КРУГЛЫЙ СТОЛ
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И АКСИОСФЕРА МАРИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (к постановке проблемы)
Р. А. КУДРЯВЦЕВА,
доктор филологических наук, профессор кафедры финно-угорской и сравнительной филологии ФГБОУВПО «Марийский государственный университет» (г. Йошкар-Ола, РФ)
Понятия отечественного литературоведения, которые стали своего рода подступами к изучению этнической идентичности и этнической аксиосферы художественной литературы, - это «генетическая память литературы» (С. Г. Бочаров), «резонантное пространство» (В. Н. Топоров), «национальные литературные коды» (И. А. Есаулов), «национальные архетипы» (А. Ю. Большакова) и др. Идентичность, отмечает М. И. Ибрагимов, «относится к числу сопротивляющихся аналитическим определениям понятий, смысл которых постигается не путем дефиниций, а описательно. Это надындивидуальное становящееся начало, объединяющее литературу как национальную» [1, 154].
Специфика национального сознания в марийской литературе выражается прежде всего в системе этнических ценностей марийцев, реконструируемых через анализ разных уровней и «слоев» художественного текста. Национально-культурная идентичность проявляется в литературно-общественной ситуации времени, тематике произведений (Родина и дом, народные традиции, человек и др.), субъектной организации произведения (автор и герой, самоощущение идентичности автора произведения и его литературных героев, этническая психология, особенности мировосприятия и языка героев), символической образности, системе номинации персонажей, жан-
ровой системе и стилевых пристрастиях авторов. М. К. Попова отмечает, что есть необходимость в том, чтобы «рассматривать изучение проблемы национальной идентичности как путь, ведущий к лучшему пониманию литературного произведения», «всех его составляющих: идейной насыщенности, художественного мира, его элементов: системы персонажей, образов главных героев, художественной детали» [2, 48].
Аксиологические аспекты авторской концепции и нравственно-этические составляющие эстетического идеала в художественном произведении наиболее очевидны на таких уровнях текста, как концептосфера (в нашем случае - концептуально-значимые авторские понятия, образы, мотивы и идеи) и персонажная система. Отражению именно в концепте культурно-исторической памяти народа серьезное внимание уделяют Д. С. Лихачев и его последователи по лингвокультурологическому направлению (В. В. Колесов, Ю. С. Степанов, В. И. Кара-сик, Н. Ф. Алефиренко, Н. А. Красавский, С. Г. Воркачев, В. А. Маслова).
Таким образом, концептуальная составляющая художественной структуры произведения и характерология в их ценностной значимости могли бы стать первым этапом на пути к осмыслению марийской этнической идентичности и аксиосферы марийской литературы.
__Поступила 27.05.2015
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК BIBLIOGRAPHY
1. Ибрагимов, М. И. Идентичность в литературе (на материале татарской поэзии ХХ века) // Филология и культура. - 2013. - № 1 (31). -С. 151-154.
2. Попова, М. К. Проблема национальной идентичности и литература // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. 1: Гуманитарные науки. - 2001. - № 2. - С. 45-48.
1. Ibragimov, M. (2013) Identity in the literature
(on the Tatar poetry of the XXth century), Literature and Culture, № 1 (31), p. 151-154.
2. Popova, M. (2001) The problem of national
identity and literature, Bulletin of Voronezh State University, Part 1: Humanities, № 2, p. 45-48.
© Кудрявцева Р. А., 2015