Научная статья на тему 'ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХЭ ЛЮТИНА'

ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХЭ ЛЮТИНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
106
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХЭ ЛЮТИН / ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / НАЦИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПЕНТАТОНИКА / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лу Вэньчжу

Хэ Лютин - знаменитый китайский композитор прошлого столетия. Кроме этого он являлся музыкальным педагогом и теоретиком. Композитор создал значительное количество выдающихся музыкальных произведений. В своей художественной практике он исследовал возможности объединения западных музыкальных форм и китайских национальных мелодий. Это мастерски представлено в трех произведениях для фортепиано. Речь идет о таких сочинениях как «Пастушок, играющий на дудочке», «Вечеринка», «Колыбельная». В данной статье автор анализирует и исследует репрезентацию этнических черт в фортепианных произведениях китайского композитора. Рассматриваются национальные факторы в мелодии и гармонии вплоть до проявления национальных элементов в фактуре. В исследовании обосновано выделение характерных национальных черт фортепианного творчества Хэ Лютина. К таковым автор статьи относит разнообразное использование традиционных приёмов национальной музыки. Речь идет в первую очередь о варьировании и круговом возврате темы в конце произведения. Далее в статье говорится об имитации звучания национальных инструментов и использовании синтетической модальности. С точки зрения полифонического письма произведения Хэ Лютина воплощают особенности европейской полифонической техники и китайского мелодического мышления. С другой стороны в его фортепианных произведениях как никогда ярко подчеркивается китайская музыкальная этническая особенность. Уникальный стилистический сплав творчества композитора является ярким образцом современной китайской фортепианной музыки и заслуживает изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC PECULIARITIES IN HE LUTING'S PIANO WORKS

He Liuting is a famous Chinese composer of the last century. In addition, he was a music teacher and a theorist. The composer has created a significant number of outstanding musical works. In his artistic practice, he explored the possibilities of combining Western musical forms and Chinese national melodies. This is masterfully presented in three works for piano. We are talking about such compositions as "A shepherd boy playing a pipe", "Party", "Lullaby". In this article, the author analyzes and explores the representation of ethnic traits in the piano works of the Chinese composer. National factors in melody and harmony are considered up to the manifestation of national elements in the texture. The study substantiates the identification of characteristic national features of He Lutin's piano creativity. Among these, the author of the article refers to the diverse use of traditional techniques of national music. It is primarily about the variation and circular return of the theme at the end of the work. Next, about the imitation of the sound of national instruments and the use of synthetic modality. From the point of view of polyphonic writing, He Lutin's works embody the features of European polyphonic technique and Chinese melodic thinking. On the other hand, in his piano works, the Chinese musical ethnic peculiarity is more vividly emphasized than ever. The unique stylistic fusion of the composer's creativity is a striking example of modern Chinese piano music and deserves to be studied.

Текст научной работы на тему «ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХЭ ЛЮТИНА»

Сложение всех цветов спектра дает белый цвет, свет и цвет нельзя разделить в природе. Говоря о влиянии белого цвета, можно сделать условный знак равенства с влиянием всех цветов спектра. Солнечный свет необходим для жизни и развития, бесспорно для правильного развития детей необходимо грамотное дневное освещение в учебных помещениях. Экспериментально установлено, что в классах с грамотным естественным освещением дети лучше учатся. Хорошее освещение является профилактикой близорукости, стимулирует иммунную систему, помогает бороться с инфекциями, препятствует развитию патогенной среды( плесень, грибок). Нильс Рюберг Финсен в 1903 г разработал технологии фототерапии - это лечение светом. Следует обратить особое внимание на степень освещенности в кабинетах детских учреждений. Приглушенный и рассеянный свет частое явление обоснованное климатическими и погодными явлениями, все же важно максимально использовать возможности дневного естественного освещения для помещений. Для искусственного освещения необходимо обращать внимание на коэффициент (он же индекс) цветопередачи источника света. Промышленные неоновые или некоторые энергосберегающие лампы имеют коэффициент 5-6, что позволяет воспроизводить только половину цветов. Свет у них тусклый, создающий ощущение дискомфорта. Желательно ориентироваться на коэффициент от 8 до 10. Цвет искусственного освещения различен, например лампы накаливания дают желтый.

В цветотерапии белый свет по исследованиям российских ученых дает хорошие результаты при лечении депрессивных расстройств и астенических синдромов. Учитель феншуя рекомендует использовать белый цвет в местах связанных с чистотой.

Психология белого цвета в интерьере по всем кодам и значениям, включая символические, означает спокойствие и одухотворенность. Однако следует умеренно использовать белый цвет в детских учреждениях, помимо чисто практического фактора быстрого загрязнения белых поверхностей, есть другая негативная сторона в восприятии белого - это одиночество и духовная пустота. Избыток белого вызывает у человека чувство собственной неполноценности, поэтому не рекомендуется использовать исключительно белый цвет в помещениях, где дети проводят много времени. Белый цвет усиливает влияние близлежащих цветов, в этом его преимущества функционального использования. Желательно, чтобы соседствующие цвета не были слишком светлыми, они должны быть достаточно насыщенные. Наиболее выгодным решением покраска одной стены, противоположной окнам, в белый цвет, а оставшиеся стены покрасить в цвет, несущий наиболее необходимое психологическое воздействие на учащихся. Следует заметить, что цвет оказывает различное влияния на возрастные группы и это всегда необходимо учитывать. Чтобы зрительно увеличить помещение - белый превосходен, для увеличения света в помещении разумно покрасить стену напротив окна белой краской, свет будет отражаться. А для увеличения высоты потолков - использовать матовый белый. Белое окружение всегда уместно в местах ассоциируемых с чистотой. Во внешнем виде сооружения логичнее использовать белые цвет в покраске в местах с жарким климатом. Новые технологии позволили использовать белые покрытия на крышах зданий. Это по данным американских ученых снижает необходимость в кондиционерах на 23%.

Для развития творческих способностей детей, и их приобщения к коллективному творчеству и созданию специальных проектов, ощущения причастности детей к созданию среды в учебном учреждении, убедительно подойдет концепция tabbula rasa (чистая доска). Белая стена как белый холст изумительная возможность для создания художественных проектов (росписи, мозаики, граффити и т.д.). Одно из значительных изменений в интерьерах учебных учреждений привнесено общей тенденцией цифрового обучения, в связи кабинеты оборудуются экранами и большими настенными мониторами. В данном случае экран выступает в качестве «цифровой картины», где картина мобильна и подвержена постоянной цветовой трансформации. Наиболее рациональным является использование белого фона стен или окружения в виде условной белой рамы для размещения экранов, что позволит избежать еще большего цветового перенасыщения и возбуждения.

Выводы. Исследовав развитие белого цвета (по сути - света) можно с уверенностью заключить, что белый неизменно остается лидером в использовании и применению во всех сферах жизни, белый является насущным, насыщенным и незаменимым. Грамотное, рациональное и умеренное использование белого цвета в детских учреждениях непременно привнесет благотворное влияние на всех участников образовательного процесса, способствует созданию комфортной среды. Белый цвет актуален в современной образовательной среде.

Литература:

1. Базыма, Б.А. Психология цвета: теория и практика / Б.А. Базыма. - Санкт-Петербург: Издательство Речь, 2007. - 203 с.

2. Гете, И.В. Трактат о цвете. Избранные сочинения по естествознанию / И.В.Гёте. - Москва: 1957 - 553 с.

3. Косс, Ж.-Г. Цвет четвертое измерение / Ж.Г. Косс. - Москва: Синдбад, 2018. - 240 с.

4. Люшер, М. Цвет вашего характера / М. Люшер. - Москва: Вече, 1997. - 236 с.

5. Оствальд, Вильгельм Фридрих. Искусство цвета. Цветоведение: теория цветового пространства / В.Ф. Оствальд. -Москва: Огиз, издательство АСТ, 2021. - 400 с.

Педагогика

УДК 372.878

аспирант кафедры музыкального образования и воспитания Лу Вэньчжу

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (г. Санкт-Петербург)

ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХЭ ЛЮТИНА

Аннотация. Хэ Лютин - знаменитый китайский композитор прошлого столетия. Кроме этого он являлся музыкальным педагогом и теоретиком. Композитор создал значительное количество выдающихся музыкальных произведений. В своей художественной практике он исследовал возможности объединения западных музыкальных форм и китайских национальных мелодий. Это мастерски представлено в трех произведениях для фортепиано. Речь идет о таких сочинениях как «Пастушок, играющий на дудочке», «Вечеринка», «Колыбельная». В данной статье автор анализирует и исследует репрезентацию этнических черт в фортепианных произведениях китайского композитора. Рассматриваются национальные факторы в мелодии и гармонии вплоть до проявления национальных элементов в фактуре. В исследовании обосновано выделение характерных национальных черт фортепианного творчества Хэ Лютина. К таковым автор статьи относит разнообразное использование традиционных приёмов национальной музыки. Речь идет в первую очередь о варьировании и круговом возврате темы в конце произведения. Далее в статье говорится об имитации звучания национальных инструментов и использовании синтетической модальности. С точки зрения полифонического письма произведения Хэ Лютина воплощают особенности европейской полифонической техники и китайского мелодического мышления. С другой

стороны в его фортепианных произведениях как никогда ярко подчеркивается китайская музыкальная этническая особенность. Уникальный стилистический сплав творчества композитора является ярким образцом современной китайской фортепианной музыки и заслуживает изучения.

Ключевые слова: Хэ Лютин, фортепианные произведения, этнические особенности, национальный музыкальный стиль, национальное музыкальное мышление, пентатоника, образование.

Annotation. He Liuting is a famous Chinese composer of the last century. In addition, he was a music teacher and a theorist. The composer has created a significant number of outstanding musical works. In his artistic practice, he explored the possibilities of combining Western musical forms and Chinese national melodies. This is masterfully presented in three works for piano. We are talking about such compositions as "A shepherd boy playing a pipe", "Party", "Lullaby". In this article, the author analyzes and explores the representation of ethnic traits in the piano works of the Chinese composer. National factors in melody and harmony are considered up to the manifestation of national elements in the texture. The study substantiates the identification of characteristic national features of He Lutin's piano creativity. Among these, the author of the article refers to the diverse use of traditional techniques of national music. It is primarily about the variation and circular return of the theme at the end of the work. Next, about the imitation of the sound of national instruments and the use of synthetic modality. From the point of view of polyphonic writing, He Lutin's works embody the features of European polyphonic technique and Chinese melodic thinking. On the other hand, in his piano works, the Chinese musical ethnic peculiarity is more vividly emphasized than ever. The unique stylistic fusion of the composer's creativity is a striking example of modern Chinese piano music and deserves to be studied.

Key words: He Lutin, piano works, ethnic characteristics, national musical style, national musical thinking, pentatonics, education.

Введение. Хэ Лютин (20 июля 1903 - 27 апреля 1999) - знаменитый китайский композитор, музыкальный педагог и теоретик музыки. В своей художественной практике он сочетает традиционные западные музыкальные формы и самобытные черты китайской национальной музыки. Он был одним из первых композиторов, кто написал множество выдающихся произведений, значимых для китайской культуры: три кантаты, двадцать четыре произведения для хора, почти сто песен, шесть фортепианных пьес, шесть оркестровых пьес, создал музыку более чем к десяти кинофильмам, несколько инструментальных соло, а также выступил автором «Антологии музыкальных эссе Хэ Лютина». В настоящее время исследования творчества Хэ Лютина в основном сосредоточены на его жизненном пути и анализе мелодики некоторых произведений.

В статье решается задача анализа этнических черт в фортепианных произведениях китайского композитора. Рассматривается его творческая деятельность и достижения.

Теоретической базой исследования стали работы Сунь Минчжу, Тонг Даоцзинь, Сунь Цюаньвэй, Чао Чжиюй, Ван Юхэ, Хэ Лютин, Фу Бенцин.

Изложение основного материала статьи. Хэ Лютин являлся уроженцем округа Шаоян, Хунань. После окончания средней школы работал учителем музыки и искусства в местной начальной школе. Весной 1923 года учился музыке, гармонии, фортепиано и игре на скрипке у Цю Вансяна и Чэнь Сяокуна. В 1931 году Хэ Лютин учился музыке у Хуан Цзыцзуо в Шанхайском национальном музыкальном колледже. В 1934 году, когда известный европейский композитор и пианист русского происхождения Александр Черепнин приехал в Китай, чтобы провести конкурс китайской фортепианной музыки, Хэ Лютин получил первую премию за фортепианную пьесу «Пастушок, играющий на дудочке» и вторую почетную премию за пьесу «Колыбельная».

После окончания обучения Хэ Лютин работал в киноиндустрии и написал саундтреки таких фильмов, как «Весна», «Песня четырёх сезонов», «Девушка песни Тяньи». Песни Хэ Лютина из фильмов широко исполнялись и стали популярными, являясь признанными шедеврами китайской музыки, коими они остаются и в настоящее время. В июне 1938 года отправился в Ухань и участвовал в работе китайской киностудии при Третьем отделе Политического отдела Военной комиссии. После потери Уханя Хэ Лютин уехал в Чунцин и работал в музыкальной группе Центрального радио и телевидения. В то же время служил учителем музыки в школе Юкай. Хэ Лютин написал «Войну сопротивления», «Иди на поле битвы», «Братцы, держаться за руки», «Защитите свой родной город», «Дети Китая», «Победный марш», «Верните мои реки и горы» и другие песни, полные энтузиазма, призывая к борьбе, воодушевляя народ страны в сражении с агрессором -Японией.

Он приехал в Яньань в 1943 году, чтобы преподавать в Художественной академии Лу Синя. Там он сформировал Центральный оркестр и сочинил большое количество вокально-инструментальных произведений, таких как «Партизанская песня», «На реке Цзялин», «Защита Родины», «На поле боя», «Гала», «Сенджидема», «Новый демократический марш».

В 1966 г. во время «культурной революции» композитор подвергся репрессиям («трудовому перевоспитанию»). В 1979 г. на IV-м съезде Всекитайских ассоциаций деятелей литературы и искусства он был реабилитирован. В ноябре того же года Хэ Лютин вновь был избран заместителем председателя Союза китайских музыкальных деятелей. После освобождения из заключения композитор последовательно занимал должности декана Шанхайской музыкальной консерватории и председателя Китайской музыкальной ассоциации. Продолжая сочинять музыку, он также написал более 100 эссе, которые касались многих аспектов современной музыки и до сих пор играют направляющую роль в развитии теории китайской музыки.

Хэ Лютин отмечает, что в процессе развития китайская музыка неотделима от влияния восточной и западной музыкальных культур. Именно в таком широком культурном контексте китайские композиторы проявляют свои таланты и способствуют развитию национальной музыкальной культуры. Фортепианные произведения Хэ Лютина - яркий пример такого творчества. Слияние западных музыкальных форм, а также выразительных, сонористических и фактурных особенностей с этническими традициями китайской культуры в музыке Хэ Лютина дает возможности расширить образную, ладовую и метроритмическую сферы фортепианного творчества и создать оригинальные произведения.

В данной статье нами анализируются три ранние фортепианные пьесы, «Пастушок, играющий на дудочке» ( «ЙЙ®®» ), «Вечеринка» ( «Й^» ) и «Колыбельная» ( «ffiffi®» ), исходя из трёх аспектов: мелодии, гармонии и полифонии.

Мелодии Хэ Лютина основаны на привычных мелодических решениях традиционной китайской музыки. «Его мелодия основана на интонациях народной музыки и естественно генетически связана с народной музыкой» [2]. В частности, в пьесе «Пастушок, играющий на дудочке» автор демонстрирует синтез музыкальных традиций китайского музыкального фольклора и современных композиторских приемов. В изложении мелодии применяется квадратная структура. Повторность помогает продлить экспонирование образа и, тем самым, продлевается экспозиционность, показ превалирует над развитием. В свою очередь здесь можно видеть отражение идей восточной философии, проявляющейся в любовании объектом. Хэ Лютин использует приемы организации структуры западноевропейской музыки, сочетая их с композиционными техниками китайской национальной музыки. Пьеса «Пастушок, играющий на дудочке» представляет собой сложную трёхчастную

структуру, обогащённую полифоническими приёмами развития. Элементы полифонии направлены на усиление образно-художественного эффекта гибкости, текучести, импровизационности, присущие китайским народным наигрышам.

Пьеса «Пастушок, играющий на дудочке» создана композитором в трехчастной репризной форме А-В-А'. Мелодия первой части воспроизводит чистый звук флейты мальчика-пастуха, разносящегося эхом по зеленым полям. Вторая часть представляет народную танцевальную мелодию, которая контрастирует с предшествующим материалом, заставляя слушателей представлять образы спокойной и счастливой жизни, наполненной житейскими заботами и радостями. Тема третьей части основана на имитациях приемов игры на флейте, что возвращает нас к исходной образности. Использование трехчастной репризной композиции характерно для китайской народной песни. Имитация на фортепиано приёмов игры, соответствующих «звучанию флейты», является примером «...европейских полифонических приемов в китайских работах» [3]. При этом сохраняется аутентичная интонационная основа китайской народной музыки, ее неповторимую кварто-квинтовая структура.

Гармония пьесы «Пастушок, играющий на дудочке» имеет характеристики цзяннаньской музыки. Структура мелодии схожа с «квадратностью» в народной музыке, обладающей антифонными характеристиками - ответа и повторения, что делает главный образ живым, ярким и красочным.

В мелодическом решении «Колыбельной» Хэ Лютин также использует композиционную технику национальной музыки в сочетании с западными приёмами развития. Всё произведение опирается на развитии начальной мелодии, которая постоянно повторяется в произведении, раскрываясь все новыми гранями, создавая настроение лирической безмятежности.

В фортепианной пьесе «Вечеринка» Хэ Лютин воспроизводит на фортепиано эффекты звучания национального инструментального ансамбля. В музыке пьесы автор воссоздаёт характерный ритм народных гонгов и других ударных инструментов, в значительной степени передавая праздничную атмосферу, отражающую живую сцену празднующих победу людей. Этот художественный эффект усиливается в последующем вариационном развитии.

Отдельно отметим, что в фортепианных произведениях композитор опирается на достижения Хуан Цзи и Чжао Юаньрэня в исследовании национальной гармонии. Он обобщает их в рамках мажорно-минорной системы. В то же время Хэ Лютином используется тонкая, изысканная гармоническая обработка, чтобы избежать противоречия между функциональной структурой мажорного и минорного лада и стилем национальной музыки. Именно так Хэ Лютин формирует свой собственный простой, ясный стиль гармонии - с элегантным и строгим нормативным звучанием европейской классической гармонии, раскрашенной характерным национальным колоритом.

При гармонизации национальных мелодий необходимо учитывать пентатонную ладовую структуру. В песне «Вечеринка» чтобы нивелировать функциональные связи гармонии, Хэ Лютин применяет непрерывные параллели, усиливающие красочность, а не функциональные связи аккордов.

Китайская традиционная музыка сформирована уникальным, совершенно нехарактерным для западной культуры пониманием тона как такового. Китайская традиционная музыка основывается на пентатонных и гептатонных ладах, при этом пентатоника в китайской музыке представлена звукорядом, структура которого может быть использована от различной высоты звуков лада.

В середине пьесы «Пастушок, играющий на дудочке» Хэ Лютин развитие мелодии замедляется, а гармонический тип изложения сочетается с плавным развитием основной темы.

Хэ Лютин использует объединение ладов по горизонтали в контексте техники интегрированной модальности, объединяя в произведении несколько пентатонных структур. В «Колыбельной» Лютин также использовал этот метод композиции. В создании оригинальной мелодии произведения композитор опирается на пентатонику, усиливая колористические свойства темы.

В основе пьесы «Колыбельная» пентатоника составляет гармонический фундамент произведения. Композитор предпочитает полимелодическую фактуру, характерную для исполнения ансамбля традиционных китайских щипковых инструментов. Арпеджированные аккорды и бас делают звукоизобразительную инструментальную интонацию более объемной и богатой.

Третья часть воспроизводит тот же период, что и предыдущая, создавая многомерную объемную стереофоническую фактуру. Поскольку пятитонная ладовая структура, характерна для китайской этнической музыки, композитор сочетает несколько пентатонных ладов в произведении.

Ван Юхэ отмечает, что Хэ Лютин «хорош в свободном развитии простого, броского полифонического плетения в своих произведениях. Все виды контрапункта он сделал, опираясь на пентатонику. Воплощая специфику и дух европейской полифонии, он также реализует китайское мелодическое мышление, успешно демонстрируя значительный потенциал западных контрапунктных техник в сочетании с нашей национальной музыкальной лексикой» [1, С. 29].

В полифоническом письме используется вокальная связь с произведением «Ты прост, ты прост, я сложен». «Пастушок, играющий на дудочке» является знаковым произведением современной фортепианной музыки с точки зрения полифонии китайского стиля. Основой пьесы является двухчастная полифония свободного стиля, а пентатонный лад в мелодии обрабатывается во множестве форм свободного контрапункта. Мелодия двух частей проникнута интонациями китайских народных песен. В пьесе «Ты прост, ты прост, я сложен», музыка двух частей дополняет друг друга. Хэ Лютин изящно сочетает западноевропейскую контрастную полифонию с китайской народной полифонией. При этом, когда в верхнем голосе происходит прерывание развития или пауза, нижний голос «подхватывает» концовку верхнего голоса, так же, как и «рыба кусает свой хвост» в традиционной музыке Цзяннань. Особенно примечательно, что предложения мелодия в национальном стиле не только воплощает логику развития, но и случайный поток, льющийся естественно, привольно и свободно.

Сочинения фортепианной музыки Хэ Лютина приходятся на период Китайской социальной революции. Он пережил «Движение четвёртого мая» в первые годы и некоторые новые литературные тенденции оказали на него глубокое влияние. Изменения китайской музыки после 4 мая также глубоко повлияли на него. И он в этом не был одинок. В то время первое поколение композиторов в лице Сяо Юймэя, Чжао Юаньрэня, Ли Цзиньхуэя, Лю Тяньхуа и Хуан Цзи в разной степени исследовали пути китайско-западноевропейских влияний. Среди них наиболее очевидным является достижение Хуан Цзы. Будучи учеником Хуан Цзы, Хэ Лютин поддержал творческий стиль Хуан Цзы, для которого характерно внимание к структуре, форме и технике, однако у Хэ Лютина необычайно ярко проявляются национальный стиль, народная атмосфера и выражение простых и оптимистичных чувств трудящихся, нехарактерные для Хуан Цзы.

Выводы. В своём фортепианном творчестве Хэ Лютин не имитировал западную музыку стереотипно. Вместо этого он воспринял множество ценных западных музыкальных теорий в качестве ориентира для построения новой китайской музыки. Мы можем выделить характерные национальные черты фортепианного творчества Хэ Лютина:

В мелодии используются традиционные композиционные приёмы национальной музыки, такие как квадратная структура, варьирование, возврат темы в конце произведения и имитация звучания национальных инструментальных ансамблей, обычно используемых в традиционной музыке.

Для гармонии произведений характерны не только простота, элегантность и строгость европейских классических конструкций, но возникающий национальный колорит, как результат применения параллельных пентатонных структур -использование модальных структур пентатонической природы или пентатоники в полимелодическом развитии.

С точки зрения полифонического письма, произведения Хэ Лютина воплощают как особенности, так и дух европейской полифонической техники. При этом характерны замкнутые трехчастные репризные структуры, обеспечивающие превалирование показа над развитием. Тем самым отражается эстетика китайской философии, обусловленная созерцанием и «погружением» в объект. Хэ Лютин однажды сказал: «Мы не должны забывать слова о том, что великий художник должен быть сыном традиции и предателем традиции. Вот глубокая правда. Любой художник должен учиться на традиции, а без нее творить нельзя. И ты должен вырваться из традиционной установленной нормы, только так становится возможным создание собственного искусства» [4, С. 48].

Для современной китайской фортепианной музыки слова Хэ Лютина крайне важны. Китайская фортепианная музыка начала развиваться сравнительно поздно. Для того, чтобы в полной мере продемонстрировать уникальную музыкальную культуру китайского народа в образовании и культуре, следует создавать произведения на основе наследования традиций мировой музыкальной культуры, учитывая суть и основу китайской народной музыки. Именно это подготовит необходимые предпосылки для создания китайских фортепианных произведений, которые войдут в сокровищницу мировой музыки, чтобы очарование китайской национальной музыки было понято большим количеством людей.

Литература:

1. Ван Юхэ. Современная музыкальная история Китая. - Пекин: Народная музыкальная пресса, 2002. - С. 158.

2. Сунь Минчжу. Исследование фортепианного искусства (Китай). Анализ и исполнение китайских фортепианных произведений / Сунь Минчжу, Тонг Даоцзинь. - Пекин: Народная музыкальная пресса, 2003. - С. 397.

3. Сунь Цюаньвэй. Всемирно известная фортепианная музыка / Сунь Цюаньвэй, Чао Чжиюй. - Шанхай: Tahai Music Press, 2002. - С. 256.

4.Хэ Лютин. Избранные произведения Хэ Лютина / Хэ Лютин, Фу Бенцин. - Чанша, 2009. - С. 258.

Педагогика

УДК 37.013.75

магистрант Максимова Елизавета Григорьевна

ГОУ ВО МО Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево), Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ликино-Дулёвская средняя общеобразовательная школа №5 (г. Орехово-Зуево); кандидат физико-математических наук, доцент Панчищина Валентина Алексеевна

ГОУ ВО МО Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности современного контроля в ходе уроков математики. Отражены подходы к контролю знаний в современной школе. Основным путем для успешного развития ребенка в процессе обучения является психологический комфорт учащегося. В современном мире образование играет ключевую роль при определении роли человека в социуме. Многообразие различных методов и форм контроля дает учителю возможность выбора. Оно способствует созданию образовательного маршрута в зависимости от индивидуальных особенностей класса. Контроль имеет разносторонние функции. Выполняя требования контроля, можно добиться эффективного результата от процессов передачи знаний и их получения. Исследована необходимость внедрения в урок элементов индивидуальной работы. Отмечена особенность, при которой преподаватель занимает все меньшую роль, становится наставником и проводником в мире обучения.

Ключевые слова: школа, контроль, традиционный контроль, математика, образование, экзамен, учитель. Annotation. The article discusses the features of modern control during math lessons. The approaches to knowledge control in a modern school are reflected. The main way for the successful development of a child in the learning process is the psychological comfort of the student.In the modern world, education plays a key role in determining the role of a person in society. The variety of different methods and forms of control gives the teacher the opportunity to choose. It contributes to the creation of an educational route depending on the individual characteristics of the class. The control has versatile functions. By fulfilling the control requirements, it is possible to achieve an effective result from the processes of knowledge transfer and their acquisition. The necessity of introducing elements of individual work into the lesson is investigated. A feature is noted in which the teacher occupies an increasingly smaller role, becomes a mentor and guide in the world of learning.

Key words: school, control, traditional control, mathematics, education, exam, teacher.

Введение. Каждому учащемуся школы с юных лет знакомы контрольные работы, тесты, проверочные работы, а также активно набирающие сегодня популярность ВПР, готовящие к основному рубежу - сдаче выпускных экзаменов в форме ОГЭ и ЕГЭ. В настоящее время сдача школьных экзаменов в форме единого государственного экзамена уже не вызывает сомнений и различного рода дискуссий, а стала нормой жизненных событий выпускника школы. Вместе с этим, современная практическая психология отмечает усиление проблемы тревожности учеников в период подготовки к прохождению экзаменационных испытаний. В начале XXI века и в зарубежной, и в отечественной психологии накопился обширный экспериментальный материал, демонстрирующий так называемый стрессогенный «экзаменационный эффект», выражающийся в стойком и значительном негативном влиянии ситуации экзамена на функциональное состояние физиологических систем организма и психики ребенка.

Многие взрослые, вспоминая свои переживания на экзамене, говорят: «Все учил, а на экзамене не мог вспомнить». Экзамен даже для хорошо подготовленного человека - всегда испытание сил и умений, знаний и находчивости. С.И. Ожегов в «Толковом словаре» уточняет: «Экзамен - проверочное испытание по какому-то учебному предмету. Тягостное переживание, несчастье». В большинстве случаев, в том числе и ситуации контроля качества знаний, источник стресса - мы сами. Очень часто ученик, обладающий достаточным «багажом знаний», не умеет управлять эмоциями, настраивать себя на ситуацию успеха, психологического равновесия, от которого во многом зависит общий результат.

Ситуация осложняется и выбранной дисциплиной. Математика - царица наук, основной предмет, занимающий лидирующие позиции в планировании учебной нагрузки на учащихся, именно она развивает логику, тренирует внимание, активирует мыслительные процессы, формирует аналитические навыки, а вместе с тем накладывает особый отпечаток при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.