УДК 910.1
Ю. В. Дворников, С. Д. Полякова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ РЕГИОН ТРАНСИЛЬВАНИЯ В СОСТАВЕ РУМЫНСКОГО ГОСУДАРСТВА
В статье рассматривается сложный этнокультурный регион Трансилъвания. Длительный путь исторического развития, пройденный Трансилъванией, привёл к наблюдающимся сегодня отличительным особенностям её среди соседних регионов и стран. Это касается, прежде всего, этнических и культурных черт. Ситуация усложняется тем, что при формировании политической карты Европы Новейшего времени Трансилъвания вошла в состав Румынии, чуждой ей по многим признакам. Межэтническое противостояние румын и венгров в регионе длится не один век и даёт о себе знать на разных уровнях и сегодня, в том числе и в виде вооруженных столкновений. На протяжении XX столетия власти Румынии применяли различные подходы к решению этих проблем, и для российского исследователя подобный опыт и его результаты представляют собой интересную основу для анализа. Имеющиеся в распоряжении статистические данные по численности населения Румынии с разделением по уездам и этносам позволяют авторам увидеть изменения во времени и нынешнее состояние региона. При том, что в XXI в. наблюдается убыль населения в Румынии в целом, в том числе и в уездах рассматриваемого региона, венгерское население убывает ещё быстрее. Такой процесс ставит под сомнение национальную политику Румынии и правильность подхода её властей к решению вопросов, связанных с венгерским национальным меньшинством.
Ключевые слова: Трансилъвания, Румыния, Венгрия, венгры, индекс этнической мозаичности, регионоведение, страноведение, сецессионизм.
Современная Россия имеет массу проблем, которые могут быть рассмотрены в рамках гуманитарной географии, и одним из основных является комплекс проблем, связанных с межнациональными отношениями. Учёные и политики наперебой предлагают способы решения этих проблем, при этом зачастую забывая, что реализация подобных, аналогичных предложений уже была осуществлена неоднократно в исторической ретроспективе, и что прежде неплохо было бы изучить уже имеющийся опыт на более простых примерах по аналогии с постановкой физического или биологического эксперимента на моделях, а не реальном объекте.
Очень интересным в этом контексте, по нашему мнению, является опыт Румынии и, в особенности, Трансильвании. Выделим основные особенности, которые могут заинтересовать исследователя в рамках обозначенной выше проблематики:
1) длительный путь исторического развития в разных государственных формах, сопровождаемый многочисленными изменениями границ;
2) прямо проистекающие из первого пункта территориальные проблемы со всеми соседними странами, наличие спорных территорий;
3) наличие национальных меньшинств, при очевидном численном превосходстве титульной нации;
4) применявшиеся на разных этапах исторического развития разные формы АТД (в т. ч. и попытки ввести элементы национально-территориального деления, с последующим отказом от них в пользу чисто административного принципа);
5) активное участие в новейшей истории в двух мировых войнах, в коммунистическом эксперименте;
6) в случае с Трансильванией — несовпадение границ культурно-исторического региона с административными границами.
Таким образом, тематика данной статьи представляется нам весьма актуальной. Объектом рассмотрения мы выбрали регион Трансильвания, а предметом особенности этнокультурного взаимодействия, обусловленные включением этого региона в Румынское государство.
За почти вековую историю переписей населения с учётом этнической принадлежности по уездам Румынии накопилось большое количество статистических данных, обработка и анализ которых и легла в основу данного исследования. Задачи, поставленные авторами: 1) проследить исторические этапы формирования региона; 2) определить степень этнокультурной изоляции Трансильвании; 3) определить динамику (и причины её изменений) относительной и абсолютной численности венгров по уездам; 4) обосновать основные направления государственной политики с учётом всех факторов.
Вообще проблематика исследований подобного рода уходит корнями в классические географиче ские исследования ещё позапрошлого века. Фридрих Ратце ль, являющийся классиком для, как минимум, трёх важнейших направлений географии (этногеографии, политической географии и геополитики), описывая в своём опусе «Политическая география» законы экспансии государств, утверждал в частности, что более крупные политические единицы в процессе своего пространственного роста неизбежно будут поглощать и абсорбировать политические единицы меньшей значимости. При этом данный процесс предлагается рассматривать как неизбежный, и потому этически нейтральный [7].
В наше время этнополитическими конфликтами и связанными с этим проблемами сепаратизма занимались и занимаются многие исследователи. Можно упомянуть таких авторов, как Р. Ф. Туровский, В. А. Колосов, Д. В. Заяц, Н. С. Мироненко. В этом ряду особенно выделяется капитальный труд А. Ф. Попова «География сецессионизма». Поскольку о собственно сецессионизме, т. е. попытках государственного отделения, речь в данном случае не идёт, то Трансильвания в основном выпадает из рассмотрения этого автора, но думается, вполне уместным будет, памятуя о том, что сецессионизм есть радикальная форма сепаратизма, а автономизм — более мягкая, применить к данному случаю методику А. Ф. Попова. В частности, географический тип трансильванского автономизма можно обозначить как постсоциалистический. «Название данного типа определяется расположением формирующих его ЗРС на территории, ранее принадлежавшей государствам социалистического лагеря, а также историей развития соответствующих движений, тесно связанной с трансформацией данных государств в постсоциалистические» [3,с. 173].
Рассмотрим, прежде всего, основные исторические этапы, пройденные Трансильванией.
В Римскую эпоху границы римской Дакии приблизительно повторяют черты современного региона Трансильвания, что определяется обособленностью
территории: физико-географической (территория внутри карпатской дуги), культурной (трансформация местной, дако-гетской культуры, под влиянием привнесённой римской), этнической (местные племена и римские колонизаторы), хозяйственной (в этой провинции добывали медь, золото, серебро, разрабатывали соляные копи).
С падением Рима, в Средние века главную роль здесь играют секкеи, мадьяры и саксы.
При вторжении венгерского населения на территорию современной Трансильвании начинают возникать небольшие княжества — банаты. И к концу XI в. Трансильвания становится воеводством феодального венгерского королевства. Именно с этого момента и по 1918 г. Трансильвания разделяла путь исторического развития Венгерского королевства.
Венгерские короли селят на эти земли секеев (секуев или секлеров), саксов и швабов. Делается это с целью укрепления власти над захваченной территорией и для защиты юго-восточных границ от набегов кочевых народов. Можно сказать, что Трансильвания в это время начинает играть роль буфера, своеобразной «охранной территории» для Венгрии.
Итогом комплекса процессов, проходивших в Средние века в Трансильванском регионе, становится складывание мозаики основных этносов: мадьяры, секеи и саксы (в то время как румынское население находится под властью этих народов). Эта мозаичность народонаселения и будет отличать этот регион от других территорий и обуславливать политические процессы на протяжении его дальнейшей истории.
В последующем Трансильвания меняла свою государственную принадлежность (Венгрия, Австрия, объединение Валахии, Молдовы и Трансильвании Михаем Храбрым, Османская империя).
В 1848-1849 гг. в Трансильвании впервые пролилась большая кровь на национальной почве. В эти годы в Венгрии проходила буржуазная революция, и трансильванские румыны не только не поддерживали венгров в борьбе за их независимость, но напротив, выступали против них, на стороне Австрии.
В 1867 г. происходит создание Австро-Венгрии и Трансильвания переходит вновь под венгерское покровительство. Это второе по счёту владычество Венгрии будет продолжаться до концаПервой мировой войны. Венгрия уничтожает автономию Трансильвании и начинает усиленно мадьяризировать население (румыны при этом лишаются всяческих прав).
Следующие события, которые очень важны для Трансильвании — это образование в 1859 г. румынского королевства (путём объединения Валахии с Добруджей) и Первая мировая война.
По мере возрастания силы молодого Румынского государства, увеличивалась и его заинтересованность и претензии на Трансильванию. Это достигло апогея накануне Первой мировой войны. Вступив в неё на стороне Антанты, Румыния получает право на занятие Трансильвании.
Итак, в этот период в судьбе Трансильвании появляется новообразованное (с точки зрения истории) государство Румыния, которое в дальнейшем «мёртвой хваткой» будет держаться за этот регион.
Принятая в 1923 г. конституция Румынии решала проблемы национальных меньшинств на основе принципа равноправия и декларируемых гражданских и политических свобод. Однако к концу 30-х гг. (в 1938 г.) по новой конституции
произошло законодательное закрепление королевской диктатуры, а в 1940 г. генерал Антонеску отменил конституцию и ликвидировал все гражданские права.
В годы Второй мировой войны Венгрия и Румыния были союзниками гитлеровской Германии. И их спор был выгоден для проведения политики разделения сфер влияния держав оси (противоречия между ними использовались для давления как на Румынию, так и на Венгрию).
30 августа 1940 г. по решению второго Венского арбитража часть Трансильвании (Кришана, Марамуреш) была присоединена к Венгрии. Этот раздел региона между Венгрией и Румынией служил интересам только нацистской Германии, в результате оба государства (и Венгрия, и Румыния) надеялись получить всю Трансильванию и не хотели портить отношения с Гитлером. Берлин преследовал цель не допустить чрезмерного усиления Венгрии и стремился усилить зависимость от себя обоих антагонистов.
После августа 1944 г., когда Румыния порвала свои отношения с Германией, СССР стал действовать в этом регионе в своих интересах. Рассматривались различные варианты, и один из них — возможность получения от Бухареста полного отказа от претензий на Бесарабию и Буковину, взамен передачи ему всей Трансильвании. Это и произошло в 1947 г.
Парижский мирный договор восстановил румынско-венгерскую границу на 1 января 1938 г., вся Трансильвания была возвращена Румынии.
В феврале 1945 г. появился первый документ, устанавливавший демократические принципы решения национального вопроса — Декрет-закон о статусе национальных меньшинств [1].
По переписи 1948 г. национальные меньшинства составляли в Румынии 14 % населения, из них венгры — 9,5 %, немцы — 2,2 %, остальные национальности —
2,3 %.
В Декрете-законе провозглашалось равенство граждан перед законом, предоставление им равных гражданских, политических и юридических прав независимо от расы, национальности, языка и религии (ст. 1, 4). В особый раздел было выделено положение о языке, предусматривавшее право пользоваться родным языком во всех административных и судебных органах в тех районах, где не менее 30 % жителей составляли национальные меньшинства. Судьи, работники судебных и административных органов в указанных районах были «обязаны знать языки соответствующих национальностей» (ст. 12). На национальные языки переводились законодательные акты, принятые после 23 августа 1944 г. Обеспечивалось получение образования на родном языке во всех звеньях системы образования, включая и высшие учебные заведения.
В Конституции 1952 г. закреплялось новое административно-территориальное деление страны, которое было разработано с учётом национальных особенностей регионов и предусматривало создание в числе других 28 областей, создание Муреш-Венгерской автономной области с широкими внутренними полномочиями.
Национальная политика первых послевоенных лет оценивается как копирование исторического опыта СССР в решении национального вопроса. Создание Муреш-Венгерской автономной области было навязано Румынии с целью использовать трансильванскую проблему в качестве средства для шантажа, раздора и доминирования в регионе.
Практика демократического решения национального вопроса не распространялась в этот период на немецкое национальное меньшинство, на которое возлагалась ответственность за сотрудничество с нацистами. К основной его массе были применены меры ограничения гражданских прав, конфискация имущества, экспроприация земельной собственности и недвижимости.
После событий в Венгрии 1956 г. и вывода советских войск из Румынии в 1958 г. частично происходит урезание прав Венгерской автономной области, сокращаются возможности получения высшего образования на родном языке (так, венгерский университет, существовавший в Клуже с XIX в., был слит с румынским).
На рубеже 60-х гг. в национальной политике стала проводиться попытка консолидировать нацию на основе национальной идеи, которая постепенно приобретала националистические черты.
С приходом к власти Н. Чаушеску в 1965 г. это направление получило бурное развитие. В том же году появились новая конституция и новое название республики — Социалистическая Республика Румыния, партия стала называться Румынской коммунистической. Стала внедряться мысль, что Румыния ошибочно оценивается как типичное многонациональное государство.
Административно-территориальная реформа 1968 г. упразднила Муреш-Венгерскую автономную область. Упразднение её было проведено «в целях ограничения специфических привилегий, которыми пользовалось венгерское меньшинство».
И хотя Конституция 1965 г., провозгласившая Румынию суверенным, независимым и единым государством, подтверждала право на использование национального языка в районах, где проживают соответствующие национальные меньшинства, однако на практике при новом административно-территориальном делении в подавляющем большинстве уездов национальные меньшинства не составляли уже значительной части жителей.
Термин «национальные меньшинства» был заменен термином «совместно проживающие национальности» уже на рубеже 60-70-х гг. Базой ассимиляторского курса стала концепция «единой румынской социалистической нации». Руководство страной, таким образом, пыталось решить двуединую задачу — консолидацию народа и мобилизацию его усилий на ускоренное развитие страны и обеспечение на этой основе своего независимого курса [5].
Осуществление новых внутриполитических установок вело к сокращению возможностей получения образования на родном языке (особенно в высшем образовании); ограничению использования родного языка в административных, государственных и судебных учреждениях даже в местах компактного проживания национальных меньшинств; к замене национальных кадров румынскими в рамках «ротации» руководящих работников; к усложнению процедуры приглашения родственников, проживающих за рубежом.
Румынизация национальных меньшинств достигла апогея в 80-е гг. В политической лексике стали использоваться понятия «румыны венгерской (немецкой и т. п.) национальности».
Кроме этого, в 1987 г. в рамках новой аграрной революции началась реализация плана сельскохозяйственной систематизации, которая заключалась в снижении количества деревень. Жители неперспективных деревень должны были быть переселены
в «агроиндустриальные комплексы». Естественно, под планы систематизации попадали и районы компактного проживания национальных меньшинств, что неизбежно вело к новому обострению национальных отношений.
Напряжённость и противостояние властям в местах компактного проживания венгерского национального меньшинства к концу 80-х гг. сделали Трансильванию местом наибольшего социального напряжения, поэтому вполне закономерным стал тот факт, что события, приведшие к революции 1989 г. и крушению режима Н. Чаушеску, начались именно здесь (в Тимишоаре).
Манифестации в Тимишоаре, поддержанные румынским населением, в течение нескольких дней приобрели характер всенародного протеста.
Революционные перемены породили в среде национальных меньшинств надежды на быстрое изменение ситуации. Бурный рост национального самосознания, оформление национальных союзов и движений сопровождались требованиями немедленного устранения последствий ассимиляторской политики предыдущего периода. Односторонние акции в этом направлении со стороны венгерского меньшинства привели к новому росту напряжённости.
Манифестации в Трансильвании весной 1990 г., приуроченные к празднованию дня начала венгерской революции 1848 г., и контрманифестации привели к открытым столкновениям на национальной почве и человеческим жертвам.
Конституция Румынии 1991 г. (ст. 1), признавала и гарантировала лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, право на сохранение, развитие и выражение их этнической, культурной, лингвистической и религиозной принадлежности... «в соответствии с принципами равенства и недискриминации в отношении к другим румынским гражданам» (ст. 6, п. 2).
Но международная практика исходит из того, что предусматриваются не только права меньшинств, но и обязанности государств по отношению к ним: охранять самобытность меньшинств, создавать благоприятные условия для выражения и развития ими своей культуры, языка и религии...
В ноябре 1993 г. ДСВР (Демократический союз венгров Румынии) предложил проект закона о правах национальных меньшинств, учитывавший международную практику, альтернативный проект был предложен Советом по национальным меньшинствам Румынии. Существенная разница между двумя упомянутыми проектами состоит в различных концепциях, используемых для определения форм организации и представительства национальных меньшинств, а следовательно, для определения их прав.
В проекте закона, представленном ДСВР, коллективные права национальных меньшинств рассматривались как составная часть прав человека, предусматривались право на внутреннее самоопределение, персональная, локальная и территориальная автономия.
Концепция внутреннего самоопределения и территориальной автономии ещё в период правления Н. Чаушеску рассматривалась как реальная угроза обеспечения единства румынского государства.
Критика проекта закона заставила ДСВР в 1995 г. внести изменения в трактовку проблем автономии, смещая акценты в сторону культурной автономии.
Постановка Венгрией вопроса об «ответственности» за свою диаспору в сопредельных государствах вызывает в Румынии резко негативную реакцию и как попытка вмешательства во внутренние дела страны, и как угроза целостности её
территории.
Вместе с тем, необходимость вступления в западные интеграционные объединения заставляет Румынию и Венгрию искать разумный компромисс в двусторонних отношениях.
В середине сентября 1996 г. премьер-министры Венгрии и Румынии подписали двустороннее соглашение, подготовка к которому шла пять лет.
Договор признаёт нерушимость существующей границы между двумя государствами. Венгрия отказывается от территориальных претензий на Трансильванию.
Но национальный вопрос в этом регионе остаётся неурегулированным, эта проблема подписанием договора не снимается.
Трансильванские венгры с послевоенных времён и до сего дня активно требовали для себя, как минимум, культурной автономии, настаивая, в частности, на введении в школах венгерского языка. Румыния в тексте договора взяла на себя обязательства уважать права национальных меньшинств, сделав при этом оговорку, что достигнутый компромисс не означает предоставления венгерской общине прав на автономию.
На сегодня проблема венгерского меньшинства в Трансильвании находится в «замороженном» состоянии.
В административном отношении на территории Румынии выделяется 40 уездов (|ис1е1;) и 1 муниципия (город Бухарест).
В табл. 1 приводятся уезды, соответствующие четырём регионам Румынии: Трансильвании, Банату, Марамурешу и Кришане.
Дело в том, что понятие исторической области Трансильвании уже этого же понятия в его современном восприятии. Приблизительно с 20-40-х гг. XX в. в политическом обиходе под общим топонимом Трансильвания именовались четыре территории: Банат, южная часть Марамуреша, часть Кришаны и собственно Трансильвания. Поэтому в настоящее время под топонимом «Трансильвания» в некоторых случаях подразумевается вся территория, расположенная внутри «карпатской дуги». При таком подходе к районированию регион Трансильвания, конечно же, увеличивается по площади и обретает общие границы с Венгрией.
Таблица 1
Распределение уездов по культурно-историческим регионам «внутри карпатской дуги»*
Культурно-исторические регионы Экономические районы Уезды
Марамуреш Марамуреш 1. Марамуреш 2. Сату-Маре
Крищана Кришана 3. Бихор 4. Арад
Банат Банат 5. Тимиш 6. Караш-Северин
Окончание таблицы 1
Трансильвания Клуж 7. Сэлаж 8. Клуж 9. Бистрицы-Нэсэуд
Муреш (до административно-территориальной реформы 1968 г. — Муреш-Венгерская автономия) 10. Муреш 11. Харгита
Хундеоара 12. Хундеоара 13. Альба
Брашов 14. Сибиу 15. Брашов 16. Ковасна
*составлено на основе данных [5; 8].
В целом, на территории Румынии можно выделить следующие культурно-исторические регионы: Добруджу, Валахию, Банат, Кришану, Молдову, Буковину, Марамуреш и Трансильванию.
Оценивая положение только региона Трансильвания без территорий Банат, Марамуреш и Кришана, можно отметить, что регион находится в «самом сердце» Румынии. Таким образом, собственно Трансильвания — это не периферийный регион, а напротив, центральный, который не имеет общих границ с другими государствами и граничит только лишь с другими регионами Румынии.
Собственно Трансильвания, кроме Южной и Восточной Карпатской дуги, обособлена от других районов Западными румынскими горами. В центре этих горных массивов простирается Трансильванское плато, сильно расчленённое с высотами 500-600 метров, в центральной части которого находится Трансильванская равнина с большим массивом плодородных почв чернозёмного типа. Эта равнина издавна притягивала к себе людей, а когда в начале XX в. здесь стали разрабатывать залежи природного газа и вслед за этим развивать обрабатывающую промышленность, приток людей ещё более усилился.
Но, придерживаясь сложившихся традиций, оговоренных выше, представляется целесообразным проводить анализ всей зоны «внутри карпатской дуги», тем более что и Банат, и Кришана, и Марамуреш также обладают многими характерными чертами, что и собственно Трансильвания, и естественно разделяли её судьбу. Тем более, что тема этой статьи предполагает именно историческую ретроспективу, которая в свою очередь и позволяет включить в исследование весь регион «внутри карпатской дуги».
Культурно-исторические регионы включают народы, расселённые на смежных территориях и реально связанные между собой, хотя и различающиеся между собой по уровню и направлению социально-экономического развития, по языку и расовой принадлежности.
В уездах рассматриваемого региона Румынии венгерское население распределено весьма неравномерно. На рис. 1 эта ситуация представлена наглядно. Обращают на себя внимание, прежде всего, две особенности.
Во-первых, уезды, где максимально сосредоточено венгерское население и, более того, где оно составляет большинство, не имеет непосредственной пространственной связи с территорией Венгрии. Т. е. уезды Харгита и Ковасна в этническом отношении представляют собой анклавы венгров среди румын. Истоки этого факта лежат в переселении сюда венгерскими королями своих подданных для охраны юго-восточных границ королевства от различного рода нашествий.
марамуреш
бистрнца
сэл а»:
окхор
клуж
м\реш
харгша
ковасна.
тимнш
караш-СеверНН
Рис. 1. Доля венгерского населения «внутри карпатской дуги», 2011 г., %
(составлено по [8])
Во-вторых, начатая Харгитой и Ковасной полоса венгерского присутствия продолжается уездами со значительной, хотя и не превалирующей долей венгров (уезды Муреш, Клуж, Сэлаж, Сату-Маре, Бихор). При этом «венгерская зона Румынии» опять-таки отделена от территории Венгрии уездами Марамуреш и Быстрица-Нэсэуд, в которых доля венгров совсем незначительна.
Таким образом, можно сказать, что степень сложности этой этнокультурной зоны, достаточно высока. По выражению А. Г. Манакова, «мозаичность и иерархичность геокультурного пространства являются его важнейшими характеристиками» [2, с. 33]. Для инструментального подсчёта этнической мозаичности существует широко известный коэффициент, предложенный Б. М. Эккелем. Так, согласно индексу этнической мозаичности (ИЭМ), «этническое взаимодействие начинает ощущаться всем населением конкретного ареала, если доля представителей не основной (по численности) национальности превышает 10 %» [7], что соответствует ИЭМ ~ 0,2.
Далее, вычленяют этноконтактные зоны двух классов: 1) неярко выраженные, где ИЭМ составляет от 0,2 до 0,4 (соответственно, доля представителей не основной (по численности) национальности от 10 % до 40 %); и 2) ярко выраженные, где ИЭМ более 0,4 [2].
Если же наложить на эти данные сведения о других нацменьшинствах в этих уездах, то, соответственно, индекс этнической мозаичности в некоторых районах возрастет ещё больше.
Рассмотрим динамику доли венгерского населения по уездам Трансильвании. Поскольку, в связи с активной миграцией населения Румынии (как румын, так и венгров) абсолютный рост (падение) населения будет малопоказательным, мы сочли необходимым перевести абсолютные данные переписей в доли.
В свою очередь, динамика долей по уездам за рассматриваемый период графически и полно представлена в виде графиков на рис. 2, а изменение доли венгерского населения в 2011 г. относительно 1930 г. картографически и градационно показаны на рис. 3.
Первое, что обращает на себя внимание — это повсеместное падение доли венгров, за исключением уездов Сату-Маре и Сэлаж (они являются приграничными). Сильнейшее падение претерпели уезды Брашов, Клуж, Арад и Тимиш. Менее значительно, но тоже весьма заметно доля венгров упала в уездах Хундеоара и Бихор. Также особо отметим, что в уездах Харгита и Ковасна, с их сравнительно небольшим падением доли, в абсолютном исчислении показатели будут довольно значительными, поскольку это самые «венгерские» уезды Румынии.
100,00 90,00 ВО,00 70, ОО 60, ОО 50,00 40,00 30,00 20,00 10,ОО
ПЛпиП №
«V -/ >
(ТТгтп,
О
? &
А
ШьНии.тпч
Л/
л
□ 1930
□ 1956
□ 1966
□ 1977
□ 1992
□ 2002 ■ 2011
Рис. 2. Динамика доли венгров по уездам 1930-2011 гг., % от общей численности населения
уезда (составлено по |8|)
[мардмурЬш]
Снсарнщ -
С>ЛХ+ч
исш
муреш
измена
СНОНУ
|брЯЕНС1 К
караш-
север™
И змененпе дбЛн г^нгрОг-, %
Рис. 3. Изменение доли венгерского населения «внутри карпатской дуги» 2011 г. к 1930 г., %
(составлено по [8])
Разумеется, такое падение доли венгров в трансильванских уездах может объясняться по-разному, но очевидны четыре главных слагаемых этого процесса.
Во-первых, естественная убыль населения. Поскольку статистические данные не позволяют прямо увидеть этот показатель по этносам, то мы можем только предположить, взяв за основу уезды с явным большинством венгерского населения, что показатели естественного прироста (убыли) для венгров существенно не отличаются от аналогичных показателей для румын.
Во-вторых, миграционный отток. Он велик и в целом по Румынии, и в рассматриваемом регионе. Венгры, точно так же как и румыны едут на заработки в более, чем Румыния, развитые страны Европы, пользуясь преимуществами свободного передвижения в рамках Евросоюза. Но, в отличие от румын, некоторые из венгров ещё выезжают в Венгрию, рассчитывая на более комфортное существование среди представителей своего этноса.
В-третьих, миграционный приток румын в соответствующие уезды, уменьшающий тем самым долю венгров.
В-четвёртых, немаловажное значение здесь имеет фактор смены этнической самоидентификации с целью достижения задачи социального комфорта в преимущественно иноэтничной стране. Особенно сильно этот фактор может играть роль для людей, чья этническая принадлежность не представляется однозначной (дети от смешанных венгеро-румынских браков, двуязычные, активные внутренние мигранты).
Даже приведённые выше, не претендующие на всю полноту анализа рисунки, со всей очевидностью показывают высокую степень сложности Трансильвании, понимаемой как этнокультурная зона. И, в первую очередь, это касается уездов Харгита и Ковасна, которые, несмотря на все многовековые перипетии, сумели сохранить свою этническую и культурную специфику по сей день.
Стремление Трансильвании к независимости в настоящее время позволяет отнести этот вид сепаратизма к автономизму, т. е. к наиболее слабой степени сепаратизма. При этом, по предложенному Ф. А. Поповым делению, этот автономизм относится к постсоциалистическому географическому типу. Речь о сепаратизме и, в частности, об ирредентизме в настоящее время не идёт, поскольку ни среди местных политических сил, ни в самой Венгрии нет ни сколь-нибудь чётко обозначенного стремления к государственному обособлению Трансильвании, ни о попытке даже в отдалённой перспективе включить этот регион в состав Венгрии. Но будем учитывать, что такое положение вещей во многом обусловлено тем, что обе страны являются членами Европейского союза. Известно крайне негативное отношение ЕС к проявлениям сепаратизма. В случае ослабления процесса евроинтеграции и усиления центробежных тенденций в нём, и/или существенного ухудшения экономических условий в Румынии, национальные проблемы могут вспыхнуть с новой силой.
Очевидно, что только взвешенная и рациональная национальная политика хотя бы в этих двух уездах сможет позволить оставаться Трансильвании в составе Румынии без конфликтов и столкновений. В первую очередь, по нашему мнению, это означает необходимость введения особого статуса для венгерского языка, а также определённой степени автономии для всей этноконтактной зоны в вопросах, не касающихся непосредственно трансляции властных импульсов от центра к периферии. В этой связи вполне обоснованным видится воссоздание (разумеется, с учётом текущих реалий) Венгерской автономной области, отменённой Н. Чаушеску. Крах режима Н. Чаушеску в Румынии повлёк за собой многие политические и экономические процессы, но национальная политика по сути не претерпела существенных изменений. Такой шаг румынских властей ни в коем случае не приведёт к усилению сепаратизма в Трансильвании, а, напротив, позволит сгладить имеющиеся противоречия. Кроме того, подобная демонстрация уважения к национальному меньшинству находится вполне в русле европейских ценностей, и, таким образом, упрочит положение Румынии в ЕС.
Литература
1. Декрет-закон о статусе национальных меньшинств // Конституция и основные законодательные акты PHP. М., 1950.
2. Манаков А. Г. Геокультурное пространство северо-запада Русской равнины: динамика, структура, иерархия. Псков. Центр «Возрождение», 2002. 300 с.
3. Попов Ф. А. География сецессионизма в современном мире. М.: Новый Хронограф, 2012. 672 с.
4. Трансильванский вопрос. Венгеро-румынский территориальный спор и СССР. 1940-1946 гг. Документы российских архивов. М.: РОССПЭИ, 2000. 455 с.
5. Хашегану М. Экономическая география Румынской Народной Республики. М.: Иностранная литература, 1961. 551 с.
6. Эккель Б. М. Определение индекса мозаичности национального состава республик, краев и областей СССР // Советская этнография № 2, 1976. С. 33^12.
7. Ratzel Friedrich. Politische Geographie. Lpz., 1897.
8. Национальный институт статистики Румынии. [Электронный ресурс]: URL: http://www.insse.ro
9. [Электронный ресурс]: URL: http://wwvv.romaniatourism.com/histreg_map.html
Псковский регионологический журнал № 3 (31)72017 Об авторах
Дворников Юрий Валериевич — кандидат географических наук, доцент кафедры экономической географии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, С.-Петербург, Россия.
E-mail: dvo-juri@yandex.ru
Полякова Светлана Дмитриевна — кандидат географических наук, доцент кафедры экономической географии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, С.-Петербург, Россия.
E-mail: akoolina@list.ru
Y. Dvornikov, S. Polyakova
ETHNOCULTURAL REGION OF TRANSILVANIA IN THE COMPOSITION OF ROMANIAN STATE
The article considers the complex ethnocultural region of Transylvania. The long historical development of Transylvania led to the distinctive features of the region that are now observed among neighbouring regions and countries. This applies primarily to ethnic and cultural traits. The situation is complicated by the fact that when forming the Newest Time political map of Europe, Transylvania became part of Romania, which is alien to it in many ways. The inter-ethnic confrontation of Romanians and Hungarians in the region has lasted for more than one century and has been known at various levels today, including in the form of armed clashes. Throughout the 20th century, Romanian authorities used different approaches to solving these problems, and for the Russian researcher this experience and its results represent an interesting basis for analysis. Available statistics on the size of the population of Romania with the division of counties and ethnic groups allow the authors to see the changes in time and the current state of the region. Given that in the 21st century there is a decrease in the population in Romania as a whole, including in the counties of the region under consideration, the Hungarian population is decreasing even faster. Such a process casts doubt on Romania's national policy and on the correctness of its authorities' approach to resolving issues related to the Hungarian national minority.
Key words: Transylvania, Romania, Hungary, Hungarians, ethnic mosaic index, regional studies, secessionism.
About the authors
Dr Yuri Dvornikov, Department of Economic Geography, A. I. Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia.
E-mail: dvo-juri@yandex.ru
Dr Svetlana Polyakova, Department of Economic Geography, A. I. Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia.
E-mail: akoolina@list.ru
Статья поступила в редакцию 23.04.2017 г.