УДК 177 Толстой
https://doi.org/10.24158/fik.2017.7.1
Назарова Юлия Владимировна
доктор философских наук, доцент кафедры философии и культурологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого
Полнова Кристина Константиновна
аспирант кафедры философии и культурологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого
ЭТИКА Л.Н. ТОЛСТОГО В КОНТЕКСТЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ XIX В.: НАРОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА И НРАВСТВЕННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПОСРЕДНИК»)
Аннотация:
В статье проводится анализ ситуации нравственно-эстетического противостояния между массовой литературой XIX в., а именно общедоступными лубочными изданиями, и «народными рассказами» Л.Н. Толстого. Отмечается, что «народные рассказы» Л.Н. Толстого были рассчитаны на широкий круг читателей и создавались с целью распространения этических взглядов Толстого, а также нравственного просвещения народа. Рассматривается деятельность издательства «Посредник», которое было задумано Л.Н. Толстым и его последователями как связующее звено между интеллигенцией и массовым читателем. Показано, что издательство «Посредник» не стало успешным коммерческим проектом, так как его издания не пользовались большой популярностью в народе, который был не готов к произведениям, создававшимся не просто для развлечения, но для описания моральных и религиозных вопросов.
Ключевые слова:
массовая культура, «народные рассказы» Л.Н. Толстого, нравственное просвещение, нравственно-эстетическое противостояние, народная литература, ИД. Сытин, лубок, этика издательской деятельности, этика СМИ, этика искусства.
Nazarova Yulia Vladimirovna
D.Phil., Assistant Professor, Philosophy and Cultural Studies Department, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
Polnova Kristina Konstantinovna
PhD student,
Philosophy and Cultural Studies Department, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
ETHICS OF L.N. TOLSTOY IN THE CONTEXT OF POPULAR CULTURE OF THE 19TH CENTURY: FOLK LITERATURE AND MORAL EDUCATION (BY CASE STUDY OF THE POSREDNIK PUBLISHING HOUSE)
Summary:
The article analyzes the situation of moral and aesthetic confrontation between the popular literature of the 19th century, namely the public cheap popular editions, and the "folk stories" of L.N. Tolstoy. It is noted that the "folk stories" of the writer had to reach a wide audience. They were created in order to extend the ethical views of Tolstoy as well as the people's moral education. The study deals with the activities of the Posrednik publishing house which was conceived by L.N. Tolstoy and his disciples as a connector between the intellectuals and the general reader. The authors define that the Posred-nik publishing house was not a successful commercial project, as its publications did not attract considerable folk audiences. The latter were not ready for works created not just to entertain but to describe the moral and religious issues.
Keywords:
popular culture, folk stories of L.N. Tolstoy, moral education, moral and aesthetic confrontation, folk literature, I.D. Sytin, cheap popular print (lubok), publishing ethics, media ethic, ethics of art.
Судьба литературных произведений Л.Н. Толстого тесно связана с массовой культурой. Эта связь остается актуальной и поныне: произведения Л.Н. Толстого по-прежнему обсуждаются, экранизируются, по ним даже создаются комиксы, и такое «опрощение» литературы часто становится предметом ожесточенных споров в современном обществе. Важно отметить, что Л.Н. Толстой сам стремился к распространению своих идей через массовую культуру. Это была попытка донести этический смысл своего учения средствами литературы, написанной доступным и понятным языком. В целом писатель стремился синтезировать этику и литературу, искусство, показать таким образом взаимосвязь этики как одной из «ветвей философии, имеющей дело с суждениями» [1, p. 179], и эстетики, которая «исходит из того факта, что мы делаем эти суждения» [2].
Одновременно для Толстого было важно создание принципиально новой литературы для такого общества, в котором не будет деления на «народ и не народ» [3, с. 28]. С этой целью и создавались так называемые «народные рассказы» Л.Н. Толстого, имеющие ярко выраженный этический характер и являющиеся сами по себе средствами нравственного просвещения.
Книга украинского просветителя и педагога Х.Д. Алчевской «Что читать народу?» считается тем пособием, которое сильнее всего повлияло на решение Толстого о создании такого нового жанра народных произведений. Один из современников мыслителя считал, что таким образом писатель стремился создать то, что впоследствии будет иметь «вечное мировое значение» [4, с. 29]. Первоисточниками для таких произведений должны были стать летописи, былины, русские сказки - все то, что всегда было близко и понятно простому народу.
Друг писателя, редактор и издатель В.Г. Чертков был человеком, который стремился издать журнал для народа, читавшего только «скверные лубочные издания» [5]. Столь критичный взгляд на лубок объясняется тем, что к середине XIX в. такая форма народного творчества, в которой некоторые исследователи, и в частности Ю.М. Лотман, отмечали наличие «атмосферы комплексной... игровой художественности» [6], себя изжил, превратившись в «дешевые массовые издания» [7, с. 144], простую переработку как сюжетов народных сказок, так и современных художественных произведений. Это связано с тем, что плагиат не считался в такой литературе чем-то неправильным, запрещенным, а, напротив, всячески поощрялся, не подвергался официальной цензуре.
Именно то, что такая литература пользовалась популярностью среди малограмотного народа, и заставило Л.Н. Толстого и его сторонников начать работу по созданию качественной литературы, ориентированной на необразованных читателей. В организованном ими издательстве «Посредник» стали выпускать произведения Л.Н. Толстого и ряда других современных писателей: В.М. Гаршина, Н.С. Лескова, А.П. Чехова, В.Г. Короленко. Также «Посредник» выпускал и распространял по доступным ценам произведения русских классиков, так как Толстой в деле просвещения простого народа считал важным именно доступность таких произведений.
Большая роль в становлении издательства «Посредник» была отведена издателю И.Д. Сытину - человеку, который относился к этому делу «с особенной любовью и сознанием его высокой задачи» [8, с. 347]. Существует даже такая точка зрения, что само название издательства отражало именно его роль как «посредника между интеллигенцией и массовым потребителем» [9, с. 39].
Однако «душой этого дела» [10, с. 347] был все же именно Л.Н. Толстой, который привлекал к издательской деятельности многих писателей и художников. По словам В.Г. Черткова, мыслитель лучше всего знал русский народ, понимал, что он ждет от литературы. Важным для писателя здесь было именно отражение в таких произведениях «нравственно полезного» [11, с. 44] и при этом значительного.
Толстой по воспоминаниям современников всегда с большим вниманием и интересом относился к жизни простого народа, он часто наведывался в книжные лавки, а потому был в курсе популярных в то время среди простых людей произведений. Однако при этом издательство «Посредник» нельзя было назвать успешным коммерческим проектом - его издания не пользовались большой популярностью в народе, который был не готов в силу своего образования, воспитания и взглядов на жизнь к произведениям, создававшимся не просто для развлечения, но и для описания моральных и религиозных вопросов. В этом выразилось нравственно-эстетическое противостояние массовой культуры и «народных рассказов».
Так, один из книготорговцев «Посредника» отмечал, что народ по-прежнему с большим желанием покупает «все пострашнее да почуднее» [12, с. 106], чем, по его словам, «слишком жалостливые да милостивые» [13] произведения издательства. Причина такой низкой популярности нравоучительной литературы была главным образом в неритмичности выпусков, достаточно скромных финансовых возможностях издательства, а также в том, что книги часто подвергались цензуре. В большей степени последнее относилось именно к рассказам Л.Н. Толстого, издававшимся в «Посреднике», которые, по мнению ряда цензоров, «подрывали. нравственные начала» [14, с. 37] в сознании народа. По словам В.Г. Черткова, именно время следует винить в таком отношении к произведениям писателя, поскольку «все хорошее и живое» [15] осуждалось именно в этот период.
Проблема нравственно-эстетических противоречий, связанных с массовой культурой, представляется актуальной и для современной России в контексте ценностного, экономического, культурного кризиса, в условиях культурной глобализации, расширения информационного пространства. Вопрос о том, может ли массовая культура стать средством нравственного просвещения, сохраняет свою остроту. Его решение требует особого подхода, основанного на уже существующем этическом опыте, которым выступает издательская деятельность Л.Н. Толстого.
Ссылки:
1. Little M. Ethics and Aesthetics - Joined at the Hip? // Ethics and the Arts / ed. by P. Macneill. Dordrecht, 2014. P. 179-187. https://doi.org/10.1007/978-94-017-8816-8_16.
2. Ibid. P. 179.
3. Динерштейн Е.А. И.Д. Сытин : монография. М., 1983. 273 с.
4. Там же. С. 29.
5. Там же.
6. Лебедев В.К. Книгоиздательство «Посредник» и цензура [Электронный ресурс] // Русская литература. 1968. № 2. 11Р1_: http://www.tolstoy-lit.ru/tolstoy/public/lebedev-posrednik-i-cenzura.htm (дата обращения: 25.05.2017).
7. Рыльская Т.П., Рыльский Г.В. Образная сфера русских лубочных картинок // Общество: философия, история, культура. 2011. № 1-2. С. 143-145.
8. Сытин И.Д. Жизнь для книги. М., 1985. 416 с.
9. Рууд Ч. Русский предприниматель московский издатель Иван Сытин. М., 1996. 301 с.
10. Сытин И.Д. Указ. соч. С. 347.
11. Динерштейн Е.А. Указ. соч. С. 44.
12. Сытин И.Д. Указ. соч. С. 106.
13. Там же.
14. Динерштейн Е.А. Указ. соч. С. 37.
15. Там же.