Научная статья на тему 'Этноархеологические исследования скотоводства казахского типа'

Этноархеологические исследования скотоводства казахского типа Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
153
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОАРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ / СКОТОВОДСТВО / САРГАТСАЯ КУЛЬТУРА / КАЗАХИ

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Поклонцев Александр С.

Представлены результаты этноархеологического исследования особенностей скотоводства и состава стада у казахов с целью сопоставления с данными по саргатской культуре. Полученные материалы могут использоваться при расчете погрешности состава стада у древнего населения и определении длительности обитания поселка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper is devoted to ethnoarchaeological investigation of cattle breeding among the Kazakh population. It presents results of ethnographic investigation regarding peculiarities of cattle breeding, as well as its faunistic composition. Certain work has been done to reveal distributional character of zoological remains through the Kazakh dwelling territory. Besides, the author determines several details regarding the diet of the Kazakh population. The obtained materials could be used to define calculation error of cattle stock composition.

Текст научной работы на тему «Этноархеологические исследования скотоводства казахского типа»

Этноархеологические исследования скотоводства казахского типаш

А. С. Поклонцев

The paper is devoted to ethnoarchaeological investigation of cattle breeding among the Kazakh population. It presents results of ethnographic investigation regarding peculiarities of cattle breeding, as well as its faunistic composition. Certain work has been done to reveal distributional character of zoological remains through the Kazakh dwelling territory. Besides, the author determines several details regarding the diet of the Kazakh population. The obtained materials could be used to define calculation error of cattle stock composition.

В ходе изучения зоологических материалов, получаемых при проведении археологических раскопок, возникает проблема, связанная с реконструкцией состава стада животных. Как правило, используется методика, которая опирается на количество особей [Кузьмина, 1986]. Считается, что одинаковое число костей овец и коров либо лошадей соответствует составу стада, в котором мелкого рогатого скота было в 2-3 раза меньше, чем крупного [Грязнов, 1957. С. 23]. При расчете количества особей в зависимости от количества фрагментов в большинстве случаев мы получаем сильно искаженные данные. Проблема в том, что костные остатки от разных животных имеют разные размеры, толщину, массу, плотность, а следовательно, и сохраняются не одинаково. Естественно, что более крупные фрагменты от массивных костей сохраняются лучше, чем мелкие. Кроме природных факторов, которые в масштабах, применяемых к археологическим памятникам, практически не оказывают влияния на долю крупных или мелких фрагментов костей, необходимо учитывать и иные, социальные факторы. Например, зависимость количества мелких фрагментов костей небольших животных от наличия собак в хозяйстве древнего человека. При использовании животных в пищу остатки, как правило, шли на корм собакам. И вероятно, кости от таких животных, как коза или овца, поедались ими в большей степени, чем кости коровы или лошади. Следовательно, возникает погрешность в расчете доли костей от крупных и мелких животных. Мы можем предполагать, что процент ошибки примерно одинаков, но только применительно к конкретной археологической культуре. Для выяснения ошибки целесообразно проводить этноархеологическое сравнение современного скотоводства со схожим древним (по ископаемым костям). Уже проводились работы [Косинцев, 2000. С. 187] с целью изучения состава стада и распределения остатков костей по территории поселения хантов. Мы исследуем погрешность расчета состава стада в хозяйстве населения саргатской культуры. Учитывая, что образ жизни и тип хозяйства саргатского населения весьма схож с образом жизни современных казахов, проживающих в отдаленных аулах, мы попытаемся вычислить эту погрешность, опираясь на результаты исследования скотоводства у казахов.

Проводя этноархеологическое исследование, мы получаем возможность вычислить погрешности в расчете состава стада, а также прояснить такие аспекты, как зависимость количества костей в культурном слое от времени функционирования поселения.

Для проведения этноархеологического исследования нами был выбран казахский аул, расположенный в 4 км западнее д. Липиха Упоровского района Тюменской области. В нем постоянно проживает казахская семья численностью от 5 до 7 человек. Основной вид хозяйства — скотоводство.

Для выяснения национальных традиций скотоводства проведен опрос членов семьи. Семья проживает здесь около 30 лет. В настоящее время, как и на протяжении всего времени проживания, имеют постоянный состав стада, в котором содержат 20 лошадей, 25 коров и быков и около 100 коз и овец.

Говоря о сезонности забоя животных, следует отметить, что в летний период используется преимущественно баранина или козлятина. В целом за лето забивают около 30-40 животных. Кроме того, как мелкий рогатый скот, так и лошадь забивают по праздникам. В зимний период питаются в основном мясом лошади, за зиму забивают 2-3 лошади. Крупного рогатого скота в пищу практически не употребляют, и держат коров исключительно для получения молока и на продажу. В пищу используют молодых овец в возрасте около года и полувзрослых лошадей — 2-3-х годовалом возрасте.

Помимо домашних животных употребляют в пищу и диких — лося, бобра, зайца, уток и гусей. Тем не менее охотятся немногие, рыболовство распространено повсеместно. Кроме того, в рационе казахов традиционно присутствуют свежие ягоды, но нет зелени и трав. В среднем на 1 человека приходится до 80 кг мяса в течение зимы.

При забое животное фиксируют в ременной петле на специальном приспособлении и перерезают горло. Животное разделывается исключительно ножом, и только в крайних случаях наиболее крупные кости перерубаются пополам. Традиционно кости не рубят, а варят целиком, но необходимо учитывать, что в некоторых случаях кости разбивают для извлечения костного мозга. В пищу используют практически все части тела и голову. Отметим, что при варке головы череп распадается на челюстной и мозговой отдел. Не едят только дистальные части конечностей.

Переходя к вопросу о содержании животных, отметим, что лошади могут пастись круглый год, так как могут тебеневать, особенно в бору, где снег менее плотный и нет наста. Коровы же тебеневать не могут, но овцы охотно следуют за лошадьми, разгребая уже разбитый лошадьми снег. В настоящее время животных держат на выпасах до ноября. Зимой их кормят сеном. Для пропитания 1 овцы в течение 4-5 зимних месяцев необходимо 5 центнеров сена, коровы — 40-50 центнеров, лошади — до 80 центнеров. В зимнее время животных содержат в обширных загонах, как открытых, так и закрытых.

При изучении расположения построек выяснено, что наибольшее количество костных фрагментов, располагавшихся на

поверхности земли, приурочены к жилым помещениям и хозяйственным постройкам. Максимальное содержание костного материала отмечено в местах содержания собак. Очевидно, это обусловлено тем, что после употребления мяса в пищу кости выбрасывались собакам. В результате от костей мелкого рогатого скота мало что остается, в основном это кости черепа, тогда как без остатка съесть кости коровы или лошади могут только очень крупные собаки. Часть несъеденных костей периодически убирается за пределы поселения, другая часть втаптывается в грунт. Как правило, это крупные кости конечностей, копыта, позвонки и черепа. Выбрасываемые кости не сжигают.

Говоря об утилизации шкур, отметим, что большинство казахских семей их никак не обрабатывает, и только изредка могут изготавливать из них конскую упряжь.

Для изучения зоологических материалов и закономерностей их накопления в почве были заложены два раскопа.

Раскоп 1 площадью 21 м2 был разбит в северо-восточном углу аула. Максимальная глубина раскопа составила 40 см, за исключением квадрата, где был обнаружен угол старой хозяйственной постройки, — 80 см. В ходе раскопок в этом квадрате был выявлен остеологический комплекс. Кроме того, обнаружен еще один комплекс и отдельные фрагменты, рассеянные по всей площади раскопа.

Таблица 1

Видовой состав с раскопа 1

Вид Поверхность 1-й горизонт 2-й горизонт Всего

Крупный рогатый скот 0 0 0 0

Лошадь 1 6 4 11

Мелкий рогатый скот 9 20 2 31

Лось 0 0 0 0

Птица 0 0 1 1

Всего 10 26 7 43

Примечание. Кроме того, имеются 10 неопределимых фрагментов.

Раскоп 2 площадью 12 м2 был заложен за оградой аула, в 1,5 м к северо-востоку от раскопа 1. Максимальная глубина раскопа — 40 см. Им планировалось вскрыть остатки хозяйственного сооружения, угол которого был зафиксирован в раскопе 1. Но при разборке горизонтов следов хозпостройки не обнаружено.

Переходя к анализу видового состава, мы видим, что присутствуют все основные виды домашних животных. Следует обратить особое внимание на большое количество фрагментов мелкого рогатого скота. Это обусловлено рядом причин, главная из которых — массовое употребление овец и коз (30-40 голов за лето). Кроме того, известно, что крупные кости животных попадали в почву в меньшем количестве, так как их убирали после обгладывания собаками. Поэтому, несмотря на то, что много фрагментов костей мелкого рогатого скота поедались собаками, в почву попадало большее их количество.

Таблица 2

Видовой состав с раскопа 2

Вид Поверхность 1-й горизонт 2-й горизонт Всего

Крупный рогатый скот 2 1 1 4

Лошадь 3 3 1 7

Мелкий рогатый скот 13 4 0 17

Лось 0 1 0 1

Всего 18 9 2 29

Примечание. Кроме того, были обнаружены 2 неопределимых фрагмента.

Таблица 3

Видовой состав с раскопов 1 и 2

Вид Раскоп 1 Раскоп 2 Всего

Крупный рогатый скот 0 4 4

Лошадь 11 7 18

Мелкий рогатый скот 31 17 48

Лось 0 1 1

Птица 1 0 1

Неопределимые 10 2 12

Всего 53 31 84

Кости крупного рогатого скота представлены практически только метаподиями, что указывает на забой и разделку туш животных только для продажи мяса.

Находки костей лося и птицы подтверждают полученные сведения об охоте.

Данные наблюдения позволяют произвести расчет погрешности состава стада, но поскольку полученный материал скуден, нет возможности получить достоверные результаты. В дальнейшем мы планируем продолжить работу, чтобы получить более многочисленный материал, который позволил бы произвести расчет коэффициентов.

Говоря о зависимости количества костного материала от времени обитания на поселении, мы получаем следующие результаты: в среднем в течение 10 лет в почве накапливалось около 30 костных фрагментов из расчета на 5-7 человек

на площади 33 м2.

Литература

Грязнов М. П. Этапы развития хозяйства скотоводческих племен Казахстана и Южной Сибири в эпоху бронзы // КСИЭ. 1967. Т. 26.

Косинцев П. А. Материалы к истории традиционной системы жизнеобеспечения юганских хантов // Болота и люди. Материалы Междунар. семинара «Болота и археология». М., 2000.

Кузьмина Е. Е. О некоторых археологических аспектах происхождения индоиранцев // Переднеазиатский сборник. М.: Наука, 1986. С. 204.

Тюмень, ИПОС СО РАН

[1] Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 01-06-80094а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.