© Р.В. Лебедева, Е.К. Веселова, М.Я. Дворецкая, Е.Ю. Коржова, Ф.Г.Мухаметзянова УДК 378
ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛУЧЕНИЯ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО ПЕДАГОГИКЕ
Р.В. Лебедева1, Е.К. Веселова1, М.Я. Дворецкая1, Е.Ю. Коржова1, Ф.Г. Мухаметзянова2
Российский государственного педагогического университета им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург, Россия
[email protected], [email protected], [email protected],
[email protected] 2Институт международных отношений истории и востоковедения, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия
В статье представлен теоретический анализ этических аспектов получения эмпирических данных в исследованиях по педагогике на основе психологических методик. Проведение в педагогике психологических исследований связано с рядом этических вопросов. В статье представлен анализ результатов эмпирических исследований по педагогике на основе обобщения выводов и оценочных суждений педагогов и психологов-исследователей. Личностная зрелость экспериментатора рассматривается как важное условие профессионализма и условие безопасности респондентов. Акцент делается на этических психологических принципах (компетентности, порядочности, профессиональной, научной, социальной ответственности, уважении к правам человека, заботе о благополучии респондентов). Рассмотрены также возможные аспекты нанесения вреда в процессе педагогического эксперимента разным субъектам, имеющим отношение к исследованию и его результатам. Представлены правила проведения исследований по педагогике с участием большой выборки людей. Работа имеет практическую ценность для педагогов при проведении исследования на основе психологических методик.
Ключевые слова: исследование по педагогике, этические вопросы сбора данных, психолого-педагогические исследования, этика педагогического исследования, студент, этический комплекс, педагог-исследователь, личность, этические принципы.
ETHICAL ASPECTS OF OBTAINING EMPIRICAL DATA IN STUDIES ON
PEDAGOGY
R.V. Lebedeva1, E.K. Veselova1, M.Ya. Dvoretskaya1, E.Yu. Korjova1, F .G. Mukhametzyanova2
1Russian State Pedagogical A.I. Herzen University, St. Petersburg, Russia
[email protected], [email protected], [email protected],
2Institute of International Relations, History and Oriental Studies, Kazan Federal
University, Kazan, Russia
The article presents a theoretical analysis of the ethical aspects of obtaining empirical data in studies on pedagogy based on psychological techniques. The conduct of psychological research in the pedagogy is connected with a number of ethical questions. The article presents an analysis of the results of empirical research on pedagogy on the basis of summarizing the conclusions and evaluative judgments of teachers and research psychologists. The personal maturity of the experimenter is regarded as an important condition of professionalism and the condition of safety of the respondents. The emphasis is on ethical psychological principles (competence, decency, professional, scientific, social responsibility, respect for human rights, concern for the well-being of respondents). Possible aspects of harm in the process of pedagogical experiment to different subjects related to the study and its results are also considered. The rules for conducting research on pedagogy involving a large sample of people are presented. The work is of practical value for teachers when conducting research based on psychological methods.
Keywords: research on pedagogy, ethical issues of data collection, psychological research, ethics of pedagogical research, student, ethical complex, educator-researcher, personality of psychologist, ethical principles of psychologist.
Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня не только для психологов, но и для педагогов особенно важны этические аспекты при проведении исследования. Однако, не всегда эти вопросы решаются адекватно в контексте проведения психологического исследования по педагогике на больших выборках респондентов. Данный аспект изучаемой проблемы был рассмотрен в исследованиях Бурлачука Л.Ф., Коржовой Е.Ю. [1], Веселовой Е.К. [2], Дворецкой М.Я. [3] и ряда зарубежных исследователей [4 -6].
Рассмотрим наиболее значимые этические аспекты исследования по педагогике на больших выборках людей на основе использования психологических методик . Этика психологического исследования представляет собой раздел профессиональной этики психолога и рассматривает этические принципы и нормы, связанные с реализацией профессиональной роли психолога-исследователя. При проведении исследования в педагогике на основе психологических методик, исследователь имеет дело с измеряемыми конструктами психолого-педагогических явлений, которые не тождественны им, а являются их отображением в научном сознании [1 -3]. Поэтому большое значение приобретает способ их интерпретации, особенно когда изучаются большие объемы данных и делаются выводы относительно обширных выборок, выявляются фундаментальные закономерности в педагогике. Научно -педагогические работники занимаются получением надежного и достоверного научного знания, основанного на исследованиях. Знание, полученное в эмпирических исследованиях, они могут использовать в разных контекстах человеческой жизни. Как правило, в своей деятельности педагог, как и психолог, выполняет несколько ролей. Это - исследователь, преподаватель, диагност, терапевт, консультант, супервизор, администратор, а также эксперт, анализирующий психолого-педагогические проблемы различных социальных и групп и предлагающий варианты решения этих проблем.
Научная деятельность приобретает смысл, в том числе и общечеловеческий, в рамках более широкого контекста человеческой деятельности, где обязательно имеют место цели, ценно сти и интересы. Если наука считает человека чистым объектом исследования и манипулирования, это может означать, что это не наука, но некоторые люди могут присваивать себе право манипулировать другими людьми [7]. Очевидно, что наука не только не исключает этику, но настоятельно требует использования ее оценок и контроля именно потому, что научные результаты можно
использовать как «за», так и «против» человека, т.е. хорошо или плохо. Этический кодекс в целом ставит своей целью создание системы ценностей, которой исследователи должны руководствоваться в профессиональной и научной работе. Основной задачей кодекса является благополучие и защита индивидов и групп, с которыми работают педагоги и психологи [8].
Представляют интерес вопросы личностной зрелости педагога или психолога -экспериментатора как условие профессионализма экспериментатора. Личностная готовность исследователя как профессионала определяется зрелостью его личности. Зрелой личностью можно назвать исследователя, имеющего устойчивую систему ценностей, морально-нравственную направленность, зрелую совесть, позитивные идеалы личностного развития.
В целом, можно сказать, что при проведении исследования по педагогике, у экспериментатора должно быть сформировано мировоззрение, в котором должны быть определены такие общечеловеческие категории, как «добро» и «польза», «зло» и «вред» [2; 3].
Цель психолого-педагогического исследования - это обогащение наших знаний о личностных характеристиках человека. Получаемые результаты должны использоваться исключительно на благо людей [2]. Личностная зрелость исследователя в педагогическом эксперименте предполагает следующие характеристики, соответствующие норме личностного развития, родовой человеческой сущности. Это, прежде всего: отношение к другому человеку как к самостоятельной ценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции человеческого рода. Зрелая личность должна обладать: способностью к самоотдаче и любви, творческим характером жизнедеятельности, потребностью в позитивной свободе; возможностью проектировать собственное будущее; верой в осуществимость намеченного; внутренней ответственностью перед собой и другими, перед прошлыми и будущими поколениями [4]. Незрелость личности может проявляться как отклонение от нормального личностного развития, которое приводит человека к отъединению от других людей, к отношению к человеку, участвующему в эмпирическом исследовании как к средству достижения личных целей. У незрелой личности может отсутствовать внутренняя ответственность перед собой и другими людьми [5]. Именно личностная зрелость исследователя позволяет определять этические ориентиры при планировании, проведении исследования и внедрении его результатов.
В этическом кодексе исследователя, принятом Российским психологическим обществом, в первой его части мы находим общие этические принципы [ 6]. Мы считаем, что, при проведении исследования в педагогике на основе психологических методик, прежде всего, следует соблюдать ряд принципов:
1. Принцип компетентности. Профессиональные исследователи прекрасно осознают, что специфика конкретных знаний, умений, приемов работы и методов, необходимых для работы с различными группами людей, во многом зависит от характеристик самих участников этих групп. В областях психологии, где еще не выработаны профессиональные стандарты (а таких пока еще достаточно много), исследователи должны быть наиболее внимательны к этическим аспектам изучаемой проблемы и используемым методам, так как в данном случае они несут повышенную ответственность за благополучие тех людей, с которыми они работают. В профессиональную компетентность входит умение внимательно работать с научными, профессиональными, техническими и административными материалами и документами, понимание того, где и как они должны быть использованы в работе [7-9].
2. Принцип порядочности, который указывает на общий характер и отношение профессионала к своей работе. Это общее требование, которое должно соблюдаться при проведении научной работы, при обучении и в практической деятельности. При проведении исследования по педагогике следует проявлять честность, доброжелательность, уважение к участвующим в его исследовании. Личностно зрелый исследователь должен хорошо осознавать собственные ценности, потребности, мировоззренческие убеждения и те возможные ограничения в профессиональной деятельности, которые могут возникать из-за его личностных особенностей [7-8].
3. Принцип профессиональной и научной ответственности, который предполагает способность специалиста-психолога поддерживать профессиональные стандарты работы и нести ответственность за результаты своей профессиональной и научной деятельности. Сюда входит умение пользоваться различными методами профессиональной коммуникации и организации исследований в зависимости от потребностей средних и больших групп, с которыми они имеют дело. Важнейшей ценностью исследователя является этическая сторона направленности собственных научных и профессиональных исканий, а также небезразличие к этическим проблемам и коллизиям в работе их коллег. Всегда предполагается возможность консультации с коллегами для того, чтобы предотвратить или избежать неэтичных профессиональных действий [1; 2; 8].
4. Принцип уважения к правам человека, который призывает уважать основные права, честь и достоинство всех людей. В работе исследователя важно бережно относиться к праву каждого человека на собственный внутренний мир, самоопределение, автономность и конфиденциальность. Однако, специалисты отдают себе отчет в том, что исполнение их профессиональных обязанностей может вступать в противоречие с реализацией некоторых прав участников исследований. Такие особенности и различия людей, как культуральные, ролевые, индивидуальные, в том числе возраст, пол, расовая принадлежность, национальность, конфессия, сексуальная ориентация, болезни и социо -экономический статус осознаются исследователями и они должны приложить все возможные усилия, чтобы уменьшить их влияние на результаты исследования и осознанно избегать какой-либо дискриминации [6; 8; 9].
5. Забота о благополучии других, ибо общей целью профессиональной деятельности является забота о благополучии других людей, и понимание этой цели является необходимой составляющей профессионализма. Результат исследовательской деятельности должен быть направлен в конечном итоге на обеспечение благополучия тех групп людей, с которыми он работает [7 -9].
6. Социальная ответственность, так как аспекты социальной ответственности специалиста и нравственной позитивности результатов профессиональной деятельности важны во всех профессиях, они обеспечивают благополучие социума. Именно здесь личностная зрелость исследователя выходит на первый план и выступает как сформированность личных нравственных норм, способность полно и отчетливо представлять последствия собственных действий, осознание личной ответственности за профессиональное поведение; способность совершать необходимые квалифицированные действия [1 -3].
7. Правила проведения исследований с участием людей, так как решение проводить исследование основывается на взвешенном суждении конкретного исполнителя относительно того, каким образом он может внести наибольший вклад в науку и благополучие людей. После принятия решения о проведении исследования, рассматриваются альтернативные цели, на которые могут быть
направлены исследовательские усилия и ресурсы. Требование соблюдения законов выступает как одно из главных на начальном этапе планирования исследования[4 -6].
Исследователь несет постоянную ответственность за соблюдение этических, а также за этичное обращение с участниками исследования его помощников - коллег, ассистентов, студентов и наемных сотрудников, каждый из которых при этом должен принять на себя аналогичные обязательства. Для исключения из исследования даже минимальной опасности, исследователь до начала эксперимента устанавливает с участниками исследования недвусмысленное и прямое соглашение о соблюдении всех этических требований. Исследователь информирует участников обо всех аспектах исследования, которые могут повлиять на их готовность участвовать в исследовании, и объясняет все иные аспекты, в отношении которых у участников возникают вопросы. Невозможность полностью раскрыть содержание исследования требует особых усилий и специальных мер безопасности по защите чувства собственного достоинства участников. Исследования с участием детей или респондентов с какими-либо нарушениями, затрудняющими понимание происходящего и общение с ними, требует соблюдения особых мер предосторо жно сти.
В ситуациях, когда методологические требования к исследованию требуют использование умолчания или обмана, перед началом такого эксперимента исследователь принимает на себя особые обязательства. При этом он должен определить, оправдано ли применение этих методов будущей научной, образовательной или прикладной ценностью исследования. Затем анализируется вопрос об альтернативных процедурах, не требующих умолчания или обмана. После этого надо убедиться в том, что участники получат необходимые объяснения, при появлении такой возможности.
Неукоснительно должно соблюдаться право каждого респондента на отказ от участия в исследовании или выход из него в любое время. Соблюдение этого права предполагает особенное внимание к этому вопросу, если исследователь является руководителем (администратором) и может оказать влияние на участника. Это ситуации, когда, участие в исследовании является частью рабочих обязанностей или когда участник является студентом, клиентом или сотрудником, нанятым исследователем.
Исследователь принимает меры по защите респондентов от какого бы то ни было физического и психического дискомфорта, ущерба и опасностей, связанных с исследовательскими процедурами. Если есть вероятность каких-либо неблагоприятных последствий, необходимо информировать об этом участника. Надо предоставить участнику информацию о порядке обращения к исследователю в течение некоторого периода времени после появления стресса из-за участия в эксперименте.
После окончательного сбора данных, исследователь должен предоставить участнику информацию о характере исследования и постараться устранить все недоразумения. В случае, если научная или человеческая ценность исследования оправдывает отсутствие такого информирования, исследователь обязан проследить последствия и удостовериться в том, что участник не подвергается опасности.
Информация об участниках исследования, полученная во время его проведения, всегда является конфиденциальной, если заранее не оговорены иные условия. Когда существует возможность того, что информация может быть доступна другим лицам, то в процессе процедуры получения согласия от участника, его информируют об этом, а также о планируемых мерах по сохранению конфиденциальности [4; 5].
С точки зрения профессиональной этики исследователя важно проанализировать возможные аспекты нанесения вреда в процессе экспериментального исследования, выделяя два вопроса: кому именно наносится вред и каким образом? Вред или ущерб разного вида может наноситься социуму в целом, профессиональному научному сообществу, конкретным испытуемым (респондентам), участвующим в эксперименте и ближайшим коллегам исследователя. Вред может быть нанесен специалистом осознанно или неосознанно.
На каждом из этапов проведения экспериментального исследования возникают свои этические проблемы, правильное решение которых отражено в профессиональном этическом кодексе в форме общих принципов и конкретных нормативных требований. Соответственно применительно к каждому этапу на первый план выступает соблюдение тех или иных этических принципов.
На первом этапе исследования, когда производится выбор темы и постановка научной проблемы, исследователь несет ответственность перед социумом за актуальность и социальную значимость проблемы. И здесь на первый план выступает принцип социальной ответственности. При формулировании проблемы научное сообщество ждет от исследователя порядочности в вопросе использования результатов экспериментов, выполнявшихся предшествующими исследователями. На первый план здесь выступают принципы порядочности и компетентности. Компетентность исследователя проявляется здесь так же, как и умение правильного составления договора с Заказчиком на проведение исследования с включением требований исполнения этического кодекса в пункты договора.
На втором этапе исследования, когда производится планирование эмпирической части, на первый план выступают проблемы безопасности респондентов и принцип уважения к их правам. Принцип компетентности реализуется как умение подобрать валидный план и адекватности задачам диагностических методик.
На этапе проведения эксперимента основными являются вопросы этически выдержанного информирования испытуемых о процессе эксперимента, адекватного консультирования участвующих в исследовании коллег и помощников (аспирантов, студентов), вопросы оплаты за участие в эксперименте.
На этапе обработки и интерпретации результатов, формулирования выводов и составления отчетов и рекомендаций наиболее актуальными становятся соблюдение конфиденциальности, обязательность ссылок и благодарностей за помощь коллегам и другим помощникам, а также включение в список всех исполнителей всех, участвовавших в работе.
На последнем заключительном этапе работы, когда происходит публикация результатов в журналах, выступления на специальных конференциях и в средствах массовой информации, особенно остро встает вопрос о конфиденциальности информации и о включении в соавторы лиц, реально внесших вклад в исследование.
Итак, указанные нами этические принципы были реализованы в исследованиях по педагогике при изучении адаптации студентов к этнокультурным характеристикам общества с точки зрения модели университетской образовательной среды [1 -3]. Результаты педагогических исследований показали эффективность предлагаемого комплекса этических аспектов при проведении исследования на больших выборках респондентов.
Литература
1. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. К построению теории «измеренной индивидуальности» в психодиагностике // Вопросы психологии, 1994, № 5, С. 5-11.
2. Веселова Е.К., Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность. Изд -во С. -Петерб. ун-та, Санкт-Петербург, 2002. 316 с.
3. Дворецкая М.Я. Взаимосвязь профессионального и жизненного самоопределения // Интегративный подход в психологии: Сб. научных статей. СПб.: Из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. С. 116-124.
4. Zaidman I.N. Possibilities of Psychological and Pedagogical diagnostics and correction in the learning process (based on the Russian language) // Science today: from theory to practice: Proceedings of the 7nd International Academic Conference «Innovation in Psychology, Pedagogy & Medicine», Mui ne (Vietnam), 27 April - 7 May, 2016. P. 71-72
5. Lepine S., Smolla N. Ethical issues concerning participants in community surveys of child and adolescent mental disorders // Canadian Journal of Psychiatry. 2000. Vol. 45. No 1. P. 48-53.
6. Этический кодекс психолога // URL: http ://рпо.рф/rpo/documentation/ethics.php
7. Mukhametzyanova F.G., Krasnenkova N.S., Chukmarova L.F., Kazakov A.N., Kryukov S.A., Obukhova L.K. The Formation of Social-Psychological Competence In Professional Activity of Subjects Two Different Groups of Bank Workers. Asian Social Science. Vol. 11, No. 1; 2015, eVersion First. P. 359-363.
8. Fisher C.B. Decoding the Ethics Code: A Practical Guide for Psychologists (updated, 2 nd ed.). 2012. Thousand Oaks, CA: Sage.
9. MacLin M.K., Solso R.L. Experimental psychology: a case approach, 8th Edition, Boston: Allyn & Bacon, 2008.
References
1. Burlachuk L.F., Korzhova E.Yu. K postroeniyu teorii «izmerennoi individual'nosti» v psikhodiagnostike // Voprosy psikhologii, 1994, No. 5, P. 5-11.
2. Veselova E.K., Psikhologicheskaya deontologiya: mirovozzrenie i nravstvennost'. Izd-vo S.-Peterb. un-ta, Sankt-Peterburg, 2002. 316 p.
3. Dvoretskaya M.Ya. Vzaimosvyaz' professional'nogo i zhiznennogo samoopredeleniya // Integrativnyi podkhod v psikhologii: Sb. nauchnykh statei. StP.: Iz-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 2003. P. 116-124.
4. Zaidman I.N. Possibilities of Psychological and Pedagogical diagnostics and correction in the learning process (based on the Russian language) // Science today: from theory to practice: Proceedings of the 7nd International Academic Conference «Innovation in Psychology, Pedagogy & Medicine», Mui ne (Vietnam), 27 April-7 May, 2016. P. 71-72
5. Lepine S., Smolla N. Ethical issues concerning participants in community surveys of child and adolescent mental disorders // Canadian Journal of Psychiatry. 2000. Vol. 45. No 1. P. 48-53.
6. Eticheskii kodeks psikhologa // URL: http://rpo.rf/rpo/documentation/ethics.php
7. Mukhametzyanova F.G., Krasnenkova N.S., Chukmarova L.F., Kazakov A.N., Kryukov S.A., Obukhova L.K. The Formation of Social-Psychological Competence In Professional Activity of Subjects Two Different Groups of Bank Workers. Asian Social Science. Vol. 11, No. 1; 2015, eVersion First. P. 359-363.
8. Fisher C.B. Decoding the Ethics Code: A Practical Guide for Psychologists (updated, 2 nd ed.). 2012. Thousand Oaks, CA: Sage.
9. MacLin M.K., Solso R.L. Experimental psychology: a case approach, 8th Edition, Boston: Allyn & Bacon, 2008.
Авторы публикации
ЛебедеваРаиса Витальевна - аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия.
Веселова Елена Константиновна - доктор психологических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия. Дворецкая Марианна Ярославовна - доктор психологических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им, А.И.Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия. Коржова Елена Юрьевна - доктор психологических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,Россия. Мухаметзянова Флера Габдульбаровна - доктор педагогических наук, профессор, Институт международных отношений, истории и востоковедения, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.
Authors of publication
Raisa V. Lebedeva - postgraduate student, The A.I. Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia.
Elena K. Veselova - Dr. Sci. (Psychology), professor,The A.I. Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia.
Marianne Ya. Dvoretskaya -Dr. Sci. (Psychology), professor, The A.I. Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia.
Elena Yu. Korjova -Dr. Sci. (Psychology), professor, The A.I. Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia.
Flera G. Mukhametzyanova - Dr. Sci. (Pedagogy), professor, Institute of International Relations, History and Oriental Studies, Kazan Federal University, Kazan, Russia.
Дата поступления 22.06.2017.