Научная статья на тему 'ЭТИКА ЛЮБВИ ПО ФЕЙЕРБАХУ'

ЭТИКА ЛЮБВИ ПО ФЕЙЕРБАХУ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
782
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЛЮБОВЬ / ЭГОИЗМ / СЧАСТЬЕ / ПОТРЕБНОСТЬ / ОТНОШЕНИЯ / LOVE / EGOISM / HAPPINESS / NEED / RELATIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Савчук И.П.

Анотация:статья посвещается пониманию любви с точки зрения философа Фейербаха. Определяется ценность данного чувства в разные эпохи. Рассматривается противопоставление любви к эгоизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ETHICS OF LOVE BY FEUERBACH

Article is devoted to understanding love from the point of view of the philosopher Feuerbach. The value of this feeling is determined in different epochs. The opposition of love to selfishness is considered.

Текст научной работы на тему «ЭТИКА ЛЮБВИ ПО ФЕЙЕРБАХУ»

УДК: 001.017

Савчук И.П. студент 2 курса

Лечебный факультет и факультет клинической психологии Саратовский Государственный Медицинский Университет

Россия, г. Саратов

ЭТИКА ЛЮБВИ ПО ФЕЙЕРБАХУ

Анотация:статъя посвещается пониманию любви с точки зрения философа Фейербаха. Определяется ценность данного чувства в разные эпохи. Рассматривается противопоставление любви к эгоизму .

Колючевые слова: Любовь ,эгоизм ,счастъе , потребностъ,отношения.

Savchuk I.P.

Student

2 course"The Faculty of Medicine and the Faculty of Clinical

Psychology" Saratov State Medical University Russia, Saratov city THE ETHICS OF LOVE BY FEUERBACH

Annotation: article is devoted to understanding love from the point of view of the philosopher Feuerbach. The value of this feeling is determined in different epochs. The opposition of love to selfishness is considered.

Keywords: love, egoism, happiness, need, relations.

На сегодняшний день истинные ценности человека теряют свой вес. Человеческие чувства подвергаются манипуляции и эксплуатации, используются в качестве товара. Мы стали забывать, что такое настоящее счастье, любовь, радость. Что теперь в понимании современной молодежи радоваться простым вещам и просто наслаждаться жизнью? Что есть этика любви?

Человек-биосоциальное существо. Исходя из пирамиды потребностей Маслоу можно сделать вывод, что потребность в общении, да и в общем в других людях является главным фактором в нормальной жизнедеятельности человека. Практически всю свою жизнь человек находится в поисках «своего» человека, который будет отражать его, либо дополнять. Каждый хочет найти в ком-то то самое непередаваемое и странное чувство-любовь. Как светские, так и религиозные мыслители пришли к выводу, что любовь играет главную роль в жизни. Нам говорят, что «любовь-это роскошный бриллиант», и что «любовь движет Вселенной». Многие философские и теологические системы отводят любви особое место. А основатель христианской веры Иисус хотел, чтобы любовь была отличительной чертой

его последователей.9 Об этом начал задумываться немецкий философ Фейербах.

Провозглашая веру в любовь как преобладающий принцип человеческой жизни, Фейербах придает своему учению гуманистическую направленность. Он полагает , что любовь есть познание личности, «Есть только одно зло— это эгоизм; и только одно благо, это—любовь.» Стремление человека к счастью Фейербах считает фундументальной потребностью человека .Целью учения немецкого философа являлось переосмысление предмета и сущности нравственности как межперсонального отношения. «Я» не может ни быть счастливым, ни вообще существовать без «Ты», стремление к индивидуальному счастью, непременно перерастает рамки эгоизма.Отношения людей должны быть построены на взаимности и самоотдачи обоих. Эгоизм-начало одиночества, которое вскоре перерастем в ненависть ко всему живому. Человека будет раздражать все, что делают не ради него.

Фейрбах, установил разницу между истинным и ложным Эго.Философ писал: «Различайте между злым, бесчеловечным и бессердечным эгоизмом и эгоизмом добрым, участливым, человечным; различайте между незлобивым, невольным себялюбием, находящим удовлетворение в любви к другим, и себялюбием произвольным, намеренным, находящим удовлетворение в равнодушии или даже в прямой злости по отношению к другим».Истинная любовь всегда моральна, это активное проникновение в другого, это выход из себя самого сегодняшнего, где «в акте отдачи себя, в акте проникновения вглубь другого человека, я нахожу себя, я открываю себя, я открываю нас обоих, я открываю человека с другой стороны-его настоящего.»Разве не в этом заключается бесценность любви?

Фейербах - материалист, по его мнению жизнь людей проходит в восприятии природы и взаимосвязи индвидов Я и Ты. Он считал, что «Я» не может быть счастлив и существовать вообще без «Ты».Современники отмечали, что у Фейербаха простое предписание- любви к ближнему превращается в основной моральный закон. Так же, большое значение он уделял такой форме любви как «любовь между мужчиной и женщиной», только через чувства между людьми раскрывается сущность каждого человека- «любовь есть познание личности».

«Естественный» человек, поставленный в центр «новой философии» оказался «продуктом» религиозного «дурмана», нарочно ради ориентирующего брал его сознание своя и поведение мира и, тем самым, определяющим веру всю несправедливость себя данного себя общества. Исправление этой несправедливости, завершение страданий, обретение счастья возможно не практически, а лишь «духовной переделкой» человека, на путях «новой религии» и «этики любви».

9 Евангелие по Иоанну.Глава 13, стих 35.

Фейербах оказал значительное влияние на философию, особенно на раскрытие таких чувств, как любовь, счастье и эгоизм. У каждого из нас своя «этика любви». Мы не должны бояться этого чувства, даже если обжигались им ни раз. «Лишь тот что-то значит, кто что-то любит.» Любить, значит жить. Этика любви выражается только в одном - в отдаче себя любимому человеку и окружающим.

Любовь не имеет временного и пространственного ограничения, а всё, что носит временный характер уже не является этим великим чувством. И чувство любви не может исчезать и появляться на основе внешнего материального мира. Мы должны научиться различать «добрый» и «злой» эгоизм и перестать требовать от других людей удолетворения наших желаний.

Использованные источники:

1. Ломоносов М.В. Избранные философские произведения.-М.: Госполитиздат, 1950.-591с

2. Фейербах Л. О «начале философии»: Избранные философские произведения. М., 1955. Т. 1. С. 98—99

3. Любутин К.Н. Фейербах: философская антропология. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988.- 125с

4. Фейербах Л. История философии. - М.: «Мысль», 1974. - 210с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.