Научная статья на тему 'Этническая толерантность или этнический национализм: о перспективах реализации программы по формированию толерантных установок в российском обществе'

Этническая толерантность или этнический национализм: о перспективах реализации программы по формированию толерантных установок в российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
193
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Клоков Денис Николаевич

The article discusses some difficulties in the development of tolerance in modern Russian society in connection with the adoption of the federal special-purpose programme.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC TOLERANCE OR ETHNOCENTRISM: ON THE PERSPECTIVES OF IMPLEMENTING THE PROGRAMME OF FORMING TOLERANT ORIENTATIONS IN RUSSIAN SOCIETY

The article discusses some difficulties in the development of tolerance in modern Russian society in connection with the adoption of the federal special-purpose programme.

Текст научной работы на тему «Этническая толерантность или этнический национализм: о перспективах реализации программы по формированию толерантных установок в российском обществе»

Таким образом, в форс-мажорной ситуации руководитель должен решать несколько типов задач: поддерживать свое функциональное состояние на требуемом уровне, осуществлять управление по заданному алгоритму или программе, решать проблемы оперативного характера, вызванные действием экстремальных факторов. Вносить в управление необходимые коррективы в зависимости от ситуации. В результате этого деятельность руководителя в форс-мажорной ситуации становится сложно-совмещенной, то есть преследующей разные цели, хотя и

скоординированные. Это существенно затрудняет саму деятельность руководителя, повышает ее психофизиологическую цену.

1. Кузнецов В.Н. Повышение психологической готовности кадров государственной службы к деятельности в стрессовых ситуациях: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1995.

2. Зазыкин В.Г. Деятельность специалистов в особых условиях (психолого-акмеологические основы). М., 1994.

ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ИЛИ ЭТНИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ: О ПЕРСПЕКТИВАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Д.Н. Клоков

Klokov D.N. Ethnic tolerance or ethnocentrism: on the perspectives of implementing the Programme of Forming Tolerant Orientations in Russian Society. The article discusses some difficulties in the development of tolerance in modern Russian society in connection with the adoption of the federal special-purpose programme.

В августе 2001 года на заседании российского правительства была принята федеральная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе» [1]. В данной статье речь пойдет о некоторых трудностях в ходе ее реализации.

Объективно перед российским обществом необходимость проведения в жизнь такого рода программы встала еще в конце 80-х годов, когда ксенофобия, неприязнь к «чужакам» - представителям других этносов, религий, к специфическим, заметно отличающимся от большинства по целям и интересам, социальным группам, например мигрантам, - стали действительно одной из гнетущих проблем современного российского социума. В отечественной науке утвердились даже специфические категории «кавка-зофобия», «мигрантофобия». Поэтому сама постановка вопроса о необходимости «формирования установок толерантного сознания» российским научным сообществом была воспринята с пониманием.

В психологических научных кругах тема толерантности оказалась заразительна уже потому, что созвучна лучшим идеям гуманистической психологии, в которых подчеркивается непреходящая ценность различных достоинств и добродетелей человека, в том числе таких, которые отличают одного человека от другого и поддерживают богатство индивидуальных вариаций единого человеческого вида. Если мул ьти культу рал изм и полиэтничность выступают, как об этом упоминали еще гуманисты итальянского Возрождения, как ценность и достоинство культуры, то толерантность, представляющая собой, по выражению А.Г. Асмолова, «норму цивилизованного компромисса между кон-курирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов» [2], выступает как необходимое условие сохранения этого разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть. Понимая это, хочется петь оду толерантности, слагать о ней поэму, воспевать значимость и важность этого качества для каждого кон-

кретного человека и для всего человечества в целом.

Однако в современном мире не так много однозначных категорий (если вообще есть), и воодушевленность, выражаемая только словами, преломляясь через призму реальности, неизбежно ведет к разочарованию. Вспомним, например, понятия «патриотизм», «интернационализм», наконец, «коммунизм». Бесконечно нравственные по смыс-лосодержанию они со временем оказались столь же бесконечно девальвированными. Думается, все они достойны лучшей доли.

Каковы на этом фоне перспективы решения проблемы по формированию толерантности? Ответ на этот вопрос хотелось бы получить уже потому, что с момента принятия программы прошло два года.

Новый проект по формированию толерантных установок в российском обществе -процесс не только не простой, но и обремененный серьезными проблемами. Все эти проблемы можно свести к трем взаимосвязанным группам:

- экономические трудности;

- политические трудности;

- социально-психологические (идеологические) трудности.

Рассмотрим обозначенные трудности подробнее.

Экономические трудности. Снятие напряженности и повышение толерантности в обществе возможны лишь при качественной и эффективной социальной защите и повышении уровня жизни населения. В этой сфере, на сегодняшний день, к сожалению, со стороны ответственных лиц наблюдается больше декларативных моментов, чем действительно эффективных мер. Так, в современной России, по разным оценкам, от 40 до 60 процентов людей относятся к бедным слоям населения. А связь между нетерпимостью и низким уровнем жизни представляется весьма очевидной. Вот мнение, высказанное несколькими респондентами в исследовании Е. Шестопал: «Когда все живут хорошо, то все равно, кто там с тобой рядом, и ты всем рад. А когда ты живешь плохо, то начинаешь искать врагов и находишь их порой в инонациональной среде» [3]. И, конечно же, проблему толерантности не решить без одновременного решения вопроса о массовой безработице, так как статусная неудовлетво-

ренность почти всегда проецируется в сферу межгрупповых (межнациональных) отношений. Принято считать, что безработица в определенных размерах является необходимым атрибутом рыночной экономики. По мнению специалистов, она является средством ускорения реформ, повышения производительности труда, производственной дисциплины. Однако безработица - это и социальные (в том числе межнациональные) конфликты, и снижение жизненного уровня, и моральные потери.

Политические трудности. Формально российская Конституция 1993 года соответствует международным правовым нормам, демократическим принципам и дает основания для политической, межэтнической, конфессиональной толерантности. Так, в ней говорится о недопустимости межрелигиоз-ной, межнациональной розни, сохранении языка и культуры народов, самоопределении. Уголовный кодекс РФ содержит статьи, предусматривающие наказание за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни, а также за оскорбление национальной чести и достоинства. А вот в судебной практике добиться подобных формулировок достаточно трудно, так как и судьи, и прокуроры, и судебные заседатели учились в наших школах и вузах, поэтому в этнонациональной сфере мыслят категориями повседневных стереотипов.

Именно для этой категории служащих, специализирующихся на восстановлении нарушенных прав, касающихся национального достоинства, и с экстремизмом, программой по толерантности предусмотрена специальная дополнительная профессиональная подготовка. В частности новые образовательные стандарты профессиональной подготовки государственных служащих, работников правоохранительных органов, органов управления, средств массовой информации, профессионального педагогического образования уже включают в себя программы, обеспечивающие компетентность в вопросах формирования толерантности, веротерпимости, миролюбия и противодействия экстремизму.

Социально-психологические (идеологические) трудности. Известно, что формирование выраженных негативистских установок в обществе (в том числе в области межнациональных отношений) активнее все-

го происходит в так называемые кризисные периоды. Системный социальный кризис, к которому российское общество постепенно привыкло и перестало его замечать, всегда приводит к утрате психологической устойчивости и опосредованно формирует чувство национальной униженности и оскорбленно-сти. Если в периоды стабильности социальная система ограждает и отчасти защищает человека относительно статичными, устойчивыми нормами, что делает его жизнь предсказуемой и прогнозируемой, то в переходные исторические эпохи ситуация коренным образом меняется: потеряв былые точки опоры, человек ищет и нуждается в новых. Определенность исчезает, границы размываются, и человек встает перед проблемой выбора новых ориентиров. В ситуации выбора между этнической толерантностью и национализмом мы вряд ли можем быть уверены, что российское общество однозначно выберет первый путь. Россия, - как подметил в свое время еще Н.А. Бердяев, - страна неслыханных противоречий. Она одновременно и «самая националистическая страна в мире, страна невиданных эксцессов национализма, угнетения подвластных национальностей русификацией, страна национального бахвальства» и в то же время «самая не шовинистическая страна в мире» [4]. Величайшее «самомнение» и одновременно «смирение», доходящее до самоуничижения - и сегодня одна из характерных особенностей современной России.

Так, о достаточно высокой толерантности русских в сфере национальных отношений свидетельствуют данные Фонда «Общественное мнение» [5]. Респондентам предлагалось определить ведущие признаки, позволяющие человеку считаться «русским». Отмечались самые различные признаки (в порядке убывания): «любит русскую культуру, обычаи, традиции» (87), «говорит на русском языке» (81), «имеет российское гражданство» (57), «имеет одного русского родителя» (52), «придерживается православной веры» (46), «живет в России» (33), «имеет обоих русских родителей» (25), «имеет русскую внешность» (23) и так далее. Как видно, большинство опрошенных судило о принадлежности к русской нации все-таки не по «чистоте происхождения», а пользовалось более гибкими критериями, что свидетельст-

вует о незначительной роли национализма в сознании русских. В то же время почти половина опрошенных готова признать «этнический принцип государственного устройства»: 23 процента русских респондентов «безусловно согласны» и 24 процента «скорее согласны», что «надо стремиться к созданию государства, в котором русские официально признаются главной нацией». 34 процента согласны с тем, что Россия «должна стремиться к присоединению соседних территорий бывших союзных республик, населенных преимущественно русскими». Сходные результаты были получены и в одном из наших исследований. Изучалось отношение русских к представителям курдской диаспоры. Респонденты должны были отметить согласие или несогласие с утверждением о том, что «нерусские приобретают все большее влияние в области». Согласных (80 процентов) оказалось заметно больше, чем несогласных (20 процентов), что правомерно проинтерпретировать как переживание русскими этнической конкуренции со стороны инонациональных представителей. Суть влияния нерусских они усматривают в доступе к политическим и экономическим рычагам власти. Тот факт, что для подавляющего большинства эта тема оказалась весьма значимой, говорит не столько о реальных возможностях лиц нерусской национальности (в том числе курдов) воздействовать на политику в области, сколько об этнических фобиях, демонстрируемых опрошенными, и ее постоянным присутствием в социально-политическом дискурсе.

Таким образом, налицо некоторая неопределенность и противоречивость во взглядах на свою нацию, место в обществе и актуальную стратегию поведения. Каким образом эта неопределенность будет преодолена, в какую сторону качнется маятник поведения масс, - в сторону этнической толерантности или же в сторону этнонационализма, - зависит, главным образом, от направленного идеологического воздействия. Только идея может снять неопределенность, лежащую в основе межнациональной напряженности (и в целом социальной напряженности). Выдвинуть такую идею и объединить вокруг ее нацию - значит, многое сделать для снятия социальной напряженности. Неслучайно поэтому, что новому проекту по формированию

толерантности в российском обществе был придан статус «национальной стратегии содействия становлению гражданского общества». Разработанная программа, по сути, выходит за границы образования в общество и дерзко претендует на «мировоззренческую идеологическую роль», роль конструктора толерантного образа жизни как социального обеспечения согласия и доверия непохожих и разных людей.

Однако перед нами тут же встает новый вопрос: а способна ли идея толерантности стать новой идеологией современного российского общества? Ведь во времена смуты в обществе популярностью пользуются чаще идеи анархизма и разгула свободы. В этом вопросе мы склонны придерживаться стратегии сдержанного оптимизма. Сдержанного потому, что толерантность, как норма цивилизованного общества, может быть так и не реализована в российском обществе без комплексных усилий всех заинтересованных сторон. Уверенность в том, что толерантность в обществе можно сформировать лишь

психологическими и педагогическими методами, - утопия. Специальные образовательные программы и психологические тренинги - необходимый, но недостаточный шаг в стратегии развития толерантности. Напряженность в обществе можно снять только по мере решения вопросов, связанных с государственным устройством и экономикой.

Пройдет ли наше общество путь толерантности, эффективно ли будет проведена в жизнь программа по толерантности - покажет время.

1. Яковлева Е. II Известия. 2001. 3 авг. С. 1-2.

2. На пути к толерантному сознанию / Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2000. С. 6.

3. Шестопал Е. Б., Брицкий Г. О., Денисенко М. В. II Социологические исследования. 1999. № 4. С. 62-70.

4. Бердяев Н.А. Судьба России. Самосознание. Ростов н/Д., 1997. С. 14-15.

5. Клямкин И.М., Лапкин В.В. II Политические исследования. 1995. № 5; 1996. № 6.

ДЕТИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ИРАНА: ИСЛАМСКИЕ ИДЕАЛЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

О.П. Жалменова, О.С. Юдакова

Zhalmenova O.P., Yudakova O.S. Children in medieval Iran: Islamic ideals and reality. The article discusses the role of family in child education in medieval Iran.

Рассматривая отдельные аспекты общей проблемы положения семьи и женщины в средневековом Иране, необходимо выявить причины парадоксального отношения к детям - как в исламских источниках, так и в поэтических, - как социокультурную грань общества.

Важнейшим источником для этого служит Коран [1] и Сунна [2]. Отдельные воспитательно-назидательные элементы исламских ценностей включены в средневековый свод нравственных заповедей «Тухфат ал-Мулук» (Подарок царям) [3]. Кроме этого было использовано этико-дидактическое произведение персидско-таджикской литературы -«Кабуснаме», охватывающее важные вопросы этики и воспитания [4]. Оно было написано Унсурмаали Кейкавусом для воспитания

своего сына Гиланшаха. Некоторые главы посвящены почитанию отца и матери, любовным делам и обычаям, женитьбе, воспитанию детей. Чрезвычайно расширив сферу назидательного сочинения, автор превратил произведение в особый жанр наставления детям, что позволяет выяснить принципы (исламские и реальные) подхода к воспитанию детей в средневековом Иране.

Необычно привлекательным оказалось выяснение проблемы «семья - отцы - дети» по произведениям иранских поэтов. Для исследуемой нами темы важны стихи поэта Носира Хисроу, затрагивающие проблемы добра и зла, воспитания и образования юношества, а также произведения Омара Хайяма, Джами, Саади, Рудаки и других авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.