УДК 316.6
ЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СБОРА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БОЛЬШИХ ОБЪЕМОВ ДАННЫХ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Лебедева Р.В., аспирантка Дворецкая М.Я., доктор психологических наук, профессор Веселова Е.К., доктор психологических наук, профессор Коржова Е.Ю., доктор психологических наук, профессор
Российский Государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия
elkonves16@yandex. ги; elenakorjova@gmail. сот
В статье представлены этические вопросы о сборе и использовании больших объемов данных в психологических исследованиях. Решение данных вопросов связано с рядом этических аспектов психологического исследования. Личностная зрелость психолога-экспериментатора рассматривается как условие профессионализма экспериментатора. Акцент делается на этических принципах психолога (компетентности порядочности, профессиональной, научной, социальной ответственности, уважение к правам человека, забота о благополучии других). Представлены правила проведения исследований с участием людей. Работа имеет практическую ценность для психологов и педагогов при проведении исследования. Ключевые слова: этические вопросы сбор данных, психологические исследования, этика психологического исследования, студент, этический комплекс, личность психолога, этические принципы психолога.
Сегодня для психологов и педагогов актуальны вопросы этики исследования. Однако, не всегда эти вопросы решаются адекватно в контексте проведения исследования на больших объемах. В связи с чем обращение к этим проблемам востребовано временем.
Этические аспекты психологического исследования
Этика психологического исследования представляет собой раздел профессиональной этики психолога и рассматривает этические принципы и нормы, связанные с реализацией профессиональной роли психолога-исследователя. Психолог имеет дело с измеренными конструктами психологических явлений, которые не тождественны им, а являются их отображением в научном сознании [1]. Поэтому большое значение приобретает способ их интерпретации, особенно когда изучаются большие объемы данные и вывод делается относительно обширных выборок, выявляются фундаментальные закономерности. Психологи занимаются разработкой надежного и достоверного научного знания, основанного на исследованиях. Они могут использовать это знание в разных контекстах человеческого поведения. Как правило, в своей деятельности психолог выполняет несколько ролей. Это - исследователь, преподаватель, диагност, терапевт, консультант, супервизор, администратор. Это человек, вмешивающийся в социальные процессы и эксперт, анализирующий психологическую составляющую этих процессов.
Научная деятельность приобретает смысл, в том числе и общечеловеческий, в рамках более широкого контекста человеческой деятельности, где обязательно имеют место цели, ценности и интересы. Уже в методологическом аспекте науки необходимо использовать ценностные
критерии, т.к. приходится выбирать между разными методами и методиками. Но есть еще одна важная сторона, касающаяся не столько внутренней структуры науки, сколько ее практического применения, которая ставит большой вопрос относительно аксиологической нейтральности науки. Если наука считает человека чистым объектом исследования и манипулирования, это может означать, что не наука, но некоторые люди могут (и, как вытекает из такого взгляда на человека, присваивают себе право) манипулировать другими людьми. Хорошо видно, что под стремлением провозгласить нейтральность науки и ее освобождение от «метафизических и этических предрассудков» может прятаться жажда власти. Очевидно, что наука не только не исключает этику, но настоятельно требует ее оценки и контроля именно потому, что научные результаты можно использовать как «за», так и «против» человека, т.е. хорошо или плохо. Этический кодекс в целом ставит своей целью создание системы ценностей, которой психологи должны руководствоваться в профессиональной и научной работе. Основной задачей кодекса является благополучие и защита индивидов и групп, с которыми работают психологи.
Личностная зрелость психолога-экспериментатора как условие профессионализма экспериментатора
Личностная готовность исследователя как профессионала определяется зрелостью личности психолога. Зрелой личностью можно назвать психолога, имеющего устойчивую систему ценностей, морально-нравственную направленность, зрелую совесть, позитивные идеалы личностного развития. Психолог не может работать в криминальных структурах, не может состоять в деструктивных сектах, так как они несут вред и погибель людям и обществу. Зрелость личности есть в первую очередь ответственность и способность нести ответственность за других людей.
В целом, можно сказать, что психологи должны сформировать мировоззрение, в котором должно быть определены такие категории как «добро» и «польза», «зло» и «вред» [2]. Нравственный релятивизм, то есть признание того, что «добро» и «зло» - это одно и то же ведет к нравственному хаосу. Если добро и зло это одно и то же, то никакой личной ответственности быть не может. Это влечет за собой опасные социальные последствия.
Цель психологического исследования - обогащение наших знаний о психологических характеристиках человека. Получаемые результаты должны использоваться исключительно на благо людей. Психологи должны четко себе представлять ради чего они работают, в какую область вторгаются. Есть сферы деятельности психолога, где психология смыкается с медициной. Врач, не исполняющий требования врачебного кодекса, может стать убийцей. Психолог, профессионально и личностно не готовый, или преследующий личные, своекорыстные цели может стать орудием в руках преступников, может нанести вред внутреннему миру личности, может стать причиной заболевания человека. Личностная зрелость психолога-исследователя отличается следующими характеристиками нормы личностного развития, которое ведет человека к обретению им родовой человеческой сущности: отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода "человек"; способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения; творческий целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в
позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению; возможность самопроектирования будущего; вера в осуществимость намеченного; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни. Аномальным, отклоняющимся от нормального является такое развитие, которое приводит человека к отъединению, отрыву от его всеобщей родовой сущности: отношение к человеку как к средству, как к конечной, заранее определимой вещи; эгоцентризм и неспособность к самоотдаче и любви; причинно-обусловленный, подчиняющийся внешним обстоятельствам характер жизнедеятельности; отсутствие или слабая выраженность потребности в позитивной свободе; неспособность к свободному волепроявлению и самопроектированию своего будущего; неверие в свои возможности; отсутствие или крайне слабая внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; отсутствие стремления к обретению сквозного общего смысла своей жизни [3].
С позиции нормы следует рассматривать и данные, получаемые в крупномасштабных исследованиях. Однако нормирование в больших группах очень сложно, так как современное состояние общества ориентированно только на один принцип нормирования - витальный, идеал человек-потребитель (эгоцентризм). Социальное или экзистенциальное нормирование, позволяющее формировать единые ценностные ориентации нравственного порядка, (ориентирующие человека не на эгоцентрические ценности), как правило, носит бессистемный характер, или в национальных и религиозных традициях осуществляется в двойных моральных стандартах (свой-чужой), что не способствует консолидации общества и сказывается на результатах массовых опросов.
Этические принципы психолога
В этическом кодексе психолога в первой его части мы находим общие этические принципы, которыми руководствуются специалисты-психологи любого профиля. Общие принципы декларируют основополагающие цели, призванные утвердить высокие идеалы психологии. Это основа этических действий психологов и основа для понимания конкретных этических стандартов. Сознательное усвоение принципов, анализ их применимости к конкретным ситуациям исследования должны сформировать у исследователя этическое профессиональное сознание, которое должно функционировать в форме общей моральной установки.
А. Принцип компетентности
Психологи стремятся придерживаться в своей работе высоких стандартов компетентности. Они осознают границы своих практических возможностей и пределы своей эрудиции. Они используют только те приемы, в которых компетентны благодаря своему образованию, подготовке или опыту. Психологи осознают тот факт, что компетентность, необходимая для обучения, обслуживания или изучения групп людей, часто во многом зависит от характеристик самих этих групп. В тех сферах деятельности, в которых еще не выработаны профессиональные стандарты, психологи проявляют повышенную ответственность и делают все возможное для защиты благополучия тех, с кем они работают. Они повышают свою квалификацию применительно к областям своей деятельности и вовремя распознают необходимость дополнительного обучения. Психологи внимательно относятся
к научным, профессиональным, техническим и административным материалам, стараясь найти им должное применение.
Б. Порядочность
Психологи стараются соблюдать порядочность в науке, обучении и практике психологии. В своей деятельности психологи честны, доброжелательны и уважительны к другим. В сообщениях о своей квалификации, работе, исследованиях и обучении психологи не должны делать ложных, ошибочных или неправдивых заявлений. Психологи должны хорошо осознавать свои личностные ценности, нужды, убеждения и те ограничения, которые все это может накладывать на их деятельность. Для большей эффективности психологи стараются прояснить свои профессиональные роли для других и вести себя в соответствии с этими ролями. Психологи стараются избегать неправильных и потенциально опасных двусмысленных отношений.
В. Принцип профессиональной и научной ответственности
Психологи поддерживают профессиональные стандарты работы, несут ответственность за свою профессиональную и научную деятельность. Стараются использовать свои методы дифференцирования в зависимости от нужд групп, с которыми они имеют дело. Моральные стандарты и нормы психологов являются личным делом в той же степени, что и других людей, за исключением тех случаев, когда эти нормы могут скомпрометировать профессиональную ответственность или уменьшить общественное доверие к психологии и психологам. Психологам небезразлична этическая сторона научных и профессиональных исканий их коллег. При необходимости психологи консультируются с коллегами для того, чтобы предотвратить или избежать неэтичных действий.
В. Принцип уважения к правам человека
Психологи относятся с должным уважением к основным правам, чести и достоинству всех людей. Они уважают права людей на внутренний мир, конфиденциальность, самоопределение и автономность, но отдают себе отчет в том, что их законные обязанности могут входить в противоречие с реализацией этих прав. Психологи осознают культуральные, индивидуальные и ролевые различия, включая связанные с возрастом, полом, расой, национальностью, вероисповеданием, сексуальной ориентацией, болезнями, языком и социоэкономическим статусом. Психологи стараются уменьшить влияние этих факторов на свою работу и сознательно не участвуют в какой-либо дискриминационной практике.
Забота о благополучии других
Знание и понимание общих целей своей профессиональной деятельности является необходимой составляющей профессионализма психолога. Такой целью для психолога является забота о благополучии других людей. Результат исследовательской деятельности психолога должен быть направлен в конечном итоге на обеспечение благополучия групп людей.
Определение профессионалом цели собственной деятельности накладывает большой отпечаток на весь процесс, диктует соответствующий набор методов и средств работы.
Социальная ответственность
Аспекты социальной ответственности специалиста и нравственной позитивности результатов профессиональной деятельности важны во всех профессиях, они обеспечивают благополучие социума. Здесь важна личностная зрелость психолога-исследователя, сформированность у него личных нравственных норм, способности полно и отчетливо представлять последствия своих действий, осознания личностной ответственности за профессиональные действия; способности совершать необходимые квалифицированные действия.
Правила проведения исследований с участием людей
A. Решение проводить исследование основывается на взвешенном суждении конкретного психолога относительно того, каким образом он может внести наибольший вклад в психологическую науку и благополучие людей. Приняв решение о проведении исследования, психолог рассматривает альтернативные цели, на которые могут быть направлены исследовательские усилия и ресурсы.
А1. Соблюдение законов. Законопослушание как минимум.
Основываясь на таком анализе, психолог проводит исследование, проявляя уважение и внимание к чувству собственного достоинства и благополучия людей, участвующих в исследовании. При этом соблюдаются федеральные, муниципальные законы, а также профессиональные стандарты, регламентирующие проведение исследований с участием людей.
B. Планируя исследование, ученый несет ответственность за тщательную оценку его этической приемлемости. Учитывая возможность компромисса между научными и человеческими ценностями при соблюдении каждого принципа, исследователь одновременно берет на себя твердое обязательство советоваться по этическим вопросам и строго соблюдать меры предосторожности по защите прав участников исследования.
C. Этическим вопросом, которому исследователь уделяет первостепенное внимание, является определение того, будет ли участник планируемого исследования подвергаться опасности или подвергаться минимальной опасности в соответствии с принятыми стандартами. Здесь вопрос к совести психолога. Что такое минимальная опасность? У психологов могут быть разные взгляды на это вопрос.
Д. Исследователь несет постоянную ответственность за соблюдение этических норм в исследовании. Исследователь также отвечает за то, чтобы с участниками исследования этично обращались его коллеги, ассистенты, студенты и наемные работники, каждый из которых при этом принимает на себя аналогичные обязательства. Исключая исследование с минимальной опасностью, исследователь до начала эксперимента устанавливает с участниками исследования недвусмысленное и прямое соглашение. Исследователь информирует участников обо всех аспектах исследования, которые могут повлиять на их готовность участвовать в исследовании и объясняет все иные аспекты исследования, в отношении которых у участников возникают вопросы. Невозможность полностью раскрыть содержание исследования до получения согласия на основе полной информации требует принятия дополнительных мер безопасности по защите благополучия и чувства собственного достоинства участников исследования. Исследования с участием детей или испытуемых с нарушениями, затрудняющими понимание
ими происходящего и общение с ними, требует соблюдения особых мер предосторожности.
Е. Методологические требования исследования могут сделать необходимым использование умолчания или обмана. Перед началом подобного эксперимента исследователь принимает на себя особые обязательства.
1.Определить, оправдано ли применение таких методов предполагаемой научной, образовательной или прикладной ценностью исследования.
2.Определить, имеются ли в наличии альтернативные процедуры, не требующие использования умолчания или обмана.
3.Убедиться, что участникам даются необходимые объяснения, как только появляется такая возможность.
Ж. Исследователь уважает право каждого человека отказаться от участия в исследовании или выйти из исследования в любое время. Обязательство по защите этого права предполагает особенно внимательное осмысление и изучение вопроса, когда исследователь занимает властную должность или может оказать влияние на участника. Такие властные должности связаны с ситуациями (но не ограничиваются ими), когда участие в исследовании является составной частью рабочих обязанностей или когда участник является студентом, клиентом или работником, нанятым исследователем.
З. Исследователь принимает меры по охранению участника от какого бы то ни было физического и психического дискомфорта, ущерба и опасности, которые могут повлечь за собой исследовательские процедуры. Если опасность таких последствий существует, исследователь информирует участника об этом. Недопустимо использовать исследовательские процедуры, способные причинить участнику серьезный или долговременный ущерб, если только исключение этих процедур не нанесет участнику еще больший ущерб или если не предполагается, что исследование принесет значительную общественную пользу и от каждого участника при этом получено добровольное согласие на основе полной информации. Участник исследования должен быть информирован о порядке его обращения к исследователю в течение допустимого периода времени после появления стресса, вызванного участием в эксперименте, угрозы получения ущерба или в случае возникновения родственных проблем.
И. После того как данные собраны, исследователь предоставляет участнику информацию о характере исследования и старается устранить все возникающие недоразумения. Если научная или человеческая ценность исследования оправдывает задержку или сокрытие этой информации, исследователь принимает на себя особую обязанность следить за ходом исследования и удостовериться в том, что участнику не грозят никакие опасные последствия.
К. Когда исследовательские процедуры приводят к нежелательным последствиям для конкретного испытуемого, исследователь берет на себя обязанность выявить и устранить или исправить эти последствия, в том числе те, которые носят долговременный характер.
Л. Информация об участниках исследования, полученная во время его проведения, является конфиденциальной, если заранее не оговорены иные условия. Когда существует возможность, что к такой информации могут получить доступ другие лица, эта возможность вместе с планируемыми
мерами по сохранению конфиденциальности доводится до сведения участника в качестве части процедуры получения согласия на основе полной информации [4; 5].
Такие этические принципы мы стремились реализовать в нашем исследовании социально-психологической адаптации иностранных студентов к этнокультурным характеристикам общества с точки зрения модели университетской образовательной среды [6]. Показана эффективность выявленного учебно-методического комплекса в исследовании критериев готовности студентов к обучению в инокультурной среде: умение планировать свои взаимодействия с представителями этнических групп; выбирать кросс-культурные альтернативы в обществе; управлять процессами межкультурного взаимодействия в обществе с использованием сетевых технологий; выполнять профессиональную деятельность в обществе и другие.
Литература
1. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю., Вопросы психологии, 5, 5 (1994).
2. Веселова Е.К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность. Изд- Е.К. во С.-Петерб. ун-та, Санкт-Петербург, 2002.
3. Дворецкая М.Я., Интегративная антропология. Институт практической психологии, Санкт-Петербург, 2003.
4. Этический кодекс психолога // URL: http://рпо.рф/rpo/documentation/ethics.php
5. MacLin M.K., Solso R.L. Experimental psychology: a case approach. Allyn & Bacon, Boston, 2008.
6. Radevskaya N.S., Veselova E.K., Dvoretskaya M.Ya., Korjova E.Yu., Monakhova L.Yu., Environ J. Manag. and Tourism. 14, 201. 2016.
ETHICAL ISSUES OF COLLECTING AND USING LARGE AMOUNTS OF DATA IN PSYCHOLOGICAL RESEARCH Lebedeva R.V., Dvoretskaya M.Ya., Veselova E.K., Korjova E.Yu.
The article presents ethical questions about the collection and use of large amounts of data in psychological research. The solution of these questions is connected with a number of ethical aspects of psychological research. The personal maturity of the experimental psychologist is considered as a condition for the experimenter's professionalism. The emphasis is on the ethical principles of the psychologist (competence, decency, professional, scientific, social responsibility, respect for human rights, concern for the well-being of others). Rules for conducting research involving people are presented. The work is of practical value for psychologists and teachers in the conduct of research. Keywords: ethical issues data collection, psychological research, ethics of psychological research, student, ethical complex, personality of psychologist, ethical principles of psychologist.
Дата поступления 02.04.2017.