Научная статья на тему 'Этническая идентичность как специфическая форма социального бытия'

Этническая идентичность как специфическая форма социального бытия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
277
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Данакари Р. А.

В статье рассматриваются наиболее общие и актуальные проблемы этнического бытия общества. В центре внимания автора также специфика современных идентичностей, в частности, вопросы этнической идентификации личности, которые, несмотря на все социальные катаклизмы, потрясения, на всю жизнь остаются с человеком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этническая идентичность как специфическая форма социального бытия»

ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 111.2

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ

Р.А. Данакари

ФГОУ ВПО Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

В статье рассматриваются наиболее общие и актуальные проблемы этнического бытия общества. В центре внимания автора также специфика современных идентичностей, в частности, вопросы этнической идентификации личности, которые, несмотря на все социальные катаклизмы, потрясения, на всю жизнь остаются с человеком.

За последние десятилетия, в результате радикальной трансформации общества, произошла смена как социальной системы, идеологии, ценностей, так и различных форм идентичностей. Естественно, что по своей природе каждый человек, живущий в определённую историческую эпоху и в каждом конкретном месте, отождествляет себя с определённым сообществом, социальной группой, т.е. стремится идентифицировать себя. По-видимому, причины идентификации скрываются в глубинах сознания индивида, который стремится жить не в абстрактном времени, пространстве и месте, а полагает границы и рамки, в которых воспринимает себя как адекватного представителя группы или сообщества.

В настоящее время существуют различные точки зрения на проблему идентификации человека. Однако большинство учёных признают, что ни общество, ни личность не могут существовать без стратификации, различия статусов, ролей, разделения на идентичности. В современном мире существуют различные типы идентичностей: социальная, культурная,

этническая и другие. В настоящее время наиболее важный и значимый характер приобрела этническая идентификация. Несмотря на то, что этнос и нации представляют собой ограниченные сообщества, они вышли на новый качественный уровень и заняли одно из главных мест в обществе.

В истории человеческого общества этническая идентичность долгое время не занимала какого-либо значительного места. Наоборот, основное внимание ещё с эпохи Античности ученые уделяли социальным, классовым, расовым различиям. В индустриальную эпоху произошла радикальная переоценка системы ценностей, этнические и национальные принципы стали ведущими. Этнос, нация и национализм стали важнейшими факторами современной реальности, универсальной формой легитимности и идентичности в жизни общества.

Процессы этничности и этнификации в современном мире представляют собой одну из самых серьёзных проблем. В XX веке человечество стало свидетелем многочисленных этнических конфликтов и войн. Интернационализация и процессы глобализации в современную эпоху не только не предотвратили межнациональные конфликты, наоборот, резко обострили противоречия между представителями различных этнических групп. Одновременно этнические и национальные конфликты стали результатом противостояния глобальным экономическим и политическим тенденциям стандартизации, унификации, «омассовления» и «обезличивания» культуры.

За последние десятилетия этнические конфликты и войны приобрели затяжной характер, а дискриминация на национальной почве во многих регионах мира приобретает всё более отчётливый характер. Все они

демонстрируют возрастание роли, значения и влияния этнического и

национального фактора социального бытия. Во многих странах эти процессы используются этнократической элитой для достижения и реализации своих политических, экономических, религиозных целей.

Конечно, невиданное для современности возрождение не только

этничности, но и национализма имеет свои глубокие социальные и исторические корни. Во второй половине XX века рост национально-освободительного движения в различных частях земного шара привел к окончательному разрушению колониальной системы. Актуализация национальных проблем способствовала появлению многочисленных исследовательских работ, анализирующих феномен этничности. Внимание ученых привлекли также вопросы, связанные с национальными движениями и идеологией расизма.

В эпоху перестройки в СССР и российских реформ социальная

трансформация значительно изменила сущность и природу этничности.

Национальные движения переросли в националистические, а «этническое возрождение» привело к нарастанию межнациональных противоречий, конфликтов и войн. Хотя появилось огромное количество работ, посвященных этничности и национализму, значительного прорыва в исследованиях не произошло. Одна из главных причин - это отсутствие глубоких философских работ по этносу, этнической онтологии, по изучению проблем человека этнического в условиях модернизации и постмодерна. Во-вторых, раздробленность наук об этносе, полярность позиций ученых, разнообразие подходов мешают исследованию субстанциональных, онтологических оснований этничности и национализма.

Несмотря на то, что в нашей стране совсем недавно появились этнология, этносоциология, этнополитология, этнопсихология, каждая из них выступает с претензией на приоритетность, что препятствует формированию целостной и системной этнологической теории. Все направления и концепции с различных позиций, аспектов, сторон стремятся объяснить этническую реальность. Очевидно, что только философия, имеющая богатые традиции и огромный арсенал методов, подходов и принципов, способна синтезировать все знание и создать объективную интегральную этнологическую парадигму и теорию национализма.

В современной российской и западной социально-гуманитарной науке существует множество моделей теории этноса и наций. Наиболее известными являются теории Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, В.А. Тишкова, Э. Геллнера, Б. Андерсона, Э. Смита. Однако многие подходы носят односторонний характер. Прекрасно объясняя отдельные, конкретные аспекты этнических и национальных проблем, они совершенно не затрагивают другие формы их проявления и существования. Политизация проблемы и игнорирование философских оснований оставляет на периферии не только субстанциональные основания, но и значимые, глубинные социокультурные факторы.

Все это заставляет заново размышлять над сущностью этноса и нации, природой возрастания этничности и проявлениями национализма, сомневаться в возможности сформировать универсальную теорию. К числу достаточно дискуссионных и требующих исследований относится идеология этнической идентичности и вопросы культурного национализма. Словом, вся указанная область настолько разделена фундаментальными разногласиями и противоречиями, расколота полярными, конкурирующими подходами, что создание интегральной концепции в обозримом будущем представляется нереалистичным, а вся проблема - определенным фантомом, миражом.

Однако этнические и национальные проблемы существуют объективно, манифестируют себя в реальной действительности, их демаркация

представляет собой закономерный процесс. Наверное, в настоящее время создание интегральной теории в своей полноте является недостижимым идеалом, но она необходима хоть в каком-то редуцированном и далеко не всеохватывающем плане. Она нужна по политическим, социокультурным и интеллектуальным причинам, потому что без нее трудно понять и объяснить основные взаимосвязи между различными этническими и национальными признаками, аспектами, свойствами, измерениями и процессами такой сложной, противоречивой и разветвленной системы, определить специфику идентичности, а также векторы, альтернативы, перспективы всей глобальной социальной и этнической эволюции.

Для современной социально-философской мысли этническая идентичность как специфическая форма социального бытия может быть познана в рамках выявления основного содержания понятий «этнос» и «нация». В настоящее время существуют следующие парадигмы в области исследования указанных феноменов: во-первых, субстанционалистская,

которая рассматривает этнос и нацию как объективно существующие данности, обладающие природно-биологическими и социокультурными признаками и свойствами; во-вторых, инструменталистская теория, которая считает этнос и нацию особым социальным институтом, используемым для достижения различных политических целей; в третьих, конструктивистская и постмодернистская парадигма. В них они воспринимаются как сконструированные социальные артефакты и эфемерные образования, специфические конструкции, не имеющие реальных исторических и культурных корней.

Знакомство с историей любого конкретного народа показывает, что он (народ) обладает исторически сформировавшейся, системой чувственных, рациональных, иррациональных свойств и способов восприятия мира и форм реакции на него, мировоззренческих установок, духовно-нравственных ценностей, характерных для данной этнической общности. Основные признаки этнической идентичности возникают уже с детства, когда каждый индивид в субъективном психологическом плане начинает осознавать свою принадлежность к родной общности, начинается противопоставление «мы» -«они». Через некоторое время вместе с процессами социализации эти представления углубляются и расширяются. Начинается более четкое понимание различий, появляется желание и необходимость самоопределиться, обособиться и осознать свою «самость». У каждого этноса исторически складывается свой язык, мир символов и мифов, комплекс психических ощущений, восприятия и представлений. Духовный и психический мир совместно, сливаясь воедино, формирует ту историческую память народа, которая в процессе социализации и коммуникаций ценностей и норм, образцов поведения позволяет воспроизводить особенности национальный жизни, социального бытия.

Этническая идентичность - это результат восприятия от прежних поколений, сформированная на основе объективной и субъективной реальности совокупность взглядов на мир, природу, общество и человека, жизненный уклад, особенности воспитания, образования, обычаев, привычек, традиций. Мироощущения, переживания, настроения этноса аккумулируются, впитываются в духовную культуру - историю, мифы и легенды, песни, обогащают историческую память. Они позволяют адекватно реагировать на непрерывно изменяющуюся ситуацию, сохранять свою идентичность, традиции, поддерживать когда-то возникшие стереотипы. Независимо от устоявшихся стереотипов, на основе данных социально-психических переживаний и представлений («мы»), выходящих часто за рамки этнической общности, появляется и развивается новое универсальные знание, формируется интернациональное сознание, обеспечивается превалирование гуманистических и общечеловеческих ценностей. Однако, как показывает

опыт, в переломные моменты социально-исторического развития, под сильным и мощным психологическим воздействием этнос, как и индивид, разрушив общекультурную оболочку, вновь возвращается в лоно натуралистского, иррационального, традиционного деления на «мы» и «они» со всеми переживаниями, страхами, предубеждениями.

Этническую идентичность одновременно следует рассматривать как метафизически сложный и многослойный мир бытия этноса и человека, находящихся под мощным воздействием как внешних факторов, сложившихся исторически, представляющих коллективную духовную силу, душу народа, так и внутренних, сознательных и бессознательных сил, формирующих его психологическую структуру. Будучи коллективной силой, она приобретает свою мощь тогда, когда проникает в душу каждого индивида, дает толчок дремлющим в этой душе бессознательным инстинктам, чувствам, представлениям. И здесь объективное, внешнее и субъективное, внутреннее сливаются воедино, историческое прошлое, традиции, культурные образцы, символы начинают жить и дышать, творить настоящее, приводя в движение внутренние душевные потенции каждого этнофора.

В многонациональной и поликонфессиональной России проблема этнической идентичности исключительно актуальна в условиях становления и развития рыночных отношений. Она приобретает самостоятельное значение, потому что в обществе формируются новые формы идентичности, специфическое умонастроение, реакции на социально-психологические процессы. Этническая идентичность, возвращаясь с периферии массового сознания, все более актуализируется. Она начинает приобретать значимые преемственные связи, возрождает дремлющие до сих пор культурноисторические основания.

На определенном историческом этапе развития этничности формируется общность со своей психологией, характером и образом мышления и поведения. Этническая идентичность включает целостное единство культурного и психического, сознательного и бессознательного, черты склада ума и мышления, психики и образа поведения, реакции на внешние воздействия. Для нее недостаточны сугубо психические, часто бессознательные реакции, хотя они постоянно сопровождают действия как масс, так и лидеров. Этническая идентичность наполнена социальными и культурными богатствами, духовными и нравственными началами.

Человек этнический является носителем социальных и моральных качеств, его мир наполнен идеями и идеалами, мифами и символами, творениями культуры и искусства. Этническая идентичность как специфическая форма социального бытия, являясь продуктом исторического развития, представляет собой совокупность эмоционально-чувственных проявлений и интеллектуально-моральных свойств народа. Они представляют синтез всего прошлого этноса, наследство его предков, основу волевых качеств и побудительного поведения в настоящем. Таким образом, моральные и интеллектуальные особенности обеспечивают устойчивость тех стержневых психологических черт, которые и придают уникальность и своеобразие характеру каждого этноса.

Рассматривая проблемы этнической идентичности, важно найти ядро характера, общие свойства, принадлежащие каждому представителю данного этноса. Поиск идеального типа этнофора, его основного, стержневого свойства составляет одну из актуальных проблем новой науки о человеке этническом -этнической антропологии. В этой связи главной становится задача - найти истоки этнического в человеке, отыскать первооснову, стержень этничности в характере, показать факторы и причины их формирования в ходе социальной и этнической эволюции.

В настоящее время применение такого этнометодологического подхода исключительно эвристично и плодотворно. Оно позволило бы более

объективно понять природу и сущность не только этнического, но и социального бытия российского общества, раскрыть многие свойства общественного поведения и массового сознания россиян. Постижение этнической идентичности позволило бы раскрыть многие таинственные, непонятные, «мистические» свойства, своеобразие характера, поведения различных этносов страны. Например, до сих пор значительный интерес представляют такие антиномии бытия российского общества и его этносов, как мессианство, максимализм, стремление к истине, добру, социальной справедливости и анархизм, экстремизм, бунтарство, стремление разрушить все до основания, отсутствие дисциплины.

При исследовании этнической идентичности любого народа методологически важно строго следовать следующим правилам. Во-первых, найти ядро, стержень национального характера, концентрирующее в себе всю историю народа, общественное развитие и освободительную борьбу, культурные ценности и нравственные основы, традиции, быт. Этническая идентичность - явление высокого уровня, выражает более развитые формы социальной организации и духовной жизни. Она включает свойства человеческой группы, живущей часто на определенной территории, с различными климатическими, географическими условиями, внутри которой живут этнофоры, резко отличающиеся по социальной ориентации, темпераменту, реакции, обычаям. Проблема в том, чтобы понять, как вся история народа, его социальный строй, среда обитания, культура, взаимоотношения с соседями и внешним миром отразились на общих свойствах характера всего народа и как эти свойства интегрированы в характере индивида.

Во-вторых, признать, что этническая идентичность тесно связана с областью бессознательного, с инстинктами, страстями, против которых совершенно бессмысленны всякие аргументы. Представители каждого этноса обладают, несмотря на различия в их социальном положении, неразрушимым запасом идей, традиций, чувств, способов мышления, составляющих бессознательное наследие их предков. Конечно, достаточно сложно с помощью рациональной логики понять, объяснить и описать своеобразие этничности, восстановить её историческую ретроспективу.

В-третьих, понять, что своеобразие, уникальность этнической идентичности не исключает схожесть, повторяемость важнейших свойств у разных этносов. Уникальным и неповторимым является лишь исторический путь каждого народа, определивший своеобразие накопленного опыта, традиций и моральных ценностей, составляющих в концентрированном виде его ядро. Конечно, идеальный тип является исследовательской моделью, конструированием реальности, однако он схватывает те общие свойства, черты, которые характерны для всех этносов. Например, близкие природные, биологические, географические, климатические, исторические, этнические, языковые и иные условия жизни реально обусловливают и общность основных свойств, характер многих этносов. В этом направлении действуют также и общие факторы культуры и цивилизации, религии, воспитания, социально-экономического, политического развития, духовного общения.

В заключение хотелось бы отметить, что этническая идентичность манифестирует, содержит в себе историю, служит настоящему, прокладывает путь в будущее, определяет характер развития, орудия, способы деятельности, адекватные существующей культуре и духовности. Она опирается на базовые ценности, мораль, нормы. Социальная реальность в значительной степени является творением этничности, человека этнического, определяется характером его деятельности, общими ценностями, культурой, духовной жизнью.

Библиографический список

1. Андерсон, Б. Воображаемые сообщества / Б. Андерсон. - М., 2001.

2. Гумшев, J1.H. От Руси к России / JI.H. Гумилев. - М., 1992.

3. Сорокин, П.А. Человек, цивилизация, общество / П.А. Сорокин. - М., 1990.

4. Тишков, В.А. Забыть о нации / В.А. Тишков // Вопросы философии. - № 9. - 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.