Научная статья на тему 'Этно-философские основы формирования валеологической культуры в учреждении НПО (на примере пту-11 г. Якутска)'

Этно-философские основы формирования валеологической культуры в учреждении НПО (на примере пту-11 г. Якутска) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этно-философские основы формирования валеологической культуры в учреждении НПО (на примере пту-11 г. Якутска)»

спективы деятельности локальной образовательной системы по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства. Материалы городской научнопрактической конференции / В. С. Быков. — Челябинск, 1998. - 152 с.

7. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В, К. Ви-лгонас - М., 1990. - 283 с.

8. Жернов, В. И. Проблемы формирования профессионально-педагогической направленности личности студента / В. И. Жернов. - Магнитогорск, 1995. - 111 с.

9. Зайцев, Г. К. Здоровье школьников и учителей. Опыт валеологического исследования / Г. К. Зайцев. - СПб., 1995. - 54 с.

10. Зайцев, Г. К., Колбанов, В. В., Колесникова, М, Г. Педагогика здоровья. Образовательные программы по валеологии / Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, М. Г. Колесникова. - СПб., 1994. - 78 с.

11. Соловьев, Г. М. Здоровье сберегающие технологии в системе общего образования Ставропольского края / Г. М. Соловьев — Ставрополь, 2003. - 496 с.

12. Калмыкова, 3. И. Педагогика гуманизма (Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология) / 3. И. Калмыкова, — М., 1990. №6, С. 79.

13. Катайцева, Н. А. Формирование готовности студентов педагогических вузов к аналитической деятельности / Катайцева, Н. А. Автореф. дис...канд. пед. наук. - Курган, 1997. - 23с.

14. Пидкасистын, П. И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П. И. Пидкасистый — М., 1998, - 640 с.

15. Сериков, Г. Н. Образование: аспекты системного отражения / Г. Н. Сериков. - Курган, 1997. - 464 с.

16. Сериков, Г. Н., Сериков, С. Г. Здоровьесбережение в гуманном образовании: Монография / Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков. - Екатеринбург-Челябинск, 1999. -242с.

17. Хакхаузен, X. Мотивация и деятельность / X. Хакхаузен. - М., 1986. - 392с.

УДК 371

С. Н. Лопарева

ЭТНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УЧРЕЖДЕНИИ НПО (НА ПРИМЕРЕ ПТУ-11 Г. ЯКУТСКА)

Валеологическая культура личности трактуется в отечественной и зарубежной философии (Б. Г. Ананьев, Н. А. Бердяев, Им. Кант, В. П. Зинченко, В. С. Соловьев, В. Франкл, Э. Фромм) как один из высших человеческих инстинктов, компенсирующий снижающееся с возрастом удовлетворение реальной потребности индивида во владении своим телом и сознанием, формировании и сохранении позитивной окружающей и социальной среды с помощью создания символического пространства - мира культуры.

В ходе решения проблем исследования автору потребовалось уточнить содержание понятий «валеологическая культура» и «культура здорового образа жизни». Так, философы, исследующие деятельностный подход в социально-гуманистических науках (Г. С. Батищев, Л. П. Буева, Э. С. Марка-рян, Э. Г. Юдин и др.) утверждают, что созидательный и активный характер человека, возможность быть сознательным творцом своего бытия основываются среди прочих значимых компонентов на достижении состояния духовного и физического здоровья. К. А. Абульханова-Славская отмечает, что труд и деятельность по формированию собственного гармонично развитого тела и духовного мира являются самым эффективным условием формирования и развития личности (особенно на уровне подростка), способствуют ее свободной ориентации в различных видах жизнедеятельности, оптимальной адаптации к новым жизненным ситуациям.

В процессе формирования культуры ЗОЖ возрастает степень свободы личности, ее власть над природой и обществом. П. С. Гуревич отводит здоровью место идеального связующего между вечными устремлениями человеческого духа и реалиями земного существования. Б. Г. Ананьев классифицирует культуру ЗОЖ как «область содружества поколений, определяемую сознательным стремлением человечества преодолеть ограниченность своего временного и физического существования» [4,7].

В сфере философии образования валеологическая культура осмысляется как процесс овладения богатствами человеческой культуры с помощью здоровье сберегающих средств и валеологических идеалов (В. К. Бальсе-вич, В. П. Беспалько, Б. М. Бим-Бад, В. С, Библер, Б. С. Гершунский, М. Я. Виленский, В. П. Зинченко, В. П. Филин и др.). Автор разделяет концептуальные построения Г. А. Праздникова и предлагает в качестве рабочей для данной статьи дефиницию «валеологическая культура - как система формирования, накопления и преумножения психического и социвалъного здоровья. у представителей конкретной группы населения через систему теоретических и практических знаний, умений, ценностей, идеалов и технологий самооздоровления» [4, с. 11].

Культура здорового образа жизни - как более практикоориентированное понятие - трактуется Н. С. Шкурко как система формирования физического, психического и социального здоровья личности посредством педагогически целесообразного образовательного процесса, разработанного в соответствие с физиологическими, психолого-педагогическими, этнокультурными характеристиками. В узком смысле культура здорового образа жизни обозначает усвоение культурных, норм, ценностей и моделей здоровьесберегающего поведения развивающейся личностью; в широком — культура здорового образа жизни понимается как процесс, не ограничивающийся периодом ученичества и включающий в себя этапы усвоения культурного наследия в сфере здоровьесбережения и физического совершенствования индивида в любом возрасте [5, с. 72].

В промышленно развитых странах Европы одной из приоритетных задач образовательных учреждений начальной системы профтехобразования является формирование культуры ЗОЖ как элемента общей культуры и социальной адаптации в рыночно - ориентированном обществе. В РФ серьезные концептуальные походы к формированию культуры ЗОЖ в образовательных учреждениях появились на рубеже 80-90-х гг. (М. В. Виленский, Г. К.Зайцев, В. В. Колбанов, Л. Г. Татарникова, Е. В. Ткаченко и др.). Отечественные педагоги - исследователи и практики, занимающиеся валеологи-ческой проблематикой, придерживаются различных подходов: гигиенический подход, информационно-синергетический подход (Л. Г. Татарникова), социально- адаптивный подход (Е. А. Ямбург), социально-программированный подход (Е. В. Ткаченко), потребностно-информационый (Г. К. Зайцев. В. В. Колбанов).

Разработки специалистов Западной Европы и США отличаются четко выраженной антинаркотической направленностью и дифференцированы на пакеты подпрограмм, охватывающих конкретные социальные группы и страты. Характерной особенностью зарубежных программ и концепций выступает практикоориентированный характер и создание ситуации успеха (непременный расчет на активную социально-психологическую поддержку ближайшего окружения клиента). Отечественным программам, напротив, более свойственен концептуальный подход. Педагогические технологии формирования культуры здорового образа жизни относятся к воспитательным технологиям первого поколения, слабо дифференцированы, имеют существенные трудности при тиражировании. Анализ популярных технологий здоровьесбережения в РФ показывает преобладание педагогических технологий первого (концептуального) и третьего (частно- предметного) уровней [2, с. 19].

Как «индикатор устойчивого развития нации», специфический показатель качества отечественной системы образования, здоровье подростков, приходящих на учебу в учреждения начального профессионального образования, вызывает справедливые замечания. В работах российских (Ю. А. Андреев, Г. Л. Апанасенко, Ю. П. Лисицин, В. В. Колбанов, В. П. Петленко, Е. В. Ткаченко и др.) и якутских ученых (У. А. Винокурова, Л. В. Куйда, П. Г. Петрова, 3. Н. Оегостурова) фиксируется неуклонное ухудшение здоровья учащихся РФ в течение последнего десятилетия. Так, число здоровых выпускниц российских школ уменьшилось в 4 раза (с 26,3% до 6,3%), почти треть юношей не годится для армейской службы. Если в якутской народной педагогике возраст 13-19 лет считался особенно благоприятным для накопления здоровья и культуры поведения, то в современной ситуации у учащихся 13-16 лет активно формируется разрушительный тип поведения, негативное отношение к сохранению и приумножению собственного здоровья, здоровья своих близких.

Наиболее значимыми компонентами в процессе формирования валеоло-

гической культуры личности учащегося НПО выступают: формирование и закрепление ценности здоровья, развитие потребностей учащихся в ведении ЗОЖ как необходимого условия профессиональной и жизненной карьеры, профессиональная компетентность руководителей и ИПК в области формирования валеологической культуры и применения здоровьесберегающих технологий. Обработка анкет педагогов и мастеров профтехобразования ряда учреждений НПО РС(Я) РАО (2002-2005 гг.) зафиксировала низкий уровень практикоориентированных знаний и прикладных умений по здоровь-есбережению среди инженерно- преподавательского состава: 65% педагогов и мастеров профтехучилищ из 125 анкетируемых признают важность формирования у учащихся основ валеологической культуры, обучения учащихся методикам и технологиям здоровьесбережения, но только 16,2% владеют (по их мнению) практическими умениями.

Российские ученые и специалисты в области педагогического менеджмента (В. П. Зинченко, Н. С. Розов, Е. В. Ткаченко, В. С. Швырев) утверждают, что в период социальных потрясений, региональные системы образования более жизнеспособны. Именно они, - по мнению Н. И. Пахомова, -защищают самобытность личности на уровне ее мироощущения, самосознания, культуры поведения, переводят образовательный процесс в «режим развития самого человека и социокультурной среды в целом». Образование в регионе, в том числе и начальное профессиональное - самостоятельная система, направленная на развитие индивидуальных возможностей и способностей каждого якутянина и определяемая не только социальным заказом, но и региональной спецификой [1, с. 97]. Таким образом, уникальные особенности территории, природы, социального обустройства, самобытной культуры и национальных видов спорта Республики Саха (Якутия) должны быть положены в основу стать составными компонентами положены в основу этнокультурного подхода к формированию валеологической культуры будущего выпускника ПТУ-11 г. Якутска как высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного, сознательно сохраняющего и преумножающего личное здоровье, убежденного сторонника ЗОЖ.

В Республике Саха (Якутия) культура ЗОЖ стала объектом профессионального философского исследования у В. Д. Михайлова, А. Г. Новикова, И. С. Портнягина, К. Д. Уткина, Н. С. Шкурю и др. Народные традиции физического развития и оздоровления определяются специалистами как «уникальный культурный пласт духовной жизни пародов Севера», как «система воспитания, функционирующего в соответствии с природными, социальными, климатическими, этническими законами Севера, не имеющая аналогов в мире» (А. А. Григорьева, В. П. Кочнев, Н. Д. Неустроев, И. И. и И. С. Портнягины, В. И. Прокопенко, С. А. Пушкарев, И. А. Черкашин и др.). Традиционное трудовое воспитание у народа Саха представляло собой деятельностное освоение окружающего мира и органично сочеталось с физическим воспитанием подрастающего поколения. В этнопедагогике наро-

да Саха возраст 13-21 лет совпадает со временем активного обучения трудовым и профессиональным навыкам и продолжает оставаться наиболее благоприятным для накопления физического, духовного и социального здоровья [3, с. 64].

В Якутии существует уникальный опыт действия региональной программы по утверждению ЗОЖ среди населения. Принятая в марте 2000 г. Республиканская доктрина ЗОЖ закрепила приоритет здоровья общества в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Главным результатом внедрения этой программы станет гражданское общество, в котором будут главенствовать здоровый дух, здоровое тело, доброта, толерантность, уважение и любовь к труду и созиданию. Следовательно, выполняя социальный заказ общества - формирование потребности в здо-ровьесбережении и ведении ЗОЖ - система НПО РС(Я) закладывает основы профессиональной и жизненной карьеры своих учащихся.

Разработанная и апробированная (2000-2004) система формирования личного здоровьесбережения в ПТУ № 11 строилась с учетом принципов: профессиональной направленности; учета ценностных установок и индивидуальных особенностей; опережающего развития; научности; системности и междисциплинарности; непрерывности формирования элементов ва-леологической культуры на протяжение 1-го-б семестров; единства педагогических требований руководства и инженерно-педагогического коллектива в области здоровьесбережения и самооздоровления.

Обучение основам валеологической культуры 310 учащихся велось в процессе занятий валеологией по авторским программам региональных ученых, физической культурой, во время тренировок в клубе национальных видов спорта «Бэрт Хара» и в деятельности общественной организации «Дороу-бай олох» («Здоровая жизнь»). Исходя из результатов анализа анкет, паспортов здоровья и записей службы психолого-педагогического сопровождения (консультант - д. п. н. М. А. Абрамова), автором выделены 4 уровня формирования валеологической воспитанности учащихся НПО, характеризующие освоение учащимися сферы валеологической кулыуры.

Методологической основой формирования валеологической культуры учащихся ПТУ № 11 г. Якутска послужили откорректированные положения этико-философского учения айыы (школа кут-сюр), теоретически обоснованного И. С. Портнягиным. Ученому удалось соединить с требованиями и технологиями современной академической науки интеллектуальный и педагогический потенциал унаследованной от предков народа Саха натурфилософии. Не случайно, в якутской национальной традиции полноценной личностью признавалась лишь человек, усвоивший учение айыы и последовательно реализующий его основные положения в своей жизненной карьере [1, с. 86];

Школа «кут-сюр» создана как механизм обеспечения натурфилософ-

ских размышлений народа Саха на практике. Становление самодостаточного, экономически независимого и социально востребованного человека -«хозяина собственной жизни» в традициях школы кут-сюр ряд стадий [1, с. 114};

Таблица 1

Уровни формирования валеологической культуры

1 уровень Неосознанное выполнение элементов здоровьесбережения, освоение базовых теоретических знаний, эпизодические попытки физического и социального самосовершенствования 1 семестр

2 уровень Базовая подготовка по разделам ЗОЖ, осознание ценности здоровья для жизненной и профессиональной карьеры, освоение простых технологий здоровьесбережения 2-3 - 4 семестр

3 уровень Углубленное изучение ЗОЖ, осознанный выбор здоровьесохраняющего поведения, потребность в ведение ЗОЖ и валеологическом досуге, желание сохранять здоровье личное и близких 4-5-6 семестр

4 уровень Самоопределение в ЗОЖ, осознанный .выбор ценностей здоровья для себя и близких, активная жизненная позиция и деятельная помощь в формировании валеологической культуры знакомым и членам учебной группы 6 семестр

Таблица 2

Стадии становления самодостаточного, экономически независимого и социально востребованного человека - «хозяина собственной жизни» в традициях школы ку г-сюр

Стадии Содержание Конечный результат

Третья Возвышение до уровня человека-творца вечных ценностей (аймы-киЬита) Пассионарий, самоотверженная личность, идейный или интеллектуальный лидер своего народа

Вторая Становление человека достойного (киЬи — киЬитэ) Инициативный и самодостаточный гражданин, личность, ориентированная на активную социозначимую и социоодобряемую деятельность

Первая Становление черного человека (хара киЬи) Пассивный современник, обыватель, человек, чьи интересы замыкаются на личностных и семейных проблемах,

По концепции И. С. Портнягина развитие валеологической культуры личности проходит через пять этапов (см. табл. 3), начиная от понимания возможностей тела (работа с этнокультурной и валеологической информацией) —> через построение гармоничных отношений с миром и нравственное развитие (кэрээн) —> к овладению энергией созидания (сах уота) и самосовершенствования в учебе и социозначимой деятельности —> и к профессиональной самореализация [3, с. 89].

Таблица 3

Стадии развития личности в традициях учения Айыы: школа кут-сюр

Этап Содержание

1 этап Понимание тела, его склонностей и возможностей, работа с информацией (этнокультурной и ваеологической'). Материалист Хара киКи

2 этап Построение гармоничных, социально одобряемых взаимоотношений с окружающими, культура общения Сослуживец, собеседник, сосед

3 этап Любовь (все оттенки этого чувства - от любви-дружбы до деятельной благородной любви к окружающему миру Альтруист, общественник

4 этап Понимание прекрасного, эстетический компонент (красота телесная, духовная, красота природы родного алааса - «малой родины» для большинства учащихся ПТУ-! 1). Мыслитель, носитель дарования

5 этап Осмысление зажигательной силы профессионального и социального творчества через расширение социальных связей, активную гражданскую позицию. Пассионарий, творец, айыы- киЬи

В качестве слагаемых формирующейся системы вапеологической культуры у выпускника ПТУ № 11 выступают: валеологическое видение (коруу), владение терминологией (истин), умение передавать полученные знания через объяснение и инструктаж (туттуу-хаптыы), построение реальных планов профессиональной карьеры (тутуу), осмысление (иэйии) и рациональное планирование жизненной и профессиона.шюй карьеры (санаа). Осознание ценности здоровьесбережения для профессиональной и жизненной карьеры, поэтапное накопление знаний и формирование навыков и умений через ведение паспорта здоровья и активное участие в массовых акциях общественных движений региона («2000 добрых дел») содействовало созданию личностного имиджа, повышению и признанию уровня собственной значимости учащегося НПО в социуме.

Сформированность валеологической культуры определялась с помощью комплекса диагностических процедур (сравнением сдвигов в уровне сформированное™ потребности в ведении активного образа жизни и соблюдения ЗОЖ, овладения технологиями здоровьесбережения, потребности в достижении социозначимых целей и идеалов, занятиях спортом и др.).

Результаты контрольного анкетирования в группе автомехаников (155 чел.) и в группах автослесарей и водителей (155 чел.) показывают, при 100% овладении знаниями и навыками практического здоровьесбережения, 75% учащихся экспериментальной группы к моменту выпуска руководствуются ими в своем поведении, осознали ценность здоровья (80%) для будущей профессиональной и жизненной карьеры, придерживаются фиксированной модели социоодобряемого поведения - 66%.

Библиографический список

1. Абрамова, М. А., Неустроен Н. Д. Гуманистические представления в культуре народов Якутии. - М.: Академия, 2003.

2. Глушко, Д. Е. Сивцева Н. С. Залог величия человека - здоровье. - Якутск: Сахаполиграфиздат, 2001.

3. Портнягнн, И. С. Этнопедагика «кут-сюр»: педагогические воззрения народа Саха. - М.: Academia, - 1999.

4. Праздников, Г, А. Искусство и спорт. — Спб: Знание, 1992.

5.Шкурко, Н. С., Сергеев А. В. Эффективные методики формирования валео-логической культуры учащихся: зарубежный и российский опыт // Физическая культура и спорт: тенденции развития в условиях Азиатско-Тихоокеанского региона. -Якутск: изд-воЯГУ, 2004,-С. 70-73,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.