Научная статья на тему 'Этническая картина на территории Верхнеуральского уезда — Нагайбакского района с 1842 года до начала XXI в'

Этническая картина на территории Верхнеуральского уезда — Нагайбакского района с 1842 года до начала XXI в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
682
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОЛОГИЯ / ЮЖНЫЙ УРАЛ / РУССКИЕ / НАГАЙБАКИ / КАЗАХИ / КАЛМЫКИ / NAGAYBäKS / ETHNOLOGY / SOUTH URALS / RUSSIANS / KAZAKHS / KALMYKS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Атнагулов Ирек Равильевич

В статье показана динамика изменения этнического состава населения на территории Верхнеуральского уезда — Нагайбакского района за период с 1842 г. по настоящее время. Основным этническим компонентом региона до 1842 г. были казахи Среднего и Младшего Жузов родовых подразделений кипчак и жагалбайлы соответственно. После создания Новолинейного района казачьих поселений этнический состав этой территории изменился. Среди казачьего населения были русские, нагайбаки и калмыки. На протяжении XX в. этнический состав продолжал меняться: калмыки из района выселились, прибывали татары, мордва, украинцы и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC PATTERN OF VERKHNEURALSKY UYEZD, NAGAYBÄK DISTRICT, FROM 1842 TILL EARLY 21TH CENTURY

The article deals with the time history of ethnic structure on the territory of Verkhneuralsky uyezd, Nagaybäk district, from 1842 until present day. The major part of the region’s ethnic makeup Before 1842 was represented by Kazakhs of Middle jüz and Little jüz of respective Kypchak and Jagabaily clan divisions. Ethnic pattern of the area changed with the setup of Novolineiny district of Cossack settlements. Cossack population comprised Russians, Nagaybäks, and Kalmyks. The 20th century also brought change into ethnic composition. Kalmyks moved from the area, Tatars, Mordovians, Ukranians, and others arrived there.

Текст научной работы на тему «Этническая картина на территории Верхнеуральского уезда — Нагайбакского района с 1842 года до начала XXI в»

BASHKIR-RUSSIAN INTERACTION IN BASHKORTOSTAN (BASED ON WILD

ANIMAL SKIN TANNING)

Z. F. Khasanova

The article deals with traditional tanning of wild animal skins by Bashkirs and Russians of Bashkortostan mountain-forest zone. The article traces Bashkir-Russian parallels between instruments, skinning and tanning techniques, household utilization.

Key words: ethnology, Bashkirs, Russians, interethnic relations

© 2012

И. Р. Атнагулов

ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА НА ТЕРРИТОРИИ ВЕРХНЕУРАЛЬСКОГО УЕЗДА — НАГАЙБАКСКОГО РАЙОНА С 1842 ГОДА ДО НАЧАЛА

XXI В.

В статье показана динамика изменения этнического состава населения на территории Верхнеуральского уезда — Нагайбакского района за период с 1842 г. по настоящее время. Основным этническим компонентом региона до 1842 г. были казахи Среднего и Младшего Жузов родовых подразделений кипчак и жагалбайлы соответственно. После создания Новолинейного района казачьих поселений этнический состав этой территории изменился. Среди казачьего населения были русские, нагайбаки и калмыки. На протяжении XX в. этнический состав продолжал меняться: калмыки из района выселились, прибывали татары, мордва, украинцы и другие.

Ключевые слова: этнология, Южный Урал, русские, нагайбаки, казахи, калмыки

Со времени возникновения казачьих поселений на Новой линии здесь складывалась следующая этническая картина. Безусловно, аборигенным населением региона были киргиз-кайсаки (казахи) родовых подразделений кипчак (Средний Жуз) и жагалбайлы (Младший Жуз). До появления Новой линии в башкирско-казахском пограничье постоянных селений не было. Спокойно жить здесь было невозможно из-за «барымты» — регулярных набегов с той и другой стороны. Казахи, если и появлялись здесь, то только на летовку. В остальные времена года степь была безлюдной.

По замыслу устроителей Новой линии, казахи должны были откочевать отсюда навсегда. Однако после установления мира на этой земле несколько казахских родов не только не покинули этот край, но и основали здесь свои зимовья. Политика принудительного отселения казахов на восток за черту Новолинейного

Атнагулов Ирек Равильевич — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Древнего мира и средних веков Магнитогорского государственного университета. E-mail: c_hist@masu.ru

района не была выполнена полностью ввиду того, что часть казахского населения сама желала оставаться на вновь образованных казачьих землях1.

Большинство «прилинейных» казахов в соседстве с русскими видело экономическую выгоду. Казаки за плату отдавали казахам на выпас свой скот. Казахи с середины XVIII в. участвовали в меновой торговле в пограничных городах. С 1842 года Николаем I было позволено казахам пользоваться зимними кочевьями в местах прежнего проживания. Им разрешалось на Новой линии «зимовать на местах свободных от казачьих поселений, и то впредь до особого повеления; но как сами станицы не были наделены узаконенною пропорциею земли, то между киргизами и казаками возникали беспрестанные споры за поземельные угодья»2.

Однако на лето с 1 мая по 1 октября они должны были откочёвывать в степь за Новую линию. Затем эти сроки были сокращены с 1 июня по 1 сентября. Для пересечения линии казахам выдавались специальные билеты3. В 1862 году казахи получили разрешение оставаться на летний период в пределах Новолинейного района с закреплением за ними 10 миллионов квадратных десятин4. Эти территории находились на востоке и юго-востоке Новолинейного района, поэтому большая часть казахов там и находилась. Однако некоторое число продолжало находиться и в западной части Новолинейного района, в частности на землях Магнитного, Верхнеуральского, Березиновского и Великопетровского станичных юртов. Часть земель этих юртов впоследствии вошла в состав Нагайбакского района.

Нам известны населенные пункты с исключительно казахским населением, зафиксированные переписью населения 1926 года на территории будущего Нагайбакского района: аулы Арасламбай, Арзакул, Бесенбай, Илень, Кинжебай, Копал и Кужебай5 (табл. 2). В настоящее время Нагайбакский район является самым «казахским» в Челябинской области. Здесь имеются три населённых пункта, основанных казахами и с преобладающим казахским населением — Копал, Арсламба-евский и Кужебай. Казахов в районе насчитывается по переписи населения 2002 года 3445 человек, что составляет более 13 % от общего числа населения района, и по численности они занимают третье место в районе после русских и нагайба-ков (табл. 3).

Основным этническим компонентом населения Новой линии с момента её создания становятся русские. Это были в основном солдаты упразднённых линейных батальонов, казаки внутренних кантонов, находящихся в Уфимском, Бу-зулукском и Белебеевском уездах6.

По плану войскового начальства, переселению подлежало 3752 казака мужского пола из станиц Бакалинской, Бузулукской, Нагайбакской, Ольшанской, Самарской, Сорочинской, Табынской, Тоцкой, Уфимской и Алексеевской7. В подавляющем большинстве это были русские, за исключением казаков станиц Бака-линской и Нагайбакской.

1 Горбунова 1997, 62.

2 РГИА. Ф. 853. Оп. 1. Ед. хр. 66. Л. 21.

3 Рыбалко 2007, 26.

4 Горбунова 1997, 64.

5 Плешков 1928, 40-42.

6 Правила о переселении 1843.

7 ГАОО. Ф. 6. Оп. 10. Д. 5273. Л. 418.

Другой категорией русского населения в крае были государственные крестьяне, проживающие на землях Оренбургского казачьего войска, в отдельных волостях Оренбургского, Верхнеуральского и Троицкого уездов. Их переводили в казачье сословие и переселяли на Новую линию. Не желавшие становиться казаками, высылались с семьями в Бузулукский уезд, за пределы войска, на освободившиеся в результате ухода казаков на Новую линию места8.

На территории Нагайбакского района были основаны следующие населённые пункты с преимущественно русским казачьим населением: в 1842 году — посёлки №24 Арси и №31 Куликовский (табл. 1); на рубеже ХК-ХХ вв. — посёлки Балканы, Александро-Невский и Куропаткинский (табл. 2).

Второй большой волной притока русского населения было освоение целинных земель во второй половине 1920-х и в 1930-е годы. Русские переселенцы из областей европейской России основали переселенческие посёлки: Знаменский (переселенческий участок № 43), Калининский (участок № 16), имени Крупской (участок № 25), Лебединый (участок №108), Переселенческий (участок № 33), хутор Пряшникова, деревня Ягодная (участок № 25), Берёзовая Роща, Лесные Поляны, Набережный, Петровский, Придорожный, Подгорный, Совхозный, Черно-реченский, Нагайбакский (Нагайбак), Гумбейский, Рассвет (Заготскот).

В 1950 году появился посёлок Слюда в связи с разработкой добычи слюды. Сейчас это отделение ТОО «Знаменское». В 1961 году в связи с открытием рудника «Южный» был основан посёлок городского типа Южный. Напомним, что население всех вышеперечисленных посёлков является преимущественно русским.

По данным переписи населения 2002 года, русских в Нагайбакском районе насчитывалось 10239 человек (более 40 % от общего числа населения района). Другие восточнославянские народы — украинцы и белорусы — появляются в На-гайбакском районе в послевоенные десятилетия XX в. Численность их невелика (табл. 3)

Как уже сообщалось, на Новую линию переселялись казаки третьего и пятого кантонов, в основном из станиц Бакалинской и Нагайбакской. Все они являлись крещёными татарами — «кряшенами» (самоназвание — керешэннэр) и, переселившись на новое место, сохранили этнокультурное единство, используя в качестве самоназвания второго уровня этноним «нагайбаки» (самоназвание — нэгэйбжлэр). Согласно документу, численность их составляла 1250 душ мужского пола. Расселены они были в пяти станицах: № 1 Кассель, № 2 Остроленка, № 3 Фершампенуаз, № 4 Париж и № 8 Требия9 (табл. 1).

Другая часть казаков-нагайбаков поселилась в станицах Неженская, Ильинская, Подгорная, Гирьял и Аллабайтал Оренбургского и Орского уездов, а также Попово, Варламово, Ключевской-2 и Краснокаменск Троицкого уезда. Они заняли географически обособленное положение по отношению к нагайбакам Верхнеуральского уезда, и в дальнейшем их судьбы складывались по-разному. Всего из станиц Бакалинской и Нагайбакской Белебеевского уезда Уфимской губернии было переселено нагайбаков в количестве 2877 человек мужского пола.

Остальные группы кряшен, жившие с ними в одних и тех же деревнях, остались в Белебеевском уезде. На прежней родине нагайбаков все населённые пун-

8 Рыбалко 2007, 21.

9 Правила о переселении 1843, 34.

кты сохранились, но уже без казачьего населения. Местная подгруппа кряшен получила название «бакалинской». Она, хотя и поддерживала некоторое время родственные связи с нагайбаками10, но всё же является самостоятельной этнокультурной единицей11.

По нашим полевым данным, со слов информаторов, переселение нагайбаков на новое место носило характер быстрой и масштабной акции. Срок для сборов был определён в 24 часа. Из необходимых вещей казакам разрешалось брать с собой рабочий скот и хозяйственный инвентарь (орудия для обработки земли и инструмент для рубки леса и строительства домов). Каждая переселенческая семья получала от 50 до 75 стволов строевого леса12. На каждую мужскую душу полагалось по тридцать десятин земли13.

Как уже отмечалось, в Оренбургской губернии казаки-нагайбаки создали три относительно самостоятельных территориальных подгруппы — чебаркульскую (троицко-бакалинскую), оренбургскую и верхнеуральскую. Е. А. Бектеева пишет: «Переселяя нагайбаков из Белебеевского уезда, правительство предоставило им самим право выбирать местожительство в крае. Большая половина их образовала выше переименованные посёлки, а остальная часть расселялась по русским казачьим селениям, ближе к Оренбургу»14.

Уникальность верхнеуральской подгруппы состояла в том, что они, расселившись компактно, в основном в моноэтничной среде, смогли тем самым максимально сохранить присущие им культурные черты, а также создать комплекс новых подчёркивающих их своеобразие и неповторимость.

В то время как нагайбаки сёл Неженского, Ильинского, Подгорного, Гирья-ла и Алабайтала Оренбургского уезда, поселившись рядом с русскими, вступили, кроме того, в контакты с татарами-мусульманами. Это и привело их к культурной ассимиляции татарами.

Вот что об этом процессе пишет Е. А. Бектеева: «Эти последние (нагайбаки — И.А.), поселившись в русских посёлках, совершенно утратили свои природные обычаи, одежды и пр., но, сносясь с татарами в Оренбурге, они отчасти, хотя и тайно, предались магометанству. Так как в этих посёлках русских больше, то и богослужение в церквях совершается на славянском языке. Большинство здешних нагайбаков — христиане только номинально, но старательно скрывают это от русских. Священникам местные казаки оказывают почтение, но если пристальнее всмотреться в отношение их к своему иерею, то под маской угодливости нельзя не заметить в них холодно-жестокую уступчивость необходимости и совершенное отсутствие искренности. Они склонны к магометанству, а сами ровно ничего не понимают в этой религии, и не пристали, как говорится, ни к вашим, ни к нашим... Недавно жители Неженского посёлка подали прошение, из которого видно, что они не желают иметь в своём обществе христиан, никогда не посещающих церкви. Нагайбаки всполошились и не пропускают теперь ни одной церковной

10 Волжско-Камское слово 1882. № 72.

11 Исхаков 1993, 10.

12 Маметьев 1997, 14.

13 Бектеева 1902, 169; Маметьев 1997, 14.

14 Бектеева 1902, 169.

службы. Но как далеки они от того чувства, каким переполнены сердца их же собратьев Остроленцев, Фершампенуазцев, Парижан и др.»15.

Соседство с русскими, как это ни парадоксально, не склонило оренбургских нагайбаков к упрочению в христианской вере, а скорее наоборот, привело к обратному эффекту. Как видно из приведённой цитаты, этому способствовало незнание нагайбаками русской речи и отсутствие для них проповеди на родном языке, в то время как верхнеуральские нагайбаки уже давно имели священников из числа крещёных татар.

Другим важным фактором, содействующим смене религиозной принадлежности, было близкое соседство татар и активность мусульманского духовенства. Это широко наблюдалось во второй половине XIX — начале XX вв. в Поволжье и на Урале в связи с изданием правительством ряда законодательных актов о свободе вероисповедания16.

Акция переселения нагайбаков в Новолинейный район, видимо, встретила отдельные проявления неповиновения казаков. Один пример был приведён А. М. Маметьевым (п. Фершампенуаз). Согласно рассказу, его предок, сотник Нагайбакской станицы П. С. Маметьев, отказался переехать на Новую линию. По приказу генерал-губернатора Перовского сотник был доставлен в Оренбург для объяснения. Несмотря на строгий тон при разговоре, Пётр Семёнович не изменил своё решение. Сотник Пётр Маметьев был разжалован в чине, закован в кандалы и под конвоем доставлен в посёлок №3 (Фершампенуаз), который заселялся его станичниками. Оставшись под наблюдением трёх уважаемых казаков, Пётр Семёнович с семьёй проживал здесь до конца жизни, похоже, так и оставшись непокорным. Земли, принадлежащие ему, он продал, а деньги, вырученные от продажи, разделил между сыновьями.

Среди современных старожилов нагайбакских посёлков сохранились предания ностальгического содержания, услышанные ими в своё время от родителей, где рассказывается о природе покинутых ими мест.

Тем не менее, во второй половине XIX века казаки-нагайбаки вполне освоились на новом месте. В 1866 году в станицах Кассель, Остроленка, Фершампенуаз, Париж, Требия, Арси и Куликовский в 859 дворах проживало 5949 человек17. А в 1877 году в тех же населённых пунктах зафиксировано в 1038 дворах 7268 человек18. По переписи 1897 года, население нагайбакских посёлков распределялось следующим образом19: Кассель — 927, Остроленка — 1391, Фершампенуаз — 1844, Париж — 1909, Требия — 1124, Куликовский — 1532 и Астафьев-ский — 457 человек.

По данным той же переписи, в Оренбургской епархии числилось 12 000 нагайбаков20. В 1871 году в станице Фершампенуаз открылась школа для шестидесяти мальчиков-нагайбаков. Учителем в ней был назначен выпускник Казанской крещёно-татарской школы Игнатий Тимофеевич Тимофеев. В 1882 году в Остро-ленке был освящён новый деревянный храм, а прежний (походный) передан

15 Бектеева 1902, 180-181.

16 Брайан-Беннигсен 1-2, 1994, 110-113.

17 Маметьев 1997, 226.

18 Маметьев 1997, 226.

19 Маметьев 1997, 20.

20 Маметьев 1997, 226.

в Фершампенуаз. Затем, в 1885 году в Фершампенуазе построена церковь Покрова Божьей Матери. Священником определён дьякон Казанской крещёно-татарской школы Василий Меркурьев. В 1886 в станице Остроленка была открыта первая нагайбакская женская школа. Учила детей жена священника Остроленской церкви И. Т. Тимофеева. В 1888 году в станице Париж построена Косьмодемьянская церковь. В 1893 году в станице Требия построена церковь во имя Михаила Архангела.

В 1877 году был создан ещё один Нагайбакский населённый пункт — посёлок Астафьевский. Таким образом, к началу XX века нагайбаки Верхнеуральского уезда компактно проживали в шести населённых пунктах и сформировалось во вполне определённое сообщество, хотя и имеющее исторические и культурные связи с татарами, но, вместе с тем, выработавшее особое самосознание с этносос-ловной окраской.

По материалам переписи населения 1926 года нагайбаков бывшего Верхнеуральского уезда насчитывалось всего 7720 человек21 (табл. 2, 3). В материалах остальных переписей населения советского периода нагайбаки учитывались вместе с татарами. Принимая во внимание соотношение нагайбаков и татар в 1926 и 2002 годах, вполне можно представить, что в советский период демографическая картина нагайбаков была стабильной.

Ещё одним заметным этническим компонентом в Новолинейном районе были калмыки. Они были выселены из упразднённого вместе с внутренними кантонами Ставропольского калмыцкого войска. Согласно «Правилам о переселении...»22 переселению на Новую линию подлежали 777 семейств Ставропольского Калмыцкого Войска, живущие в Ставропольском и Самарском уездах Симбирской губернии, в числе 1743 души мужского пола.

Первая партия калмыков прибыла вначале в Оренбург 24 апреля 1843 года, затем через Орск на Новую линию, а через месяц прибыла вторая партия23. Чисто калмыцких посёлков в Новолинейном районе не было. Их расселяли дисперсно по русским и нагайбакским населённым пунктам. Однако в населённых пунктах они жили отдельно от русских и нагайбаков.

Калмыки были расселены в Касселе — 29 человек, Остроленке — 19, Париже — 32, Великопетровке — 33, Полтавской — 19, Кацбахе — 46, Аландской — 23, Бриенте — 112, Кваркене — 34, Адрианополе — 25, Кульме — 117, Измаильской — 89, Браиловской — 86, Варшавской — 93, Краснинской — 55, Арсинской — 95, Березинской — 94, Бородинской — 90, Чесменской — 46, Тарутинской — 38, Лейпциге — 40, Варне — 68, Куликовке — 41, Берлине — 42 человека, и в других населённых пунктах всего 1743 человека мужского пола24.

По свидетельствам очевидцев, калмыки, формально считаясь православными, продолжали придерживаться буддизма-ламаизма, сохраняли свою обрядность и праздники25.

За весь период проживания на Новой линии численность их сокращалась. В 1843 году насчитывалось 2358 душ обоего пола, а в 1883 году насчитывалось

21 Плешков 1928, 38-42.

22 Правила о переселении 1843, 4.

23 Рязанов 1928, 29.

24 Правила о переселении 1843, 34-39.

25 Рыбалко 2007, 23.

уже 1204 души обоего пола26. В 1915 году часть калмыков (152 семейства, 284 души мужского пола и 227 душ женского, всего 511 человек) стала открыто исповедовать буддизм.

Летом 1917 года они обратились к войсковому начальству с прошением о переселении в пределы Михайловского станичного юрта III военного отдела. Предполагалось основать новый калмыцкий посёлок с буддийским храмом. Просьба калмыков была удовлетворена, но начавшаяся гражданская война помешала реализации этого плана27.

В 1924-1925 годах большая часть калмыков была переселена на Нижнюю Волгу во вновь образованную Калмыцкую АССР28. Незначительная часть калмыков «растворилась» среди нагайбаков. В посёлке Париж проживает семья Ренца-новых, помнящая о своих предках по мужской линии — калмыках.

Русские, нагайбаки и калмыки — три основных этноса, за небольшим исключением, составивших казачье население Новолинейного района. Во всяком случае, в числе казаков станиц, основанных до начала XX века и вошедших позже в состав Нагайбакского района. Из не казачьего населения района самым заметным этносом до 1920-х годов являлись казахи. В Советский период истории на территории Нагайбакского района появляются крестьяне — переселенцы из европейской части страны — русские, украинцы, белорусы, мордва, татары и др. Казахи по-прежнему в Нагайбакском районе составляют заметный удельный вес.

Таблица 1. Численность и сословно-этнический состав населения нагайбакских

станиц в 1842 г.29

№ посёлка название посёлка калмыков белопахотных солдат и малолетков казаков 3-го и 5-го кантонов всего

1 2 3 4 5 6

№1 Кассель 29 — 200 229

№2 Остроленка 19 — 200 219

№3 Фершампенуаз — — 350 350

№4 Париж 32 — 300 332

№8 Требия — — 200 200

№24 Арси 95 205 — 300

№31 Куликовская 41 167 — 208

26 Рязанов 1928, 29.

27 ГАОО. Ф. 37. Оп. 4. Д. 22. Л. 1-2.

28 Рыбалко 2007, 24.

29 Правила о переселении 1853, 34-37.

Таблица 2. Этнический состав населения Нагайбакского района в 1927-1928 годах по населённым пунктам

№ п/п этносы в каких населённых пунктах в современных границах Нагайбакского проживают в каком количестве всего по району в границах 1927-28 гг.

1. русские п. Арсинский (Ачакуль)30 п. Куликовский п. Александро-Невский п. Требиатский пр. Балканский (Рамеева) хут. Куропаткинский хут. Отважный п. Ново-Рассыпной (Долгий) п. Ново-Красногорский п. Остроленский хут. Крупской хут. Орловский колх. Красный Меч хут. Алексеевский хут. Красногумбейский хут. Ольгинский хут. Пряшникова пр. Первоначальный хут. Михайлова (Филатова) п. Фершампенуазский п. Копаловский31 кор. (№№ 1,4,5,7-10,14,15,27, Лебединый) всего 2440 2183 578 472 458 264 260 259 255 135 108 83 70 64 58 54 27 9 8 7 7 230 8031 561132

2. нагайбаки п. Парижский п. Остроленский п. Фершампенуазский п. Кассельский п. Требиатский п. Астафьевский хут. Кугенева (Кожемякина) колх. Красный Меч кор. №3 всего 2329 1453 1382 1284 799 455 11 6 3 5393 7720

3. казахи п. Копаловский а. Кужебаевский а. Арсламбаевский (Каракупа) а. Бесенбаевский (Беркут) а. Арзакуловский а. Желкыбаевский33 316 202 201 167 148 104 129334

30 Посёлок Арсинский в 1927-1928 гг. входил в состав Верхнеуральского района.

31 Посёлок Копаловский в 1927-1928 годах входил в состав Степного района.

32 Численность населения без учёта жителей посёлков Арсинского и Копаловского.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33 Посёлок Желкыбаевский в 1927-1928 годах входил в состав Верхнеуральского района.

34 Численность населения без учёта жителей посёлков Копаловского и Желкыбаевского.

Продолжение табл. 2

всего по рай-

№ п/п этносы в каких населённых пунктах в современных границах Нагайбакского проживают в каком количестве ону в границах 1927-28 гг.

3. казахи хут. Ольгинский а. Илень а. Кинжебаевский (Байчунус) п. Астафьевский п. Парижский п. Ново-Красногорский хут. Алексеевский всего 111 98 89 75 43 16 14 1554

4. татары пр. Балканский (Рамеева) п. Кассельский кордон №15 а. Арсламбаевский (Каракупа) п. Арсинский всего 261 16 3 2 3 285 358

5. мордва п. Александро-Невский п. Ново-Рассыпной (Долгий) всего 35 27 62 нет данных

6. украинцы хут. Красногумбейский Кордон №14 п. Желкыбаевский хут. Орловский — 1 всего 25 7 2 1 35 нет данных

7. башкиры п. Куликовский — 28 Кордон №1 — 3 всего 28 3 31 103

8. латыши мельн. Михайлова (Луговых) 4 нет данных

Таблица 3. Этнический состав населения Нагайбакского района с 1842 по 2002 г.

№ п/п 184235 192636 1959 1979 1989 2002

1. русские 372 5611 11408 11480 10974 10239

2. нагайбаки 1250 7722 учитывались вместе с татарами 7394

3. казахи — 1243 2312 3172 3221 3445

4. татары — 358 8784 9764 12118 1256

5. мордва — — 321 1287 918 655

6. украинцы — — 595 459 424 361

7. башкиры — 103 182 368 459 335

8. белорусы — — — 333 288 213

35 На 1842 год приведена численность казачьего населения мужского пола посёлков Кассель, Остроленка, Фершампенуаз, Париж, Требия, Арси и Куликовка (см. Правила о переселении...)

36 С 1926 года приводится численность населения в границах Нагайбакского района.

Продолжение табл. 3

№ п/п 184235 192636 1959 1979 1989 2002

9. немцы — — — 39 32 55

10. чуваши — — — 35 25 33

11. евреи — — — 3 8 4

12. калмыки 216 — — — — —

13. прочие — 196 696 93 142 1028

14. итого 1838 15281 24298 27033 26017 25018

Таблица 4. Нагайбакский район по переписи 2002 г. (табл. № 2с)

всего мужчин женщин численно преобладающая национальность (%)

1 Всё сельское население района 22151 10365 11786

2 Сельсоветы Нагайбак-ского района 22151 10365 11786

3 Арсинский сельсовет 1698 783 915

4 Арсинский, п. 1346 612 734 русские 82

5 Калининский, п. 238 113 125 русские 52

казахи 30

6 Копаловский, п. 114 58 56 казахи 96

7 Балканский сельсовет 1444 691 753

8 Балканы, п. 656 305 351 русские 35

9 Александро-Невский, п. 251 121 130 русские 69

10 Заречный, п. 216 102 114 русские 41

казахи 42

11 Требиятский, п. 321 163 158 нагайбаки 43

12 Кассельский сельсовет 1770 825 945

13 Кассельский, п. 1224 570 654 нагайбаки 75

14 Подгорный, п. 258 116 142 казахи 53

нагайбаки 28

15 Чернореченский, п. 288 139 149 русские 26

казахи 41

нагайбаки 29

16 Куликовский сельсовет 1958 886 1072

17 Северный, п. 928 420 508 русские 66

18 Астафьевский, п. 341 146 195 нагайбаки 74

19 Куликовский, п. 393 179 214 русские 76

20 Лесные Поляны, п. 163 80 83 русские 76

21 Набережный, п. 133 61 72 русские 35

казахи 50

22 Нагайбакский сельсовет 2133 1012 1121

23 Нагайбакский, п. 866 413 453 русские 68

24 Арасламбаевский, п. 348 178 170 казахи 94

25 Березовая Роща, п. 273 126 147 русские 63

Продолжение табл. 4

всего мужчин женщин численно преобладающая национальность (%)

26 Петровский, п. 389 174 215 русские 34

казахи 35

27 Совхозный, п. 256 121 135 русские 39

казахи 50

28 Ягодная, д. 1 1 русские 100

29 Остроленский сельсовет 3016 1479 1537

30 Остроленский, п. 2190 1065 1125 нагайбаки 74

31 Ак-Чишма, п. 0 0 0

32 Куропаткинский, п. 406 198 208 русские 50

казахи 35

33 Придорожный, п. 420 216 204 русские 35

казахи 35

34 Парижский сельсовет 3066 1439 1627

35 Париж, с. 1995 917 1078 нагайбаки 84

36 Кужебаевский, п. 362 184 178 нагайбаки 50

37 Лебединое, с. 397 189 208 русские 46

38 Новочерниговский, п. 312 149 163 русские 26

казахи 28

39 Переселенческий сельсовет 1368 646 722

40 Гумбейский, п. 675 306 369 русские 81

41 Крупское, с. 311 155 156 русские 48

казахи 32

1 2 3 4 5 6

42 Переселенческий, с. 382 185 197 русские 60

43 Фершампенуазский сельсовет 5698 2604 3094

44 Фершампенуаз, с. 4435 1999 2436 русские 44

нагайбаки 35

45 Знаменка, с. 382 178 204 русские 57

46 Курганный, с. 386 186 200 русские 53

казахи 26

47 Рассвет, с. 216 117 99 русские 31

казахи 57

48 Слюда, с. 279 124 155 русские 43

казахи 34

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5. Три наиболее многочисленных этноса Нагайбакского района по данным переписи населения 2002 года по населённым пунктам

№ численность всего по

п/п этносы населённые пункты (чел.)37 району

1. русские п. Арсинский 1066 10239

п. Калининский 124

п. Балканский 230

п. Александро-Невский 173

п. Заречный 89

п. Чернореченский 75

п. Северный 612

п. Куликовский 299

п. Лесные поляны 124

п. Набережный 47

п. Нагайбакский 589

п. Берёзовая Роща 172

п. Петровский 132

п. Совхозный 100

д. Ягодная 1

п. Куропаткинский 203

п. Придорожный 147

с. Лебединое 183

п. Новочерниговский 81

п. Гумбейский 547

с. Крупское 149

с. Переселенческий 229

с. Фершампенуаз 1951

с. Знаменка 218

с. Курганный 205

с. Рассвет 67

с. Слюда 120

всего 7933

2. нагайбаки п. Требиятский 138 7394

п. Кассельский 918

п. Подгорный 72

п. Чернореченский 84

п. Астафьевский 252

п. Остроленский 1621

п. Парижский 1676

п. Кужебаевский 181

п. Фершампенуазский 1552

всего 6494

3. казахи п. Калининский 71 3445

п. Копаловский 109

п. Заречный 91

п. Подгорный 137

п. Чернореченский 118

37 Рассчитано нами по таблице № 2с Всероссийской переписи населения 2002 г.

Окончание табл. 5

№ п/п этносы населённые пункты численность (чел.)37 всего по району

3. казахи п. Набережный 67

п. Арсламбаевский 327

п. Петровский 136

п. Совхозный 128

п. Куропаткинский 142

п. Придорожный 147

п. Кужебаевский 181

п. Новочерниговский 87

с. Крупское 100

с. Курганный 100

с. Рассвет 123

с. Слюда 95

всего 2159

ЛИТЕРАТУРА

Бектеева Е. А. 1902: Нагайбаки. (Крещёные татары Оренбургской губернии) // Живая старина. 1-2, 165-181.

Брайан-Беннигсен Ф. 1994: Миссионерская деятельность в Поволжье // Татарстан. 1-2, 110-113.

Витевский В. Н. 1882: Нагайбаки Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии // Волжско-Камское слово. 72, 74, 80, 138, 144.

Горбунова С. В. 1997: Судебные функции Оренбургской пограничной комиссии и их осуществление // Проблемы истории России и западноевропейских стран. Сургут, 61-65.

Исхаков Д. М. 1993: Этнографические группы татар Волго-Уральского региона (принципы выделения, формирование, расселение и демография). Казань.

Маметьев А. М. 1997: Край нагайбакский. Челябинск.

Плешков А. М. 1928: Список населённых пунктов Уральской области. Т. XIII. Троицкий округ. Свердловск.

Правила о переселении на земли Оренбургского казачьего войска казаков упразднённого Ставропольского калмыцкого войска, белопахотных солдат и солдатских малолетков 1843. СПб.

Рыбалко А. А. 2007: Традиционная архитектура оренбургских казаков (вторая половина XIX — начало XX века): дисс. ... канд. ист. наук. Челябинск.

Рязанов А. Ф. 1928: Оренбургский край. Исторический очерк. Оренбург.

ETHNIC PATTERN OF VERKHNEURALSKY UYEZD, NAGAYBAK DISTRICT, FROM 1842 TILL EARLY 21TH CENTURY

I. R. Atnagulov

The article deals with the time history of ethnic structure on the territory of Verkhneuralsky uyezd, Nagaybak district, from 1842 until present day. The major part of the region's ethnic makeup

before 1842 was represented by Kazakhs of Middle juz and Little juz of respective Kypchak and Jagabaily clan divisions. Ethnic pattern of the area changed with the setup of Novolineiny district of Cossack settlements. Cossack population comprised Russians, Nagaybaks, and Kalmyks. The 20th century also brought change into ethnic composition. Kalmyks moved from the area, Tatars, Mordovians, Ukranians, and others arrived there.

Key words: ethnology, South Urals, Russians, Nagaybaks, Kazakhs, Kalmyks

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.