Научная статья на тему 'Этно-региональные феномены процесса информатизации системы образования'

Этно-региональные феномены процесса информатизации системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шауцукова Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этно-региональные феномены процесса информатизации системы образования»

Л. ШАУЦУКОВА, доцент Кабардино-Балкарский государственный университет

Авторы аналитических исследований в области регионалистики отмечают, что в мире практически нет опыта этносоциального обустройства, подобного реализованному в новой и новейшей истории на Северном Кавказе. Никогда еще такому количеству малочисленных народов государством не обеспечивалось сохранение и развитие самоотличительности на всех уровнях материальной и духовной культуры. Всем этнотерриториальным образованиям обеспечен высокий уровень политической и культурной автономии, государственная поддержка профессионального и самодеятельного искусства, литературы и прочих форм культурного развития. Так называемые «русские» края и область российского Кавказа, несмотря на существенные экономические, этнические и культурные отличия, также являются неотъемлемыми составляющими уникального северокавказского социокультурного единства. Население региона в целом и национальные элиты уже почти полтора столетия принимают базовые культурные, социальные и правовые нормы российского государства, из чего следует безусловная принадлежность Северного Кавказа общероссийскому цивилизационному пространству.

Республика Кабардино-Балкария, будучи уникальным регионом со своим укладом, традициями и культурно-историческим наследием, является в то же время частью общероссийского и северокавказского социально-политического и образовательного пространства. Достаточно ограниченная свои-

Этно-региональные феномены процесса информатизации системы образования

ми возможностями для современного эффективного хозяйствования и занятости населения, она обладает мощным потенциалом — предприимчивым и конкурентноспособным населением, стремящимся к образованию и восприимчивым к инновациям.

Население Кабардино-Балкарии, составляющее по данным переписи 2002 г. более 900 тысяч человек, представлено 59 этническими группами: кабардинцами, балкарцами, русскими, осетинами, аварцами, армянами, грузинами, азербайджанцами, бурятами, евреями, корейцами, удмуртами, персами и др. Самобытные культуры этих этнических групп тесно переплетены друг с другом.

В настоящее время Кабардино-Балкария в целом уступает многим районам России по уровню социального, экономического развития и уровню жизни населения. Финансовое положение республики в целом неустойчивое. Приток иностранных инвестиций сдерживается отчасти нестабильностью в регионе, но в большей степени -неготовностью национальных элит к правовым партнерским отношениям в бизнесе. Поэтому главным фактором социально-экономического и культурного развития республики могут быть лишь внутренние ресурсы.

Сложившаяся в течение десятилетий хроническая трудоизбыточность в северокавказских республиках в последние годы приняла характер острейшего социального кризиса, связывающего в единый узел экономические, миграционные и политические пробле-

мы. Реальная безработица достигает в Кабардино-Балкарии 35% экономически активного населения (более чем втрое превышает средний показатель по РФ — 11,3%). Это одна из наиболее чрезвычайных социальных проблем.

Структура рынка занятости в Кабардино-Балкарии имеет свою специфику. Значительная часть безработных — молодежь и женщины, не имеющие достаточного уровня образования и профессиональной подготовки. Отхожий промысел не распространен. Отставание республики в темпе политических и экономических реформ, этатизм в выраженной консервативной форме [1] породили явление, имеющее серьезные последствия для экономики и общего социального положения — инверсию интеллектуального потенциала миграционных потоков. Если в доперестроечный период, когда в республику на постоянное жительство переезжали специалисты разных отраслей для работы в системе высшего и специального образования и на тогда создаваемых и растущих наукоемких производствах преимущественно приборостроительного профиля, эмиграция была незначительной и в основном непрофессиональной, то в последние годы наблюдается интенсивный отток в мегаполисы наиболее подготовленной, проявившей способности к высокопрофессиональному труду части молодежи.

Существенно изменился в последние годы рынок рабочей силы. Явственнее становится связь между занятостью и уровнем образования. Сегодня более 60% занятых имеют высшее и среднее профессиональное образование. Структурная перестройка экономики сопровождается созданием новых предприятий в сфере малого бизнеса и индивидуальной трудовой деятельности, не способных обеспечить занятость образованных и профессиональ-

но подготовленных работников. Наблюдается сокращение количества работников, занятых в производственной сфере с одновременным ростом их числа в сфере услуг. Продолжает увеличиваться число работников предприятий и организаций, осуществляющих информационно-вычислительное обслуживание.

Для развития региона недостаточно широко и интенсивно используются информационно-коммуникационные технологии. Сочетание сложной социально-экономической обстановки, недостаточного развития и слабого информационного наполнения телекоммуникационной инфраструктуры породило экономическую и социокультурную проблему «информационного неравенства», создало ситуацию, в результате которой основная масса населения оказалась неспособной извлекать преимущества из информационной деятельности. Ввиду того, что опыт и инструменты увеличения эффективности производства за счет применения ИКТ в регион практически не переносятся, в нем не используются реальные возможности для развития, в том числе для сохранения и приумножения образовательного потенциала.

При наблюдаемом увеличении числа занятых в сфере услуг вполне возможна подготовка специалистов по новым специальностям и формам обучения. Развитие средств коммуникации позволит успешно применить технологии открытого образования. В частности, для Кабардино-Балкарии это направление поможет компенсировать недостаток информационного обеспечения образования в труднодоступных горных районах республики.

Общая характеристика образовательного и научного потенциала республики может быть отражена в следующих цифрах. В 2002/2003 учебном году в КБР работало 275 школ (около

150 тысяч учащихся). Из них: средних 248, неполных 5, начальных 12, лицеев и гимназий 10. Имеется также незначительное количество негосударственных общеобразовательных школ. В городах расположено 74 школы (27%), в сельской местности 176 национальных и 25 русскоязычных школ (в так называемых «русских» районах республики). Современной компьютерной мультимедийной техникой класса РепИитЗ оснащены все средние школы республики. В каждом административном районе имеются центры информационных технологий. Оснащенность школ компьютерной техникой — 60-70 учащихся на один компьютер. Во всех школах компьютеры объединены в локальную сеть. Такое положение дел сложилось только в 2002 г., когда по президентской программе компьютеризации сельских школ в республику было поставлено 488 компьютеров и примерно 1400 было закуплено местными властями и спонсорами.

Таким образом, оснащение сельских школ компьютерами по текущим меркам следует считать достаточно хорошим, хотя и не отвечающим современным требованиям. Для сравнения — в ряде национальных докладов, представленных на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» (1-5 июля 1996 г., Москва), назывались как приемлемые цифры — не более 10 учащихся на один компьютер.

К началу 2001/2002 учебного года в общеобразовательных учреждениях республики насчитывалось более 10 тыс. учителей, 11% из которых достигли пенсионного возраста. Учителей не хватает практически по всем школьным дисциплинам, особенно в сельских школах. Учителей информатики в республике всего 258 (в городских школах 90). Из них: высшей категории З1 (14 в городах, 17 в районах), первой категории - 49 (29 в городах, 20 в районах),

второй категории - 78 (48 в городах, З9 в районах). Примерно половина сельских учителей информатики не имеет полной нагрузки по своему основному предмету, следовательно, не имеет стимулов для профессионального роста, что отрицательно сказывается на качестве их труда. Снижение качества образования на селе стало особенно заметно в связи с подъемом городского школьного образования, развитием в городах гимназий и лицеев, тесным сотрудничеством вузов с общеобразовательными школами. Поступление сельских ребят в высшие учебные заведения превратилось в настоящую проблему [2].

В последние десятилетия в КБР, как и по всей Российской Федерации, школьное образование утратило свое прежнее единообразие. Успешно функционируют школы-лицеи, гимназии, комплексы школа-детский сад, школы с углубленным изучением отдельных предметов, что способствует дифференциации образовательных программ в соответствии с наклонностями и способностями учащихся. Повсеместно намечается переход на активные, развивающие системы обучения, создаются условия для вариативных форм образования, свободного выбора путей, форм и профилей обучения.

В Кабардино-Балкарии функционируют три государственных высших учебных заведения — университет, сельхозакадемия, Северо-Кавказский институт культуры и 12 негосударственных высших учебных заведений, большинство из которых действуют как филиалы и представительства. Обучение в них платное. В трех государственных вузах на начало 2001/2002 учебного года обучалось около 15 тыс. студентов, из которых примерно 10 тыс. — на дневных отделениях.

Самым крупным образовательным учреждением является Кабардино-Бал-

карский государственный университет (КБГУ). В структуре университета 10 факультетов, 2 института, 2 отделения, 4 колледжа, 2 техникума и один Институт повышения квалификации работников образования. Университет ведет подготовку по 22 специальностям. Для руководства университета, при всей восприимчивости к прогрессивным формам образовательной деятельности, характерно осторожное отношение к инновациям непосредственно в учебном процессе.

В январе 1998 года в КБГУ был открыт университетский центр Интернет, состоящий из Web-лаборатории, центра управления сетью и 5 классов открытого доступа на 107 рабочих мест. Центр Интернет является одним из центров открытого доступа, которые открылись в классических университетах России в рамках совместной программы Правительства Российской Федерации и Института Открытое Общество (Фонд Сороса). Он обеспечивает свободный доступ в Интернет студентам, аспирантам и сотрудникам университета, а также представителям науки, образования и культуры. В настоящее время в КБГУ имеется 12 классов открытого доступа, объединенных в единую сеть с использованием современных сетевых решений. В каждом классе работает методист-консультант, который помогает новичкам осваивать работу по поиску информации в Интернет. В целях скорейшего обучения как можно большего количества преподавателей и студентов организованы постоянно действующие курсы по первоначальной подготовке. В классах открытого доступа регулярно проводятся экскурсии для школьников, в том числе из сельских школ, во время которых они знакомятся с возможностями поиска информации через Интернет.

Для преподавателей университета, выходящих в Интернет со своих до-

машних компьютеров, реализован режим dial-up. Однако информационные технологии используются в вузах далеко не в полной мере, а квалифицированные специалисты, активно применяющие Интернет в профессиональной деятельности, составляют очень небольшую долю пользователей.

Созданный в Центре Интернет Web-сервер (http://www.kbsu.ru), в котором отражена практически вся структура университета, пока является достаточно традиционным и малосодержательным. Поддерживается и региональный Web-сервер (http:// www.nalnet.ru), на котором научная, культурная и образовательная информация о регионе представлена крайне скудно, что приводит к тому, что у значительной части подростковой аудитории республики вырабатывается представление об Интернете как о чем-то несерьезном, чисто развлекательном, в то время как сеть предоставляет неисчерпаемое многообразие информационных ресурсов, которое можно использовать для развития у молодого поколения духовных и культурных ценностей, установления человеческих контактов и плодотворного диалога с жителями других стран и регионов.

В настоящее время на базе университетской сети разрабатывается проект создания региональной сети, направленный на формирование единого информационного пространства в Кабардино-Балкарии для сфер образования, науки, культуры, здравоохранения и обеспечение доступа к информационным ресурсам сети Интернет как можно большего, широкого круга населения. Магистральную связь между республикой и другими экономическими регионами России обеспечивает спутниковый сегмент федеральной университетской компьютерной сети России RUNNet, предназначенный для создания единого информационного

пространства учреждений образования и науки Российской Федерации и его интеграции в мировое информационное сообщество. В Кабардино-Балкарском сегменте сети RUNNet функционируют волоконно-оптические линии связи, используются выделенные телефонные линии. Таким образом, в регионе имеется телекоммуникационная среда научно-образовательных организаций как транспортная основа для образовательных информационных потоков и сложились предпосылки для создания целостной информационной инфраструктуры образования. Налицо возможность интеграции в мировое информационное пространство, технологическая, кадровая, организационная готовность образовательных учреждений к подобной интеграции и поддержка вертикальных структур.

Важным и своевременным событием стало открытие в марте 200З г. в Нальчике Кабардино-Балкарского регионального центра Федерации Интернет-образования, задачей которого является обучение в короткие сроки всех учителей школ пользованию современными технологиями в своей педагогической деятельности. Правительство республики планирует самостоятельно построить еще несколько центров, подобных уже действующему, и использовать методики обучения, разработанные специалистами ФИО.

Интеллектуальный ресурс высшей школы КБР составляет основу научно-технического потенциала республики, обеспечивает его интеграцию в мировое образовательное и научное пространство в интересах социального и экономического развития региона. В республике имеется Кабардино-Балкарский научный центр РАН.

Большие сдвиги произошли в области интеграции высшего и среднего образования. Оба этих звена непре-

рывного образования, решая взаимосвязанные задачи, объединяют свои усилия и разработки по выстраиванию обновленной системы образования на единой информационной и методологической платформе и на согласованной, органически слитной системе кадрового обеспечения, руководствуясь при этом следующими принципами [З]:

• невмешательства во внутренние процессы информатизации отдельных субъектов образовательного процесса региона;

• корректного и этичного отношения к работам, выполняемым отдельными учреждениями образования по информатизации образования региона;

• корпоративного, дружественного решения проблем по созданию и развитию единого информационного образовательного пространства с использованием принципов демократической и открытой системы;

• осуществления деятельности субъектов образовательного процесса на основе утвержденных республиканских программ при строгом контроле и экспертизе ее результатов.

В системе образования реализуется модель этнополитики, основой которой является политическое единство, этнокультурное многообразие и баланс интересов всех заинтересованных сторон. В соответствии с этой моделью каждый гражданин должен иметь не только право, но и возможность по своему усмотрению решать проблемы самоидентификации — национальной, этнической, культурной, языковой и т.д.

Этнолингвистические особенности региона, в котором одновременно действуют три государственных языка (кабардинский, балкарский и русский), обязательно должны приниматься во внимание при разработке региональных концепций развития образования и создании новых эф-

фективных методик обучения, в том числе на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Литература

1. Тхагапсоев Х.Г. Этноэтатизм как инобытие российского федерализма //На-

учная мысль Кавказа. - 2002. - №3. -С. 25-34.

2. Аккиева С.И. Кабардино-Балкарская

Республика. Модель этнологического мониторинга. - М., 1998.

3. Концепция системной интеграции инфор-

мационных технологий в высшей школе. - М., 1993.

Гг -^

АССОЦИАЦИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ THE RUSSIAN ASSOCIATION FOR ENGINEERING EDUCATION

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ TOMSK POLYTECHNIC UNIVERSITY

Ассоциация инженерного образования России приступила к формированию второго номера журнала «Инженерное образование». Проблематика подготавливаемого номера журнала ориентирована на вопросы становления и развития в России инновационных университетов, инновационного образования, элитной подготовки специалистов в области техники и технологии.

Редакция принимает статьи посвященные определению, критериям и моделям инновационного (исследовательского, академического, предпринимательского) университета, механизмам и организационным моделям преобразования (трансформации традиционного университета в инновационный университет, развитию инновационного менеджмента, инновационной инфраструктуры, фандрейзингу (мобилизации капитала) в университете, проблемам управления и использования интеллектуальных ресурсов университета, взаимоотношений внешней среды и университета в современных условиях.

Принимаются статьи по инновационному образованию, моделям, содержанию и технологиям инновационного образования, опыту формирования инновационных образовательных программ и подготовки специалистов для инновационной деятельности в научно-технической и промышленной сфере.

Требования к статьям: текст статьи в Word без особых выделенных элементов, фотографии, графики, схемы и т.д. должны быть не ниже 300 dpi в формате TIF.

Структура статьи: название статьи, фамилия и инициалы авторов с указанием организации, электронной почты, автореферат статьи 300-500 знаков, текст статьи, литература.

Авторы должны в обязательном порядке представить в редакцию свою цветную фотографию размером 3x4 (не ниже 300 dpi в формате TIF) и краткие данные с указанием фамилии, имени, отчества, места работы, должности, ученой степени и звания, почетных степеней, адреса, телефона, факса, электронной почты и другие сведения, которые автор считает важными. На основе этих данных в журнале формируется раздел «Наши авторы».

Кроме того, авторы представляют в редакцию на английском языке название статьи, фамилии, инициалы авторов, место работы, адрес электронной почты и автореферат статьи.

Статьи для опубликования в журнале и все требуемые материалы принимаются только по электронной почте по адресу: lika@cc.tpu.edu.ru до 1 декабря 2003 года.

По всем вопросам обращаться к Аграновичу Борису Львовичу, ответственному секретарю журнала, тел. (3822) 421-502, 591508, факс (3822) 420763, E-mail: abl@cc.tpu.edu.ru, Новиковой Альбине Анасовне, ведущему специалисту информационно-аналитического отдела Ассоциации инженерного образования, тел./факс: (3822) 420763, E-mail: lika@cc.tpu.edu.ru.

Редакционная коллегия журнала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.