Научная статья на тему 'Этническая маргинальность как причина конфликтности межэтнического взаимодействия в трудовом коллективе'

Этническая маргинальность как причина конфликтности межэтнического взаимодействия в трудовом коллективе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1590
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ETHNIC MARGINALITY / CONFLICT CHARACTER / INTERETHNIC COLLABORATION / TEAM / INTERCULTURAL APPROACH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Степанова Анастасия Александровна

Описаны проблемы изучения этнической маргинальности личности и конфликтности межэтнического взаимодействия. Указано на необходимость разработки концепции преодоления этнической маргинальности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATHNIC MARGINALITY AS THE REASON OF CONFLICT CHARACTER OF INTERETHNICAL COLLABORATION IN A WORKING TEAM

The author describes the problems of studying personal ethnic marginality and the conflict character of interethnic collaboration. The author points to the necessity of drafting the concept for overcoming the personal ethnic marginality.

Текст научной работы на тему «Этническая маргинальность как причина конфликтности межэтнического взаимодействия в трудовом коллективе»

СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 159.922.4+331.109

ББК Ю954.254+Ю950.4 ГСНТИ 14.01.80; 14.01.93 Код ВАК 13.00.01

Степанова Анастасия Александровна,

аспирант кафедры акмеологии и психологии управления, Институт кадрового развития и менеджмента, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: stepanova.step @mail.ru

ЭТНИЧЕСКАЯ МАРГИНАЛЬНОСТЬ КАК ПРИЧИНА КОНФЛИКТНОСТИ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: этническая маргинальность; конфликтность; межэтническое взаимодействие; коллектив; межкультурный подход.

АННОТАЦИЯ. Описаны проблемы изучения этнической маргинальности личности и конфликтности межэтнического взаимодействия. Указано на необходимость разработки концепции преодоления этнической маргинальности личности.

Stepanova Anastasia Alexandrovna,

Post-graduate student of the Chair of Acmeology and Psychology of Management.

ATHNIC MARGINALITY AS THE REASON OF CONFLICT CHARACTER OF INTERETHNICAL COLLABORATION IN A WORKING TEAM

KEY WORDS: ethnic marginality; conflict character; interethnic collaboration; team; intercultural approach.

ABSTRACT. The author describes the problems of studying personal ethnic marginality and the conflict character of interethnic collaboration. The author points to the necessity of drafting the concept for overcoming the personal ethnic marginality.

TUT аиболее ощущаемыми тенденция-

-*■ A ми современного культурно-цивилизационного развития являются много-культурность (синонимично с поликультурностью) и взаимовлияние культур. В этой связи актуализируется интерес к рассмотрению проблем современного общества. В последнее время активно используется межкультурный подход: уважение, понимание и правильная оценка многообразия; отказ от дискриминации и изоляции; упрочение солидарности и взаимной поддержки между членами многоэтнических обществ.

Действительно, приток мигрантов в страну ежегодно растет, занимая активную позицию и на рынке труда. С каждым днем принимающее общество все в большей степени осознает угрозы существующего явления, вследствие чего возникает этническая напряженность и нестабильность российского общества, находящие отражения в крайних формах противоборства - конфликтах.

Идея межкультурного сотрудничества и его важности для выживания человечества принадлежит к категории вечных проблем. Вместе с тем, на практике имеет место явление изоляции мигрантов: появление жилых микрорайонов, заселенных одной нацией (китайский и др. квартал); наличие образовательных учреждений, в которых обучаются преимущественно представители

одной национальности и т. д. Таким образом, происходит не социализация в новое социо-культурное пространство, а формирование национальных «резерваций», что свидетельствует о трудностях межличностного взаимодействия и столкновениях ценностных ориентаций субъектов взаимодействия. Подобные характеристики объединяются в понятие этнической маргинальности (1; 2; з; 4). В маргинальной психике стандарты, стереотипы поведения, духовные ценности различных групп приходят в противоречие, отражаясь в форме внутренних конфликтов, состояния тревоги и напряженности. В свою очередь, чувство напряженности приводит к конфликтности личности, снижение трудовой активности и, как следствие, снижение производительности труда (4). Конфликтное взаимодействие в трудовом коллективе, основанное на различиях по этническому признаку, совсем недавно вышло на уровень проблемы, однако все более укрепляется в современной российской действительности. Однако современные руководители крупных организаций, где в состав работников входят представители различных этнических групп, вынуждены решать одновременно и производственные задачи, и задачи социокультурной адаптации, решения этнических конфликтов и снятия социальной напря-

© Степанова А. А., 2013

женности. При этом у руководителей организаций отсутствуют навыки профилактики этнической маргинальности личности и регулирования этнических конфликтов в организациях.

Этим обусловлено и повышенное внимание к проблеме со стороны российского государства и научного сообщества. Важно отметить, что реализация концепции государственной миграционной политики является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития РФ. Основные направления деятельности Правительства РФ в области миграции таковы:

1) обеспечение условий для интеграции вынужденных мигрантов в социальную среду;

2) содействие привлечению иммигрантов в Российскую Федерацию, исходя из интересов обеспечения экономики страны и ее регионов необходимыми трудовыми ресурсами;

3) усиление влияния миграционных процессов на улучшение обеспечения отраслей экономики отдельных территорий квалифицированной рабочей силой.

Проблема изучения этнической марги-нальности личности и ее влияния на профессиональное развитие - это новая научная проблема, носящая комплексный междисциплинарный характер. В научной литературе выделяют философский, социологический и психологический уровни анализа.

Впервые проблема маргинальности личности была рассмотрена в социальной философии, где это понятие используется для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни. Маргинальность обычно определяется как «промежуточность», «по-граничность» положения людей по отношению к крупным социальным группам, что накладывает отпечаток на их психологию и поведение. Маргиналы - это определенная категория людей, утратившая в силу различных причин традиционные нормы, ценности, представления и не воспринявшая социально-культурные ценности доминирующей группы. Это промежуточная социальная группа, нередко выступающая массовой базой антиобщественных и антигосударственных объединений и движений.

Американский социолог Роберт Эзра Парк впервые употребил это понятие в 1928 году в своем эссе «Человеческая миграция и маргинальный человек». Согласно Парку, маргинальный человек - индивид, находящийся на границе двух различных, нередко конфликтующих между собой культур. Маргинальная личность, по Парку, является продуктом естественного культурного процесса, расширяющегося взаимодействия культур.

Маргинальность рассматривалась как побочный продукт аккультурации, процесса воздействия друг на друга двух культур. Маргинальный человек живет в двух мирах одновременно (в случае иммигранта - в мире родной культуры и местной), что вынуждает его принимать ценности и нормы обоих миров.

Идеи Парка были развиты Эвереттом Стоунквистом, который опубликовал в 1937 году монографию «Маргинальный человек». Понятие маргинального человека у Э. Стоунквиста характеризует социального субъекта, участвующего в культурном конфликте. Им становится индивид, находящийся на краю каждой из культур, но не принадлежащей ни к одной из них. Маргинальная среда - это область, где две культуры переплетаются и где осваивающая пространство культура объединяет особенности обеих культур. В центре этого переплетения - маргинальный человек, борющийся за то, чтобы быть лидирующей личностью «между двух огней».

Принято считать, что первым понятие этнической маргинальности ввел А. В. Сухарев. Под этим термином он понимает рассогласование в системе отношений человека к элементам культуры, природной среды, «природы» человека, имеющим этническое значение, и прилагает его не только к отдельным личностям, но и к социальным группам (4). Далее анализ этого явление можно найти в работах Т. Г. Стефаненко, В. Г. Крысько и А. С. Ким.

В этнопсихологическом словаре этническая маргинальность определяется как этнокультурная одновременная принадлежность двум этническим культурам, порождающая двойственное этническое самосознание. Этническая маргинальность - это следствие длительного проживания человека среди представителей других этнических общностей и зависит от того, каким является его этническое окружение - дружественным или нет (2).

А. С. Ким рассматривает этническую маргинализацию как процесс утраты объективной принадлежности к определенной этнической общности, результатом которого является не последующее субъективное вхождение в иную общность, а поверхностное обладание внешними формами ее культуры без проникновения в ее этническую ментальность. Автор подчеркивает, что необходимо различать этническую марги-нальность и этническую маргинализацию. В первом случае мы имеем дело с состоянием, во втором - с процессом. Этническая маргинальность как состояние раздвоения этнического индивида весьма показательна для ситуации диаспоры. Этническая маргинализация может трактоваться как вид, характеристика диаспоральных процессов (1).

В современных условиях этническая маргинальность часто связана с экспансией унифицированной европейской урбанистической культуры, сталкивающейся с этнически специфическими традиционными культурами. В российских условиях этническая маргинальность часто возникает при интеграции представителей различных народов в унифицированную культуру русскоязычного населения, особенно в городах.

Обычно этническая маргинальность сопровождается представлением о неравенстве социального статуса культур и психологически выражается в осознании индивидом своей неполной приобщенности к более «высокой» по статусу культуре и неполного разрыва с исходной более «низкой». В этом случае этническая маргинальность характеризуется состоянием этнопсихологической двойственности представителей той или иной национальной общности, выражающейся в глубоких субъективных переживаниях, которые затрагивают их этнический статус.

Этническая маргинальность сопровождает появление предпосылок для внутреннего конфликта этнической идентичности, развития интенсивной окрашенности эмоциональной сферы национального сознания людей, возникновения негативного отношения к воздействию других культур. Во втором поколении маргинальная группа стремится скорее избавиться от черт исходной культуры, в третьем же - часто наблюдаются возврат к традиционной культуре, усиленное возрождение этнической специфики (например, у многих подвергшихся ассимиляции народов бывшего СССР) (2).

Конфликтогенность этнической марги-нальности диаспор очевидна и заложена в потенциальной возможности особой формы раздвоения идентичности их представителей. Существование двух политических полей: государства постоянного проживания и государства одноименного этнического большинства предопределяет конфликт идентичностей. Именно поэтому необходимо исследование возможностей профилактики и разрешения этого конфликта усилиями властных институтов, органов образования и культуры, общественных организаций (1).

Отметим, что напряженность и конфликтность взаимоотношений между различными этносами из межгосударственного

уровня имеет тенденцию переходить в меж-групповой и межличностный. В состав работников крупных предприятий и организаций входят представители различных этнических групп, которые взаимодействуют во благо одной цели. Однако конфликтный характер этих взаимоотношений, основанный на неприятии русской культуры иным этносом, а следовательно, включенный в процесс этнической маргинализации, снижает трудовую активность личности работника и, как следствие, темпы производительности труда. В этом случае профилактическая деятельность оказывается сферой пристального внимания административного корпуса крупных предприятий.

Таким образом, становится очевидной проблема, которая заключается в потребности крупных организаций в профилактике этнических конфликтов и отсутствии разработанных технологий этого процесса. Профилактическая деятельность должна быть основана на глубоком изучении теоретической стороны проблемы конфликтности межэтнического взаимодействия в сочетании с этнопсихологическим исследованием ситуации конкретной организационной среды.

Отметим, что в психологии понятие этнической маргинальности введено недавно и еще не конкретизировано, однако его необходимость его использования и изучения бесспорна. Особое внимание следует обратить на условия возникновения этнической маргинальности в конкретных организациях, которые остаются недостаточно изученными с теоретической и особенно с практической точки зрения.

В психологической науке также отсутствует концепция преодоления этнической маргинальности личности, несмотря на востребованность технологий их профилактики и коррекции. Ее теоретическая часть должна включать определение феномена этнической маргинальности; ее генезиса; факторов, детерминирующих ее развитие; причины и формы ее проявления в профессиональной деятельности. Практическая часть должна включать разработку технологий преодоления этнической маргинальности посредством психологического содействия, профилактики и коррекции, а также развивающих технологий профессионального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ким А. С. Этномаргинальность диаспор: социологические и культурологические основания политического исследования // Вестник Тихоокеанского гос. ун-та. 2008. №3 (10).

2. Крысько В. Г. Этнопсихологический словарь. М., 1999.

3. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология : учеб. для вузов. М. : Аспект Пресс, 2004.

4. Сухарев А. В. Этнофункциональный аспект воспитания и психотерапии : учеб. пособие; Рос. Акад. образования, Моск. психол-соц. ин-т. М. : МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2008.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Э. Э. Сыманюк.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.