УДК 159.922.4-053.6
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОДРОСТКОВ ИЗ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ СЕМЕЙ
Спирина Татьяна Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии образования Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)
В статье рассматривается специфика этнической идентичности подростков из межэтнических семей. Проводится анализ трансформаций этнической идентичности по типу гипоидентичности и гиперидентичности. В работе представлены результаты эмпирического исследования этнической идентичности подростков из моно- и межэтнических семей.
Ключевые слова: идентичность, этническая идентичность, межэтническая семья, моноэтническая семья, трансформации этнической идентичности, гиперидентичность, гипоидентичность.
ETHNIC IDENTITY OF TEENAGERS FROM INTERETHNIC FAMILIES
Spirina Tatiana Alexandrovna,
Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of the Pedagogy and Psychology ofEducation Department
Katanov Khakass State University (Abakan)
The article discusses the specifics of the ethnic identity of teenagers from interethnic families. The analysis of transformations of ethnic identity by the type of hypo-identity and hyper-identity is carried out. The paper presents the results of an empirical study of the ethnic identity of teenagers from mono- and interethnic families.
Key words: identity, ethnic identity, interethnic family, monoethnic family, transformations of ethnic identity, hy-peridentity, hypoidentity.
Характерной особенностью российского общества является этнокультурное и религиозное многообразие. В этих условиях формирование позитивной этнической идентичности является важным условием сохранения гармоничных межэтнических отношений, мира и согласия между народами. Проблема этнической идентичности достаточно широко представлена в современных научных трудах. Вместе с тем требуют дальнейшего изучения вопросы этнической идентичности детей в национально-смешанных семьях.
Исходным для понимания этнической идентичности является термин «идентичность», введенный Э. Эриксоном. Согласно Эриксону, идентичность - это поиск своего «Я», процесс осознания самого себя и своего места в социуме, продолжающийся всю жизнь [1]. Это сложное личностное, многоуровневое образование, каждый из трёх взаимосвязанных уровней которого отражает уровни анализа человека - как индивида, как личности и как члена социальных групп.
Этническая идентичность представляет собой один из видов социальной идентичности, отражающей (по Эриксону) чувство принадлежности индивида к некоей социальной группе, её идеалам, нормам, правилам; это те характеристики, согласно которым индивид делит мир на похожих и не похожих на себя [1].
Вслед за Е. П. Белинской и Т. Г. Стефаненко мы рассматриваем этническую идентичность как результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, переживания своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других [2]. Г. У. Солдатова подчёркивает, что этническая идентичность связана с языком, традициями и историей народа, формируется в условиях конкретной культуры и является при этом относительно самостоятельным конструктом, результатом самоопределения индивида, признания своей принадлежности к определённой этнической группе [3].
Другое близкое понятие - этничность -определяет этническую принадлежность инди-
вида по признакам единого происхождения, уклада жизни, территориальной общности, языка и культуры. Однако, в отличие от эт-ничности, этническая идентичность характеризуется активным, сознательным и самостоятельным выбором самого индивида.
Ж. Пиаже выделяет три этапа формирования этничности. На первом этапе (6-7 лет) у детей формируются отдельные разрозненные знания о своем этносе. Второй этап (8-9 лет) характеризуется более полными сведениями о своей этнической группе, осознанием этнической принадлежности родителей. Формирование этнической идентичности в полном объёме происходит в подростковом возрасте (1011 лет), когда у детей актуализируется потребность в личностной идентификации, а также в осознании своей этнической принадлежности [4].
В современном многокультурном обществе особое значение имеет позитивная этническая идентичность, в которой сочетается положительное отношение к своей этнической группе с подобным отношением и к другим этносам, способностью позитивно воспринимать различные культуры, выстраивать с ними конструктивные взаимоотношения [3]. Вместе с тем, по мнению Г. У. Солдатовой, этническая идентичность является динамичным образованием, в процессе её формирования возможны изменения относительно нормы. Трансформации этнической идентичности по типу гипои-дентичности выражаются в неактуальности этничности либо в негативном отношении к ней. Трансформации этнического самосознания по типу гиперидентичности означают усиление деструктивности в межэтнических отношениях, проявление различных форм этнической нетерпимости [3].
Особая ситуация с формированием этнической идентичности складывается в межэтнических семьях, когда ребёнок растёт в поликультурной среде, взаимодействует с представителями различных этносов. Типы этнической
идентичности в национально-смешанных семьях варьируются от этнонигилигма до гиперболизированных деструктивных форм. Возможно и формирование маргинальной этнической идентичности, когда индивид не определился со своей этнической идентичностью, колеблется между двумя культурами. Маргинальное поведение часто связано с внутриличностным конфликтом, отчуждением, может включать различные формы проявления агрессии по отношению к другим этническим группам [5].
Если ребёнок идентифицирует себя с обеими группами, формируется биэтническая идентичность. Люди с биэтнической идентичностью характеризуются культурными чертами обеих этнических групп, они одинаково осознают свою принадлежность к ним. Как показало исследование Т. Г. Стефаненко, казахи-билингвы идентифицировали себя как с казахским этносом, так и с русским этносом в равной степени. Они выявили у себя черты типичного казаха наряду с типичными чертами русского человека. Чуть больше половины из них (58,8 %) даже признали, что по характеру они больше похожи на русских. Результаты данного исследования продемонстрировали отсутствие у них «казахского» внутригруппо-вого фаворитизма и негативных установок относительно русского этноса [6].
По данным исследования подростков из русско-якутских семей, у них были выявлены высокие показатели этнической идентичности по типу гипоидентичности (этническая индифферентность и невысокая значимость этнической идентичности) [7].
Подобные результаты были получены нами в ходе пилотажного исследования этнической идентичности подростков из моноэтничных (русских) и полиэтничных (русско-хакасских) семей - всего 30 подростков. Были использованы следующие диагностические методики: опросник Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова «Типы этнической идентичности»; шкальный
опросник О. Л. Романовой для исследования этнической идентичности личности детей и подростков; методика М. Куна, Т. Макпартлен-да «Кто я?» (модификация Т. В. Румянцевой).
Опросник «Типы этнической идентичности» (Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова) позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации. Опросник содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам этнической идентичности: этнонигилизм -отход от собственной этнической группы; этническая индифферентность - размывание этнической идентичности, выраженное в неопределённости этнической принадлежности; норма (позитивная этническая идентичность) -сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам [8].
Усиление деструктивности в межэтнических отношениях обусловлено трансформациями этнического самосознания по типу гиперидентичности, которая соответствует в опроснике трём шкалам: этноэгоизм - данный тип идентичности может выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта «мой народ», но может предполагать, например, напряжённость и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за «чужой» счет; этноизоляционизм -убеждённость в превосходстве своего народа, признание необходимости «очищения» национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия; этнофанатизм - готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических «чисток», отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признания приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдания любых жертв в борьбе за благополучие своего народа [8].
Результаты исследования по методике Г. У. Солдатовой показали, что у большинства подростков из обеих групп преобладает позитивная этническая идентичность по типу нормы; у 40 % подростков из национально-смешанных семей выявлена размытость этнической идентичности, которая выражается в неопределённости этнической принадлежности, неактуальности этничности. Для 26,7 % характерна этническая индифферентность, т. е. стремление отходить от собственной этнической группы в поисках устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию, что превышает результаты, продемонстрированные подростками из моноэтничных семей - соответственно 30 % и 19,6 %.
Тест М. Куна, Т. Макпартленда «Кто я?» позволяет изучить содержательные характеристики идентичности личности, т. е. собственное восприятие человеком самого себя, образ «Я» или Я-концепцию. Респондент должен в ограниченное время дать 20 характеристик самого себя, ответив на вопрос «Кто я?». Отсутствие в самоописании той или иной характеристики может свидетельствовать о сложностях в самоидентификации, кризисе идентичности. Считается, что характеристики, которые опрашиваемый вносит в начале списка, наиболее актуализированы в его сознании, являются для него наиболее значимыми [9].
Результаты диагностики детей по тесту М. Куна показали, что почти половина подростков из русско-хакасских семей указали этническую принадлежность, при этом 40 % из них идентифицировали себя с двумя этническими группами - русскими и хакасами. 20 % подростков вынесли эту характеристику на второе место; 25 % - на третье место; 5 % опрошенных - на последнее место.
Среди подростков из моноэтничных семей 62 % указали свою этническую принадлежность. На первое место поставили эту характеристику 15 % респондентов, на второе место -18 %; 19 % поставили свою этническую при-
надлежность на третье место и 10 % - на последнее место. Полученные результаты свидетельствуют о более высокой значимости этнической принадлежности для детей из моноэтнических (русских) семей.
Шкальный опросник О. Л. Романовой позволил выявить групповые тенденции этнической идентичности опрашиваемых [5]. Было установлено, что для подростков из русско-хакасских семей характерны достаточно высокие показатели по шкалам значимости национальности (46,7 %) и взаимоотношений этнического большинства и меньшинства (40 %). Это означает, что они придают особое значение национальности в общении, в дружбе, при создании семьи, в любых межнациональных контактах. Настораживающе выглядят низкие результаты по шкале использования того или иного языка - лишь 20 % респондентов считают важным знание и изучение родного языка.
Более высокие результаты были получены при обследовании детей из моноэтничных семей: для 63 % высокой значимостью обладают национальность и взаимоотношения этнического большинства и меньшинства; 79 % отметили высокую значимость чувства принадлежности к своей этнической группе; более низкие показатели - по шкале использования того или иного языка - 46,7 %.
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы.
Для подростков из национально-смешанных (русско-хакасских) семей свойственна трансформация этнической идентичности по типу гипоидентичности, т. е. невысокая значимость, слабая выраженность идентичности
по сравнению с подростками из моноэтничных (русских) семей.
Место этнической идентичности в концепции Я: характеристике этничности подростками из хакасско-русских семей присваивается более низкий ранг, чем подростками из русских семей, что свидетельствует о неактуальности собственной этничности у детей из межэтнических семей. Почти половина подростков из межэтнических семей осознают себя как члены двух этнических групп. В плане межэтнического взаимодействия, знания языка этническая идентичность подростков из межэтнических семей характеризуется невысокой значимостью.
Таким образом, этническая идентичность подростков из межэтнических семей является недостаточно сформированной и актуализированной по сравнению с подростками из моноэтничных семей. Возможно, это связано со сложностями либо кризисом этнической самоидентификации. Следует отметить, что данные результаты являются предварительными. Для получения более объективных данных необходимо проведение исследования на более широкой выборке, а также привлечение дополнительного диагностического инструментария. Вместе с тем полученные результаты могут быть полезны для педагогов и педагогов-психологов общеобразовательной школы в решении задач формирования целостной личности, обладающей устойчивой позитивной этнической идентич-ностью и в то же время способной к конструктивному взаимодействию с другими этносами.
Библиографический список
1. Эриксон Э. Г. Идентичность: юность и кризис. М.: «Прогресс», 1996. 339 с.
2. Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. 208 с.
3. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряжённости: монография. М.: «Смысл», 1998. 386 с.
4. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2004. 192 с.
5. Эм Е. А. Позитивная этническая идентичность как основа этнической толерантности // Этнопедагогическая культура в современном образовательном пространстве. 2013. № 7. С. 225-231.
6. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2006. 386 с.
7. Ким К. В. Особенности этнической идентичности индивидов из межэтнических семей // Вестник СПбГУ. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2008. С. 259-263.
8. Солдатова Г. У., Рыжова С. В. Типы этнической идентичности. URL: https://s82adbb5b15798c69.jimcontent.com/ download/version/1477818902/module/13416220834/name/%D1%82%D0%B8%D0%BF%D1%8B%20%D1%8D%D1%82%D0 %BD%D0%BE%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82% D0%B8.pdf (дата обращения: 12.10.2023).
9. Тест М. Куна, Т. Макпартленда «Кто я?». URL: https://psylab.info/%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82_%D0%9A% D1%83%D0%BD%D0%B0_%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4% D0%B0 (дата обращения: 12.10.2023).
© Спирина Т. А., 2023
УДК 159.923.2-057.875:316.354.4
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ У СТУДЕНТОВ, ВОВЛЕЧЁННЫХ В ВОЛОНТЁРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Япарова Ольга Георгиевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)
Статья посвящена исследованию социально-психологической зрелости студентов, вовлечённых в волонтёрскую деятельность. Социально-психологическая зрелость рассматривается как способность личности брать ответственность не только за себя, но и за других, обладая такими качествами, как ответственность, терпимость, саморазвитие и позитивное мышление. Волонтёрская деятельность — это безвозмездная деятельность, направленная на пользу людей (как отдельных личностей, так и групп) или на защиту окружающей среды. Результаты исследования показали, что у студентов, вовлечённых в волонтёрскую деятельность, жизненные установки направлены на помощь другим. Они оптимистичны, не поддаются унынию и видят хорошее в любой ситуации. Их направленность на реализацию своих возможностей, открытость миру доказывает социально-психологическую зрелость в сопоставлении со студентами, не вовлечёнными в волонтёрскую деятельность.
Ключевые слова: студенты, волонтёрская деятельность, социально-психологическая зрелость, позитивное мышление, терпимость, саморазвитие.
FEATURES OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL MATURITY IN STUDENTS INVOLVED
IN VOLUNTEER ACTIVITIES
Yaparova Olga Georgievna,
Ph.D. in Psychology, Associate Professor of the Pedagogy and Psychology of Education Department Katanov Khakass State University (Abakan)
The article is devoted to the study of the social and psychological maturity of students involved in volunteer activities. Social and psychological maturity is considered as the ability of an individual to take responsibility not only for himself, but also for others, possessing such qualities as responsibility, tolerance, self-development and positive thinking. Volunteering is a free activity aimed at benefiting people (both individuals and groups) or protecting the environment. The results of the study showed that students involved in volunteer activities have life attitudes aimed at helping others. They are optimistic, do not give in to despondency and see the good in any situation. Their focus on realizing their capabilities and openness to the world proves their social and psychological maturity in comparison with students who are not involved in volunteer activities.
Key words: students, volunteer activities, social and psychological maturity, positive thinking, tolerance, self-development.