Научная статья на тему 'Этнические и социально-политические процессы в Монголии в XII веке'

Этнические и социально-политические процессы в Монголии в XII веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
372
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНГОЛЫ ТРЁХРЕЧЬЯ / ХАБУЛ-ХАН / ТЭМУДЖИН / ВОЖДЕСТВО / СОПЛЕМЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВО YEKE MONGγOL ULUS / MONGOLS OF THE THREE RIVERS BASIN / KHABUL-KHAN / TEMUJIN / CHIEFTAINCY / SOPLEMENNOST'' / YEKE MONGγOL ULUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зориктуев Булат Раднаевич

В истории Монголии в этническом и социополитическом плане недостаточно изученным является XII век, в границах которого вызревали условия для образования в 1206 году государства Yeke Mongγol Ulus. Распространено мнение, что в составе родоплеменного объединения монголов, занимавших земли у истоков Онона, Керулена и Толы (Трёхречье), существовало племя хамаг монгол, наименование которого легло в основу названия созданного в начале XII века государства Qamuq Mongγol Ulus. Однако у монголов не было племени хамаг монгол и соответственно государства с таким названием. Анализ признаков созданной Хабул-ханом политии (важная роль войны в жизни её населения, ограниченная власть вождя хана, существование отделённой от населения аристократической элиты и др.) убеждают в том, что она представляла собой известную по другим районам мира форму социально-политической организации общества и организации власти вождество. В конце XII или в начале XIII века в предводители политии с присвоением ему титула Чингис-хан был возведён Тэмуджин. При нём вождество приобрело некоторые черты, сближавшие его с государством. В этническом плане монгольское вождество совпадало с основной этнической единицей позднепервобытного общества, в российской этнологии обозначаемой термином соплеменность. Данной этнической единице по всем основным критериям соответствовала группа родственных племён и родов Трёхречья, цементирующей основой которой были вера в происхождение от Вечного Синего Неба, культы предков Бортэ-Чино и Бодончара. Рассмотрение всех этих аспектов, связанных с ведущей проблемой данной статьи, и является основной её целью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic and Socio-Political Processes in Mongolia in the XII Century

The XII century in the history of Mongolia is insufficiently studied in the ethnic and socio-political aspects, though this period determined the formation of Yeke Mongγol ulus in 1206. It is widely believed that the tribe of Hamag Mongol was a group of the tribal union of the Mongols. They occupied the land at the source of the Onon, the Kerulen and the Tola (Three Rivers), the tribal name gave name to Qamuq Mongγol ulus created at the beginning of the XII century. However, we assume the Mongols did not still have the Hamag Mongol tribe and the state with the same name. The analysis of Khabul-Khan’s polity proves that it was a form of socio-political organization and a type of power known in other regions of the world as chieftaincy. This polity postulated the important role of war in the life of the community, the limited power of khan as leader, the aristocratic elite superior to the community, etc. At the end of the XII or at the beginning of the XIII century Temujin was erected the polity leader with the title of Genghis-Khan. The chieftaincy under his ruling acquired some features that brought it closer to the state. Ethnically, the Mongolian chieftaincy coincided with the main ethnic unit of the late primitive community, nominated with the term soplemennost' in the Russian ethnology. The group of kindred tribes and clans of the Three Rivers basin corresponded to this ethnic unit according to all the main criteria, their ground basis was the belief in the origin from the Eternal Blue Sky and in the ancestral cults of Borte Chino and Bodonchar. The above-mentioned aspects make up the problem of the research and are the focus of the article.

Текст научной работы на тему «Этнические и социально-политические процессы в Монголии в XII веке»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 316.4(517.3)" 11"

ЭТНИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МОНГОЛИИ В XII ВЕКЕ1

Б. Р. Зориктуев

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН

В истории Монголии в этническом и социополитическом плане недостаточно изученным является XII век, в границах которого вызревали условия для образования в 1206 году государства Yeke Mongyol Ulus. Распространено мнение, что в составе родоплеменного объединения монголов, занимавших земли у истоков Онона, Керулена и Толы (Трёхречье), существовало племя хамаг монгол, наименование которого легло в основу названия созданного в начале XII века государства Qamuq Mongyol Ulus. Однако у монголов не было племени хамаг монгол и соответственно государства с таким названием. Анализ признаков созданной Хабул-ханом политии (важная роль войны в жизни её населения, ограниченная власть вождя хана, существование отделённой от населения аристократической элиты и др.) убеждают в том, что она представляла собой известную по другим районам мира форму социально-политической организации общества и организации власти вождество. В конце XII или в начале XIII века в предводители политии с присвоением ему титула Чингис-хан был возведён Тэмуд-жин. При нём вождество приобрело некоторые черты, сближавшие его с государством. В этническом плане монгольское вождество совпадало с основной этнической единицей позднепервобытного общества, в российской этнологии обозначаемой термином соплемен-ность. Данной этнической единице по всем основным критериям соответствовала группа родственных племён и родов Трёхречья, цементирующей основой которой были вера в происхождение от Вечного Синего Неба, культы предков Бортэ-Чино и Бодончара. Рассмотрение всех этих аспектов, связанных с ведущей проблемой данной статьи, и является основной её целью.

Ключевые слова: монголы Трёхречья, Хабул-хан, Тэмуджин, вождество, соплеменность, государство Yeke Mongyol Ulus.

Образование современного монгольского этноса началось в середине VI века н. э. в труднодоступной местности Эргунэ-кун, находившейся на северо-востоке Китая на правобережье р. Эргунэ (Аргуни). Выход из Эргу-нэ-куна и прибытие основной массы монгольских родов на территорию нынешней Халхи, к верховью р. Онон, датируется рубежом VIII-IX вв. К середине X века завершилось формирование дарлекинской группы монголов, к XII веку - ответвившейся от неё группы нирун. Последняя возглавлялась родом Чингис-хана борджигин, унаследовавшим от дарлекинов возникшее в Эргунэ-кун имя монгол. Совершенно закономерно, что обе группы, став этнической основой складывавшегося единого монгольского этноса, за что получили в источниках обобщённое название коренные монголы Трёхречья (истоков Онона, Керулена и Толы), в XII веке подготовили условия для возникновения в 1206 году государства Yeke Mongyol Ulus [1, с. 75-80; 2, с. 92-94].

В научной литературе бытует давнее мнение, что в начале XII века предок Чингис-хана в третьем поколении Хабул-хан, принадлежавший к племени хамаг монгол, создал в Трёхречье государство Qamuq Mongyol Ulus [3, с. 204-205; 4, с. 130; 5, с. 37-47; 6, с. 53-62]. Однако надо заметить, что у монголов не было этнонима хамаг монгол. Они называли себя монголами. Данное название возникло, как было уже сказано, в Эргунэ-куне и вначале стало общим именем дарлекинских, а затем нирунских родов. Поэтому говорить о существовании у монголов в XII веке племени хамаг монгол, по названию которого было создано государство Qamuq Mongyol Ulus, не приходится. О том, что у монголов имелся этноним монгол, а не хамаг монгол, свидетельствуют все источники, включая созданный в 1240 году самый ранний монгольский памятник «Тайная история монголов» (далее - ТИМ). В § 52 ТИМ говорится (транслитерация и перевод текста С. А. Козина): «Qamuq Mongyol-i Qabul-qayan meden aba. Qabul-qayan-no qoina, Qabul-qayan-no uge-ber, doloan koudiyan boetele, Senggun-Bilge-in koun, Ambaqai-qayan qamuq Mongyol-i meden aba» («Всеми Монголами ведал Хабул-хаган. После Хабул-хагана, имевшего семерых детей, всеми Монголами стал ведать, по слову Хабул-хагана, сын Сенгун-Бильгея, Амбагай-хаган, хотя Хабул-хаган имел собственных семь сыновей») [7, с. 84, 208]. В § 57 записано (транслитерация и перевод текста С. А. Козина): «Ambaqai-qayan-no Qadaan, Qutula qoyari nereitcü ilekseer, qamuq Mongyol Taiciut Onan-no Qorqonaq-jubur quriyaju, Qutula-i qayan bolyaba» («Так как Амбагай-хаган в присланном известии назвал имена Хадаана и Хутулы, то все Монгол-Тайчиуты, собравшись на Ононском урочище Хорхонах-чжубур, поставили хаганом Хутулу») [7, с. 85, 209].

Выражения хамаг монгол и хамаг монгол-тайчиут упоминаются только в этих двух процитированных отрывках ТИМ. В других источниках их нет. Исследователи и переводчики ТИМ, как будет сказано ниже, слово хамаг считают нарицательным именем, которое в XII веке имело то же значение, что и в современном монгольском языке - «весь, все». Оно не составляло с собственным именем монгол единого устойчивого словосочетания, в связи с чем утверждать, что существовал этноним хамаг монгол, нет никаких оснований.

Известно, что после Хутулы-хана объединение монголов Трёхречья возглавил Тэмуджин. В § 123-125 ТИМ довольно подробно описано возведение его на ханский престол. Но обращает на себя внимание тот факт, что в них нет ни одного упоминания названия хамаг монгол. Зато в § 126 сообщается, что кереитский Тоорил-хан,

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Правительства Российской Федерации № 14.W03.31.0016 «Динамика народов и империй в истории Внутренней Азии».

узнав от прибывших к нему послов об избрании Тэмуджина ханом, произнёс: «Как можно монголам (не хамаг монголам! - Б. З.) быть без хана?» [7, с. 111].

Предположение, что словосочетание хамаг монгол не было этнонимом, подтверждает и такой факт. В последней четверти XIV века минские переводчики ТИМ при переводе выражений хамаг монгол и хамаг монгол-тайчиут слово хамаг в подстрочном переводе передавали термином пу («всеобщий»), в связном переводе -термином чжун («многочисленный»). Это говорит о том, что хамаг китайские переводчики считали нарицательным именем. В тех же случаях, когда приходилось иметь дело с именами собственными, то в подстрочном переводе они снабжали их специальными пометами ди-мин - «географическое название», чжун-мин - «название рода» и т. п., а в связном переводе оставляли эти имена в транскрипции [8, с. 11].

Из всего сказанного следует, что если у монголов не было племени хамаг монгол, то тогда не было государства Qamuq Mongyol Шш. Такое основательно аргументированное мнение было высказано Н. Ц. Мункуевым [9, с. 380], с чем, несомненно, следует согласиться. Выражение хамаг монгол улус единственный раз упоминается в надписи на так называемом Чингисовом камне, найденном на юго-востоке Забайкальского края на развалинах Хирхиринского городища. Оттуда его взяли авторы гипотезы о государстве Qamuq Mongyol Шш и наложили на словосочетание хамаг монгол, содержащемся в ТИМ, создав таким образом видимость существования государства в Трёхречье в начале XII веке. Но Чингисов камень датируется серединой XIII века и ни к Чингисхану, ни к Хабулу, ни в целом к Трёхречью никакого отношения не имеет. Чингисовым этот камень был назван только лишь потому, что в надписи на нём высечено имя его племянника Есунке. Есунке же, как известно, был сыном брата Чингис-хана Хасара, чей удел находился «внутри Монголии на северо-востоке, в пределах Эргунэ и Кулэ-наура и Килара» [10, с. 52]. Эргунэ и Килар - это реки Аргунь и Хайлар, Кулэ-наур - оз. Хулун.

Одним из первых надпись на Чингисовом камне прочёл Д. Банзаров. В его переводе надпись звучит следующим образом: «Когда Чингис-хан, после нашествия на народ сартагул (хивинцев), возвратился и люди всех монгольских поколений собрались в Буга-Сучигае, то Исунке получил в удел триста тридцать пять воинов хон-годорских» [11, с. 199-200]. Позже надпись заново прочёл И. А. Клюкин. Её содержание он истолковал так: «Когда Чингис-хан, по возвращении с захвата власти сартагулов, всех нойонов народа монгол поставил на состязание в стрельбе, то Исунхэ на триста тридцать пять маховых сажен расстояния (прицела) выстрелил из лука» [11, с. 335].

Оба перевода надписи на Чингисовом камне показывают, что Д. Банзаров и И. А. Клюкин слово хамаг считали нарицательным именем и отделяли его от этнического названия монгол, являющегося собственным именем, а в слово улус, исходя из контекста его применения, не вкладывали значение «государство». Хотя сама надпись, как было уже нами сказано, никакого отношения к началу XII века не имеет, она тем не менее, хоть и косвенно, тоже свидетельствует о том, что в Трёхречье не было племени хамаг монгол и государства Qamuq Мо^уо1 Шш.

Чем же являлось в социально-политическом плане созданное Хабул-ханом объединение монголов Трёхре-чья? Данных об этой политии в источниках не так много, и все они преимущественно содержатся в «Сборнике летописей» Рашид-ад-дина и в меньшей степени в ТИМ. Сообщается, что данное объединение имело триадный характер военно-административного устройства: центр и два крыла - правое и левое. Вождём объединения был хан (хаган), главной обязанностью которого были организация и успешное ведение войн с соседними полития-ми. В обязанности хана входило также установление дипломатических отношений с другими народами.

Власть хана передавалась из поколения в поколение согласно сложившемуся порядку. В механизме передачи власти важную роль играло завещание. В соответствии с завещанием новым ханом объединения мог стать представитель главенствующего рода борджигин или человек другой близкородственной этнической группы, если его родословная была генетически связана с легендарным первопредком монголов Трёхречья Бортэ-Чино (Синевато-Сероватый Волк), основателем рода борджигин Бодончаром и если он имел общего ближайшего предка с борджигинами в лице Хайду-хана. Такой этнической группой в составе монголов Трёхречья был, в частности, род тайджиут.

Кандидатура претендента на ханский престол утверждалась на курултае - совете объединения. Состав курултая, состоявший из ближайших родственников и сподвижников предыдущего хана, до завершения процедуры выборов нового вождя не изменялся. Обычно курултай созывался ханом для решения вопросов внешней и внутренней политики, затрагивающих интересы всего объединения в целом. В отсутствии вождя, вызванного, например, его гибелью, курултай собирался главами ведущих племён и родов. Тогда, естественно, в повестку дня работы курултая включался один вопрос: согласование сроков начала боевых действий с целью кровной мести за убитого хана и захват добычи. Хану подчинялись предводители центра, правого и левого крыльев объединения, являвшиеся одновременно главами ведущих племён и родов. Во внутреннюю жизнь племён и родов, входивших в состав объединения, хан не вмешивался, в связи с чем политика глав этих подразделений была в известной степени независимой от политики центра. Урезать автономию племён хан был не в состоянии, потому что его власть в целом была незначительной. Дело доходило до того, что главы отдельных подразделений без ведома хана решали вопросы, касающиеся интересов всего объединения, например, установления дружественных отношений и объявления войны [10, с. 35, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44-45; 7, §§ 53, 57].

Если, суммировав, проанализировать выделенные признаки, а именно: чётко выработанный порядок наследования власти, равноправное положение племён и родов и в то же время больший престиж и привилегии подразделений борджигин и тайджиут, важную роль войны в жизни объединения, наличие верховного правителя хана и подчинённых ему руководителей сегментов (центра и двух крыльев), участие в работе совета курултая только аристократической элиты, отделение этой элиты от остального населения и превращение её в замкнутое сословие, ограниченную власть хана, державшуюся главным образом на личном авторитете, - то они однозначно позволяют сделать вывод, что объединение родов Трёхречья представляло собой вождество (от англ. chiefdom). Поскольку подобные критерии были присущи вождеству многих народов мира [12, с. 172-186; 13, с. 19; 14, с. 89], то это даёт право утверждать, что данная форма управления и власти была у монголов необходимым вариантом политогенеза.

Первым правителем вождества в Трёхречье был его создатель Хабул-хан, после него - Амбагай и Хутула. После гибели Хутулы-хана у монголов долгое время не было общего предводителя, что объяснялось отсутствием подходящей для этой роли кандидатуры. Нужен был явный лидер, и он появился в лице Тэмуджина, который, несмотря на молодость, своей удачливостью в военных делах, справедливостью и щедростью завоевал авторитет у значительной части населения. Из имеющихся источников только в «Сборнике летописей» и «Юань ши» указана конкретная дата возведения Тэмуджина в ханы вождества. Рашид-ад-дин пишет, что «восшествие Чингиз-хана на престол ханства и дело царствования было утверждено и закреплено за ним» после того, как он покорил Он-хана. Это произошло в «год кака, год свиньи, приходящийся началом на [месяц] джу-мада II 599 г. х. [15 февраля - 15 марта 1203 г. н. э.]». «В тот год, когда он убил Он-хана..., - уточнил персидский историк, - ему присвоили имя Чингиз. До этого же времени имя его было Тэмуджин, которым его назвал отец» [15, с. 134-135, 251, 252].

Предложенная Рашид-ад-дином дата (1203 г.), когда Тэмуджин стал ханом вождества и впервые получил титул Чингис, повторяется в «Юань ши». В нём указано, что в год гуй [хай] (с 14.02.1203 по 02.02.1204 гг.) «глава обока найманов Таян-хан, устрашившись душой могущества государя, отправил посла сговориться с владыкой обока белых татар Алахуш и сказать так: «Я узнал, что в восточной стороне некто (имеется в виду Тэмуджин - Б. З. ) объявил себя государем. На небе нет двух солнц - неужели народ имеет двух ванов?! Вы можете содействовать моему правому крылу - я собираюсь отнять его [Чингисхана] лук и стрелы» [16, с. 449, 453].

В то же время Рашид-ад-дин дал понять, что в источниках имеется другая дата вступления Тэмуджина на престол. Он пишет: «В монгольских же летописях как начало его царствования приводят тот год, в который по убиении им Таян-хана, государя найманов, ему присвоили Чингизхановское прозвание [лакаб]» [15, с. 252]. Таян-хан, в чём единодушны все источники, пал в бою с Чингис-ханом в 1204 году, в год мыши [7, § 196; 15, с. 252; 16, с. 454]. Не исключено, что под «монгольскими летописями» Рашид-ад-дин подразумевал не дошедшую до наших дней хронику «Алтан дэбтэр», которая часто упоминается в его труде. Опираясь на сообщения Рашид-ад-дина, можно было бы предположить, что Тэмуджин стал ханом монголов Трёхречья в 1203 или в 1204 году, хотя уверенный тон персидского историка и данные «Юань ши» больше говорят в пользу первой даты - 1203 год.

Однако с названными источниками вступает в противоречие ТИМ. Н. Ц. Мункуев, с учётом некоторых данных летописи, выдвинул версию, что «в 1201 г. представители аристократии родственных родов поставили ханом Тэмуджина в связи с опасностью со стороны каолиции, созданной Джамухой» [9, с. 383]. Вероятно, тогда же, полагает Н. Ц. Мункуев, Тэмуджин получил титул Чингис. Но тут следовало учесть такой очевидный факт, что в 1201 году, как сообщает в § 141 сама ТИМ, Тэмуджин уже назывался Чингис-ханом [7, с. 116]. Получается, что, по ТИМ, Тэмуджин стал предводителем вождества и обладателем титула Чингис-хан до 1201 года. Но в каком году конкретно? К сожалению, ответа на этот вопрос источник не даёт. Из §§ 116-118 и § 123 удаётся лишь уловить, что наречение Тэмуджина Чингис-ханом состоялось спустя «один год и половину другого» после того, как он и Джамуха в местности Хорхонах-чжубур в третий раз подтвердили свои побратимские отношения. Однако точную дату этого эпизода в Хорхонах-чжубуре летопись умалчивает.

Большинство исследователей придерживаются мнения, что Тэмуджин впервые получил титул Чингис-хан в 1189 или в 1190 году [3, с. 206; 4, с. 131; 5, с. 64; 6, с. 96]. Первым гипотезу, что Тэмуджин стал называться Чингис-ханом в 1189 году, предложил, как удаётся проследить по источникам, Саган Сэцэн. Он пишет, что монгольский хан стал известен как Чингис в двадцать восемь лет, в год жёлтой курицы [17, с. 121], который приходился на 1189 год. Но Саган Сэцэн не сообщил, из какого источника им взята дата этого события. Поэтому с учётом этого факта, а также того обстоятельства, что «Эрдэнийн тобчи» - это поздний источник и предложенная его автором дата получения Тэмуджиным титула Чингис-хан расходится с данными ранних источников, мы полагаем, что вопрос о времени вступления Тэмуджина на трон вождя монголов Трёхречья пока следует оставить открытым.

При Тэмуджине социально-политическая организация монголов претерпела существенные качественные изменения: произошёл переход от более рыхлой племенной системы к жёсткой военной иерархии, благодаря чему возрождённая молодым лидером полития была далеко не тем вождеством, которое создал Хабул-хан. Одно из важнейших отличий состояло в том, что у политии появился специализированный аппарат управления,

свидетельствовавший о том, что в конце XII века вождество монголов Трёхречья стояло на пороге перерастания в государство [18, с. 188-198]. Данное событие, что общеизвестно, произошло в 1206 году.

Считается, что этнически вождество совпадало с племенем или с соплеменностью, понимаемой как группа родственных племён, живущих по соседству, имеющих единое самоназвание, говорящих на диалектах одного языка и обладающих общими культурными чертами - правовыми и моральными нормами, главными персонажами пантеона, основными чертами обрядности и других форм материальной и духовной культуры [19, с. 99, 122]. Материал по вождеству монголов Трёхречья подтверждает сказанное. Наличие общего имени монгол, являвшегося одновременно наименованием вождества (политонимом) и перекрывавшего самоназвания отдельных племён, говорит о многом. В частности, оно было важным показателем того, что, как и везде, соплемен-ность в условиях Монголии представляла собой целостный организм, обладавший единым самосознанием, основанным на этнической близости, длительном хозяйственном и культурном взаимодействии входивших в его состав племён. Развивая дальше эту мысль и поддерживая высказанное в своё время предположение С. А. Арутюнова и Н. Н. Чебоксарова, что соплеменность была основной этнической единицей позднепервобытного общества [20, с. 23], добавим, что если в Монголии вождество являлось обязательным этапом потестарно-политической эволюции, то тогда соответствовавшая ему соплеменность была основным типом этнической общности в данном регионе накануне образования государства Yeke Mongyol Ulus.

Подводя итоги, отметим, что в истории Монголии XII век знаменателен в двух отношениях. Во-первых, с формированием группы нирун и в целом дарлекино-нирунской общности завершилось сложение этнической основы современного монгольского народа, которая в научной литературе более известна как объединение коренных монголов Трёхречья (истоков Онона, Керулена и Толы). Данное объединение состояло из родственных между собой родоплеменных групп. Цементирующей его основой были культы Вечного Синего Неба, легендарного и реального предков Бортэ-Чино и Бодончара, которые прямо или опосредованно оказывали заметное влияние на формирование общих черт в культуре, быте, языке, мировоззрении населения. По современной этнологической классификации объединение монголов Трёхречья определяется как соплеменность (совокупность родственных племён и родов), которая была основным типом этнической общности в Монголии в XII веке.

Во-вторых, сложение нирунской группы и безоговорочное доминирование в Трёхречье рода борджигин связано с именем крупного военного и политического деятеля XII века Хабул-хана. Анализ признаков созданной им и возглавлявшейся после него Амбагаем, Хутулой и Тэмуджиным политии позволяет сделать вывод, что она представляла собой вождество, а не государство Qamuq Mongyol Ulus, как полагает часть исследователей. Если бы это государство существовало на политической карте Монголии, тогда в письменных источниках можно было бы выявить хотя бы некоторые характерные его черты, но они не обнаруживаются. Возникновение вож-дества как формы организации общества и власти было единственно возможным в условиях XII вка вариантом политогенеза в Монголии. Историческое значение организации монгольского вождества заключалось в том, что его возникновение подготовило почву для создания в 1206 году централизованного государства Yeke Mongyol Ulus.

Библиографический список

1. Зориктуев, Б. Р. Этноним монгол и проблема происхождения его носителей / Б. Р. Зориктуев // Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее: мат-лы Междунар. науч. конф., посвященной 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства. (г. Элиста, 13-18 сент. 2009 г.). В 2-х ч. Ч. 1. - Элиста: Джангар, 2009. - 647 с.

2. Зориктуев, Б. Р. Эргунэ хун хаана байдаг тухай асуудалд [К вопросу о местонахождении прародины монголов Эргунэ-кун] / Б. Р. Зориктуев // Prehistorical and historical periods of Mongolia's relations with various civilizations. Proceedings of the 10th International congress of Mongolists. In 5 vol. Vol. I. - Ulaanbaatar, 2012. - P. 58-61.

3. БYГД Найрамдах Монгол Ард Улсын TYYX. ТэргYYн боть. Нэн эртнээс XVII зуун [История Монгольской Народной Республики. В 3-х т. Т. I. От древности до XVII в.]. - Улаанбаатар: Улсын хэвлэлийн хэрэг эрхлэх хороо, 1966. - 499 с.

4. История Монгольской Народной Республики. - М.: Наука. Гл. ред. Вост. лит-ры, 1983. - 661 с.

5. Далай, Ч. Хамаг Монгол Улс (1101-1206) [Государство Хамаг Монгол (1101-1206)] / Ч. Далай. - Улаанбатар: ШУХ «Эрдэм» компани, 1996. - 107 c.

6. Монгол Улсын TYYX. Дэд боть. (XII-XIV зууны дунд y^) [История Монголии. В 5 т. Т. 2. (XII-XIV вв.)]. - Улаанбаатар: «ADMON» компани, 2013. - 411 c.

7. Козин, С. А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. Введение в изучение памятника, перевод, тексты, глоссарии / С. А. Козин. - М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1941. - 619 с.

8. Мункуев, Н. Ц. Некоторые проблемы истории монголов XIII в. по новым материалам. Исследование южносунских источников: авто-реф. дис. ... докт. ист. наук / Н. Ц. Мункуев. - М., 1970. - 36 с.

9. Мункуев, Н. Ц. Заметки о древних монголах / Н. Ц. Мункуев // Татаро-монголы в Азии и Европе: сб. статей. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Наука. Гл. ред. Вост. лит-ры, 1977. - С. 377-408.

10. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. В 4 т. Т. 1; в 2-х кн.; кн. 1. - М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР. 1952. - 221 с.

11. Банзаров, Д. Собрание сочинений / Д. Банзаров. - М.: Изд-во Аккад. наук СССР, 1955. - 376 с.

12. Васильев, Л. С. Становление политической администрации (от локальной группы охотников и собирателей к протогосударству-чифдом) / Л. С. Васильев // Народы Азии и Африки. - 1980. - № 1. - С. 172-186.

13. Крадин, Н. Н. Вождество: современное состояние и проблемы изучения / Н. Н. Крадин // Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. - М.: Изд. фирма «Вост. литература» РАН, 1995. - С. 11-61.

14. Карнейро, Р. Процесс или стадии: ложная дихотомия в исследовании истории возникновения государства / Р. Карнейро // Альтернативные пути к цивилизации. - М., Логос, 2000. - 367 с.

15. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. В 3-х т. Т. 1; В 2-х кн., кн. 2. - М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР. 1952. - 315 c.

16. Храпачевский, Р. П. Военная держава Чингис-хана / Р. П. Храпачевский. - М. : Изд-во ВЗОИ, 2004. - 557 с.

17. Sagan Secen. Erdeni-yin tobci (Драгоценное сказание) / Sagan Secen. // Monumenta historica. T. 1. Fasc. 1. - Ulanbator, 1961. - 203 s.

18. Крадин, Н. Н. Трансформация политической системы от вождества к государству: монгольский пример, 1180 (?) - 1206 / Н. Н. Крадин // Альтернативные пути к ранней государственности. - Владивосток: Дальнаука, 1995. - С. 188-198.

19. Свод этнографических понятий и терминов. Социально-экономические отношения и соционормативная культура. - М.: Наука, 1986. -238 с.

20. Арутюнов, С. А. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества / С. А. Арутюнов, Н. Н. Чебоксаров // Расы и народы. Вып. 2. - М.: Наука, 1972. - С. 8-30.

© Зориктуев Б. Р., 2018

УДК 930.25:929.52Катанов

СЕМЕЙНЫЕ АРХИВЫ О ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н. Г. КАТАНОВА (1894-1939 ГОДЫ)

Е. П. Мамышева

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье предпринимается попытка реконструкции биографии Н. Г. Катанова, одного из ярких участников модернизационных процессов, проводимых в Хакасии в 1920-1930-е гг. Подчёркивается значение семейных архивов как важного исторического источника в восстановлении биографических сведений о Н. Г. Катанове. Рассматривается роль Н. Г. Катанова (Тюнистеева) в становлении хакасского алфавита и письменности.

Ключевые слова: семейные архивы, исторические источники, биография, просветитель, политический деятель, алфавит, письменность, Николай Гаврилович Катанов.

Особое место в модернизационных процессах, происходивших в 20-30-е гг. прошлого века в нашей стране и её регионах несомненно принадлежало интеллигенции. Интеллигенция представляет собой силу, способную оказывать в переломные моменты истории определяющее влияние на развитие общества. В контексте тех преобразований, которые происходят в современном обществе, названная проблема приобретает новое значение. Нет сомнения в том, что в современных условиях, характеризующихся повышением роли интеллигенции в процессе модернизации общества, должны быть обязательно учтены традиции и опыт жизни и деятельности национальной интеллигенции в целом и отдельных её представителей в частности.

Между тем история национальной интеллигенции до сих пор изучена недостаточно или изучены лишь её отдельные аспекты. Однако очевидно, что изучение истории становления жизни и деятельности национальной интеллигенции дополнит и, безусловно, обогатит историю российской интеллигенции в целом. Обращение к истории становления и развития национальной интеллигенции, изучение процессов её формирования, в частности, отвечает интересам современного российского общества и отечественной науки и способствует пониманию роли и места интеллигенции в современных процессах.

Оценивая новейшую отечественную литературу по национальным проблемам России, можно с удовлетворением отметить, что в ней воссоздаётся персонифицированный контекст национальной интеллигенции через индивидуальные (персональные) истории и вводятся новые биографические сведения, что позволяет восстановить дух соответствующей эпохи.

В представленной статье предпринимается попытка реконструкции биографии Николая Гавриловича Катанова - племянника первого всемирно известного хакасского учёного Н. Ф. Катанова. Судьба этого человека типична для эпохи: обучение в школе, духовной семинарии, попытка получения высшего образования, революция, гражданская война, успешная работа на новый режим, гибель в годы репрессий. Жизнь и разноаспектная деятельность (общественная, научная, просветительская, хозяйственная и др.) Н. Г. Катанова, вне всякого сомнения, представляет немалый интерес не только для специалистов историков и языковедов, но и для учащихся школ, студентов вузов и любого, кто неравнодушен к истории своей земли (малой родины) и страны вообще. Воссоздание и описание истории жизни Н. Г. Катанова, жизни его современников, которые были свидетелями и участниками реальных исторических событий, важно, поскольку подобная работа позволяет отразить сценарий и драматизм эпохи, в которую жил и творил Н. Г. Катанов.

Необходимость обращения к материалам семейного архива вызвана скудностью архивных документов, свидетельствующих о жизни и деятельности Н. Г. Катанова, одного из участников социально-экономических и политических преобразований в Хакасии в 1920-1930-е гг., чьё имя было предано несправедливому забвению. Следует сказать, что документы и фотографии названного семейного архива хранятся в доме внучки Николая Гавриловича - Натальи Петровны Шоевой1. Они содержат богатый источниковый потенциал для восстановления генеалогического древа и истории семьи Катановых и позволяют осветить историю не менее трёх поколений этой семьи. Н. П. Шоева сохранила в семейном архиве оригинальные документы, воспоминания членов семьи, множество уникальных фотографий о жизни не только Николая Гавриловича, но и других родственников.

Николай Гаврилович родился в 1894 году в семье Тюнистеевых Гаврила Леонтьевича и Марии Фёдоровны (Торлок) - старшей сестры профессора Н. Ф. Катанова. В 1908 году Николай Фёдорович усыновил своего племянника, но не забрал его с собой в г. Казань, а отдал учиться в Аскизскую двухклассную школу, после которой

1Н. П. Шоева - дочь Елизаветы Николаевны Катановой, дочери Н. Г. Катанова

16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.