Научная статья на тему 'ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В СТРУКТУРЕ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ'

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В СТРУКТУРЕ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
103
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Циткина А.А.

В статье анализируется особенности этнического самосознания как феномена и особой формы социальной идентичности. Рассматривается взгляд на проблему содержания феномена этнического самосознания в отечественной и зарубежной традиции. Раскрывается сущность этнической идентичности как важнейшего компонента в структуре этнического самосознания. Описаны основные компоненты, отвечающие за формирование этического самосознания личности.The article analyses the features of ethnic consciousness as the phenomenon and special form of social identity. The point of view is examined on the problem of maintenance of the phenomenon of ethnic consciousness in home and foreign tradition. Essence of the phenomenon of ethnic identity is exposed as a major component in the structure of ethnic consciousness. In the article basic components are described that is responsible for forming of ethic consciousness of personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В СТРУКТУРЕ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ»

&utm_medium=&utm_campaign=&utm_source=&isctrip=(дата обращения 07.04.17)

4.Baidu, цены на проживание в отеле URL: http: //baike.baidu.com/lmk?url=5BcYdADo9xCxGH00Q9Db90kPe-ZMXOZdpKMqKFnUsB5zmtvlDTzY23Hz5Yw4Bt3iu7IQNmNA6su-6oi_OIa1A1ZvV1pppbxOwHNpbkScGdrSxJu50CQEVIGgnfö7HAH0B02IeX Uli4d7Gh6zhP8ATh2Jjn5XrCwbai0yVbk_x7493rS5IVgR1KHNm-s3_iR(дата обращения 07.04.17)

5.Информационное бюро Китая URL: http: //www.scio .gov.cn/xwfbh/xwbfbh/wqfbh/2014/20140826/xgzc31415/ Document/1378620/1378620_2.htm (дата обращения 07.04.17)

7.Тропникова, Т.А. Анализ рынка недвижимости Китая / Т.А.Тропникова, Овчинникова Ю.А.//Электронный журнал «Экономика и социум».- № 4-2 (23). -2016. - С.742-751. [Электронный ресурс] // URL http://iupr.ru/domains_data/files/sborniki_jurnal/Zhurnal%20_4(23)%202%202 016.pdf (дата обращения 05.04.17)

8.Тропникова, Т.А. Современные тенденции на рынке жилья Канады / Т.А.Тропникова, П.С.Шпурова // В сборнике: Качество и полезность в экономической теории и практике. Материалы VIII Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор Л.Ю.Руди. Новосибирский государственный университет экономики и управления.-2016.- С.138-150.

9.Тропникова, Т.А. Методические аспекты определения доступности жилья в США / Т.А.Тропникова, П.С.Шпурова // Актуальные вопросы современной науки.- № 3. - 2008.- С. 411-421.

10.Baidu. Необходимые документы для создания туристической фирмы URL: . https://zhidao.baidu.com/question/54366006.htm l (дата обращения 07.04.17)

Циткина А.А. студент 4 курс

Научный руководитель: Хаирова С.И., к. психол. наук

доцент кафедры психологии ГБОУ ВО РК «КИПУ» Россия. Симферополь. ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В СТРУКТУРЕ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ Аннотация: В статье анализируется особенности этнического самосознания как феномена и особой формы социальной идентичности. Рассматривается взгляд на проблему содержания феномена этнического самосознания в отечественной и зарубежной традиции. Раскрывается сущность этнической идентичности как важнейшего компонента в структуре этнического самосознания. Описаны основные компоненты, отвечающие за формирование этического самосознания личности.

Annotation: The article analyses the features of ethnic consciousness as the phenomenon and special form of social identity. The point of view is examined on the problem of maintenance of the phenomenon of ethnic consciousness in home and foreign tradition. Essence of the phenomenon of ethnic identity is exposed as a major component in the structure of ethnic consciousness. In the article basic components are described that is responsible for forming of ethic consciousness of personality.

Ключевые слова: этническое самосознание, этническая идентичность, этничность, этническая группа, личность.

Keywords: ethnic consciousness, ethnic identity, ethnic group, personality.

Актуальность: На сегодняшний день в научных кругах тема этноса, особенности формирования этнического самосознания и его влияния на социальное поведение личности имеют широкий резонанс. Массив фундаментальных исследований ученых прошлого столетия заложил мощные основания в понимании природы ментальности культуры [Л.Н.Гумилев, Н.А.Бердяев, Г.Шпет, М.Лацарус, Х.Штейнталь, Ф.Боас, М.Мид, Ж.Пиаже, Дж.Брунер, К.Нельсон, Э.Эриксон и др.]. Однако динамика современных процессов требует уточнений и дополнений этих концепций современными исследованиями. Как известно, социальные, политические, экономические и культурные условия жизни оказывают серьезное влияние на формирование идентичности личности на всех уровнях: личностном, социальном, психосоциальном и т.д. Особую роль сегодня приобретает изучение вопроса влияния социума на этническое самосознание личности: факторы, влияющие на его формирование, механизмы воздействия различных условий и субъектов, возрастные границы этапов становления этнического самосознания индивида.

Целью данной работы является исследование нижних возрастных границ, на которых начинается формирование этнического самосознания и форм его проявления на данном возрастном этапе. В данной статье проводится научный обзор теоретических концепций и эмпирических исследований, посвященных теме исследования.

Постановка проблемы: Человек имеет врожденную потребность в принадлежности к значимой для него группе. Знаменитый немецкий психолог и социолог Эрих Фромм обозначил эту потребность «настоятельной», от удовлетворения которой можно судить о психическом здоровье личности. Когда потребность в принадлежности к группе не удовлетворена, чувство «мы» не сформировано, человек попадает в состояние психологического неблагополучия, его одолевает чувство ненужности, дискомфорта, обесценивания собственной значимости. Выраженным следствием становится дезадаптация такой личности в социуме, а также личностная психическая дезорганизация.

Этнос по праву можно считать самой устойчивой социальной группой, к которой принадлежит человек. Именно этнос в наиболее полной мере может удовлетворить потребность личности в принадлежности к группе. Этническая

группа, как наиболее многочисленная и стабильная, обеспечивает субъекта картиной мира, снабжает его механизмами регуляции социального поведения в виде национальных обычаев и традиций, моральных устоев и нравственных норм, задает общие жизненные ценности и социальные ориентиры. Кроме этого этнос обеспечивает личности физическую и психологическую защиту, задает основания для построения отношений с окружающим его миром и поддержания целостности своего «Я». Таким образом, этническая идентичность становится механизмом, обеспечивающим субъекту связь со своей этнической группой. Когда же субъект начинает осознавать свою принадлежность к этнической группе, как происходит формирование идентичности со своей этнической группой, как взаимосвязаны между собой этническое самосознание и этническая идентичность? Многие из этих вопросов до сих пор остаются открытыми.

Изложение материала. Задолго до определения этнического самосознания научным термином, изучение данного феномена заняло не одно столетие. Исследование этнического самосознания реализовывалось такими областями научной мысли, как история, философия, социология, этнология, психология и другие науки и в силу многообразия научных подходов сегодня до их пор остаются спорными границы таких определений как этническая идентичность, этническое самосознание и этническое сознание.

Еще в XVIII веке немецкий философ Г.Гегель выделил феномен «самосознание народа». В его концепции самосознание народа выступает как наиважнейшая характеристика национальной общности. Гегель считал, что каждый народ осознает себя через восприятие себя другими народами.

Ученые XIX века М.Лацарус и Х.Штейнталь описывали «народный дух» психическим сходством индивидом, объединенных принадлежностью к одной нации, с одновременным пониманием их общего самосознания, раскрывающимся сравнительным изучением морали, культуры, языка и мифологии [1].

Так, мы приходим к пониманию, что самосознание этноса -многофакторное явление духовно-социальной природы, которое имеет свою структуру, обусловленную внутренними и внешними связями.

Этническое самосознание появляется и развивается в рамках этнического сознания как области психологической реальности. В свою очередь этническое самосознание означает, в метафорическом смысле, фильтрацию общенациональных элементов духовной, материальной и социальной культуры через личностную «призму» восприятия, понимания, и имеющегося опыта индивида. Как результат этой фильтрации возникает состояние идентификации с группой. К слову сказать, она может быть как негативной, так и позитивной, как принимаемой, так и отвергаемой.

Традиционным для отечественной науки считается термин «этническое самосознание», введенное П.А.Кушнером в 1940-х. Данный термин был принят как наиболее удачный учеными Ю.В.Бромлеем и В.И.Козловым при разработке советской теории этноса [2].

Согласно А.П.Садохину, этническое самосознание следует понимать не только как глубокое чувство принадлежности к определенному этносу со сформированной системой представлений об отличиях своего этноса относительно иных, но и как важнейший признак этнической общности как целого. Это понимание отражается в сознании людей в форме этнонима (самоназвания) и понимания реально существующих этнических связей.

Этническая идентичность входит в структуру социальной идентичности. Она являет собой выражение представлений человека о себе как о члене этнической группы, включая эмоционально-ценностное значение, приписываемое этому членству. К определяющим признакам этнической идентичности принято относить: язык, происхождение, историческая память, культура, гражданство, ценности и нормы, внешность.

Согласно Ж. Пиаже, Дж. Брунеру, в структуре этнической идентичности принято выделять следующие компоненты: когнитивный (самоопределение на основе этнодифференцирующих признаков, знание особенностей своего этноса) и аффективный (эмоциональное отношение к принадлежности, оценка своего бытия как члена данной этнической группы).

Как показывает автор теории социального научения А.Бандура в структуре этнического самосознания необходимо выделить третий, поведенческий компонент. Поведенческий компонент, интегрируясь в структуру этнической идентичности, понимается как непосредственное проявление индивида как члена этнической группы, его участие в системе меж- и внутри- этнического взаимодействия, поведение в этноконтактных ситуациях. Данная идея раскрывается в работах таких авторов как М. Мид, Э. Эриксона, У. Бронфенбреннера, Г. Триандиса, Г. Херсковица и др. В отечественной психологии об этом писал И.С.Кон [4].

Было выдвинуто предположение, что в структуре этнической идентичности когнитивный компонент является базисным для формирования аффективного компонента [Стефаненко Т.Г. 1999]. Однако среди занимающихся данной проблемой исследователей нет единства в вопросе последовательности возникновения этих компонентов. Одна группа ученых считает, что этнические предпочтения могут сформироваться к раннему подростковому возрасту, так как в возрасте 9 - 10 лет ребенок уже имеет определенную базу этнических знаний. Однако, на основании исследований, проведенных Дж.Финней в 1990 году, стало известным, что предпочтения этнических групп не всегда коррелируют с информированностью об этих группах. Очевидно, что актуализация каждого из компонентов в формировании этнической идентичности обусловлена социальной ситуацией, а также целями и задачами такой идентификации.

Исследования, проведенные зарубежными авторами К.Кларком, Ж.Пиаже, Г.Олпортом и отечесвенными - И.Снежковой, Т.Титовой -направленные на изучение этнической идентичности в онтогенезе, имеют данные, говорящие о первых этнических представлениях детей, полученных в младшем школьном и дошкольном возрасте. Согласно Пиаже в 3-4 года наблюдаются проблески так называемой «диффузной» идентификации с

этнической группой. В 6-7 лет знания об этничности приобретают более уточненный, однако, все еще фрагментарный характер. Отмечается, что в этом возрастном периоде знания об этносе носят сегментированный характер, а для ребенка характерен немотивированный выбор этнической принадлежности.

Следующим этапом становления этнической идентичности авторы называют подростковый возраст. Пиаже разбивает этот этап на два возрастных периода: в возрасте 8-9 лет можно наблюдать обоснованность в выборе своей идентификации с этнической группой, где примером для детей считается национальность родителей, язык и т.д. С наступлением младшего подросткового возраста, в 10-11 лет ответ подкрепляется уже структурированными знаниями о традициях, истории и культуре народа, то есть - наблюдается уже сформировавшаяся этническая идентичность. Можно сказать, что на данном этапе ребенок уже обладает достаточным когнитивным «багажом», чтобы объяснить мотив выбора этнической принадлежности.

В ранней юности, в возрасте 16-17 лет, с формированием устойчивых этнических установок и мировоззренческих позиций, происходит становление этнической идентичности как устойчивого конструкта в жизни субъекта.

Исследования Ж. Пиаже и его коллег послужили опорой при построении модели формирования этнической идентичности в онтогенезе. Согласно данной модели существует ряд объективных факторов, которые влияют на субъекта в процессе его социализации. Это такие факторы как: семейное окружение, особенности национальной культуры, ее нормы, обычаи и традиции, особенности педагогических условий, в которых находится человек в процессе социализации, религия. Каждый из данных факторов имеет свое специфическое этнокультурное содержание и характер. Кроме того, на данный процесс существенное влияние оказывает актуальное состояние этноса, те процессы, которые происходят в нем в данный исторический момент и актуализируют значимость этноинтегрирующих и этнодифференцирующих признаков. Влияние данных факторов преломляется через сознание индивида и оформляется в виде некоторого образа себя, как представителя своей группы. Данный образ складывается из когнитивного компонента (кто я, кто мы, кто другие), эмоционального компонента (как я к этому отношусь) и поведенческого (как должно себя вести, будучи...).

Рис.1. Модель формирования этнического самосознания в процессе

онтогенеза

Согласно предложенной модели уровень интеллектуального, эмоционального и социального развития выступает фильтром, определяющим уровень ассимиляции социальной информации. Соответственно, чем больше объем и выше уровень осмысленности и критичности воспринимаемой информации, тем выше уровень осознанности и сформированности принятой этнической идентичности. Чем ниже уровень развития этих трех составляющих, тем более некритичный и диффузный характер носит этническая идентичность вплоть до ее полного отсутствия.

Проведенный анализ позволяет сделать определенные выводы.

Этническая идентичность это процесс сознательного объединения себя с другими представителями своей этнической группы, и отделения от представителей других групп на основании этнодифференцирующих признаков. Данный процесс опосредован эмоциональными и когнитивными механизмами и определяется интеллектуальным, эмоциональным и социальным развитием субъекта.

Этническая идентичность является ядром этнического самосознания, направленного на осмысление сути и содержания своей этнической культуры.

Использованные источники:

1.Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР. М.: Мысль, 1987. — 304 с.

2.Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса / Послесл. Н. Я. Бромлей. - 2-е, доп. - М. : Издательство ЛКИ, 2008. — 440 с.

3.Козлов В.И. Проблемы этнического самосознания и его место в теории этноса // Советская этнография. 1974. — 384 с.

4.Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. — 270 с.

5.Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: Питер, 1-е издание, 2003. — 720 с.

УДК 338.12

Чемпосов Д.И. студент

3 курс, «Финаносово-экономический институт» Научный руководитель: Хандакова О.П. Северо-Восточный Федеральный Университет

Россия, г. Якутск ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ САХА

ЯКУТИЯ

Аннотация: В данной статье раскрывается сущность малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) и даются рекомендации решения возникших проблем. Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время развитие малого и среднего предпринимательства является приоритетным направлением государственной политики.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательство, стратегия развития 2030, малое и среднее предпринимательство. PROSPECTS AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN THE REPUBLIC OF SAKHA

YAKUTIA

Annotation: This article reveals the essence of small and medium-sized business in the Republic of Sakha (Yakutia) and provides recommendations for solving emerging problems. The urgency is due to the fact that at present the development of small and medium-sized business is a priority direction of state policy.

Key words: small and medium business, entrepreneurship, development strategy 2030, small and medium business.

Малое и среднее предпринимательство в настоящее время активно развивается на территории всей Российской Федерации. Вопросы развития предпринимательства и создания благоприятных условий для малого и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.