Научная статья на тему 'ЭТНИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В СОВЕТСКОЙ МОДЕ 1960-1970-Х ГОДОВ'

ЭТНИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В СОВЕТСКОЙ МОДЕ 1960-1970-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Область наук
Ключевые слова
СССР / этнические мотивы / советская мода / дома моделей одежды / международные выставки одежды / USSR / ethnic motifs / Soviet fashion / fashion houses / international clothing exhibitions

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курамшина Юлия Владимировна, Самигулина Екатерина Олеговна

Статья посвящена выявлению роли этнических мотивов в советской моде 1960-1970-х годов. Важную роль в усилении значения этнических мотивов в советской моде рассматриваемого периода сыграли международные промышленные выставки, проводившиеся как за рубежом, так и в Советском Союзе. Пятидесятилетний юбилей Октябрьской революции и период объявленного развитого социализма детерминировали необходимость демонстрации миру такой одежды, которая бы представляла этническое богатство советской культуры и ее всеобщий союзный национальный характер. Публикации 1960-1970-хгодов на страницах изданий «Крестьянка», «Работница», «Декоративное искусство СССР», «Советская мода», «Журнал мод» были посвящены национальному, народному и этническому компонентам в советской моде. Этнические мотивы в советской моде 1960-1970-хгодов сыграли важную роль в развитии моды в СССР. Их использование позволило отечественным модельерам демонстрировать этническое многообразие и одновременно национальное единство советской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to identifying the role of ethnic motifs in Soviet fashion of the 1960-1970s. International industrial exhibitions held both abroad and in the Soviet Union played an important role in enhancing the importance of ethnic motifs in Soviet fashion of the period under review. The fiftieth anniversary of the October Revolution and the period of declared developed socialism determined the need to demonstrate to the world such clothes that would represent the ethnic wealth of Soviet culture and its universal allied national character. Publications of the 1960-1970s on the pages of the publications Krest'ianka, Rabotnitsa, Dekorativnoe iskusstvo SSSR, Soviet Fashion, Zhumal mod were devoted to the national, folk and ethnic components in Soviet fashion. Ethnic motifs in Soviet fashion of the 1960s and 1970s played an important role in the development of fashion in the USSR. Their use allowed domestic fashion designers to demonstrate the ethnic diversity and at the same time the national unity of Soviet culture.

Текст научной работы на тему «ЭТНИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В СОВЕТСКОЙ МОДЕ 1960-1970-Х ГОДОВ»

УДК 008:687.1:391(47+57)

ЭТНИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В СОВЕТСКОЙ МОДЕ 1960-1970-Х ГОДОВ

Курамшина Юлия Владимировна,

кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры культурологии и социокультурного проектирования Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Самигулина Екатерина Олеговна, магистрант 2 курса направления подготовки « Культурология» Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Статья посвящена выявлению роли этнических мотивов в советской моде 1960-1970-х годов. Важную роль в усилении значения этнических мотивов в советской моде рассматриваемого периода сыграли международные промышленные выставки, проводившиеся как за рубежом, так и в Советском Союзе. Пятидесятилетний юбилей Октябрьской революции и период объявленного развитого социализма детерминировали необходимость демонстрации миру такой одежды, которая бы представляла этническое богатство советской культуры и ее всеобщий союзный национальный характер. Публикации 1960-1970-хгодов на страницах изданий «Крестьянка», «Работница», «Декоративное искусство СССР», «Советская мода», «Журнал мод» были посвящены национальному, народному и этническому компонентам в советской моде. Этнические мотивы в советской моде 1960-1970-хгодов сыграли важную роль в развитии моды в СССР. Их использование позволило отечественным модельерам демонстрировать этническое многообразие и одновременно национальное единство советской культуры.

Ключевые слова: СССР, этнические мотивы, советская мода, дома моделей одежды, международные выставки одежды.

Annotation. The article is devoted to identifying the role of ethnic motifs in Soviet fashion of the 1960-1970s. International industrial exhibitions held both abroad and in the Soviet Union played an important role in enhancing the importance of ethnic motifs in Soviet fashion of the period under review. The fiftieth anniversary of the October Revolution and the period of declared developed socialism determined the need to demonstrate to the world such clothes that would represent the ethnic wealth of Soviet culture and its universal allied national character. Publications of the 1960-1970s on the pages of the publications Krest'ianka, Rabotnitsa, Dekorativnoe iskusstvo SSSR, Soviet Fashion, Zhurnal mod were devoted to the national, folk and ethnic components in Soviet fashion. Ethnic motifs in Soviet fashion of the 1960s and 1970s played an important role in the development of fashion in the USSR. Their use allowed domestic fashion designers to demonstrate the ethnic diversity and at the same time the national unity of Soviet culture.

Key words: USSR, ethnic motifs, Soviet fashion, fashion houses, international clothing exhibitions.

Постановка проблемы. Мода была тем фактором, который определял необходимость Советского Союза выглядеть современным и способным конкурировать с Западом не меньше, чем в сферах тяжелой промышленности и военной мощи. Советский Союз был представлен на международных показах мод, отправлял модельеров за границу, где представлял своих граждан как образованных, современных и хорошо одетых.

Международные выставки одежды дали возможность Советскому Союзу представлять свои достижения в этой сфере остальному миру, отечественные «модные дома» позволили стране сделать то же самое и в границах государства. Внутренние показы стали особенно важны в ситуации сравнения работ зарубежных модельеров с советскими. Отечественные дома моделей не могли позволить своим творениям выглядеть менее элегантно и актуально, чем западные, особенно если показы устраивались в Москве. Во многом этому способствовала работа наших модельеров с культурным наследием советских народов, что находило выражение в дизайне одежды: формах, тканях, декоре.

Цель данной работы - выявление роли этнических мотивов в советской моде 1960-1970-хгодов, для чего были поставлены следующие задачи: рассмотреть факторы, обусловившие значение этнических мотивов в советской моде рассматриваемого периода; проанализировать советские публикации 1960-1970-х годов, посвященные национальному, народному и этническому компонентам в советской моде; определить, какие этнические мотивы и образцы из культуры народов советских республик получили наибольшее распространение при конструировании одежды отечественными домами моделей в 1960-1970-е годы.

Изложение основного материала. В конце 1950-х - начале 1960-хгодов отечественные дизайнеры начали выезжать на международные выставки, проводившиеся в таких городах, как Нью-Йорк и Париж. Летом 1959 года Советский Союз открыл свою первую промышленную выставку в Нью-Йорке по аналогии с американской Национальной выставкой в Москве (эта выставка была местом знаменитых «кухонных дебатов» между P.M. Никсоном и Н.С. Хрущевым). На советской выставке, проходившей в Нью-Йоркском «Колизее», были продемонстрированы модели спутников и тяжелой техники. В рамках выставки также проводился ежедневный показ мод: «Русские будут показывать более 200 модных вещей ежедневно на выставке в "Колизее"», - таким заголовком анонсировала открытие выставки New York Times [12, С. 24].

Дизайнер В.И. Аралова подчеркивала американский интерес к показам мод и массовому освещению данного события в новостях. Для нее реакция Америки на советские планы имела гораздо большее значение, чем любые обсуждения самой одежды. В.И. Аралова была сосредоточена на количестве американцев, посетивших шоу, и положительных отзывах по поводу советской одежды [11, С. 29]. Интересно, что в своем описании поездки в Париж два года спустя вместо того, чтобы обсуждать публику и реакцию на новости, В. И. Аралова описывала одежду и выставочный зал [3, С. 10].

Хотя зарубежные промышленные выставки были важны для советских модельеров, они блекли по сравнению с волнением в СССР по поводу I Международного московского фестиваля моды в августе 1967 года в Москве.

На этом международном фестивале одежды были представлены экспонаты из 26 стран и более 1000 компаний, в том числе дизайнеров из Франции, Венгрии, Румынии, Великобритании, США, Японии, Индии и Пакистана. В результате международного интереса к этому событию советская коллекция становилась еще более важной, поскольку Советский Союз принимал это мероприятие и должен был выделяться. По словам Т.К. Стриженовой, советские модельеры показали более 2000 изделий в главном павильоне, возможно, чтобы ошеломить посетителей количеством, если не качеством и художественными достоинствами одежды [9, С. 10]. Фестиваль был важен для союза еще и потому, что 1967 год был ознаменован пятидесятилетием Октябрьской революции. Выставка одежды была одной из возможностей показать, что Советский Союз выполняет обещания Революции.

В отношении этого периода истории в культуре СССР важно также отметить, что «с 1964 по 1985 - период развитого социализма. Название последнего возникло в массовой печати в середине 1960-х годов и заключало в себе представление о том, что социализм вступил в высшую стадию своего существования. Этот временной отрезок значим для исследования в связи с его особым мифологическим статусом: период был обозначен как завершающий формирование коммунистического строя, как преддверие светлого будущего» [7, С. 89].

Каждая республика, где были Дома моделей одежды, была представлена на этой выставке, в том числе свои достижения демонстрировали московский, ташкентский,

тбилисский, киевский и рижский дома моделей. В их коллекциях впервые «звучали» и этнические мотивы. Несмотря на то, что Общесоюзный дом моделей одежды, будучи главным Домом моделей в СССР, располагал крупнейшей и самой богатой коллекцией, у всех других Домов была своя секция в здании главного павильона. Помимо основной коллекции Общесоюзного дома моделей одежды РСФСР представила собственную коллекцию, содержащую лучшие образцы московского и ленинградского домов моделей.

В мемуарах А.Д. Игманда описывается волнение, которое испытывали многие советские дизайнеры, оказавшись на своем первом международном показе: для модельеров фестиваль моды был манной небесной, свалившиеся на наши головы и повлиявший на развитие нашей моды [10, С. 47].

На страницах «Журнала мод», «Декоративного искусства», «Работницы», «Крестьянки» высоко оценили успехи советских модельеров, отмечая и присутствие зарубежных дизайнеров: десять или пятнадцать лет назад мы не могли пойти на такой шаг, потому что уровень советских моделей одежды не был равен европейскому [9, С. 10]. Именно с 1967 года начинается успех Советского Союза в международном мире моды.

Международная выставка одежды 1967 года успешно представила этнические мотивы в советском дизайне. Хотя эта идея возникла еще в начале 1960-х годов, именно указанная выставка стала одной из первых площадок, где особенно четко проявилась данная тенденция.

В этот период народные мотивы стали более заметными в отечественном модном деле; они показали Советский Союз как одновременно многонациональное и единое культурное пространство. К пятидесятилетию Революции государству необходимо было продемонстрировать свою культурную и экономическую важность. Хотя женственность, простота и элегантность были отличительными чертами советской моды в 1950-е и 1960-е годы, они мало чем серьезно отличались от западных образцов. Без народных мотивов, советские модели выглядели бледной имитацией французских, они не отражали центральное место и мощь советской культуры и искусства. Народные мотивы, используя идеалы простоты, практичности и элегантности, стали важным способом для создания советской оригинальной коллекции.

По мнению некоторых советских модельеров, без этнических мотивов советским моделям, представленным на Международной выставке, не хватало бы оригинальности. Художник и модельер H.A. Голикова сокрушалась в начале 1968 года: в отечественной коллекции преобладали конструкции, которые Л.И. Лиходеев правильно определил как «яркие витрины»; не было своего стиля, своей моды, своего образа. И тут же она отмечала, что если бы кто-то удалил из нашей коллекции мотивы, вдохновленные народной тематикой, тогда она бы ничем не отличалась от коллекций других стран [4, С. 16].

H.A. Голикова критиковала советские модели как слишком роскошные и непригодные для носки. Для нее именно этнические образы спасли советскую коллекцию. Акцент на народные мотивы имел последствия гораздо более серьезные, чем просто сделал одежду явно русской, узбекской, латышской или украинской. Он сделал ее отчетливо советской.

В 1960-х и 1970-х годах советские журналы мод отразили этот акцент на этнических тенденциях моды. «Декоративное искусство» часто включало статьи, в которых обсуждалось народное влияние на русскую, восточноевропейскую и среднеазиатскую моду. В статье 1967 года «Традиции в модном костюме» Г.С. Горина, например, сравнивала традиционный русский наряд с новейшими для того времени модными тенденциями. Она утверждала, что с начала 1960-хгодов этнические орнаменты и стилевые особенности в целом играли важную роль в дизайне одежды и художественном развитии [5,С.7]. И далее она говорила о том, что развитие национальной одежды заключалось не только в том, чтобы наша мода отличалась от остального мира; использование лучших сторон народного костюма необходимо не только для сохранения народной палитры, но самое главное - необходимо для принятия общенациональных принципов простоты, целесообразности, художественной выразительности и условий жизни. Национальные принципы особенно важны, когда тенденции к разумному изменению в стиле одежды все более очевидны в моде социалистических стран [Там же].

Поддерживая более ранние идеи Н.П. Ламановой о народном костюме, Г.С. Горина считала, что этнические мотивы могут быть источниками внедрения в моду соответствующих идеологических принципов. Для художника мода советских республик воплощала идеалы советской моды. По словам Г.С. Гориной, основная задача модельеров заключалась в том, чтобы найти способ подчеркнуть народный стиль во внешности современной женщины, сохраняя при этом линии и силуэты международной моды [5, С. 7]. И она иллюстрирует эту идею рядом примеров моделей, которые позволяют предположить, что для Г.С. Гориной национальная одежда означала, например, сочетание традиционных русских меховых шапок и меховых деталей с современным ей дизайном и стилем.

На страницах «Журнала мод» редко обсуждались исторические народные костюмы, но происхождение многих моделей было видно на иллюстрациях. Так, русский стиль подчеркивал политическую важность выпусков это журнала. Осенний номер 1967 года, посвященный пятидесятилетию Революции, подчеркивал именно русский дизайн в моделях. На снимке - молодая женщина в ярко-красном «мини-сарафане» и меховой шапке, подпись: «Народные особенности и вековые традиции костюма нашего народа и нашей Родины обогащают современную одежду, придают ей черты, свойственные советской моде» [1, С. 10]. Подобные стилевые особенности отличали советский дизайн от западного, не делая советские модели устаревшими, упрощенными или бессмысленными.

Помимо народных образцов, на выставке 1967 года были представлены и модели, отражавшие советские идеологические и исторические нарративы. Это говорит о том, что этнические мотивы были использованы также в контексте празднования юбилея Революции. В статье 1967 года Т.К. Стриженовой в журнале «Декоративное искусство» автор упоминает «юбилейные» модели, в которых использованы мотивы революции и времени Гражданской войны [9, С. 11]. Среди них было платье, созданное по мотивам военной формы Красной армии 1920-хгодов: на модели была шляпа в военном стиле, короткое платье-свитер с высоким воротником и длинные носки.

Осенний выпуск журнала «Журнала мод» 1967 года еще раз подтверждает идею о том, что народная и национальная одежда была частью празднований. Это издание отмечает юбилей Революции через моду, утверждая, что успехи советской моды являются отражением успехов Революции и Советского Союза в целом. Выделенная ярко-красным шрифтом основная статья этого издания заявляла, что советская мода торжествует на всех континентах и ее влияние на развитие зарубежного модного дела никого не удивляет; история не является результатом случайности трансформации, и когда мы говорится о торжестве советской моды, подразумевается, что речь идет о торжестве гуманистических, жизнеутверждающих эстетических идеалов советского общества [1, С. 3].

Почти в каждой модели, представленной на страницах данного издания, использованы народные или революционные мотивы. Для редакторов «Журнала мод» одежда в народном стиле олицетворяла идеалы революции. Успех советской модной индустрии отражал успех советского государства в целом.

В СССР каждый Дом моделей имел свой этнический характер. Возьмем, к примеру, пример Дом моделей одежды в Ташкенте. Для многих авторов модных журналов узбекская мода представляла собой доказательство народного характера советской моды. Как и русский национальный костюм, традиционные узбекские мотивы стали полноценными источниками вдохновения при создании советской социалистической одежды. Называя национальную одежду «красивой, разумной и логичной», узбекские модельеры подчеркивали характер своей одежды, используя традиционные ткани, такие как летний текстиль под названием «хан-атлас» [8, С. 19]. Хан-атлас - яркая, красочная шелковая ткань, подходящая по цвету и дизайну модным трендам конца 1960-хгодов. Как и многие другие, узбекские дизайнеры представляли свои модели как воплощение прежних требований к практичной и красивой одежде. Народные мотивы в одежде делали ее более приемлемой для социального контекста того периода. Несмотря на то, что она была произведена из традиционной ткани, узбекская одежда имела вполне современный вид: например, облегающие короткие юбки на основе актуальных западные тенденций.

Хотя Дома моделей не представляли исключительно народную одежду, в коллекциях почти каждая советская республика на выставке 1967 года демонстрировала и этнические мотивы [4,С. 16]. Несмотря на то, что этим моделям не уделялось такого внимания прессы, как, например, славянским и узбекским, они все равно отражали те же ключевые тенденции. Например, в коллекции львовского Дома моделей были представлены традиционные узоры и вышивка на «крестьянском» топе и мини-юбке. Ашхабадский Дом моделей также продемонстрировал этнические образцы, в том числе шапки «телъпек» из овчины. В данном случае туркменские дизайнеры использовали традиционно мужской аксессуар телъпек и объединили его с мини-юбкой, создав современный женственный образ.

Статьи на страницах «Работницы» и «Крестьянки» отмечали важность народной одежды и этнических мотивов. Страницы, посвященные моде, в этих двух изданиях часто демонстрировали одежду от украинских, латвийских и узбекских Домов моделей. Так, в сентябре 1969 года редакция «Крестьянки» посвятила последнюю страницу изображениям последних разработок ташкентского Дома моделей одежды. Некоторые из них были выполнены из хан-атласа, а другие демонстрировали узбекские этнические мотивы. Интересно, что узбекская национальная одежда, в отличие от русской, редко использовала этнический крой и орнаменты, вместо этого опираясь на традиционный текстиль или изящные мотивы современных стилей. Не удивительно, что советские модные и женские журналы значительное внимание уделяли русским и украинским домам моделей одежды. Интересно, что узбекские модели также были широко представлены в прессе. А вот прибалтийские дома моделей, как и дома из большинства среднеазиатских республик, были представлены в журналах не так широко.

Новыми акцентами национальной моды и этнических мотивов отечественные модельеры стремились подчеркнуть ценность советской моды на международном уровне. Кроме того, многие из них, несомненно, считали, что советские женщины будут больше интересоваться национальной одеждой, а не западными дизайнами. На международном уровне такая тенденция демонстрировала, что Советский Союз был одновременно современным и способным создавать отчетливо советские стили. Его центральное положение на I Международном московском фестивале моды 1967 года послужило еще одним важным фактором содействия советскому единству и национальной гордости в празднование пятидесятой годовщины Октябрьской революции. Хотя интерес к западной моде в союзе сохранялся и в 1980-е годы, и национальное движение в одежде не могло доминировать в советском гардеробе, эти усилия показывают реальный интерес к определению собственного советского стиля в условиях активной конкуренции с Западом.

В завершение считаем необходимым привести цитату из статьи «Советская мода как объект культурного наследия» современного автора К.А. Диановой: «Параллельно с попытками создания абсолютно новой, социалистической эстетики советская мода активно пыталась внедрять элементы традиционного костюма, который во все времена пользовался популярностью у европейцев» [6, С. 110-111].

Выводы. В результате выявления роли этнических мотивов в советской моде 19601970-х годов нами были сделаны следующие выводы.

Рассмотрены факторы, обусловившие значение этнических мотивов в советской моде рассматриваемого периода.

Установлено, что важную роль в этом сыграли международные промышленные выставки, в частности - выставки одежды, проводившиеся как за рубежом, так и в Советском Союзе.

Для рассматриваемого периода истории культуры особое значение имело то, что I Международный московский фестиваль моды в августе 1967года был приурочен к пятидесятилетнему юбилею Октябрьского революции. Также это был период объявленного развитого социализма. Эти факты детерминировали необходимость демонстрации миру такой одежды, которая бы представляла, с одной стороны этническое разнообразие советской культуры, а, с другой, ее всеобщий союзный национальный характер.

Проанализированы советские публикации 1960-1970-х годов, посвященные национальному, народному и этническому компонентам в советской моде, в первую

очередь, на страницах таких значимых изданий, как «Крестьянка», «Работница», «Декоративное искусство СССР», и, конечно, «Советская мода» и «Журнал мод».

Отдельно отмечены советские художники и модельеры, которые не только внесли важный вклад в развитие отечественной моды, но и концептуализировали в своих публикациях ее специфические аспекты, среди которых обозначен потенциал народной одежды и этнических мотивов: В.И. Аралова, H.A. Голикова, Г.С. Горина, А.Д. Игманд, Т.К. Стриженова и др.

Определены, какие этнические мотивы и образцы из культуры народов советских республик получили наибольшее распространение при конструировании одежды отечественными домами моделей в 1960-1970-е годы.

Установлено, что, в первую очередь, союзными домами моделей активно использовались традиционные ткани, важная роль отводилась орнаментам, а в ряде случаев отмечено использование в современных нарядах традиционных элементов костюмов народов Советского Союза.

В заключение мы делаем общий вывод о том, что этнические мотивы в советской моде 1960-1970-хгодов сыграли важную роль в развитии моды в СССР. Их использование позволило отечественным модельерам демонстрировать этническое многообразие и одновременно национальное единство советской культуры.

Список литературы:

1. 50 лет: костюм и время // Журнал мод. - 1967. -№ 3,- С. 3-10

2. Аралова, В.И. На советской выставке в Париже / В.И. Аралова // Журнал мод. -1962,-№ 1.-С.4-5

3. Бузылев, И.М. Мода-67 / И.М. Бузылев // Известия. - 1967. - 9 авуста. - С. 6.

4. Голикова, H.A. После карнавала / H.A. Голикова // Декоративное искусство СССР. - 1968. - № 2,- С. 15-18

5. Горина, Г.С. Традиции в модном костюме /Г.С. Горина // Декоративное искусство СССР. - 1967. - № 3,- С. 7.

6. Дианова, К.А. Советская мода как объект культурного наследия / К.А. Дианова // Сборник трудов II международной научно-практической конференции «Инновации и дизайн» (8 сентября 2022 г., г. Владивосток). - Владивосток: ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»; Проект «Промышленность. Инновации. Дизайн / Industry. Innovation. Design 2.0». - 2022. - С. 108-111

7. Курамшина, Ю.В. Утопия, досуг и долг: свободное время советских граждан в государственной идеологии (1960-1985) / Ю.В. Курамшина // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Философия. Культурология. Политология. - 2022. - № З.-С. 89-97

8. Очаковская, А. У ташкентских модельеров / А. Очаковская // Декоративное искусство СССР. - 1968. - №8,- С. 19-20

9. Стриженова, Т.К. Советская мода на международной выставке / Т.К. Стриженова // Декоративное искусство СССР. - 1967. - № 8,- С. 10-14

10. Юшкова, А. Александр Игманд: «Я одевал Брежнева...» / А. Юшкова. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. - 124 с.

11. Olmsted, V. Nationalizing Fashion: Soviet Women's Fashion and the West, 1959-1967 / Virginia Olmsted. - Chapel Hill: University of North Carolina at Chapel Hill, 2015. - 58 p.

12. Russians Will Show More Than 200 Fashions Daily at Coliseum Exhibition: Fair Opens Today - Entourage Includes One Male Model // New York Times. - 1959. - June 30. - P. 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.