культурного туризма: этнический, этнографический, ностальгический, эколого-этнографический, этнопознавательный и антропологический, их характеристика приведена в таблице 1.
Данная статья посвящена этнокультурным рекреационным ресурсам лишь одного из алтайских регионов - Республики Алтай, где особенности этнокультурного разнообразия выражены более четко и ярко.
Национально-этнический состав территории характеризуется значительным разнообразием: в ходе переписи населения 2010 г. были зарегистрированы представители 91 национальности [3]. Однако эти национальности, кроме алтайцев, русских и казахов, не составляют компактно проживающих этнических сообществ. На рассматриваемой территории проживают алтайцы разных этнических групп (35,3 % всего населения), русские (55,7 %) и казахи (6,1 %). На фоне абсолютного преобладания русскоязычного населения, которое по территории республики распространено неравномерно, его ареал приурочен преимущественно к северным и северовосточным районам (рис. 1). В Чойском и Майминском районах доля их составляет, соответственно, 88,2 и 86,3 % [4].
В то время как в ряде районов центральной и южной части республики на фоне преобладания алтайского населения русские составляют меньшинство -от 3,3 % (в Кош-Агачском) до 25,3 % (в Усть-Канском районах). В самом южном Кош-Агачском районе большая часть населения (54,4 %) - казахи (рис. 1).
Основные характеристики подвидов этн
Алтайцы - обобщенное название тюркоязычных народов Алтая, среди них выделяют этнические группы северных (кумандинцы, челканцы, туба-лары) и южных алтайцев (алтай-кижи, теленгиты, телеуты). Часть этнических групп - тубалары, челканцы, кумандин-цы, теленгиты и шорцы - включены в перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (КМН) [5]. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 г. в Республике Алтай проживало 7801 чел. из состава КМН, представляющих особые этнические группы и являющихся носителями самобытных культур, промыслов, традиций, языка (табл. 2). Условия и образ жизни этих народов имеют существенную специфику.
Таким образом, в настоящее время этнокультурные рекреационные ресурсы Республики Алтай представлены следующими культурами: русская, алтайская, казахская, а также локальными сообществами коренных малочисленных народов: кумандинцы, теленгиты, тубалары, челканцы, шорцы. В структуру русской культуры входят общины русских старообрядцев.
Собранная в ходе исследования база данных содержит краткую характеристику перечисленных этнокультурных рекреационных ресурсов: территориальную приуроченность проживания отдельных этнических групп, языки, традиционные виды хозяйствования, религии, основные национальные блюда, элементы национального костюма и другие особенности.
Таблица 1
урного туризма (по А.Г. Бутузову с доп.)
Вид/подвид Путешествия с целью
Этнический Этнографический Ностальгический Эколого-этнографический Этнопознавательный Антропологический Этнособытийный приобщения к бытовому укладу и обычаям народов, ведущих традиционный или близкий к нему образ жизни приобщения к традиционной (доиндустриальной) народной культуре тех или иных этнических групп посещения места прежнего собственного жительства, территории проживания предков, родственников и членов семей приобщения к самобытной культуре различных этнотерриториальных сообществ в привычной среде их проживания комплексного изучения этнических культур в исторической ретроспективе приобщения к образу жизни тех или иных этнокультурных групп наблюдения и участия в традиционных национальных праздниках
Рис. 1. Этнический состав муниципальных образований Республики Алтай (%): 1 - Горно-Алтайск, 2 - Майминский район, 3 - Кош-Агачский, 4 - Онгудайский, 5 - Турочакский, 6 - Улаганский, 7 - Усть-Канский, 8 - Усть-Коксинский, 9 - Чемальский, 10 - Чойский, 11 - Шебалинский
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Таблица 2
Численность населения коренных малочисленных народов в Республике Алтай
по данным переписи 2010 г.
Этническая группа Российская Федерация Республика Алтай
Кумандинцы 2892 1062
Теленгиты 3712 3648
Тубалары 1965 1891
Челканцы 1181 1113
Шорцы 12888 87
В целях выявления этнически наиболее представленных районов был рассчитан коэффициент этнического разнообразия:
Кэр— Срайона/Сресп.,
где Сресп - количество этнических групп, проживающих в республике, Срайона -количество этнических групп в административном районе.
При расчете коэффициента этнического разнообразия учитывались следующие национальности: русские, казахи и этнические группы алтайцев, включая алтай-кижи, теленгитов, туба-ларов, челканцев, кумандинцев, теле-утов, а также шорцев. Их общая численность на территории Республики Алтай по данным переписи 2010 г. составила 201 266 чел. (98 % от общей численности населения республики).
Результаты расчетов представлены на рисунке 2, анализ которого показал, что наиболее высокий спектр этнического разнообразия, а следовательно и этнокультур, сконцентрирован на севере и северо-востоке республики (Майминский, Турочакский и Шебалинский районы), где коэффициент разнообразия превышает 0,6, т.е. в этих районах проживает более 60 % из представленных в республике этнических групп, но преобладает русское население.
Наиболее многочисленна группа районов, коэффициент этнического разнообразия в которых находится между 0,4-0,6. Чемальский и Чойский районы республики отличаются преобладанием русского населения; Усть-Канский, Онгудайский и Улаганский районы - алтайского населения.
N
А
\ казахское русское
Коэффициент этнического разнообразия
| менее 0.4 | | 0,4 - 0.6 ^ более 0.6
Рис. 2. Преобладающее население и этническое разнообразие муниципальных образований
Республики Алтай
Особое место в данной группе занимает Кош-Агачский район, где преобладает казахское население.
К районам с низким этническим разнообразием отнесен Усть-Коксинский район, характеризующийся относительно моноструктурным национально-
этническим составом населения. В районе Кэр < 0,2, однако русское население Усть-Коксинского района весьма не однородно. В районе сохранилась самобытная культура старообрядцев - кержаков, и до сих пор сторонники Живой Этики,
последователи Н.К. Рериха, именно здесь ищут мифическую Шамбалу.
Изучение этнического состава населения, особенностей этнической культуры отдельных национальных групп позволяет включать объекты их быта, материальной и духовной культуры в качестве объектов этнокультурного туризма, способствуя не только вовлеченности местного населения в турбизнес, но и популяризации их традиций, образа жизни, повышению национальной самоидентификации и сохранению целостности культуры местных сообществ.
Список литературы
1. Бутузов А.Г. Этнокультурный туризм. - М., 2013. - 248 с.
2. Евстропьева О.В. Этнорекреационный потенциал Байкальского региона // География и природные ресурсы. - 2013. - № 1. - С. 127-135.
3. Коренные малочисленные народы России: взгляд через призму последней переписи [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gorno-altaisk.info/news/21177.
4. Статистический ежегодник Республики Алтай. 2013. - Горно-Алтайск, 2013. -444 с.
5. О республиканской целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Республики Алтай до 2015 г.» // Распоряжение Правительства Российской Федерации № 536-р. от 17 апреля 2006 г.
ETHNIC DIVERSITY AND CULTURE AS A COMPONENT OF A TOURIST-RECREATIONAL DEVELOPMENT OF REPUBLIC OF ALTAI
B.A. Krasnoyarova1' 2, M.A. Indyukova1' 2, E.O. Garms1
'Institute for Water and Environmental Problems SB RAS, E-mail:[email protected] 2Altai State University, E-mail:[email protected]
The article deals with ethno-cultural recreational resources of the Altai Republic, shows the classification of ethno-cultural tourism. The authors conducted typing settlements at a rate of ethnic diversity, as well as analysis of the administrative districts of the predominant population.
Keywords: ethnic and cultural tourism, Altai, recreation.
УДК 543.062
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ГОРОДСКИХ СНЕГООТВАЛОВ НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ МАЛЫХ РЕК И ПРИЛЕГАЮЩИХ ТЕРРИТОРИЙ
Т.В. Носкова, С.С. Эйрих, Е.А. Овчаренко, Т.Н. Усков, Т.С. Папина
Институт водных и экологических проблем СО РАН, г. Барнаул E-mail: [email protected], [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]
Исследование химического состава городского снегоотвала, расположенного на берегу р. Барнаулка, показало существенное загрязнение органическими веществами. В речные воды попадают такие опасные ксенобиотики, как ди(2-этилгексил)фталат и бен(а)пирен, превышающие ПДКк-б в 2 и 5 раз, соответственно. Это свидетельствует о негативном влиянии снегоотвала на качество речных вод.
Ключевые слова: городские снегоотвалы, загрязняющие вещества, малые реки.
Для рек, протекающих в районах континентального холодного климата, характерно преимущественно снеговое питание. К таким рекам относятся реки Западной Сибири, на территории которой до полугода сохраняется устойчивый зимний покров. Обильные снегопады способствуют очищению атмосферы от присутствующих в ней веществ, которые аккумулируются в снеге и в дальнейшем влияют на формирование химического стока. Снеговой покров, являясь многокомпонентной системой, претерпевает многочисленные физические изменения под воздействием атмосферных факторов [1]. При этом возможна частичная потеря или перераспределение загрязняющих веществ. При ярком солнечном свете в снегу происходят также процессы фотолиза, способствующие трансформации веществ [2]. Снег в черте города содержит токсичные химические вещества антропогенного происхождения (выбросы от транспорта, сжигания угля и т.д.), которые при снеготаянии могут попадать в ближайшие водотоки.
Места временного складирования снега (снегоотвалы), убираемого с городских территорий в зимний период, очень часто определяются, следуя толь-
ко экономическим соображениям (минимальный пробег транспорта, перевозящего снег, а также наличием свободных территорий и т.д.), поэтому очень часто снегоотвалы располагаются в поймах рек. Фактически являясь городскими отходами, они не попадают под действие законодательства об отходах и не регулируются водным законодательством. При этом снегоотвалы являются важным источником антропогенного загрязнения [3]. В соответствии с «Правилами благоустройства города Барнаула» вывоз снега с территорий общего пользования разрешается только на специально определенные места снего-отвалов, которые определяются на текущий год постановлением администрации города. Во всех остальных случаях вывоз снега осуществляется на полигон твердых бытовых отходов [4]. Тем не менее, в «Правилах...» не прописаны требования, определяющие местоположение снегоотвалов, где загрязненный снег при таянии не наносил бы существенный вред окружающей среде. Поэтому они нередко находятся на открытых площадках, которые расположены в непосредственной близости от городских водотоков, например, в водо-охраной зоне р. Барнаулка.