Научная статья на тему 'ЭТИКА АРИСТОТЕЛЯ'

ЭТИКА АРИСТОТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
93
18
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Аристотель / Сократ / этика / счастье (eudaimonía) / добродетель (areté) / дружба (philía) / справедливость / полис / метриопатия (metriopátheia) / жизнь созерцательная (bíos theōrētikós / vita contemplativa) / Aristotle / Socrates / ethics / happiness (eudaimonía) / virtue (areté) / fellowship (philía) / justice / polis / metriopátheia / bíos theōrētikós (vita contemplativa)

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сергей Мельников

В этике и политике Аристотель – классический представитель эвдемонизма. Высшим благом для человека является счастье (eudaimonía), которое заключается в деятельности души по осуществлению своей добродетели (areté). Добродетели, осуществляемые в разумной деятельности, делятся на этические и дианоэтические (интеллектуальные). Высший нравственный идеал, по Аристотелю, заключается в том, чтобы жить созерцательной жизнью (bíos theōrētikós; vita contemplativa), т.к. счастье является разновидностью созерцания. Блаженная жизнь состоит в наслаждении умозрением, т.е. в занятиях философией. Философия, предметом которой являются высшие принципы бытия, – наиболее умозрительная из наук. Следовательно, жизнь, посвящённая философии, – наиболее совершенная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.21146/2414-3715-2023-9-2-250-266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARISTOTLE’S ETHICS

In ethics and politics, Aristotle is a classic representative of eudaimonism. The summum bonum for human being is happiness (eudaimonía), which consists in the activity of the soul to realize its virtue (areté). Virtues carried out in rational activity are divided into ethical and dianoetic (sc. intellectual). The highest moral ideal, according to Aristotle, is to live a contemplative life (bíos theōrētikós; vita contemplativa), because happiness is a kind of contemplation. The blessed life consists of enjoying contemplation, i.e. in the study of philosophy. Philosophy, the subject of which is the highest principles of existence, is the most speculative of the sciences. Therefore, a life devoted to philosophy is the most perfect.

Текст научной работы на тему «ЭТИКА АРИСТОТЕЛЯ»

Философская антропология 2023. Т. 9. №2. С. 250-266 УДК 17.023.34+17.023.1 DOI: 10.21146/2414-3715-2023-9-2-250-266

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ ПОИСК

Сергей МЕЛЬНИКОВ

Кандидат философских наук,

старший научный сотрудник. Институт философии РАН. 109240, Российская Федерация, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1; e-mail: melnikow@inbox.ru

ЭТИКА АРИСТОТЕЛЯ

В этике и политике Аристотель - классический представитель эвдемонизма. Высшим благом для человека является счастье (eudaimonía), которое заключается в деятельности души по осуществлению своей добродетели (areté). Добродетели, осуществляемые в разумной деятельности, делятся на этические и дианоэтиче-ские (интеллектуальные). Высший нравственный идеал, по Аристотелю, заключается в том, чтобы жить созерцательной жизнью (bíos theoretikós; vita contemplativa), т.к. счастье является разновидностью созерцания. Блаженная жизнь состоит в наслаждении умозрением, т.е. в занятиях философией. Философия, предметом которой являются высшие принципы бытия, - наиболее умозрительная из наук. Следовательно, жизнь, посвящённая философии, - наиболее совершенная. Ключевые слова: Аристотель, Сократ, этика, счастье (eudaimonía), добродетель (areté), дружба (philía), справедливость, полис, метриопатия (metriopátheia), жизнь созерцательная (bíos theoretikós; vita contemplativa)

С античных времён до нашего времени под именем Аристотеля сохранились четыре произведения, чьё содержание непосредственным образом связано с этической философской проблематикой:

© Сергей Мельников, 2023

(1) «Никомахова этика» (лат. Ethica Nicomachea: в 10 кн.);

(2) «Большая этика» (лат. Magna Moralia: в 2 кн.);

(3) «Эвдемова этика» (лат. Ethica Eudemia: в 8 кн.);

(4) небольшое сочинение, часто ошибочно приписываемое Аристотелю: «О добродетелях и пороках» (лат. De virtutibus et vitiis libellus).

Отдельные вопросы из области этики специально рассматриваются Аристотелем также в следующих трактатах:

(5) «Политика» (лат. Politica: в 8 кн.);

(6) «Риторика» (лат. Ars rhetorica: в 3 кн.);

(7) «Поэтика» (лат. Ars poëtica).

В этике и политике - двух частях философии, относящихся к разряду наук практических (др.-греч. práxis), т.е. таких, областью применения которых является сфера человеческого поступка, Аристотель - классический представитель эвдемонизма. Высшим благом для человека является счастье (др.-греч. eudaimonía - «счастье»). Древнегреческое слово eudaimonía состоит из двух корней: 1) eu- приблизительно соответствует нашим словам, начинающимся с «благо-», «добро-» («благо-детель», «благо-честие» и др.); 2) daímon, букв. «демон», «божество», нечто «божественное». Последнее слово связано с тем же праиндоевропейским корнем, что и глагол древнегреческого языка daiomai, означающий «распределять», «наделять кого-либо соответствующей долей, частью», какой-либо «участью». Согласно этому, традиционному, пониманию слова eudaimonía счастливым и удачливым может быть назван тот, кого при жизни сопровождает, кому постоянно сопутствует «благое божество». Аристотель не изобретал слова eudaimonía; он взял его уже из сложившейся до него традиции.

Что означает данное слово в своём максимально философском значении? Счастье - это деятельность разума, «энергия» ума (др.-греч. nous) по осуществлению своих добродетелей. Слово «добродетель», по-древнегречески areté, - в латинском языке ему семантически приблизительно соответствует термин virtus - означает первоначально не столько определённую добродетель в строго нравственном смысле, сколько «доблесть», «добротность» и «настоящесть» какой-либо вещи, «субстанции». По-древнегречески формулировка «добродетельный стол» вполне осмысленна и оправданна. «Добродетельная субстанция» - это вещь, которая с отчётливой полнотой соответствует своему предназначению быть чем-то понятным и удобным в использовании в качестве самой себя. Подобно тому, как та или иная субстанция может обладать характеристикой «настоящести» и «добротности», таковой же характеристикой может обладать и отдельный человек. Добродетельный человек - это настоящий человек. Во времена Сократа, Платона и Аристотеля «подлинным человеком» являлся и традиционно считался в первую очередь удачливый гражданин своего родного полиса. Этика Аристотеля теснейшим образом связана с его политикой. В соответствии с принципами классификации всех наук, предложенной Аристотелем в «Метафизике», этика является частью политики, которая

тем самым оказывается чем-то более общим, чем-то более универсальным, по отношению к этике, в дисциплинарном значении.

Счастье, по Аристотелю, - это деятельность разума по реализации тех или иных добродетелей, т.е. той или иной совокупности характерных и важных для разума положительных качественных состояний. Деятельность разума двояка: следует различать, когда разум действует в отношении чего-то другого, что им не является, и когда он действует сам по себе и ради самого себя. Душа состоит из двух частей: разумной и неразумной. Разум действует как бы в двух направлениях: с одной стороны, он осуществляет контроль за неразумной частью души («умеряет страсти»), с другой - «правильно действует сам по себе». «Правильность» действия разума определяется правильной нормой, обусловленной исторически и социально и по этой причине не претендующей на общезначимую универсальность. Объектом внешнего воздействия разума является неразумная часть души, т.е. та её часть, которая связана в первую очередь с теми или иными страстями. Страсть, по-древнегречески pathos, букв. «страдание», «претерпевание». В «Поэтике», сочинении, повествующем о специфике эпоса и трагедии, Аристотель утверждает, что цель трагического представления - спровоцировать у впечатлительных зрителей то, что он называет словом katharsis, «катарсис», букв. «очищение». Данный термин, как было давно установлено (Я. Бернайс), происходит из медицинского лексикона, известного Аристотелю, и означает некое «освобождение», «очищение» заболевшего организма от вредных веществ при помощи тех или иных лекарственных препаратов и процедур. Зритель, по Аристотелю, наблюдая страдания трагических персонажей на сцене, волей-неволей сопереживает им. Он подражательным образом претерпевает почти то же самое, что и страдающие герои, и, наполняясь с избытком страданиями, словно бы «выворачиваясь наизнанку», освобождается и очищается от подобных страстей. Среди наиболее жестоких страстей и страданий Аристотель особенно выделяет две «патологии», максимально разнящиеся с разумной человеческой деятельностью: ëleos te kai ph6bos, «жалость» и «ужас». Речь здесь идёт о самых сильных и «неразумных страстях», и задача трагедии как поэзии и как яркого зрелища - спровоцировать зрителя на «очищение» от подобных нечеловеческих претерпеваний.

Добродетели, осуществляемые в разумной деятельности, делятся на этические и дианоэтические (интеллектуальные). «Дианоэтическая добродетель возникает и развивается по преимуществу через обучение, почему и нуждается в опыте и во времени, этическая же слагается через привычки» [Никомахова этика, II, 1, 1103а]. Результатами деятельности разума, направленной «вовне», оказываются нравственные, т.е. этические, добродетели, тогда как в том случае, если разум действует «сам по себе» и является целью собственного существования, результатами его деятельности оказываются дианоэтические (др.-греч. dianoia) добродетели или, иначе, интеллектуальные. Слово dianoia означает «рассуждение», «размышление».

Важной деталью является то обстоятельство, что, по Аристотелю, человек по природе не является добродетельным: никто не рождается ни добродетельным, ни счастливым. Добродетели и счастье реализуются в жизненной практике конкретного человека, при тех или иных обстоятельствах. Для достижения счастья и реализации добродетелей имеют значение и здоровье, и житейский достаток, и семья, и возможность досуга для занятия философскими разысканиями. Никто не является добродетельным и счастливым в одинаковой степени: многое в мире и способствует, и препятствует осуществлению цели и смысла человеческого существования в их окончательном воплощении.

Строгое различение этических и интеллектуальных добродетелей является краеугольным камнем этики Аристотеля. В этом смысле, в сфере этической философии, его оппонентом оказывается Сократ. В немногих словах, этическая позиция Сократа может быть сведена к двум положениям. Одно из них звучит следующим образом: ни один человек не может сознательно, отдавая себе в этом отчёт, творить зла. Второе определение гласит: знание есть высшая добродетель, и все прочие добродетели - политические, гражданские, этические - являются производными от неё. Благочестие, справедливость, мужество и прочие добродетели, согласно Сократу, не могут быть реализованы случайно, т.е. «не ведая как». Для того чтобы быть добродетельным, т.е. подлинным гражданином и человеком, нужно прежде всего научиться всякий раз отчётливо понимать, что содержит в себе соответствующее поступку нравственное понятие: что такое есть «мужество», «благочестие», «справедливость» и т.д. Здесь Сократ и Аристотель радикально расходятся: согласно Сократу, жизнь нравственная и разумная совпадают; по мнению Аристотеля, эти вещи следует различать: одни добродетели являются строго нравственными, другие -интеллектуальными. Этическая добродетель, вопреки Сократу, не есть результат познания, она приобретается через воспитание и привычку. Нравственная добродетель определяется Аристотелем как «середина между двумя пороками», в соответствии с принципом метриопатии (др.-греч. metriopátheia, букв. «умереннострастие», «умеренность в страстях»). По Аристотелю, позитивное и безусловно надёжное определение ни одной нравственной добродетели дать невозможно, т.е. невозможно сказать, чем является та или иная нравственная добродетель в окончательном смысле слова. Вместе с тем, говорит Аристотель, определённое представление о добродетели выработать всё-таки можно, т.е. можно сказать, чем добродетель с надёжностью не является: нравственная добродетель - это всегда середина (др.-греч. he mesótes, to méson) между двумя порочными крайностями. Впоследствии римский поэт Гораций сформулировал фразу, ставшую знаменитой: «золотая середина» (лат. aurea mediocritas [Horatius, Carmina, II, 10]). Смелость - это среднее между драчливостью и трусостью; щедрость - между мотовством и скупостью; справедливая гордость - между чванством и уничижением; остроумие - между шутовством

и грубостью; скромность - между застенчивостью и бесстыдством и т.д. По Аристотелю, для стабильности полисного устройства важнейшими нравственными добродетелями являются справедливость и дружба. Дружба, др.-греч. рЫНа - от рЫ^, т.е. букв. «свой, собственный», - это нравственная добродетель, благодаря которой полисный гражданин способен всякий раз отличать «своих» от «чужих». Данная добродетель, реализованная «вовне», способствует установлению гражданского самосознания по отношению к гражданам прочих полисных образований; будучи реализованной в отношении собственного государства, данная добродетель способствует утверждению чёткости разграничения лично свободных сограждан и персонально зависимых, т.е. рабов. Степень надёжности всех указанных разграничений является важным условием для сохранения государственного порядка. Справедливость - это среднее между бесправием и беззаконием, поэтому, с точки зрения Аристотеля, «...понятие справедливости означает одновременно как законное, так и равномерное, а несправедливое - противозаконное и неравное» [Никомахова этика, V, 2, 1129а-Ь]. Сопоставление справедливости с законом и равенством приводит к её разделению на «уравнительную» и «распределительную». Цель первой - способствовать воздаянию равным за равное; цель второй - распределение благ согласно достоинству граждан.

Государство (полис), по Аристотелю, есть «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования» [Политика, VII, 7, 1328а]. Конечная цель государства (полиса), как и каждого человека, состоит в «счастливой и прекрасной жизни», поэтому главной его задачей является воспитание граждан в нравственной (т.е. этической) добродетели, которое заключается в том, чтобы всячески с юных лет способствовать усвоению добрых привычек, в частности, с помощью указания на исторические примеры из легендарного прошлого. Отсюда проистекает учение Аристотеля о формах государственного устройства. Все они делятся им по двум основаниям: по количеству правящих лиц и по цели правления. С точки зрения цели все государства являются либо «правильными», либо «неправильными»: в первых власть имущие имеют в виду общую пользу всех сограждан, во вторых - исключительно собственную. Если делить государства по количеству правящих лиц, то в одних государствах будет один правитель (либо «монарх», либо «тиран»), в других - богатое меньшинство (либо «лучшие» - букв. «аристократы», либо «немногие» - букв. «олигархи»), в-третьих - бедное большинство (либо «политы» - сограждане, либо «демос» - простонародье). В результате, по Аристотелю, образуются три «правильные» формы государственного правления - «монархия», «аристократия» и «полития» - и три «неправильные» - «тирания», «олигархия» и «демократия». «Желательным» государственным строем является для Аристотеля «аристократия» - «правление лучших» [Политика, IV, 5, 1293Ь]. «Аристократия» для античного человека - это, прежде всего, власть немногих родовитых фамилий, которые с древних времён

проживают на своей земле и по этой причине обладают правом на власть по природе, опираясь при этом на честь и достоинство собственных предков. Вместе с тем наиболее образцовой и приемлемой формой правления Аристотель, с оглядкой на реальные, исторические и бытовые условия существования большинства современных ему государств, считал «поли-тию» (др.-греч. politeia) - результат своеобразного и неровного сочетания «олигархии» и «демократии».

В отличие от этических добродетелей, основанных на воспитании и привычках, другой класс добродетелей - дианоэтических - строится на обучении и рассуждении. Этические добродетели деятельны или практичны: люди становятся справедливыми, совершая справедливые поступки, скромными - поступая скромно, мужественными - действуя мужественно. Дианоэтические добродетели теоретичны и созерцательны. Они также разделяются на две подгруппы, поскольку разум, действуя ради самого себя, действует при этом двояко: либо он осуществляет себя строго научно и философски, либо он действует, что-то планируя, проектируя, рассчитывая и соображая. Тем самым разумная часть души расчленяется на научную и расчётливую (проектирующую и планирующую) способности. Цель первой из них - отыскание истины ради неё самой, цель второй - установление норм поведения и творческой практики. К числу добродетелей первой подгруппы принадлежат научное знание (др.-греч. epistéme) и разум (др.-греч. nous) как совокупность приобретённых понятий, единством которых является мудрость (др.-греч. sophía). К числу второй подгруппы добродетелей относятся «искусство», или же «технология», в самом широком значении этого слова (др.-греч. téchne) и «рассудительность» (др.-греч. phrónesis), «здравый смысл», своеобразный аналог нравственного сознания.

По Аристотелю, для человека, проживающего в тех или иных обстоятельствах, возможно троякое понимание того, что есть счастье. Аристотель говорит о трёх доступных для человека именно человеческих способах существования (др.-греч. bíos). Наиболее часто желанным способом жизни является жизнь, подчинённая благоразумным удовольствиям. Выше этой гедонистической (от др.-греч. hedoné, «удовольствие», «наслаждение») жизни находится bíos theoretikós (лат. vita activa), т.е. деятельная и практическая жизнь, цель которой - завоевание чести и славы. Это прежде всего жизнь политическая и гражданская, проживаемая в интересах полисного государства. Высший нравственный идеал, по Аристотелю, заключается в том, чтобы жить «созерцательной жизнью» (др.-греч. bíos theoretikós, лат. vita contemplativa), т.к. счастье является разновидностью созерцания. Это - самая труднодоступная жизнь, жизнь - по-настоящему философская и человеческая. «Теория» (др.-греч. theoría, «умозрение», «созерцание»), с точки зрения Аристотеля, располагается выше практики, а природный человеческий разум - это начало, которое правит людьми и ведёт их к прекрасному и божественному, «будучи то ли сам0

божественным, то ли самой божественной частью нас» [Никомахова этика, X, 7, 1177а].

По Аристотелю, разум является сущностью человеческой природы, а философия есть достойнейшее и наиболее подобающее человеку занятие. Настоящая цель человеческой жизни - не наслаждения, а блаженство. «Из других же живых существ ни одно не бывает счастливо, поскольку они никак не причастны созерцанию» [Никомахова этика, X, 8, 1178b]. Блаженная жизнь состоит в наслаждении умозрением, т.е. в занятиях философией. Философия, предметом которой являются высшие принципы бытия, - наиболее умозрительная из наук. Следовательно, жизнь, посвя-щённая философии, есть жизнь наиболее совершенная и счастливая.

Наиболее значимые издания

оригинальных текстов Аристотеля:

1. Aristotelis Opera. Ex recensione Immanuilis Bekkeri edidit Academia Regia Borussica. Editio altera, quam curavit O. Gigon. Vol. II. Berolini: Apud W. de Gruyter et Socios, 1970: Ethica Nicomachea (p. 1094a 1 - 1181b 23); Magna Moralia (p. 1181a 24 - 1213b 30); Ethica Eudemia (p. 1214a 1 - 1249b 25); De virtutibus et vitiis (p. 1249a 26 - 1251b 37); Politica (p. 1252a 1 - 1342b 34); De arte rhetorica (p. 1354a 1 - 1420b 4); De arte poetica (p. 1447a 8 - 1462b 18).

2. Aristotelis. Ars rhetorica. Recognovit brevique adnotatione critica instruxit W.D. Ross. Oxonii: E Typo-grapheo Clarendoniano, 1959. (Scriptorum Classicorum Bibliotheca Oxoniensis / Oxford Classical Texts)

3. Aristotelis. Ars rhetorica. Hrsg. von R. Kassel. Berlin; New York: W. de Gruyter, 1976.

4. [Aristotelis. Ethica Eudemia] Eudemii Rhodii Ethica, adiecto De virtutibus et vitiis libello. Recen-suit. Fr. Susemihl. Lipsiae: B.G. Teubner, 1884.

5. Aristotelis. Ethica Eudemia. Recensuerunt brevique adnotatione critica instruxerunt R.R. Walzer & J.M. Mingay. Praefatione auxit J.M. Mingay. Oxonii: E Typographeo Clarendoniano. 1991. (Scriptorum Classicorum Bibliotheca Oxoniensis / Oxford Classical Texts)

6. Aristotelis. Ethica Eudemia. Quae recognovit brevique adnotatione critica instruxit Chr. Rowe. Oxonii: E Typographeo Clarendoniano, 2023. (Scriptorum Classicorum Bibliotheca Oxoniensis / Oxford Classical Texts)

7. Aristotelis. Ethica Nicomachea. Ed. by I. Bywater (1890). Cambridge: Cambridge University Press, 2010. (Cambridge Library Collection)

8. Aristotelis. Politica. Recognovit brevique adnotatione critica instruxit W.D. Ross. Oxonii: E Typographeo Clarendoniano, 1957. (Scriptorum Classicorum Bibliotheca Oxoniensis / Oxford Classical Texts)

9. Aristotelis. Poetics. Editio Maior of the Greek Text with Historical Introductions and Philological Commentaries. by L. Taran (Greek and Latin, edition of the Greek Text) & D. Gutas (Arabic and Syriac). Leiden; Boston: Brill, 2012. (Mnemosyne; Supplements; vol. 338)

10. Aristotelis Quae feruntur. Magna Moralia. Recognovit Fr. Susemihl. Lipsiae: B.G. Teubner, 1883.

Переводы:

На английский язык

1. Aristotle. Eudemian Ethics. Translated and edited by B. Inwood & R. Woolf. Cambridge: Cambridge University Press, 2013. (Cambridge Texts in the History of Philosophy)

2. Aristotle. Eudemian Ethics. Translated with Introduction and Notes by C.D.C. Reeve. Indianapolis; Cambridge: Hackett Publishing Company, 2021.

3. Aristotle. Nicomachean Ethics. Translation (with historical introduction) by Chr. Rowe. Philosophical Introduction and Commentary by S. Broadie. Oxford: Oxford University Press, 2002.

4. Aristotle. Nicomachean Ethics. Translated and Edited by R. Crisp. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. (Cambridge Texts in the History of Philosophy)

5. Aristotle. Nicomachean Ethics, Books II-IV. Translated with an Introduction and Commentary by C.C.W. Taylor. Oxford: Clarendon Press, 2006. (Clarendon Aristotle Series)

6. Aristotle. Poetics. Translated with an Introduction and Notes by A. Kenny. Oxford: Oxford University Press, 2013. (Oxford World's Classics)

7. Aristotle. Politics. Translated by E. Barker. Revised with an Introduction and Notes by R.F. Stal-ley. Oxford: Oxford University Press, 1995. (Oxford World's Classics)

8. Aristotle. The Nicomachean Ethics. Translated with Commentaries and Glossary by H.G. Apostle. Dordrecht; Boston; London: D. Reidel Publishing Company, 1980. (Synthese Historical Library; vol. 13)

9. Aristotle. The Nicomachean Ethics. Translated by D. Ross. Revised with an Introduction and Notes by L. Brown. Oxford: Oxford University Press, 2009. (Oxford World's Classics)

10. Aristotle. Nicomachean Ethics. Ed. by O. Höffe. Translated by D. Fernbach. Leiden; Boston: Brill, 2010.

11. Aristotle. Nicomachean Ethics. Translated with an Interpretive Essay, Notes, and Glossary by R.C. Bartlett & S.D. Collins. Chicago; London: The University of Chicago Press, 2011.

12. Aristotle. Politics. Translated and with an Introduction, Notes, and Glossary by C. Lord. Second Edition. Chicago; London: The University of Chicago Press, 2013.

13. The Eudemian Ethics of Aristotle. Translated with Explanatory Comments by P.L. Ph. Simpson. New Brunswick (New Jersey); London: Transaction Publishers, 2013.

14. The Great Ethics of Aristotle. Translated with Explanatory Comments by P.L. Ph. Simpson. London; New York: Routledge, Taylor & Francis Group, 2014.

15. The Politics of Aristotle. Translated, with Introduction, Analysis, and Notes by P.L. Ph. Simpson. Chapel Hill; London: The University of North Carolina Press, 1997.

На немецкий язык

1. Aristoteles. Die Nikomachische Ethik: Griechisch-deutsch. Übersetzt von O. Gigon, neu hrsg. von R. Nickel. 2. Auflage. Düsseldorf: Artemis & Winkler, 2007. (Sammlung Tusculum)

2. Aristoteles. Eudemische Ethik. Übersetzt und kommentiert von Fr. Dirlmeier. Vierte, gegenüber der dritten, durchgesehenen, unveränderte Auflage, 1985. (Aristoteles: Werke in deutscher Übersetzung; Bd. 7)

3. Aristoteles. Magna Moralia. Übersetzt und kommentiert von Fr. Dirlmeier. Fünfte, gegenüber der dritten, durchgesehenen, unveränderte Auflage. Berlin: Akademie-Verlag, 1983. (Aristoteles: Werke in deutscher Übersetzung; Bd. 8)

4. Aristoteles. Nikomachische Ethik. Auf der Grundlage der Übersetzung von E. Rolfs hrsg. von G. Bien. Vierte, durchgesehene Auflage, erweitert um einem Nachtrag zu den Literaturhinweisen. Hamburg: Felix Meiner Verlag, 1985. (Philosophische Bibliothek; Bd. 5)

5. Aristoteles. Nikomachische Ethik. Übersetzt und kommentiert von Fr. Dirlmeier. Zehnte, gegenüber der sechsten, durchgesehenen, unveränderte Auflage. Berlin: Akademie-Verlag, 1999. (Aristoteles: Werke in deutscher Übersetzung; Bd. 6)

6. Aristoteles. Nikomachische Ethik. Übersetzt, eingeleitet und kommentiert von D. Frede. Berlin; Boston: W. de Gruytet, 2020. (Aristoteles: Werke in deutscher Übersetzung; Bd. 6)

7. Aristoteles. Poetik. Übersetzt und kommentiert von A. Schmitt. Berlin: Akademie-Verlag, 2008. (Aristoteles: Werke in deutscher Übersetzung; Bd. 5)

8. Aristoteles. Politik. Teil I: Buch I: Über die Hausverwaltung und die Herrschaft des Herrn uber Sklaven. Übersetzt und erläutert von E. Schütrumpf. Berlin: Akademie-Verlag, 1991; Teil II: Buch II: Über Verfassungen, die in einigen Staaten in Kraft sind, und andere Verfassungen, die von gewissen Männern entworfen wurden und als vorbildlich gelten; Buch III: Über die Verfassung. Übersetzt und erläutert von E. Schütrumpf. Berlin: Akademie-Verlag, 1991; Teil. III: Buch IV-VI. Übersetzt und eingeleitet von E. Schütrumpf. Erläutert von E. Schütrumpf & H.-J. Gehrke. Berlin: Akademie-Verlag, 1996; Teil IV: Buch VII/VIII: Über die beste Verfassung. Übersetzt und erläutert von E. Schütrumpf. Berlin: AkademieVerlag, 2005. (Aristoteles: Werke in deutscher Übersetzung; Bd. 9, 1-4)

9. Aristoteles. Opuscula. Teil I: Über die Tugend. Übersetzt und erläutert von E.A. Schmidt. Dritte, gegenüber der zweiten, durchgesehenen, Auflage. Berlin: Akademie-Verlag, 1986. (Aristoteles: Werke in deutscher Übersetzung; Bd. 18, 1)

10. Aristoteles. Politik. Übersetzt und mit einer Einleitung sowie Anmerkunken hrsg. von E. Schütrumpf. Hamburg: Felix Meiner Verlag, 2012. (Philosophische Bibliothek; Bd. 616)

11. Aristoteles. Politik. Nach der Übersetzung von Fr. Susemihl mit Einleitung, Bibliographie und zusätzlichen Anmerkungen von W. Kullmann. 4. Auflage. Hamburg: Rohwolts Enzyklopädie, 2014. (Rowohlts Klassiker der Literatur und der Wissenschaft; Griechische Philosophie; Bd. 8)

12. Aristoteles. Rhetorik. Hlbde. 1-2. Übersetzt und erläutert von Chr. Rapp. Berlin: Akademie-Verlag, 1983. (Aristoteles: Werke in deutscher Übersetzung; Bd. 4)

На французский язык

1. Aristote. L'Ethique à Nicomaque. Introduction, traduction et commentaire par R.A. Gauthier et J.Y. Jolif. Deuxième édition avec une introduction nouvelle. T. I: Première partie: Introduction par R.A. Gauthier; T. I: Deuxième partie: Traduction; T. II: Commentaire. Première partie: Livres I-V; T. II: Commentaire. Deuxième partie: Livres VI-X. Louvain: Publications Universitaires; Paris: Béatrice-Nauwelaerts, 1970. (Aristote: Traductions et Études; Collection publée par l'Institut superieur de philosophie de l'Université de Louvain)

2. Aristote. La Politique. Nouvelle traducion avec introduction, notes et index par J. Tricot. Paris: Librairie philosophique J. Vrin, 1989. (Bibliothèque des texte philosophiques)

3. Aristote. Poétique. Texte établi et traduit par J. Hardy. Septième tirage. Paris: Les Belles Lettres, 1977. (Collection des Universités de France)

4. Aristote. Politique. T. I: Livres I et II. Texte établi et traduit par J. Aubonnet. Paris: Les Belles Lettres, 1960; T. II: Première partie: Livres III-IV. Texte établi et traduit par J. Aubonnet. Paris: Les Belles Lettres, 1971; T. II: Deuxième partie: Livres V-VI. Texte établi et traduit par J. Aubonnet. Paris: Les Belles Lettres, 1973; T: III. Première partie: Livre VII. Texte établi et traduit par J. Aubonnet. Paris: Les Belles Lettres, 1986; T: III. Deuxième partie: Livre VIII. Texte établi et traduit par J. Aubonnet. Paris: Les Belles Lettres, 1989. (Collection des Universités de France)

5. Aristote. Rhétorique. T. I: Livre. Texte établi et traduit par M. Dufour. Paris: Les Belles Lettres, 1932; T. II: Livre II. Texte établi et traduit par M. Dufour. Paris: Les Belles Lettres, 1938; T. III: Livre III. Texte établi et traduit par M. Dufour et A. Wartelle. Annoté par Wartelle. Paris: Les Belles Lettres, 1973. (Collection des Universités de France)

На русский язык

1. Аристотель. Никомахова этика / Пер. с др.-греч. Н.В. Брагинской // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. (Философское наследие; т. 90) С. 53-293; примеч.: С. 687-752. См. также: Этика Аристотеля / Пер. с др.-греч. Э.Л. Радлова; с приложением «Очерка истории греческой этики до Аристотеля». СПб.: Типография т-ва «Общественная палата», 1908.

2. Аристотель. Эвдемова этика / Пер. с др.-греч. Т.А. Миллер (кн. I, II и VIII), Т.В. Васильевой (кн. III и VII) и М.А. Солоповой (кн. IV, V и VI) // Аристотель. Евдемова этика: в 8 кн. / Пер. с др.-греч. Т.В. Васильевой, Т.А. Миллер, М.А. Солоповой; изд. подгот. М.А. Солопова. М., 2005. (Философская классика: впервые на русском) С. 6-311; коммент.: С. 312-361. См. также: Аристотель. Никомахова этика. Кн. V, VI и VII / Пер. с др.-греч. Н.В. Брагинской // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. (Философское наследие; т. 90) С. 145-218.

3. Аристотель. Большая этика / Пер. с др.-греч. Т.А. Милллер // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. (Философское наследие; т. 90) С. 295-374; примеч.: С. 752-759.

4. [Аристотель]: О добродетелях и пороках / Пер. с др.-греч. Т.А. Миллер // Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. С. 527-531.

5. Аристотель. Политика / Пер. с др.-греч. С.А. Жебелёва (1911) // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. (Философское наследие; т. 90) С. 375-644; примеч.: С. 759-779.

6. Аристотель. Риторика / Пер. с др.-греч. Н.Н. Платоновой (1894) // Античные риторики / Собрание текстов, статьи, коммент. и общ. ред. А.А. Тахо-Годи. М.: Изд-во МГУ, 1978. (Университетская библиотека) С. 15-164; коммент.: С. 287-318. См. также: Аристотель. Риторика / Пер. с др.-греч. и примеч. О.П. Цыбенко; под ред. О.А. Сычёва и И.В. Пешкова // Аристотель. Риторика. Поэтика. М.: Лабиринт, 2000. (Классическая библиотека) С. 5-148; примеч.: С. 181-189; Аристотель. Риторика: кн. III / Пер. с др.-греч. С.С. Аверинцева // Аристотель и античная литература / Отв. ред. М.Л. Гас-паров. М.: Наука, 1978. С. 164-229.

7. Аристотель. Поэтика / Пер. с др.-греч. М.Л. Гаспарова (1978) // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. (Философское наследие; т. 90) С. 645-680; примеч.: С. 779-788. См. также: Поэтика Аристотеля / Пер. с др.-греч. В.И. Захарова. Варшава: В типографии М. Земкевича, 1885; Аристотель. Поэтика / Пер. с др.-греч., введение и примеч. Н.И. Новосадского. Л.: Academia, 1927; Аристотель. Об искусстве поэзии / Пер. с др.-греч. В.Г. Аппельрота (1893); ред. пер. и коммент. Ф.А. Петровского; статьи А.С. Ахманова и Ф.А. Петровского. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957.

Список литературы Источники:

1. Аристотель. Никомахова этика / Пер. с др.-греч. Н.В. Брагинской // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 53-293; примеч.: с. 687-752.

2. Аристотель. Этика Аристотеля / Пер. с др.-греч. С прил. «Очерка истории греческой этики до Аристотеля» Э.Л. Радлова. СПб.: Филос. о-во при Имп. С.-Петерб. ун-те, 1908. LXIV, 207 с.

3. Аристотель. Евдемова этика: в 8 кн. / Пер. с др.-греч. Т.В. Васильевой, Т.А. Миллер, М.А. Солоповой. М.: ИФ РАН, 2005. 445 с.

4. Аристотель. Большая этика / Пер. с др.-греч. Т.А. Миллер // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 295-374; примеч.: с. 752-759.

5. [Аристотель]. О добродетелях и пороках / Пер. с др.-греч. Т.А. Миллер // Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. С. 527-531.

6. Аристотель. Политика / Пер. с др.-греч. С.А. Жебелёва // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 375-644; примеч.: c. 759-779.

7. Аристотель. Риторика / Пер. с др.-греч. Н.Н. Платоновой // Античные риторики / Собрание текстов, статьи, коммент. и общ. ред. А.А. Тахо-Годи. М.: Изд-во МГУ, 1978. С. 15-164; коммент.: с. 287-318.

8. Аристотель. Риторика / Пер. с др.-греч. и примеч. О.П. Цыбенко; под ред. О.А. Сычёва и И.В. Пешкова // Аристотель. Риторика. Поэтика. М.: Лабиринт, 2000. С. 5148; примеч.: с. 181-189.

9. Аристотель. Риторика. Кн. III / Пер. с др.-греч. С.С. Аверинцева // Аристотель и античная литература / Отв. ред. М.Л. Гаспаров. М.: Наука, 1978. С. 164-229.

10. Аристотель. Поэтика / Пер. с др.-греч. М.Л. Гаспарова // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 645-680; примеч.: с. 779-788.

11. Поэтика Аристотеля / Пер. с др.-греч. В.И. Захарова. Варшава: Тип. М. Земкевича, 1885. 157 с.

12. Аристотель. Поэтика / Пер. с др.-греч., введ. и примеч. Н.И. Новосадского. Л.: Academia, 1927. 120 с.

13. Аристотель. Поэтика. Об искусстве поэзии / Пер. с др.-греч. В.Г. Аппельрота; ред., пер. и коммент. Ф.А. Петровского. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. 184 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследования:

1. Бронзов А.А. Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности. СПб.: Тип. О. Елеонского и Ко, 1884. 591 с.

2. Гусейнов А.А. Этика Аристотеля. М.: Знание, 1984. 64 с.

3. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Аристотель // Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. C. 112-148.

4. Доватур А.И. Политика и Политии Аристотеля. М.; Л.: Наука, 1965. 390 с.

5. Канто-Спербер М. Аристотель // Греческая философия. Т. 1 / Под ред. М. Канто-Спербер. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2006. С. 332-476.

6. A Companion to Aristotle's Politics / Eds. D. Keyt, F.D. Miller, Jr. Oxford, Cambridge: Blackwell, 1991. 407 p.

7. Action and Contemplation: Studies in the Moral and Practical Thought of Aristotle / Eds. R.C. Bartlett, S.D. Collins. Albany: State University of New York Press, 1999. 350 p.

8. Aristotle's "Rhetoric": Philosophical Essays. Proceedings of the Twelth Symposium Aristotelicum / Eds. D.J. Furley, A. Nehamas. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1994. 338 p.

9. Aristotle's Politics: A Critical Guide / Eds. Th. Lockwood, Th. Samaras. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. 272 p.

10. Aristotle's Practical Philosophy: On Relationship between His Ethics and Politics / Eds. E. Cohen de Lara, R. Brouwer. Springer International Publishing, 2019. 194 p.

11. Bodeüs R. The Political Dimensions of Aristotle's Ethics / Trans. J.E. Garett. Albany: State University of New York Press, 1993. 250 p.

12. Buddensick Fr. Die Theorie des Glücks in Aristoteles' Eudemischer Ethik. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1999. 287 p.

13. Burger R. Aristotle's Dialogue with Socrates: On the Nicomachean Ethics. Chicago; London: The University of Chicago Press, 2008. 320 p.

14. Curzer H.J. Aristotle and the Virtues. Oxford: Oxford University Press, 2012. 464 p.

15. Echenique J. Aristotle's Ethics and Moral Responsibility. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. 218 p.

16. Else G.F. Aristotle's Poetics: The Argument. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1957. 670 p.

17. Essays in Ancient Greek Philosophy. Vol. IV: Aristotle' Ethics / Eds. J.P. Anton & A. Preus. Albany: State University of New York, 1991. 284 p.

18. Essays on Aristotle's Ethics / Ed. A.O. Rorty. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 1980. 438 p. (Major Thinkers Series)

19. Ethik und Politik des Aristoteles / Hrsg. von F.-P. Hager. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1972. 442 S. (Wege der Forschung; Bd. 208)

20. Fortenbaugh W.W. Aristotle on Emotion: A Contribution to Philosophical Psychology, Rhetoric, Poetics, Politics and Ethics. London: Duckworth, 1975. 128 p.

21. Hardie W.F.R. Aristotle's Ethical Theory. Oxford: At the Clarendon Press, 1968. 370 p.

22. Investigating the Relationship between Aristotle's Eudemian and Nicomachean Ethics / Ed. G. Di Basilio. London; New York: Routledge: Taylor & Francis, 2022. 210 p. (Issues in Ancient Philosophy)

23. Kenny A. The Aristotelian Ethics: A Study of the Relationship between the Eudemian and Nicomachean Ethics of Aristotle. Second Edition. Oxford: Clarendon Press, 2016. 338 p.

24. Kraut R. Aristotle on the Human Good. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1989. 392 p.

25. Kraut R. The Quality of Life: Aristotle Revised. Oxford: Oxford University Press, 2018. 260 p.

26. La "Politique" d'Aristote. Sept exposes et discussions. Vandoeuvres; Genève: Fondation Hardt, 1965. (Entretiens sur l'Antiquité classique; t. XI)

27. Lear G.R. Happy Lives and the Highest Good: An Essay on Aristotle's Nicomachean Ethics. Princeton; Oxford: Princeton University Press, 2004. 238 p.

28. Lintott A. Aristotle's Political Philosophy in its Historical Context: A new Translation and Commentary on Politics Books 5 and 6. London; New York: Routledge; Taylor & Francis Group, 2018. 232 p.

29. Nichols M.P. Aristotle's Discovery of the Human: Piety and Politics in the Nicomachean Ethics. Notre Dame, Indiana: University of Notre Dame Press, 2023. 356 p.

30. Pakaluk M. Aristotle's Nicomachean Ethics: An Introduction. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. 360 p.

31. Q. Horatius Flaccus. Opera / Ed. D.R. Shackleton Bailey. Berolini et Novi Eboraci: W. de Gruyter, 2008. X+372 p. (Bibliotheca Scriptorium Graecorum et Romanorum Teubneriana; Vol. 1234)

32. Reeve C.D.C. Action, Contemplation, and Happiness: An Essay on Aristotle. Cambridge, Mass.; London: Harvard University Press, 2012. 320 p.

33. Rowe Chr. Aristotelica: Studies on the Text of Aristotle's Eudemian Ethics. Oxford: Oxford University Press, 2023. 224 p.

34. Schneider W. OYSIA und EYDAIMONIA: Die Verflechtung von Metaphysik und Ethik bei Aristoteles. Berlin; New York: Walter de Gruyter, 2001. 338 p. (Quellen und Studien zur Philosophie; Bd. 50)

35. Seeck G.A. Einführender Kommentar zu Aristoteles' Politik. Hamburg: Felix Meiner Verlag, 2019. (Philosophische Bibliothek; Bd. 728)

36. Stewart J.A. Notes on the Nicomachean Ethics of Aristotle. Vols. I—II. Oxford: At the Clarendon Press, 1892. 475 p.

37. Swanson J.A. The Public and the Private in Aristotle's Political Philosophy. Ithaca; London: Cornell University Press, 1992. 244 p.

38. Szaif J. Gut des Menschen. Untersuchungen zur Problematik und Entwicklung der Glücksethik bei Aristoteles und in der Tradition des Peripatos. Berlin; Boston: W. de Gruyter, 2012. 333 p. (Quellen und Studien zur Philosophie; Bd. 83)

39. Tessitore A. Reading Aristotle's Ethics: Virtue, Rhetoric, and Political Philosophy. Albany: State University of New York Press, 1996. 176 p.

40. The Blackwell Guide to Aristotle's Nicomachean Ethics / Ed. R. Kraut. Oxford: Blackwell Publishing, 2006. 400 p. (Blackwell Guides to Great Works)

41. The Cambridge Companion to Aristotle's Nicomachean Ethics / Ed. R. Polansky. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. 488 p.

42. The Eudemian Ethics on the Voluntary, Friendship, and Luck. The Sixth S.V. Keeling Colloquium in Ancient Philosophy / Ed. F. Leigh. Leiden; Boston: Brill, 2012. 197 p. (Philosophia antiqua; Vol. 132)

43. The Routledge Guidebook to Aristotle's Nicomachean Ethics / Ed. G.J. Hughes. London; New York: Routledge; Taylor & Frances Group, 2013. 288 p. (The Routledge Guides to the Great Books)

44. Unteruchungen zur Eudemischen Ethik: Akten des 5. Symposium Aristotelicum. (Oostenbeek, Niederlande, 21-29 August 1969) / Hrsg. von P. Moraux & D. Harlfinger. Berlin: Walter de Gruyter, 1971. 327 S. (Peripatoi; Bd. 1)

45. Walsh J.J. Aristotle's Conception of Moral Weakness. New York; London: Columbia University Press, 1963. 224 p.

46. Weil R. Aristote et l'Histoire: Essai sur la "Politique". Paris: Librairie C. Klincksieck, 1960. 466 p. (Études et Commentaires; t. 36)

47. Wolf U. Aristoteles' "Nikomachische Ethik". 3. Auflage. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2007. 281 S. (Werkinterpretationen)

ENCYCLOPEDIC SEARCH

Sergey Melnikov

PhD in Philosophy,

Senior Research Fellow. RAS Institute of Philosophy. Gonchamaya St. 12/1, Moscow 109240, Russian Federation; e-mail: melnikow@inbox.ru

ARISTOTLE'S ETHICS

In ethics and politics, Aristotle is a classic representative of eudaimonism. The summum bonum for human being is happiness (eudaimonía), which consists in the activity of the soul to realize its virtue (areté). Virtues carried out in rational activity are divided into ethical and dianoetic (sc. intellectual). The highest moral ideal, according to Aristotle, is to live a contemplative life (bíos theoretikós; vita contemplativa), because happiness is a kind of contemplation. The blessed life consists of enjoying contemplation, i.e. in the study of philosophy. Philosophy, the subject of which is the highest principles of existence, is the most speculative of the sciences. Therefore, a life devoted to philosophy is the most perfect.

Keywords: Aristotle, Socrates, ethics, happiness (eudaimonía), virtue (areté), fellowship (philía), justice, polis, metriopátheia, bíos theoretikós (vita contemplativa)

References Sources:

1. Aristotel'. "O dobrodetelyakh i porokakh" [About Virtues and Vices], trans. T.A. Miller, in: A.A. Guseinov, G. Irrlitts, Kratkaya istoriya ehtiki [A Brief History of Ethics]. Moscow: Mysl' Publ., 1987, pp. 527-531. (In Russian)

2. Aristotel'. " Ritorika. Kn. III" [Rhetoric. Book III], trans. S.S. Averintsev, Aristotel' i an-tichnaya literatura [Aristotle and Ancient Literature], ed. M.L. Gasparov. Moscow: Nauka Publ., 1978, pp. 164-229. (In Russian)

3. Aristotel'. "Bol'shaya ehtika" [Great Ethics], trans. T.A. Miller, in: Aristotle, Sochineniya [Works], Vol. 4. Moscow: Mysl' Publ., 1984, pp. 295-374, notes: pp. 752-759. (In Russian)

4. Aristotel'. "Nikomakhova ehtika" [Nicomachean Ethics], trans. N.V. Braginskaya, in: Aristotel', Sochineniya [Works], Vol. 4. Moscow: Mysl' Publ., 1984, pp. 53-293, notes: pp. 687-752. (In Russian)

5. Aristotel'. "Poehtika" [Poetics], trans. M.L. Gasparov, in: Aristotle, Sochineniya [Works], Vol. 4. Moscow: Mysl' Publ., 1984, pp. 645-680, notes: pp. 779-788. (In Russian)

6. Aristotel'. "Politika" [Politics], trans. S.A. Zhebelev, in: Aristotle, Sochineniya [Works], Vol. 4. Moscow: Mysl' Publ., 1984, pp. 75-644, notes: pp. 759-779. (In Russian)

7. Aristotel'. "Ritorika" [Rethoric], trans. O.P. Tsybenko, ed. O.A. Sychev, I.V. Peshkov, in: Aristotle, Ritorika. Poehtika [Rethoric. Poetics]. Moscow: Labirint Publ., 2000, pp. 5-148; notes: pp. 181-189. (In Russian)

8. Aristotel'. "Ritorika" [Rhetoric], trans. N.N. Platonova, Antichnye ritoriki [Ancient rhetorics], ed. A.A. Takho-Godi. Moscow: Moscow State University Publishing House, 1978, pp. 15-164, comments: pp. 287-318. (In Russian)

9. Aristotel'. Ehtika Aristotelya [The Ethics of Aristotle], trans. E.L. Radlov. St. Petersburg: Philos. Society at the Imperial St. Petersburg University Publ., 1908. LXIV, 207 pp. (In Russian)

10. Aristotel'. Evdemova ehtika: v 8 kn. [Eudemian Ethics: in 8 books], trans. T.V. Vasi-lyeva, T.A. Miller, M.A. Solopova. Moscow: IF RAN Publ., 2005. 445 pp. (In Russian)

11. Aristotel'. Poehtika [Poetics], trans. N.I. Novosadsky. Leningrad: Academia Publ., 1927. 120 pp. (In Russian)

12. Aristotel'. Poehtika. Ob iskusstve poehzii [Poetics. About the Art of Poetry], trans. V.G. Appelrot, ed. F.A. Petrovsky. Moscow: State Publishing House of Fiction, 1957. 184 pp. (In Russian)

13. Poehtika Aristotelya [The Poetics of Aristotle], trans. V.I. Zakharov. Varshava: Printing house of M. Zenkevich, 1885. 157 pp. (In Russian)

Researches:

1. A Companion to Aristotle's Politics, eds. D. Keyt, F.D. Miller, Jr. Oxford, Cambridge: Blackwell, 1991. 407 pp.

2. Action and Contemplation: Studies in the Moral and Practical Thought of Aristotle, eds. R.C. Bartlett, S.D. Collins. Albany: State University of New York Press, 1999. 350 pp.

3. Aristotle's "Rhetoric": Philosophical Essays. Proceedings of the Twelth Symposium Aristotelicum, eds. D.J. Furley, A. Nehamas. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1994. 338 pp.

4. Aristotle's Politics: A Critical Guide, eds. Th. Lockwood, Th. Samaras. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. 272 pp.

5. Aristotle's Practical Philosophy: On Relationship between His Ethics and Politics, eds. E. Cohen de Lara, R. Brouwer. Springer International Publishing, 2019. 194 pp.

6. Bodeüs, R. The Political Dimensions of Aristotle's Ethics, trans. J.E. Garett. Albany: State University of New York Press, 1993. 250 pp.

7. Bronzov, A.A. Aristotel' i Foma Akvinat v otnoshenii k ikh ucheniyu o nravstvennosti [Aristotle and Thomas Aquinas in Relation to their Doctrine of Morality]. St. Petersburg: The Printing House of O. Eleonsky and Co., 1884. 591 pp. (In Russian)

8. Buddensick, Fr. Die Theorie des Glücks in Aristoteles' Eudemischer Ethik. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1999. 287 pp.

9. Burger, R. Aristotle's Dialogue with Socrates: On the Nicomachean Ethics. Chicago, London: The University of Chicago Press, 2008. 320 pp.

10. Curzer, H.J. Aristotle and the Virtues. Oxford: Oxford University Press, 2012. 464 pp.

11. Dovatur, A.I. Politika i Politii Aristotelya [Politics and Polity of Aristotle]. Moscow, Leningrad: Nauka Publ., 1965. 390 pp. (In Russian)

12. Echenique, J. Aristotle's Ethics and Moral Responsibility. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. 218 pp.

13. Else, G.F. Aristotle's Poetics: The Argument. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1957. 670 pp.

14. Essays in Ancient Greek Philosophy, Vol. IV, Aristotle' Ethics, eds. J.P. Anton & A. Preus. Albany: State University of New York, 1991. 284 pp.

15. Essays on Aristotle's Ethics, ed. A.O. Rorty. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 1980. 438 pp. (Major Thinkers Series)

16. Ethik und Politik des Aristoteles, Hrsg. von F.-P. Hager. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1972. 442 S. (Wege der Forschung; Bd. 208)

17. Fortenbaugh, W.W. Aristotle on Emotion: A Contribution to Philosophical Psychology, Rhetoric, Poetics, Politics and Ethics. London: Duckworth, 1975. 128 pp.

18. Guseinov, A.A. Ehtika Aristotelya [The Ethics of Aristotle]. Moscow: Znanie Publ., 1984. 64 pp. (In Russian)

19. Guseinov, A.A., Irrlitts, G. "Aristotel'" [Aristotle], in: A.A. Guseinov, G. Irrlitts, Kratkaya istoriya ehtiki [A Brief History of Ethics]. Moscow: Mysl' Publ., 1987, pp. 112-148. (In Russian)

20. Hardie, W.F.R. Aristotle's Ethical Theory. Oxford: At the Clarendon Press, 1968. 370 pp.

21. Investigating the Relationship between Aristotle's Eudemian and Nicomachean Ethics, ed. G. Di Basilio. London, New York: Routledge: Taylor & Francis, 2022. 210 pp. (Issues in Ancient Philosophy)

22. Kanto-Sperber, M. "Aristotel'" [Aristotle], Grecheskaya filosofiya [Greek Philosophy], Vol. 1, ed. M. Kanto-Sperber. Moscow: The Greek-Latin Study of Yu.A. Shichalin Publ., 2006, pp. 332-476. (In Russian)

23. Kenny, A. The Aristotelian Ethics: A Study of the Relationship between the Eudemian and Nicomachean Ethics of Aristotle. Second Edition. Oxford: Clarendon Press, 2016. 338 pp.

24. Kraut, R. Aristotle on the Human Good. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1989. 392 pp.

25. Kraut, R. The Quality of Life: Aristotle Revised. Oxford: Oxford University Press, 2018. 260 pp.

26. La "Politique" d'Aristote. Sept exposes et discussions. Vandoeuvres, Genève: Fondation Hardt, 1965. (Entretiens sur l'Antiquité classique; t. XI)

27. Lear, G.R. Happy Lives and the Highest Good: An Essay on Aristotle's Nicomachean Ethics. Princeton, Oxford: Princeton University Press, 2004. 238 pp.

28. Lintott, A. Aristotle's Political Philosophy in its Historical Context: A new Translation and Commentary on Politics Books 5 and 6. London, New York: Routledge, Taylor & Francis Group, 2018. 232 pp.

29. Nichols, M.P. Aristotle's Discovery of the Human: Piety and Politics in the Nicomachean Ethics. Notre Dame, Indiana: University of Notre Dame Press, 2023. 356 pp.

30. Pakaluk, M. Aristotle's Nicomachean Ethics: An Introduction. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. 360 pp.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Q. Horatius, Flaccus. Opera, ed. D.R. Shackleton Bailey. Berolini et Novi Eboraci: W. de Gruyter, 2008. X+372 pp. (Bibliotheca Scriptorium Graecorum et Romanorum Teubneria-na; Vol. 1234)

32. Reeve, C.D.C. Action, Contemplation, and Happiness: An Essay on Aristotle. Cambridge, Mass., London: Harvard University Press, 2012. 320 pp.

33. Rowe, Chr. Aristotelica: Studies on the Text of Aristotle's Eudemian Ethics. Oxford: Oxford University Press, 2023. 224 pp.

34. Schneider, W. OYSIA und EYDAIMONIA: Die Verflechtung von Metaphysik und Ethik bei Aristoteles. Berlin, New York: Walter de Gruyter, 2001. 338 pp. (Quellen und Studien zur Philosophie; Bd. 50)

35. Seeck, G.A. Einführender Kommentar zu Aristoteles' Politik. Hamburg: Felix Meiner Verlag, 2019. (Philosophische Bibliothek; Bd. 728)

36. Stewart, J.A. Notes on the Nicomachean Ethics of Aristotle, Vols. I-II. Oxford: At the Clarendon Press, 1892. 475 pp.

37. Swanson, J.A. The Public and the Private in Aristotle's Political Philosophy. Ithaca, London: Cornell University Press, 1992. 244 pp.

38. Szaif, J. Gut des Menschen. Untersuchungen zur Problematik und Entwicklung der Glücksethik bei Aristoteles und in der Tradition des Peripatos. Berlin, Boston: W. de Gruyter, 2012. 333 pp. (Quellen und Studien zur Philosophie; Bd. 83)

39. Tessitore, A. Reading Aristotle's Ethics: Virtue, Rhetoric, and Political Philosophy. Albany: State University of New York Press, 1996. 176 pp.

40. The Blackwell Guide to Aristotle's Nicomachean Ethics, ed. R. Kraut. Oxford: Blackwell Publishing, 2006. 400 pp. (Blackwell Guides to Great Works)

41. The Cambridge Companion to Aristotle's Nicomachean Ethics, ed. R. Polansky. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. 488 pp.

42. The Eudemian Ethics on the Voluntary, Friendship, and Luck. The Sixth S.V. Keeling Colloquium in Ancient Philosophy, ed. F. Leigh. Leiden, Boston: Brill, 2012. 197 pp. (Philosophia antiqua; Vol. 132)

43. The Routledge Guidebook to Aristotle's Nicomachean Ethics, ed. G.J. Hughes. London, New York: Routledge, Taylor & Frances Group, 2013. 288 pp. (The Routledge Guides to the Great Books)

44. Unteruchungen zur Eudemischen Ethik: Akten des 5. Symposium Aristotelicum. (Oosten-beek, Niederlande, 21.-29. August 1969), Hrsg. von P. Moraux & D. Harlfinger. Berlin: Walter de Gruyter, 1971. 327 S. (Peripatoi; Bd. 1)

45. Walsh, J.J. Aristotle's Conception of Moral Weakness. New York, London: Columbia University Press, 1963. 224 pp.

46. Weil, R. Aristote et l'Histoire: Essai sur la "Politique". Paris: Librairie C. Klincksieck, 1960. 466 pp. (Études et Commentaires; t. 36)

47. Wolf, U. Aristoteles' "Nikomachische Ethik". 3. Auflage. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2007. 281 S. (Werkinterpretationen)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.