Научная статья на тему 'Этнический туризм как фактор деградации и сохранения традиционного культурного ландшафта'

Этнический туризм как фактор деградации и сохранения традиционного культурного ландшафта Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1278
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / ТРАДИЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ТРАДИЦИОННЫЙ ЛАНДШАФТ / ЭТНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / CULTURAL LANDSCAPES / TRADITIONAL NATURE MANAGEMENT / TRADITIONAL LANDSCAPES / ETHNIC TOURISM / ETHNOGRAPHIC TOURISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Исаченко Татьяна Евгеньевна

В статье определяется понятие этнический туризм. Прослеживаются взаимосвязи развития этнического туризма и сохранения традиционной системы расселения, традиционного природопользования и культурного ландшафта региона. Анализируются два способа организации этнического туризма: «южноамериканский», обеспечивающий сохранению традиционной культуры и традиционного ландшафта и «азиатский», приводящий к деградации традиционной культуры и традиционного ландшафта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Исаченко Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic tourism as a factor of degeneration and saving of traditional cultural landscape

The author considers concept of ethnic tourism, analyzes correlations between development of ethnic tourism and preservation of traditional population settlement pattern, traditional nature management and traditional cultural landscape. The author represents two ways of the ethnic tourism organization. The first of them is "South-american" that promotes conservation of traditional culture and traditional landscape. The second one is "Asian" that leads to degradation of traditional culture and traditional landscape.

Текст научной работы на тему «Этнический туризм как фактор деградации и сохранения традиционного культурного ландшафта»

Этнический туризм как фактор деградации и сохранения традиционного культурного ландшафта

Исаченко Т.Е.

В статье определяется понятие этнический туризм. Прослеживаются взаимосвязи развития этнического туризма и сохранения традиционной системы расселения, традиционного природопользования и культурного ландшафта региона. Анализируются два способа организации этнического туризма: «южноамериканский», обеспечивающий сохранению традиционной культуры и традиционного ландшафта и «азиатский», приводящий к деградации традиционной культуры и традиционного ландшафта.

Ключевые слова: культурный ландшафт, традиционное природопользование, традиционный ландшафт, этнический туризм, этнографический туризм.

The author considers concept of ethnic tourism, analyzes correlations between development of ethnic tourism and preservation of traditional population settlement pattern, traditional nature management and traditional cultural landscape. The author represents two ways of the ethnic tourism organization. The first of them is "South-american" that promotes conservation of traditional culture and traditional landscape. The second one is "Asian" that leads to degradation of traditional culture and traditional landscape.

Keywords: cultural landscapes, traditional nature management, traditional landscapes, ethnic tourism, ethnographic tourism.

В XXI в. во многих странах мира рекреационное освоение пространства приходит на смену традиционному природопользованию. При этом в одних регионах развитие рекреации стимулирует традиционную хозяйственную деятельность, а в других вступает с ней в неразрешимые противоречия, приводящие к разрушению традиционной системы расселения и деградации культурного ландшафта. Парадокс заключается в том, что и в первом, и во втором случае основным фактором привлекательности региона для рекреантов и туристов является именно традиционный уклад жизни населения, занимающегося традиционной хозяйственной деятельностью и, соответственно, традиционный культурный ландшафт.

В начале нового столетия многие страны осознали, что для успешного развития рекреации каждый регион должен иметь свой неповторимый облик и образ. Вузы, готовящие специалистов в области туризма, начали обучать студентов выявлять, формировать и даже конструировать географические образы регионов, создавая на их основе туристские бренды. Пришло понимание того, что в век глобализации и унификации, когда даже в тропической пустыне можно создать горнолыжный курорт, самым ценным рекреационным ресурсом являются традиционные веками формировавшиеся культурные ландшафты регионов. В даль-

нейшем под традиционным культурным ландшафтом (природно-культурным комплексом) мы будем понимать конкретную территорию с определенным набором взаимосвязанных природных компонентов, обжитую определенной общностью людей (этносом) в соответствии с их представлением об идеальном пространстве, и измененную под воздействием традиционного природопользования.

Во многих странах (в том числе и в России) в настоящее время зоны традиционного природопользования рассматриваются в качестве особо охраняемых природных территорий. По сравнению с природным ландшафтом такие природно-культурные комплексы являются менее устойчивой системой и требуют постоянной поддержки со стороны осваивающего их сообщества. Режим охраны здесь предполагает создание условий для поддержания малых этнических групп, основа уклада жизни которых непосредственно зависит от сохранения традиционного природопользования и традиционного ландшафта.

Однако в условиях жесткой конкуренции поддержание традиционного природопользования оказывается весьма затратным, продукция, произведенная по традиционной технологии, стоит намного дороже продукции массового производства. Сохранение малых народов, а соответственно и традиционных культурных ландшафтов напрямую зависит от дотаций, поступающих в регион. Только высокоразвитые и в материальном, и в духовном отношении государства в состоянии обеспечить поддержку и сохранность таких территорий. Проблема осложняется еще и тем, что традиционный ландшафт — это система развивающаяся, его невозможно подвергнуть музеефикации. Можно отреставрировать реликтовый дворцово-парковый комплекс, воссоздав его облик на начало XVIII в. или на конец XIX в., и открыть там музей, но традиционный культурный ланд-

шафт живет своей жизнью, чтобы его сохранить, в нем надо жить сегодня и осваивать его, исходя из современных возможностей.

В наши дни многие развивающиеся страны не в состоянии финансировать долгосрочные программы, направленные на сохранение и развитие традиционного ландшафта страны. Наиболее общий путь решения проблемы — организация этнического туризма, который в настоящее время рассматривается, как предпосылка для выживания малых этнических групп и сохранения культурного ландшафта, но в то же время зачастую становится альтернативой традиционному природопользованию и уничтожает его.

Этнический туризм —

подходы к определению

Прежде чем проанализировать обозначенные противоречия необходимо определим, что будет в дальнейшем пониматься под термином этнический туризм. Основной задачей при разработке любого этнического тура является ознакомление участников с традициями, культурой и бытом различных этносов и этнических групп. Организаторы гарантируют туристам показ традиционных жилых и хозяйственных построек, встречу с местными жителями, облаченными в национальную одежду, участие в традиционных праздниках и обрядах, дегустацию блюд местной кухни и покупку уникальной сувенирной продукции, включающей и предметы традиционного быта. Однако часто все заканчивается знакомством с этнографическими музеями и музеями-заповедниками, в которых собраны образцы традиционной архитектуры и предметы народного быта, и участием в театрализованных гуляниях, разыгрывающихся в этой декорации силами приглашенных артистов.

Интерес к традиционной культуре народов разных стран стимулирует и формирование современных туристско-этногра-

фических стилизованных поселений, где организуются интерактивные экскурсионные программы, проводятся традиционные праздники, предлагается знакомство с обрядовой культурой, проводятся ярмарки и мастер-классы по обучению народным промыслам и т.п. Популярным становятся заказы на проведение свадебных торжеств по народным обрядам. На пустом месте строятся как местные традиционно-культурные центры, так и обширные комплексы, где представлены культуры различных народов мира (например, «Этномир» в Калужской обл.). Организация подобных центров очень важна, она помогает разным народам лучше понять друг друга, дает возможность туристам познакомиться с местной культурой и традициями. Но все это позволяет лишь хранить память о традиционной культуре, но не в коей мере не саму традиционную культуру. Подобные центры никак не соотносятся с окружающим ландшафтом, являясь экзотическими островками среди не освоенного ими пространства. По-существу, нет разницы, где появится «Этномир»: среди распаханных полей, в лесном массиве или в городской среде. За рамками туристской деятельности остаются и представители местного сообщества, которые могут только участвовать в шоу в качестве актеров или живых экспонатов. Сувенирная продукция, продающаяся в музеях и культурных центрах, часто производится в других регионах и никак не связана с местными промыслами и традициями.

Туризм на базе этно-культурных комплексов — назовем его этнографическим — по существу является разновидностью музейного и культурно-познавательного туризма. В данном случае представляется целесообразным разграничить этнографический и этнический туризм, о котором пойдет речь в дальнейшем.

Этнический туризм в нашем понимании имеет три составляющие: живое местное сообщество с традиционным укладом

жизни; вмещающий культурный ландшафт, обжитой, сформированный и поддерживающийся в результате хозяйственной деятельности этноса и традиционную обрядовую (культовую и праздничную) культуру, являющуюся частью жизни местного сообщества. Ландшафт, структура селения, обустройство дома, повседневная и праздничная одежда, кухня, изделия традиционных промыслов, торговые отношения (местные базары и рынки), праздники, обрядовая культура — все это составляет единый комплекс, познакомиться с которым возможно, лишь побывав в качестве гостя в селениях и домах местных жителей.

Анализ современного развития этнического туризма позволило выявить его специфику в различных регионах мира, проанализировать отношение к сохранению традиционного культурного ландшафта в разных странах.

«Южноамериканский» путь развития

этнического туризма

В мире сохранилось немного стран, где имеются необходимые условия и предпосылки для успешного развития этнического туризма. Наиболее успешным регионом, реализующим этнические туры, является Южная Америка, чему способствует как менталитет местных сообществ, так и политика ряда латиноамериканских государств. Здесь доходы от туризма дополняют доходы местного сообщества, получаемые от традиционного ведения хозяйства.

Рассмотрим специфику организации этнического туризма в Перу в районе озера Титикака, где проживают индейцы кечуа и аймара. Наибольший интерес для туристов представляют здесь плавучие острова Урос, построенные индейцами из камыша. Мир плавучих островов (более 40), крупнейшему из которых около 160 лет, экзотичен и привлекателен своей непохожестью на бурную жизнь материка. Всего на островах проживает около 1500 человек (350 семей).

Для сохранения традиционного уклада жизни необходимо постоянно поддерживать устройство рукотворных островов, обновляя гниющий слой камыша, разводить рыбу в мини-бассейнах, выращивать картофель на органических остатках разлагающегося камыша, подновлять жилища, школу, детский сад, церковь, построенные все из того же камыша. Все это требует больших трудовых затрат: так постройка одной камышовой лодки занимает у двух мужчин около 3 недель, а используется она только полугода.

На островах Урос

Основное занятие местных жителей — рыбная ловля. Очень важно, что туризм здесь является не первой, а лишь второй статьей дохода. Около 30 островков, расположенных недалеко от г. Пуно, открыты для осмотра: каждый из них ежедневно посещают 300-500 туристов. Посещение островов платное, доходы от продажи входных билетов идут в общий бюджет общины. Туристы равномерно распределяются между островами, где жители — преимущественно женщины — показывают устройство острова и обустройство домов, эти услуги входят в оплату входного билета. Мужчины объясняют технологию постройки острова и организуют за отдельную оплату прогулки на камышовых лодках между островами. Туристам предлагают сувениры собственного изготовления — ручные вышивки и изделия

из камыша. Личные доходы каждого члена общины определяются количеством произведенного и проданного товара. Всего на островах проживает около 1500 человек (350 семей), многие из них имеют дома на материке. Нет никакой иной возможности сохранить этот уникальный искусственный комплекс помимо создания условий, при которых жителям будет выгодно оставаться здесь жить. Государство бесплатно обеспечивает общину биотуалетами и солнечными батареями, а также поддерживает образование и здравоохранение.

Аналогичная ситуация складывается и на естественных островах озера Титикака — Амантани и Такиле. На острове Амантани насчитывается 6 поселков, в которых проживает около 800 семей (4000 чел.). Основные занятия мужского населения острова — лов рыбы и сельское хозяйство: выращивание на озерных террасах киноа (рисовой лебеды), картофеля и других овощей, разведение скота. Распашка озерных террас дело достаточно трудоемкое: почва содержит большое количество валунов, которые приходится убирать вручную, по краям наделов формируются каменные изгороди, напоминающие ровницы в Карелии. Туризм — дело женского и детского населения острова. Туристы — в высокий сезон до 600 чел./ день — остаются жить на острове, по меньшей мере, два дня. Глава общины распределяет гостей по домам, каждая семья принимает туристов в среднем 2 раза в неделю. Женщины и дети в национальной одежде встречают «своих» туристов и опекают их в течение всего времени пребывания на острове: кормят, провожают от дома до центральной площади поселка, где начинается подъем к святилищам Пачатата и Пачамама, отводят домой. Ожидая своих гостей, они, одетые в традиционные наряды, сидят на центральной площади селения с вязанием, формируя живописные группы и позируя для фотокамер туристов.

Мужчины встречаются с гостями только за столом во время совместных завтраков, обедов и ужинов. Туристов кормят традиционной повседневной пищей, для приготовления которой используются местные продукты: кукуруза, киноа, бобы, вместо чая заваривается мунья — растение из семейства губоцветных. Вечером туристы, одетые в национальные костюмы вместе с женщинами и детьми участвуют в традиционных танцах в деревенской зале, что оказывается нелегким испытанием для непривычных людей, учитывая высоту местности (более 3800 м над уровнем моря). Так туристы, вживаясь в местное сообщество, сами становятся «этнографическими экспонатами». Оплата проживания и питания входит в стоимость поездки, организаторы которой возмещают затраты общине. В дальнейшем часть денег равномерно распределяется между семьями, принимающими гостей, остальные идут на общественные нужды. Дифференцируется доход семьи только количеством проданных туристам традиционных шапочек, варежек и носочков, связанных женщинами: весь доход идет мастерице. Успешность программы подтверждает тот факт, что многие молодые семьи остаются на острове, строят собственный дом и живут веками сложившейся традиционной жизнью, поддерживая систему расселения и вековой культурный ландшафт.

Жители соседнего острова — Такиле (около 350 семей) объединены в общину, которая провозгласила себя независимой от государства. Соответственно жители острова не могут заниматься промышленным ловом рыбы, поскольку озеро не является собственностью общины. Сельское хозяйство, туризм и продажа текстильных и шерстяных изделий — основные статьи дохода сообщества. На острове нет полиции; все проблемы решают на воскресных собраниях старейшины (мэры), избранные народом. Жители острова помогают

друг другу и живут в соответствии с заповедью предков: «Ama suva. Ama quella. Ama llullav», что на языке кечуа означает: «Не кради. Не ленись. Не лги». Сообщество острова достаточно замкнуто, жениться молодые люди могут только внутри общины. Туристов принимают: кормят и обеспечивают ночлегом все семьи поочередно (занимаются приемом туристов преимущественно мужчины), для их обеспечения используют продукты, произведенные на острове: мясо, яйца, картофель, овощи, ки-ноа, рыбу, выловленную с берега. Весь доход остается в принимающей семье. Остров Такиле известен своими тканями и вязаными изделиями, производство которых прерогатива мужчин. Продажа изделий осуществляется централизовано — в магазине на центральной площади острова, цены устанавливаются единые, как правило, достаточно высокие. Доход от продажи идет на покрытие нужд всей общины. Для поддержания своего существования община непосредственно заинтересована в увеличении потока туристов на остров, что невозможно без поддержания сложившегося уклада жизни и сохранения традиционного ландшафта острова.

«Азиатский» путь развития

этнического туризма

Для большинства азиатских стран характерна иная схема организации этнического туризма. Здесь доходы, получаемые от развития рекреации, становятся альтернативой доходов, получаемых от трудоемкого тяжелого традиционного природопользования. В качестве примера рассмотрим северный Вьетнам (провинция Лаокай) — горный район со знаменитыми горными «рисовыми ландшафтами», где кроме вьетнамцев проживают многочисленные горные народности — хмонги, таи, нунги, мыонги и др. Каждое воскресенье в селении Бакха (Бак Ха) проходит крупнейшая ярмарка горных народностей, где не

Рисовые поля в Шапе

только совершаются покупки, но разыгрывается еженедельный традиционный бытовой обряд.

Туристические компании наперебой зазывают в регион, обещая знакомство с бытом и традициями малых народов, с уникальными ландшафтами террасированных рисовых полей на склонах гор. Однако прием туристов организован так, что большая часть доходов уходит из региона, поскольку харчевни и гостевые дома принадлежат предпринимателям, не живущим в регионе, а местная община остается в стороне от этого процесса. Организаторы туризма получают быстрые легкие деньги, не задумываясь о будущем региона и о реальных проблемах местного сообщества. В результате местные жители в условиях жесткой конкуренции пытаются включиться в прием гостей: как только туристы попадают в селение, их атакует толпа местных жителей, каждый из которых стремится завладеть вниманием, а затем и деньгами приезжих посредством продажи товаров или услуг, позируя за вознаграждение фотокамерам туристов. Цены на предлагаемые, явно не произведенные местными жителями товары легко снижаются в 5—10 раз. В результате местные жители получают подачки и видят выго-

ду для себя не в работе в сфере приема туристов, куда их попросту не допускают, а в выпрашивании денег. Во всеобщую погоню за деньгами вовлекаются и дети, с 4—5 лет обучаясь скрытому под видом торговли попрошайничеству, что фактически разрушает традиционную систему внутриобщинных отношений и культуру региона. Традиционное хозяйство в таких условиях поддерживать очень сложно. Террасирование склонов, искусственное орошение, распашка полей на буйволах, ручная посадка растений — это тяжелый труд, который должен оплачиваться значительно выше того, что можно выручить на рынке за продажу произведенного таким образом риса. Однако, государственных программ, ориентированных на поддержание традиционного природопользования в регионе нет, а понимание того, что вместо тяжелого сельского труда можно просто показывать себя туристам, получая «легкие» деньги, уже внедряется в сознание людей. В результате забрасываются поля, молодежь уезжает из селений, разрушается традиционная система хозяйствования.

Пожалуй единственный доход от развития туризма местное население получает в результате проведения акций по сбору туристами денег на нужды конкретных

семей, например, на покупку буйвола. Но и в этом случае все зависит от добросовестности групповодов и экскурсоводов. Представляется, что такое развитие туризма неизбежно приведет как к разрушению традиционной культуры и исторически сложившегося природопользования, так и к уничтожению уникальных культурных ландшафтов.

Условия успешного развития этнического туризма

Общие положения, определяющие условия успешного развития этнического туризма, обеспечивающего сохранение традиционной культуры и традиционного культурного ландшафта, включают следующее:

• сохранение традиционного природопользования должно рассматриваться как основная предпосылка сохранения культурного ландшафта региона;

• осознанное включение местных сообществ в качестве полноправных партнеров должно быть непременным условием при развитии туризма и рекреации;

• формула «равный с равным», «хозяи-гость» должна быть нормой в отношениях туристы — местные жители. Реализация этнического туризма невозможна без долгосрочных государственных программ, направленных на комплексное развитие региона, при котором туризм рассматривается в качестве дополнительного, а не основного источника дохода. Благосостояние региона не должно напрямую зависеть от колебаний туристских потоков. При разработке таких программ должны учитываться следующие моменты.

1. Обеспечение приоритетного развития традиционного природопользования.

2. Обеспечение сбыта продукции, производимой в регионе (как правило, сельскохозяйственной продукции и изделий

народных промыслов) по завышенным ценам, включающим доплаты за ведение хозяйства традиционными способами.

3. Распределение доходов от ведения традиционного хозяйства в соответствии вложенному труду каждого члена общины.

4. Использование основного дохода, получаемого от туризма, для развития региона (финансирование строительства дорог и общественных зданий, кредитование частного жилищного строительства, развитие образования и здравоохранения, выплаты пособий нетрудоспособным членам общины, многодетным и молодым семьям и т.д.).

5. Равномерное распределение доходов от туризма и исключение конкуренции за получение прибыли от туристов среди местных жителей.

6. Вовлечение туристов в финансирование социальных программ, реализуемых в регионе.

Особенности этнического туризма

в России

В России сейчас повышается интерес к традиционной русской народной культуре, и как следствие активно развивается этнографический туризм. Наряду с архитектурно-этнографическими музеями под открытым небом: Кижами, Витослав-лицами, Малыми Карелами, Семенко-во (архитектурно-этнографический музей Вологодской обл.), открываются комплексы с характерными названиями: Тридевятое царство (Ярославская обл.), Город мастеров (Нижегородская обл.). Строятся многочисленные сельские усадьбы, предоставляющие услуги не только проживания, но и традиционного досуга (деревня Мандроги, Ленинградская обл.).

Развитие же этнического туризма, ориентированного на знакомство с традиционной русской культурой, в нашей стране сталкивается с дополнительной проблемой. Традиционные культурные

Деревня Кулой, Архангельская область

ландшафты европейской территории России в XX в. подверглись значительному разрушению, и их восстановление должно предшествовать или идти параллельно с развитием этнического туризма, а это требует дополнительных капиталовложений и долгосрочных государственных программ, направленных на восстановление традиционной системы расселения и традиционного природопользования. Насколько это выполнимо в центральной России автор оценивать не берется, представляется, что это уже нереально. Говоря о традиционной русской культуре и ее возрождении, сегодня чаще всего обращаются к Русскому Северу — Пинежью, где еще сохранились живые русские деревни. Здесь еще можно найти молодое поколение, способное поддерживать традиционное хозяйствование, еще живы старожилы, готовые принимать туристов в своих домах и учить их местным напевам и обрядам, в бабушкиных сундуках еще сохранились наряды начала прошлого века, а на чердаках предметы деревенского быта столетней давности. Еще есть мастера, хранящие традиции народных промыслов — резьбы по кости, плетения из бересты, резьбы по дереву. К

сожалению, современный сценарий развития рекреации на Русском Севере напоминает азиатский вариант развития этнического туризма. Продукция, произведенная на местных полях, не может конкурировать с продукцией, произведенной в других регионах, а дома местных жителей — с гостевыми домами, хозяева которых живут в Москве, Петербурге, Архангельске. Уходят из жизни старики, унося воспоминания, песни, сказы и мастера, способные передать свое искусство последующим поколениям. Живая культура подменяется фольклорными шоу, разрушаются дома, зарастают поля и покосы, «местные» сувениры завозятся из Китая, а молодежь уезжает в город.

В заключение хотелось бы отметить, что развитие рекреации: этнического и сельского туризма является единственно возможным способом сохранения уникальных традиционных ландшафтов и традиционных культур. Однако при неумелой организации этнический туризм может способствовать быстрейшему вырождению народов и уничтожению вмещающих культурных ландшафтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.