Научная статья на тему 'Этнические стереотипы российских студентов Приморского края (на примере представлений о «Типичном китайце» и «Типичном японце»)'

Этнические стереотипы российских студентов Приморского края (на примере представлений о «Типичном китайце» и «Типичном японце») Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
155
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ / АССОЦИАТИВНЫЙ МЕТОД / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ETHNIC STEREOTYPE / ASSOCIATIVE METHOD / REPRESENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вознюк Юлия Андреевна

Статья посвящена эмпирическому исследованию представлений российских студентов Приморского края. Рассмотрена классификация ассоциаций на стимулы о «типичном китайце» и «типичном японце». Представления реконструированы с помощью метода свободных ассоциаций. В исследовании использовался метод свободных вербальных ассоциаций в исследовании этнических стереотипов (Мельникова М.А., Панич О.Е.). Выборка состояла из 85 студентов Приморского края в возрасте от 19 до 25 лет, среди которых студенты ДВФУ г. Владивосток, МГУ им. Невельского г. Владивосток, ВГУЭС г. Владивосток, ВГУЭС г. Находка, ДВФУ г. Уссурийск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC STEREOTYPES OF RUSSIAN STUDENTS OF PRIMORYE TERRITORY (ON THE EXAMPLE OF THE IMAGE OF THE «TYPICAL CHINESE» AND THE «TYPICAL JAPANESE»)

The article is devoted to an empirical study of representations of Russian students of the Primorsky Territory. The classification of associations into incentives about the "typical Chinese" and "typical Japanese" is considered. Representations are reconstructed using the free association method. The study used the method of free verbal associations in the study of ethnic stereotypes (Melnikova MA, Panich O.E.). The sample consisted of 85 students of the Primorsky Territory aged 19 to 25 years, among whom were students of the FEFU in Vladivostok, Moscow State University. Nevelskogo, Vladivostok, Voronezh State University of Economics, Vladivostok, Voronezh State University of Economics, Nakhodka, FEFU, Ussuriysk.

Текст научной работы на тему «Этнические стереотипы российских студентов Приморского края (на примере представлений о «Типичном китайце» и «Типичном японце»)»

ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О «ТИПИЧНОМ КИТАЙЦЕ» И «ТИПИЧНОМ ЯПОНЦЕ»)

ETHNIC STEREOTYPES OF RUSSIAN STUDENTS OF PRIMORYE TERRITORY (ON THE EXAMPLE OF THE IMAGE OF THE «TYPICAL CHINESE» AND THE

«TYPICAL JAPANESE»)

УДК 159.9

Вознюк Юлия Андреевна, студент, департамент психологии и образования, Дальневосточный федеральный университет, РФ, г. Владивосток

Марин Егор Борисович, канд. псих. наук, доцент, Дальневосточный Федеральный Университет, РФ, г. Владивосток

Yulia Voznyuk, student, Department of psychology and education, Far Eastern Federal University, Russia, Vladivostok, E-mail: [email protected] Egor Marin, candidate of psychological sciences, associate Professor, Far Eastern Federal University, Russia, Vladivostok

Аннотация

Статья посвящена эмпирическому исследованию представлений российских студентов Приморского края. Рассмотрена классификация ассоциаций на стимулы о «типичном китайце» и «типичном японце». Представления реконструированы с помощью метода свободных ассоциаций. В исследовании использовался метод свободных вербальных ассоциаций в исследовании этнических стереотипов (Мельникова М.А., Панич О.Е.). Выборка состояла из 85 студентов Приморского края в возрасте от 19 до 25 лет, среди которых - студенты ДВФУ г. Владивосток, МГУ им. Невельского г. Владивосток, ВГУЭС г. Владивосток, ВГУЭС г. Находка, ДВФУ г. Уссурийск.

S u m m a r y

The article is devoted to an empirical study of representations of Russian students of the Primorsky Territory. The classification of associations into incentives about the "typical Chinese" and "typical Japanese" is considered. Representations are reconstructed using the free association method. The study used the method of free verbal associations in the study of ethnic stereotypes (Melnikova MA, Panich O.E.). The sample consisted of 85 students of the Primorsky Territory aged 19 to 25 years, among whom were students of the FEFU in Vladivostok, Moscow State University. Nevelskogo, Vladivostok, Voronezh State University of Economics, Vladivostok, Voronezh State University of Economics, Nakhodka, FEFU, Ussuriysk.

Ключевые слова: этнические стереотипы, ассоциативный метод, представления.

Keywords: ethnic stereotype, associative method, representation.

Приморский край - это обширное поле для межкультурного взаимодействия, особенно в студенческой среде, потому как политика многих ВУЗов заключается в привлечении студентов из-за рубежа, в том числе китайцев и японцев. Для преодоления трудностей коммуникации и понимания в общении, повышения эффективности взаимодействия возникает необходимость в исследовании гетеростереотипов студентов.

Этнический стереотип - это представления в отношении какого-либо этноса о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям как других этнических общностей (гетеростереотипы), так и своей этнической общности (автостереотипы) [4, c. 279].

При анализе свободных ассоциаций была использована модифицированная Е. Б. Мариным классификация объектов, основу для которой разработала Е. А. Мельникова [1; 3, с. 106]. Классификация включает 11 категорий, однако в связи с эпидемией было решено добавить двенадцатую. На стимул «типичный китаец» всего дано 438 ассоциаций, на стимул «типичный японец» - 398. В таблице 1 усечено (не включены единичные ассоциации) представлена наполненность ассоциациями каждой из категорий.

Таблица 1 Классификация ассоциаций на стимулы «типичный китаец»

и «типичный японец»

Категории ассоциаций Типичный китаец Типичный японец

1. Государственная и коммерческая символика Рынок (10), торговля (9), Пекин (8), Алиэкспресс (6), дешевый товар (6), китайский язык (5), некачественный товар (5), соседи (5), Китай (4), туризм (4), Азия (2), коммунизм (4), коллективизм (3), восток (2), бизнес (2), богатый (2), промышленность (2). Цивилизация (6), иероглифы (4), Токио (3), восток (2), ены (2), национализм (2), Осака (2), остров (2), красивая страна (2), косметика (2), развитие (2).

2. Культурные объекты и атрибуты Великая китайская стена (5), красный (5), дракон (4), каллиграфия (3), культура (3), традиции (3), фонарики (2), нефрит (2), Конфуций (2), боевые искусства (2), Инь-янь (2). Аниме (16), чистота (11), самураи (6), традиции (6), солнце (5), культура (4), дорамы (4), гейши (3), манга (3), к-поп (3), интересная культура (2), искусство (2), минимализм (2), косплей (2), ТВ-шоу (2), пикачу (2), почтение (2).

З.Личностные качества Позитивные: веселые (5), улыбчивые (5), общительный (3), активный (3), эмоциональные (2), покладистый (2), замкнутый (2). Негативные: шумный (12), невоспитанный (6), хитрый (5), бескультурье (2). Позитивные: спокойный (7), дисциплинированные (7), закрытые (6), умный (5), воспитанность (4), скромный (3), строгость (3), сдержанные (3), пунктуальные (3), интеллект (3), аккуратный (3), статность (3), улыбчивые (3), правильность (2), высокодуховность (2), практичные (2). Негативные: -

4. Отношение к людям Громкая речь (15), дружелюбный (6), забавный русский язык (4), болтливый (3), навязчивые (3). Вежливые (6), дружелюбные (4), этикет (2).

5. Отношение к труду и закону Работящие (7), трудолюбивые (3). Трудолюбивые (13), трудоголики (4).

6. Негативная символика Специфический запах (8), неприятный запах (5), грязь (6), толпа (4), мусорят (3), грязный воздух (3), антисанитария (2). Война (2).

7. Спиртные напитки - Пиво (1), саке (1), не умеют пить (1).

8. Пища, безалкогольные напитки Рис (17), китайская кухня (18), лапша (8), чай (4), палочки для еды (4), гуа ба жоу (3). Суши (18), онигири (4), вкусная кухня (3), васаби (3), рамен (3), чай (2).

9. Индивид. Отдельные элементы внешнего вида Многочисленность (16), узкие глаза (12), маленький рост (8), темные волосы (5), стиль одежды (5), туристы (5), человек (3), иностранец (3), друг (3), азиаты (2), соломенная шляпа (2), одинаковые (2), тапочки (2), желтая кожа (2). Кимоно (5), низкие (4), красивые (3), черные волосы (3), долгожители (3), человек (2), опрятный (2), стиль одежды (2), странные прически (2), узкие глаза (2), студенты (2), туристы (2).

10. Природа, растения и животные Горы (2), панда (2). Сакура (17), море (3), гора Фудзи (2).

11. Техника и здания Храм (2), бытовая техника (2). Автомобили (11), технологии (7), роботы (7), высокие технологии (4), модернизация (4), бытовая техника (3), наука (2).

12. Эпидемия Коронавирус (9), вирус (3), атипичная пневмония (2). -

Можно заметить, что «типичного китайца» студенты больше ассоциируют с экономикой, в то время как «типичного японца» с культурными атрибутами и техническим развитием. Причиной этому может быть тот факт, что люди всего Дальнего Востока часто взаимодействуют с Китаем экономически: «китайские» рынки в российских городах и закупки вещей в приграничном пространстве Китая, экономические отношения России и Японии, наоборот, не столь очевидны для обывателей. В то же время Япония знаменита своим техническим прогрессом, роботостроением и инновациями, включая те, что зачастую считаются забавными и смешными для россиян. Категория «Культурные объекты и атрибуты» относительно «типичного японца» наполнена ассоциациями, относящимся к современными культурным явлениям (аниме, дорамы) и историческим (самураи, гейши). Из чего можно сделать вывод о заинтересованности и осведомленности студентов о японской культуре.

Наполненность категории «Личностные качества» по качественному содержанию довольно сильно разнится. Более того некоторые личностные качества, которыми студенты наделяют оба стимула, противоположны друг другу. Так, «типичного китайца» видят, как шумного, невоспитанного, активного и общительного человека, а «типичного японца» представляют воспитанным, спокойным, тихим и сдержанным. Вместе с тем, оба стимула имеют и одинаковые

характерные черты: эмоциональность, улыбчивость и ум. Стоит также отметить, что «типичного китайца» наделили негативными личностными качествами, в то время как «типичный японец» имеет полностью позитивный образ.

Категория «Отношение к людям» также имеет различия по качественному составу. Относительно обоих стимулов приведена ассоциация «дружелюбные», однако есть и противостоящие характеристики. «Типичного китайца» наделили такими качествами, как грубость, навязчивость и крикливость, «типичного японца» же, наоборот, определили вежливым, не агрессивным человеком, соблюдающим этикет. Также, как в категории «личностные качества» студенты дали негативные ассоциации относительно «типичного китайца» и исключительно позитивные «типичному японцу».

Стоит отметить, что российские студенты схоже оценили «типичного китайца» и «типичного японца» по их отношению к труду. Тем не менее, исходя из количества ассоциаций и их эмоциональной насыщенности, можно сделать вывод о том, что «типичного японца» видят более трудолюбивым.

Китаец согласованно описывается как человек с маленьким ростом, узкими глазами и темным волосом, менее часто он характеризуется желтой кожей и жестким волосом. Представление о внешности японца, наоборот, менее согласованно, хотя многие ассоциации схожи с образом «типичного китайца». Так, его описывают как низкого, красивого человека с черным волосом и узкими глазами. Кроме того, с точки зрения индивида как члена социума и китайцу, и японцу дают роли: человек, турист, студент, друг. Таким образом, не смотря на то что качественно наполнение категории схожее, образ «типичного китайца» тем не менее более согласован среди студентов. Причиной этому могут быть более тесные контакты с Китаем как с точки зрения туризма и торговых отношений, так и вследствие привлечения в университеты китайских студентов.

Категория «эпидемия» была выделена в следствие сложной эпидемиологической обстановки во всем мире, которая началась с распространения вируса СОУГО-19 по территории Китая. Ассоциации, вошедшие в категорию, не являются негативными или обвинительными, они скорее

констатирующие, из чего можно сделать вывод о том, что эпидемия не стала негативным фактором при оценке «типичного китайца».

Кроме того, на стимул «типичный китаец» студенты дали 27 негативных ассоциаций, которые представлены в категориях «негативная символика», «личностные качества» и «отношение к людям». Негативные ассоциации характеризуют «типичного китайца» как шумного, невоспитанного и навязчивого человека. И напротив, студенты посчитали японцев спокойными, тихими, вежливыми и сдержанными. Вместе с тем, пока «типичного китайца» соотносят с неприятным запахом и грязью, «типичного японца» ассоциируют с чистотой.

Таким образом, представление студентов о китайцах достаточно сильно связаны с коммерцией и государственной символикой, в то время как японцев больше ассоциируют с культурными атрибутами и техническим развитием. В отличие от «типичного японца», которому приписали только позитивные качества, личностные качества и отношение к людям «типичного китайца» российские студенты оценили амбивалентно.

Литература

1. Марин, Е. Б. Образы представителей России и США у российской молодежи // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2019. - Т. 21. № 1. - С. 101-111.

2. Мельникова М. А., Калита В. В. Этнические стереотипы жителей Дальневосточного приграничья (на примере россиян и китайцев). -Владивосток: Дальнаука, 2007. - 165 с.

3. Цахаева А.А., Аминова Д.К. Психологическое исследование подростков с различным уровнем организации правового самосознания // International Journal of Medicine and Psychology. 2019. Том 2. №3. С. 201 - 206.

4. Садохин А. П. Межкультурная коммуникация: учеб. пособие. - М.: АЛЬФА -М, 2006. - 288 с.

5. Цахаева А.А. Восстановление нравственного здоровья личности подростка как акмеологическая проблема // International Journal of Medicine and Psychology. 2019. Том 2. №3. С. 227 - 233.

6. Шатохин А.А. Системный подход в анализе и диагностике эффективности управления профессиональной отраслевой идентификацией личности // International Journal ofMedicine and Psychology. 2019. Том 2. №2. С. 39 - 46.

Literature

1. Marine, Ye. B. Images of representatives of Russia and the United States among Russian youth // Bulletin of the Kemerovo State University. - 2019. - T. 21. No. 1. -S. 101-111.

2. Melnikova M.A., Kalita V.V. Ethnic stereotypes of residents of the Far Eastern border region (on the example of Russians and Chinese). - Vladivostok: Dalnauka, 2007 .-- 165 p.

3. Tsakhaeva A.A., Aminova D.K. Psychological research of adolescents with different levels of legal identity // International Journal of Medicine and Psychology. 2019. Volume 2. No. 3. S. 201 - 206.

4. Sadokhin A. P. Intercultural communication: textbook. allowance. - M .: ALPHA -M, 2006 .-- 288 p.

5. Tsakhaeva A.A. Restoring the moral health of a teenager's personality as an acmeological problem // International Journal of Medicine and Psychology. 2019. Volume 2. No. 3. S. 227 - 233.

6. Shatokhin A.A. A systematic approach to the analysis and diagnosis of the management effectiveness of professional industry-specific identity // International Journal of Medicine and Psychology. 2019. Volume 2. No. 2. S. 39 - 46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.