Научная статья на тему 'Этические идеи в философском пространстве русского космизма'

Этические идеи в философском пространстве русского космизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
77
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этические идеи в философском пространстве русского космизма»

УДК 101:001 П.Г. Макухин

Омский государственный технический университет, г. Омск

ЭТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РУССКОГО КОСМИЗМА

Многие авторы осознают основные тенденции современности как признаки перехода в новую эру - постмодерн, с новыми, парадоксальными для сознания модерна и премодерна этическими нормами; более того, справедливыми представляются слова Н.П. Маховой о том, что «последнее столетие характеризуется появлением идей, подвергающих сомнению роль морально-этических предпосылок в системе духовно-практической деятельности ... часто мораль и реальная жизненная практика рассматриваются как несоединимые противополож-

64

ности» [1, с. 131]. Поскольку мораль всегда претендовала на то, чтобы выступать абсолютность ценностной основой социума, такое обесценивание роли нравственности неизбежно приводит к разрушению культурного ядра общества, и затем и к исчезновению его (общества) самого, поскольку моральные нормы разных людей становятся настолько несоизмеримыми, что утрачивается возможность диалога, исчезает общее понимание добра и зла как основа совместной деятельности.

В условиях резкого падения нравов, подорванности устоев морали и культуры в целом, забвения традиционных форм нравственности, общество для восстановления социальной коммуникации вынуждено заново решать проблему сущности и необходимости морали как своего регулятора. Соответственно, для современного утверждения этики как практической философии, когда мораль в современном российском обществе девальвируется, утрачивает общеобязательность, возрастает значимость обращения к отечественной этической традиции, богатство смыслов которой способно помочь решению острейших современных нравственных проблем, и в частности, к такому несущему мощный, хотя и зачастую неоднозначно оцениваемый гуманистический потенциал течению, как русский космизм. Из ряда его до сих пор дискуссионных определений (проблема его четких теоретических границ выходит за рамки данной статьи) приведем то, которое наиболее полно демонстрирует этот потенциал: один из первых и авторитетнейших исследователей русского космизма С.Г. Семенова в качестве его главного критерия выделяет идею активной эволюции как принципиально новой ступени в развитии Универсума, на которой человечество будет сознательно управлять со-циоприродным развитием на основе синтеза разума и нравственности, морального долга [2]. Свою концепцию основатель этого течения Н.Ф. Федоров называл супраморализмом, т.е. учением о морали, затрагивающим интересы всего человечества, указывая, что «супрамора-лизм - это не высшая только христианская нравственность, а само христианство, в коем вся догматика стала этикою (догматы заповедями), и этикою, неотделимою от знания и искусства, от науки и эстетики, которые должны сделаться, стать орудиями этики» [3, с. 33]. Это дает основание согласиться с С.Г. Семеновой, указывающей, что его философия «этическая и воистину сверх — этическая: она выдвигает приоритет должного над сущим, деонтологии над онтологией, зовет к преображению бытия в благобытие»[4, с. 12], а также с В.В. Варавой, указывающим, что «Федоров — нравственный гений. Ему присущ абсолютный дар видеть нравственное несовершенство мира, которое заключается в том, что зло и смерть воспринимаются как неестественность. Мыслитель смотрит на мир через этическую призму; ценностная нейтральность ему просто не ведома»[5, с 47]. Несмотря на продолжающиеся дискуссии по проблеме статуса прикладной этики как дисциплины, изучающей моральные дилеммы в конкретных сферах общественной практики - является ли она составной частью этики как философской дисциплины или превратилась в совокупность частных дисциплин? -самой обоснованной представляется позиция А.А. Гусейнова, трактующей ее (прикладную этику) как важную стадию в процессе исторического развития самой морали, как «теоретизирование в терминах жизни», в подтверждение чего он обращает внимание на сам «Характер аргументации этико-прикладных исследований, прямо связанной с философскими образ-

ами человека и предполагающей предварительное решение вопросов, касающихся понимания морали, ее места в системе человеческих приоритетов . онтологических признаков личности и др.»[6, с. 476]. Соответственно и для адекватного понимания специфики постановки и попыток решения представителями русского космизма частных на первый взгляд этических проблем необходимо учитывать то «самое глубокое определение человека», которое давал Н.Ф. Федоров: «Человек есть существо, которое погребает». Акцент здесь ставится на осознании, переживании и реализации в поступках своего родства с ушедшими предками, откуда выводится идея всечеловеческого братства, критикуется эгоизм новых поколений,

65

«ступающих по праху предков и забывающих о них». Особенно важно здесь отметить, что эта цель - отдача сыновнего долга через возвращение к жизни «отцов» - понималась им как достижимая средствами главного орудия человеческого разума - науки. Впоследствии мысль о разумной, в том числе и научной деятельности, как требовании морального долга человечества была воспринята и развита другими русскими космистами, что способствовало формированию такой характерной для постнеклассической науки тенденции, как аксиологическая ориентированность научного познания. Т.о., можно заключить, что сближение представлений о научной истине и моральном добре, характерное в целом для отечественной философии с ее панэтизмом, духовно-моральной вовлеченностью в проблематику эпистемологии, наиболее содержательно было раскрыто именно в рамках русского космизма; более того, посвященные ему исследования последнего десятилетия дают все больше оснований согласиться с хранителем Музея-библиотеки Н.Ф. Фёдорова А.Г. Гачевой в том, что «в этике космизма, как понимали ее Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, А.К. Горский, Н.А. Сетницкий, В.Н. Муравьев, нравственный закон не ограничивается сферой личности, социальных, межчеловеческих связей. Он вносится в саму природу, в подоснову вещей»[7, с. 24]. Продемонстрируем, что в отношении представителей традиционно выделяемого «естественно-научного» крыла русского космизма (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, Н.Г. Холодный, Н.А. Умов и др.) это не менее справедливо, чем для «религиозного крыла». В.В. Рубцов и А.Д. Урсул, отмечая, что моральные нормы, с одной стороны, формируются и развиваются в социальной деятельности, а с другой - должны быть для нее «ограничителями», показывают, что именно русский космизм, и в особенности К.Э. Циолковский, первым поставил вопрос о космизации этики, применив нравственные нормы к космической деятельности человечества [8]. Более того, в его философии сами характеристики космического совершенства представляют собою предельную форму моральных ценностей человечества.

В.И. Вернадский особенное значение придает происходящему в ХХ в. осознанию нравственной ответственности формирующегося интернационала ученых за использование их открытий для достижения целей, противоречащих ноосферным [9]. Более того, он называет неадекватным современности представление о ценностной нейтральности научного мышления («наука не знает ни добра, ни зла, как не знает его природа»), противопоставляя этому необходимое для современной ему науки понимание того, что этические категории есть создание ноосферы, почему и возможна «научная мораль, имеющая место в ноосфере» [10]. Уверенность В.И. Вернадского в будущем торжестве ноосферы близка к идее антропокосмизма в интерпретации Н.Г. Холодного, предлагающего рассматривать историю человечества в «космических масштабах», объясняя «младенческим возрастом» «человека разумного» моральное несовершенство современной цивилизации, которое будет преодолено в том числе и с помощью усвоения антропокосмических идей, которые, в противоположность антропоцентрическим, облагораживают, морально возвышают человека. Н.А. Умов, незадолго до

В.И. Вернадского также стремившийся к фундаментальному научно-философскому пониманию жизни как таковой, определял ее базовое свойство как «стройность», т.е. исходил из наличия закона, обусловленного процессами жизни и выражающего негэнтропийное возрастание «стройности» в природе, причем ее (стройности) высшими проявлениями называл осуществление этических идеалов.

Библиографический список

1. Махова, Н. П. Классическая и современная этика / Н. П. Махова. // Омские социально-гуманитарные чтения-2011: материалы IV Межрегион. науч.-практ. конф., Омск, 15-16 марта 2011 г. / ОмГТУ, Ом. отд-ние Рос. о-ва социологов. -Омск, 2011. - С.131-136.

66

2. Русский космизм : Антология философской мысли. / сост. С. Г. Семенова, А .Г. Гачева ; вступ. ст. С. Г. Семеновой ; предисл. к текстам С. Г. Семенова ; прим. А. Г. Гачева. -М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 368 с.

3. Цит. по: Савицкий А. «Философия общего дела» Н. Ф. Федорова против современного кризиса ценностей / А. Савицкий // Служитель духа вечной памяти. Николай Федорович Федоров (к 180-летию со дня рождения). : сборник науч. статей : в 2 ч. - Ч. 1. - М., 2010. - С.

31 - 38.

3. Федоров, Н. Ф. Собрание сочинений : в 4 т. / Н. Ф. Федоров ; предисловие С. Г. Семенова ; составление, комментарии и научная подготовка текста С. Г. Семенова, А. Г. Гачева. - Т. 1. - М. : Издательская группа «Прогресс», 1995. - 518 с.

4. Варава, В. В. Современная этика в свете учения Н. Ф. Федорова / В. В. Варава // Служитель духа вечной памяти. Николай Федорович Федоров (к 180-летию со дня рождения) : сборник науч. ст. : в 2 ч. - Ч. 1. - М., 2010. - С. 46 - 52.

5. Этика // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд. - Т.4. — М.: Мысль, 2001.

6. Гачева, А. Г. Вселенная и человек в философии отечественного космизма / А. Г. Гачева // Истоки и становление космической идеи на Рязанской земле: материалы регион. на-уч.-практ. конф., посвящ. официальному открытию Года российской космонавтики в Рязанской области / под. общ. ред. И. М. Шеиной ; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2011.

- С.19-28.

7. Рубцов, В. В. Контакт цивилизаций и проблемы метаправа / В. В. Рубцов, А. Д. Урсул // Труды двадцать первых - двадцать третьих чтений, посвящ. разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского (Калуга, 1986, 1987, 1988 гг.). Секция «К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса» / ИИЕиТ АН СССР. - М., 1991. -

С.181-190.

8. Вернадский, В. И. Начало и вечность жизни / В. И. Вернадский // Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков / сост. Г. П.Аксенов. - М. : Современник, 1993. - С. 310-347.

9. Вернадский, В. И. Научная мысль как планетное явление/ В. И. Вернадский ; отв. ред. А. Л. Яншин. — М. : Наука, 1991. - 270 с.

Статья написана при финансовой поддержке РГНФ, соглашение № 113300603и

от 04.08.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.