БОТ: 10.31249/аре/2024.03.16
Биткова Т. Г.1
Этническое разнообразие Румынии: проблемы венгерской и цыганской диаспор
Аннотация. Румынское государство, с одной стороны, ведет политику интеграции малых культурных сообществ в общерумынский социум, а с другой - озабочено бесконфликтным разрешением насущных проблем этнических меньшинств, главной задачей которых является сохранение собственной идентичности. С точки зрения возможностей интеграции наибольший интерес представляют самые многочисленные и сплоченные диаспоры: венгерская и цыганская. Анализ материалов, представленных в статье, позволяет сделать несколько выводов. Особенностью сознания венгерского этноса, проживающего в Румынии, является ощущение принадлежности к более развитой цивилизации и традициям более древнего государства. Из этого следует требование как минимум культурной автономии, а как максимум - отказ Румынии от унитарной формы государственного устройства в пользу федерализации, что вызывает негативную реакцию со стороны центральной власти. Венгерская диаспора в качестве актуального требования декларирует расширение сферы использования венгерского языка, в частности в сфере образования в местах компактного проживания венгров, сохранение топонимики, символизирующей исконное их пребывание в Трансильвании.
1 Биткова Татьяна Георгиевна - кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН; [email protected] ОЯСГО ГО 0000-00028471-1576
Что касается цыган, то их интеграция в румынское общество, кажется, с одной стороны, более реальной, а с другой - наталкивается на многовековую традицию жить по своим внутренним «законам», которые не стыкуются зачастую с законами Румынии. Государство осуществляет много программ для популяризации цыганского традиционного творчества, для вовлечения цыганских детей в систему образования. Последнее наталкивается на сопротивление семей, имеющих в этой среде непререкаемый авторитет. Цель, как считают образованные представители цыганского сообщества, состоит в том, чтобы совместить европейское образование с теми навыками и понятиями, которые дети впитывают с рождения внутри цыганской общины. Пока эта проблема далека от разрешения. Статья завершается выводом, что как венгерское, так и цыганское сообщества, несмотря на их абсолютное несходство, объединяет стремление к изоляции, что является причиной наибольшей озабоченности центральной власти.
Ключевые слова: Румыния, этнические меньшинства, венгры, цыгане, интеграция, культурное своеобразие, политика.
К истории вопроса
Текст Конституции Румынии гласит, что страна является суверенным, унитарным и неделимым государством. При этом в статье 6 (1) сказано: «Государство признает и гарантирует лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, право на сохранение, развитие и выражение своей этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности» [Со^йийа Яошаше1, 2003]. Правовые акты в одних случаях помогают решить проблемы малых этнических сообществ, в других - оказываются тормозом для осуществления их чаяний.
Этническая картина Румынии достаточно пестрая, страну поэтому можно назвать государством многонациональным. Этнические меньшинства являются для титульной нации далекими по происхождению. Находясь географически на перекрестке культур и потоков миграции, территория Румынии стала домом и для ино-культурных сообществ. Благодаря скрещению разнообразных культур сформировалась и сама румынская культура. Ее начала, и на этом настаивает румынская историография, следует искать в смешении дакийских и римских элементов, когда в 106 г. н.э. Дакийское царство попало под власть Римской империи. В Сред-
невековье велика была роль славянских народов. В румынском языке, который относят к романским, очевидно сильное славянское влияние. После принятия православия в начале X в. на территориях будущих княжеств Валахии и Молдовы, образовавшихся в XIV в., ощутимо просматриваются черты культуры Византийской империи, которая проникла в регион благодаря славянским народам. Богослужение несколько веков совершалось на церковнославянском языке, который употреблялся и как язык официальных документов до XVII в.
В XVI в. княжества Валахии и Молдовы стали вассалами Османской империи, что имело ощутимые последствия для культуры, хотя оба княжества сохраняли свою государственность и приверженность к православию. Результаты этого влияния обнаруживаются сегодня и в языке, и в архитектуре, но также в общественных нравах и привычках.
В историческом регионе Трансильвания (именно здесь находят следы пребывания римских легионов) около половины жителей были романоговорящими, но в подавляющем большинстве это были крестьяне. Культурные же слои с XI в. были представлены венграми и выходцами из германских земель. В XVI-XVII вв. Трансильванское княжество также было вассалом Османской империи, но испытало меньшее воздействие турецкой культуры. К тому же оно было и вассалом империи Габсбургов. Позднее Трансильвания была неразрывно связана с австро-венгерской и немецкой культурами и сегодня сохраняет некоторые их черты, особенно заметные в архитектуре исторических зданий. В Румынию Трансильвания вошла, как известно, относительно недавно, лишь после Первой мировой войны. В этом кроется главная причина сохранения культурно-цивилизационной особенности региона.
Этническая структура современной Румынии обязана территориальным изменениям после Первой, а затем и Второй мировых войн. Процесс этот был непростым, а зачастую мучительным и трагичным: представители титульной нации не по своей воле оказались национальным меньшинством в другом государстве, как это произошло с венграми Трансильвании или румынами Буковины. Случалось и так, что национальным меньшинствам приходилось переходить из одного государства в другое, как это было, например, с русскими липованами - старообрядцами, которые
проживали в основном в Буковине со времен царя Алексея Михайловича. Некоторые меньшинства сильно сократились после Второй мировой войны. В случае евреев причиной был холокост и вынужденная эмиграция в военный период. Значительное число эмигрировало из социалистической Румынии в результате политики «продажи» Израилю репатриантов: в обмен на разрешение выехать государство получало «компенсацию». Отток евреев в послевоенный период можно назвать катастрофическим. Если в начале 1940 г. в Румынии проживали более 800 000 евреев [Богсеа, 2022], то, согласно переписи 2022 г., их осталось 2378 человек. Также в разы сократилась немецкая диаспора, исторически проживавшая в Трансильвании.
Современная румынская культура сформировалась окончательно в Х1Х в. Исследователи и сегодня видят в ней неоднородность, обусловленную событиями последнего столетия: ощутимое цивилизационное различие между Старым королевством (Молдова и Валахия, образовавшие Румынию до 1918 г.) и Трансильванией в повседневной жизни и в политической культуре. Налицо и более частные региональные особенности национальной культуры. При наличии отдельного пласта культур национальных меньшинств, этнически не связанных с титульной нацией, создается достаточно сложная культурно-цивилизационная картина страны, и порой возникают непростые проблемы межэтнического взаимодействия. Всё это находится под пристальным вниманием центральной власти, озабоченной мирным сосуществованием разных этносов, с одной стороны, а с другой - сохранением общерумынского культурного и политического единства. Меньшинства, как и в других странах, озабочены сохранением собственной традиционной культуры.
В 1995 г. Румыния подписала и ратифицировала Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств Совета Европы. В том же году она подписала Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств. Ратифицировав этот документ (от 6 ноября 2007 г.), Румыния обязалась обеспечить максимальный уровень защиты 20 языков национальных меньшинств, а именно албанского, армянского, болгарского, чешского, хорватского, немецкого, греческого, итальянского, идиша, македонского, венгер-
ского, польского, русского, русинского, сербского, словацкого, татарского, турецкого, украинского и цыганского.
Этническое разнообразие Румынии отразила перепись 2022 г. Из общего числа 19 053,8 тыс. человек, составлявших на момент переписи постоянное население Румынии, ответили на вопрос об этническом происхождении 16 568,9 тыс. человек. Из них 14 801,4 тыс. человек назвали себя румынами (89,3%); венграми назвали себя 1002,2 тыс. человек (6,0%); число объявивших себя цыганами составило 569,5 тыс. человек (3,4%), хотя, по неофициальным оценкам, последних, возможно, значительно больше. Этнические группы, для которых зарегистрированное число жителей превышает 20 тыс. человек, это - украинцы (45,8 тыс.), немцы (22,9 тыс.) и турки (20,9 тыс. человек) [Recensamant ..., 2022].
Кроме упомянутых зарегистрированы общины русских ли-пован (старообрядцев)1, турок, татар, сербов, словаков, болгар, хорватов, греков, евреев, чехов, поляков, итальянцев, китайцев, армян, чангошей (венгерского субэтноса), македонцев.
В посткоммунистическое время положение национальных меньшинств в Румынии, как признают независимые наблюдатели, изменилось к лучшему. По словам американской исследовательницы М. Рам, Румыния превратилась «из отстающего в лидера» [Ram, 2009, c. 180]. Хотя многие за рубежом считают страну примером положительного опыта в этом весьма щекотливом вопросе, в ее адрес звучат нарекания со стороны европейских структур, ибо в реальной жизни порой наблюдается не только скрытая межэтническая неприязнь, но и открытые стычки с проявлением насилия. Так, в 2019 г. имела место массовая драка с участием нескольких сотен венгров и румын на кладбище Валя-Узулуй, находящемся в трансильванском уезде Харгита. СМИ регулярно сообщают о столкновениях с полицией представителей молодежных ультрарадикальных организаций венгров на территории Трансильвании.
Что касается положительного опыта Румынии в разрешении межэтнических проблем, речь прежде всего идет об институциональном аспекте. Одно из самых значимых прав, которого мень-
1 Количество липован заметно уменьшилось за предыдущее десятилетие. Согласно переписи 2022 г. липован насчитывалось 19,4 тыс. человек (для сравнения по переписи 2011 г. их было 23,5 тыс. человек).
шинства добились еще в начале 1990-х, относится к принципу представительства в парламенте. Он стал конституционным положением и внесен в Конституцию (по версии 2003 г.). Статья 62 (2) указывает, что «организации граждан, представляющих национальные меньшинства, но не получившие достаточного количества голосов для прохождения в парламент, имеют право на одно депутатское место по условиям избирательного закона. При этом граждане, принадлежащие к национальному меньшинству, имеют право быть представленными только одной организацией» [Со^йШйа Яошаше1, 2003]. По результатам парламентских выборов 2020 г. депутатские мандаты получили 18 таких объединений.
Хотя румынский является единственным официальным языком, Конституция предоставляет лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, особые права. В 2001 г. был принят новый Закон о местном управлении (№№ 215/2001), который уточнил порядок использования языков меньшинств в административно-территориальных единицах, где меньшинство представляет не менее 20% населения [Legea а^1ш81хайе1 ..., 2001]. К этому добавилась поправка к Конституции 2003 г., которая значительно изменила ситуацию в отношении использования языков меньшинств в судах. В прошлом закон гарантировал право использования переводчика в суде, новая статья предусматривает право румынских граждан, принадлежащих к национальным меньшинствам, использовать свой родной язык в суде.
С 1993 г. при правительстве функционирует Совет по делам национальных меньшинств с участием представителей национальных меньшинств и органов центральной власти. Совет является органом консультативным и сегодня он подчиняется Департаменту межэтнических отношений. Этот Департамент был образован в 2005 г. как структура, не имеющая юридического лица и находящаяся под непосредственным руководством премьер-министра. Департамент разрабатывает и представляет на утверждение правительству стратегии и программы по сохранению, утверждению и развитию этнической идентичности лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Также в числе прочего Департамент представляет правительству предложения Совета национальных меньшинств о государственном финансировании и помощи организациям, принадлежащим к национальным меньшинствам. 290
Несмотря на конституционное урегулирование и принятие ряда законов, в реальной жизни остается достаточно много нерешенных проблем, в том числе имеющих политическое звучание.
Венгерская диаспора Румынии
Особое место в этом отношении занимает венгерская диаспора. Венгры считают себя финно-угорским народом, обосновавшимся в Трансильвании и на Карпатах в конце IX в. и отсчитывающим начало своей государственности с 1000 г., когда князь Вайк принял католичество, имя Иштван и титул короля. Волею судеб оказавшись в ХХ в. на территории Румынии, трансильванские венгры сегодня составляют заметный сегмент румынского общества не только в количественном отношении. Они чрезвычайно активны в культурном и политическом плане, полагая, что Бухарест ведет де-факто осторожную политику их «орумынива-ния». С присоединением к Румынии названия трансильванских городов были изменены с венгерских на румынские.
Ярким выражением политики «орумынивания» в глазах венгров, является отказ от возвращения Университету им. Бабеша-Бойяи в г. Клуж-Напока1 его венгерского статуса, утраченного в 1920 г. после присоединения к Румынии2. Парламент под давлением Демократического союза венгров Румынии (ДСВР) все же принял решение о восстановлении статуса университета, но пока преподавание в нем ведется в основном на румынском языке (но и на венгерском тоже). Венгерская составляющая учебного процесса и организации научных исследований излагается в документе под названием «Венгерская линия». В нем подробно описывается организация и координация деятельности в рамках Устава университета в соответствии с требованиями профессиональной подготовки, способствующими «построению, укреплению и процветанию венгерской общины в Румынии» [Regulamentul de Organizare...]. Почему Бухарест сопротивляется возвращению университету его
1 Клуж-Напока (венг. Коложвар) - неофициальная столица Трансильвании, второй по величине город страны после Бухареста.
2 История университета восходит к Главному иезуитскому колледжу, учрежденному в 1581 г. В 1872 г. он был преобразован в Королевский венгерский университет Коложвара по решению императора Франца-Иосифа I.
исторического статуса? Ответ один: слишком высоки ставки. Некоторые румынские политики напоминают, что важным толчком для косовской трагедии послужило придание албанского статуса университету в Приштине.
Этническое происхождение играет важную роль в осознании трансильванскими венграми себя в качестве национального сообщества. Как следует из социологических опросов, «национальная самоидентификация базируется, в первую очередь, на принадлежности к венгерской культуре, языку, ассоциируется с некими национальными символами, обучением в венгерской школе» [Биткова, 2022, с. 10]. Венгры гордятся своей тысячелетней государственностью, о чем при всяком удобном и неудобном случае напоминают будапештские политики.
Сегодня в сознании трансильванских венгров присутствует стратегическая цель, которая вызывает обоснованные опасения в Бухаресте. Речь идет об автономии для территорий с преобладанием венгерского населения. Официальный Бухарест обычно ссылается на то, что Конституция определяет Румынию как государство унитарное. Вопрос этот актуален с начала послевоенного периода: в 1952 г. существовала автономия венгерского меньшинства, ликвидированная в 1968 г. «Концепция Румынии как унитарного национального государства не оставляла места для венгерской территориальной автономии даже в самых узких границах, трансильванские венгры были объявлены неотъемлемой составной частью румынской политической нации. Это вызывало растущее сопротивление консолидированного и обладавшего развитой национальной идентичностью венгерского меньшинства со своей интеллигенцией, воспринимавшей себя в качестве наследницы и хранительницы своих 1000-летних государственных и культурных традиций в Трансиль-вании» [Стыкалин, 2021, с. 134].
Будапешт чаяния и мечты румынских венгров об автономии поддерживает. Его политики даже позволяют себе неуместные в глазах румынского истеблишмента высказывания, причем не только у себя в стране, но и находясь в Трансильвании. В парламенте Румынии постоянно действует упомянутый Демократический союз венгров Румынии - партия, призванная выражать интересы венгерского меньшинства. На протяжении многих лет, начиная с 1990 г., ДСВР преодолевает избирательный порог в 5%, и не раз 292
его представители были в составе правительственных коалиций, в том числе по результатам парламентских выборов 2020 г.
Некоторые представители румынских националистических кругов выражают мнение, что гибкий и осторожный ДСВР на самом деле является «Троянским конем» Будапешта, в то время как националистически настроенные венгры, напротив, обвиняют партию в чрезмерном соглашательстве и пытаются создать более радикальные политические формирования.
На самом деле ДСВР ведет непростую игру и с годами менял свою тактику. «От жесткого и последовательного этнолингвистического регионализма 1990-2000-х годов в 2010-е годы партия переходит к гибкой адаптивной стратегии, представляющей синтез умеренного регионализма и грамотного позиционирования себя как коалиционного партнера с центристской социально-экономической повесткой» [Грабевник, 2022, с. 32].
Будапешт не считает достаточным присутствие в парламенте Румынии особой венгерской партии. Он стремится к большему, и это выражается в его политике. Венгерское государство постоянно финансирует международные курсы венгерского языка и культуры в сопредельных странах, в том числе в Трансильвании. Их посещают венгерские политические деятели, выступления которых в рамках этих курсов, с точки зрения Бухареста, провоцируют ирре-дентизм.
В 2011 г. в Венгрии был принят усовершенствованный Закон о гражданстве, установивший упрощенную натурализацию зарубежных венгров1. Результат такой политики налицо: 600 000 венгров, т.е. около половины всех проживающих в Румынии, после 2011 г. получили венгерское гражданство. Последнее не может не беспокоить Бухарест, который на официальном уровне подчеркивает свое стремление обеспечить национальным меньшинствам благоприятные условия для сохранения и развития их гражданских прав и культурного своеобразия. Одним из выражений такой политики является активная деятельность Венгерского культурного центра
1 В законе говорится не о получении, а о «восстановлении гражданства» лиц, которые могут доказать, что их предки жили до 1920 г. на территориях, принадлежавших Австро-Венгрии, а также территориях, занятых венгерской армией в 1940-1945 гг.
(Института Листа), функционирующего с 1992 г. В феврале 2010 г. институт сменил штаб-квартиру, переехав в красивый особняк в центре Бухареста (виллу Мавродина), что должно свидетельствовать о поддержке венгерской диаспоры. Однако активная деятельность Венгерского культурного центра не может не вызывать подозрительного отношения со стороны бухарестских политиков, в особенности представителей националистического крыла.
Пытаясь смягчить напряженность, Бухарест время от времени идет на некоторые уступки. Так, в соответствии с упомянутыми законодательными актами, в населенных пунктах, где венгры составляют более 20% населения, венгерский язык используется при обращении к местным властям. Государственное образование на венгерском языке охватывает ряд средних школ, имеются двуязычные дорожные знаки, таблички населенных пунктов и различные общедоступные объявления в соответствующих муниципалитетах и 35 городах.
И все же несмотря на расширение официального использования венгерского языка (что, как свидетельствуют очевидцы, не всегда соблюдается) венгры настроены на большее: они не оставляют надежды не только добиться автономии, но и выступают за федерализацию румынского государства. При этом венгерские «автономисты» ссылаются на соответствие их требований Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств и Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств. Неоднократные попытки ДСВР провести в парламенте закон о венгерской автономии неизменно завершались неудачей. Бухарестские политики неустанно напоминают, что Румыния, как это прописано в Конституции, является неделимым государством.
Создание автономии на территории Трансильвании маловероятно и потому, что трансильванские города после 1989 г. стали, с одной стороны, ареной наиболее активной деятельности венгерских «автономистов», а с другой - местом усиленной пропаганды объединительных идей румынских националистов. Это противоречие трудно преодолимо, ибо имеет глубокие исторические корни (более подробно см.: [Биткова, 2022]).
Вообще вопрос об автономиях вовсе не новый для Румынии. Принцип местной автономии как таковой присутствовал еще в Конституции 1866 г., но оставался лишь на бумаге. Как считает 294
исследователь этой проблемы М. Бэлан, административная реорганизация страны и создание действительной автономии является приоритетным вопросом - возможно, недостаточно осознанным -всего румынского общества и одним из важных пунктов широко обсуждаемой реформы румынского государства. Что касается положения нацменьшинств, то это - «вопрос политической мудрости, а не юридическое обязательство румынского государства» [Bälan, 2022].
Наиболее напряженными отношения бухарестской власти с венгерской диаспорой были в начале 2010-х годов. Несомненно, под влиянием получения провинцией Косово в 2008 г. государственного суверенитета (хотя не общепризнанного), в 2009 г. представители населения и местных властей уездов Северной Трансильвании (Ковасны, Харгиты и большей части территории уезда Муреш), где венгры составляют абсолютное большинство, провозгласили автономный Секуйский край1. Центральная власть не признала автономию. Однако Секуйский край в непризнанном статусе до сих пор существует, имеет свой герб и флаг. Секуйский флаг, как замечают путешественники, можно видеть и на частных домах вместе с венгерским флагом [Stockmans, 2023].
Большую роль в сохранении венгерской культурной самоидентификации играют местные церковные общины2, которые все больше используются Будапештом для продвижения венгерского гражданства, ибо именно они имеют непосредственный контакт с жителями. Консульства Венгрии в Румынии рассылают церковным приходам актуальную информацию о процедуре подачи заявлений. «Во время своих проповедей я объяснял процедуру Закона о гражданстве от А до Я», - говорил один из пасторов [Ibid.]. На центральной площади г. Клуж-Напока внимание привлекает рекламный щит фонда «Eurotrans», который находится в ведении Демократического союза венгров Румынии. Этот фонд получает 800 000 евро в год от правительства Венгрии для помощи в подаче заявок. Пасторы также объявляют прихожанам дни, когда представители «Евротранса» прибудут в их общины.
1 Секуи - субэтническая группа венгров.
2 Венгры в основном принадлежат к римско-католической или реформаторской церквям.
Документы, подтверждающие второе гражданство, дают право участия в венгерских выборах. Из 600 000 венгров с венгерским гражданством в Румынии чуть более трети (205 257 человек) приняли участие в парламентских выборах 2022 г. Согласно СМИ, эти голоса почти полностью (96%) достались партии Фидес1, получившей две трети мест в парламенте. Этот результат, как отмечал председатель ДСВР в г. Тыргу-Муреш Л. Ковач, принадлежит Демократическому союзу венгров Румынии. Он также квалифицировал как «фейковую новость» заявление, согласно которому венгры Трансильвании являются лишь «предвыборным скотом для Фидес» [Stockmans, 2023].
Возникает вопрос: чем руководствуются люди, получающие гражданство соседнего государства? Они думают о сохранении своей культуры в Трансильвании? Далеко не всегда. Некоторые полагают, что венгерский паспорт дает им и их детям большую свободу перемещения в мире, так как венгерским гражданам доступен безвизовый режим во многие страны. Другие заявляют, что им не нужно венгерское гражданство, так как они не хотят принадлежать к стране с авторитарным режимом [Ibid.]. Озабоченность правлением Виктора Орбана выражают и некоторые представители венгерской интеллектуальной элиты Трансильвании. Они не желают распространения установившихся в Венгрии порядков на территорию Румынии. Поставив под свой контроль основные СМИ в Венгрии, «венгерское правительство скупает все крупные венгерские СМИ в Трансильвании», - с тревогой отмечал А. Гаспарик (Attila Gasparik), профессор Университета искусств в Тыргу-Муреше (цит. по: [Stockmans, 2023]).
И все же популярность Орбана в Трансильвании растет, и не только благодаря пропаганде. Причина кроется в финансовой поддержке, особенно в области образовательных и воспитательных программ, цель которых - сохранение венгерской идентичности. Вместе с тем, как полагает журналист и аналитик Г. Арун, «постоянное усиление политической активности Виктора Орбана в
1 Фидес - правящая с 2010 г. венгерская партия, лидером которой является премьер-министр Виктор Орбан, установивший в стране, как считают, многие политики и эксперты, авторитарный режим.
отношении венгерской общины в Трансильвании опасно, но не выходит за рамки Конституции Румынии» [Агип, 2022].
Одним из проявлений венгерского «наступления» в Румынии является покупка исторических памятников частными или юридическими лицами венгерского происхождения. Некоторые покупки, в том числе в Трансильвании, проводятся при финансировании правительства Венгрии. Согласно румынскому законодательству, пока государство не воспользуется своим преимущественным правом покупки, это явление остановить невозможно, ибо любой гражданин или юридическое лицо из Европейского союза имеет право купить любое здание, включая здания культурного наследия, которые государство пока не включило в реестр наследия.
Приведенные материалы свидетельствуют о том, что для румынских властей остро стоит вопрос не столько об интеграции венгров в румынский социум, сколько об удержании их в рамках единого государства, для чего используется непростая тактика умиротворения.
Цыганское меньшинство
Вторым по численности национальным меньшинством Румынии, культурно-цивилизационные проблемы которого входят также в сферу политики, являются цыгане. Здесь государству приходится сталкиваться с иными сложностями. Большая часть исследователей считает цыган выходцами из Индии, в разное время покинувшими регион и расселившимися фактически по всему свету, но сохранившими свою абсолютно отличную от стран пребывания культуру.
Румынские цыгане сегодня уже не ведут кочевого образа жизни, как это было в прошлом. Представители диаспоры относительно равномерно распределены по всей территории Румынии. Большая часть их живет изолированными анклавами вне больших городов, совершая «набеги» на сопредельные территории для ведения разнообразной деятельности, в том числе криминальной. Живут они и в городах, но в своеобразных «гетто», заселенных исключительно цыганами. Например, внутри Бухареста есть цыганский район Ферентари, колорит которого кардинальным образом отличается от привычного европейского: повсюду мусор и грязь, дома изуродованы странными пристройками, неопрятны
прилегающие к домам территории, большое количество «беспризорных» детей и просто групп отдыхающих мужчин во дворах, что, как свидетельствует хроника, небезопасно для случайных прохожих, особенно вечером. Правда, очевидцы утверждают, что в последние годы ситуация изменилась к лучшему. Один из любопытствующих, встретив на этом фоне группу красивых цыганок в ярких нарядах, писал, что на секунду подумал, не в Индии ли он.
Если цыгане компактно проживают вблизи небольших поселений румын, то иногда возникают столкновения на бытовой почве, сопровождающиеся тяжелым криминальным исходом. От цыган ждут всяких неприятностей: воровства, неуважения к чужой собственности, поножовщины.
Изучение жизни цыганской общины показывает, что она имеет собственные моральные правила и подчиняется внутренним неписанным законам, традициям, которые запрещено нарушать. Эти традиционные «законы» зачастую противоречат общегосударственным. Так происходит, как известно, не только в Румынии. Но в этой стране изолированно живущие цыгане составляют большой сегмент населения, что оказывает воздействие на общественный климат. К цыганам отмечается негативное отношение, в первую очередь на повседневном уровне, но и в политической сфере тоже. Последнее ярко проявляется в риторике националистически ориентированных политиков.
Сами цыгане считают, что «их законы не нарушают официальные, но быстрее разрешают конфликты» [8егЬаи, 2021]. За правосудием они предпочитают не обращаться в государственные органы. Оно осуществляется через цыганский суд, состоящий из самых уважаемых и влиятельных людей общины - старейшин. Кроме официальных цыганских судов на территории Румынии действуют так называемые стаборы - суды, которые существуют параллельно с первыми, а иногда и скрыто. Большинство дел, рассматриваемых стаборами, касается денежных споров и проблем, возникающих в результате «запретной любви».
Законы, на которые опирается стабор, передаются из поколения в поколение. Иногда проблемы настолько серьезны, что стороны не могут урегулировать конфликт, но об обращении в государственные органы обычно речи не идет. «Начинаются угрозы и драки, и безопасность окружающих оказывается под угрозой»
[Serban, 2021]. «Юрисдикция» стабора все же ограничена: он не может решать дела о серьезных уголовных преступлениях. Если стороны не приходят к согласию даже после принятия решения суда, они все же могут обратиться в суд государственный.
Несмотря на закрытость цыганских сообществ, государство не оставляет попыток адаптировать их к обычному социуму и выделяет немалые суммы, инициируя, в том числе с помощью грантов ЕС, различные программы. Пытаясь приблизить сферу интересов цыганского населения к общекультурному и политическому контексту страны, центральная власть содействует популяризации традиционной музыкально-художественной культуры цыган, обеспечивает ее большую доступность для граждан страны.
Согласно Закону (2009), продвижение цыганской культуры осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Эта миссия сегодня возложена на Национальный центр цыганской культуры, который является государственным учреждением, подчиняющимся Национальному агентству по делам цыган. Деятельность последнего координируется Генеральным секретариатом правительства - структурой в аппарате правительства. В Румынии также имеется Партия цыган «Pro Europa», один представитель которой входит в парламент. C 1993 г. в Румынии действует Цыганский центр социального обеспечения и образования (Romani CRISS) - неправительственная организация, задачей которой является защита прав цыган. Центр оказывает юридическую помощь в случаях злоупотреблений и занимается предотвращением дискриминации в отношении цыган во всех сферах общественной жизни.
На государственном уровне осуществляется немало программ для социализации членов диаспоры. В 1990-е годы началось издание школьных учебников на цыганском языке. По инициативе профессора Г. Сарэу в 1992 г. был открыт факультативный курс цыганского языка в Бухарестском университете. В начальных учебных заведениях реализуется программа обучения на цыганском языке. С 1994 г. в ряде вузов действует программа резервирования мест для выходцев из цыганской среды. Правда, около половины этих мест не использовалась (более подробно см.: [Гла-дышева, 2019, с. 318-319]). К тому же инициатива натолкнулась на коррупционную схему, в рамках которой представители цыган-
ской диаспоры занимались продажей части мест абитуриентам-нецыганам. Сам факт этой привилегии вызвал возмущение со стороны румынской общественности.
Цыгане несмотря на все усилия центральных властей в массе остаются самой бедной и малограмотной частью румынского общества. Уже не первый год проводится политика вовлечения цыганских детей в систему среднего образования. Однако подобные инициативы наталкиваются на противодействие родителей. Чаще всего отказываются от обучения детей бедные семьи. Материальная необеспеченность не является главной причиной. Думается, в основе такой мотивации «стереотипы поведения, которые с детства закладываются замкнутой традиционной средой с ее очень специфическими и зачастую низкими потребностями, что весьма трудно преодолеть с помощью чуждых для цыганского сообщества внешних программ» [Биткова, 2019, с. 284].
Известно, что знания в традиционной цыганской культуре передаются устно и обычно связаны с мудростью старейшин. Это те люди, которые помнят старинные обычаи, традиции и легенды, а также те, кто имеет богатый жизненный опыт. Формальное образование в европейских системах строится на иных принципах. Оно способствует изобилию идей, но делает это таким образом, что не обязательно принимает во внимание реальные потребности молодых цыган. «Вечный конфликт аккультурации цыган не может быть преодолен без чуткого понимания их реальных потребностей в социализации, без принятия того факта, что для них традиции имеют приоритет и должны быть признаны, в том числе в основных образовательных процессах», - утверждала цыганская студентка Г. Ваталэ на сайте одного из европейских грантов, донаторами которого являются Исландия, Люксембург и Норвегия [Уа1а1а]. Очевидно, что помощь цыганам в интеграции не должна разрушать их идентичность. Необходимо более внимательно отнестись к их общинным и семейным традициям, к тому, как происходит социализация цыганских детей внутри общины.
Несколько лет назад четыре актрисы цыганского происхождения инициировали проект «Национальный цыганский театр». Труппа ставит спектакли с цыганской тематикой. В первую очередь их волнуют социальные проблемы, а также предубеждения румынских граждан в отношении цыган. Пока - это частный театр, 300
хотя в стране действуют 12 государственных театров национальных меньшинств: девять венгерских, два немецких и один еврейский.
Действительно, как уже отмечалось и раньше, в румынском обществе существует неприятие цыган как особого социума со своими собственными законами и зачастую криминальными традициями. Это огорчает продвинутую часть цыганского сообщества и усложняет задачу его интеграции.
Заключение
Проблемы венгерской и цыганской диаспор в Румынии, казалось бы, не имеют ничего общего. Венгры, как правило, ощущают себя представителями более развитого и древнего государства и живут с румынами «по необходимости», стремясь не только к автономии, но и мечтая о воссоединении с родиной-матерью. Последнее нередко можно обнаружить в риторике крайне правых политических сил. Румынские власти вынуждены гибко реагировать на требования венгерской диаспоры, при этом ощущая над собой патернализм Брюсселя. Бухарест осознает, что не может допустить, чтобы ситуация вышла из-под контроля, о чем, как ему представляется, мечтает Будапешт.
В свою очередь, цыгане желают жить по своим внутренним общинным «законам», которые далеко не всегда согласуются с законами Румынии. В массе своей они воспринимают «внешний» мир как среду враждебную, но которую следует использовать для своего блага, для сохранения привычного образа жизни, далекого от европейских стандартов. Беседы с представителями цыганской диаспоры обнаруживают, что они ощущают обиду за плохое отношение к себе окружающих, называя это «расизмом». Однако среди цыган есть люди образованные и очень богатые, которые дают детям блестящее образование, но это капля в море. Они, как правило, не расположены афишировать источники своих доходов и свое происхождение.
Объединяет эти две диаспоры лишь стремление к самоизоляции, а адаптация принимается ими как вынужденное средство, способ выживания и самообеспечения. Есть между двумя диаспорами и существенное различие: если цыгане главным образом отстаивают свою культурную самобытность, то венгры выдвигают политическое требование - превращение единого и неделимого
государства в федеральное. Венгерская и цыганская диаспоры вызывают наибольшую озабоченность центральной власти, которая стремится найти взаимоприемлемый modus vivendi между ними и титульной нацией, не изменяя структуры своего государственного устройства.
Что касается других малых этносов, острых политических дискуссий на тему сохранения их самобытности, как правило, в Румынии не возникает. Правда, существует проблема украинцев, завязанная на положении румынского меньшинства в Украине. Права и тех, и других порой становятся предметом острых обсуждений на межгосударственном уровне.
Литература / References
Биткова Т.Г. (2022). Румыно-венгерские отношения: проблемы и перспективы. - Москва: ИНИОН РАН. - 63 с. [Bitkova T.G. (2022). Romanian-Hungarian relations: problems and prospects [Rumyno-vengerskie otnosheniya: problemy i perspektivy]. - Moscow: INION RAN. - 63 p.]. (In Russian).
Биткова Т.Г. (2019). Этническое многообразие Румынии: проблемы, противоречия, перспективы // Москва и Восточная Европа. Национально-территориальные проблемы и положение меньшинств в странах региона. События. Факты. Оценки. - Москва: Институт славяноведения РАН; Санкт-Петербург: Нестор-История. - С. 261-286 [Bitkova T.G. (2019). Ethnic diversity of Romania: problems, contradictions, prospects [Etnicheskoe mnogoobrazie Rumynii: problemy, protivorechiya, perspektivy] // Moscow and Eastern Europe. National-territorial problems and the situation of minorities in the countries of the region. Events. Data. Ratings. -Moscow: Institute of Slavic Studies RAS; St. Petersburg: Nestor-History. - P. 261-286] DOI: 10.31168/4469-1553-8. (In Russian).
Гладышева А.С. (2019). Цыгане Румынии в начале третьего тысячелетия // Москва и Восточная Европа. Национально-территориальные проблемы и положение меньшинств в странах региона. События. Факты. Оценки. - Москва: Институт славяноведения РАН; Санкт-Петербург: Нестор-История. - С. 313-321 [Gladysheva A.S. (2019). Gypsies of Romania at the beginning of the third millennium [Cygane Rumynii v nachale tret'ego tysyacheletiya] // Moscow and Eastern Europe. National-territorial problems and the situation of minorities in the countries of the region. Events. Data. Estimates. - Moscow: Institute of Slavic Studies RAS; St. Petersburg: Nestor-History. - P. 313-321] DOI 10.31168/4469-1553-8. (In Russian).
Грабевник М.В. (2022). Электоральный регионализм: случай Демократического союза венгров Румынии // Вестник Пермского университета. Политология. - Т. 16, № 1. - С. 31-39 [Grabevnik M.V. (2022). Electoral regionalism: the case of the Democratic Union of Hungarians in Romania [Elektoral'nyj regionalizm: sluchaj Demokraticheskogo soyuza vengrov Rumynii] // Bulletin of Perm University. Political
science. - Vol. 16, N 1. - P. 31-39] DOI: 10.17072/2218-1067-2022-1-31-39. (In Russian).
Стыкалин А.С. (2021). Венгерское национальное сообщество Трансильвании и его взаимоотношения с коммунистическими властями Румынии (19501980-е годы) // Центральноевропейские исследования. 2020. - Выпуск 3(12). -Москва: Институт славяноведения РАН; Санкт-Петербург: Нестор-История. -С. 134-161 [Stykalin A.S. (2021). The Hungarian national community of Transylvania and its relationship with the communist authorities of Romania (1950-1980 s) [Venger-skoe nacional'noe soobshchestvo Transil'vanii i ego vzaimootnosheniya s kommunis-ticheskimi vlastyami Rumynii (1950-1980-e gody)] // Central European Studies. 2020. - Issue 3(12). - Moscow: Institute of Slavic Studies RAS; St. Petersburg: Nestor-History. - P. 134-161] DOI: 10.31168/2619-0877.2020.3.7. (In Russian).
Arun G. (2022). Intre jocurile politice si romanismul agresiv // DW. - Bonn. -20.09. - URL: https://www.dw.com/ro/minoritatea-maghiar%C4%83-%C3%AEntre-jocurile-politice-%C8%99i-rom%C3%A2nismul-agresiv/a-63181069 (date of access: 20.04.2024).
Balan M. (2022). Provocari actuale in reglementarea statutului minorita^ilor na^ionale din Romania // Analele Universitatii de Vest din Timisoara. Seria Drept. -Timisoara. - N 1. - P. 15-22. - URL: https://drept.uvt.ro/administrare/files/1658873702-articol-m-balan.pdf (date of access: 22.04.2024).
Borcea S. (2022). Cum a fost redusa aproape la zero popula^ia evreiasca din Romania in anii Holocaustului §i dupa razboi // Adevarul.ro. - Bucuresti. - 17.04. -URL: https://adevarul.ro/stiri-locale/focsani/cum-a-fost-redusa-aproape-la-zero-populatia-2162163.html (date of access: 19.04.2024).
Constitutia Romaniei. (2003). - Bucuresti. - URL: https://www.wipo.int/ wipolex/ru/text/206938 (date of access: 19.04.2024).
Legea administra^iei publice locale nr. 215/2001. (2001) // lege5. - Bucuresti. -URL: https://lege5.ro/gratuit/gmztonjt/legea-administratiei-publice-locale-nr-215-2001 (date of access: 22.04.2024).
Ram М.Н. (2009). Romania: from laggard to leader? // Minority rights in Central and Eastern Europe. - London: New York: Routledge. - P. 180-194.
Recensamant 2022. Romania are 19.053.815 locuitori. Tara noastra a pierdut peste un milion de locuitori fata de acum 10 ani. (2022) // Digi24.ro. - Bucuresti. -30.12. - URL: https://www.digi24.ro/stiri/actualitate/recensamant-2022-romania-are-19-053-815-locuitori-tara-noastra-a-pierdut-peste-un-milion-de-locuitori-fata-de-acum-10-ani-2199695 (date of access: 19.04.2024).
Regulamentul de Organizare §i Func^ionare a Liniei Maghiare din cadrul Universitatii «Babe§-Bolyai» / Universitatea Babe§-Bolyai. - Cluj-Napoca. - URL: https://www.ubbcluj.ro/ro/despre/organizare/linia_maghiara (date of access: 19.04.2024).
Serban T. (2021). Legile paralele ale comunitatilor de romi. Cum judeca sta-borul crimele supusilor si ce patesc femeile infidele // ziare.com. - Bucuresti. - 13.11. -URL: https://ziare.com/stiri/eveniment/stabor-legi-pedepse-comunitate-roma-1710075 (date of access: 19.04.2024).
Stockmans P. (2023). Cum anexeaza Viktor Orbán minoritatea maghiara din Romania // MO. - Brussel. - 18.02. - URL: https://www.mo.be/ro/reportage/cum-anexeaz-viktor-orb-n-minoritatea-maghiar-din-rom-nia (date of access: 19.04.2024).
Vatala G. Tinerii romi si visul unei educatii prin contact si socializare // Avdives Khetanes. - URL: https://www.avdiveskhetanes.ro/tinerii-romi-si-visul-unei-educatii-prin-contact-si-socializare/ (date of access: 19.04.2024).
DOI: 10.31249/ape/2024.03.16
Bitkova T.G.1 Ethnic diversity of Romania: problems of the Hungarian and Roma diasporas
Abstract. The Romanian state, on the one hand, pursues a policy of integrating small cultural communities into the general Romanian society, and on the other, is concerned about the conflict-free resolution of pressing problems of ethnic minorities, whose main task is to preserve their own identity.
From the point of view of integration opportunities, the most numerous and united diasporas are of greatest interest: Hungarian and Roma. Analysis of the materials presented in the article allows us to draw several conclusions.
A peculiarity of the consciousness of the Hungarian ethnic group living in Romania is the feeling of belonging to a more developed civilization and the traditions of an older state. This implies a requirement for at least cultural autonomy, and at a maximum - Romania's refusal of the unitary form of government in favor of federalization, which causes a negative reaction from the central government. The Hungarian diaspora, as an urgent requirement, declares the expansion of the scope of use of the Hungarian language and education in it in places of compact residence, the preservation of toponymy, symbolizing the original presence of Hungarians in Transylvania.
As for the Roma, their integration into Romanian society seems, on the one hand, more real, and on the other hand, it comes up against a centuries-old tradition of living according to their own internal «laws», which often do not fit in with the laws of Romania. The state carries out many programs to popularize Roma traditional creativity and to involve Roma children in education. The latter encounters resistance from families who have
1 Bitkova Tatiana Georgievna - PhD in Philology, Leading Researcher, INION RAN; [email protected] ORCID ID 0000-0002-8471-1576 304
unquestioned authority in this environment. The goal, according to educated members of the Roma community, is to combine European education with the skills and concepts that children absorb within the Roma community. So far this problem is far from being resolved.
The author comes to the conclusion that both the Hungarian and Roma communities, despite their absolute differences, are united by the desire for isolation, which is the cause of the greatest concern of the central government.
Keywords: Romania, ethnic minorities, Hungarians, Roma, integration, cultural identity, politics.
Статья поступила в редакцию (Received) 29.03.2024 Доработана после рецензирования (Revised) 16.04.2024 Принята к публикации (Accepted) 21.04.2024