Научная статья на тему 'Этнические прозвища как показатель развития межэтнических отношений'

Этнические прозвища как показатель развития межэтнических отношений Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1408
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнос / этническая группа / межэтнические отношения / этнические прозвища / этноним / толерантность

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Степанова Н. Г.

В работе раскрывается одна из актуальных межэтнических проблемпроблема этнических прозвищ. Анализируются приемы их образования, области распространения, причины использования, приводятся примеры прозвищ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research work is devoted to one of the most important interethnic problems the problem of ethnic nicknames. The author analyses the ways of their formation, the areas of spreading and also the causes of their use. These facts are illustrated with the examples of ethnic nicknames.

Текст научной работы на тему «Этнические прозвища как показатель развития межэтнических отношений»

Н. Г. Степанова

ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЗВИЩА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Работа представлена кафедрой философии Барнаульского государственного педагогического университета.

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор В. Н. Филиппов

В работе раскрывается одна из актуальных межэтнических проблем - проблема этнических прозвищ. Анализируются приемы их образования, области распространения, причины использования, приводятся примеры прозвищ.

The research work is devoted to one of the most important interethnic problems - the problem of ethnic nicknames. The author analyses the ways of their formation, the areas of spreading and also the causes of their use. These facts are illustrated with the examples of ethnic nicknames.

Последнее десятилетие XX в. и начало нового столетия отмечены актуализацией этнической идентичности и ростом межэтнической нетерпимости. Обострение национальных отношений в России обусловлено совокупностью политических, экономических, идеологических и культурных факторов, имеющих место в трансформирующемся обществе. Нездоровый социальный климат, политические противоречия, экономическая нестабильность обусловливают рост в общественном сознании идей нетерпимости. Этническая толерантность уменьшается пропорционально росту деструктивных тенденций, и часто ответственность за общественные неурядицы возлагается на представителей этнической группы или на весь этнос. Объектом межэтнической интолерантности становятся другие народы, другие религии, культуры, традиции. Помимо этого негативные чувства все чаще стали концентрироваться на названии этноса - этнониме. Этнонимы неразрывно связаны с их носителями - народами и являются важным фактором их этнического существования и этнического самоопределения.

«Француз», «китаец», «русский», «грузин» - это нейтральные названия народа, несущие денотативную функцию. Они просто обозначают. Но в последнее время стали конструироваться новые этнонимы -этнические прозвища, изначально нацеленные на уничижение представителей этнической группы. Этническими прозвищами (или по-другому псевдоэтнонимами, этно-дисфемизмами, вторичными этнонимами) называют разговорные, неофициальные наименования этносов.

Этноним делается объектом этнической нетерпимости в том случае, когда отношение к самому этносу перерастает из толерантного в интолерантное. Название этноса становится своеобразным громоотводом, когда негативные чувства по отношению к этносу переносятся на его этноним. Наиболее распространенными являются прозвища этносов Кавказа - грузин, армян

и других: армяш, зерба, зербуд, лицо кавказской национальности, хач, чернота1. Часто наделяются прозвищами народы Средней Азии. Их называют басмачи, чебуреки, чер-носливы, чуреки. Также имеют свои прозвища евреи, итальянцы, китайцы, немцы, поляки, финны, французы, эстонцы, японцы и другие.

Семантическую основу прозвищ состав -ляет указание на существенное, характерное качество называемого лица. В отличие от официальных наименований прозвища связаны с образными переживаниями и выражают богатую гамму эмоциональных оттенков - от ласкового (подобные этнические прозвища редки) до пренебрежительного, резко уничижительного. Эмоциональная оценка может быть выражена как внутренним содержанием прозвища, т. е. подчеркиванием какого-либо существенного признака, так и внешней формой, т. е. морфологической структурой, звуковым оформлением. Для этой цели используются суффиксы субъективной оценки, экспрессивные звуковые сочетания: пшек, хачъё, еерюга, хачапурик, чуркестанец.

При создании этнических прозвищ за основу берется какая-либо этническая характеристика:

• определенный вид деятельности, характерный для данного этноса (макарона, макаронник - итальянец; пуховик - китаец);

• специфические черты культуры (халат - казах, узбек; самурай, енот (от «иена», японская денежная единица) - японец; пшек - поляк; бундес - немец; лягушатник - француз);

• особенности этнического характера (уголек - об этносах Кавказа, вероятно, за их горячий нрав; бамбук, чурка, чурбан - о представителях среднеазиатских и других народностей - в этом случае сильна роль стереотипов, согласно которым представители этих этносов не отличаются сообразительностью, умом);

• характерные черты внешности (чернослив, чернота, чугун - об этносах Кавказа; желток - об этносах Азии);

• различные области ономастики (айсберг, по аналогии с распространенной еврейской фамилией Вайсберг; армен - армянин; гогия - грузин, от собственного грузинского имени Гоги; джапан - японец, от англ. Japan - Япония; джордж - грузин, от англ. Georgian; италъяха - итальянец; кимерсен - северный кореец, от имени бывшего лидера страны; хая, хайка, абрам, изя -еврей, от распространенных еврейских имен; чингиз - казах, киргиз; хачик - о представителях кавказских этносов и другие).

Используются также собирательные прозвища для всех представителей американских этносов - америкус, штатник, юс.

Таким образом, можно выделить следующие приемы образования этнических прозвищ, включающие в себя:

1) особенности жизнедеятельности этноса;

2) особенности этнического характера;

3) специфику внешних черт;

4)культурные особенности;

5) пародирование и искажение имен собственных.

В большинстве своем этнические прозвища возникли в разговорной речи, но некоторые ведут свое начало из тюремного жаргона (басмач, турок, урюк, чурка), т. е. ранее употреблялись только уголовными элементами.

Распространение этнических прозвищ, частота употребления зависят от области проживания данного этноса на территории России. На западе, северо-западе РФ распространены этнические прозвища такие, как пшек - поляк; финик - финн; чухонец - финн, эстонец. На территории, граничащей с государствами Кавказа, Средней Азии, в областях проживания мигрантов - басмач, урюк, халат, хачик, чуркестанец, чурка и другие. По частоте употребления наиболее встречаемы -ми оказываются этнические прозвища этносов Средней Азии (узбеков, казахов, таджиков, киргизов), Кавказа (армян, грузин, чеченцев), евреев, китайцев, японцев.

Не все этнические прозвища несут в себе негативный оттенок. Встречаются такие

(но крайне редко), которые содержат в себе дружественное отношение к представителям другого этноса (джигит, абрек - молодец, удалец - по отношению к этносам Кавказа). Этнические прозвища в данной ситуации создаются с целью подчеркивания искреннего расположения, дружеской связи между представителями этносов.

Этническое прозвище, на первый взгляд, выглядит как удачная шутка, которая обнаруживает, высмеивает какое-ни-будь этническое качество, положенное в основу прозвища. На самом деле происходит демонстрирование нетерпимого отношения к этнической группе. Под этим прозвищем скрывается удачно прикрытая неприязнь, пренебрежительное отношение, агрессия. Конечно, этнические прозвища появились не в последние десятилетия и, вероятно, были постоянными спутниками межэтнических отношений. Так, для турок долгое время все европейцы были френчами или франками, потому что французов они узнали первыми и перенесли это имя на всех остальных. Для арабов христианские народы были кяфирами, то есть идолопоклонниками. На Руси тоже существовали свои этнические прозвища (например, кацапы, ляхи, чухонцы), русские называли всех европейцев немцами. Некоторые из прозвищ сохранились и используются в настоящее время (москали, хохлы).

Характерная тенденция - употребление этнических прозвищ вместо этнонимов не только в быту, в повседневном общении, но в средствах массовой информации. Особенно часто встречаются «этнонимозаме-нители» в печатных изданиях, рассчитанных на молодое поколение, т. е. в сознание молодежи сознательно закладываются семена нетерпимости, которые позднее могут прорасти не только пренебрежительным отношением к представителям других этносов, но и агрессивным поведением по отношению к ним.

Представители этноса вкладывают в прозвище другой этнической группы свое отношение, которое формировалось дли -

14 1

тельное время и выражает неприятие каких-либо этнических особенностей, нетерпимую позицию к этносу, поэтому прозвище не может восприниматься данным этносом положительно, что ведет к усугублению этнических отношений.

Таким образом, традиция наделения этнос каким-либо прозвищем не нова. Но в настоящее время ситуация несколько иная. Современное сообщество постоянно

находится на грани войны и мира. Самый незначительный повод может послужить началом конфликта. Поэтому может случиться, что пренебрежительное отношение к этнониму, его искажение могут явиться причиной неприязни между этническими группами, служить поводом для возникновения напряженности, несмотря на то что причина, на первый взгляд, так ничтожно мала.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 См. работы: ЕлистратовВ. С. Словарь московского жаргона. М., 1994; ЕлистратоеВ. С. Словарь русского арго. М., 2000; Елистратое В. С. Толковый словарь русского сленга. М., 2005; Никитин, Т. Г. Словарь молодежного сленга: материалы 1980-2000 гг. СПб., 2003; Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона / авт.-сост. Д.С. Балдаев и др. М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.