Научная статья на тему 'ЭТИМОЛОГИЯ ТЕРМИНА "ХАЛКЛАВЧИ" И О ДАТЕ ВЫХОДА ГАЗИ-КУМУХА ИЗ СОСТАВА ШАМХАЛЬСТВА'

ЭТИМОЛОГИЯ ТЕРМИНА "ХАЛКЛАВЧИ" И О ДАТЕ ВЫХОДА ГАЗИ-КУМУХА ИЗ СОСТАВА ШАМХАЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
170
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗИ-КУМУХ / ХАЛКЛАВЧИ / ШАМХАЛЬСТВО / ВЫБОРНАЯ ДОЛЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курбанов А.Д.

Анализируется этимология термина халклавчи (титул Гази-Кумухского владетеля, функции которого сводились к выполнению обязанностей военного предводителя) а также рассматривается вопрос о времени выхода из состава шамхальства Гази-Кумухского владения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭТИМОЛОГИЯ ТЕРМИНА "ХАЛКЛАВЧИ" И О ДАТЕ ВЫХОДА ГАЗИ-КУМУХА ИЗ СОСТАВА ШАМХАЛЬСТВА»

УДК 94 (470. 67) «16»: 930. 24 А.Д. Курбанов

Этимология термина «халклавчи» и о дате выхода Гази-Кумуха из состава шамхальства

Дагестанский государственный университет; ahmed2005@mail.ru

Анализируется этимология термина халклавчи (титул Гази-Кумухского владетеля, функции которого сводились к выполнению обязанностей военного предводителя) а также рассматривается вопрос о времени выхода из состава шамхальства Гази-Кумухского владения.

Ключевые слова: Гази-Кумух, халклавчи, шамхальство, выборная должность.

The article analyses the etymology of the term halklavchi - the title of Ghazi-Kumukh ruler whose functions included the duties of a military leader. It also investigates the problem of defining the period Ghazi-Kumukh secession from the Shamkhalate.

Keywords: Ghazi-Kumukh, halklavchi, Shamkhalate, elective office.

Для исторической науки представляет определенный интерес изучение социальных терминов, позволяющих определить место и роль их носителя в социальной организации. Исследования такого характера актуальны и тем, что они дают основу для более объективного понимания этнической, социально-экономической и политической истории.

В статье анализируется этимология термина халклавчи, занимающего особое место среди дагестанской социальной терминологии. В рамках данного исследования ставится под сомнение и утвердившееся в исторической литературе мнение о выходе Гази-Кумухского владения из состава шамхальства в 40-х годах XVII в.

В связи с распадом шамхальства Гази-Кумухского, относимым большинством исследователей к середине XVII в., титул правителя этого образования закрепился за плоскостными политическими единицами, прежде входившими в единое государство. Данный титул не без участия Персии и России, заинтересованных в наличии лояльных к себе шамхалов, переходил от одного правящего дома (представителей шамхальской династии) к другому. В конечном итоге достоинство шамхала окончательно утвердилось за владетелями Тарков [1, с. 249], к чему приложил руку и Петр I во время Каспийского похода 1722-1723 гг., утвердив шамхалом в Тарках Адиль-Гирея [1, с. 347].

В Гази-Кумухе (прежней столице шамхальства) тем временем был избран руководитель га-зи-кумухского владения, известный в источниках и исследовательской литературе как халклавчи.

Первым гази-кумухским халклавчи был избран сын Тучалава Алибек, который принадлежал к побочной ветви старинного шамхальского рода, оставшейся в Гази-Кумухе.

Сама этимология слова халклавчи до сих пор вызывает споры. А.-К. Бакиханов, первым введший этот термин в научный оборот, пишет кокловчи (А. Комаров - хахлавчи, в пояснении же написано халкьлавчи), производя этот термин от арабского халкь - народ и лакского лавай, которое им переводится как высший, превосходный [2, с. 6].

Но надо отметить, что уже Гасан Алкадари пишет халклафчи. (Значение этого слова на га-зи-кумухском языке - главарь народа.) Слово главарь с его уничижительным смыслом мы считаем всего лишь неудачным переводом, куда более подходит слово глава, употребленное А. Комаровым, который отмечал в сносках, что слово халкьлавчи в некоторых наших бумагах переводилось глава [2, с. 6]. Слово это составное из халк - народ, получившееся посредством присоединения к слову лаф, означающему верх, частицы принадлежности чи [3, с. 51]. Таким же образом объясняет появление этого термина «Дагестанский сборник» [4, с. 174].

Тем не менее, приходится констатировать, что удовлетворительной этимологии этого термина нет до сих пор. В то же время настоятельная потребность определения происхождения и значения подобных терминов подчеркивается учеными. «... Необходимо не только выяснить происхождение того или иного термина, но гораздо важнее установить, когда и при каких обстоятельствах это слово проникло в местную среду, как и почему оно приобрело конкретный, прису-

щий данной среде оттенок и смысл, как, почему и когда этот смысл изменился или же остался прежним. Без выяснения всех этих (для лингвиста, возможно, не всегда обязательных) моментов работа историка не дает необходимых результатов», - отмечал А.П. Новосельцев [5, с. 54].

Али Каяев дает различные написания данного термина куклачи (кьуклачи, кьук1лачи, кьукь-лачи, хъуклачи). В своей энциклопедии он дает такую этимологию. «Согласно народным преданиям, куклачи (хъуклачи) - это правитель (хаким), которого [шамхалы] оставляли вместо себя, когда они уезжали на плоскость. В Лакии куклачи были и тогда, когда шамхалы были. Они сами не занимались общественными делами, а поручали их этому человеку для того, чтобы он мог в качестве помощника решать (лахъан) эти вопросы. И называли его народоисполнителем (халкь-лахъучи) (исполнитель [воли, потребностей] народа. - А.К.). Потом это слово превратилось в халкьлавчи» [6, с. 344].

Искажения терминов произошли от того, что они зафиксированы на бумаге значительно позже их закрепления в устной речи, где они уже могли трансформироваться. Неверные толкования тех или иных терминов также способны глубоко упрятать истинное их значение. Так коклавчи А.-К. Бакиханова превратилось в хахлавчи у Комарова, в халклафчи у Алкадари и т. д.

Подчеркивая сложность, связанную с этимологией данного термина, Н.С. Джидалаев указывает на два не до конца решенных аспекта: 1) как правильно должен писаться термин халклавчи, поскольку есть несколько его правописаний; 2) с какого времени эта должность была задействована [7, с. 7]. В данном исследовании употребляется написание халклавчи не потому, что автор считает его самым верным, а отдавая предпочтение традиционно наиболее используемой форме этого термина.

Процедуру торжественного избрания халклавчи С.И. Габиев описывает следующим образом: «Со всех концов Лакии съезжались воинственные уздени... чтобы приветствовать и благословить новоизбранного вождя. Халклавчи избирался выборными старшинами аулов, по числу голосов. Они сходились где-нибудь в священном месте и клялись вести дело без всякого пристрастия. После долгих споров и совещаний старшины останавливались на одном из шамхалов, оставшихся в Гази-Кумухе, и его тотчас провозглашали халклавчи... Избрание имело свой особый характер: наблюдалось правило старшинства. Первым кандидатом являлся самый старший в роде шамхальской династии, проживающий в Гази-Кумухе, и лишь в случае явной неспособности кандидата, халклавчи избирался следующий за ним по старшинству.» [8, с. 43].

Избранный халклавчи являлся главой местной исполнительной власти, чьи обязанности и полномочия были весьма ограничены. В гражданское управление он не вмешивался, поскольку каждый джамаат имел своего выборного старшину, а в вопросах духовных и судебно-правовых решающее слово принадлежало главному кадию. «Особого содержания, - отмечал С.И. Габиев, - халклавчи не получал, но он пользовался доходами с некоторых гор и пашен, отводимых в его распоряжение, и частью дани с общества Варкун-Даргва и Арчей. Халклавчи имел право брать двойную часть военной добычи» [8, с. 43].

Деятельность халклавчи координировалась постоянно действующим представительным органом с совещательными функциями под названием къат1 (народное собрание). На заседании совета старейшин, в котором участвовали депутации из всех свободных узденских джамаа-тов, выносился на обсуждение тот или иной вопрос. Затем председатель собрания созывал собрание, на котором вопрос решался уже окончательно. Данный орган сыграл значительную роль в становлении самостоятельного гази-кумухского владения после выделения из состава шамхальства, но с возникновением наследственной власти ханов его значение ослабло.

После упразднения шамхальского правления в Гази-Кумухе изменилась система наследования, а возможно она даже не установилась окончательно (речь идет о должности халклавчия). Поэтому первые же попытки передачи власти привели к жесткой борьбе за нее. Сам порядок избрания на эту должность описан Али Каяевым: «Она передавалась старшему в роду. Поэтому все семь братьев и их чрезвычайно высокомерная мать (речь идет о внуках халклавчи Алибека и их матери. - А.К.) считали, что должность халклавчия им обеспечена, и только ждали смерти [халклавчия] Хан-Али-бека» [6, с. 368-369].

Приведенное выше сообщение позволяет сделать вывод о том, что с процессом перехода власти халклавчия со времени избрания на эту должность Алибека в 40-х годах XVII столетия, Гази-Кумух сталкивается впервые. Однако имеются и веские аргументы, что в качестве «вла-

дельца» Гази-Кумух представляет в дипломатической переписке другой человек. Об этом, в частности, говорит то, что в январе 1655 г. «казыкумыцкий владетель» Рустам-хан дал присягу царю Алексею Михайловичу в числе других шамхальских владетелей [9].

К сожалению, мы не располагаем информацией, что Рустам-хан был очередным халклавчи, в связи с чем возможны следующие толкования: наличие в Гази-Кумухе оппозиции к халклавчи Алибеку и народному собранию къат1, искавшей своего рода поддержки у Алексея Михайловича; сосуществование в Гази-Кумухе параллельно шамхалов и халклавчи (выполнявшего возложенные на него функции по Гази-Кумуху); Рустам-хан был знатным вельможей и мог вступать в дипломатическую переписку, минуя халклавчи и «къат». Подобное явление встречается и в истории других народов. Предположение о том, что Рустам-хан являлся представителем привилегированного сословия в Гази-Кумухе подтверждается актом о переводе сыновей Барата на службу к Сурхай-хану Гази-Кумухскому от Рустам-хана [10, с. 12-13]. Реальное же его влияние в обществе можно объяснить слабостью легитимной власти в Гази-Кумухе (в лице народного собрания и халклавчи) до назначения на выборную должность Сурхая, сына Гирея; распад Гази-Кумухского шамхальства с выходом из него Гази-Кумухского удела и назначение Алибека халклавчием - это события не 40-х годов XVII в., как указывается в народном предании и принимается большинством исследователей бесспорно.

Последнее предположение о несостоятельности версии выхода Гази-Кумуха из состава шамхальства подтверждается и следующими доводами, приведенными А.С. Шмелевым [11, с. 9293]: во-первых, в 1653 г. газикумухцы находились в составе войска шамхала Сурхая IV (16421668), сына Гирайа [9]; во-вторых, в одной памятной записи, сообщающей о чуме в Гумике (Гази-Кумухе) в 1686-87 гг., приводится хронологическое указание на время правления Будай-шамхала (1682-1688) [12, с. 107-108], и, наконец, в одной из грамот содержится информация о том, что «Али-байк, сын Туджалав-байка, сына Али-байка» учредил вакф «за душу величайшего эмира, славнейшего султана, благороднейшего владетеля, щедрого храбреца, воителя с неверующими и притеснителями Сурхай-шамхала б. Карай-байка» [13, с. 7].

Перевод последнего документа частично был опубликован Т.М. Айтберовым, который датировал его концом XVII - началом XVIII в. и пришел к выводу о том, что упомянутый в нем Сурхай-шамхал б. Карай является известным Сурхай-ханом (Чулак-Сурхай), сыном Кирая (1681-1747 гг.). А.С. Шмелев же увидел в данном лице Сурхай-шамхала IV, сына Гирая (16421668), что привело к совершенно иным выводам.

На наш взгляд, здесь исследователями допущены текстологические и, как следствие, исторические ошибки. Прежде всего, если речь идет о Чулак-Сурхае, то, судя по титулатуре, документ должен относиться ко времени не ранее 1721 г., т. е. дате захвата Шемахи Сурхай-ханом и Давуд-беком Мюшкюрским 7 августа 1721 г. Далее настораживает сам факт (в данном переводе) учреждения Али-байком, сыном Туджалава, т. е. первым халклавчи Алибеком, сыном Тучалава, жившим в сер. XVII в., вакфа «за душу» своего внука Сурхая, что выглядит совершенно неправдоподобно. Здесь Т.М. Айтберов допускает ошибку в интерпретации надписи, а, возможно, и в переводе. К тому же он не обратил внимания на то, что в тексте грамоты Сурхай носит титул (приставка к имени) шамхала, тогда как Чулак-Сурхай никогда этим титулом не пользовался. Следовательно, версия А.С. Шмелева выглядит более правдоподобной. Но и здесь необходимо обратить внимание на то, что в данном случае документ должен датироваться концом 60-х гг. XVII в., после смерти Сурхай-шамхала IV в 1668 г., т. к. вакф учрежден «за душу» покойного правителя.

Для решения этого вопроса необходима публикация данного документа полностью и определение времени его написания. Тем не менее доводы, приведенные А.С. Шмелевым, заслуживают внимания. Ныне, вероятно, возможно компромиссное решение: не исключено, что выход Гази-Кумуха из состава шамхальства произошел немного позднее принятой даты (1641 г.) - после смерти Сурхай-шамхала IV в 1668 г., когда в шамхальстве опять началась борьба за престол, которой (возможно, вновь?) воспользовался халклавчи Алибек. Вопрос этот пока остается открытым, но сам факт распада могущественного Гази-Кумухского шамхальства и образования на его территории ряда самостоятельных политических образований не подвергается сомнению, тогда как дата выхода Гази-Кумуха из состава шамхальства - 1641 или 1642 гг., или же 40-е гг. XVII в., - не подкреплена соответствующими доводами.

Не подвергается сомнению и то, что после распада шамхальства Гази-Кумухского был введен новый титул Гази-Кумухского правителя - халклавчи, функции которого сводились к выполнению обязанностей военного предводителя, но он был лишен права вмешиваться во внутренние дела джамаатов.

Литература

1. История Дагестана: в 4 т.- М., 1967-1968. - Т. I.

2. Комаров А.К. Гази-Кумухские и Кюринские ханы // ССКГ. - Тифлис, 1869. Вып. II.

3. Алкадари Г.-Э. Асари-Дагестан. - Махачкала, 1994.

4. Дагестанский сборник. - Темир-Хан-Шура, 1902. Вып. I.

5. НовосельцевА.П. Генезис феодализма в странах Закавказья. - М., 1980.

6. Каяев А. Лакский язык и история. Энциклопедический словарь / под ред. проф. Н.С. Джидалаева. - М., 2006.

7. Джидалаев Н.С. Предисловие // Социальная терминология в языках Дагестана. -Махачкала, 1989.

8. Габиев С.И. Избранные труды / подготовка к изд., вступит. статья, коммент. и прим. В.Г. Гаджиева. - Махачкала, 2001.

9. РГАДА. Ф. 121. Оп. 1, 1651 г. Д. 1.

10. Айтберов Т.М. Хрестоматия по истории права и государства Дагестана в XVII-XIX вв. Ч. 2. - Махачкала, 1998.

11. Шмелев А. С. К вопросу о выходе Гази-Кумуха из состава шамхальства // Болгария, Турция, Дагестан. Вып. V. - Махачкала, 2000.

12. Шихсаидов А.Р. Надписи рассказывают. - Махачкала, 1969.

13. Айтберов Т.М. «Родословная Сурхая б. Гарая Гази-Кумухского» как источник по истории Дагестана XV-XVIII вв. // Источниковедение и текстология средневекового Ближнего и Среднего Востока. - М., 1984.

Поступила в редакцию 25 октября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.