Научная статья на тему 'Этическая культура белорусского спортивного тренера: результаты социологического исследования'

Этическая культура белорусского спортивного тренера: результаты социологического исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
86
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ETHICAL CULTURE / SPORTS COACH / SOCIOLOGICAL RESEARCH / ЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТИВНЫЙ ТРЕНЕР / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цымбалюк Елена Анатольевна

Актуальность статьи обусловлена многочисленными фактами неэтичного поведения представителей социального института спорта. В связи с этим в статье поставлены задачи: сделать обзор наиболее знаковых исследований по интересующей ; проблеме; обсудить результаты социологического исследований профессионально-этических взглядов белорусских спортивных тренеров; представить в первом приближении абрис этической культуры ; спортивного тренера с учетом обозначенных ранее нюансов. На основе анализа научных источников автор предлагает методологические подходы к исследованию проблемы этической культуры спортивного тренера, а также структуру данного феномена. В частности, такая структура должна опираться на миссию спортивного тренера, на видение тренером своего места и роли в решении обозначенных перспектив, на ; овладение тренером рядом жизненно-поведенческих компетенций. К числу последних относят стремление тренера иметь достойный внешний вид, способность активировать палитру усвоенных общенческих навыков, способность эстетически осмыслить и делать попытки реально преобразовать место организации тренировочного процесса, умение осмыслить полученные результаты с точки зрения анализа уровня собственного профессионального мастерства.На основе понимания данной структуры объектом социологического исследования стали профессионально-этические взгляды белорусских тренеров, работающих с юными атлетами в возрасте до 15 лет. Было опрошено путем анонимного анкетирования 1.540 респондентов, представляющих разные виды спорта (водные виды спорта, зимние виды спорта, игровые виды спорта, легкую атлетику, гимнастику, гребные виды спорта, велосипедный спорт, ледовые виды спорта) и разные учебные заведения (спортивные классы средних школ, спортивные школы, спортивные секции и кружки) в Минске и регионах. Обработка результатов в первом приближении показала следующее. Белорусские тренеры, работающие в области массового спорта, строят взаимоотношения с воспитанниками на гуманистических позициях и видят свою основную задачу в укреплении духовного и физического здоровья подопечных при безусловном стремлении подготовить их к достойному выступлению на спортивных соревнованиях. Тренеры общительны, дружелюбны, стремятся эстетически осмыслить собственный внешний облик и место своей работы. Для них важно духовное единение с воспитанниками, рефлексирование собственного профессионального уровня, стремление совершенствовать себя. Тем не менее, у респондентов наблюдаются определенные проблемы с эмоциональной составляющей в процессе обсуждения спортивных неудач юных атлетов и очевидные нарушения педагогической этики касательно коллег по цеху. Это требует дальнейших социологических исследований применительно к отдельным видам спорта, стажу работы тренеров и гендерной составляющей. ;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Цымбалюк Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICAL CULTURE OF THE BELARUSIAN SPORTS TRAINER: RESULTS OF A SOCIOLOGICAL RESEARCH

The relevance of the article is due to numerous facts of unethical behavior of representatives of the social institute of sports. In this regard, the article poses the following tasks: to review the most significant studies on the problem of interest; discuss the results of sociological studies of professional and ethical views of Belarusian sports trainers; present in a first approximation the outline of the ethical culture of a sports coach, taking into account the nuances indicated earlier. Based on the analysis of scientific sources, the author offers methodological approaches to the study of the ethical culture of a sports trainer, as well as the structure of this phenomenon. In particular, such a structure should be based on the mission of the sports coach, on the coach’s vision of his place and role in solving the indicated prospects, on the master’s mastery of a number of life-behavioral competencies. The latter include the coach’s desire to have a decent appearance, the ability to activate a palette of learned social skills, the ability to aesthetically comprehend and make attempts to really transform the organization of the training process, the ability to comprehend the results from the point of view of analyzing the level of one’s own professional skill. Based on the understanding of this structure, the object of a sociological study was the professional and ethical views of Belarusian trainers working with young athletes under the age of 15 years. 1,540 respondents representing various sports (water sports, winter sports, game sports, athletics, gymnastics, rowing sports, cycling, ice sports) and various educational institutions (high school sports classes) were interviewed by anonymous questioning. , sports schools, sports sections and circles) in Minsk and regions. Processing the results in a first approximation showed the following. Belarusian trainers working in the field of mass sports, build relationships with students in humanistic positions and see their main task in strengthening the spiritual and physical health of the wards with an unconditional desire to prepare them for a worthy performance in sports. Coaches are sociable, friendly, striving to aesthetically comprehend their own appearance and place of their work. For them, spiritual unity with pupils, reflection of their own professional level, and the desire to improve themselves are important. Nevertheless, the respondents have certain problems with the emotional component in the process of discussing sports failures of young athletes and obvious violations of pedagogical ethics regarding colleagues in the workshop. This requires further sociological research in relation to individual sports, the experience of trainers and the gender component.

Текст научной работы на тему «Этическая культура белорусского спортивного тренера: результаты социологического исследования»

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism

УДК 37.013.78(7.092)

DOI https:// doi.org/10.14258/zosh(2020)2.17

ЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БЕЛОРУССКОГО СПОРТИВНОГО ТРЕНЕРА: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Цымбалюк Елена Анатольевна^™

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии и истории Белорусский государственный университет физической культуры, Минск, Беларусь, e-mail: cymbaluk.lena@tut.by Orcid: org/0000-0002-6710-4010

ETHICAL CULTURE OF THE BELARUSIAN SPORTS TRAINER: RESULTS OF A

SOCIOLOGICAL RESEARCH

Tsymbalyuk Elena Anatolyevna

Belarusian State University of Physical Culture, Associate Professor of the Department of Philosophy and History, Candidate of Pedagogical Sciences, Minsk, Belarus, e-mail: cymbaluk.lena@tut.by Orcid: org/0000-0002-6710-4010

Следует цитировать / Citation:

Цымбалюк Е.А.. Этическая культура белорусского спортивного тренера: результаты социологического исследования // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2020. 2 (18), С. 159-177. URL: http://journal.asu.ru/zosh/issue/archive. DOI https://doi.org/10.14258/zosh(2020)2.17

Tsymbalyuk E. A. (2020). Ethical culture of the belarusian sports trainer: results of a sociological research. Health, Physical Culture and Sports, 2 (18), 159-177. (in Russian). URL: http:// journal.asu.ru/zosh/issue/archive. DOI https://doi.org/10.14258/zosh(2020)2.17

Поступило в редакцию / Submitted Принято к публикации / Accepted

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена многочисленными фактами неэтичного поведения представителей социального института спорта. В связи с этим в статье поставлены задачи: сделать обзор наиболее знаковых исследований по интересующей проблеме; обсудить результаты социологического исследований профессионально-этических взглядов белорусских спортивных тренеров; представить в первом приближении абрис этической культуры спортивного тренера с учетом обозначенных ранее нюансов. На основе

159

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism

анализа научных источников автор предлагает методологические подходы к исследованию проблемы этической культуры спортивного тренера, а также структуру данного феномена. В частности, такая структура должна опираться на миссию спортивного тренера, на видение тренером своего места и роли в решении обозначенных перспектив, на овладение тренером рядом жизненно-поведенческих компетенций. К числу последних относят стремление тренера иметь достойный внешний вид, способность активировать палитру усвоенных общенческих навыков, способность эстетически осмыслить и делать попытки реально преобразовать место организации тренировочного процесса, умение осмыслить полученные результаты с точки зрения анализа уровня собственного профессионального мастерства. На основе понимания данной структуры объектом социологического исследования стали профессионально-этические взгляды белорусских тренеров, работающих с юными атлетами в возрасте до 15 лет. Было опрошено путем анонимного анкетирования 1.540 респондентов, представляющих разные виды спорта (водные виды спорта, зимние виды спорта, игровые виды спорта, легкую атлетику, гимнастику, гребные виды спорта, велосипедный спорт, ледовые виды спорта) и разные учебные заведения (спортивные классы средних школ, спортивные школы, спортивные секции и кружки) в Минске и регионах. Обработка результатов в первом приближении показала следующее. Белорусские тренеры, работающие в области массового спорта, строят взаимоотношения с воспитанниками на гуманистических позициях и видят свою основную задачу в укреплении духовного и физического здоровья подопечных при безусловном стремлении подготовить их к достойному выступлению на спортивных соревнованиях. Тренеры общительны, дружелюбны, стремятся эстетически осмыслить собственный внешний облик и место своей работы. Для них важно духовное единение с воспитанниками, рефлексирование собственного профессионального уровня, стремление совершенствовать себя. Тем не менее, у респондентов наблюдаются определенные проблемы с эмоциональной составляющей в процессе обсуждения спортивных неудач юных атлетов и очевидные нарушения педагогической этики касательно коллег по цеху. Это требует дальнейших социологических исследований применительно к отдельным видам спорта, стажу работы тренеров и гендерной составляющей. Ключевые слова. Этическая культура, спортивный тренер, социологическое исследование.

Annotation. The relevance of the article is due to numerous facts of unethical behavior of representatives of the social institute of sports. In this regard, the article poses the following tasks: to review the most significant studies on the problem of interest; discuss the results of sociological studies of professional and ethical views of Belarusian sports trainers; present in a first approximation the outline of the ethical culture of a sports coach, taking into account the nuances indicated earlier. Based on the analysis of scientific sources, the author offers methodological approaches to the study of the ethical culture of a sports trainer, as well as the structure of this phenomenon. In particular, such a structure should be based on the mission of the sports coach, on the coach's vision of his place and role in solving the indicated prospects, on the master's mastery of a number of life-behavioral competencies. The latter include the coach's desire to have a decent appearance, the ability to activate a palette of learned social skills, the ability to aesthetically

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism

comprehend and make attempts to really transform the organization of the training process, the ability to comprehend the results from the point of view of analyzing the level of one's own professional skill. Based on the understanding of this structure, the object of a sociological study was the professional and ethical views of Belarusian trainers working with young athletes under the age of 15 years. 1,540 respondents representing various sports (water sports, winter sports, game sports, athletics, gymnastics, rowing sports, cycling, ice sports) and various educational institutions (high school sports classes) were interviewed by anonymous questioning. , sports schools, sports sections and circles) in Minsk and regions. Processing the results in a first approximation showed the following. Belarusian trainers working in the field of mass sports, build relationships with students in humanistic positions and see their main task in strengthening the spiritual and physical health of the wards with an unconditional desire to prepare them for a worthy performance in sports. Coaches are sociable, friendly, striving to aesthetically comprehend their own appearance and place of their work. For them, spiritual unity with pupils, reflection of their own professional level, and the desire to improve themselves are important. Nevertheless, the respondents have certain problems with the emotional component in the process of discussing sports failures of young athletes and obvious violations of pedagogical ethics regarding colleagues in the workshop. This requires further sociological research in relation to individual sports, the experience of trainers and the gender component.

Keywords. Ethical culture, sports coach, sociological research.

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism

Введение.

В настоящее время на страницах научной печати разворачивается дискуссия, относится ли этическая культура спортивного тренера сугубо к сфере педагогической практики либо имеет в большей мере методологический подтекст. В педагогических трудах по данной проблематике все рассуждения сводятся к безусловно правильным, но далеко не инновационным постулатам об уважении тренером личности своих воспитанников и их соперников, о строгом следовании нормам спортивного состязания либо содержат практические рекомендации по выработке у будущих тренеров определенных этических навыков (В.К. Пельменев, 2006; К.В. Золотарева, 2016). Тем не менее, спортивные реалии демонстрируют не столь радужную картину, изобилуя фактами неэтичного поведения представителей тех или иных сторон социального института спорта.

Если опираться на мнение В.И. Столярова о том, что философия спорта должна выйти за пределы созерцания и фиксации данных опыта в сфере спорта в область поиска социальной природы спорта, т. е. ценностей, на которые ориентировались бы все субъекты весьма сложной и противоречивой спортивной деятельности (В.И. Столяров, 2017) то предмет нашего исследования приобретает очевидно диалектический характер. В этой связи в данной статье целесообразно выстроить следую щую логику рассуждений:

- сделать обзор наиболее знаковых исследований по интересующей нас проблеме;

- обсудить результаты социологического исследований профессионально - этических взглядов белорусских спортивных тренеров;

- представить в первом приближении абрис этической культуры спортивного тренера с учетом обозначенных ранее нюансов.

Автор статьи солидарен с позицией исследователей, считающих, что мировоззренческие и социально-философские вопросы деятельности человека в сфере спорта являются крайне сложными (Г.В. Валеева, 2017; Д.А. И гн ато в , 2 0 1 7 ) , в с и л у ч е го представленные ниже рассуждения целесообразно рассматривать в дискуссионном ключе.

Логично предположить, что любые аспекты деятельности спортивного тренера, в том числе этические, входят в его профессиональную спортивную культуру. Спортивная культура представляет собой рационально организованную профессионально-прикладную физкультурную деятельность, направленную на овладение материальными и духовными ценностями, необходимыми в профессиональных и личностных аспектах спортивно-физкультурного образования (Н.В. Михайлова, 2004). Ценности физической культуры, в частности, включают: материальные ценности - тело человека, спортивный инвентарь и оборудование, спортивные снаряжения, материальные носители информации, научное оборудование, средовые-естественные факторы; художественные ценности -художественные образы, отражающие сферу физической культуры и спорта;

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism

духовные ценности - двигательные, интеллектуальные, педагогические, мобилизационные, интенционные (С.С. Коровин, 2017; Л.Н. Маролошвили, 2017). Физическая культура немыслима вне прочих аспектов базовой культуры л и ч н о с т и - н р а в с т в е н н о го , образовательного, коммуникативного и пр., и в этой связи может существовать только в результате персонального усвоения личностью общественных ценностей и идеалов, диалогических форм взаимодействия с реальностью и идентификации конкретного человека с обществом (С.В. Яковлев, 2020). Одновременно содержание, направленность и значимость культурного потенциала спорта обладают подвижным характером и во многом зависят от исторических условий и конкретных обстоятельств (Н.Д. Лигостаева, 2017; А.В. Матвеева, 2017). К последним следует отнести:

- преобладание андрогинного типа личности среди студентов спортивных вузов, что влияет на формирование их профессионально значимых компонентов Я - концепции. Снижение гибкости мышления, трудности в переключении с одного вида деятельности на другой, зависимость от социальной оценки собственной деятельности, высокий уровень проявлений маскулинных и одновременно фемининных свойств студентов-спортсменов компенсируются жаждой деятельности, потребностью в физическом и умственном напряжении, высокой работоспособностью, чувствительностью к неудачам (М. В. Иванова, 2011) и безусловно

экстраполируются в область их будущей профессиональной деятельности;

- сочетание идейного и правового подходов к пониманию взаимоотношений в физкультурно-спортивной среде, когда, с одной стороны, берется во внимание исторически сложившееся мнение о физкультурном образовании как источнике привнесения в жизнь человека максимальной пользы при взаимодействии с окружающим миром на основе гуманистических убеждений самого человека и его социального окружения (Н.В. Геращенко, 2018; И.Г. Геращенко, 2018). С другой стороны, утверждается главенство спортивного права как основы регулирования взаимоотношений всех участников физкультурно-спортивной деятельности с точки зрения обеспечения в отношении каждого принципа справедливости, т.е. равенства в условиях труда, в разрешении спорных ситуаций, в равнозначном запрете пропаганды и использования запрещенных средств (О.Н. Жбырь, 2014; А.Ю. Мокрова, 2014; Р.А. Вежега, 2017; В.П. Хара, 2017);

- наличие новых вызовов для философского и прикладного понимания физической культуры и спорта, порожденных процессами глобализации и фрагментации. Традиции народной культуры, характеризующиеся господством нр ав стве нных у с танов ок над материальными, вступают в антагонизм с идеями индивидуализма, определяя противоречивый процесс социализации молодежи, в том числе в обозначенной сфере (К.У. Камбарова, 2017; М. Тойчубеков, 2017). И тренер, и спортсмен, соприкасаясь с глубинными процессами спортивной и соревновательной

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism

деятельности, интуитивно открывают для себя ее мировоззренческую и нравственную значимость. Однако необходимость обеспечить высокие спортивные результаты любой по сути ценой обесценивает высокую социально-культурную значимость спорта, а слабая общетеоретическая разработка социальных проблем спорта не может этот процесс приостановить. Предельная регламентация спорта накладывается на предельно экзальтированное стремление победить, которое, в свою очередь, должно опираться на принцип честного соперничества как высшую ценность в спорте. В условиях «ацентричности и плюральности мира» (Н.Н. Визитей, В.Г. Манолаки) перед каждым самодостаточным представителем спортивного сообщества стоит задача самому в каждом конкретном случае выступить фактором приведения мира в упорядоченное состояние, что н е в о з м о ж н о б е з с е р ь е з н о й мировоззренческой подготовки (Н.Н. Визитей, 2013; В.Г. Манолаки, 2013).

На наш взгляд, в содержательном плане этическую культуру спортивного тренера целесообразно рассматривать как н е о т ъ е м л е м ы й к о м п о н е н т профессиональной этики. Последняя есть свод моральных и нравственных норм, распространяющихся на действия человека, занимающегося определенной профессиональной деятельностью и регулирующих взаимодействие людей в рабочем процессе. Ученые отмечают, что именно профессиональная этика дает представление о профессиональном долге, профессиональной ответственности; о п и р ае т с я в р а в н о й м е р е н а общечеловеческие морально-этические

нормы и конкретные рабочие ситуации, постоянно повторяющиеся в деятельности определенной специализации (Портал «Гармоничное развитие личности», 2020). В фундаментальных исследованиях о т м е ч а е т с я , ч т о ф е н о м е н профессионализма в любой сфере деятельности включает в себя, помимо профессиональной пригодности и компетентности, и нравственную составляющую. Среди моральных качеств, необходимых профессионалу, выделяют человечность, честность, благодарность, благородство, принципиальность, великодушие, верность, искренность, ответственно сть, скр омно сть, убежденность, самообладание, любовь, доброжелательность, вежливость. Среди моральных норм и правил - строгую субординацию, сознательную дисциплину, уважение к старшему по опыту и возрасту, исполнительность, инициативность, в ы д е р ж к у и с п о к о й с т в и е ( Г. М . Казантинова, 2015; Т.А. Чарова, 2015). По сути профессиональная этика призвана оправдать власть профессионала в сфере его деятельности и одновременно ограничить полноту этой власти (В. И. Бакштановский, 2005; Ю.В. Согомонов, 2005), в силу чего включает в себя общекультурную и функциональную грамотность и профессионально-культурную образованность (В. Н. Бобриков, 2012; А.В. Шаров, 2012).

Авто р статьи со глас е н с исследователями, склонными относить собственно этическую культуру специалиста к области практического воплощения профессиональной этики, исторического нравственного опыта и системы духовных ценностей (И. М.

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism

Шадрина, 2015). Как

«сложноструктурированное, многогранное образование» (Л.П. Илларионова) профессиональная этическая культура включает в себя ряд структурообразующих компонентов - социально-нравственную зрелость (мотивы, потребности, интересы и нравственные качества личности), этико-педагогическую направленность (этико-профессиональную направленность применительно не к учительским профессиям - Е.Ц.), теоретико-методическую (практико-о р и е н т и р о в а н н у ю - Е . Ц . ) подготовленность (Л. П. Илларионова, 2012). Относительно спортивной практики фундаментальных исследований касаемо структуры этической культуры спортивного тренера на сегодняшний момент не наблюдается. Тем не менее можно выделить ряд родственных заявленной тематике разработок. В частности, речь идет:

- о биоэтическом аспекте профессионального спорта. Отмечается, что достижения генной инженерии и молекулярных биотехнологий серьезно влияют на техническую подготовку атлетов и обеспечивают высокие результаты благодаря глубокому воздействию на физиологию спортсменов и даже их гендерный статус без проектирования отдаленных последствий подобных вмешательств. В данной ситуации именно этическая компонента должна стать критерием эффективности подобных новаций, т.е. интересы и здоровье должны превалировать над интересами спорта, науки, политики и любыми другими интересами (И.Е. Смирнов, 2014; А.Я. Иванюшкин, 2014;

В.И. Смирнов, 2014; С.Д. Поляков 2014; Б.Г. Юдин, 2000);

- о теоретико-методологическом обосновании феномена спортивной культуры личности. На основе системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов под спортивной культурой личности понимают «целостную, системно организованную и личностно обусловленную характеристику человека как субъекта спортивной деятельности, адекватную ее целям и содержанию и обеспечивающую личностное присвоение и создание ценностей спорта как социокультурного феномена» (В.А. Бурцев, 2015; Е.В. Бурцева, 2015; Н.Д. Бобырев, 2015, с.5659];

- о структурном обосновании феномена спортивной культуры личности, включающем в качестве стержневого аксиологический компонент, а также в равной мере значимые рефлексивно-деятельностный, когнитивный, социально-коммуникативный и эмоционально-волевой компоненты (И.Н. Селивестрова, 2017; А.М. Кузьмин, 2017; А. А. Афанасьев, 2017); о содержании педагогической технологии формирования социально-духовных ценностей в структуре физической культуры личности студента (Г.М. Соловьев, 2013).

Обобщая сказанное, можно выделить ряд методологических посылок в исследовании этической культуры спортивного тренера:

- в понимании характера этической культуры спортивного тренера важно учитывать его гендерную принадлежность, уровень достижений на тренерском поприще и уровень личной успешности в спорте;

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism

- концепция этического культуры спортивного тренера должна опираться как на формально оговоренные, так и на нравственно укоренившиеся постулаты отношения данной категории специалистов к воспитанникам, к своему месту в физкультурно-спортивной среде, к социуму в целом;

- об этической культуре спортивного тренера можно говорить как о производной от общечеловеческой системы ценностных координат и одновременно делать акцент на ее компетентностной составляющей. Для специалиста важно не только знание определенных этических норм и их принятие, но и желание актуализировать эти нормы на практике.

В структурном отношении этическая культура спортивного тренера базируется на понимании им своей миссии - основного и конечного смысла его профессиональной деятельности; смысла, который может весьма разниться - от воспитания здоровых и нравственно состоявшихся людей до стремления достичь максимально возможные спортивные результаты гуманистическим либо любым другим путем; смысла, который во многом опирается на установки тех учебных заведений, спортивных федераций и клубов, где трудится данный специалист. В свою очередь, понимание

миссия профессиональной д

личной профессиональной миссии экстраполируется в видение тренером своего места и роли в решении обозначенных перспектив - как человека, определяющего жизненный путь своего воспитанника либо как специалиста, центрирующего свои усилия на ф о р м и р о в ан и и у под о п еч н ы х двигательных и силовых навыков. Предметным воплощением сознательно осмысленных либо интуитивно ощущаемых выше позиций служит овладение тренером рядом жизненно-поведенческих компетенций, к которым следует отнести:

- стремление иметь достоянный внешний вид в контексте представляемой тренером спортивной деятельности;

- способность активировать палитру усвоенных общенческих навыков относительно воспитанников, их родителей, администрации и коллег по работе;

- способность эстетически осмыслить и делать попытки реально преобразовать место организации тренировочного процесса;

- умение осмыслить полученные воспитанниками спортивные результаты с точки зрения анализа уровня собственного профессионального мастерства (Рис. 1).

спортивного тренера

видение тренером своего места и роли в решении обозначенных перспектив

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism

овладение тренером рядом жизненно-поведенческих компетенций

стремление иметь достойный внешний вид

способность активировать палитру усвоенных общенческих навыков

способность эстетически осмыслить

и делать попытки реально преобразовать место организации тренировочного процесса

умение осмыслить

полученные результаты с точки зрения анализа уровня собственного профессионального мастерства

Рисунок 1 - Структура этической культуры спортивного тренера

На основе понимания данной с т р у к ту р ы о б ъ е к том н а ш е го социологического исследования стали профессионально-этические взгляды белорусских тренеров, работающих с юными атлетами в возрасте до 15 лет. Было опрошено путем анонимного анкетирования 1.540 респондентов, представляющих разные виды спорта (водные виды спорта, зимние виды спорта, игровые виды спорта, легкую атлетику, гимнастику, гребные виды спорта, в е л о с и п е д н ы й с п о р т, л е д о в ы е в и д ы спорта) и разные учебные заведения (спортивные классы средних школ, спортивные школы, спортивные секции и

кружки) в Минске и регионах. Обработка результатов в первом приближении показала следующее.

Основным мотивами занятия тренерской работой с детьми для респондентов является возможность проявить самостоятельность в выборе форм и методов работы и собственно любовь к детям. Далее, по мере убывания, следуют возможность личного карьерного роста, перспектива привести своих подопечных в большой спорт, нефиксированное рабочее время и материальное вознаграждение (Рис.2)

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism

Возможность проявить самостоятельность в подборе учеников Возможность проявить самостоятельность в выборе форм и методов работы Работа по расписанию в отличие от офисных служащих

Личный карьерный рост Заработок Желание работать с детьми Возможность привести своих подопечных в большой спорт

Рисунок 2 - Ответы респондентов на вопрос «Что прежде всего привлекает Вас в профессии детского спортивного тренера (определитесь по каждой позиции, оценив ее по десятибалльной шкале, 10 - высший балл, 1 - низший балл)», средний балл

Свою профессиональную миссию респонденты видят прежде всего в воспитании из своих подопечных достойных людей; хотят видеть их крепкими, здоровыми и успешно выступающими на детско-юношеских спортивных соревнованиях. В заметно

меньшей степени их волнует достижение в о с питанни ками ф и з ич е ского совершенства и подготовка их к профессиональной деятельности в сфере спорта (Рис. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Успешное выступление на детско-юношеских спортивных соревнованиях

Обеспечение воспитанникам крепкого здоровья

Пополнение рядов специалистов в области физической культуры и спорта

Воспитание достойных людей

Достижение учениками физического совершенства

Приобщение воспитанников к здоровому образу жизни

Подготовка будущих профессиональных спортсменов

25

50

75

0

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism

Рисунок 3 - Ответы респондентов на вопрос «В чем Вы видите свою основную профессиональную миссию», %

О п р аш и в а е м ы е с ч и т а ю т чрезвычайно важным иметь достойный внешний вид, однако не связывают это напрямую с поддержанием собственной спортивной формы (Табл. 1, 2).

Серьезное значение для тренеров имеет материально-техническая база занятий и эстетическое оформление тренировочного помещения, над чем

Таблица 1 - Ответы респондентов на вопрос «Для Вас имеет значение Ваш внешний вид в процессе тренировки детей - одежда, обувь, прическа и т.п. (один вариант ответа)», %

большинство из них активно работает, причем по личной инициативе (Табл. 3, 4, 5).

Таблица 3 - Ответы респондентов на вопрос «Какие принципы в работе с воспитанниками

являются для Вас главными (один вариант ответа)», %

№ п/п Варианты ответов Количество голосов

3.1 Старший товарищ-младший товарищ 52,8

3.2 Командир-подчиненный 20,8

3.3 Старший брат-младший брат 26,4

№ п/п Варианты ответов Количество голосов

1.1 Да, это важно 100

1.2 Не считаю эти факторы принципиальными 0

Таблица 2 - Ответы респондентов на вопрос «Вы поддерживаете собственную спортивную форму (один вариант ответа)», %

№ п/п Варианты ответов Количество голосов

2.1 Обязательно поддерживаю 52,8

2.2 В принципе, стараюсь 34

2.3 Не считаю это важным 13,2

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism

3,4

Нападающий-покоренный

Таблица 4 - Ответы респондентов на вопрос «Вы заботитесь об улучшении материально-технической базы для своих занятий - подаете заявки на приобретение инвентаря, лично убеждаете руководство, находите спонсоров и т.п. (один вариант ответа)», %

0

№ п/п Варианты ответов Количество голосов

4.1 Делаю это регулярно 86,8

4.2 Не считаю это целесообразным - от меня мало что зависит 13,2

Таблица 5 - Ответы респондентов на вопрос «Каковы Ваши типичные взаимоотношения с коллегами (один вариант ответа)», %

№ п/п Варианты ответов Количество голосов

5.1 Дружеские 100

5.2 Сугубо деловые 0

5.3 Напряженные 0

5,4 Безразличные 0

Немногим более половины респондентов считают, что с воспитанниками следует строить отношения как с людьми, близкими по взглядам и роду деятельности. И преимущественно именно они считают

возможным поддерживать с подопечными постоянную обратную связь. Остальные придерживаются модели братских о т н о ш е н и й л и б о к о м а н д н о -административных (Табл. 6, 7).

Таблица 6 - Ответы респондентов на вопрос «Для Вас имеет значение эстетическое оформление спортивного помещения для занятий с детьми (один вариант ответа)». %

№ п/п Варианты ответов Количество голосов

6.1 Да

6.2 Нет

Таблица 7 - Ответы респондентов на вопрос «Вы сами занимаетесь эстетическим

оформлением спортивного помещения, где занимаетесь с детьми (один вариант ответа)», %

№ п/п Варианты ответов Количество голосов

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism

7.1 Делаю это только по требованию руководства 13,2

7.2 Делаю это по собственной инициативе 73,6

7.3 Никогда этим не занимаюсь 13,7

Контакт с юными атлетам заметное принести свои извинения в том случае,

большинство респондентов при любой если были не правы (Табл. 8, 9).

модели общения устанавливает без особого труда и не считает зазорным

Таблица 8 - Ответы респондентов на вопрос «Вы находите контакт с администрацией для решения производственных вопросов, трудностей (один вариант ответа)», %

№ п/п Варианты ответов Количество голосов

8.1 Быстро и без особого труда 80,2

8.2 С большими усилиями, но нахожу 6,6

8.3 Нахожу крайне редко 13,2

Таблица 9 - Ответы респондентов на вопрос «Вам, как правило, требуется время для установления контакта с воспитанниками (один вариант ответа)», %

№ п/п Варианты ответов Количество голосов

9.1 Нет, контакт устанавливается сразу и без особого труда 72,6

9.2 Да, мне необходимо некоторое время для установления такого контакта 27,4

9.3 Контакт устанавливаю очень долго и с большим трудом 0

Типичная манера общения с учениками у большинства респондентов яркая и эмоциональная либо спокойная. Соответственно и требования к

подопечным высказываются в педагогически приемлемой манере (Табл. 10, 11).

Таблица 10 - Ответы респондентов на вопрос «Вы, как правило, пытаетесь отстаивать интересы своих подопечных на соревнованиях в случае низкой судейской оценки (один вариант ответа)», %

№ п/п

Варианты ответов

Количество голосов

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism

10.1 Нет, судья всегда прав 34

10.2 Да, могу попросить судей прокомментировать свои оценки, могу обратиться в федерацию своего спорта с жалобой, подать апелляцию 66

Таблица 11 - Ответы респондентов на вопрос «Вы стремитесь установить контакт с

родителями воспитанников (один вариант ответа)», %

№ п/п Варианты ответов Количество голосов

11.1 Когда в этом есть необходимость 66

11.2 В обязательном порядке 34

11.3 Мне это не нужно 0

Однако касаемо последней позиции респонденты немного лукавят, так как отвечая на проверочный вопрос о том, всегда ли они могут держать себя в руках, почти сорок процентов призналась, что

грешит эмоциональными «всплесками», а каждый четырнадцатый прямо указал, что владеть собой в стрессовых ситуациях с детьми не может (Табл. 12, 13).

Таблица 12 - Ответы респондентов на вопрос «Вы интересуетесь мнением воспитанников о тренировочном процессе (один вариант ответа)», %

№ п/п Варианты ответов Количество голосов

12.1 Только когда возникают проблемы 19,8

12.2 Постоянно 60,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12.3 Я и сам все вижу 19,8

Таблица 13 - Ответы респондентов на вопрос «В процессе работы Вы всегда можете держать себя в руках (один вариант ответа)», %

№ п/п Варианты ответов Количество голосов

13.1 Практически всегда 53,8

13.2 Бывают эмоциональные «всплески» 39,6

13.3 Пока не научился 6,6

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism

Косвенно эту мысль подтверждает и производственную деятельность (Табл.

тот факт, что четверть опрошенных 14).

являются людьми настроения, а, невольно п р о е ц и р у ю т с в о и э м о ц и и н а

Таблица 14 - Ответы респондентов на вопрос «Вы нуждаетесь в повышении своего образовательного уровня (один вариант ответа)», %

№ п/п Варианты ответов Количество голосов

14.1 Мне достаточно знаний, умений и навыков, полученных в вузе 0

14.2 Мой самый главный учитель - моя работа 13,2

14.3 Считаю, что нуждаюсь в постоянном познании нового 86,8

Весьма показательна реакция тренеров на возникающие у их воспитанников проблемы и неудачи. Подавляющее большинство пытаются найти причину в собственной работе.

Однако смущает тот факт, что более половины респондентов в своих устных высказываниях переходят на личность подопечного (Табл. 15, 16).

Таблица 15 - Ответы респондентов на вопрос «Ваше настроение распространяется на Вашу работу (один вариант ответа)», %

№ п/п Варианты ответов Количество голосов

15.1 Да, я человек настроения 26,4

15.2 Нет, стараюсь чтобы на работе у меня было только «рабочее настроение» 73,6

Таблица 16 - Ответы респондентов на вопрос «Когда на работе случаются неудачи, каков ход Ваших рассуждений (один вариант ответа)», %

№ п/п Варианты ответов Количество голосов

16.1 Думаю о неперспективности своих подопечных 0

16.2 Ищу внешние причины - отсутствие помощи со стороны коллег и администрации, плохое расписание тренировок, плохое личное самочувствие и т.п. 13,2

16.3 Пытаюсь проанализировать собственную работу 86,8

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism

Тем не менее, почти все респонденты сходятся в том, что к любому воспитаннику нужен индивидуальный поход (Табл. 17).

Таблица 17 - Ответы респондентов на вопрос «Когда Вы оцениваете плохую работу подопечных на тренировке, на что Вы обращаете внимание (один вариант ответа)», %

№ п/п Варианты ответов Количество голосов

17.1 На низкое качество выполнения поставленных задач 46,2

17.2 На низкое качество выполнения поставленных задач и скромные способности ученика 19,8

17.3 На низкое качество выполнения поставленных задач, скромные способности ученика и его сомнительные морально-нравственные качества 34

Примечательно отношение респондентов к критическим замечаниям в свой адрес со стороны коллег по работе и родителей воспитанников. В то время, когда с коллегами респонденты почти в равной мере готовы как дискутировать и Таблица 18 - Ответы респондентов на вопрос воспитанника, какие приемы Вы, как правило,

спорить, так и сделать паузу для понимания и осмысления проблемы с родителями подопечных ни ведут себя более сдержанно (Табл. 18, 19).

«Если Вам необходимо что-то потребовать от используете (один вариант ответа)», %

№ п/п Варианты ответов Количество голосов

18.1 Делаю серьезное выражение лица и соответствующую интонацию голоса 73,6

18.2 Делаю грозное выражение лица и соответствующую интонацию голоса 26,4

18.3 Начинаю угрожать 0

18,4 Перехожу на крик и угрозы 0

Таблица 19 - Ответы респондентов на вопрос «Вас можно назвать терпеливым тренером

(один вариант ответа)», %

№ п/п Варианты ответов Количество голосов

19.1 Да 66

19.2 Не всегда 34

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism

19.3

Нет

Респонденты без труда устанавливают контакт с коллегами по работе и администрацией учебного заведения, где трудятся (Табл. 20, 21).

Таблица 20 - Ответы респондентов на вопрос «Вы допускаете обсуждение качества работы других тренеров в присутствии учеников (один вариант ответа)», %

0

№ п/п Варианты ответов Количество голосов

20.1 Да 0

20.2 Иногда случается 27,4

20.3 Нет 72,6

Таблица 21 - Ответы респондентов на вопрос «Вы допускаете обсуждение качества работы других тренеров с родителями учеников (один вариант ответа)», %

№ п/п Варианты ответов Количество голосов

21.1 Да 13,2

21.2 Иногда случается 33,0

21.3 Нет 53,8

Однако по вопросу установления контакта с родителями воспитанников позиция тренеров не столь однозначна - более половины не считает подобный контакт необходимым ( Табл. 22).

Таблица 22 - Ответы респондентов на вопрос «Какова Ваша типичная манера разговора с учениками (один вариант ответа)», %

№ п/п Варианты ответов Количество голосов

22.1 Спокойная 39,6

22.2 Яркая, эмоциональная 53,8

22.3 Крикливая 6,6

В случае возникновения спорных моментов в соревновательной практике позиции респондентов так же разнятся. Более трети считает, что с воспитательной точки зрения юный атлет должен уяснить,

что судья всегда прав, однако большая часть готова отстаивать интересы своих подопечных (Табл. 23).

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism

Таблица 22 - Ответы респондентов на вопрос «Какова Ваша типичная манера разговора с учениками (один вариант ответа)», %

№ п/п Варианты ответов Количество голосов

22.1 Спокойная 39,6

22.2 Яркая, эмоциональная 53,8

22.3 Крикливая 6,6

Сомнительна с профессионально- учеников, также в присутствии учеников с

этической точки зрения теза респондентов другими лицами (Табл. 24, 25).

о возможности обсуждения качества работы других тренеров с родителями

Таблица 24 - Ответы респондентов на вопрос «На Ваш взгляд, в спорте нужен индивидуальный подход к воспитаннику (один вариант ответа)», %

№ п/п Варианты ответов Количество голосов

24.1 Все зависит от вида спорта 6,6

24.2 Нужен в любом виде спорта 93,4

Таблица 25 - Ответы респондентов на вопрос «Как Вы относитесь к противоположному мнению, высказанному коллегами (один вариант ответа)», %

№ п/п Варианты ответов Количество голосов

25.1 Отвергаю с лету 0

25.2 Начинаю дискутировать и спорить 46,2

25.3 Делаю вид, что не услышал 0

25.4 Делаю паузу, чтобы понять и осмыслить 53,8

25.5 Вступаю в конфликт 0

Однако есть надежда, что стремление респондентов постоянно повышать свою квалификацию приведет их к переосмыслению таких и подобных им ситуаций (Табл. 26)

Таблица 26 - Ответы респондентов на вопрос «Как Вы относитесь к противоположному мнению, высказанному родителями учеников (один вариант ответа)», %

ISSN 2414-0244

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism

№ п/п Варианты ответов Количество голосов

25.1 Отвергаю с лету 0

25.2 Начинаю дискутировать и спорить 26,4

25.3 Делаю вид, что не услышал 0

25.4 Делаю паузу, чтобы понять и осмыслить 73,6

25.5 Вступаю в конфликт 0

Результаты социологического опроса позволяют заключить следующее. Белорусские тренеры, работающие в области массового спорта, строят взаимоотношения с воспитанниками на гуманистических позициях и видят свою основную задачу в укреплении духовного и физического здоровья подопечных при безусловном стремлении подготовить их к достойному выступлению на спортивных соревнованиях. Тренеры общительны, дружелюбны, стремятся эстетически осмыслить собственный внешний облик и место своей работы. Для них важно духовное единение с воспитанниками,

рефлексирование собственного профессионального уровня, стремление совершенствовать себя. Тем не менее, у респондентов наблюдаются определенные проблемы с эмоциональной составляющей в процессе обсуждения спортивных неудач юных атлетов и очевидные нарушения педагогической этики касательно коллег по цеху. Это требует дальнейших социологических исследований применительно к отдельным видам спорта, стажу работы тренеров и гендерной составляющей.

Библиографический список

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок: монография. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2005. 378 с.

Бобриков, В.Н., Шаров, А.В. Формирование профессиональной этики специалиста в процессе его профессиональной подготовки // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 2(6). С. 128-131.

Бурцев, В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. Педагогические науки. 2015. № 2. С.5655-5659.

Валеева, Г.В., Игнатов, Д. А. Инновационные технологии в физическом воспитании и спорте: материал. Всероссийской научно-практическая конференция с международным участием, посвященной 40-летию факультета физической культуры, Тула, 23-24 ноября

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism

2017 г. Тула: Тульское производственное полиграфическое предприятие, 2017. С. 495-499.

Венжега, Р.А., Хара, В.П. Правовая ответственность в сфере спорта // Право Донецкой Народной Республики. 2017. № 1. С. 10-19.

Визитей, Н.Н., Манолаки, В.Г. Спорт и идея Олимпизма (философско-культурологический анализ проблемы) // Наука и спорт: современные тенденции. 2013. № 1. С. 57-68.

Геращенко, Н.В., Геращенко, И.Г. Роль гуманистической психологии в физкультурном образовании // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2018. 1(23). С. 97-104.

Жбырь, О.Н., Мокрова, А.Ю. Правовое регулирование спорта глазами спортсмена // Юридический Вестник казанского государственного университета. 2014. № 3(20). С. 26-28.

Золотарева, К.В. Социологические аспекты физической культуры и спорта // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сб. статей XXIV Всерос. круглого стола; Орел, 2016 г.. Орел: Орловский юридический институт МВД РФ им. В В. Лукьянова, 2016. С. 252-255.

Иванова, М.В. Формирование профессионально значимых компонентов Я-концепции личности будущих специалистов по физической культуре и спорту (гендерный аспект) // Профессиональное образование. 2011. № 6. С. 29-32.

Илларионова, Л.П. Профессионально-этическая культура социального педагога и основы ее формирования в вузе // Человеческий капитал. 2012. № 2(38). С. 73-75.

Казантинова, Г.М., Чарова Т.А. Этика и эстетика в профессиональной деятельности специалиста: монография. Волгоград: ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ, 2015. 144 с.

Камбарова, К.У, Тойчубеков, М. Актуальные проблемы философии и спорта // Вестник КГАФКиС. 2017. № 2(17). С. 180-185.

Коровин, С.С., Маролошвило, Л.Н. Ценности физической культуры: структура, характеристики // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 3(20). С. 287-293.

Лигостаева, Н.Д., Матвеева, А.В. Спорт как репрезентация культурных смыслов // Устойчивое развитие науки и образования. 2017. № 8. С. 92-99.

Михайлова, Н.В. К вопросу о культуре - в профессиональную физическую культуру будущих педагогов // Воспитание в XXI веке: новые подходы, преемственность традиций, перспективы: сб. статей Междунар. науч.-прак. конф., г. Оренбург, 26-27 мая 2004 г.; Оренбургский гос. пед. ун-т. Оренбург: Оренбургский гос. пед. ун-т, 2004. С. 106-109.

Пельменев, В.К. Социальные ценности физической культуры в жизни человека. Вестник РГУ им. И. Канта, 2006. Вып. 3. С. 25-29.

Профессиональная этика: функции, принципы и особенности // Портал «Гармоничное развитие личности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. mystroimmir.ru>moyput/etika.html. Дата доступа: 23.03.2020.

Селивестрова, И.Н., Кузьмин А.М., Афанасьев А.А. Анализ феномена «спортивная культура личности студента» // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/21PDMN217.pdf. Дата доступа: 29.03.2020.

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism

Смирнов, И.Е., Иванюшкин А.Я., Смирнов В.И., Поляков С.Д. Спорт высших достижений в

свете биоэтики // Российский педагогический журнал. 2014. № 1. С. 53-59. Соловьев, Г.М. Содержание педагогической технологии формирования социально-духовных ценностей в структуре физической культуры личности студента // Педагогическое образование и наука. 2013. № 4. С. 26-31. Столяров, В.И. Развитие философии спорта и российская философская школа гуманистического и диалектического анализа спорта // Вопросы философии. 2017. № 8. С. 204-214.

Шадрина, И.М. Этическая культура учителя как метауровень нравственной культуры //

Человек в мире культуры. 2015. № 2. С. 37-40. Юдин, Б.Г. Здоровье: факт, норма и ценность // Мир психологии. 2000. № 1. С. 54-68. Яковлев, С.В. Базовая культура личности и ее ценностные основания // Воспитание ценностных оснований личности: монография. 2-е изд., Москва: ИНФРА-М, 2020. 148 с.

References

1. Bakshtanovsky V. I., Sogomonov Yu. V. (2005). Ethics of the profession: mission, code, act:

monograph. Tyumen: research Institute of applied ethics of TSOGU. 378 p.

2. Bobrikov, V. N., Sharov, A.V. (2012). Formation of professional ethics of a specialist in the

process of his professional training. Professional education in Russia and abroad. 2(6). Pp. 128-131.

3. Burtsev, V. A., Burtseva E. V., Bobyrev N. D. (2015). Theoretical and methodological aspects of

sports culture of the individual. Fundamental research. Pedagogical science. no. 2. Pp. 5655-5659.

4. Valeeva, G. V., Ignatov, D. A. (2017). Innovative technologies in physical education and sport:

material. All-Russian scientific and practical conference with international participation, dedicated to the 40th anniversary of the faculty of physical culture, Tula, November 23-24, 2017. Tula: Tula production printing enterprise. Pp. 495-499.

5. Venzhega, R. A., Khara, V. P. (2017). Legal responsibility in the field of sports. Law Of The

Donetsk People's Republic. No. 1. C. 10-19.

6. Visitey, N. N., Manolaki, V. G. (2013). Sport and the idea of Olympism (philosophical and

cultural analysis of the problem) / / Science and sport: modern trends. No. 1. P. 57-68.

7. Gerashchenko, N. V., Gerashchenko, I. G. (2018). the Role of humanistic psychology in physical

education. Physical education and sports training. 1(23). Pp. 97-104.

8. Zhbyr, O. N., Mokrova, A. Yu. (2014). Legal regulation of sport through the eyes of an athlete.

Legal Bulletin of the Kazan state University. 2014. 3(20). Pp. 26-28.

9. Zolotareva, K. V. (2016). Sociological aspects of physical culture and sport // Improving the

physical training of law enforcement officers: collection of articles XXIV all-Russian. round table; Orel, 2016. Orel: Orel law Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation named after V. V. Lukyanov, 2016. Pp. 252-255.

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism

10. Ivanova, M. V. (2011). Formation of professionally significant components of the Self-concept of the personality of future specialists in physical culture and sports (gender aspect). Professional education. no. 6. Pp. 29-32.

11. Illarionova, L. P. (2012). Professional and ethical culture of a social teacher and the basis of its formation in higher education. Human capital

12. Kazantinova, G. M., Charova T. A. (2015). Ethics and aesthetics in the professional activity of a specialist: monograph. Volgograd: Fgbou VPO Volgograd GAU. 144 p.

13. Kambarova, K. U., Toychubekov, M. (2017). Actual problems of philosophy and sport. Vestnik Kgafkis. 2(17). Pp. 180-185.

14. Korovin, S. S., Maroloshvilo, L. N. (2017). Values of physical culture: structure, characteristics. Bulletin of Samara scientific.Vol. 6. 3(20). Pp. 287-293.

15. Ligostaeva, N. D., Matveeva, A.V. (2017). Sport as a representation of cultural meanings. Sustainable development of science and education. no. 8. Pp. 92-99.

16. Mikhailova, N. V. (2004). On the question of culture-in the professional physical culture of future teachers. Education in the XXI century: new approaches, continuity of traditions, prospects: collection of articles international. science-practice. Conf., Orenburg, may 26-27, 2004; Orenburg state pedagogical University-t. Orenburg: Orenburg state pedagogical University, Pp. 106-109.

17. Pelmenev, V. K. (2006). Social values of physical culture in human life. Bulletin of the Kant Russian state University. Issue 3, Pp. 25-29.

18. Professional ethics: functions, principles and features // The portal "the Harmonious development of the personality" [Electronic resource]. - Access mode: www. mystroimmir.ru>moyput/etika.html. Access date: 23.03.2020.

19. Selivestrova, I. N., Kuzmin a.m., Afanasiev A. A. Analysis of the phenomenon "sports culture of the student's personality" / / Internet magazine "World of science" 2017, Volume 5, number 2 [Electronic resource]. - Mode of access: http://mir-nauki.com/PDF/21PDMN217.pdf. Access date: 29.03.2020.

20. Smirnov, I. E., Ivanyushkin A. Ya., Smirnov V. I., Polyakov S. D. (2014). Sport of higher achievements in the light of bioethics. Russian pedagogical magazine. no. 1. Pp. 53-59.

21. Solovyov, G. M. (2013). Content of pedagogical technology of formation of social and spiritual values in the structure of physical culture of the student's personality. Pedagogical education and science. no. 4. Pp. 26-31.

22. Stolyarov, V. I. (2017). Development of the philosophy of sport and the Russian philosophical school of humanistic and dialectical analysis of sport. Question of philosophy. no. 8. Pp. 204-214.

23. Shadrina, I. M. (2015). Ethical culture of the teacher as a meta-level of moral culture. Man in the world of culture. no. 2. Pp. 37-40.

24. Yudin, B. G. (2000). Health: fact, norm and value. World of psychologyno. 1. Pp. 54-68.

25. Yakovlev, S. V. (2020). basic culture of the individual and its value bases. Education of value bases of personality: monograph. 2nd ed., Moscow: INFRA-M. 148 p.

ISSN 2414-0244

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2020. - № 2 (18). Health, Physical Culture and Sports. 2020, 2(18)

Раздел III. Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм Section III. Physical training, sports and tourism

Вклад авторов:

A — Разработка концепции или дизайн методологии; создание моделей, изучение проблемы B — Применение статистических, математических, вычислительных или других исследований

C — Проведение исследований, в частности — проведение экспериментов или сбор данных D — Подготовка, создание и оформление рукописи Author's Contribution:

A — Concept development or design methodology; creating models, studying the problem B — Application of statistical, mathematical, computational or other studies C — Research, in particular experimentation or data collection D — Preparation, creation and design of the manuscript

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.