Научная статья на тему 'Этническая идентичность тофаларов в начале XXI века'

Этническая идентичность тофаларов в начале XXI века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
122
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОФАЛАРЫ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА / TOFALARS / ETHNIC IDENTITY / MINORITY NATIVES OF THE NORTH / SIBERIA / AND THE FAR EAST

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бахтин Сергей Александрович

В данной работе, на основе полевых исследований автора, раскрыты вопросы этнической идентичности тофаларов на современном этапе. Выводы могут быть учтены при оптимизации национальной политики в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOFALAR ETHNIC IDENTITY IN THE EARLY 21st C

The author on the basis of his fieldwork reveals issues of ethnic identity of Tofalars at the present time. The results may be taken into account when optimizing ethnic policy in the region.

Текст научной работы на тему «Этническая идентичность тофаларов в начале XXI века»

conclusion that the functional meaning of the headdress is much wider and it is not restricted to the ethnic costume sphere.

Key words: traditional costume, headdress, rites and traditions, the Chuvash.

© 2010

С. А. Бахтин

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ТОФАЛАРОВ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

В данной работе, на основе полевых исследований автора, раскрыты вопросы этнической идентичности тофаларов на современном этапе. Выводы могут быть учтены при оптимизации национальной политики в регионе.

Ключевые слова: тофалары, этническая идентичность, коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Тофалары являются коренным малочисленным народом Севера, Сибири и Дальнего востока (по переписи 2002 г. их насчитывается 837 человека, а в районе компактного проживания, по данным нашего исследования, их численность составила 662 человека).

Вплоть до 30-х годов ХХ в. тофалары еще кочевали по Саянской горной тайге, создав в процессе своего исторического развития уникальную материальную и духовную культуру Саянских охотников-оленеводов, которая подверглась сильной модернизации после перехода на оседлость.

По сути дела, тофалары представляют сейчас один из старейших этносов Саян, но с измененным образом жизни, с создаваемой заново материальной, бытовой и духовной культурой, представляющей фактически симбиоз некоторых черт традиционной культуры и видов хозяйственной деятельности с новыми, русскими по происхождению1.

В этой связи изучение этнического самосознания тофаларов является весьма важным в научном и практическом отношениях.

Для проведения исследования был использован опросник, в который входили такие вопросы как: фамилия, имя, отчество, возраст, пол, национальность, родной язык, основной язык, степень владения языком, употребление языка в разных ситуациях, а также вопросы об этнической идентификации и о этнодифференциру-ющих и этноконсолидирующих факторах.

Исследование этнического самосознания тофаларов проходило в 20052007 гг. в населенных пунктах Алыгджер, Нерха и Верхняя Гутара (Нижнеудин-ский район Иркутской области). В общей сложности было опрошено 106 человек, что составляет 25 % от всего населения тофаларов в возрасте от 18 лет и старше. Исследование 2005 года было проведено при грантовой поддержке Красноярско-

1 Рассадин 2004, 216.

го государственного педагогического университетам им. В.П. Астафьева. Номер гранта 43-05-1/ФП. Исследование 2006-2007 гг. было проведено за счет своих средств.

В данной работе мы рассмотрим отдельные элементы этнического самосознания тофаларов, связанных с этнической идентичностью и этноязыковыми процессами.

Важной особенностью этнического самосознания тофаларов явился переход от тофаларского языка к русскому. Тофаларский язык признало родным лишь 10,2 % респондентов, на два родных языка (русский и тофаларский) указали 12,2 %, и на русский язык 77,6 % (табл. 1).

Таблица 1

РОДНОЙ ЯЗЫК ТОФАЛАРОВ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ (В %)

Возрастные группы Родной язык

Тофаларский Оба языка Русский

18-35 лет 3,8 0,0 96,2

Старше 35 лет 16,4 23,6 60

Все тофалары 10,2 12,2 77,6

В возрастной группе от 18 до 35 лет тофаларский язык признали родным всего лишь 3,8 % респондентов и в качестве родного языка указали на русский 96,2 %. Тофаларским языком в этой возрастной группе никто не владеет свободно, 1,9 % — указали, что владеют со значительными затруднениями, 15,4 % — понимают и 82,7 % — совершенно не владеют (табл. 2).

Таблица 2

СТЕПЕНЬ ВЛАДЕНИЯ ТОФАЛАРСКИМ ЯЗЫКОМ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ

ГРУППАХ (В %)

Степень владения языком Возрастные категории

Все тофалары 18-35 лет Старше 35 лет

Свободно 15,9 0,0 31,0

С некоторыми затруднениями 2,8 1,9 3,6

Со значительными затруднениями 6,5 0,0 12,7

Понимают, но не говорят 21,5 15,4 27,3

Не владеют 53,3 82,7 25,4

В возрастной группе старше 35 лет тофаларский язык признали родным 16,4 % респондентов, 23,6 % указали на два родных языка (русский и тофаларский), 60 % признали родным русский язык (табл. 1). Свободно владеют тофаларским языком 31 % респондентов, с некоторыми затруднениями 3,6 %, со значительными 12,7 %, 27,3 % только понимают, но не говорят и 25,4 % совсем не владеют (табл. 2).

Для обеих возрастных групп характерно, что никто не указал на тофаларский язык как основной разговорный. Лишь 2 % от всех респондентов указали русский и тофаларский, а 98 % говорят только на русском (табл. 3).

Таблица 3

РОДНОЙ И ОСНОВНОЙ РАЗГОВОРНЫЙ ЯЗЫК ТОФАЛАРОВ (В %)

Родной язык Основной разговорный язык

Тофаларский язык 10,2 0,0

Русский язык 77,6 2,0

Оба языка 12,2 98,0

Использование тофаларского языка происходит по данным респондентов в основном при общении с людьми старшего поколения, прежде всего с родителями. Стоит также отметить, что никто не указал на тофаларский язык как на единственный разговорный, его употребляют только наряду с русским.

Настоящее состояние и функционирование тофаларского языка обусловлено различными факторами; во-первых, это совместное проживание с русскими этносом, во-вторых, существенная установка на изучение русского языка как социально более желательного и необходимого; в-третьих, большое кол-во межнациональных браков (в смешанных семьях основным разговорным языком является русский). Процент смешанных браков на 2005 год составляет 43,1 % 2. Таким образом, можно с уверенностью утверждать о замене родного языка русским.

Важной особенностью этнического самосознания является проблема самоидентификации. На вопрос «Что, по Вашему мнению, должно быть главным при определении национальности человека», ответы были следующими: 34,6 % респондентов выбрали в качестве главного признака выбора национальной принадлежности национальность отца, 22,4 % — собственное желание, 18,7 % — национальность матери, 13,1 % — общее историческое прошлое, 10,3 % — место проживания. Из всех респондентов 53,3 % определили себя тофаларами по происхождению — т. е. по национальности одного из родителей (табл. 4).

Таблица 4

ПРИЗНАКИ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ТОФАЛАРОВ ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

(В %)

Признаки самоидентификации Возрастные группы

Все тофалары 18-35 лет Старше 35 лет

Общее историческое прошлое 14,1 11,6 14,5

Место проживания 10,3 7,7 12,7

По национальности матери 18,7 15,4 21,9

По национальности отца 34,6 40,4 29

Принятый в семье язык 0,9 1,9 0

Собственное желание 22,4 23,1 21,9

Такой показатель, как принятый в семье язык, отметили в качестве фактора самоидентификации лишь 0,9 % респондентов, что подтверждает наш вывод о замене родного языка русским. Следовательно, уход родного языка из быта тофала-ров не означает автоматической смены этнического самосознания.

2 Кривоногов 2008, 89.

Окончание табл. 4

В качестве важного эмпирического индикатора этнического самосознания тофаларов выступали и их представления об этноконсолидирующих и этнодиффе-ренцирующих признаках.

Таблица 5

ЭТНОКОНСОЛИДИРУЮЩИЕ и ЭТНОДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ (В %).

Признаки Показатели

Этноконсолидация Этнодифференциация

Все опрошенные 18-35 лет Старше 35 лет Все опрошенные 18-35 лет Старше 35 лет

Язык 29,9 25,0 34,5 23,4 21,1 25,4

Культура 6,5 7,7 5,4 2,8 3,8 1,8

Обряды, обычаи 9,3 9,6 9 10,3 11,5 9

Родная земля, природа 43,0 42,3 43,6 6,5 1,9 10,9

Черты характера, психология 2,8 1,9 3,6 13,1 11,5 14,5

Религия 0,9 1,9 0 6,5 9,6 3,6

Исторические судьбы, прошлое 1,9 3,8 0,0 4,7 5,8 3,6

Общая государственность 1,9 3,8 0 0 0 0

Внешний облик 2,8 3,8 1,8 19,6 23,1 16,4

Другое/Все общее 0,9 0,0 1,8 13,1 11,5 14,5

Всего: 100 100 100 100 100 100

Важнейшим этноконсолидирующим признаком для тофаларов является такое понятия как «родная земля», 43 % респондентов указали этот признак как важнейший, 29,9 % указали на родной язык, 9,3 % на обряды и обычаи. Остальные признаки называют реже. При сравнении показателей в возрастных группах различий не обнаружено (табл. 5).

Более активную позицию респонденты проявили при выделении этнодиф-ференцирующих факторов. Это подтверждает положение о том, что оппозиция «мы-они» имеет определяющее значение для самоидентификации этнической общности3.

По мнению Ю В. Бромлея, «... суждения о свойствах своего этноса неразрывно связаны с представлением о характерных чертах других этнических образований и их членов»4. Данный механизм самоидентификации применим и по отношению к тофаларам. Важнейшие этнодифференцирующие признаки выглядят

3 Кон 1971, 128.

4 Бромлей 1977, 177.

так: 23,4 % — родной язык, 19,6 % — внешний облик, 13,1 % черты характера, 10,3 % — обряды, обычаи. 13,1 % указали, что различий нет. В возрастных группах данные немного отличаются. В возрасте от 18 до 35 лет важнейшим признаком этнодифференциации стал внешний облик — 23,1 %, далее родной язык — 21,1 %. В возрастной группе старше 35 лет важнейшим признаком является родной язык — 25,4 %, далее внешний облик — 16,4 %. Так же высокое ранговое место имеет признак «родная земля», «природа» — 10,9 %.

Во многих исследованиях авторы доказывают, что национальный язык является главным этнодифференцирующим и этноконсолидирующим признаком. Национальный язык относится к категории признаков, определяющих национальные стандарты. Результаты нашего исследования во многом опровергают это утверждение, что подтверждает те тенденции, которые показаны нами выше, в части исследования состояния национального языка.

В случае выбора этнодифференцирующего признака в фокусе сознания респондентов возникают образы множества обезличенных национальностей. В таком случае респондент охватывает ряд национальностей, абстрагируясь от своей. Скорее всего, в такой ряд входят те национальности, с которыми происходит непосредственное взаимодействие и контакт. В нашем случае это прежде всего русские. При таком понимании становится ясным, почему в качестве важных эт-нодифференцирующих признаков были названы родной язык и внешний облик. Это проявляется в различии языковых семей: алтайской и индоевропейской и антропологическом различии рас европеоидной и монголоидной. Но можно предположить, что с большим числом межнациональных браков и незнанием родного языка молодежью в будущем эти признаки уйдут на второй план. Как, например, второе ранговое место признака «родной язык» в возрастной группе от 18 до 35 лет.

В случае процесса этноконсолидации в фокусе сознания респондентов доминирует положение своей нации, и все существенные признаки своей нации возводятся в ранг всеобщности, выступая при этом в роли общих этноконсолидиру-ющих признаков5. Исходя из такого положения, мы можем объяснить причину выбора главным этноконсолидирующим признаком тофаларов ответ «родная земля». Тофалария (Нижнеудинский район Иркутской области, а именно северные склоны Восточного Саяна) всегда была местом компактного проживания тофа-ларов, местом традиционного природопользования. Эта местность и по сей день является достаточно закрытой от внешнего мира. Добраться туда можно только воздушным транспортом или по зимнику. Но транспортное сообщение очень дорогое и нерегулярное. Такая замкнутость этого района и определила выбор тофа-ларов родной земли как главного этноконсолидирующего фактора.

Подводя итоги, можно указать на сохранение устойчивого этнического самосознания тофаларов, несмотря на такие факторы, как языковая ассимиляция и постепенная замена языкового компонента другими этнически различительными признаками, особенно в младшей возрастной группе.

5 Соколова 2003, 119.

ЛИТЕРАТУРА

Бромлей Ю. В. 1983: Очерки теории этноса. М.

Кон И. С. 1971: К проблеме национального характера // История и психология. 122158.

Кривоногов В. П. 2008: Тофалары: три шага в будущее. Красноярск.

Крысько В. Г. 2004: Этническая психология. М.

Поршнев Б. Ф. 1966: Социальная психология и история. М.

Рассадин И. В. 2004: Хозяйство, быт и культура Тофаларов: дисс. ... канд. ист. наук. Улан-Удэ.

Соколова Ю. В. 2003: Национально-психологические особенности представителей чукотского этноса: дисс. ... канд. психол. наук. М.

TOFALAR ETHNIC IDENTITY IN THE EARLY 21st C. S.A. Bakhtin

The author on the basis of his fieldwork reveals issues of ethnic identity of Tofalars at the present time. The results may be taken into account when optimizing ethnic policy in the region.

Key words: Tofalars, ethnic identity, minority natives of the North, Siberia, and the Far East.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.