УДК 17 : 745.5 (470.67)
Курбанова Альбина Магомедшапиевна
кандидат философских наук, доцент кафедры философии Московского государственного открытого университета, филиала в г. Махачкале [email protected]
Гусенова Джамиля Адамкадиевна
кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и философии Дагестанского государственного университета [email protected]
ЭТИЧЕСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОНЧАРНОГО ИСКУССТВА ДАГЕСТАНА [1]
Kurbanova Albina Magomedshapievna
PhD, Assistant Professor of the Philosophy Department, Makachkala branch of the Moscow State Open University [email protected]
Gusenova Dzhamilya Adamkadievna
PhD, Assistant Professor of the Philosophy and Social Science Department, Dagestan State University [email protected]
ETHIC AND ESTHETIC FEATURES OF THE CERAMICS ART OF DAGESTAN [1]
Аннотация:
В данной статье поднимается проблема сохранения традиционного искусства, получившего развитие в лакском с. Балхар; история его появления; вопрос приобщения молодежи через процесс их вовлечения в создание гончарных изделий, отражающих мировосприятие и мироотно-шение к окружающей их действительности, а также изучение символов, используемых при их создании.
Ключевые слова:
гончарное искусство, народные художественные промыслы, керамика, орнамент, Дагестан, этика, эстетика.
The summary:
The article discusses a problem of preservation of the traditional art that have been developing in the Laksky village Balkhar. The authors consider a question of getting the youth involved in creation of the pottery, which reflects the world-view of the nation, with study of symbols being used in the ceramics making.
Keywords:
ceramics art, folk arts and crafts, ceramics, ornaments, Dagestan, ethics, aesthetics, pottery.
В современном обществе особенно актуальным является проблема сохранения традиционного искусства. К сожалению, современность обнаруживает нравственную глухоту и эмоциональную бедность, которая приводит к духовному обнищанию, усиливая социальный, житейский прагматизм. Возникает потребность к возрождению и дальнейшему развитию народных промыслов, способствующих пониманию ценности искусства через воспитание нравственности, ответственности перед будущим, уважения к старшим и достоинству каждого человека. С этим и связан повышенный интерес общества к народной культуре, как среди научного сообщества, так и среди общественности.
Сегодня дагестанское общество переживает не лучшие времена, связанные с напряженностью социально-политической обстановки. Это делает особенно актуальным исследование традиционного искусства, которое в определенной степени будет способствовать стабилизации жизни в регионе, нравственному воспитанию. «Из всех феноменов культуры, раскрывающих ее духовное пространство, наиболее показательным являются народные художественные промыслы как “ключ”, приоткрывающий дверь в тайну культурной самобытности народов» Дагестана [2, с. 66].
Свое восприятие мира дагестанцы отражали в создании декоративно-прикладного искусства, впитавшего в себя все культурные формы организации жизни, представления об устройстве мироздания, мифологии.
Одним из наиболее древних видов народного мастерства является гончарное искусство, обладающее своей древней историей, уходящей своими корнями в глубокую древность. Появляется еще в каменном веке и сохраняет свой стиль до нашего времени. Одним из первых гончарных изделий мы встречаем в VI в. до н. э. вблизи селения Чох. Это были черепки - нечто близкое между миской и небольшим горшочком. В данный период техника обжига была еще примитивная и, несмотря на это, в ней отсутствует орнамент. «Лепили эту посуду вручную, пользуясь плетеными формами, как матрицей» [3].
В селении Гинчи в этот период гончарные изделия были более разнообразными. Постепенно начинает расширяться их ассортимент: сосуды, в которых хранят провизию, столовые миски, чашки, кухонные горшки, при этом чашки и миски были, по своей структуре, достаточно тонкими и отполированными. Поверхность керамических изделий в отличие от раннебронзовых изделий, была шероховатой «от обмазки жидкой глиной». На нее наносился пояс из треугольного фестона и орнамент «елочка», символизирующий, согласно П.М. Дебирову и А. Голану [4], воду как символ жизни. Используемый орнамент в росписи гончарных изделий выступал оберегающим символом, положительным заклинанием.
В период бронзового века появляется на территории Дагестана более качественная керамика, относящаяся к так называемой куро-аракской культуре. «Поверхность сосудов тщательно отполирована (залощена), и при ударе они издают звон. Очень хорошо выработаны формы сосудов и их декор» [5, с. 57]. Гончарные изделия производили без гончарного круга больших размеров для хранения зерна.
Тотемные верования жителей Нагорного Дагестана выразились в создании светлокрасных кувшинов с головой свиньи. «Владея искусством лепки, мастер дает острую характеристику животного. Глаза, выполненные в технике инкрустации, и фактурные налепные жгуты дополняют декоративное убранство сосуда» [6, с. 22].
В средние века центром керамики становится с. Кала, известное своей «подглазурной расписной керамикой темно-зеленого цвета по белому ангобу» [7, с. 22]. Оно было оборвано в результате татаро-монгольского нашествия, приведшее к потере этого искусства.
Роспись подглазурной керамики продолжило с. Испик. Особенность его керамических изделий заключалась в использовании вишневого или коричневато-оранжевого цветов; в сочетании с зеленым создавало эффект прозрачной свинцовой глазури с природными минеральными красителями. Техника производства отличалась из-за использования ножного гончарного круга и последующей сушки, после которой изделие полировалось гладким камнем и только затем подвергалось обжигу в купольной печи из сырцового кирпича. Для поливы на сильном огне пережигали свинец, в него добавляли яичный желток и воду. Эта смесь наносилась на мелкую гончарную посуду. Для крупных сосудов добавляли нефть. В эпоху позднего средневековья техника поливы изменилась, в нее стали добавлять окись меди, марганца, железа и хрома для получения свинцовой глазури. Это единственный вид гончарных изделий - испикские тарелки - который использовались только в качестве украшения горской сакли, вешался на внутреннюю стену кунацкой -гостевой комнаты дома, выполняя не только эстетическую функцию, но и охранительную.
Создание гончарных изделий в каждом селе имело свои особенности не только в техники и использовании орнамента, но и в гендерном разделении труда. Так у лезгинских мастеров мужчины придают форму изделию, а женщины его расписывают. В селение Балхар изначально гончарным искусством занимались преимущественно мужчины. Уже позднее - женщины. Мужчины начали его продавать, разъезжая по разным селам. Особый эффект гончарным изделиям придавала сочная цветовая гамма поливы: «то сливаются к центру, то свободно расходятся зеленые и темно-вишневые потеки, полученные при росписи изделия солями марганца и меди» [8]. Это искусство навсегда было потеряно, так как изготовлением поливных блюд занимались гончары нескольких родственных семей.
В VIII в. даргинском с. Сулевкент получило развитие распространенное производство глиняной посуды. Производство глиняных изделий здесь было мужским ремеслом. Сулевкенцы поставляли водоносные сосуды близлежащим селениям: Кумух, Кули, Касумкент. Самые ранние образцы представляли собой лепные сосуды с налепными украшениями в виде жгутов, волнистых линий и штрихов. С появлением гончарного круга видоизменяются лепные украшения, но лепки в верхней части сливы остаются без изменений. Это, например процарапывание волнистой линией. «Общие пропорции, форма и скульптурное оформление кувшинов говорит о преемственности традиций, восходящих к археологическим сосудам с изображением свиньи» [9]. До недавнего времени это искусство считалось утерянным. Так в 2010 г. умер последний мастер, который один проживал в древнем Сулевкенте, в то время, когда остальные жители покинули аул. Но благодаря местному населению удалось возобновить гончарное искусство села.
Расписная керамика с. Джули характеризуется использованием Б-образными или зигзагообразными узорами. Современные мастера сохранили традиции предыдущих поколений, которые проявляются в узоре и волнистых линий, нанесенных на гончарном круге, объединенных Б-образным завитком. Орнамент фиксирует «насущные проблемы и условия жизни коллектива, отражает его историческую память, этническую, национальную специфику отношений человека и природы» [10]. Например, Б-образный завиток несет символическое значение обозначающее достаток, материальное благосостояние.
На сегодняшний день центром развития гончарного искусства выступает Балхар. Само его появление в этом селе имеет свою легенду. Когда-то в далекие времена балхарцы занимались земледелием, жили в бедности. Местный житель Калкуччи решил заработать денег, но не знал с чего ему начать. Он знал, что многие села зарабатывали себе на хлеб своим мастерством; ткали ковры, другие искусно резали посуду. Так он сидел на берегу озера и размышлял. Случайно его взгляд упал на играющих у берега ребятишек, которые лепили из глины фигурки. Такая вязкая и жирная глина была только на этом озере. Он решил попробовать слепить из глины кувшины и продать их. Затем Калкуччи научил лепке свою жену и больше за это дело он не брался. Так появилось гончарное искусство в этом селе. Секрет мастерства передается из поколения в поколение, от матери к дочери. Балхарцы для сохранения секрета своего мастерства выдавали девушек за односельчанина, да и ребят женили на односельчанке.
Создание балхарских изделий включало в себя несколько этапов: очистки глины от воздуха и примесей, залитая водой глина оставалась так несколько дней, пока не доходила до нужной консистенции. И только после этого из глины создавались различные изделия, после обжига на нее наносили узоры.
Изготовление гончарных изделий включало в себя не только эстетическое воспитание подрастающего поколения, но и нравственное. Важное значение эстетического, нравственного воспитания подчеркивают исследования, проведенные Г.Г. Степановой в Воронежском педагогическом университете, которая отмечает «о неблагополучии межпоколенных связей» выступающих «серьезным препятствием интерпретации молодым поколением накопленного культурно-исторического опыта» [11, с. 54]. Так на вопрос о неуважении к старшим и жестоким обращением к ним 70 % испытуемых отметили, что наблюдали оскорбления в адрес старшего поколения от своих знакомых, родных. Таким образом, полученные сведения свидетельствуют об отсутствии трудового воспитания, которое ведет к печальным последствиям не только по России, но и в Дагестане, к утрате народного мастерства.
Анализируя опыт прошлых поколений нельзя не согласиться с тем, что приобщение к труду направленному на сохранение и развитие декоративно-прикладного искусства необходимо начинать с раннего возраста. Например, при воспитании детей горцы используют методы публичного поощрения или осуждения. Попытаемся рассмотреть процесс эстетического и нравственного воспитания на примере гончарного искусства. Как отмечает Р.М. Абакарова в своей работе «Этос этноса» согласно горскому этикету мать должна все время находиться с детьми, спать, кушать, заниматься домашними делами. Дочь должна быть с матерью, сын с отцом. Так постепенно происходил процесс обучения ведения домашних дел дочкой и отцовских дел сыном. Мальчишки учились добывать хворост для обжига глины в печи, а девочки работать на гончарном круге. Гончарное искусство было основным заработком жителей с. Балхар.
Следующим приемом, вовлекающим детей в трудовой процесс, было изготовление детских игрушек. «Балхарская игрушка - это целый мир реальной и сказочной действительности» [12, с. 23]. Созерцая собственными глазами, процесс превращения материи - глины в красивую вазу или кувшин естественно возникает желание создавать и творить прекрасные произведения искусства, пусть первоначально грубые и некрасивые, но выполненные своими руками. Само гончарное искусство требует определенных знаний и подходов. Женщина-балхарка готовит свое изделие на специальном круге, получившим название «жюлла». Его поверхность посыпают золой, затем на него накладывается лепешка глины - днище сосуда - и в момент вращения наращиваются боковые стенки. После просушки на них наносили узоры. В старину их обжигали в печах получивших название «чара». На печи укрепляли конные черепа, которые должны были, отмечает В.И. Маркович в работе «Дорогами и тропами Дагестана», охранять посуду от порчи. Балхарцы верят в приметы, если дым, идущий из печи, стелется - получится плохая посуда, если идет вверх - хорошая, красивая посуда. «Красками для росписи служит белая и красная глина. Основные линии рисунка балхарки наносят красной краской, ей же членят поверхность на ритмические части. Белой глиной выполняется задуманный узор» [13, с. 185]. На изделия малой формы наносят только белую краску в виде косой решетки. При этом процесс сопровождается пением. Балхарки считают, что под песню изделия получаются еще более изящными, так как под каждый этап работы они поют особую песню. «А узор на изделии будет таким, какой напев возникнет в данный момент. Песня о воде откликнется волнообразным узором, а песня о горах отзовется углами и квадратами. Есть узоры солнца, пение птиц, шорох опадающих листьев и рокот горной реки» [14].
Таким образом, в дагестанских селах, где получило развитие гончарное искусство, обнаруживается удивительное разнообразие орнамента, определяющего в значительной степени неповторимость и своеобразие каждого гончарного изделия. Использование геометрических узоров в керамических изделиях, в том числе и балхарских игрушках, выражало синкретическое единство
эстетического с этическим. Изображение круга с крестом внутри, ромба, квадрата выступали символами солнца, воды, плодородия, выступающие оберегами, защищающими от нечистой силы.
В современных условиях наблюдается возрастающий интерес к декоративноприкладному искусству и к национальной культуре каждого народа как носителю гармоничного развития личности.
Ссылки и примечания:
1. Работа выполнена в рамках поддержанного гранта «Программа стратегического развития ДГУ». Проект ИМ-15/2.
2. Шабанова М.В. Народные художественные промыслы в этнокультурном пространстве Северного Кавказа: традиции и современность // Современные проблемы туризма и сервиса. 2011. № 1.
3. Фаталиев К. Гончарное искусство горцев // Возрождение. № 2. 1993. и^: http://www.odnoselchane.ru/7sectH775 (дата обращения: 13.11.2013).
4. Коллекция дагестанской керамики в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой. и^: http://dmii.ru/subcat007.html (дата обращения: 13.11.2013).
5. Сборник научных статей. История, исследования, опыт, открытия. Махачкала, 2002.
6. Декоративное искусство Дагестана. М., 1971.
7. Народная керамика Дагестана. М., 1991.
8. Декоративное искусство ... С. 34.
9. Шабанова М.В. Указ. соч. С. 67.
10. Степанова Г.С. Проблемы социализации современной молодежи // Педагогика. № 3. 2013.
11. Гамзатова П.С. История формирования и комплектования коллекции дагестанского музея изобразительных
искусств // Сб. науч. ст.: история, исследования, опыт, открытия. Вып. 1. Махачкала, 2002.
12. Маркович В.И. Дорогами и тропами Дагестана. М., 1988.
13. Декоративно-прикладное искусство Дагестана / сост. Д. Чирков. М., 1971.
14. Открытый Дагестан. и^: http://www.opendag.ru (дата обращения: 08.10.13).