УДК 008-053.6(571.651)
DOI 10.25513/1812-3996.2018.23(4).192-197
ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ МОЛОДЕЖИ ЧУКОТКИ
Д. О. Квятковский
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Чукотский филиал, Анадырь, Россия
Информация о статье Аннотация. В статье раскрываются особенности этнических ценностей как сущност-
Дата поступления ных элементов духовной культуры молодежи Чукотки в условиях современной социо-
03.04.2018 культурной трансформации. Сделан вывод о необходимости формирования традици-
онных ценностей молодежи с целью сохранения и развития национальной духовной Дата принятия в печать культуры России.
17.10.2018
Дата онлайн-размещения 14.12.2018
Ключевые слова
Ценность, традиционные ценности, этнические ценности, культура, нация, духовность, молодежь Чукотки, образование
ETHNIC TRADITIONAL VALUES IN THE SPIRITUAL CULTURE OF YOUNGS OF CHUKOTKA D. O. Kviatkovskyi
North-Eastern Federal University, Chukotka Branch, Anadyr, Russia
Article info Abstract. In article the essence and structure of ethical values as essential elements of spir-
Received itual culture of the youth of Chukotka is shown in today's social and cultural transformation.
03.04.2018 The conclusion about necessity of formation of the traditional values of youth with the pur-
pose of conservation and development of the national spiritual culture of Russia is made.
Accepted 17.10.2018
Available online 14.12.2018
Keywords
Value, traditional values, ethnic values, culture, nation, spirituality, youth of Chukotka, educationrvation
В современном российском обществе традиции постмодерна продолжают распространяться и укореняться на всех уровнях социальных отношений. Поэтому для современной жизни проблема, выражающаяся в несоответствии современного состояния духовности традиционному уровню национально-духовной культуры российского общества, является актуальнейшей. Формирование у молодежи этнического традиционного ценностного со-
знания является важной предпосылкой возрождения национальной духовности России [1].
Целью данной научной работы является выявление особенностей этнических традиционных ценностей в духовной культуре чукотской молодежи. Задачами, направленными на реализацию указанной цели, выступают определение и анализ содержания этнических ценностей, их социокультурной значимо-
сти, а также особенностей духовной культуры современной молодежи, живущей на Чукотке.
Прежде всего следует отметить, что выяснению проблемы повышения духовной культуры общества на основе ее ценностной составляющей посвятили свои работы ряд исследователей - культурологов, философов, историков, социологов и др. Так, по мнению И.А. Суриной, духовная культура определяется наличием сущностных ценностей как ориентиров деятельности людей, социальных групп, общества относительно субъективных целей, к которым они стремятся [2, с. 7]. Подобная точка зрения и у В.П. Бран-ского, который в результате анализа духовности и духовной культуры во всемирной истории в соответствии с принципом единства теории и практики приходит к выводу о системе базисных ценностей как одновременно детерминантах, целях и нормах духовной потребности и деятельности людей различных социальных групп [3]. Классик социологии Э. Дюркгейм также отмечал зависимость развития высших ценностей от духовной культуры общества, где они функционируют [4].
Б.Г. Ананьев рассматривает ценности и ценностные образования как базовые, «первичные» свойства личности, определяющие мотивы поведения и формирующие склонности и характер [5]. С.Л. Рубинштейн вводит понятие динамической тенденции личности как проявления направленности ценностных ориентаций [6]. Исследованию мотива-ционно-ценностной сферы личности в профессиональной деятельности посвящены работы В.Д. Шад-рикова, определяющего ценности как фундаментальные категории при построении картины мира и сущностные элементы духовной культуры индивида [7]. Таким образом, исследователи в качестве ведущей, системообразующей характеристики духовной культуры выделяют ценностные сущностные системы, и следовательно, традиционные этнические ценности являются источником практической духовной деятельности людей [8].
Этнические традиционные ценности выражают отношение к духовной культуре своего народа в самых развитых формах, символизируя способность человека воспринимать культурное наследие прошлого и настоящего, помогают осмыслить своеобразие социокультурной действительности и лучше сориентироваться в безграничном богатстве жизненных направлений, формируют патриотизм и чувство глубинной сопричастности к Родине, к чувству Отчизны. Таким образом, этнические ценности можно рассматривать как ценностную духовно-нравственную характеристику человека [9].
Для изучения данной проблематики обратимся к особенностям этнических ценностей в духовной культуре чукотской молодежи. Прежде всего следует отметить, что становление молодежи является периодом наиболее интенсивного развития ценностных установок, поэтому традиционное воспитание приобретает особую значимость. Формирование этнических ценностей предполагает выработку качеств личности, направленных не только на любовь к родине и культуре своего народа, но и на уважение и принятие всего культурного достояния человечества. Непосредственно пережитые, прочувствованные и трансформированные в соответствии с принятыми духовными устоями своего народа, посредством высоких образов, которые дают природа, литература, искусство, наука, этнические традиционные ценности составляют мировоззренческие нравственно-патриотические грани духовной культуры молодежи.
Молодежь - это будущее любой страны, а студенчество - будущая интеллектуальная элита общества, от самоопределения которой зависит, по какому пути будет развиваться научно-технический процесс - по пути гуманизации среды обитания и труда человека или удовлетворения частных, эгоистических интересов отдельных социальных групп, не считающихся с потребностями общества в целом.
В связи с этим одной из важнейших задач является формирование у чукотской студенческой молодежи активной профессиональной и жизненной позиции, что означает не только подготовку высококвалифицированного специалиста, но и воспитание сознательного гражданина. Такие традиционные ценности как национальная идея, гуманизм, патриотизм, равенство, справедливость, уважение человеческого достоинства должны выступить концептами, консолидирующими российскую национальную духовность. Эти сущностные традиционные ценности являются общими принципами социального действия и формируются только в практике общественных отношений, поэтому преодоление духовной мимикрии как дисбаланса различных систем ценностей выступает первоочередной задачей, стоящей перед современным российским обществом.
Сегодня Российская Федерация утверждается как демократическое государство, наивысшими целями развития которого являются человек, общество, государство. При формировании гуманного, демократичного общества исчезает отчуждение личности от собственности, власти, от созданных ею материальных и духовных ценностей. Индивид приобщается к активному общественному бытию. Национальный идеал также должен способствовать фор- 193
мированию демократичного, гуманистического мышления [1].
Происходящие во второй половине ХХ - начале XXI века изменения, в том числе и мировая глобализация, показали сложности в формировании этнических традиционных ценностей и идеалов. Главной тенденцией современной глобализации является движение к полифоническим социальным формам, всё более сложным и мировоззренчески неоднозначным. Произошедшие деформации культурных традиций и устоев российского общества приводят к тому, что диаметрально противоположные представления о добре и зле в значительной степени разрушают существовавшие ранее нравственные идеалы и моральные критерии оценок поведения молодых людей, что вызывает у них растерянность и неопределенность, когда они в ходе повседневной практики сталкиваются со взаимоисключающими ценностными ориентациями: от святости и сострадания до коварства и полного пренебрежения всем происходим.
Вместе с тем стоит отметить, что глобализация направляет на поиск определенной модели социального и экономического развития, способов обновления социокультурного бытия, способствует общей гуманизации общества через признание всего многообразия индивидуальных практик и установок. И в этом процессе демократизации и гуманизации общественной жизни, утверждения свободы личности складываются благоприятные возможности для формирования у человека нравственного сознания.
Думается, что всё большую роль в этом процессе будет иметь возрастание удельного веса традиционных ценностей в сознании человека. От того, каким ценностным ориентациям он отдает предпочтение, как трансформируется его нравственное сознание, в каком соотношении духовно-культурные доминанты связаны с традиционными социально-ориентированными ценностями, в значительной степени будет зависеть морально-духовная атмосфера российского социума, формирование общественной нравственности, внутренний настрой человека на добро [10, с. 7-9].
Применительно к духовной культуре народов Чукотки процесс утраты фундаментальных этнических ценностных ориентиров сосредотачивается в так называемой «экуменической» моде - начале диалога с внешними культурными традициями, которые деформируют исконную этническую культуру народов Чукотки. Однако следует отметить, что сохранение исконно-традиционной целостной си-
стемы ценностей, свойственных именно этническим национальным культурам народов Чукотки, выступит фундаментальной предпосылкой формирования исконной духовности этого уникального региона России, будут способствовать созданию нравственной атмосферы, высокой требовательности и уважения к духовному наследию прошлого [9].
Эра индустриализации, обрушившись на хрупкую циркумполярную культуру северо-востока России, изменила ее кардинально. Однако если есть в научном и социальном дискурсе озабоченность проблемой сохранения традиционной культуры коренных народов Чукотки, то ее разнообразие должно не уничтожаться, а бережно и любовно поддерживаться. Культура каждого народа значима для всех людей и должна сохраняться вне зависимости от того, велик или мал этот народ по численности. На Земле живет множество народов. И у каждого есть свои традиции и обряды. Многим современным ученым до сих пор рисуется будущий образ единого человечества, не разделенного на народы и культуры, ведущего схожий образ жизни, думающего на едином родном языке... Однако, проблема состоит в том, что, изучив многие сложные социокультурные системы, мы убеждаемся: залогом успеха их существования является как раз разнообразие. Причем не только в мультикультурных аспектах, но и в сущностных ценностных основах [11-14].
Если рассматривать чукотских студентов, то следует отметить, что в настроениях современной молодежи происходят сложные, противоречивые процессы: мировоззренческая направленность характеризуется значительной степенью критицизма во взглядах на окружающую действительность.
Ретроспективное исследование показало, что для молодежи 70-х гг. идеалами были люди, выступавшими символами преданности Родине (В. Ленин, Ф. Дзержинский, А. Маресьев, С. Тюленин, Ю. Гагарин и др.). Среди молодежи 80-х гг. наибольшее признание получили М. Горбачев (среди политических деятелей), В. Цой, Ю. Никулин, Л. Гурченко (среди артистов или певцов). Но современные молодые люди вообще не указывают в качестве идеала какого-либо политического деятеля прошлого, а также не считают идеалами современных государственных деятелей. Для них высокими образцами, в основном, выступают спортсмены и актеры [15].
Таким образом, если в 70-80-х гг. молодежь в качестве идеалов называла своих предшественников (космонавтов, летчиков, государственных деятелей, героев Великой Отечественной войны), которые много сделали для страны, то современные моло-
дые люди называют преимущественно своих современников, и не всегда соотечественников. Совреме-низация кумиров и их выбор из развлекательно-зрелищной сферы в основном обусловлены процессами глобализации, которые, забрасывая человека калейдоскопом всё новых фактов и событий, заставляют разорвать его связь с культурой прошлого, традициями и сосредоточиться на постоянно изменяющемся настоящем. Образцами подражания становятся самые известные представители развлекательной культуры, а не исторические деятели с огромной силой воли и выдающимися достижениями, потому что первые, более наглядные и встречаемые, более соотносимы с реальной современной жизнью и поп-культурой.
Произошли изменения и в выборе молодежью значимых личностных качеств человека. В 70-е гг. к таким качествам относились любовь к Родине и готовность ее защищать, честное и самоотверженное служение народу, сила воли, храбрость и смелость. В 80-е гг. среди значимых личностных качеств человека на первое место ставились те, которые имели нравственное содержание (честность и доброта), а уже потом общественный характер (умение помогать людям, жить в коллективе дружно, заступаться за слабого). Для современной молодежи нравственная доминанта осталась, но уже не общественного, а индивидуального характера. Она уже не называет качества, связанные с любовью к своей стране, служению другим людям, а предпочитают справедливость, инициативность, чувство юмора, ответственность [16].
Традиционные этнические ценности молодежи Чукотки обусловлены циркумполярностью региона. Циркумполярность отражается в доминирующем влиянии природных факторов и детерминант на культуру жителей. Исторически жизнь, культура и традиции любого народа тесно связаны с окружающим миром - природой. На любом из континентов нашей планеты проживают различные коренные малочисленные народы, которые объединены общей проблемой - сохранением национальных традиций, своего быта и культуры жизни. Это же стремление сохранения национальной культурной идентичности свойственно и коренной молодежи Чукотки.
Стоит отметить, что этнические ценности чукотской молодежи в основном фокусируются в традиционном промысле (зверобойный промысел чукчей), танцевальном и декоративно-прикладном искусстве. Вот что рассказывали молодые люди из семей чукотских морзверобоев о традициях и обрядах, которые чтут морские чукчи и соблюдают сегодня. Сохрани-
лась традиция не убивать моржа, если он поднимет переднюю ласту, иначе день будет плохим (погода на море испортится, удачи не будет в охоте). Также нельзя убивать медведя, если тот закрыл морду лапами. Когда добывают первого моржа, то отрезают по кусочку мяса, жира, внутренностей и бросают в море - так благодарят море. В море нельзя волноваться и думать о страхе, потому что морские животные тоже чувствуют страх. Кроме самообладания необходимо уметь чувствовать природу. Знать, с какой стороны дует ветер, знать течение и береговую линию, уметь управлять лодкой во льдах.
Добывая кита, до сих пор продолжают использовать поворотный гарпун. Знают, как изготавливать пыг-пыг (поплавок из нерпы), но используют резиновые поплавки. Когда первого добытого кита привозят в поселок, традиционно проводят национальный обряд: кита кормят национальной пищей, кормят духов и благодарят море. Это большой праздник для жителей поселка. После проведения обряда с китом исполняют танец, посвященный киту и охотникам. Женщины танцуют на заднем плане танец «выход в море», мужчины впереди танцуют «охоту на кита». Танец исполняют одновременно под одну мелодию ярара, но движения у женщин свои, а у мужчин свои. Танец традиционный, он передается из поколения в поколение жителями села Аккани, с которыми состоялись беседы.
Летом в Аккани охотятся на моржей. Тогда же и заготавливают кымгыт (мясной рулет из моржа). Зимой возвращаются за рулетами на собачьих упряжках или «Буранах». Пока же мужчины заняты охотой, их жены и дети собирают дикоросы. В общине 4 бригады, по 2 лодки на бригаду. У каждой бригады стоят свои домики. Живут там неделями, но спят мало. Учеников (новое поколение морзверобоев) также учат бороться со сном, не спать. Особенно в море. Так же, как и 100 лет назад, обучение проходит по принципу - «смотри, слушай, запоминай». Разница лишь в том, что раньше навигационных приборов и лоцманских карт не было, знания передавались из уст в уста. Пока опытные морзверобои ведут круглосуточное наблюдение за моржами, молодежь работает по хозяйству. В начале лета учеников очень много, но к концу, путем естественного отбора, остаются самые сильные и выносливые. Как отмечает взрослое поколение, «многие дети сейчас заинтересованы компьютерами и другими гаджетами».
Из разговоров со студенческой молодежью Чукотки можно заключить, что традиции и обряды предков не забыты, и чукотская молодежь в национальных селах умеет изготавливать все необходи-
мые предметы для охоты и быта. Основатель территориально-соседской общины чукотских морских зверобоев «Лорино» Алексей Анатольевич Оттой поделился не менее интересной информацией. По его словам, представители Лоринской общины морзве-робоев в 2017 г. совершили дружественную поездку на Аляску, в город Барроу, где заинтересованные люди делились опытом и мастерством друг с другом. Делегаты из Чукотского района поделились с эскимосами Аляски опытом изготовления байдар и расслаивания шкур. К слову сказать, сейчас в Лоринской общине только шесть человек профессионально расслаивают шкуры для байдар. В изготовлении байдар сегодня применяется современный вид постройки -туда идут веревки, фал, на соединение идут гвозди, используют специальный клей, но традиционно каркас байдары обтягивают специальным образом расслоенной шкурой самки моржа. Также режут ремни из шкуры лахтака и моржа, делают пыг-пыг.
Сохраняя национальный промысел, коренные жители Чукотки поддерживают не только традиционную хозяйственную деятельность, но и развитие художественного промысла и декоративно-прикладного искусства. Очень популярным у коренной молодежи Чукотки является косторезное искусство из кости моржа. Также сохранился пошив традиционной одежды. Из лахтачьей и моржовой кожи режут ремни, изготавливают арканы. Оленеводам необходимы шкуры лахтака для застилки полога, для изготовления подошвы на тарбаза. До сих пор сохранились и празднуются национальные традиционные чукотские праздники: «праздник первого теленка» - кильвей, «день рыбака», «праздник молодого оленя», «праздник кита», «скат байдары», которые напрямую отражают жизнь, культуру, быт и традиции народов Севера.
Ни один народный праздник на Чукотке не обходится без национального танца. Традиционно танцевальное искусство входило в состав обрядов и праздников. В далеком прошлом танец имел магическое значение. Например, перед началом охоты танцующие изображали ее успешное проведение, «заверяли» зверя, что к нему отнесутся с подобающим почтением. Цель танца - способствовать охотничьей удаче. Сегодня национальные ансамбли сохраняют наследие чукотских предков: мастерство танца, исполнение песен, игру на национальных инструментах и горловое пение, умение быстро и без-
ошибочно исполнять скороговорки - все это бережно передается из поколения в поколение.
Подводя итог, отметим, что только сохранение и возрождение исконно-традиционной системы ценностей, свойственных национальным культурам народов Чукотки, выступит фундаментальной предпосылкой сохранения исконной духовности этого уникального региона России, будет способствовать созданию нравственной атмосферы, высокой требовательности и уважения к духовному наследию прошлого. Искать в прошлом и сохранять в настоящем необходимо традиционное искусство Чукотки, восходящее к истокам духовной культуры прошлого нашей необъятной страны.
Формирование системы традиционных этнических ценностей чукотской молодежи является неотъемлемой чертой всех форм воспитания. По нашему мнению, одним из направлений повышения и развития национальной духовной культуры чукотской молодежи является применение специального соответствующего комплекса педагогических средств в вузе. Но высшее образование может успешно выполнять свою социальную функцию лишь при условии постоянного становления и закрепления системы ценностей, определяющих направление профессиональной и социально-гражданской деятельности.
Этнические ценности формируются как под воздействием социальной среды, так и посредством учебно-воспитательного процесса, осуществляемого соответствующими педагогическими действиями всех подразделений, кафедр вуза и непосредственно в ходе изучения социально-гуманитарных предметов [17]. Этому может способствовать работа по ведению факультативов по тематике национальной духовной культуры, созданию особой духовной среды в студенческом коллективе, проникнутом уважением к культуре своего народа, а также работа по подготовке рефератов по вопросам своеобразия и уникальности духовных культур этносов, проведение тематических вечеров, встреч, дискуссий на нравственно-этические патриотические темы.
Поскольку этнические ценности чукотской молодежи выступают основой их идентичности, то применение педагогических дидактических средств вузом позволит интегрировать в мировоззренческое духовное основание студенческой молодежи этнические ценности, которые будут коренными духовной культуре малочисленных народов Чукотки.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. КвятковскийД. О. Условия и факторы становления гуманистических идеалов в трансформирующемся обществе // Наука. Религия. Общество. 2007. № 1. С. 100-106.
Вестник Омского университета 2018. Т. 23, № 4. С. 192-197
ISSN 1812-3996-
2. Сурина И. А. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: вопросы теории и методологии. М. : Астрель : АСТ, 1999. С. 134-158.
3. Бранский В. П. Искусство и философия. М. : Экзамен, 1999. 307 с.
4. Дюркгейм Э. Социология. М. : Рыбари, 1995. 415 с.
5. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М. : Политиздат, 1977. 285 с.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. M., 1946. 567 с.
7. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М. : Эксмо, 1982. 181 с.
8. Квятковский Д. О. Традиционные аспекты ценностного мира чукотской молодежи // Евразийская лингвокультурная парадигма и процессы глобализации: трансфер культур, русско-кавказские связи : материалы III Междунар. науч.-практич. конф., 25-26 мая 2017 г. Пятигорск : Пятигор. гос. ун-т, 2017. С. 127-129.
9. Квятковский Д. О. Проблема сохранения традиционных ценностей Чукотской молодежи // Проблемы и перспективы освоения Арктической зоны Северо-Востока России : материалы Междунар. науч.-практич. конф., г. Анадырь, 15-16 апреля 2015 г., СВФУ / под ред. Е. И. Михайловой. Анадырь : ЧФ СВФУ ; М. : Перо, 2015. С. 178-180.
10. Квятковский Д. О. Гуманистический идеал: ценностный аспект (социально-философский анализ) : моногр. М. : Логос, 2014. 132 с.
11. Квятковский Д. О., Нутеринтына Н. В. Религиозные обряды и традиции народов Чукотки // Евразийская лингвокультурная парадигма и процессы глобализации: трансфер культур, русско-кавказские связи : материалы III Междунар. науч.-практич. конф., 25-26 мая 2017 г. Пятигорск : Пятигор. гос. ун-т, 2017. С. 130-133.
12. Квятковский Д. О., Жиндаева В. О. Современное сотворчество в системе «человек - природа - техника // Евразийская лингвокультурная парадигма и процессы глобализации: трансфер культур, русско-кавказские связи : материалы III Междунар. науч.-практич. конф., 25-26 мая 2017 г. Пятигорск : Пятигор. гос. ун-т, 2017. С. 124-127.
13. Тропою Богораза. Научные и литературные материалы / сост. и ред. Л. С. Богословская, В. С. Криво-щеков, И. И. Крупник. М. : Ин-т наследия-ГЕОС, 2008. 352 с.
14. Северные просторы. Берингия. М. : Северные просторы, 2004. 175 с.
15. Квятковский Д. О. Гуманистические идеалы в социокультурной трансформации общества // Трансформации государства и гражданского общества : сб. материалов III Междунар. науч.-практич. конф., г. Одесса, 21-22 мая 2010 г. Одесса : ВМВ, 2010. Т. 1. С. 94-96.
16. Щеглова С. Н. Идеалы и ценностные ориентации подростков 90-х годов : автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. М., 1994. 18 с.
17. Квятковский Д. О. Философия образования // Информационное образование и профессионально-коммуникативные технологии XXI столетия : сб. материалов II Междунар. науч.-практич. конф., г. Одесса, 1012 сентября 2009 г. Одесса : Друк, 2009. С. 107-109.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Квятковский Дмитрий Олегович - доктор философских наук, профессор кафедры общих дисциплин, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Чукотский филиал, 689000, Россия, Анадырь, ул. Студенческая, д. 3; е-таМ: [email protected].
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Квятковский Д. О. Этнические традиционные ценности в духовной культуре молодежи Чукотки // Вестн. Ом. ун-та. 2018. Т. 23, № 4. С. 192-197. Эй! : 10.25513/1812-3996.2018.23(4).192-197.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Kviatkovskiy Dmitrii Olegovich - Doctor of Philosophical Science, Professor of the General Subjects Department, North-Eastern Federal University, Chukotka Branch, 3, ul. Studencheskaya, Anadyr, 689000, Russia; e-mail: [email protected].
FOR CITATIONS
Kviatkovskyi D.O. Ethnic traditional values in the spiritual culture of youngs of Chukotka. Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2018, vol. 23, no. 4, pp. 192-197. DOI: 10.25513/1812-3996.2018. 23(4).192-197. (in Russ.).