Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование в КБР: проблемы становления и функционирования'

Дополнительное профессиональное образование в КБР: проблемы становления и функционирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование в КБР: проблемы становления и функционирования»

ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Дополнительное профессиональное образование в КБР: проблемы смноікниї і фінкиміровмиї

Н.А. Шаожева*

В систему непрерывного образования входит дополнительное профессиональное образование, которое является неотъемлемой частью политики, проводимой руководством страны в области образования.

Система дополнительного профессионального образования включает в себя несколько звеньев. Это:

- дополнительное образование детей, начиная с дошкольного;

- дополнительное образование в сфере высшего образования;

- подготовка и переподготовка кадров в различных сферах народного хозяйства.

Учреждения дополнительного образования детей наряду с общеобразовательными учреждениями являются важным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей. В 60-е годы вопросами дополнительного образования в республике ведало Министерство просвещения КБАССР, органы народного образования и Исполком Нальчикского городского Совета. Именно в это время началась активная работа по развитию учреждений республики, занимающихся дополнительным образованием детей. Первоначально эта сфера выражалась в клубной работе. Клубы, как правило, находились по месту жительства и назывались детскими комнатами. Они должны были быть в каждом районе города и села. Для примера приведем один документ, из которого видно, насколько важным было дело создания общей системы дополнительного или внешкольного образования детей, так как именно она в конечном итоге могла решить вопросы асоциального поведения подростков. Подлинная проблема детской беспризорности скрывалась в нерациональной организации досуговой деятельности каникулярного времени. Поэтому органами государственной власти всех уровней и органами местного самоуправления принимались меры по усилению педагогического влияния на детей и подростков, повышению их занятости. Для наглядности приведем в качестве примера решение Исполкома Нальчикского городского Совета депутатов трудящихся КБАССР за № 276 от 20 апреля 1973 года

«О выделении помещения под детскую комнату в доме № 335 по ул.Кирова»:

«Учитывая, что на территории ЖЭК № 3 нет ни одного внешкольного учреждения для организации внеклассной работы с детьми по месту жительства

Исполком городского Совета решает:

1. Обязать отдел по учету и распределению жилья переселить семью А.Д. Буракова с составом из 4-х человек, проживающих по ул. Кирова 335 кв. 6 в дом по ул. Октябрьской 91 кв. 76.

2. Освободившуюся квартиру по ул. Кирова 335 передать ЖЭКу № 3 для организации работы с детьми по месту жительства»[1].

Согласно решению Исполкома городского Совета депутатов трудящихся КБАССР и Постановлению Совета Министров КБАССР, с 1962 по 1972 годы были открыты: республиканская и городская станции юных техников, станция юных натуралистов, детская экскурсионно-туристическая станция, городской и республиканский Дома пионеров и детские спортивные школы[2].

И в последующие годы Министерство Просвещения КБАССР, органы народного образования проводили определенную работу по развитию детского технического творчества. В городах и районах республики стало больше уделяться внимания расширению отделов техники районных и городских Домов пионеров. В 1980 году был построен Республиканский Дворец пионеров и школьников.

Все большее распространение в работе с детьми и подростками в общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях приобретали кружки начального моделирования. В соответствии с требованиями реформы о введении всеобщей компьютерной грамотности в начале 80-х годов во внешкольных учреждениях были открыты кружки конструирования робототехники, изучения основ ЭВМ, автоматики и телемеханики, электроники.

За 70 лет становления и развития (внешкольного) дополнительного образования детей сеть учреждений дополнительного образования в республике существенно увеличилась, что способствовало в свою очередь росту количества детей,

* Н.А. Шаожева - к. и. н., старший напучный сотрудник Института гуманитарных исследовании КБНЦ РАН (г.Нальчик).

ВЕСТНИК №і

ВЛАДИКАВКАЗСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА

18

ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

занятых организованной досуговой деятельностью по интересам.

Профессиональная переподготовка специалистов является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования и реализуется по соответствующим программам дополнительного образования. Сегодня остро ощущается дефицит профессиональных знаний и навыков у директоров предприятий, руководителей подразделений, специалистов кадровых служб, государственных служащих, представителей бизнеса и предпринимательства. Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологий, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности [3].

Проблема педагогических кадров, их квалификация являлась острейшей проблемой в системе образования. Повышение квалификации учителей осуществлялось через систему курсов и семинаров, которые организовывал Республиканский институт усовершенствования учителей. Чтобы понять объемы проводимой в республике работы по подготовке и переподготовке кадров в системе образования, приведем некоторые цифры. С 1959 по 1960 год такими курсами и семинарами было охвачено 5 052 учителя, примерно 70 % [4].

Повышение образовательного уровня учителя проходило, как правило, путем заочного обучения.

Институтом усовершенствования учителей (в дальнейшем - ИУУ) был принят ряд мер: изучалась эффективность новых учебных планов и проектов программ для всех типов школ, оказывалась методическая помощь [4].

Для работы на этих курсах широко привлекались преподавательские силы КБГУ, вечернего института марксизма-ленинизма, инженеры, агрономы, мастера производства, лучшие учителя городских и сельских школ. Лекции читались по заявкам районных методкабинетов в школах, на собраниях учителей.

В 1962 году при ИУУ был открыт очно-заочный университет педагогических знаний для руководящих работников народного образования, который был призван охватить директоров средних школ [5]. Всего должен был пройти курсы повышения квалификации 61 директор.

На сегодняшний день Институт усовершенствования учителей, переименованный в Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования КБГУ, является основным учебно-научным и методическим центром, на базе которого проводится повышение квалификации и профессиональной переподготовки работников общего образования.

Дополнительное профессиональное образование, включающее подготовку и переподготовку специалистов разных уровней и специальностей, переживало подъем до 1985 года, затем последовало сокращение числа обучающихся [6]. В це-

ТОН 10

ВЕСТНИК №1

ВЛАДИКАВКАЗСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТР« 2 0 10

лом система дополнительного профобразования регулировалась межведомственным советом и Министерством высшего и среднего специального образования СССР. Основная задача его заключалась в том, чтобы привести кадровый состав в соответствие с современным уровнем производства, науки и техники.

Повышение квалификации и переподготовка специалистов осуществлялась и осуществляется в специализированных ведомственных институтах повышения квалификации, их филиалах при вузах, курсах при министерствах. Периодичность обучения устанавливалась централизованно: 1 раз в 56 лет.

До 1985 года централизованное планирование численности обучающихся, определение целей, задач, выработка требований осуществлялась вышестоящими органами управления - соответствующими министерствами и ведомствами. Контроль за деятельностью учебных заведений, занимающихся подготовкой и переподготовкой специалистов разного уровня проходил посредством аттестации и инспектирования со стороны этих министерств и ведомств. В силу этого учебные заведения сами диктовали планы и направления обучения предприятиям, организациям, не учитывая потребностей последних.

Все эти моменты, а также отсутствие связи между повышением квалификации, переподготовкой специалиста и оплатой его труда, должностными перемещениями привело к бюрократизации процесса образования, отсутствию заинтересованности со стороны предприятий и организаций и работников в дополнительном профессиональном образовании [6, с. 435]. В учебные заведения стали направлять тех, которые были в наименьшей степени нужны в данный момент тому или иному учреждению или производству.

Со второй половины 80-х годов произошла децентрализация управления и планирования, расширились права учебных заведений, и возросла их ответственность за результаты обучения. Между учебными заведениями и предприятиями были введены хозрасчетные отношения. Плата за обучение стала производиться не из централизованных фондов, а из фондов развития производства по договорам за каждого обучающегося. Это поставило структуру учебного плана, режим занятий, характер специализаций в зависимость от заказчика.

С 90-х годов со стороны государства делаются попытки заинтересовать работников в повышении профессиональной компетенции посредством увязывания должностных перемещений с результатами обучения в системе дополнительного профессионального образования. При этом используются единые периодические квалификационные аттестации работников госпредприятий, государственных служащих и руководителей подразделений.

За 1960-1980 гг. общее число прошедших обучение в системе дополнительного профессионального образования возросло в 4 раза, за 1980-1990 гг. сократилось в 3 раза. При этом число повысивших квалификацию в 1960-1980 гг

ШАОЖЕВА НА. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ... |ф

возросло в 5 раз, а за 1980-1990 сократилось в 3,6 раза [6, с. 436]. Эти данные касаются работы системы дополнительного образования в целом по России. Но учитывая тот факт, что в Госкомстат РФ направляются сведения со всех регионов страны, в том числе и из Кабардино-Балкарии, мы можем по ним выявить тенденции функционирования системы дополнительного профессионального образования в динамике по КбР.

В настоящее время реализацией программ дополнительного профессионального образования занимаются соответствующие структурные подразделения. Это Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (МРЦПК КБГУ), Институт повышения и переподготовки работников образования (ИПК и ПРО КБГУ), факультет повышения квалификации преподавателей средних и высших учебных заведений (ФПК), учебно-методический центр подготовки и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров, центр Интернет, центр вузовской подготовки учащихся. Они проводят соответствующую работу по определению потребностей рынка труда для планирования повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

За последние 5 лет внутривузовское повышение квалификации на факультете повышения квалификации КБГУ прошли 515 сотрудников. Ежегодный план приема на факультет повышения квалификации КБГУ с 2001 года составляет 125 человек (20 % от общего числа научно-педагогических кадров), и он успешно выполняется.

За последнее время в университете активизировались и другие формы повышения квалификации: стажировка, творческий отпуск, перевод на должность научного сотрудника сроком на 2 года, краткосрочный и длительный (до года) отпуск для работы над монографией, работа над кандидатскими и докторскими диссертациями через аспирантуру, докторантуру и соискательство. Образование университетского комплекса на базе КБГУ дало толчок к активизации повышения квалификации сотрудников колледжей и ИПК и ПРО КБГУ. Если до интеграции (ИПК и ПРО был интегрирован в состав университетского комплекса на базе КБГУ) научной деятельностью в них занимались единицы, то в настоящее время свыше 50 сотрудников ИПК и ПРО и колледжей КБГУ являются аспирантами заочной формы обучения или соискателями.

Отраслевой институт повышения квалификации для сферы агропромышленного комплекса

действует на базе Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии, он был создан в 1994 году как ее структурное подразделение. Институт вобрал в себя функции ранее упраздненной школы управления АПК. За период своего функционирования отраслевым институтом была проделана большая работа по реализации дополнительных программ и послевузовского профессионального образования. Организованы и проводятся курсы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов и целевому обучению [7].

На сегодняшний день правом оказывать услуги в сфере дополнительного профессионального образования, ведения профессионально общественной аттестации, аккредитации дополнительного профессионального образования наделены и коммерческие структуры. К ним относятся хозрасчетные учебные заведения и учебно-информационные самоокупающиеся центры, платные краткосрочные курсы узкого профиля (изучение налоговой политики, менеджмента, маркетинга и т.д.). Это очень важный момент в деле повышения качества реализуемых профессиональных образовательных программ и привлечения внебюджетных источников финансирования в сферу дополнительного образования.

Высшее базовое профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование - это инварианты различного порядка. Существует противоречие между природой организации учебного процесса для фундаментального образования и быстро изменяющимися потребностями повышения квалификации специалистов-практиков: практикам нужна быстрая реакция на их сегодняшние конкретные проблемы, а вузы нацелены на шлифовку методов обучения основополагающим знаниям по предмету. Вуз дает классическое предметное образование. Поэтому научные центры призваны давать оперативные информационно-аналитические знания специалистам-прак-тикам. Преимущества научных центров связаны с возможностями использования собственной научно-методической базы и интеллектуального потенциала вузов, а также опыта спе-циалистов-практиков. Объединение опыта практиков с методическими разработками способствует формированию оптимального баланса между теоретическими знаниями и реальными практическими навыками, получаемыми при обучении.

Литература

1. Центральный государственный архив (ЦГА) Кабардино-Балкарской республики Ф. Р-23. оп. 4. ед. хр. 10. л. 470.

2. ЦГА КБР Ф. Р-1025. оп. 4. ед. хр. 56.

3. Положение «О порядке и условиях профессиональной подготовки специалистов».

4. ЦГА КБР Ф. Р-16. оп.5. ед. хр. 10. л. 66.

5. ЦГА КБР Ф. Р-16. оп. 3. ед. хр. 1. л. 189.

6. Тенденции социокультурного развития России. 19601990 гг. - М., 1996. С.434.

7. Фиапшев Б.Х. Сельскохозяйственные образовательные учреждения Кабардино-Балкарской республики. История, современность, развитие. - Майкоп, 2001. С. 291292.

ВЕСТНИК

ВЛАДИКАВКАЗСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.