russia of the 17th - 20th centuries]. In: Sobolev, V.I. (ed.) Etnografo-arkheologicheskie kompleksy: problemy kul'tury i sotsiuma [Ethnographic and Archaeological Complexes: Problems of Culture and Society]. Vol. 6. Novosibirsk: Nauka. pp. 10-16.
27. Zhuk, A.V., Tikhonov, S.S. & Tomilov, N.A. (2003) Materialy k istorii arkheologo-etnograficheskikh issledovaniy v Sibiri v XX v. [Materials for the history of archaeological and ethnographic research in Siberia in the 20th century]. In: Sobolev, V.I. (ed.) Etnografo-arkheologicheskie kompleksy: problemy kul'tury i sotsiuma [Ethnographic and Archaeological Complexes: Problems of Culture and Society]. Vol. 6. Novosibirsk: Nauka. pp. 32-48.
28. Tomilov, N.A. (2017a) Istoriya arkheologo-etnograficheskikh issledovaniy v omskikh etnoarkheologicheskikh nauchnykh seriyakh [History of archaeological and ethnographic research in Omsk ethnoarchaeological scientific series]. Vestnik Omskogo universiteta. Ser. Istoricheskie nauki. 3. pp. 150-155.
29. Tomilov, N.A. (2017b) Tomsk in my fortune of historian. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya — Tomsk State University Journal of History. 48. pp. 100-103. (In Russian). DOI: 10.17223/19988613/48/16
30. Lukina, N.V. (ed.) (1994) Ocherki kul'turogeneza narodov Zapadnoy Sibiri [Essays on the Cultural Genesis of the Peoples of Western Siberia]. Tomsk: Tomsk State University.
31. Anon. (1994) Predislovie [Preface]. In: Pletneva, L.M. (ed.) Ocherki kul'turogeneza narodov Zapadnoy Sibiri [Essays on the Cultural Genesis of the Peoples of Western Siberia]. Vol. 1(1). Tomsk: Tomsk State University. pp. 5-11.
32. Seleznev, A.G. (2003) (Rets.). Ocherki kul'turogeneza narodov Zapadnoy Sibiri. - T. 4. Rasogenez korennogo naseleniya. - Tomsk: Izd-vo Tomsk. un-ta, 1998. - 354 s. [Review. Essays on the cultural genesis of the peoples of Western Siberia. - Vol. 4. Race genesis of the indigenous population. - Tomsk: Tomsk University Press, 1998. - 354 p.]. In: Sobolev, V.I. (ed.) Etnografo-arkheologicheskie kompleksy: problemy kul'tury i sotsiuma [Ethnographic and Archaeological Complexes: Problems of Culture and Society]. Vol. 6. Novosibirsk: Nauka. pp. 288-291.
33. Fatkulina, F.M. & Seleznev, A.G. (1999) (Rets.) O.M. Ryndina. Ornament. Tomsk, 1995. 640 s., il. [(Review) O.M. Ryndina. Ornamental Pattern. Tomsk, 1995. 640 p., ill.]. Etnograficheskoe obozrenie. 2. pp. 160-162.
34. Zakharova, I.V. & Tomilov, N.A. (2007) Etnograficheskie nauchnye tsentry Zapadnoy Sibiri serediny XIX — nachala XXI veka. Omskiy etnografiche-skiy tsentr [Ethnographic Scientific Centers of Western Siberia in the Mid-19th - Early 21st Century. The Omsk Ethnographic Center]. Omsk: Nauka.
35. Tataurov, S.F. (2009) Novye zashchity dissertatsiy v omskoy nauchno-issledovatel'skoy arkheologo-etnograficheskoy gruppe [New Dissertation Defenses in the Omsk Research Archaeological and Ethnographic Group]. In: Etnografo-arkheologicheskie kompleksy: problemy kul'tury i sotsiuma [Ethnographic and Archaeological Complexes: Problems of Culture and Society]. Vol. 11. Omsk: Nauka. pp. 297-300.
36. Tomilov, N.A. (1998a) Problema etnografo-arkheologicheskikh kompleksov v issledovaniyakh omskikh etnoarkheologov [The Problem of Ethnographic-Archaeological Complexes in the Research of Omsk Ethnoarchaeologists]. Etnograficheskoe obozrenie. 1. pp. 3-14.
37. Bogomolov, V.B., Viklund, K.B., Golovnev, A.V. et al. (2002) Voprosniki i programmy po etnoarkheologii dlya uchastnikov arkheologicheskikh i etnograficheskikh ekspeditsiy i studencheskikh praktik [Questionnaires and Programs on Ethnoarchaeology for Participants in Archaeological and Ethnographic Expeditions and Student Internships]. Omsk: Omsk State University.
38. Melnikova, O.M. (1998) Zametki o soderzhanii etnoarkheologii [Notes on the Contents of Ethnoarchaeology]. In: Integratsiya arkheologicheskikh i etnograficheskikh issledovaniy [Integration of Archaeological and Ethnographic Research]. Vol. 2. Omsk; St. Petersburg: Omsk State University. pp. 15-17.
39. Ilyushin, A.M. (1999) (Rets.) Tomilov N.A. Problemy etnicheskoy istorii (po materialam Zapadnoy Sibiri). Tomsk: Izd-vo Tomsk. un-ta, 1993. 222 s. [Tomilov N.A. Problems of ethnic history (based on materials from Western Siberia). Tomsk: Publishing house Tomsk. Univ., 1993. 222 p.]. In: Tomilov, N.A. (ed.) Etnografo-arkheologicheskie kompleksy: problemy kul'tury i sotsiuma [Ethnographic-Archaeological Complexes: Problems of Culture and Society]. Vol. 4. Novosibirsk: Nauka. pp. 226-232.
40. Burykin, A.A. (2003) (Rets.). Integratsiya arkheologicheskikh i etnograficheskikh issledovaniy: sbornik nauchnykh trudov / pod red. S.S. Tikhonova, N.A. Tomilova. - Omsk: Izd-vo Omsk. ped. un-ta, 1999. - 276 s. [Review. Integration of archaeological and ethnographic research: collection of scientific works / ed. S.S. Tikhonova, N.A. Tomilova. - Omsk: Omsk Publishing House. ped. University, 1999. - 276 p.]. In: Sobolev, V.I. (ed.) Etnografo-arkheologicheskie kompleksy: problemy kul'tury i sotsiuma [Ethnographic and Archaeological Complexes: Problems of Culture and Society]. Vol. 6. Novosibirsk: Nauka. pp. 286-287.
41. Matveev, A.V. (2006) Obzor publikatsiy serii "Etnografo-arkheologicheskie kompleksy: problemy kul'tury i sotsiuma" (1996-2002 gody) [Review of publications in the series "Ethnographic and Archaeological Complexes: Problems of Culture and Society" (1996-2002)]. In: Korusenko, M.A. (ed.) Etnografo-arkheologicheskie kompleksy: problemy kul'tury i sotsiuma [Ethnographic and Archaeological Complexes: Problems of Culture and Society]. Vol. 9. Omsk: Nauka. pp. 316-329.
42. Matyushchenko, V.I. (2009) 300 let istorii sibirskoy arkheologii [300 years of the history of Siberian archeology]. Omsk: Omsk State University.
43. Zhuk, A.V. (2011) N.A. Tomilov kak sistematik istorii etnoarkheologicheskogo napravleniya otechestvennoy nauki [N.A. Tomilov as a taxonomist of the history of the Russian ethnoarchaeological school]. In: Remnev, A.V. & Strunin, V.I. (eds) Etnograf kul'turolog, isto-rik... : k 70-letiyu professora Nikolaya Arkad'evicha Tomilova [Ethnographer, culturologist, historian...: On the 70th anniversary of Professor Nikolai Arkadyevich Tomilov]. Omsk: Nauka. pp. 254-262.
44. Konikov, B.A. (2016) Arkheologiya Omska: illyustrirovannaya entsiklopediya [Archaeology of Omsk: An illustrated encyclopedia]. Omsk: RELERO. pp. 93.
45. Korzun, V.P. & Mamontova, M.A. (2018) Spontaneous historiographers" in the regional intellectual landscape: V.I. Matyushenko and N.A. Tomilov.
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal. 436. pp. 151-158. (In Russian). DOI: 10.17223/15617793/436/18
46. Tomilov, N.A. (1998b) Problema etnografo-arkheologicheskikh kompleksov v issledovaniyakh omskikh etnoarkheologov [The problem of ethnographic and archaeological complexes in the research of Omsk ethnoarchaeologists]. Etnograficheskoe obozrenie. 1. pp. 3-14.
47. Tikhonov, S.S. (2014) Vvedenie [Introduction]. In: Berezhnova, M.L., Korusenko, S.N., Matveev, A.V., Tataurov, S.F. et al. Etnografo-arkheologicheskie kompleksy narodov Tarskogo Priirtysh'ya: prirodnaya sreda, etnosy, istochniki [Ethnographic and Archaeological Complexes of the Peoples of the Tara Irtysh Region: Natural Environment, Ethnic Groups, Sources]. Omsk: Nauka. pp. 9-26.
48. Berezhnova, M.L., Korusenko, S.N., Matveev, A.V., Tataurov, S.F. et al. (2014) Etnografo-arkheologicheskie kompleksy narodov Tarskogo Priirty-sh'ya: prirodnaya sreda, etnosy, istochniki [Ethnographic and Archaeological Complexes of the Peoples of the Tara Irtysh Region: Natural Environment, Ethnic Groups, Sources]. Omsk: Nauka.
49. Berezhnova, M.L., Korusenko, M.A., Polevodov, A.V., Tataurova, L.V. et al. (2016) Etnografo-arkheologicheskie kompleksy narodov Tarskogo Priir-tysh'ya: mogily, mogil'niki, pogrebal'nyy obryad i mir mertvykh v svete etnoarkheologicheskikh rabot [Ethnographic and archaeological complexes of the peoples of the Tara Irtysh region: Graves, barrows, burial rites and the world of the dead in light of ethnoarchaeological works]. Omsk: Nauka.
Сведения об авторе:
Томилов Николай Аркадьевич - доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Омской лаборатории археологии, этнографии и музееведения Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (Омск, Россия); профессор кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия). E-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author:
Tomilov Nikolay A. - Doctor of Historical Sciences, Professor, leading researcher at the Omsk Laboratory of Archaeology, Ethnography and Museology of the Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Omsk, Russian Federation); Professor of the Department of Ethnology, Anthropology, Archaeology and Museology of Omsk State University named after F.M. Dostoevsky (Omsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 19.02.2021; принята к публикации 01.07.2024 The article was submitted 19.02.2021; accepted for publication 01.07.2024