Научная статья на тему 'ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ ОБЩИХ ЦЕННОСТЕЙ'

ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ ОБЩИХ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ОБЩИХ ЦЕННОСТЕЙ / МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ КОМПОНЕНТА / ЭТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КОНТЕКСТ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ / ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CONCEPT OF CREATING SHARED VALUES / MORAL AND ETHICAL COMPONENT / ETHICAL CONDITIONS / CONTEXT OF HUMANISTIC VALUES / IMPLEMENTATION OF ETHICAL NORMS / LABOUR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жернов Евгений Евгеньевич, Нехода Евгения Владимировна, Редчикова Наталия Александровна

В статье предпринята попытка обосновать императивность морально-этической компоненты в концепции создания общих ценностей, сформулированы этические условия реализации этой концепции. Предмет исследования - феномен создания общих ценностей как рыночного процесса в контексте гуманистических социальных, экологических и духовных ценностей. Цель статьи - привлечь внимание к нравственной составляющей экономической деятельности создания стоимости, акцентировать проблемы приумножения общественного богатства в «сознательном капитализме» и утверждения приоритетности трудовой деятельности работника, создающего экономическую стоимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жернов Евгений Евгеньевич, Нехода Евгения Владимировна, Редчикова Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethical aspects of the concept of creating shared values

The article attempts to substantiate the imperativeness of moral and ethical component of the concept of creating shared value, formulates ethical conditions for the implementation of the concept. The subject of the study is the phenomenon of creating shared values as a market process in the context of humanistic social, ecological and moral values. The purpose of the article is to draw attention to the moral component of the economic activity of creating values, to emphasize the problems of increasing social wealth in “conscious capitalism” and strengthening the priority of the labour activity of the employee who creates economic value.

Текст научной работы на тему «ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ ОБЩИХ ЦЕННОСТЕЙ»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 12 • декабрь 2018

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

Этические аспекты концепции создания общих ценностей

Жернов Е.Е. 1, Нехода Е.В. 2, Редчикова Н.А. 2

1 Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, Кемерово, Россия

2 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия

аннотация:_

В статье предпринята попытка обосновать императивность морально-этической компоненты в концепции создания общих ценностей, сформулированы этические условия реализации этой концепции. Предмет исследования - феномен создания общих ценностей как рыночного процесса в контексте гуманистических социальных, экологических и духовных ценностей. Цель статьи - привлечь внимание к нравственной составляющей экономической деятельности создания стоимости, акцентировать проблемы приумножения общественного богатства в «сознательном капитализме» и утверждения приоритетности трудовой деятельности работника, создающего экономическую стоимость.

ФИНАНСИРОВАНИЕ. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-010-00340 «Бизнес-модель компаний как основа формирования общих ценностей и социального капитала».

ключевые слова: концепция создания общих ценностей, морально-этическая компонента, этические условия, контекст гуманистических ценностей, имплементация этических норм, трудовая деятельность.

Ethical aspects of the concept of creating shared values

ZhernovE.E. 1, Nekhoda E.V. 2, Redchikova N.A. 2

1 Kuzbass State Technical University named after T. F. Gorbachev, Russia

2 National Research Tomsk State University, Russia

введение

В последние годы за рубежом огромным вниманием и, в подавляющем большинстве случаев, поддержкой как со стороны ученых-теоретиков менеджмента и преподавателей ведущих мировых бизнес-школ, так и делового сообщества пользуется концепция создания общих ценностей (Creating Shared Value, далее - CSV). Такой экстраординарный позитивный интерес обусловлен в первую очередь тем, что, по словам самих авторов концепции, М. Е. Портера и М. Р. Крамера, CSV «может положить начало грядущим глубоким преобразованиям предпринимательского мышления», «поднимет в глобальной экономике новую волну инноваций и роста производительности», а также «изменит капитализм и его взаимосвязь с обществом» [1, с. 64] (Porter, Kramer, 2011).

Наиболее актуальными являются заявленные авторами цели концепции, лежащие в поле микроэкономики: переопределить «предназначение корпорации» [1, с. 64] (Porter, Kramer, 2011) и «заменить собой корпоративную социальную ответственность при направлении инвестиций корпораций в их сообщества» [1, с. 76] (Porter, Kramer, 2011). Более того, как справедливо отмечают Э. Крэйн и др., CSV «добилась значительного прогресса в повышении внимания к социальным аспектам бизнеса и может выступать в качестве стимула для лучшей практики» [2, с. 131] (Crane et al., 2014).

В данном ракурсе концепция также имеет ряд сильных сторон [2, с. 133] (Crane et al., 2014). Во-первых, это «безоговорочное повышение социальных целей [корпорации] до стратегического уровня». Тем самым М. Е. Портер и М. Р. Крамер дают убедительный как для практиков, так и для теоретиков менеджмента ответ на один из главных вызовов нынешнего кризиса капитализма: «легитимность бизнеса упала до невиданного в новейшей истории уровня» [1, с. 64] (Porter, Kramer, 2011). Во-вторых, М. Е. Портер и М. Р. Крамер делают значительный шаг вперед в понимании роли государств и правительств в социальных инициативах компаний: по их мнению, она заключается в создании «правил, которые повышают общую ценность, устанавливают цели и стимулируют инновации» [1, с. 74] (Porter, Kramer, 2011). Согласно CSV, государственные акторы ставят четкие и измеримые социальные задачи, определяют стандарты эффективности и переходный период для обеспечения условий их соблюдения, а также вводят в действие единые системы соответствующей отчетности. В-третьих, концепция М. Е. Портера и М. Р. Крамера может рассматриваться как единое основание для объединения таких, на первый взгляд, не связанных между собой областей теории и пра-

abstract:_

The article attempts to substantiate the imperativeness of moral and ethical component of the concept of creating shared value, formulates ethical conditions for the implementation of the concept. The subject of the study is the phenomenon of creating shared values as a market process in the context of humanistic social, ecological and moral values. The purpose of the article is to draw attention to the moral component of the economic activity of creating values, to emphasize the problems of increasing social wealth in "conscious capitalism" and strengthening the priority of the labour activity of the employee who creates economic value.

keywords: concept of creating shared values, moral and ethical component, ethical conditions, context of humanistic values, implementation of ethical norms, labour activity

JEL Classification: M14, A13, D21 Received: 02.07.2018 / Published: 28.12.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Zhernov E.E. (zhee.eti0kuzstu.ru)

citation:_

Zhernov E.E., Nekhoda E.V., Redchikova N.A. (2018) Eticheskie aspekty kontseptsii sozdaniya obschikh tsennostey [Ethical aspects of the concept of creating shared values]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (12). - 4077-4092. doi: 10.18334/rp.19.12.39630

российское предпринимательство № 122018 (декабрь)

4079

ктики, как корпоративная социальная ответственность, нерыночная стратегия, социальное предпринимательство, социальные инновации, а также новые бизнес-модели, нацеленные на обеспечение товарами и услугами беднейшего населения мира. При этом CSV закладывает фундамент для решения вопросов не только организационного, но и системного уровня: она привносит столь необходимое концептуальное развитие в дискуссию о «сознательном капитализме» [3, 4] (Mackey, Sisodia, 2Q13; Mackey, Sisodia, 2Q15); предпринимает попытку заново внедрить капитализм в общество с обоюдным положительным воздействием; предлагает перспективы для более комплексного представления о точках соприкосновения бизнеса и социального прогресса.

Вместе с тем нам представляется, что каждая современная экономическая концепция, особенно такого масштаба, как CSV, охватывающая все уровни взаимодействия бизнеса, государства и общества в целом, должна иметь прочные этические основания. Но именно их в настоящее время и не достает концепции создания общих ценностей для того, чтобы полноправно претендовать на место новой экономической парадигмы для «более совершенного капитализма - капитализма, движимого идеей служения обществу» [1, с. 77] (Porter, Kramer, 2Q11). К деловой этике M. Е. Портер и М. Р. Крамер обращаются лишь единожды, замечая только, что «создание общих ценностей предполагает соблюдение законодательства и этических стандартов...» [1, с. 7S] (Porter, Kramer, 2Q11) или, иными словами, «соблюдение законов и социальная ответственность (в узком смысле) являются предпосылками для создания общих ценностей» [2, с. 1S0] (Crane et al., 2Q14). При этом критически настроенные по отношению к CSV Э. Крэйн и др. вполне обоснованно обращают внимание на то, что как раз «в данных так называемых "предпосылках" Портер и Крамер скрывают все сложные задачи. именно в этих "необходимых как предварительные условия" правовых и этических обязанностях находятся сложные, требующие решения "компромиссы" между экономическими и социальными ценностями» [2, с. 1S2] (Crane et al., 2Q14). На необходимость усилить этическую основу CSV справедливо указывают и Г. де лос Рейес-мл. и др. [S, с. 142] (Reyes, Scholz, Smith, 2Q17).

Однако проблема этики не является первостепенной в повестке исследований ни в обширной новейшей зарубежной литературе, ни в отечественных работах (см.,

об авторах:_

Жернов Евгений Евгеньевич, заведующий кафедрой экономики, кандидат экономических наук, доцент (zhee.eti@kuzstu.rul

Нехода Евгения Владимировна, заведующий кафедрой стратегического менеджмента и маркетинга, доктор экономических наук, профессор (sheyna0sibmai1.com)

Редчикова Наталия Александровна, доцент кафедры стратегического менеджмента и маркетинга, кандидат экономических наук (natako@yandex.ru)

цитировать статью:_

Жернов Е.Е., Нехода Е.В., Редчикова H.A. Этические аспекты концепции создания общих ценностей // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 12. - С. 4077-4092. doi: 10.18334/rp.19.12.39630

например [6-10] (Akmaeva, 2Q11; Akmaeva, Epifanova, Lunev, 2Q12; Bichinev, 2Q17; Popov, Fomina, 2Q13; Rogova, 2Q16)), посвященных концепции создания общих ценностей. Поэтому целью данной статьи является привлечение внимания российских исследователей к нравственной составляющей CSV в качестве перспективного направления развития концепции. Этическая составляющая экономической деятельности по созданию общих ценностей представляется нам детерминантой формирования капитализма, «движимого идеей служения обществу». Ее игнорирование приведет на практике к возврату «устаревшей концепции создания стоимости» [1, с. 64] (Porter, Kramer, 2Q11). Учитывая это, вклад идеи создания общих ценностей в развитие современного капитализма должен быть, по нашему убеждению, дополнен этической составляющей -духовными и социальными ценностями. При этом, по нашему мнению, этика - не рамочная платформа [S, с. 142] (Reyes, Scholz, Smith, 2Q17), а сущностная неотъемлемая компонента рассматриваемой концепции.

Этизация экономических ценностей бизнеса: истоки, условия, меры

Для успешной реализации CSV необходимо, на наш взгляд, решить задачу принципиального изменения соотношения экономических и морально-нравственных приоритетов и ценностей ведения бизнеса. Метод исследования - сквозь призму морально-этических представлений рассмотреть внедрение CSV в практику экономической деятельности компаний. Процесс создания общих ценностей анализируется с позиций этической теории в ее приложении к процессам изменения качества социально-экономических отношений капитализма.

Важное место в этической теории, как известно, занимает нравственный императив И. Канта. По Канту, нравственный закон (императив) заключен внутри человека. Поэтому в качестве исходной объяснительной модели необходимости дополнения этической компонентой концепции создания общих ценностей и их нераздельности мы выбираем модель человека. Например, модель техночеловека в цифровой экономике должна быть построена на распознавании ценностей [11] (Allenby, Sarewitz, 2Q11). Цифровая экономика позволяет использовать такой объем информации для принятия решения по временным масштабам прогнозирования, по количеству учитываемых параметров, их системных взаимозависимостей, при котором экономически прагматические оценки могут составить с нравственными единое органическое целое, непротиворечиво объединяющее рыночные и нерыночные ценности в целостное современное мировоззрение. Фундамент последнего составляют ценности XXI века как совокупность аксиологических максим, основных принципов обустройства общества, бизнеса и государства.

Базовые нравственные принципы современного общества, влияющие на экономику, в том числе на идею создания общих ценностей:

• уважение к личности - абсолютной ценности общества;

• уважение к знаниям и профессии, только через овладение которыми человек

способен завоевать достойное положение в обществе;

• уважение к труду, направленному на укрепление материального и духовного благосостояния всего общества;

• справедливость, достигаемая путем социального контроля;

• доверие между экономическими агентами.

Уважение, справедливость, доверие подразумевает этика совместной деятельности, которой и является, по сути, создание общих ценностей. В категориях справедливости, доверия, уважения любого человека выражается нравственное содержание этизации как части гуманизации экономики.

В новом «капитализме для всех» должна быть создана высшая система ценностей экономического развития, наиболее адекватная природе человека. Содержанием этого процесса явится, на наш взгляд, равновесное состояние материальных и духовных потребностей человека, начнется утверждение ценностей более высокого уровня -гуманности и социального порядка. Мы разделяем позиции А. Маслоу, согласно которым продвижение общества по иерархии потребностей приведет к отказу человека от сосредоточения на материальных ценностях. Об этом же говорит и У. Хэтчер, который разрабатывает проблемы зависимости экономического состояния общества от уровня морали [12] (Кке1сквт, 1998).

Согласно концепции категорического императива И. Канта, человек должен поступать по той максиме, которая, по его мнению, могла бы стать всеобщим законом, то есть законом общества в целом. Применительно к отдельному человеку важно то, что в этой этической концепции Кант предлагает не рассматривать другого человека как средство, а относиться к нему как к конечной цели. В соответствии с этим мы, в отличие от М. Е. Портера и М. Р. Крамера, предлагаем не рассматривать общество как средство извлечения прибыли, но относиться к нему как к конечной цели бизнеса: бизнес существует для развития общества и человека, а не человек и общество - для развития бизнеса. Смысл экономики определен в общем случае многоценностью жизни человека, для которого она и существует. Выступая на пленарном заседании XXII Петербургского международного экономического форума, Президент РФ В.В. Путин отметил, что первым ключевым принципом, на котором должно базироваться видение развития страны, является необходимость «строить нашу политику вокруг человека, его благополучия, интересов и запросов... только та страна может быть сильной и успешной, где люди могут в полной мере реализовать все свои способности» [13].

Все экономические модели общества исходят из определенных этических предпосылок и имеют те или иные моральные последствия, как положительные, так и отрицательные. «Капитализм для всех» без «нравственного категорического императива» [14] (Ботокт, 2000), как монетизированная экономика, приводит к деградации человека. Однако эта модель экономики ведет человека к деградации не сама по себе, так как человек и общество не могут жить без создания стоимости. Важно то, какой способ извлечения прибыли в этой экономической модели социально легитимируется

и воспринимается как этическая норма, то есть общество должно определять в этом случае притязания бизнеса и ставить ему нравственные границы.

Нравственный императив оказывает безусловное, абсолютное влияние на все стороны жизни общества, в том числе на экономические. Проблематика ценностей, их изменения и соотношения выходит в РФ на первый план в связи с нынешними социально-экономическими трансформациями. Перспективы России зависят, прежде всего, от морально-этических качеств тех, кто будет управлять ее экономикой и трудиться на ее благо. Трансформация существующего капитализма в «новый» капитализм требует воспитания нового человека с упором на общие, в том числе традиционные, ценности. Для этого следует по-новому осмыслить этические условия реализации CSV.

«Слишком часто нам говорят об этических условиях, как условиях несовместимых с экономическим поиском максимальной эффективности. Но в действительности дело обстоит совсем не так. На деле фундаментальная цель всякого ... гуманистического общества состоит в том, чтобы дать возможность жить вместе людям разных устремлений и способностей в условиях, обеспечивающих их взаимное уважение и как можно лучшие условия жизни. В этом нет ничего такого, что было бы несовместимо с поиском максимальной эффективности экономики», - считает Нобелевский лауреат М. Алле [15, с. 142] (Alle, 2003).

Эффективное и одновременно этичное распределение благ в социуме отражает и модель экономической эффективности, предложенная В. Парето. Она подразумевает, что благосостояние общества достигает максимума, а распределение ресурсов становится оптимальным, если любое изменение этого распределения ухудшает благосостояние хотя бы одного субъекта экономической системы. Таким образом подчеркивается единство и взаимосвязь каждого члена социума [16] (Osipova, 1979).

Отсюда следует, что этическое видение проблемы реализации CSV предполагает взаимозависимость и неразделимость внедрения CSV и защиты прав каждого человека. Поэтому исполнение в точности прав человека - первое этическое условие внедрения CSV. Прежде всего, речь идет о праве на труд. Его соблюдение означает реализацию на практике уважительного отношения в обществе к человеку труда, основанного на понимании труда как проявления нравственной жизни. Права человека - это тот минимум, который необходим для начала этического усовершенствования экономики и общества.

Второе условие - неуклонное следование этическим нормам (ригоризм этических норм). Морально-нравственные, этические нормы должны составлять этическую основу экономической деятельности по созданию общей стоимости. Императив этических условий бизнесу таков: создавать стоимость и получать прибыль только при соблюдении этических норм ведения бизнеса. Установление и имплементация этических норм развития CSV создает рамочные условия принятия всех решений в данной сфере, содействует осознанию каждым человеком его роли в решении проблем создания общих ценностей. Анализируя начальные этапы становления «консерва-

тивно-романтической программы подчинения рыночного механизма идеалам справедливости и общего блага», Д.В. Мельник выявляет ее фундаментальную проблему -«необходимость принуждения к исполнению не только правовых, но и моральных норм» [17, с. 46] (Melnik, 2017).

Императив этических условий бизнесу таков: создавать стоимость и получать прибыль только при соблюдении этических норм ведения бизнеса.

Третье условие, более общее по сравнению с первыми двумя, - строгое соблюдение законности. Законность А.И. Пригожин называет первой в ряду ценностных основ европейской и мировой цивилизации вместе с гражданским контролем над государством, личным благополучием граждан и их солидарностью [18, с. 119] (Prigozhin, 2017). Как этический фундамент жизни человека и общества эти ценности, безусловно, играют важную роль в реализации любой экономической концепции, включая CSV.

Формирование названных этических условий внедрения CSV - сложный и длительный процесс. Это связано с тем, что его участники - бизнес, государство, общество - имеют свои собственные интересы. Однако мы полагаем, что экономическая деятельность по созданию общих ценностей должна быть направлена на достижение одной всеобщей цели: блага людей. М. Е. Портер и М. Р. Крамер пишут: «Компании могут создавать экономическую стоимость, создавая общественную ценность» [1, с. 67] (Porter, Kramer, 2011), то есть работать на себя (собственника компании), работая на общество. В этом случае общественное благо является средством, инструментом получения частной выгоды. Мы же, следуя гуманистической традиции рассматривать богатство как средство, а не цель хозяйственной деятельности, считаем, что средством, инструментом для достижения названной всеобщей цели является экономика, ориентированная на создание стоимости.

При этом мы не акцентируем духовные начала в противовес материальным, но полагаем, что они должны быть как минимум паритетными в «новом» капитализме для всех. Не ставя вопрос о приоритете нравственных ценностей перед другими, мы тем не менее не можем не отметить негативный пример нашей страны, где в ходе радикальных политико-экономических преобразований в российском обществе в целом понятия «духовность», «этичность» исчезают из основных ценностных установок. Переход экономики к рынку сопровождался в стране появлением жесткой конкуренции, борьбой за выживание, аномией, несоблюдением законов, а также значительной дифференциацией доходов населения, не обусловленной трудом. Поэтому сложившееся в дореформенной стране отрицание жизненной ценности богатства перешло в свою прямую противоположность. Целью же должна стать «экономика, основная движущая сила которой будет принципиально иной по сравнению с рыночным обществом массового потребления. Вместо стремления к богатству - стремление к высокому качеству жизни» [19] (Lvov, 2005), которое будет определяться разнообразием жизненных благ, гарантированным каждому его члену. Что не противоречит заявленным целям CSV.

Руководствуясь принципами этического релятивизма, предположим, что невысокий нравственный уровень значительной части членов бизнес-сообщества является, с одной стороны, следствием падения общего уровня нравственности в обществе. А с другой стороны, инициируется и поддерживается рыночной экономикой. Решение проблемы нравственного оздоровления общества невозможно без выхода за пределы экономической системы, основанной на индивидуализме. Только там, за этими пределами, появляется возможность решения экономических проблем неэкономическими средствами, к которым относится этика. Р. Скидельски отмечает: «Обычно на вопрос: "Что не так с моральной точки зрения с капиталистической рыночной системой?" -даются два ответа. Первый - она способствует плохому поведению, так как ее мотивируют две силы: алчность и эгоизм. Отсюда следует, что если необходимо обуздать пороки капитализма и заставить его работать для общего блага, то капитализм надо контролировать извне - моралью, регулированием ... Второй ответ на вопрос, что не так с капитализмом, заключается в том, что он не ставит пределов накоплению богатства, что едва ли может быть этичной целью. Следовательно, для установления извне предела накоплению богатства требуется некая этическая концепция, объясняющая, зачем нужно богатство» [20] (Skidelsky, 2009).

В контексте данной работы мы утверждаем, что необходима этическая концепция, объясняющая, зачем нужна CSV и чем она отличается от «устаревшей концепции создания стоимости». Этика меняет качество социально-экономических отношений. Рассматривая вопрос о месте этики в процессе создания общих ценностей, мы не можем абстрагироваться от среды, в которой он осуществляется и будет осуществляться. У. Хэтчер считает, что «будущее развитие сопряжено с переходом от материальной цивилизации к цивилизации духовной» [12, с. 41] (Khetcher, 1998). По мнению академика РАН Д.С. Львова, моделью экономики будущего должна стать «нравственная экономика» [19] (Lvov, 2005). Выдвинутая им доктрина нравственной экономики базируется на понимании экономической жизни как социального служения, а в качестве ее проблем он рассматривает фундаментальные проблемы духовности. «Очеловечивание» экономики, утверждение в ней ценностей более высокого порядка есть проявление новой экономической парадигмы, возникновение которой актуализируется с появлением CSV.

Схема взаимного влияния этики, человека, общества, экономики в процессе реализации концепции создания общих ценностей приведена на рисунке.

Из рисунка видно, что в результате представленного взаимовлияния и трансформации человека, общества, экономики мы получаем модель этико-ориентированного процесса создания общих ценностей.

Каким образом в создавшейся ситуации усилить этическую компоненту CSV? Этика создания общих ценностей не может возникнуть сама по себе. Как уже отмечалось, ее формирование - непростой и небыстрый процесс, в котором участвует, прежде всего, само бизнес-сообщество, а также различные институты государства,

Этика

В л и я н и е

Человек

Моральный человек

Общество

Моральное общество

Экономика

Нравственная экономика

Процесс создания стоимости

Процесс создания общих ценностей

В л и я н и е

Концепция создания общих ценностей

Рисунок. Саема взаимного вляяния этики, человека, общества, экоиомики в процессе реализации концепции создания общих ценностей Источник: составлесо авторами

гражданского общества, средства массовой информации и др. Речь идет о создании необходимых предпосылок для интенсификации этого процесса, о придании ему определенной идейной направленности, так как обществу далеко не безразлично, какие нравственные принципы лягут в основу идеологии создания общих ценностей. Важно сохранить неизменными фундаментальные ценности, противостоящие стихии рынка, - мораль и общее благо.

Создание общей стоимости на уровне корпорации (компании, фирмы, предприятия) сопровождается решением на принципах нравственности социальных проблем производственно-хозяйственного развития. При таком отношении к делу обязательно возникает вопрос об этической ответственности экономических акторов за последствия для работников предприятия и населения региона пребывания корпорации принимаемых решений. М. Вебер назвал принятие на себя ответственности за предполагаемые последствия совершаемых действий этикой ответственности. Столкнувшись с проблемами этического в упомянутых сферах, он доказывал, что тот, кто вынужден принимать важные, затрагивающие множество судеб решения в политике и экономике, всегда будет чувствовать себя обязанным не только оставаться честным и справедливым в намерениях, но взвешивать все возможные последствия предпринимаемых действий [21, с. 49] (УвЬвт, 1990).

Как соединить определение экономической эффективности с социальными и моральными последствиями принимаемых решений? Этично ли отводить рыночному

механизму ведущую роль в регулировании человеческих отношений в производстве, в создании стоимости? На роль регулятора экономических отношений сегодня определяют социальную этику [22] (Dedyulina, Papchenko, 2009). Обусловлено это тем, что «экономическая теория, превращающая... нравственные ценности лишь в личные, субъективные... позволяет трактовать содержание теории предельно асоциально (рынок сам по себе не имеет социальных целей, они отсутствуют в его миссии)» [23, с. 62] (Lyubinin, 2016). То же относится и к миссии и целям предпринимательской организации. К примеру, среди девяти структурных блоков шаблона бизнес-модели, которая служит для описания основных принципов создания, развития и успешной работы организации [24] (Ostervalder, Pine, 2014), нет этического блока. Такой блок необходимо, на наш взгляд, предусмотреть как место возникновения и роста духовных ценностей, включив в него следующие широко известные меры этического менеджмента компаний:

• создание постоянного комитета по этике с членами из руководителей всех уровней и рядовых работников. Задача комитета - выработка коллективных суждений по этическим вопросам, связанным с деятельностью компании; значимость комитета многократно возрастает в условиях ориентации компаний на создание общих ценностей;

• разработка и введение в ежедневную практику этического кодекса компании (справедливости ради надо отметить, что ведущие российские компании такие кодексы разрабатывают и внедряют в повседневную бизнес-деятельность). Цель его применения мы видим в том, чтобы каждый сотрудник понимал ценности компании и свою роль в их воплощении. Содержащиеся в кодексе этические нормы описывают систему общих ценностей и правил этики для всех без исключения членов коллектива. Такие нормы разрабатываются для создания благоприятной этичной атмосферы и выработки этических рекомендаций по решения возникающих проблем создания экономической стоимости;

• краудсорсинг: согласно деонтологическому принципу, предлагаемые группе сотрудников для коллективного решения экономические, технические, организационные проблемы создания общих ценностей должны оцениваться ими по побуждению коуча с этически-нравственных позиций: отвечает ли предложенное решение этическим нормам? Тогда можно надеяться, что сотрудники, постоянно выполняющие подобные упражнения («аскезу» по П. Козловски [25] (Kozlovski, 1999)), научатся видеть различия между нравственными и безнравственными решениями проблем создания стоимости, а значит, научатся работать и жить нравственно;

• научение этичному поведению обучаемых сотрудников посредством введения дисциплины «Этика создания общих ценностей» в учебные планы всех специальностей корпоративных университетов;

• регулярный мониторинг этических взглядов руководителей и сотрудников компании в соединении с мониторингом имплементации этических норм.

Вместе с тем в отношении, например, второй меры следует признать, что корпоративные кодексы работают, прежде всего, на собственника и высший менеджмент корпорации, но не на общество. Капитализм «в конечном счете должен основывать рыночные отношения на чем-то выходящем за рамки холодного расчета: на кодексах чести, доверии и в первую очередь на общности и взаимопомощи, более характерных для человеческих экономик» [26, с. 396] (Greber, 2015).

заключение

Выделим наиболее существенные результаты исследования и их научную новизну.

1. Предложена этизация экономических ценностей бизнеса как части общечеловеческих ценностей - выражения человекоцентричного дискурса нравственных и социально-экономических ценностей современного мира. К общечеловеческим моральным ценностям отнесено признание духовного начала в качестве ведущего среди принципов воспитания и поведения человека. Обоснована необходимость морально-этической компоненты CSV.

2. Выявлена необходимость не противопоставлять духовные начала материальным, но считать их паритетными в «новом» капитализме для всех, для развития которого и предназначена CSV. Отделение духовных ценностей от материальных приведет к уничтожению возможности повторения жизненного цикла предпринимательской организации.

3. В новом «капитализме для всех» должна быть создана высшая система ценностей экономического развития, наиболее адекватная природе человека. Содержанием этого процесса явится, на наш взгляд, равновесное состояние материальных и духовных потребностей, начнется утверждение ценностей более высокого уровня - гуманности и социального порядка.

4. Установлено, что экономика, создающая стоимость, является средством, инструментом для достижения всеобщей цели - блага всех людей.

5. Выявлено, что условиями развития CSV являются: 1) исполнение в точности прав человека, прежде всего, права на труд; 2) неуклонное следование этическим нормам; 3) строгое соблюдение законности.

Теоретическое значение исследования состоит в создании предпосылок для дальнейшего изучения проблемы этизации CSV в социально-экономическом контексте, включая выявление сущностных сторон этизации экономики и специфики ее проявления в новом «капитализме для всех». Открытой для дискуссии остается проблема национальных (страновых) особенностей становления этизации современной экономики. Так, мы придаем особое значение анализу этизации российской экономики не как абстрактного принципа, а как средства обновления норм нравственности российского бизнес-сообщества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перспективы дальнейших научных разработок в данном направлении видятся в разработке прикладных аспектов этизации CSV в бизнес-моделях предпринимательских организаций.

Таким образом, концепция, нацеленная на восстановление доверия к капитализму и легитимности бизнеса, должна не просто рассматривать этические нормы в качестве своей предпосылки - этика должна быть атрибутом, неотъемлемой компонентой CSV. Дополненная этической компонентой концепция создания общих ценностей действительно будет способствовать решению насущных социальных и экологических проблем, возникающих в глобальных цепочках создания стоимости.

ИСТОЧНИКИ:

1. Porter M.E., Kramer M.R. Creating shared value // Harvard Business Review. - 2011. - №

1-2. - p. 62-77.

2. Crane A., Palazzo G., Spence L.J., Matten D. Contesting the value of "creating shared value" // California Management Review. - 2014. - № 2. - p. 130-153.

3. Mackey J.E., Sisodia R.S. Conscious Capitalism: Liberating the Heroic Spirit of Business. -

Boston: Harvard Business Review Press, 2013. - 368 p.

4. Макки Дж., Сисодиа Р.С. Сознательный капитализм. Компании, которые приносят

пользу клиентам, сотрудникам и обществу. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. -336 c.

5. Reyes G. de los Jr., Scholz M., Smith N.C. Beyond the "Win-Win": Creating Shared Value

Requires Ethical Frameworks // California Management Review. - 2017. - № 2. - p. 142167.

6. Акмаева Р.И. Роль управленческих инноваций в модернизации экономики страны //

Вестник Международного института экономики и права. - 2011. - № 2. - c. 55-65.

7. Акмаева Р.И., Епифанова Н.Ш., Лунев А.П. Условия и предпосылки применения

концепции общих ценностей на российских предприятиях // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2012. - № 6. - c. 87-93.

8. Попов С.А., Фомина Л.Л. От теории стейкхолдеров к реализации концепции общих

ценностей// Российское предпринимательство. - 2013. - № 2. - c. 60-65.

9. Рогова Т.Н. Концепция общих ценностей в экономике // Экономический анализ:

теория и практика. - 2016. - № 4. - c. 36-45.

10. Бичинев А.А. Международные и российские проблемы имплементации концепции создания общей ценности (Creating Shared Value // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2017. - № 4. - c. 124-130.

11. Allenby B.R., Sarewitz D. The Techno-Human Condition. - Cambridge: The MIT Press, 2011. - 222 p.

12. Хэтчер У. Экономика и моральные ценности (интервью) // Общественные науки и современность. - 1998. - № 4. - c. 41-48.

13. Путин В.В. Выступление на пленарном заседании XXII Петербургского международного экономического форума. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http:// kremlin.ru/events/president/transcripts/57556 ( дата обращения: 28.06.2018 ).

14. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. - 1054 с.

15. Алле М. Глобализация: разрушение условий занятости и экономического роста. Эмпирическая очевидность. - М.: ТЕИС, 2003. - 314 с.

16. Осипова Е.В. Социологическая система Вильфредо Парето. / История буржуазной социологии XIX - начала XX века. - М.: Наука, 1979. - 309-331 с.

17. Мельник Д.В. Между Левиафаном и Маммоной: в поисках моральной экономики // Общественные науки и современность. - 2017. - № 1. - с. 46-61.

18. Пригожин А.И. Деловая макрокультура: методы развития // Общественные науки и современность. - 2017. - № 1. - с. 114-127.

19. Львов Д.С. Нужна ли России своя философия экономики? // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. - 2005. - № 5. - с. 5-16.

20. Скидельски Р. Кейнс и этика капитализма // Общая тетрадь: Вестник Московской школы политических исследований. - 2009. - № 4. - с. 90-102.

21. Вебер М. Политика как проявление и профессия. / Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 804 с.

22. Дедюлина М.А., Папченко Е.В. Социальная этика. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. - 84 с.

23. Любинин А. Снова к проблеме генезиса и предметного содержания «экономикс» // Российский экономический журнал. - 2016. - № 2. - с. 35-65.

24. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: настольная книга стратега и новатора. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 288 с.

25. Козловски П. Принципы этической экономии. - СПб.: Экономическая школа, 1999. - 344 с.

26. Гребер Д. Долг: первые 5000 лет истории. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. - 528 с.

REFERENCES:

Akmaeva R.I. (2011). Rol upravlencheskikh innovatsiy v modernizatsii ekonomiki strany [Role of managerial innovations in domestic economy modernization]. Vestnik Mezhdunarodnogo instituta ekonomiki iprava. (2). 55-65. (in Russian).

Akmaeva R.I., Epifanova N.Sh., Lunev A.P. (2012). Usloviya i predposylki primeneniya kontseptsii obschikh tsennostey na rossiyskikh predpriyatiyakh [Conditions and prerequisites for the application of the concept of common values in Russian enterprises]. St. Petersburg Polytechnic University Journal of Engineering Science and Technology. (6). 87-93. (in Russian).

Alle M. (2003). Globalizatsiya: razrushenie usloviy zanyatosti i ekonomicheskogo rosta. Empiricheskaya ochevidnost [Globalization: the erosion of employment and economic growth. Empirical evidence] M.: TEIS. (in Russian).

Allenby B.R., Sarewitz D. (2011). The Techno-Human Condition Cambridge: The MIT Press.

Bichinev A.A. (2017). Mezhdunarodnye i rossiyskieproblemy implementatsii kontseptsii sozdaniya obschey tsennosti (Creating Shared Value [Creating shared value concept: issues regarding its implementation in russian and global business]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 2 (4). 124-130. (in Russian).

Crane A., Palazzo G., Spence L.J., Matten D. (2014). Contesting the value of "creating shared value"California Management Review. 56 (2). 130-153.

Dedyulina M.A., Papchenko E.V. (2009). Sotsialnaya etika [Social ethics] Taganrog: Izd-vo TTI YuFU. (in Russian).

Greber D. (2015). Dolg: pervye 5000 let istorii [Debt: the first 5,000 years of history] M.: Ad Marginem Press. (in Russian).

Khetcher U. (1998). Ekonomika i moralnye tsennosti (intervyu) [Economics and moral values (interview)].Social Sciences and Contemporary World. (4). 41-48. (in Russian).

Kozlovski P. (1999). Printsipy eticheskoy ekonomii [Principles of ethical economy] SPb.: Ekonomicheskaya shkola. (in Russian).

Lvov D.S. (2005). Nuzhna li Rossii svoya filosofiya ekonomiki? [Does Russia need its own philosophy of Economics?]. Nauchno-analiticheskiy zhurnal Obozrevatel - Observer. (5). 5-16. (in Russian).

Lyubinin A. (2016). Snova k probleme genezisa i predmetnogo soderzhaniya «ekonomiks» [Once again of economics genesis and subject]. Russian Economic Journal. (2). 35-65. (in Russian).

Mackey J.E., Sisodia R.S. (2013). Conscious Capitalism: Liberating the Heroic Spirit of Business Boston: Harvard Business Review Press.

Makki Dzh., Sisodia R.S. (2015). Soznatelnyy kapitalizm. Kompanii, kotorye prinosyat polzu klientam, sotrudnikam i obschestvu [Conscious capitalism. Companies that benefit customers, employees and society] M.: Mann, Ivanov i Ferber. (in Russian).

Melnik D.V. (2017). Mezhdu Leviafanom i Mammonoy: v poiskakh moralnoy ekonomiki [Between Leviathan and Mammon: In Search for Moral Economics]. Social Sciences and Contemporary World. (1). 46-61. (in Russian).

Osipova E.V. (1979). Sotsiologicheskaya sistema Vilfredo Pareto [The sociological system of Wilfredo Pareto]M.: Nauka. (in Russian).

Ostervalder A., Pine I. (2014). Postroenie biznes-modeley: nastolnaya kniga stratega i novatora [Building business models: the Handbook of the strategist and innovator] M.: Alpina Pablisher. (in Russian).

Popov S.A., Fomina L.L. (2013). Ot teorii steykkholderov k realizatsii kontseptsii obschikh tsennostey [From the Theory of Stakeholders to Implementation of the Concept of Shared Values]. Russian Journal of Entrepreneurship. (2). 60-65. (in Russian).

Porter M.E., Kramer M.R. (2011). Creating shared value Harvard Business Review. (12). 62-77.

Prigozhin A.I. (2017). Delovaya makrokultura: metody razvitiya [Business Macroculture: Methods of Development]. Social Sciences and Contemporary World. (1). 114-127. (in Russian).

Reyes G. de los Jr., Scholz M., Smith N.C. (2017). Beyond the "Win-Win": Creating Shared Value Requires Ethical Frameworks California Management Review. 59 (2). 142-167.

Rogova T.N. (2016). Kontseptsiya obschikh tsennostey v ekonomike [The concept of shared values in economics]. Economic analysis: theory and practice. (4). 36-45. (in Russian).

Skidelski R. (2009). Keyns i etika kapitalizma [Keynes and the ethics of capitalism]. Obschaya tetrad: VestnikMoskovskoy shkolypoliticheskikh issledovaniy. (4). 90-102. (in Russian).

Sorokin P. (2000). Sotsialnaya i kulturnaya dinamika: issledovanie izmeneniy v bolshikh sistemakh iskusstva, istiny, etiki, prava i obschestvennyh otnosheniy [Social and cultural dynamics: research of changes in large systems of art, truth, ethics, law and social relations] SPb.: Izd-vo RKhGI. (in Russian).

Veber M. (1990). Politika kak proyavlenie i professiya [Policy as a manifestation of the profession] M.: Progress. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.