Т.Б. Смирнова ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НЕМЦЕВ СИБИРИ
Статья посвящена анализу этнического состава немцев Сибири. Рассматриваются такие причины изменения этнического состава, как добровольные переселения немецких крестьян, государственная политика, департация немцев в 1941 г., эмиграция немцев из России, которая приобрела огромные масштабы в конце XX - начале XXI в.
Ключевые слова: российские немцы; этнический состав; эмиграция.
Этнический состав немцев Сибири достаточно сложен. Немецкое население Сибири формировалось на протяжении длительного времени из групп, добровольно переселявшихся из разных мест европейской части России, из депортированных немцев, из мигрантов из Казахстана и других. Эти разные по происхождению, по численности и по времени миграции и определили сложный этнический состав немцев Сибири. Его невозможно определить по официальным источникам - данным переписей населения или похозяйственных книг, т.к. в них указывается только национальная принадлежность - немцы. Принадлежность жителей того или иного населенного пункта к определенной группе можно выяснить с помощью этносоциологических опросов, интервью, привлечения архивных материалов, изучения генеалогий, пофамильного состава жителей. Данные этих источников и были использованы при определении этнического состава немецкого населения Сибири.
Особую ценность для определения этнического состава представляют материалы этносоциологических опросов, т.к. при их проведении респондентам задавался вопрос об их групповой этнической принадлежности. Опросы немецкого населения проводились несколько раз в местах компактного расселения в Новосибирской, Кемеровской, Омской областях и в Алтайском крае. Кроме того, этнический состав выяснялся в ходе проведения историкоэтнографических экспедиций. Начиная с 1989 г. было проведено 19 экспедиций в 136 деревнях и селах Сибири.
Следует сказать, что за прошедшие с момента начала этнографических исследований двадцать лет этнический состав немецкого населения значительно изменился. Эти изменения связаны с эмиграцией российских немцев в Германию. Между переписями населения 1989 и 2002 гг. численность немцев, например в Тюменской области, сократилась на 8%, в Томской области - на 13,5%, в Омской области - на 43%, а в целом по Сибири - на 30% [1. С. 60, 68, 74; 2]. Сокращение абсолютной численности могло быть еще больше, поскольку даже минимальные статистические цифры эмигрировавших до 2002 г. из России немцев составляют более 600 тыс. человек [3; 4. С. 53], т.е. 70% от численности в 1989 г. Но в 1990-е гг., в период между переписями населения, возник так называемый «недемографический прирост». Этот прирост объясняется сменой национальности, указанной при проведении переписи 2002 г. по сравнению с переписью 1989 г.
Дело в том, что в среде российских немцев очень много людей смешанного происхождения, поскольку очень высокой является доля национально-смешанных браков. Доля национально-смешанных браков от общего числа браков, заключенных немцами, превышает 60%, а в городах - 90%. Поскольку в Советском Союзе существовала правовая дискриминация немцев, действовали ограничения в выборе места жительства, бытовали предрассудки и
недоверие в общественном мнении, многие люди смешанного происхождения предпочитали не декларировать свое немецкое происхождение и записывались при проведении переписи русскими, украинцами и т.д. В настоящее время, когда ушли в прошлое и государственные ограничения, и предвзятое отношение окружающих, появилась возможность эмиграции в Германию, многие немцы смешанного происхождения при проведении переписи 2002 г. сказали, что они являются немцами. Это несколько сгладило отрицательные демографические последствия обвальной эмиграции в Германию.
Эмиграция в Германию оказала влияние не только на численность немцев в Сибири, она значительно изменила этнический состав немецкого населения. При проведении первых опросов двадцать лет назад немцы, живущие в Сибири, называли себя просто немцами. Если они хотели подчеркнуть собственное отличие от немцев Германии, то добавляли, что они «советские немцы». Этноним «российские немцы» в это время не употреблялся. Он был распространен до революции и вновь появился после распада Советского Союза. До революции в составе российских немцев выделялось несколько крупных территориальных групп. Во-первых, это немцы Прибалтики или остзейские немцы - группа, сложившаяся раньше других по причине более раннего переселения немцев в прибалтийские земли. В период существования немецких колоний в европейских губерниях России, в XVШ-XIX вв. сложились такие территориальные группы, как поволжские, украинские, волынские немцы. Особую этнокон-фессиональную общность представляли меннониты, которые проживали в основном на территории современной юго-восточной Украины. Внутри этих групп выделялись локальные группы. Кроме того, в Российской империи возникли районы расположения так называемых «дочерних» колоний - на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии. Переселение немцев в Сибирь в конце XIX - начале XX в. происходило из всех этих регионов (за исключением Прибалтики и Средней Азии), также из всех этих регионов была проведена департация немцев в 1941 г.
Следует отметить, что сложный этнический состав немецкого населения был обусловлен и политикой государства по отношению к группам мигрантов. В Российской империи, где критерием при определении состава населения выступали язык и вероисповедание, к «немцам» было отнесено большое количество других групп. Поэтому в составе немцев оказались люди, имеющие, например, французское или польское происхождение. То же самое относится и к меннонитам, которые до настоящего времени подчеркивают свое голландское происхождение. Формирование этноконфессио-нальной общности меннонитов произошло еще до их переселения в Россию. Языковая близость и протестантское вероисповедание привели к тому, что меннониты были в Российской империи причислены к немцам.
Практически тот же путь - из Голландии в Восточную Пруссию и Польшу, а затем на территорию Российской империи, в Волынскую губернию, прошла еще одна группа населения, которая была отнесена к немцам - это «голенд-ры» (голландцы), лютеране по вероисповеданию, небольшие группы которых сохранились до настоящего времени в Иркутской области. В этом случае также языковое сходство и лютеранская вера привели к тому, что государство стало считать голендров немцами. Интересно, что при разработке методических рекомендаций к проведению переписи населения уже в новой России, в 2002 г., переписчикам было рекомендовано записывать людей, называющих себя меннонитами и голендрами как немцев. Отнесение разных, гетерогенных по происхождению, групп населения к немцам и проведение в их отношении единой политики (например, депортации), действительно, привели к консолидации, сближению этих групп.
В Сибири, по данным первого этносоциологического опроса, самую большую группу (45,4%) на рубеже 19801990-х гг. составляли немцы, которые определяли свою групповую принадлежность как «сибирские». Остальные респонденты называли себя поволжскими, украинскими, волынскими немцами, меннонитами. Меннониты в качестве этнонима иногда используют наименование, связанное с названием нижненемецкого диалекта «платтдойч». Во время проведения первых экспедиций встречалось достаточно большое количество людей, обладающих самосознанием локального или регионального уровня. Так, были немцы, которые на вопрос о групповой принадлежности отвечали, что они швабы, баварцы, кашубы, ципсеры, фризы, саксонцы, сохраняя, таким образом, память о месте выхода предков из европейских государств и земель.
Довольно значительная часть немцев сохраняла региональное самосознание, связанное уже с российскими регионами. Например, часть поволжских немцев называла себя самарскими или саратовскими немцами. Выходцы с Украины называли себя немцами житомирскими, запорожскими, херсонскими и т.д. Таким образом, самоидентификация осуществляется немцами на основе места выхода их предков, т.е. в соответствии с происхождением. Этот вариант самоидентификации был характерен, по крайней мере, для половины немцев Сибири, остальные идентифицировали себя как «сибирские немцы», что свидетельствует о том, что в сибирском регионе также, как раньше в европейской части страны, происходили консолидационные процессы на основе общей территории проживания.
Для небольшой части немцев характерен еще один вариант самоидентификации - по конфессиональному признаку. На вопрос о групповой принадлежности, они отвечали, что являются католиками, лютеранами, мен-нонитами или баптистами. Причиной такого отождествления является то, что раньше конфессиональная принадлежность играла большую роль, а для немецких поселений была характерна определенная обособлен-
ность по этому признаку, религиозные общины вели замкнутый образ жизни. Особенно это относится к мен-нонитам. С другой стороны, в последние 15-20 лет происходили интенсивные процессы сближения меннонитов с другими группами. Причиной этого стало резкое сокращение количества меннонитских религиозных общин в результате присоединения их к общинам баптистов. Помимо этого, существует большое количество людей, которые не являются верующими, но считают себя мен-нонитами. Появилось даже выражение «этнические меннониты». Расселенные сейчас дисперсно, особенно в городах, не знающие языка «платтдойч» и не посещающие религиозную общину, они, тем не менее, сохраняют память о собственном происхождении.
До начала массовой эмиграции немецкие населенные пункты Сибири были однородными по своему этническому составу. В большинстве немецких сел и деревень проживали потомки нескольких, приехавших в конце XIX - начале ХХ в. и разросшихся семей и немцы, депортированные из Поволжья. Многие жители села могли носить одну фамилию. Благодаря тому, что длительное время существовал запрет на межконфессиональные браки, а после войны миграционная подвижность немецкого населения была низкой из-за ограничений в выборе места жительства, сформировались определенные эндогамные круги, произошло сложение семейных кланов, по крайней мере, в тех населенных пунктах, где немцы составляли большинство. В настоящее время ничего подобного не существует. Даже в тех населенных пунктах, где немцы являются этническим большинством, значительную часть из них составляют приезжие.
Сравнительный анализ результатов этносоциологиче-ского опроса 1989 г. и повторных опросов, проведенных через десять лет и в настоящее время, показывает, что доля приезжих увеличилась более чем в два раза, приезжают немцы в основном из Казахстана. По прежнему самую значительную долю (46,2%) среди опрошенных составляют немцы, назвавшие себя «сибирскими». Кроме «сибирских» и «казахстанских» немцев, респонденты называли себя «поволжскими» (21,5%), «украинскими» (5,7%), «волынскими» (4,5%) немцами, меннонитами (11,1%) и др. Резко снизилось число респондентов, относящих себя к малочисленным этнолокальным группам: швабы, ципсеры, баварцы, саксонцы уже растворились в общей массе. Практически исчезли места компактного проживания отдельных групп, немцы сейчас расселены дисперсно, даже в немецких национальных районах они составляют менее 30% [5. С. 82]. Выросла доля городского населения, в основном из-за того, что из сельской местности в Германию выехало гораздо больше людей, чем из городов. В целом перепись 2002 г. зафиксировала в Сибири 336 тыс. немцев [2]. Сибирь, на территории которой проживает 56,3% немцев России, по-прежнему сохраняет за собой первое место по их численности среди регионов Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Национальный состав населения СССР: По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. М., 1991.
2. Всероссийская перепись населения 2002 года. Сайт. Рекжим доступа: http://www.perepis2002.ru
3. Центральная база статистических данных // Федеральная служба государственной статистики. Сайт. Режим доступа: http://www.gks.ru
4. Migrationsbericht, 2007 // Bundesamt für Migration und Flüchtlinge. Режим доступа: http://www.bamf.de
5. Национальный состав населения Омской области: по данным Всероссийской переписи населения 2002 г. Омск, 2005.
Статья представлена научной редакцией «История» 5 мая 2009 г.