> <
X uj
s
•x.
О ш 3-S
Q-
o ь-
a
14
ETHNIC AND HISTORICO-CULTURAL PECULIARITY OF THE REGION OF STA VROPOL
Kalantaryan Lyubov Alexeevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Chair of Theory and Methodology of Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
The article analyzes the ethno-, socio-, and culturogenesis processes in the region. Special attention is paid to the understanding of such concepts as multiculturalism and multi-ethnicity of the region formed by the interaction of cultures and civilizations.
Keywords: processes of ethnic; social and cultural cooperation; multiculturalism; multi-ethnicity of the region.
УДК 398.221
© Калантарян Л.А., 2016
КАЛАНТАРЯН Любовь Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Теории и Методики музыкального образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь
ЭТНИЧЕСКОЕ И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РЕГИОНА СТАВРОПОЛЬЯ
В статье дан анализ этно-, социо- и культурогенетических процессов в регионе. Особое внимание автор уделяет осмыслению таких понятий, как поликультурность и полиэтничность региона, сформировавшихся в результате взаимодействия культурных общностей и цивилизаций.
Ключевые слова: процессы этнического, социального и культурного взаимодействия; поликультурность; полиэтничность региона.
I
В отечественной науке историко-культурное своеобразие Северного Кавказа стало предметом научного изучения уже в конце XIX -начале XX веков, в трудах И.В. Бентковского, П.О. Бобровского, В. Бро-невского, А.Л. Зиссермана, A.A. Каспари, М. Краснова, А.И. Лаврова, Е. Маркова, А. Мельникова, Д.В. Раковича, А.И. Твалчрелидзе, Г.А. Ткачева, Ф.Ф. Торнау и др. Большую научную ценность представляют исследования Северного Кавказа и Ставропольской губернии Г.Н. Про-зрителева. Огромный фактический материал представлен в 12-ти томах "Актов Кавказской археологической комиссии".
Специфика исторических и культурных черт Ставрополья получила осмысление в исследованиях Г.А. Беликова, Н.Ф. Блохина, В.Л. Гаазова, Б.Л. Годзевич, В.В. Госданкера, В.Г. Гниловского, В.И. Козлова, Д.В. Кочуры, А.И. Кругова, И.В. Кузнецова, A.A. Кудрявцева, М.Е. Лец, В.П. Невской, H.A. Охонько, Д.Я. Спиркина, А.И. Твалчрелидзе, Ю.Н. Христинина, С.А. Чекменева и др. Концепции этногенеза и этническая история Северного Кавказа освящены в трудах Б.В. Виноградова, С.А. Головановой, Л.Н. Гумилева, A.B. Гадло, Б.Д. Грекова, В.А. Кузнецова, Е.И. Крупнова, E.H. Кушевой, Е.И. Нарожного, Б.А. Рыбакова, С.М. Соловьева и др.
Исторические и археологические источники свидетельствуют о том, что Кавказ - один из древнейших регионов, представлял собой некий узел миграционных, культурных, социально-политических и хозяйственных контактов, интенсивных колонизационных процессов. Следовательно, уже с древних времен характерными особенностями региона выступает его пол и культурность и полиэтничность как результат взаимодействия многих культурных общностей и цивилизаций, что в свою очередь оказало сильнейшее воздействие на последующее развитие региона, процессы этно-, социо- и культуро-генеза [5].
Археологические свидетельства верхнего палеолита на Северном Кавказе (первобытные стоянки на Черноморском побережье и Дону) указывают на складывание в этот период родовых общин, с появлением которых усилились процессы развития культуры, возрос уровень производительных сил. В эпоху мезолита и особенно неолита произошли существенные изменения в производстве орудий труда. Человек научился использовать различные металлы, помимо меди - свинец серебро, золото, изобретение гончарной печи и примитивного ткацкого станка стало толчком к интенсивному
развитию ремесел, ткачества и изготовления керамики.
Наиболее значительными культурами региона эпохи ранней бронзы были майкопская, куро-аракская, ямная, катакомбная культуры.
Во второй половине III тысячелетия до нашей эры племена майкопской культуры занимали значительную территорию от Прикуба-нья до предгорной зоны Северного Кавказа и Приазовья. В период расцвета майкопская культура характеризуется высоким уровнем развития металлургического, гончарного, ткацкого производства, о чем свидетельствуют артефакты, найденные в погребальных курганах и могильниках. Племена куро-арак-ской культуры были расселены на современной территории Северной Осетии, Чечни и Дагестана. Они имели тесные культурные и экономические связи с майкопской культурой и восточными цивилизациями. Основными видами хозяйственной деятельности куро-аракских племен было скотоводство и земледелие, как на равнине, так и в горной местности, где культивировалось террасное земледелие. В социальной организации преобладал патриархат [1].
В эпоху среднего бронзового века (II тысячелетие до нашей эры) сформировались северокавказская, дольменная, каякентско-хоро-чоевская, кобанская и другие культуры. Этот период характеризуется активными миграционными процессами. На территорию Северного Кавказа проникают многочисленные, пришедшие с западных территорий, племена катакомбной, срубной и других культур, происходят активные процессы ассимиляции, что оказывает большое воздействие на этно-, со-цио- и культурогенез региона.
Племена северокавказской культуры в некотором смысле были наследниками катакомбной культуры и явились предками большинства современных кавказских народов [1].
В период раннего железного века племена, заселяющие территорию Северного Кавказа, осваивали добычу железа и изготовления различных предметов из этого металла. О процессах этно-, социо- и культурогенеза в регионе этого периода свидетельствуют не только археологические артефакты, но и письменные источники греческих и позднее римских авторов. Уровень материального и культурного развития этносов заселяющих регион характеризует появление и распространение новых (железных) орудий труда, способствующих более интенсивному и продуктивному земледелию, животноводству и развитию ремесел. Повышение уровня материального благосостояния продолжает углублять социальное
расслоение общества, перераспределение общественной собственности приводит к выделению родовой аристократии, неуклонному разложению первобытнообщинного строя, переходу от родовых отношений к соседским, складыванию территориальных общин. В эпоху раннего железного века начинается процесс формирования классового общества и древних государственных образований на Северном Кавказе.
В первом тысячелетии до нашей эры происходят процессы, оказавшие огромное влияние на этно-, социо- и культурогенез региона,
- это греческая колонизация Северного Причерноморья и вторжение кочевых племен киммерийцев, скифов, сарматов, меотов и т. д. Киммерийцы - одно из первых кочевых племен, пришедших в Северное Причерноморье из Поволжья и степей Восточной Европы. Испытывая постоянное давление со стороны скифов, киммерийцы были частично ассимилированы, а к концу VII века вытеснены из Северного Причерноморья. Скифские племена занимали обширную степную территорию между Доном и Дунаем. Античные историки именовали ее страной скифов - Скифией. Обладая развитой, самобытной культурой, скифы оказали существенное влияние на культуру соседних народов Северного Кавказа, Дона и Прикубанья. В культуре скифов наиболее ярко проявился столь характерный для региона полиэтничный и поликультурный характер. В начале III века до нашей эры на смену скифам пришел новый мощный военно-политический союз сарматских племен. Сарматы и савроматы населяли донские степи, в культурном отношении они были близки скифам.
В VIII-VI веках I тысячелетия до нашей эры начинается период активной греческой колонизации региона. В Северном Причерноморье, на Дону и прибрежных территориях Азовского моря были основаны греческие поселения: Танаис, Горгиппия, Пантикапей, Фанагория и др. Опираясь на древнерусские летописные источники в своем фундаментальном труде "История России с древнейших времен", М.С. Соловьев анализирует результаты греческой колонизации и, прежде всего, значение водного пути из Варяг в Греки: "Благодаря промышленной деятельности этих греческих колоний Днепр ещё задолго до р. х. сделался большой торговой дорогой. Днепр с притоками стал для восточных славян могучей питательной артерией народного хозяйства,
- отмечает далее ученый, - втянув их в сложное торговое движение, которое шло тогда в юго-восточном углу Европы" [6, с. 221 ].
> <
x
UJ
S
•x. o
Ш
y S
Q-
o ha
i6
К концу V века основанные греками города объединились в единое государство - Боспорс-кое царство, столицей стал город Пантикопей. Греческая колонизация оказала, несомненно, прогрессивное влияние не только на Северное Причерноморье, но и на весь кавказский регион. При укреплении торгово-экономических связей, эллинами транслировались принципы государственного устройства и социальной регуляции общества, но и уровень развития "варварских" племен был уже достаточно высок для того, чтобы перейти на новую ступень общественного развития, следовательно, можно говорить о двустороннем характере процесса культурного взаимодействия. Особо значительным было культурное влияние греков, что привело к инкультурации и инфильтрации коренного населения в эллинские полисы.
Еще одно древнее "полиэтническое" государство, существовавшее на территории региона в IV-III веках до нашей эры, - Кавказская Албания. В нее входили многочисленные народы и племена, объединенные под "властью царя-военачальника". В составе Кавказской Албании находился и Северо-Восточный Кавказ, населенный легами, дидурами, гелами - предками современных дагестанских народов. Изучая этнические процессы на Северном Кавказе в период железного века и раннего средневековья, A.B. Гадло указывает на то, что: "В течение второй половины I тыс до н.э. Северный Кавказ не оставался в стороне оттого пути, по которому шло развитие других регионов Старого Света [2, с. 211 ].
По мнению ученого, уже в IV-V веках явственно проступает "тенденция к интеграции передвинувшихся в Предкавказье новых кочевых групп с родо-племенными общностями,заселявшими его просторы на протяжении предшествующих столетий" [2, с. 211 ], что приводит в начале следующего века к образованию крупных политических племенных союзов, которые также имеют тенденцию к консолидации, "выделяется сильная военно-аристократическая верхушка, стремящаяся к монополизации власти внутри объединения и отрыву от массы рядовых соплеменников" [2, с. 212]. Вторая половина VII века характеризуется усилившейся тенденцией к "объединению всех групп, обитавших в зоне степи в рамках одного политического образования Оногуро-Булгарского союза", тем не менее существование этого союза оказалось недолгим, вследствие "сопротивления со стороны групп, обитавших в северо-восточных территориях междуморья" [2, с.212].
В период средневековья продолжают складываться кавказские этносы, формироваться
новые государства. К середине VI века сложились колхидский народ - иберы и колхи (предки грузин), - адыгский народ. Начиная с середины VII века почти вся территория Южного Кавказа завоевана Арабским халифатом. Сформировались кавказские государства Абхазия, Кахети, Ширван, Грузинское государство. К концу 1-го тысячелетия нашей эры на Северном Кавказе возникло аланское государство, в состав которого входили, помимо аланов, и многочисленные вайнахские племена - предки ингушей. В начале 11-го тысячелетия продолжается процесс складывания дагестанских народов, сформировался азербайджанский народ. Активизируется завоевательская деятельность турков-сельджуков, захвативших большую территорию Южного Кавкавза. К концу XIII века почти весь кавказский регион завоеван монголами и подчинен Золотой Орде.
В последующие два века продолжают складываться новые кавказские народы: карачаевский, кабардинский, балкарский, ногайский. К концу средневековья в результате мощной турецкой экспансии Кавказ оказывается разделенным между государствами Кара-Коюнлу, Ак-Коюнлу, Астраханским и Крымским ханствами и позднее между Ираном и Турцией [3].
Таким образом, с древнейших времен северокавказский регион представлял собой некий "плавильный котел", в котором интенсивно осуществлялись культурные, этнические, социально-политические, хозяйственные контакты, проходили активные миграционные и колонизационные процессы, что позволяет выделить специфические черты региона, такие как по-лиэтничность и поликультурность.
Примечания:
1. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века. - М. : Наука, 1988. - Т. 1,2.
2. Гадло A.B. Этническая история Северного Кавказа X-XIII вв. - СПб.: СПбГУ, 1994. - 238 с.
3. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гре-бенских казаков (на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора) : монография / А.Ф. Григорьев ; под науч. ред. д. филос. н., проф. И.И. Горловой. - Изд. 2-е, доп. - Ставрополь : Возрождение ; Ставролит, 2012. - 336 с.
4. Калантарян Л.А. Макродинамика культуроге-неза и морфогенез культур региона Северного Кавказа // KANT- Ставрополь : Ставролит, 2014. -№3(12).-С. 128-132.
5. Калантарян Л.А. Историко-культурное своеобразие региона Ставрополья: Этносоциогенез региона в русле становления взаимоотношений народов Кавказа с Древнерусским государством // KANT. - Ставрополь : Ставролит, 2015. - № 4(13). - С. 47-50.
6. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 1 -2 - М.: Голос, 1983. - 768 с.