Научная статья на тему 'ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАРОДОВ ПРИКАМЬЯ (по материалам социологического исследования)'

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАРОДОВ ПРИКАМЬЯ (по материалам социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
233
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Г. Н. Чагин

Представлены итоги исследования по программе «Народы Прикамья в современных условиях», которые отражают степень адаптированности народов к своей этнической культуре и поликультурной среде Прикамья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTHROPOLOGICAL IDENTITY AND ANTHROPOLOGICAL INTERACTION OF PEOPLES IN PRIKAMYE (based on the sociological research)

The article represents the results of the research in the framework of the program “Peoples of Prikamye in modern conditions”. They cover the degree of peoples’ adaptation to their own anthropological culture and multicultural environment of Prikamye.

Текст научной работы на тему «ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАРОДОВ ПРИКАМЬЯ (по материалам социологического исследования)»

_ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2004 История Выпуск 5

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАРОДОВ ПРИКАМЬЯ (по материалам социологического исследования)

Г.Н. Чагин

Пермский государственный университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

Представлены итоги исследования по программе «Народы Прикамья в современных условиях», которые отражают степень адаптированности народов к своей этнической культуре и поликультурной среде Прикамья.

В наше время народы России переживают, возможно, один из самых ответственных периодов своей истории. Они достойны жизни в стабильности и уверенности в своем будущем и будущем своих детей. Поэтому становится чрезвычайно важным достижение гражданского согласия, установление отношений доверия, способствующее укреплению российской государственности.

Актуальные вопросы сохранения и развития языков, традиционных культур народов, современные этнополитические и этносоциальные проблемы активно исследуют специалисты разных научных направлений. В их трудах содержится мощный потенциал для разумного решения многих проблем в сфере межэтнических отношений, в области сохранения и приумножения культурного наследия. Вместе с тем сформировать целостный взгляд на природу этнического, лежащего в основе многообразных связей народов, можно и с привлечением данных, полученных методом анкетирования в местах проживания народов. Благодаря такой работе существенно пополняется информационная база, используемая при выполнении национальных программ и для предотвращения конфликтов.

Выбор темы исследования обусловлен желанием дать исполнительным органам власти и местного самоуправления, национальным общественным организациям более объективную информацию об этнокультурной картине Прикамья в современных условиях. Обратимся к результатам исследования, проводимого в 2001 г. по единой программе.

Объектом изучения являлись следующие народы: русские, татары, башкиры, удмурты, марийцы (народы, давно живущие в Прикамье) и немцы, евреи, народы Кавказа в целом, из них отдельно - азербайджанцы (народы, сравнительно недавно поселившиеся в Прикамье). Всего было опрошено 1080 человек

(по 120 представителей каждого народа и еще 120 представителей народов Кавказа в целом). Все они жили в однородных в этническом отношении семьях. Высокую компактность проживания имели русские, татары, башкиры, удмурты, марийцы.

Для исследования были взяты следующие территории проживания народов Прикамья: города Пермь, Березники, Соликамск, Чайковский; районы Бардымский, Куединский, Чернушинский, Октябрьский, Суксунский, Уинский. Для каждой территории был составлен план выборки респондентов по национальной принадлежности и по месту проживания. Поэтому интервьюеры, получая задание собрать первичный материал, имели конкретное представление о том, в каком населенном пункте они должны работать, сколько человек необходимо опросить с учетом их национальности, возраста, пола, образования.

Для сбора необходимой информации была составлена основная анкета. Сначала был проведен пилотажный этап работы. Интервьюеры опросили на каждой территории по 10 человек каждой запланированной для изучения национальности. Представленный материал был проанализирован разработчиками проекта. С учетом реакции респондентов и из-за сложности получения ответов на некоторые вопросы анкета подверглась изменению. В окончательном виде она имела 63 вопроса. Значительная часть вопросов сопровождалась альтернативным набором ответов. Анкета предлагалась респонденту. Заполненная им анкета передавалась интервьюеру для просмотра, чтобы он помог преодолеть затруднения, которые могли возникнуть при ответе на некоторые вопросы. После этого респонденту предлагалось, не подписывая анкету, запечатать ее в конверт и передать интервьюеру.

Кроме основной анкеты была составлена анкета-скрининг. Интервьюер предлагал рес-

© Г.Н. Чагин, 2004

понденту ответить на 10 вопросов анкеты. Если данный респондент оказывался нужным по квоте (национальности, месту проживания, возрасту, полу), то после заполнения анкеты-скрининга респонденту предлагалось ответить на вопросы основной анкеты. Если респондент не подходил для выполнения квотного задания, то интервьюер не предлагал ему отвечать на вопросы основной анкеты.

Остановимся на наиболее значимых ценностях этнической идентичности.

Язык и самосознание Русский язык выступает важнейшим интегрирующим фактором и средством общения

Причины признания яз!

представителей различных этнических групп и народов во всем регионе, поскольку русские составляют 83% населения Пермской области.

Русским языком владеют кроме 96,7% русских 97,5% удмуртов, 93,3% марийцев, 94,2% немцев, 96,7% евреев, 90% башкир, 93,3% татар, 74% азербайджанцев, 76,5% народов Кавказа. Его назвали родным 97,5% удмуртов, 53,2% марийцев, 91,7% немцев, 90% башкир, 59, 2% татар, 46% азербайджанцев, 42,5% представителей других народов Кавказа, 40,8% евреев. Причины такого выбора респондентов представлены в следующей таблице:

Таблица 1

а в качестве родного, %

Народ На этом языке На этом языке Этот язык Это язык моего

начали гово- говорят в моей лучше всего народа

рить в детстве местности знаю

Русские 14,7 19 - 66

Татары 27 63,6 13 -

Башкиры 35,6 47 11,4 -

Марийцы 9,2 24,3 7,5 2,5

Удмурты 20 34,2 17,5 4,2

Немцы 31,7 30 25 2,7

Евреи 40,8 25 18,3 8,3

Азербайджанцы 12 34 12 -

Другие народы Кавказа 33,8 42,3 7 -

Признание русского языка в качестве родного служит показателем его важной роли в межнациональном общении. Русский язык воспринимается респондентами как язык обучения, социальной адаптации в сообществе народов России.

Большую роль в развитии и самосохранении народов Прикамья продолжают играть родные языки. Они впитывают все богатство национальной культуры, вплоть до ее трудноуловимых особенностей. Круг проблем, органично связывающих язык с этносом, культурой и обществом, обретает особую значимость в ходе социального общения. В этом отношении язык функционирует как социально-культурное явление. Он получает адекват-

ное осмысление, полновесную семантическую интерпретацию, поскольку органично входит в национальную культуру. При этом, исходя из социально-культурной детерминации языка, вряд ли возможно полновесное его использование вне общественной и культурной коммуникации, в отрыве от социальных процессов. Язык становится компонентом этнического сознания тогда, когда он воспринимается как родной язык и когда происходит общение на этом языке.

Материалы социологического исследования позволяют определить уровень владения и степень сохранности родного языка. Данные об этом представлены в специальной таблице:

Таблица 2

Уровень владения родным языком, %

Народ Владею (пишу, читаю, говорю) Читаю, но не пишу Плохо говорю Признали родным языком

Русские 91,7 0,9 - 96,7

Татары 45 10,7 7,5 татарский -65,8

Башкиры башкирский - 8,3 татарский- 58, 3 башкирский -10,87 татарский - 17, 5 башкирский - 5, татарский - 0,8 татарский - 64,2, башкирский - 20,7

Марийцы 43 11,7 10 43,3

Удмурты 40 6,7 3,3 35

Немцы - 15,8 14,2 35

Евреи 5 1,7 5,8 30,8

Азербайджанцы 68 23,4 27,2 86

Другие народы Кавказа 34,8 47,5 27,7 52

Анализ данных показывает, что респонденты в основном признают родным язык своего народа. Причем большая часть их владеет языком на всех уровнях - пишут, читают, говорят. Исключение составляют башкиры, в самосознании которых заключается двойственная идентичность - башкирская и татарская. В связи с этим значительная часть респондентов-башкир (64,2%) признают родным языком татарский и лишь небольшая часть (20,7%) - башкирский.

Уровень знания родного языка отражен в материалах исследования. Ряд народов достаточно хорошо владеют родным языком. Это азербайджанцы, татары, башкиры (в этом случае башкирами признается и татарский язык), марийцы, удмурты. У этих народов показатель знания родного языка почти соответствует числу признающих язык как родной. Такая ситуация складывается в том случае, когда широко распространено общение на родном языке в быту. Например, среди респондентов 11% татар говорят на родном языке, но не пишут, 9,8% - понимают его, но не говорят на нем; 6,7 % удмуртов говорят на родном языке, 15% - понимают его; 10% марийцев говорят на родном языке, 6,7% его понимают. Самый низкий показатель владения родным языком у евреев и немцев.

Уровень знания родного языка зависит от места проживания респондентов. Лучше свой язык знают в сельской местности, причем в случае компактного проживания. Такая картина наблюдается у марийцев, татар Суксунского, Октябрьского, Чернушинского районов.

По сообщению респондентов, многие владеют в совершенстве либо неплохо другими языками кроме русского и родного. Было названо

35 языков, которые они знают. Так, среди татар есть владеющие армянским, грузинским, персидским, таджикским, чувашским языками. Более 25% удмуртов знают татарский язык, 6,7% -башкирский, 1,7% - армянский, 1,7% - чеченский, 1% - марийский. Около 1,7% немцев владеют украинским языком, 1,7% - арабским, 0,8% - грузинским, 0,8% - башкирским. Многоязычие наблюдается и у евреев: 10% их говорят на украинском языке, 2,5% - на немецком, 2,5% - на татарском, 2,5% - на азербайджанском.

Существование многоязычия обусловлено рядом факторов: полиэтничностью общества, необходимостью общения на разных уровнях и в разных сферах жизни, наличием смешанных браков.

Респондентам задавались вопросы для выявления у них наличия или отсутствия чувства гордости за свой народ. Сопоставление полученных показателей и данных о знании родного языка явилось основой для определения этнической идентификации народов. В наше время проявляется такая тенденция: чем больше людей, владеющих родным языком, тем большее число их испытывает гордость за свой народ. Так, если у татар владеют языком 65,8%, то испытывают гордость за свой народ 80,9%. У башкир эти показатели составили соответственно 84,2 и 80,9%, у марийцев - 55 и 69,1%, у удмуртов - 87 и 61,9%.

Итак, современная языковая ситуация выступает мощным фактором развития этничности и идентичности народов Прикамья.

Этническая культура Программой исследования был предусмотрен широкий спектр вопросов по функ-

ционированию этнической культуры. Как известно, культура выступает важным средством коммуникации народа и важным фактором формирования и сохранения его самосознания.

Преобладающее число респондентов испытывает чувство гордости за свою этническую культуру, в которой особое место занимают традиционные обычаи, обряды, праздники, фольклор. В современной культуре народов

Степень интереса к наци<

Прикамья все большую роль играют зрелищные мероприятия. Поэтому в анкету было включено несколько вопросов, касающихся национально-культурных мероприятий (концертов, праздников, фестивалей).

Ответы на эти вопросы, отражающие интерес респондентов к указанным мероприятиям, представлены в следующей таблице:

Таблица 3

зно-культурным мероприятиям, %

Народ Проявляют Не проявляют Не знают

интерес интереса о мероприятиях

Русские 37,5 39,2 1,7

Татары 50 25,8 3,3

Башкиры 65 16,7 2,5

Марийцы 69,9 27,5 5,8

Удмурты 52,4 14,2 4,2

Немцы 42,2 25,9 12,5

Евреи 49,2 29,1 4,2

Азербайджанцы 52 6 16

Другие народы Кавказа 23,6 8,1 8,1

Наибольший интерес к национально-культурным мероприятиям отмечается у марийцев, башкир, удмуртов. Половина или около половины респондентов из среды азербайджанцев, татар, евреев, немцев склонны участвовать в собственных массовых национальных мероприятиях. Этот показатель низок у русских - 37,5 %, еще ниже он у народов Кавказа (исключая азербайджанцев) -23,6 %. Около 39,2 % русских респондентов не проявляют интереса к национально-культурным мероприятиям, хотя только 1,7 % их не знают о проведении этих мероприятий. В этом отношении русские резко выделяются среди других респондентов. Менее всего посещают собственные национальные зрелищные мероприятия народы Кавказа: азербай-

Степень участия в

джанцы - 6 %, другие народы Кавказа - 8,1 %. Очевидно, это связано с тем, что народы Кавказа не проживают компактно в Прикамье и миграция их в районы современного расселения происходила из разных мест прежнего проживания. Отсутствие же осведомленности респондентов о проведении национально-культурных мероприятий, очевидно, является следствием слабой информированности населения о них.

Если первый блок вопросов был нацелен на выяснение интереса респондентов к национально-культурным мероприятиям, то второй блок - на определение степени участия их в культурных мероприятиях. Ответы респондентов на эти вопросы отражены в следующей таблице:

Таблица 4

льтурных мероприятиях, %

Народ Культурные мероприятия

Своего народа Других народов

Русские 7,5 7,7

Татары 35 10,8

Башкиры 29,2 10,8

Марийцы 18,3 3,3

Удмурты 18,3 11,6

Немцы 16,7 9,1

Евреи 33,3 37,6

Азербайджанцы 10 4

Другие народы Кавказа 10,9 16,9

Как видим, активно участвуют как в собственных культурных мероприятиях, так и в мероприятиях других народов татары, евреи, башкиры. Менее других участвуют в таких мероприятиях русские. Напомним, что у русских отмечен и самый высокий процент непроявления интереса к культурным мероприятиям - 39,2 %.

В наше время большую работу по сохранению и развитию этнической культуры

Степень осведомленности о национально-ку

проводят национально-культурные общественные организации. Они имеются у всех народов, охваченных социологическим исследованием. В связи с этим вызывает интерес отношение респондентов к деятельности указанных организаций. По этому поводу задавалось несколько вопросов, ответы на которые в обобщенном виде представлены в таблице:

Таблица 5

турных организациях и оценка их работы, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Народ Существует Не Работает Работает Затрудни-

существует хорошо удовлетворительно лись ответить

Русские 14,2 32,3 43 18,8 52,5

Татары 43,3 23,3 19,1 15,8 33,3

Башкиры 42,2 25,8 17,5 9,2 24,4

Марийцы 26,7 55,0 13,3 10 17,7

Удмурты 26,7 38,3 16,6 8,3 35

Немцы 70,8 5,8 27,5 20,8 20

Евреи 58,3 11,7 35,9 16,7 26,7

Азербайджанцы 6 74 - - 20

Другие народы Кавказа 6,1 72,3 - - 18,9

Самая высокая осведомленность о наличии собственной национально-культурной общественной организации у немцев - 70,8 % и евреев - 58,3 % , что, очевидно, объясняется активной работой организаций и ролью их в формировании самосознания народов. Респонденты заинтересованы в таких направлениях деятельности своих общественных организаций, как приобщение детей к родной культуре в детских садах и школах, отмеча-ние национальных праздников, издание книг на родном языке, публикация материалов о жизни народа в местной печати, поддержка мастеров народных промыслов, восстановление разрушенных национальных памятников, создание национальных музеев.

Большая часть опрошенных азербайджанцев (74 %) и марийцев (55 %), считают, что у них нет национально-культурных организаций. Что касается азербайджанцев, то они живут дисперсно и их этнокультурная среда в Прикамье находится в стадии формирования. Но у компактно живущих марийцев национально-культурный центр «Сулий» существует с 1996 г. Очевидно, они слабо вовлекаются в общественную работу. Обнаруживается еще один настораживающий факт: если объединить два показателя: долю рес-

пондентов, убежденных в отсутствии национально-культурных центров, и долю затруднившихся оценить деятельность своей общественной организации, то суммарный показатель окажется высоким, особенно у народов Кавказа, русских, евреев, затем у немцев и татар.

Респонденты оценили уровень развития национальных культур и выразили к нему свое отношение. В ответах на вопрос «Что изменилось в Вашем отношении к языку и культуре своего народа?» содержатся как положительные, так и отрицательные оценки, хотя значительное число респондентов - до 45% - затруднилось ответить на него.

К положительным явлениям респонденты отнесли следующее: «больше интересуемся национальными традициями и религией», «не скрываем своей национальности и больше говорим на своем языке», «больше стали понимать проблемы своего народа», «появилось больше возможностей для изучения своей культуры», «захотелось ценить свой народ и свою культуру», «выросло уважение и интерес к моему народу со стороны других народов», «расширились контакты с представителями своего народа», «строятся культовые здания», «появились культурные центры».

Появлению таких высказываний, несомненно, способствует реализация программ, разработанных органами власти и местного самоуправления, национально-культурными центрами в последнее десятилетие. Но этого явно недостаточно, чтобы улучшить жизнь народов и изжить негативные тенденции в развитии национальных отношений.

В ходе исследования задавался вопрос «Какие имеются проблемы у людей вашей национальности в сохранении языка и культуры?», на который были получены такие ответы: «мало говорим на родном языке с детьми», «язык моего народа и культура в опасности», «нет условий для сохранения языка, традиций», «плохо знаем литературный русский язык», «разрушаются памятники», «мало прививаем детям традиции родного народа», «нет специалистов в учреждениях культуры для развития национальной культуры».

Респонденты отметили немало проблем, которые связаны с сохранением культуры, языка, истории и не решаются местными властями. Больше всего беспокоит слабое финансирование учреждений культуры и образования, отсутствие радио- и телепередач по этнокультурной тематике, а также средств массовой информации на родном языке, и, кроме того, возможности обучения на родном языке и изучения родной культуры в школе, огра-

ниченное число выставок и культурных мероприятий, плохое отношение к памятникам, забвение прошлого.

Осознание важности сохранения и развития родной культуры для будущего своего народа должно быть поддержано на государственном уровне.

Взаимодействие народов: реалии и тенденции

Абсолютное большинство опрошенных в 2001 г. указали, что они взаимодействуют с 22 народами. Наиболее активное общение свойственно респондентам из среды азербайджанцев (86%), немцев (83,3), евреев (74,2), удмуртов (61,7). У других народов данный показатель намного ниже: у татар - 43,3%, башкир - 41,7, русских - 39,2, марийцев -37,5. На интенсивность межэтнического общения оказывают влияние дисперсные условия проживания, удаленность от исторической родины, численность и психологические качества.

Следует учитывать, что все процессы происходят в области взаимодействия народов в условиях осознания своей этнической идентичности. На вопрос «Испытываете ли Вы чувство гордости за свою национальность, и в какой степени?» респонденты ответили следующим образом:

Таблица 6

Значимость чувства гордости за свою национальность, %

Народ Да, очень горжусь Нет, не очень горжусь Затрудняюсь ответить

Да, в целом горжусь Нет, совсем не горжусь Не задумывался

Русские 85 9,2 5,8

Татары 80,8 11,7 7,5

Башкиры 80,9 13,3 5,8

Удмурты 61,6 29,2 9,2

Марийцы 69,1 20,1 10,8

Немцы 74,2 15,9 9,9

Евреи 77,5 12,5 10

Азербайджанцы 82 12,0 6,0

Другие народы Кавказа 85,2 11,5 3,3

Судя по данным таблицы, «испытывают чувство гордости за свою национальность» наибольшее число русских, представителей народов Кавказа, башкир, татар, евреев, немцев.

О позитивной тенденции в развитии взаимоотношений представителей народов говорит восприятие этнической принадлежности коллег по работе: для 55% респондентов национальность не имеет или почти не

имеет значения. Но для 9,7% евреев, 7,5% башкир, 5,8% русских, 5% татар, 4,8% представителей народов Кавказа, 2,5% удмуртов, 1,6% - марийцев, 0,8% немцев этническая принадлежность имеет «большое и некоторое» значение.

Респондентам предлагалось оценить отношения между представителями разных национальностей в местности, в которой они проживают: 59,2% башкир, 52,5% марийцев,

49,2% удмуртов, по 45% татар и представителей народов Кавказа определили межэтнические отношения как «хорошие» и «очень хорошие», 65% немцев, 60% евреев, 58,3% русских - как «удовлетворительные», 12,5% русских, 12% азербайджанцев - как «плохие».

У подавляющего большинства наших респондентов среди чувств, испытываемых в связи с взаимоотношениями народов, преобладают позитивные. «Хорошими» и «очень хорошими» эти взаимоотношения считают 59,2 % башкир, 52,5 % марийцев, 49,2 % удмуртов, по 25 % татар и представителей народов Кавказа, «удовлетворительными» - 65 % немцев, 60 % евреев, 58,3 % русских. Негативные чувства, связанные с взаимоотношениями народов, обнаруживают респонденты только двух народов: 12,5 % русских и 12 % азербайджанцев.

Для оценки взаимоотношений народов испытуемым предлагалось ответить на вопрос «Что Вам нравится и что не нравится в отношениях людей разных национальностей в Вашей местности?» «Нравятся отношения людей между собой» и «есть взаимопонимание» - таковы ответы 30,4 % респондентов народов Кавказа, 25 % удмуртов, 24,2 % татар, 22 % азербайджанцев, 15 % русских. В сознании всех опрошенных немцев главными в этих взаимоотношениях являются взаимопомощь, дружба, сочувствие. У евреев позитивные чувства связаны с отсутствием национализма, ссор, обид, конфликтов, открытой вражды. Марийцы признают важным общение людей разных национальностей. Башкиры подчеркивают значимость интереса людей к своей культуре. Русским более свойственны терпимость и интерес к культуре других народов. Марийцы, удмурты, татары впереди других народов с ответами «все нравится», «всех любят», «все одинаковы».

Судя по суждениям о том, что не нравится в отношениях людей разной национальности, отрицательной оценки заслуживает в первую очередь национальный экстремизм. Русские, татары, башкиры, марийцы, удмурты, немцы негативно настроены к людям, приехавшим с Кавказа. Менее позитивно воспринимают русских народы Кавказа: 26 % респондентов «не нравится, как русские относятся к ним, 8,8 % - «не нравятся черты характера и образ жизни других народов».

Рассмотрим, что респонденты предложили для улучшения межэтнических связей в Прикамье. Прежде всего проведение народами общих культурных мероприятий (от 16 до 21 %), затем организацию концертов (18), праздников (17,2), круглых столов, дискуссий (15,2), создание музеев (14,3), проведение спортивных мероприятий (12,1). Наряду с этим были сделаны предложения по улучшению межэтнических контактов в той местности, где проживают респонденты. Русские и татары предпочитают «общение друг с другом» (соответственно 19 и 17 %), башкиры, марийцы, народы Кавказа - «жить дружно и уважать друг друга» (соответственно 17,5, 21,7, 22,2), удмурты - «соблюдение принципов человеческого общежития» (16,7), евреи -«уважать обычаи других народов» (15), немцы - «улучшение освещения национальных проблем в средствах массовой информации» (15,8).

Представленные данные позволяют говорить о том, что современные этнические процессы в регионе характеризуются тенденцией к развитию этнокультурного взаимодействия, позволяющему людям разных национальностей жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

Большинство респондентов высказали пожелание развивать культурные связи между народами своей местности: 72 % представителей народов Кавказа, 81 % башкир, по 83 % удмуртов, марийцев, по 85 % русских, евреев, немцев, 88 % татар, хотя 13 % респондентов народов Кавказа, 7 % башкир, по 5 % марийцев, удмуртов, татар, по 3 % евреев и русских в момент встречи с интервьюерами не имели представления о сотрудничестве в области культуры. По мнению 21 % респондентов марийцев, 19 % удмуртов, 18 % башкир, развитием культурных связей должны заниматься простые люди. Не согласились с этим утверждением 25 % респондентов евреев и 22 % народов Кавказа, которые считают, что в решении данного вопроса существенная роль принадлежит общественным организациям, в том числе, как полагают евреи, собственной интеллигенции (14,5 %).

Другое мнение у 39 % респондентов немцев, 30 % марийцев, 36,2 % татар, 32,3 % башкир, 27 % евреев и 27 % русских. Они заявили, что развитием культурных связей должны заниматься региональные органы

власти и самоуправления. В культурном развитии своих народов по 6% респондентов марийцев и татар надеются на помощь республик Марий Эл и Татарстана, в которых проживает основная часть их этноса.

Респондентов привлекают прежде всего религиозные праздники (от 10 до 20%), затем светские мероприятия: национальные праздники (от 3 до 18%), концерты художественной самодеятельности (от 2 до 14%), национальные виды спорта (от 2,5 до 10%), национальные спектакли (от 1,7 до 8%).

Респонденты проявили большой интерес к национально-культурным мероприятиям: 70,1% татар, 72,5% башкир, 65,1% марийцев, 62,5% удмуртов, 58,3% немцев, но при этом 16% респондентов азербайджанцев, 14% русских, 12% других народов Кавказа ничего не знали о таких мероприятиях. Культурные мероприятия своего народа посещают 35% башкир, 25,8% евреев, 18,3% удмуртов. В то же время 35,8% респондентов татар, 32% азербайджанцев, 32,5% марийцев, 26,6% немцев не принимают никакого участия в таких мероприятиях, а 12,8% респондентов народов Кавказа, 5% марийцев считают, что подобные мероприятия у них не проводятся. От 10 до 21% респондентов всех народов ответили, что бывают на культурных мероприятиях, проводимых другими народами, но 47,5% башкир, 40% татар, 35% марийцев, 34,2% русских, 34,2% удмуртов, 32% азербайджанцев, 25% других народов Кавказа, по 24,2% евреев и немцев не принимают участие в таких мероприятиях.

Этническая идентичность (определенность или неопределенность) связана с объединяющими культурными, образовательными и этическими факторами. Респонденты с высоким уровнем культуры более расположены к этнокультурным контактам. Исследование подтвердило положение о том, что людей, готовых к общению, намного больше, чем индифферентных, - от 65 до 80% респондентов. Доля же этнически индифферентных людей колеблется в пределах 10 - 13%.

В наше время большая роль в развитии этничности и идентичности народов Прикамья принадлежит национально-культурным общественным организациям. Осведомлены о работе обществ немцев 70,8% респондентов немцев, 58,3% евреев знают, что функционирует региональная еврейская национально-культурная автономия, 43,3% татар и 42,2%

башкир информированы о деятельности региональной национально-культурной автономии татар и башкир, 26,7% марийцев и 26,7 % удмуртов «слышали» об удмуртском и марийском культурных центрах, но только 14,2% респондентов русских знают о Пермском славянском культурном центре, 6% азербайджанцев - об обществе азербайджанцев «Дал-га». Высок процент респондентов (в пределах 17,8 - 52,5 %), затруднившихся ответить о национально-культурных организациях. Многие респонденты также не смогли назвать общественные организации, созданные в соответствии с этнической принадлежностью. Но преобладающее большинство респондентов (от 16,7 до 52 %) позитивно оценили деятельность национально-культурных общественных организаций.

Не менее важным фактором развития этничности в полиэтничной среде Прикамья является отношение к народам местных властей. Большинство респондентов (от 64,2 до 83,3 %) считают, что это отношение в последнее время сохраняется таким же положительным, каким было прежде. Но 12 % респондентов азербайджанцев, 9,5 % других народов Кавказа, 5 % русских, 4,2 % евреев, 4,2 % марийцев указали, что отношение к ним со стороны местных властей стало хуже. В то же время 18,3 % респондентов башкир, 15 % русских отметили улучшение отношений к ним представителей органов власти и управления.

* * *

В заключение следует сказать, что результаты проведенного исследования вполне могут послужить основой для мониторинга этносоциальной ситуации в Пермской области, например, для выявления представлений о будущем своих народов, а также установок на поддержание развития собственных культур и этнического взаимодействия. Показатели исследования вполне репрезентативны: получен разнообразный фактический материал, который заслуживает внимания не только ученых, но и специалистов, связанных с проведением национальной политики.

Анализ материалов позволяет охарактеризовать межэтнические отношения в Пермской области в целом как спокойные и стабильные. Это не означает, что в сфере этнических взаимоотношений отсутствуют проблемы. Речь идет о том, что межэтнические проблемы отодвинуты на второй план, обуслов-

лены иными формами социальных отношений, а потому воспринимаются как опосредованные. Этот вывод аргументирован следующим: современные этнические процессы в Пермской области обнаруживают тенденцию к развитию этнокультурного взаимодействия, что позволяет людям жить в своей национальной среде, сохранять единство и целост-

ность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

В целом в основе взаимодействия народов Прикамья лежит позитивная этническая идентичность с преобладанием чувства гордости, уверенности, ощущения себя представителем своего народа.

ANTHROPOLOGICAL IDENTITY AND ANTHROPOLOGICAL INTERACTION OF PEOPLES IN PRIKAMYE (based on the sociological research)

G.N.Chagin

Perm State University, 614990, Perm, Bukireva st., 15

The article represents the results of the research in the framework of the program "Peoples of Prikamye in modern conditions". They cover the degree of peoples' adaptation to their own anthropological culture and multicultural environment of Prikamye.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.