Научная статья на тему 'ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА-ПЕДИАТРА'

ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА-ПЕДИАТРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
905
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ДЕОНТОЛОГИЯ / МЕДИЦИНА / ПЕДИАТРИЯ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мустафин А.А.

В работе рассматриваются этико-деонтологические особенности деятельности врача-педиатра. Прием врача условно разделен на 3 этапа. На основе проведенного анализа выдвигаются рекомендации по взаимоотношению врача-педиатра и пациента (ребенка); врача-педиатра и родителей (родственников, опекунов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мустафин А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICAL AND DEONTOLOGICAL PECULIARITIES OF THE PEDIATRICIAN'S ACTIVITY

The article deals with the ethical and deontological peculiarities of a pediatrician's activity. The reception of a pediatrician is conditionally divided into 3 stages. On the basis of the carried out analysis the recommendations for interrelation of the pediatrician and the patient (child); the pediatrician and the parents (relatives, guardians) are given.

Текст научной работы на тему «ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА-ПЕДИАТРА»

УДК: 614.251

Мустафин А.А. студент

педиатрический факультет Южно-Уральский государственный медицинский университет Россия, г. Челябинск Научный руководитель: Волкова Т.И., к. с.н.

доцент

Южно-Уральский государственный медицинский университет Россия, г. Челябинск

ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА-ПЕДИАТРА

Аннотация. В работе рассматриваются этико-деонтологические особенности деятельности врача-педиатра. Прием врача условно разделен на 3 этапа. На основе проведенного анализа выдвигаются рекомендации по взаимоотношению врача-педиатра и пациента (ребенка); врача-педиатра и родителей (родственников, опекунов).

Ключевые слова: этика, деонтология, медицина, педиатрия, взаимоотношения.

Mustafin A.A. student pediatric faculty South Ural State Medical University Russia, Chelyabinsk Supervisor: Volkova T.I., candidate of social sciences South Ural State Medical University

ETHICAL AND DEONTOLOGICAL PECULIARITIES OF THE PEDIATRICIAN'S ACTIVITY

Abstract. The article deals with the ethical and deontologicalpeculiarities of a pediatrician's activity. The reception of a pediatrician is conditionally divided into 3 stages. On the basis of the carried out analysis the recommendations for interrelation of the pediatrician and the patient (child); the pediatrician and the parents (relatives, guardians) are given.

Key words: ethics, deontology, medicine, pediatrics, relationships.

Актуальность выбранной темы, посвященной особенности этики и деонтологии в деятельности врача педиатра, обусловлена несколькими факторами: 1. По окончанию медицинского университета врач-специалист сталкивается с рядом проблем в построении диалога и общении с маленьким пациентом и его родителем. 2. Неправильно донесенная информация: как до родителя, так и до ребенка, может отрицательно повлиять на весь процесс лечения. 3. Несоблюдение медицинской этики может отразиться на психологическом состоянии ребенка и оставить негативный отпечаток в памяти на всю его жизнь. Так как в силу своего возраста дети имеют пластичную психику.

Эти и похожие трудности призван разрешить один из разделов философии - медицинская этика и ее подраздел, медицинская деонтология. Принципы этики и медицинской деонтологии закреплены в ряде международных деклараций и конвенций. Прежде всего, это - всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 г. Основные положения медицинской этики, изложенные в «Клятве Гиппократа» и содержащие восемь этических принципов Гиппократа, связанных с отношениями врача с пациентами, с коллегами, с его нравственными качествами. Эти принципы следующие:

1. Принцип непричинения вреда, заботы о пользе пациента, доминанты интересов больного.

2. Принцип осторожного информирования пациента, допускающий его дезинформирование.

3. Принцип уважения к жизни, отрицательного отношения к эвтаназии, к пособничеству при самоубийстве, к абортам.

4. Обязательство об отказе от интимных связей с пациентами.

5. Принцип врачебной тайны и конфиденциальности.

6. Обязательства перед учителями.

7. Обязательство передавать знания ученикам и консультироваться с коллегами.

8. Обязательства профессионального и нравственного самосовершенствования и благопристойного поведения [1].

Перед началом важно упомянуть, что не стоит забывать о ст. 20 Федерального Закона № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении лица, не достигшего возраста, установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона (15 лет)». Следя приведенной выше статье, можно сделать вывод, что в первую очередь за ребенка, не достигшего 15 лет решение принимает родитель или опекун [7].

Обращаясь к методическим указания по пропедевтике внутренних болезней, можно найти четкую схему по расспросу больного. Последовательность в схеме следующая:

1. Паспортная часть.

2. Жалобы больного.

3. Анамнез болезни.

4. Анамнез жизни.

5. Объективные исследования.

6. Дополнительные методы исследования.

7. Дата поступления

8. Откуда, как и чем доставлен больной: обратился самостоятельно, по направлению врача, или доставлен машиной скорой помощи [8].

Этим алгоритмом пользуются все врачи мира, и эта схема является стандартом. Исходя из этого плана, прием врача можно условно разделить на 3 этапа:

1. Диалог врача с пациентом, а в нашем случае это родитель или законный представитель пациента.

2. Осмотре ребенка.

3. Лечение.

В каждом этапе рассмотри возможные проблему и рекомендации в поведении.

Первый этап - это диалог врача-педиатра и родителя. Врач должен находить подход к родителям и близким родственникам, не забывая при этом о сохранение медицинской тайны. Усугубляющий фактор данного этапа - это легкодоступность информации, которой пользуются родители на просторах интернета. Но, к сожалению, чаще всего источники информации не всегда являются верными, и родители полагают, что знают, как нужно лечить своего ребенка, и не всегда понимают всю серьезность ситуации. В качестве примера, распространенным явлением, на сегодняшний день является - отказ родителей от профилактических прививок. Следствием этого стал рост заболеваемости корью [2].

Доверие к врачу формируется через его поведение, личный пример и человеческие качества. Четкое и уверенное изложение сведений о больном ребенке в доброжелательной и мягкой форме, соблюдение определенной дистанции в отношениях с родителями в дальнейшем поможет выстроить успешное взаимодействие с ними, которое, несомненно, повлияет на положительный результат в лечении ребенка. Теряя самообладание в критических ситуациях, родители не всегда осознают, что их состояние может отражаться на ребенке. Спокойное, доброжелательное общение создает необходимые комфортные условия для формирования сотрудничества с родителями [7].

Вывод данного этапа можно сформулировать так: деятельность педиатра основана не только на прямом контакте врача и ребенка, но и на

контакте с ближайшими родственниками с их восприятием состояния здоровья ребенка и с их особенностями характера. Соответственно врач обязан успешно искать подход не только к ребенку, но и к родителям как лицам непосредственно принимающими решения за него.

Второй этап - осмотр ребенка. При контакте с детьми необходимо учитывать их возрастные особенности, уровень познавательного и психосоциального развития, пережитого опыта, особенно в ситуациях, связанных с угрозой их жизни. Возраст может повлиять на отношение к болезни: чем старше ребенок, тем более трагично он воспринимает свое состояние и тем серьезнее для него психологическая травма.

Поэтому важна точная оценка ситуации, возможности понимания ребенком информации, так как ее переизбыток, неподготовленность к ее восприятию, а также излишнее замалчивание, уход от разговора могут быть основанием для развития психогенной ятрогении [7]. Педиатр должен быть одновременно и педагогом. Если во время осмотра ребенок не сопротивляется, то у родителей будут положительные впечатления о враче, что ведет к повышению доверия.

Третий этап - лечение. Поведение пациента, совпадающее с рекомендованным лечением, называют комплаентным. Комплаентность (от англ, patient compliance) - точное и осознанное выполнение пациентом рекомендаций врача в ходе лечения. Эти рекомендации относятся как к приему препаратов, так и к изменению стиля жизни (отсутствие вредных привычек, правильное питание, физическая активность и распорядок дня ребенка), чего стоит добиться во время общения с родителем и юным пациента.

Под термином «приверженность лечению» (adherence) понимают степень соответствия поведения больного (в отношении приема препаратов, соблюдения диеты и других мер изменения образа жизни) рекомендациям, полученным от врача, т.е. приверженность лечению -функция самого пациента. Успех данного этапа сильно зависит от первых двух и верно сформулированной донесенной информации до родителя и ребенка [3].

Во время приема стоит также учитывать эмоциональное отношение родителей к тяжелому заболеванию ребенка, например, это могут быть шок, неверие, стресс и паника, чувства вины в отношении ребенка, депрессия, реакция на агрессию, что схоже с представлениями о состояниях острого горя или утраты [2].

От опыта врача, его человеческих качеств и психотерапевтических навыков зависит принятие ситуации, в которой родители узнают о диагнозе. Задача врача - сообщить и объяснить сущность заболевания, методы лечения и прогноз.

Чаще родители нуждаются не столько в постановке самого диагноза, сколько в понимании и представлении того, чем и как они могут помочь

своим детям и себе. У родителей детей с тяжелыми, хроническими заболеваниями часто наблюдается реакция страха перед неопределенным исходом болезни, ее последствиями, чувство беспомощности, бессилия и, как следствие, возможно развитие депрессивных состояний.

На фоне выраженной тревожности у родителей возникают агрессивные реакции на окружающих, врача и медицину в целом. Лечащий врач и персонал педиатрической больницы должны понимать причины подобных проявлений и быть готовыми адекватно реагировать на них. В подобных обстоятельствах в отношениях между врачом и родителями больного ребенка скрыта потенциальная угроза возникновения конфликтных ситуаций [6].

Еще одно эмоциональное состояние, которое переживают в связи с заболеванием ребенка почти все родители - это чувство вины за его болезнь. Эти переживания естественны и возникают почти всегда, могут быть скрытыми или явными, разной интенсивности. Большинство родителей винят себя за плохую наследственность, за то, что несправедливо относились к детям, наказывали, считают, что это могло стать причиной болезни, винят себя за мелкие и незначимые проступки, невнимательность к жалобам детей.

В связи с этим врач-педиатр, сообщая о возможном неблагоприятном исходе заболевания, развитии тяжелого осложнения, должен быть крайне осторожным и строить информирование поэтапно.

Когда родители будут более спокойны (первая реакция может протекать с разной интенсивностью и длительностью, в зависимости от личностных особенностей родителей, оказания им психологической помощи и т.п.), они смогут воспринять более подробную информацию. Родители или опекуны могут и должны участвовать в решении вопросов организации диагностики и лечения ребенка.

В особых случаях, когда нет возможности своевременно сообщить им об экстренном хирургическом вмешательстве при внезапном ухудшении состояния ребенка и необходимости оказания неотложной медицинской помощи, решение принимают консилиум врачей [6]. Данное действие регламентируется пунктом 10, статьей 20 № 323 ФЗ [8].

Выводы. 1. Деонтология в педиатрии предполагает наличие медицинских знаний; информированность об особенностях возрастной патологии и возрастной физиологии, без которых трудно выявить ранние патологические отклонения; владение специальными навыками общения с детьми, основанными на знании их возрастных особенностей; а также систему знаний о моральных отношениях «врач - родители - больной ребенок».

2. Работа врача основывается не только на взаимодействии с детьми, но также общением с близкими родственниками и их характерными особенностями восприятия состояний здоровья ребенка.

3. Без четкого представления об этических особенностях отношений нельзя гарантировать безопасность детей при получении ими медицинской помощи. Умение врача объективно информировать родителей о методах диагностики, организации медицинской помощи ребенку, развитии возможных осложнений и при этом получить согласия на лечение, ободрить и настроить на активную помощь является обязательной морально-этической составляющей работы врача-педиатра [7].

Использованные источники:

1. Гиппократ. Избранные книги / Пер. с греч.проф. В.И. Руднева. Ред. вступ. ст. и примеч. проф. В.П. Карпова. М.: «Сварог», 1994. - 736 с.

2. Линдеманн Э. Клиника острого горя / Психология эмоций. - М.: Изд-во Московского университета, 1984. - С. 212-219.

3. Микиртичан, Г.Л., Каурова Т.В., Очкур О.А. Комплаентность как медико-социальная и этическая проблема педиатрии // Вопросы современной педиатрии. - 2012. - № 11(6). - С. 5-10.

4. Схема истории болезни. Расспрос больного: жалобы и их детализация, расспрос по системам: метод. указ. к практ. занятиям по пропедевтике внутренней медицины для студентов мед. фактов высш. мед. учебных заведений III-IV уровней аккредитации / сост. Т.В. Ащеулова, О.Н. Ковалева, Н.Н. Герасимчук. - Харьков: ХНМУ, 2016. - 16 с.

5. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ф3 (ред. от 03.07.2016) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства.

6. Деонтология в педиатрии. Деонтология в перинатологии: [Элетронный ресурс]. URL: https: //farmfru/lektii/deontologiya-v-pediatrii-deontologiya-v-permatologii/ (Дата обращения 15.05.2023).

7. Деонтология педиатра. Студми. Учебные материалы для студентов 2013. 2023. [Элетронный ресурс]. URL: https://studme.Org/167765/etika_i_estetika/deontologiya_pediatra# 155 (Дата обращения 15.05.2023).

8. Манюк А.В. Учебно-исследовательская работа Медицинская этика и деонтология в педиатрии, педиатрического факультета: [Элетронный ресурс]. URL: https://studШe.net/preview/4104827/(Дата обращения 28.04.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.