Научная статья на тему 'Этническая идентичность молодых новосибирцев: результаты социологического интервьюирования'

Этническая идентичность молодых новосибирцев: результаты социологического интервьюирования Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этническая идентичность / опыт переживания этничности / валентность этнической идентичности / определенность этнической идентичности / ethnic identity / experience of ethnicity / valence of ethnic identity / certainty of ethnic identity

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Персидская Ольга Алексеевна

Приведены результаты социологического исследования, посвященного этнической идентичности. Раскрыты особенности методики, представляющей этническую идентичность через сочетание показателей валентности и определенности. Показано, что у разных людей она может иметь различающиеся формы в зависимости от того, насколько глубоким у них был опыт переживания этничности. Описаны три формы этнической идентичности – выраженная, номинальная и дистанцированная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic identity of young Novosibirsk residents: results of sociological interviewing

The results of a sociological study on ethnic identity are presented. The features of the methodology that represents ethnic identity through a combination of indicators of valence and certainty are revealed. It is shown that for different people it can have different forms depending on how deep their experience of ethnicity was. Three forms of ethnic identity are described – expressed, nominal and distanced.

Текст научной работы на тему «Этническая идентичность молодых новосибирцев: результаты социологического интервьюирования»

Научная статья УДК 316

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-153-157

Этническая идентичность молодых новосибирцев: результаты социологического

интервьюирования

Ольга Алексеевна Персидская

Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, Россия, olga alekseevna@mail.ru

Аннотация. Приведены результаты социологического исследования, посвященного этнической идентичности. Раскрыты особенности методики, представляющей этническую идентичность через сочетание показателей валентности и определенности. Показано, что у разных людей она может иметь различающиеся формы в зависимости от того, насколько глубоким у них был опыт переживания этничности. Описаны три формы этнической идентичности - выраженная, номинальная и дистанцированная.

Ключевые слова: этническая идентичность, опыт переживания этничности, валентность этнической идентичности, определенность этнической идентичности.

Original article

Ethnic identity of young Novosibirsk residents: results of sociological interviewing Olga A. Persidskaya

Institute of Philosophy and Law SB RAS, Novosibirsk, Russia, olga alekseevna@mail.ru

Abstract. The results of a sociological study on ethnic identity are presented. The features of the methodology that represents ethnic identity through a combination of indicators of valence and certainty are revealed. It is shown that for different people it can have different forms depending on how deep their experience of ethnicity was. Three forms of ethnic identity are described -expressed, nominal and distanced.

Keywords: ethnic identity, experience of ethnicity, valence of ethnic identity, certainty of ethnic identity.

Как и большинство направлений социально-гуманитарных наук, направление, связанное с исследованием этнической идентичности, нельзя назвать полным и завершенным, несмотря на то, что свой значимый вклад в него внесли социальные психологи (см., например, работы Г. У. Солдатовой [1998], М. Веркуйтена [Verkuyten, 2005], Дж. Финни [Phinney, Ong, 2007], Т. Г. Стефаненко [2009], Н. М. Лебедевой [2015]) и социологи (например, Ю. В. Арутюнян [1990], Л. М. Дробижева [1994], В. А. Тишков [2003], К. Чандра [Constructivist Theories..., 2012], А. Виммер [Wimmer, 2013]) и многие другие авторы.

Доклад посвящен результатам социологического исследования 2021 года, которое открывает свое видение этнической идентичности. Исследование было проведено в форме интервью с новосибирцами в возрасте от 14 до 19 лет (всего было взято 23 интервью, 12 у девушек и 11 у юношей). В основе анализа данных лежит авторская методика, восходящая к идее, что этническая идентичность содержит в себе кроме осознаваемого глубокий

неосознаваемый уровень, на котором проявляется слитность человека и мира (в данном случае - человека и его народа) [Асмолов, 1996; Солдатова, 2009]. Чтобы приблизиться к этому уровню, была разработана методика, акцентирующая разные состояния определенности и валентности этнической идентичности.

Если говорить кратко, то и валентность, и определенность часто используются в исследованиях этнической идентичности. В рассматриваемом исследовании определенность является комплексным показателем, объединяющим (1) субъективное осознание индивидом себя как представителя этнической общности с (2) его уровнем осведомленности о своей этнической культуре. Определенность имеет отношение к когнитивной составляющей этнической идентичности. Валентность характеризует оценку индивидом чувств, связанных с отношением к собственной этнической идентичности и своей этнической группе и относится к эмоциональной составляющей. Однако чаще всего в исследованиях валентность и определенность используются как методически не связанные категории. В представляемой методике они не только связаны, но дополняют друг друга, создавая двумерную систему координат (см. рис. 1).

Рис. 1. Двумерная система координат для отображения разных сочетаний определенности и валентности этнической идентичности у информанта

Сочетание когнитивной и эмоциональной составляющих позволяет получить представление о характеристиках переживания этнического опыта (переживание мы рассматриваем в духе школы культурно-исторической психологии как «внутренне отношение... к тому или иному моменту действительности» [Выготский, 1984, с. 382]), то есть приблизиться к пониманию того, когда слитность человека и мира в этническом переживании происходит, а когда - нет. Теоретически методика позволяет зафиксировать девять различающихся форм этнической идентичности, то есть закрывает все возможные положения, в которых определенность и валентность могут находиться относительно друг друга (подробнее о методике см. [Персидская, 2021]). Однако очевидно, что не все из этих форм жизнеспособны и могут быть обнаружены на практике. Анализ серии интервью позволил выявить три формы этнической идентичности и показать их наполнение, связанное с личностным переживанием этнического опыта (см. рис. 2).

Рис. 2. Распределение информантов в соответствии с показателями определенности и валентности этнической идентичности

1. Положительные значения валентности и определенности этнической идентичности были зафиксированы у молодых людей, которые уверенно назвали свою этническую принадлежность, привели разнообразные сведения о своем народе, а также высказались о наличии у них теплых чувств к нему. Отличительным признаком здесь является обладание опытом личностного вовлечения в этнически маркированные события (исполнение традиционных практик, отмечание народных праздников и пр.), рефлексия о культуре и историческом пути своего народа. Примечательно, что в данную группу попали практически все случаи, когда интервьюируемый рос в иноэтничной среде, где получил экзистенциальный опыт этнической отличительности. Данную форму этнической идентичности мы назвали выраженной, в нее вошло 6 человек.

2. У пятерых информантов нулевая определенность сочеталась с положительной валентностью, это означает, что они знают о своей этнической принадлежности, но испытывают затруднения с тем, чтобы определить, что для них означает быть ее носителем. Однако при этом у них ярко выражены положительные чувства по отношению к своему народу, ощущение общности с ним. Примечательно, что знания о своей этнической группе стереотипны, поверхностны, опыт личностного переживания этничности практически отсутствует. Так как недостаток этого опыта компенсируется у представителей этой группы некоторой декларативностью и поверхностностью формулировок о ней, эта группа была определена как группа с номинальной этнической идентичностью. Здесь особенно важно подчеркнуть, что при четкой собственной идентификации со своим народом, и, более того, наличии положительного чувства по отношению к нему, этническая идентичность практически не имеет под собой базы личностного опыта ее переживания.

3. Самой многочисленной - 11 человек - оказалась группа с нейтральными (нулевыми) показателями определенности и валентности этнической идентичности. Эти люди идентифицировали себя с точки зрения собственной этнической принадлежности (хотя часть информантов - не сразу), но затруднились с тем, чтобы конкретизировать то, что они знают о своей этнической группе (нейтральная определенность). При этом информанты признавались, что не ощущают общности со своей этнической группой (нейтральная валентность). Для них в основном характерно отрицание значимости этнических отличий и акцентирование приоритета общечеловеческих ценностей, а для некоторых - даже противопоставление этнического и общечеловеческого как противоположных оснований жизни. Ключевой особенностью этой группы информантов является уход от темы

этничности, выраженный в некотором обесценивании знаний и чувств, связанных с темой народа и их самих как его части. Учитывая желание информантов оставаться на расстоянии от темы этничности, форма идентичности этой группы была названа дистанцированной.

Проведенное исследование является пилотным и делать на его основе широкие выводы о состоянии этнической идентичности современной молодежи, конечно, не представляется возможным. Тем не менее, оно показало перспективность методики представления этнической идентичности как формы, составленной разными состояниями валентности и определенности этнической идентичности. По-видимому, устоявшееся в академической литературе отождествление процесса этнической идентификации со шкалой, направленной от нулевого состояния (идентичность не сформирована) к положительному полюсу (идентичность сформирована и выражена), должно быть пересмотрено. Результаты исследования позволяют заключить, что частью людей этническая принадлежность может осознаваться, однако не быть подкрепленной личностным опытом переживания этничности, то есть в некотором смысле остается пустой категорией психики. Здесь можно говорить о номинальной этнической идентичности. Для кого-то проще уходить от этнической категоризации, не включать это измерение в систему собственных классификаций - так ведут себя люди с дистанцированной этнической идентичностью. И только для некоторых, у кого сочетаются положительная определенность и валентность, этническая идентичность выражена в наиболее полной форме. Это говорит о том, что именно личностное вовлечение позволяет обрести наиболее глубокое осознание собственной этнической идентичности; в этом смысле находит свое подкрепление тезис, что этничности нельзя научиться по учебникам или освоить в теоретических курсах, в наиболее полном виде ее можно присвоить только через опыт переживания.

Список источников

1. Арутюнян Ю. В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социологические исследования. 1990. № 7. С. 42-49.

2. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва; Воронеж, 1996.

3. Выготский Л. С. Кризис семи лет // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 376-385.

4. Дробижева Л. М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе: основные подходы к изучению // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х гг. М., 1994. С. 1647.

5. Лебедева Н. М. Этнопсихология. Москва, 2015.

6. Персидская О. А. Формы этнической идентичности и стратегии межэтнической интеграции юношества в городском сообществе. Анализ результатов исследования // Respublica Literaria. Т. 2, № 3. С. 85-103. DOI: 10.47850/RL.2021.85-103.

7. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. Москва, 1998.

8. Стефаненко Т. Г. Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2009. № 2. С. 3-17.

9. Тишков В. А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003.

10. Constructivist Theories of Ethnic Politics. Chandra, K. (ed.). Oxford, Oxford University Press, 2012.

11. Phinney J.S., Ong A.D. Conceptualization and measurement of ethnic identity: Current status and future directions // Journal of Counseling Psychology. No. 54. Pp. 271-281. DOI: 10.1037/0022-0167.54.3.271.

12. Verkuyten M. The social psychology of ethnic identity. Hove, NY, 2005.

13. Wimmer A. Ethnic Boundary Making: Institutions, Power, Networks. Oxford (New York), Oxford University Press, 2013.

Информация об авторе:

О. А. Персидская, младший научный сотрудник отдела социальных и правовых исследований Института философии и права СО РАН. Information about the authors:

O. A. Persidskaya, junior researcher at the Department of Social and Legal Research, Institute of Philosophy and Law SB RAS.

Научная статья УДК 947(471.326)

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-157-159

Политические репрессии как предмет научного исследования Юрий Александрович Петрушин

Иркутский государственный университет путей сообщения, Иркутск, Россия, yurypetrushin@mail.ru

Аннотация. В статье проведен обзор научного исследования, посвященного проблеме политических репрессий в Тувинской Народной Республике периода существования независимого государства (1921-1944 гг.). Авторами рассмотрены предпосылки, ход и последствия политических чисток в молодом государстве, выясняя как политика и практика Советского государства перешли в Туву.

Ключевые слова: Советский Союз, Тувинская Народная Республика, исследование, политические процессы, репрессии, сталинизм, «большой террор».

Original article

Political repression as a subject of scientific research

Yuri A. Petrushin

Irkutsk State Transport University, Irkutsk, Russia, yurypetrushin@mail.ru

Abstact. The article provides an overview of scientific research devoted to the problem of political repression in the Tuvan People's Republic during the existence of an independent state (1921-1944). The authors examined the prerequisites, course and consequences of political purges in the young state, finding out how the policies and practices of the Soviet state transferred to Tuva.

Keywords: Soviet Union, Tuvan People's Republic, research, political processes, repression, Stalinism, «Great Terror».

В 2022 году в Новосибирске, в издательстве Наука вышла монография известных историков Республики Тыва доктора исторических наук, профессора З. Ю. Доржу и кандидата исторических наук О. Ю. Иргит «Политические репрессии в Тувинской Народной Республике (1921-1944 гг.)». Прошедший год с не большим, после выхода монографии позволил научной общественности подробно ознакомиться с этой работой, высказать свое мнение об этом содержательном исследовании.

Авторы монографии доктор исторических наук, профессор, зав.кафедрой отечественной истории Тувинского государственного университета, Заслуженный деятель науки Республики Тыва, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Почетный работник науки и высоких технологий РФ З.Ю. Доржу и кандидат исторических наук, научный сотрудник Института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва О.Ю Иргит являются специалистами высокой квалификации по этой проблематике. Рецензенты кандидат исторических наук,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.