ЭТНИЧЕСКИЙ ФАНАТИЗМ КАК ДЕСТРУКТИВНАЯ
ФОРМА СОЗНАНИЯ И ПРАКТИКИ
®2010 Омарова З.У., Султанахмедова З.Г.
Дагестанский государственный университет
Этнический фанатизм содержит в себе аксиологический аспект. Для этнофанатической личности нормы жизни чужого этноса противоречат своим «лучшим» и поэтому не имеет право на существование. В большинстве случаев этническая нетерпимость проявляется к представителям некоренных народностей. Проявления фанатизма обнаруживаются во многих сферах человеческой деятельности: и в межличностном общении (бытовой фанатизм), и во взаимодействии классов, партий, государств (политический фанатизм), и в отношениях племен, народностей, наций (этнический фанатизм) и т.д.
The ethnic fanaticism contains an axiology aspect.The ethnofanatic person considers other ethnic groups’ life norms contradict his own ‘best’ norms of life and that’s why they have no right for existence. In the most cases the ethnic intolerance is showed towards representatives of non-native nationalities. The fanaticism can be discovered in many different spheres of human activity and in interpersonal communication (everyday fanaticism), in interaction of classes, parties and states (political fanaticism) and in relations of tribes, nationalities, nations (ethnic fanaticism), etc.
Ключевые слова: этнос, экстремизм, фанатизм, сознание, межличностные отношения.
Keywords: ethnic group, extremism, fanaticism, consciousness, interpersonal relations.
Аксиологический аспект
этнического фанатизма содержит в себе элемент оценки своего фанатизма как хорошего, а чужого как плохого. Для носителя этнического фанатизма нормы жизни чужого этноса противоречат своим «лучшим» и поэтому не имеют право на существование. В большинстве случаев такая нетерпимость проявляется к представителям не коренных народностей. Существует и усиленно распространяется
шовинистически настроенными элементами мнение о том, что представители негосударствообразующих национальностей или этнических меньшинств занимают лучшие
рабочие места, и устраивают свою жизнь лучше, мешая тем самым местному населению. Подобные настроения в обществе рождают предпосылки фанатизма у обеих сторон и деструктивны по своей сути, т.е. мешают гармоничному функционированию социальной системы. Особенность этих настроений в том, что они направлены не на отдельные личности, а этнос в целом. На межличностных отношениях
этническая неприязнь сказывается, как правило, гораздо меньше.
Проявления фанатизма
обнаруживаются во многих сферах человеческой деятельности: в
межличностном общении (бытовой фанатизм), во взаимодействии
классов, партий, государств (политический фанатизм), в отношениях племен, народностей, наций (этнический фанатизм) и т.д. Тот факт, что заложена в самой природе человека склонность к фанатичности, дает нам
возможность определить ее истоки. Изначально фанатиками называли людей, отличающихся безмерной приверженностью определенной идее, готовностью к
самопожертвованию. Эгоцентризм и своеволие являются
отличительными чертами
фанатичного поведения, которое всегда несет с собой личностное начало. Спокойное и конструктивное решение проблемы становится невозможным, т.к. фанатизм обостряет ситуацию, доводит ее до крайности, до конфликтов. Из этого следует, что фанатизм имеет свою внутреннюю логику, вызывается необходимостью и подчиняется определенным закономерностям.
Насилие и агрессия часто переходят в изуверство. Об определенных оправданных
ситуациях применения насилия писал в работе «О сопротивлении злу силою» русский философ И. А. Ильин. По его мнению, отказ от применения силы в определенных ситуациях означал бы «принятие зла; допущение его в себе и предоставление ему свободы, объема и масти. Это было бы вначале добровольное
саморастление и самозаражение, это было бы в конце - активное распространение заразы среди
других людей и вовлечение их в сопогибель» [1. С. 307-308]. Таким образом, фанатичными можно назвать лишь такие насильственные действия, которые превышают необходимую в данных
обстоятельствах меру воздействия на человека. Фанатик, осознающий последствия своих действий, должен расцениваться как злоумышленник.
Фанатичность предстает, по выражению Э. Фромма, как
«биологически аномальная и филогенетически не
запрограммированная «злокачественная» агрессия, которая представляет настоящую проблему и опасность для выживания человеческого рода». В работе
«Анатомия человеческой
деструктивности» он пишет: «Я в данной книге употребляю слово «агрессия» в отношении поведения, связанного с самообороной, с ответной реакцией на угрозу, и, в конечном счете, пришел к понятию доброкачественной агрессии. А специфически человеческую страсть к абсолютному господству над другим живым существом и желание разрушений (злокачественная
агрессия) я выделяю в особую группу и называю словами "деструктивность" и "жестокость"» [4. С. 23].
Фанатизм сегодня все больше овладевает массовым сознанием, все активнее проникает в различные сферы общественной жизни и для многих становится способом существования. Сейчас можно говорить не только о религиозном, политическом, этническом
фанатизме, но и о творческом фанатизме. Это становится более заметно в поисково-
экспериментальном искусстве, в разнообразных видах субкультур, особенно в молодежной субкультуре. Когда нет самоограничения в рамках нравственно-эстетической рефлексии, фанатизм стремительно разрастается. Фанатизм любого вида, любого уровня может вести к неожиданным результатам,
нравственной деградации как отдельной личности, так и общества в целом.
Этнофанатичное сознание не способно к адекватному восприятию социальной действительности и даже не стремится к таковому.
Понимание реального положения вещей ослабляет фанатичную веру, расшатывает незыблемость
принципов и установок, которых придерживается фанатик. Поэтому фанатизм рекрутирует своих сторонников как из числа прекраснодушных идеалистов, так и в среде негодяев, склонных к
преступлениям, что объясняется
мифологичностью фанатичного сознания. На фоне этого возникают извращенные формы
удовлетворения потребностей в самовыражении, основанном на ложных идеалах.
Другим важным элементом
фанатичного сознания является иллюзия вседозволенности,
проявление экстремистских
настроений и действий. Американский ученый Р. Е. Рубинштейн пишет, что «менталитет террориста основан на отказе от слов (агитация, убеждения) в пользу поступков (насильственных действий). Он интерпретирует насилие как средство коммуникации» [2. С. 3].
Проблема фанатизма лежит в плоскости проблем развития
культуры. Об этом говорит то, что именно в периоды культурного и эмоционального упадка особенно заметно возрастание фанатических тенденций. Фанатизм, будучи результатом ущербного, во многом незрелого развития, проявляется в склонности к активным действиям. Маскируясь под толерантность и терпимость, скрытый фанатизм
постепенно приумножает свою импульсивность, агрессивность и наступательность.
Этнический фанатизм - это явление, свойственное каждой исторической эпохе. Об этом красноречиво свидетельствуют жизнеописания древнеримских
цезарей, история средневековой инквизиции, история периода
первоначального накопления
капитала. Но если в прошлые эпохи фанатами были лишь единицы, то в современных условиях фанатизм в своих многообразных формах
становится образом жизни многих людей, проникает в массовое
сознание.
Социальные процессы и сдвиги, миграция и урбанизация, обострение демографической проблемы, резкая ломка традиционных ориентиров и ценностей, привычного образа жизни
- все эти явления можно выделить среди объективных причин распространения идеологии
этнического фанатизма. Здесь имеют место и трудности психологической адаптации человека к социальной и природной среде. Особую роль в распространении этнического
фанатизма и нетерпимости играют сегодня средства массовой информации, которые
романтизируют различного рода крайности в поведении и во взглядах. Может быть, деятельность фанатиков выгодна для средств массовой информации в создании рейтинговых информационных
сообщений; в свою очередь, многие
фанатики проводят те или иные акции, надеясь на то, что средства массовой информации оповестят о них весь мир. Прославиться любой ценой - цель, без которой многие акции потеряли бы смысл и не стали бы проводиться. СМИ
романтизируют деятельность
фанатиков, что вызывает определенные эмоциональные
переживания.
Этнический фанатизм тесно соприкасается с таким явлением как этноконфликтология. Конфликты между группами людей,
отличающихся по этническим признакам, сопутствуют всей человеческой истории, а также являются одним из ее наиболее заметных событий. Классик мировой этноконфликтологии американский ученый Дональд Хоровиц в книге «Конфликт этнических групп» отмечает, что ни государственные деятели, ни обществоведы не
оказались готовы к возрастающей значимости этничности [6. С. 13]. После Второй мировой войны сложилось представление о том, что индустриально развитые страны
переросли политические процессы, основанные на этничности.
Превращение этнического конфликта в предмет научного анализа происходило в 60-70-е годы, когда появились публикации с описанием и анализом конкретных этнических конфликтов по всему миру. Наибольшую известность
приобретают работы Э. Геллнера «Нация и национализм»,
переведенная на русский язык 1991 году, П. Ван ден Берщ «Феномен этничности», Д. Хоровица «Конфликт этнических групп» и отечественных исследователей А. Г. Агаева, Ю. В. Арутюмяна, В. Ф. Губина и других.
Этнический фанатизм может проявляться открыто или быть в латентном состоянии и при этом - не менее опасной. По форме социально преобразовательной деятельности он разрушителен, деструктивен как для личности носителя, так и для общества. Одним из основных его признаков является
дестабилизирующее воздействие, которое иногда оказывается важнее прямого влияния террористических силовых актов против людей. Китайская поговорка «убить одного и
напугать сотню» очень точно
отражает это воздействие. СМИ, с которыми тесно связан современный этнический фанатизм, усиливают косвенное воздействие
террористических акций, создавая определенное психологическое воздействие на реальный мир.
Современный этнический
фанатизм дестабилизирует и ослабляет государство. Если
принять этнический фанатизм как
форму малой скрытой войны, то он должен стать продолжением
политики другими средствами. В
этом смысле можно использовать термины «этнический фанатизм» и «деструктивная деятельность» как синонимы. Эти явления могут быть потенциально высокоэффективными способами дестабилизации и
ослабления враждебного
государства, не переходящими
порога открытых военных действий. Можно дать следующую
классификацию причин
возникновения этнического
фанатизма:
- социально-экономические, при которых выдвигаются требования этнического равновесия в представительских органах;
- культурно-языковые, при которых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка и культуры этнической общности;
- политические, если
участвующие в них этнические меньшинства добиваются
политических прав;
- территориальные, на основе
требования изменения границ, присоединения к другому, «родственному» с культурноисторической точки зрения,
государству или создание независимого государства.
Этносоциологи считают, что в основе межэтнической
напряженности лежат процессы, связанные с модернизацией и интеллектуализацией народа. Эти процессы привели к тому, что в прежних видах деятельности
нарастала конкуренция между титульными и другими этносами. Нередки случаи ложного этнического конфликта, и они имеют тяжелые
последствия. Так, например, ученые не смогли объяснить, почему летом
1988 года погромам подверглись именно турки-месхетинцы, а не иные этнические меньшинства,
населявшие Ферганскую долину. В психологии считается, что причины этнических конфликтов должны
рассматриваться в рамках наиболее общей теории. В частности, о причинах воин в человеческой истории Фрейд писал, что враждебность между группами неизбежна, так как конфликт
интересов между людьми в принципе разрешается только посредством насилия. Человек обладает
деструктивным влечением, которое первоначально направлено внутрь -«влечение к смерти», но затем направляется на внешний мир и, следовательно, благотворно для человека. Враждебность
благотворна и для вовлеченных в нее групп, так как способствует стабильности, установлению чувства общности их членов. Именно благотворность деструктивной
враждебности для человека, группы и даже объединения групп, по мнению Фрейда, приводит к неизбежности насилия.
Следует особо отметить, что для представителей политического и этнического фанатизма характерно полное пренебрежение человеческой жизнью - как окружающих, в том числе и близких, так и своей собственной. Типичным примером являются японские камикадзе, которые не только с готовностью, но и с радостью шли на самоубийство во имя императора.
Говоря об этническом фанатизме как социально-психологическом феномене, нельзя не отметить, что особую опасность представляет собой ситуация, когда отдельные политические деятели и
представители властных структур делят фанатизм на «хороший» -«идеологический близкий» и «вредный». При этом проявления первого не только не пресекаются, но и зачастую получают открытую или косвенную поддержку со стороны государственных институтов.
Проблема этнического фанатизма находится в рамках проблем развития культуры: именно во время
культурного и идеологического кризиса особенно заметно увеличиваются этнофанатические
тенденции. Фанатизм является результатом ущербного и чаще всего незрелого развития и вследствие этого проявляется через активные деструктивные действия индивида, что напрямую связано с его культурным уровнем.
Этнический фанатизм особенно опасен для процессов социального взаимодействия, межкультурных контактов, отношений между этносами и расами, социальными стратами и религиозными общинами. В сознании этнического фанатика нет места для толерантности, главной становится оппозиция между «своими» и «чужими»: «кто не такой как мы, тот не с нами».
В основе этнического фанатизма лежит предубежденность, негативное отношение к «другим», политика «двойной морали»: то, что можно «своим», непозволительно и не прощается «чужим», т.е. это открытый призыв к нетерпимому отношению ко всему, что воспринимается как иное, не свое.
Примечания
Этнический фанатизм как социальная проблема - это неприятие «других», не таких как «мы», отсутствие понимания и согласия между нами и другими. Участниками проблемы этнического фанатизма оказываются большие группы людей: этносы, нации, расы. В демократическом обществе
этнический фанатизм проявляется ситуативно и эпизодически. «При тоталитарных режимах фанатизм становится характеристикой
социальных групп и общества в целом, господствующих в нем нравов и моральных требований, отношений между индивидами, поколениями, внутри и между политическими, религиозными и иными группами» [5. С. 227].
В целом этнический фанатизм не может расцениваться как явление одного какого либо народа, он выступает негативным атрибутом всего процесса развития человечества.
1. Ильин М. А. Собрание сочинений. В 2 т. Т. 1. М., 1993. 2. Рубинштейн Р. Е. Алхимики революции: Терроризм в современном мире / АН СССР, ИНИОН (Реферат). М., 1989. 3. Фрейд 3. Основные принципы психоанализа. М., 1998. 4. Фромм Э. Анатомия человеческой
деструктивности. М. : ACT, 2004. 5. Яхьяев М. Я. Феномен религиозного фанатизма. Махачкала : ИПЦ ДГУ, 2006. 6. Horowiz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkley, etc., 1985.
Статья поступила в редакцию 20.04.2010 г.
Статья выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» ГК №864 от 18 августа 2009 г.